Зачем raw конвертор?

Камеры и разнообразнейшие мобильные гаджеты, умеющие фотографировать, уже стали привычными предметами повседневности.

Кому сейчас придёт в голову, например, переписывать какой-то нужный текст, когда можно просто достать смартфон и отщёлкать нужные страницы? Зачем пытаться объяснить на словах, как выглядит что-то, если можно это что-то отснять и потом просто предъявить фото на планшете? Сегодня фотографировать не умеют разве что пылесосы — и то не факт, что скоро производители не научат делать это и их тоже. Вон, камеры, не требующие питания, уже сделали. Зачем raw конвертор? Совершенно закономерным этапом совершенствования цифровой техники стал тот факт, что формат RAW вырвался из рамок профессиональных зеркальных фотоаппаратов и стал появляться и в «мыльницах», компактах и даже в смартфонах/планшетах. И если вы являетесь обладателем девайса, поддерживающего функцию съёмки в RAW, но не знаете, что это и с чем это едят — вам под кат. Формат RAW — довольно интересная и дающая массу творческих возможностей штука, хотя и требующая умения с собой обращаться… Пост расчитан на новичков и тех, кто совершенно не в теме RAW-файлов. Любители фотографии вряд ли найдут здесь для себя что-либо новое, но могут помочь новичкам в х. 😉

Achtung! Под катом тяжеловесные GIF'ки.

Формат RAW (в переводе с английского значит «сырой») представляет собой набор чистых сигналов, полученных прямо с матрицы фотоаппарата. Это означает, что файл такого формата, строго говоря, и не является фотографией. Это своего рода негатив, который затем нужно «проявить» — выставить его параметры (экспозицию, яркость, контраст, баланс белого, резкость, насыщенность) и преобразовать в итоговый файл формата JPEG (а лучше TIFF), который уже можно будет просмотреть, отредактировать и напечатать. То есть, в сущности, даже простая любительская камера-«мыльница», производя снимок по нашей команде, первоначально сохраняет в свою внутреннюю память именно эти самые сырые данные (прошедшие лишь автоматическую калибровочную обработку), но затем сразу же обрабатывает их по заданному алгоритму (в соответствии с выставленной программой съёмки), сохраняет и выдаёт на экран предпросмотр уже готового снимка в JPEG или TIFF.

Зачем raw конвертор?

Добиться таких красот без постобработки очень тяжело. Технически это выглядит следующим образом:

  1. Фотограф нажимает кнопку спуска, матрица камеры «снимает» световой поток, который преобразуется в аналоговый сигнал.
  2. Сигнал поступает на обработку в микропроцессор, который интерполирует данные из сенсоров, применяет выставленные пользователем (или в авторежиме) значения баланса белого, экспокоррекции, насыщенности и т.д.
  3. Полученные результаты конвертируются в цифровой вид и сохраняются в память камеры в JPEG или TIFF-файл.

Понятно, что после этого изменить базовые характеристики кадра вроде баланса белого или контрастности будет затруднительно, так как результаты съёмки записаны в формат, исключающий всю «лишнюю» информацию: только итоговый цвет каждой конкретной точки. Глубокая правка JPEG сродни сканированию готовой дипломной работы ради исправления одной опечатки. А вот если на руках у фотографа есть чистые исходные данные с матрицы — другое дело! Поэтому современная фототехника, как правило, умеет сохранять и их тоже — в файлы формата RAW. Для чего это нужно? Ответ очевиден — фотограф сумеет добиться гораздо большего качества итогового изображения и получит существенно более широкое поле для творческих экспериментов, если будет конвертировать RAW вручную на мощном стационарном компьютере или ноутбуке с помощью специального

Зачем raw конвертор?

Сделать из обычного леса и цветочной поляны чуть ли не инопланетный пейзаж? Проще простого!

Поэтому профессионалы всегда, когда это возможно и имеет смысл, снимают именно в RAW, чтобы затем «выжать» из сырых данных максимум возможностей без потери качества изображения и при необходимости исправить некоторые допущенные при съёмке ошибки выставленных параметров. Ведь ни для кого не секрет, что даже профессионалы иногда могут упустить из виду какой-нибудь параметр — что уж говорить про обычных пользователей…

В чем же достоинства формата RAW, что он так популярен в профессиональной среде? Помимо самого факта возможности глубокой редактуры снимков, можно отдельной строкой упомянуть следующие преимущества:

  • в RAW сохраняются все полученные значения для каждой точки за весь период экспонирования матрицы — то есть в RAW доступен весь цветовой охват камеры, на которую производится съёмка;
  • возможность ручной коррекции недостатков фото, связанных со свойствами объектива, а также исправление (до определенных значений) ошибок экспонирования;
  • при сохранении снимка искажения преобразования не превышают 1%;
  • большие возможности изменения кадра, сделанного в ультрафиолетовом или инфракрасном свете;
  • возможность осветлять или затемнять отдельные участки кадра (при том, что, например, в том же JPEG по большей части возможно только осветление);
  • возможность выбора конечного формата сохранения изображения.

Разумеется, у RAW есть и свои недостатки. Это:

  • большой размер файлов, по причине чего место на карте/в памяти камеры заканчивается быстрее, чем при съёмке в JPEG;
  • предыдущий пункт ведёт к тому, что для серийной съёмки требуется большой буфер памяти в камере и высокоскоростная карта памяти;
  • недорогие камеры долго «думают», снимая в RAW (из-за медленного буфера, расчитанного на JPEG’и);
  • отсутствие унификации кодировки самих файлов — у каждого производителя камер он свой.

Как уже было сказано выше, для RAW нет единого формата кодировки, так как каждый производитель реализует его по-своему: у Canon это CR2, у Nikon — NEF, у Sony — ARW и так далее. Поэтому выбор софта для обработки RAW выбирается каждым фотографом исходя из используемой им фототехники. Обычно нужный софт поставляется в комплекте с фотоаппаратом. Его главное преимущество — бесплатность. Но кроме того, рынок ПО предлагает и независимые программы, поддерживающие большинство кодировок RAW, либо умеющие конвертировать их в свой специфический формат. Не имеет смысла подробно останавливаться на всех популярных программах для работы с RAW, мы лишь упомянем две самые подходящие для начинающих. Делать первые шаги проще всего с помощью «родного» софта для вашей камеры, если производитель предоставляет таковой.

Владельцы камер Nikon могут воспользоваться приложением от производителя — Capture NX-D. Данный продукт бесплатен и может быть свободно скачан с официального сайта Nikon.

Преимущества NX-D заключаются в легковесности, простоте интерфейса, а также возможности сравнения изображений и наличию пакетной обработки параллельно с комплексный редактированием.

Из минусов — отсутствие возможности редактирования отдельных фрагментов фото.

Зачем raw конвертор?

Для обработки снимков, сделанных с помощью фотоаппаратов Canon, существует официальная программа Digital Photo Professional. Это проверенный временем софт, существующий достаточно давно, но регулярно и оперативно обновляющийся.

Она бесплатна (требуется только указать серийный номер фотоаппарата при скачивании программы с сайта Canon), при этом имеет достаточно широкий функционал и пользуется популярностью не только у любителей, но и профессионалов.

Главный плюс — очень простой интерфейс, благодаря которому программа осваивается очень быстро.

Зачем raw конвертор?

Среди универсальных конвертеров RAW в первую очередь следует выделить опенсорсный Raw Therapee.

При том, что распространяется бесплатно, это приложение имеет функционал, практически ничем не уступающий большинству платного софта: интегрированный файловый менеджер, функция предварительного просмотра изменений, система рейтинга снимков, удобный и понятный интерфейс, пакетная обработка. Всё просто, наглядно и понятно.

Зачем raw конвертор?

Ну и самые популярные у фотографов всего мира конвертеры — это продукты компании Adobe (платные): Camera Raw и Lightroom.

Работать в Camera Raw имеет смысл для тех, кто снимает немного и кому требуется широкая доработка готового снимка уже с помощью традиционных инструментов в Photoshop.

Если же обширная ретушь не требуется — можно работать в Lightroom: он проще, не так требователен к ресурсам, заточен именно под «проявку» RAW’ов и имеет встроенные средства каталогизации и создания слайд-шоу.

Следует отдельно отметить, что неоднократно предпринимались попытки унифицировать форматы кодировки RAW, и именно компания Adobe добилась в этом более-менее стабильных результатов, разработав собственную кодировку DNG. Разработка оказалась довольно успешной, и на сегодняшний день её «переваривает» не только сторонний софт, но и многие специализированные программы от производителей самой фототехники.

Редактирование RAW (цифровая «проявка» полученных «негативов») во всех редакторах выглядит примерно одинаково. Основные манипуляции проводятся с помощью гистограммы, нескольких ползунков, отвечающих за настройку определённых параметров фотографии, а также различных дополнительных меню, в которых можно провести небольшую ретушь, не прибегая к помощи фоторедактора. Мы же остановимся только на самом основном: редактировании непосредственно данных, полученных с матрицы. Многие RAW-конвертеры предлагают не только редактировать общую экспозицию, но и отдельно увеличить / уменьшить полученные значения для каждой точки, в зависимости от того, к какой группе оттенков она относится. Зачем raw конвертор? Большинство редакторов делят фотографии на пять частей, у четырёх из которых есть собственные названия: оттенки чёрного, тени, света и оттенки белого. Зачем raw конвертор? Всё, что находится между «тенями» и «светами» (или «бликами») — средние тона — редактируется непосредственно общей настройкой экспозиции. Зачем raw конвертор? Манипулируя раздельными участками можно расширить или сузить динамический диапазон снимка: получить псевдо-HDR из одного RAW-кадра или, наоборот, очень контрастную картинку из ничем не примечательного пасмурного пейзажа.

Зачем raw конвертор?

Дым вряд ли был бы настолько контрастным и атмосферным при съёмке в JPEG.

Источник: https://habr.com/post/378877/

Сравниваем RAW-конвертеры

Каждый фотограф может выбирать для себя наиболее подходящий RAW-конвертер, но какой из них лучше? В каком работать удобнее? Какой дает наиболее хорошие результаты обработки?

Зачем raw конвертор?

В сравнительных тестах будут участвовать конвертеры: Lightroom 4.1 build 829322 (LR), Capture One Pro 6.4.1 build 57301 (C1), DxO Optics Pro 7.2 build 104 (DxO), Capture NX 2.3.2 (NX), Bible PRO 5.2.1 (Bible), Raw Photo Processor 4.6.0 build 1584 (RPP). Для теста будут использованы RAW файлы систем PhaseOne P25+, PhaseOne P30+, Nikon D3X, Nikon D800, Nikon D700.

Вся обработка велась с использованием стандартных фильтров и модулей.

На первом тестовом снимке изображена фабрика и река Москва. Фотоаппарат Nikon D800.

Зачем raw конвертор?Зачем raw конвертор?

Зачем raw конвертор?Зачем raw конвертор?

Lightroom сделал снимок слишком синим. Хотя конечно снимок на самом деле был синим, ведь на улице был ясный солнечный день, и небо хорошо отражалось в воде. Так что LR не врет. Он передает реалистичный вид, хотя глазу было бы приятнее видеть меньше синевы.

NX2 так же дал синеву, но вдобавок красное здание получилось не достаточно контрастным и пересвеченным. RPP сделал цвет достаточно хорошим, но общий контраст снимка не достаточен. По цветовой коррекции лидером стал C1. В нем проработка теней, цветов и общий контраст на высоте.

Имеется не значительное смещение в синие тона в некоторых местах, но это практически незаметно.

Следующий кадр с девушкой сделан на PhaseOne P25+. Данную модель цифрового задника поддерживают только С1, LR и RPP. Ни один из них не показал достойный результат. C1 и RPP дали слишком синюю тень, а LR сделал “розовое личико”. Если не брать в учет тени, то можно сказать, что С1 дал самый приятный цвет кожи.

Зачем raw конвертор?Зачем raw конвертор?Зачем raw конвертор?

Следующий снимок с такого же фотоаппарата. Тут все конвертеры проявили себя очень хорошо. При детальном изучении можно заметить желтоватый оттенок на листьях в LR. В C1 зеленый цвет листьев и детализация снимка на высоте, но в RPP зеленый более реалистичен, поэтому в данном случае первенство за ним.

Читайте также:  Как применять команды автоматической настройки изображения как корректирующие слои

Зачем raw конвертор?Зачем raw конвертор?

Следующий снимок сделан также на цифровой задник, но в этот раз это P30+. В данной съемке использовалась цветовая мишень (X-Rite Color CheckerPassport). В LR построение цветового профиля было сделано по ней.

RPP показал очень хорошую детализацию и микроконтраст, но снимок в целом получился не очень хорош. Поучились слишком сухие цвета. LR дал много красного цвета и слабоватый контраст. C1 выдал наиболее качественный результат.

С1 является родным конвертером для цифровых задников, поэтому он дает наиболее качественный результат во всех аспектах.

Еще один снимок с P30+. RPP как и в предыдущем тесте показал отличный контраст на всех уровнях, но цвета снова сухие. У LR и C1 приятный цвет, который максимально близок к реальным цветам. C1 выдал более качественный контраст, поэтому у него еще одна победа, хотя если судить цветопередачу. то LR показал более качественный результат.

И еще раз P30+. RPP снова повторяет свои ошибки с цветом, но дает хороший микроконтраст. По соотношению качества цвета и микроконтраста побеждает снова С1, LR опять на втором месте.

Еще фото с P30+. Все конвертеры показали кардинально разные результаты. Оценки поставить трудно, поэтому просто следует сравнить насколько по-разному конвертеры передают цвета.

И последний снимок с P30+. Тут же бросаются в глаза пятна различного цвета на волосах после обработки RPP. LR дал слегка желтоватый оттенок лица. С1 показал хороший результат.

Теперь разберем снимок, сделанный на 700-ку. Кадр сделан в тяжелых для цветопередачи условиях. На одной части кадра виднеется пасмурное небо, а на другой люминесцентные лампы и свет от них. Кроме того разноцветные стены вносят дополнительную трудность.

DxO и NX2 дали очень не ивой результат, поэтому эти конвертеры стазу отпадают. RPP также облажался. Цвет получился грязным. С1 дал хороший, но слегка перенасыщенный результат.

Bible, который не так уж и известен, показал очень достойный результат, но LR всё же победил.

Теперь перейдем к снимкам, сделанным на D3x. Данные кадры делались в студии с использованием постоянных источников света. Мертвые цвета конвертеров DxO и RPP желтоватые оттенки LR сразу бракуем.

Родной конвертер NX2 продемонстрировал отсутствие деталей и зеленение картинки. Между Bible и C1 победителем стал C1, хотя результат его работы не очень хорош.

С1 показал наиболее реалистичную картинку, хотя Bible продемонстрировал отличные черные цвета.

Следующий снимок сделан с использованием импульсных источников света. DxO отвратительно сконвертировал снимок. Bible дал фиолетовый оттенок на руке. В RPP снимок стал очень темным, что привело к очень высокому контрасту. У LR вышел нейтральный вариант. Из NX2 и C1 победителем стал C1, так как NX2 дал на лице желтоватый оттенок.

Еще один снимок, сделанный на D3x. конвертеры DxO и RPP моментально выбывают из гонки. LR снова демонстрирует нейтральный результат. У NX2 опять получился странный оттенок на лице. В этот раз он зеленый. Bible на этот раз продемонстрировал наиболее натуральные цвета. С1 сделал лицо слегка пересвеченным.

Теперь поработаем с материалом, отснятым на D800. У родного конвертера получилась очень хорошая картинка, очень похожая на HDR. RPP хорошо справился с детализацией облаков, хотя снимок получился с низким контрастом. LR чем-то подобен результату родного конвертера. С1 показал наиболее реалистичную картинку без перенасыщения цветов. Однозначно это лучший вариант.

Вот, что можно сказать в заключении:

  • DxO просто ужасен. Его не спасают все его модули.
  • NX2 не стабилен. У него получаются очень хорошие и очень плохие снимки. Также в нем не достаточно органов управления для изменения параметров.
  • Bible Pro показал хорошие результаты. Он достаточно быстро работает и создает не плохую картинку. В нем есть один огромный минус. Данный конвертер не поддерживает современные камеры и не обновляется.
  • RPP дает слишком правильную, сухую картинку, но он имеет огромный потенциал и в целом не плох.
  • Lightroom достаточно стабилен. Результат всегда хороший, хоть и не без изъянов. Часто происходит смещение в желтые оттенки. Большим плюсом LR является наличие библиотеки изображений и удобная пакетная обработка.
  • Capture One Pro продемонстрировал стабильно отличное качество не зависимо от стиля фотографии и условий съемки.
  • Стоит вернуться к Raw Photo Processor. На следующем снимке изображена роза, с обработкой которой не смог справиться ни один конвертер. Только RPP качественно проработал все красные цвета.

На основе материалов с сайта: http://www.lifestylefoto.ru

Источник: https://www.takefoto.ru/articles/obrabotka_fotografiy/1098_sravnivaem_RAW-konverteryi

Лучшие RAW конвертеры для обработки фотографий

Зачем raw конвертор?Цифровая техника, в том числе фотокамеры, позволяют работать с различными форматами данных. Существует большое количество алгоритмов позволяющих кодировать, обрабатывать и хранить полученные фотографии. При фотосъёмке они не используются. Исключение составляют основные форматы. Это JPEG, RAW и TIFF. Для удобства пользователей существуют утилиты, позволяющие конвертировать один формат в другой. Подробнее про лучшие RAW конвертеры для обработки фотографий можно узнать из данной статьи.

Форматы RAW и JPEG

Зачем raw конвертор?Формат RAW считается оптимальным форматом для фотографирования и хранения снимков. В фотокамерах прошлого века все настройки выполнялись фотографом и на снимке отображалось то, что «увидел» объектив, без какой-либо обработки. Цифровая техника сразу после включения питания фотокамеры начинает «помогать» фотографу. Во время съёмки процессор, на основании встроенных алгоритмов, корректирует параметры настроек и может изменять некоторые из них. А после того как кадр снят, упаковывает его на хранение предварительно пропустив через обработку и сжатие. Все эти процедуры имеют отношение к формату JPEG. В принципе это неплохо для начинающего фотографа, так как фотографии получаются приличного качества и компактного размера, что позволяет сохранить в памяти фотокамеры большое количество фотографий. Так на карте 4,0 Гб, при разрешении фотокамеры 12 Мп, можно разместить примерно 1 100 снимков в JPEG и не более 100 в формате RAW.

Если сравнивать форматы JPEG и RAW можно сразу выявить их основные отличия. Прежде всего, JPEG преобразует цветовое пространство фотографии в другой вид, где яркостная и цветовая составляющие разделяются. Затем в процессе ресемплинга каждые четыре пикселя объединяются в один.

После этого вся фотография разбивается на блоки 8 Х 8 пикселей и выполняется кодирование по переходам. Если на фотографии ровная однотонная стена, то её можно закодировать буквально одним байтом. Чем больше цветовых и яркостных переходов, тем больше деталей сохраняется.

В результате обработки и квантования снимок «весом» в 40 Мб превращается в фотографию, занимающую в памяти не больше 3 Мб. На первый взгляд качество снимка совершенно не пострадало.

На самом деле многие детали кадра, почти незаметные человеческому глазу, бесследно исчезли, так как в процессе всех преобразований был ограничен динамический диапазон фотографии. Этот формат имеет определённые достоинства:

  • Пользователь сам может выбрать степень компрессии;
  • Файл имеет маленький размер;
  • Данные в JPEG можно открыть в любом гаджете, браузере или редакторе.

Основным недостатком является потеря информации в процессе сжатия. Каждое последующее пересохранение файла ведёт к ухудшению изображения.

Формат RAW предполагает считывание и запоминание информации непосредственно со светочувствительной матрицы, исключая процессор обработки изображения. Этот формат содержит полную и детальную информацию об объекте съёмки, и по аналогии с фотоплёнкой, его можно считать цифровым негативом.

Считается, что объем данных в нём излишен, тем не менее, этот формат считается основным у мастеров фотосъёмки. Недостатком фотографий, хранящихся в этом формате, является то, что без специальных программных средств их невозможно просмотреть ни в каких устройствах или редакторах.

Снимки, сделанные на фотокамерах разных производителей в этом формате, также не являются одинаковыми и для их открытия требуются отдельные приложения.

Файл формата RAW не является конечным изображением и чтобы извлечь скрытую в нём информацию его следует обработать конвертером. При конвертации не происходит потери данных и никаких изменений исходного файла, только фотография преобразовывается в вид, пригодный для просмотра, обработки и печати.

Универсальные конвертеры

Конвертеры для работы с RAW файлами разрабатываются компаниями производителями фототехники и сторонними фирмами. В универсальных конвертерах предусмотрен развитый функционал с большим набором пользовательских настроек.

Конвертеры отличаются скоростью обработки, интерфейсом и удобством для пользователя. Большинство программ платные, но производитель предоставляет ознакомительный период.

Есть несколько конвертеров, которые считаются лучшими в своём классе.

Adobe Lightroom

Зачем raw конвертор?

Adobe Lightroom является программой завершённого цикла, так как после обработки все снимки полностью готовы к публикации или печати. Приложение работает с большинством форматов, используемых в фотографии.

С помощью конвертера можно увеличить резкость снимка, провести операции по коррекции цвета и удалить шумы. Все выполненные процедуры сохраняются в специальном файле, каждый шаг обработки кадра можно отменить и вернуться к исходной фотографии.

Полученный файл можно легко перевести в Photoshop для последующей обработки.

Apple Aperture

Зачем raw конвертор?Конвертер предоставляет пользователю большой набор инструментов для обработки фотографий и возможности для печати снимков, создания альбомов и отправки материала в интернет. При необходимости можно легко выполнить резервное копирование всех файлов. Apple Aperture обладает эффективными алгоритмами по цветовой коррекции кадра, удалению шумов и повышению резкости изображения. Интерфейс хорошо продуман и удобен даже для начинающих пользователей. Программа позволяет обрабатывать сразу с несколько фотографий.

Bibble Labs Pro

Зачем raw конвертор?Уникальность данной программы заключается в том, что она может работать под любой операционной системой, включая Linux. Последняя версия Bibble Labs Pro допускает обработку снимков, сделанных на большинстве фотокамер от разных производителей. В программе предусмотрена групповая обработка файлов. Конвертер позволяет корректировать оптические искажения кадра, резкость, ошибки при экспозиции и другие параметры.

Конвертеры от производителей фотоаппаратов

«Родные» конвертеры предлагают такие бренды как Canon, Nikon, Fuji и другие производители фотоаппаратов. Программы поставляются бесплатно и находятся на диске, входящем в комплект фотокамеры. Основным их недостатком является возможность работы только со своими файлами.

Canon Digital Photo Professional 4

Зачем raw конвертор?

Canon Digital Photo Professional 4 поддерживает практически все RAW файлы, снятые на разных моделях фотокамер этой компании. У него понятный пользовательский интерфейс и большое количество инструментов для обработки снимков. Конвертер обеспечивает коррекцию цветовых искажений и баланса. В программе предусмотрены эффективные алгоритмы для обработки света и теней.

Nikon Capture NX-D

Зачем raw конвертор?Конвертер от компании Nikon является эффективным инструментом для обработки RAW файлов. Интерфейс Nikon Capture NX-D позволяет открыть сразу несколько фотографий и устанавливать изменение параметра сразу для группы кадров. С помощью «горячих клавиш» можно быстро включать и сбрасывать выбранные опции. При работе с коррекцией параметров можно выбирать уровни, гистограмму или кривые.

Fujifilm X RAW Studio

Зачем raw конвертор?Многие фотокамеры компании Fuji оснащены матрицей типа X-trans. RAW файлы этого типа не слишком удачно обрабатываются универсальными конвертерами, поэтому лучше использовать «родной» программный продукт. Fujifilm X RAW Studio позволяет выполнять качественную коррекцию всех параметров снимка. Можно копировать выбранные настройки на другие кадры. Все настройки аналогичны тем, которые имеются на фотокамере. Работу с фотографией можно оценивать в окнах «до» и «после».

Читайте также:  Где скачать и как установить v-ray для 3ds max 2009

Мнения фотографов по использованию разных конвертеров заметно отличаются.

Универсальные программы платные, но они предоставляют пользователю большие возможности и допускают обработку RAW файлов, снятых на фотокамеры разных производителей.

«Родные» конвертеры бесплатные и полностью адаптированы под свою продукцию. Они часто обновляются, а производители, чтобы ограничить конкурирующие продукты, постоянно работают над улучшением рабочих алгоритмов.

Источник: https://my-photocamera.ru/uroki/luchshie-raw-konvertery-dlya-obrabotki-fotografij.html

Обработка RAW. Выбор RAW-конвертера

Зачем raw конвертор? Зачем raw конвертор?

В одной из наших прошлых статей мы обсуждали важную тему — в какой формат снимать — JPG или RAW. Как мы знаем, формат RAW — «сырой», он требует дополнительной обработки и конвертации в JPG или TIFF. Для работы с RAW существуют программы — RAW-конвертеры. И в этой статье мы ответим на два самых главных вопроса:

  • Какие существуют RAW-конвертеры?
  • Как и какой RAW-конвертер выбрать?

Какие существуют RAW-конвертеры?

По своей сути все RAW-конвертеры можно разделить на две группы:

— «Родные» RAW-конвертеры от производителей камер
— Универсальные RAW-конвертеры от сторонних производителей.

Когда вы купили себе камеру, вместе с ней вы получили диск с RAW-конвертером фирмы-производителя вашей камеры.

Практически каждая компания-производитель камер имеет свой формат RAW файлов и свой собственный софт для его конвертации (DPP от Canon, Nikon Capture от Nikon и т.д.).

Это совсем не значит, что они делают действительно хороший, качественный и многофункциональный продукт. Просто они обязаны предоставить такой софт своему клиенту (то есть вам) и они его предоставляют.

На практике, главный и по сути единственный плюс «родных» конвертеров в том, что они обеспечивают довольно качественную передачу цветов и всей картинки в целом.

Ведь производители фотоаппаратов как никто хорошо знают свойства и особенности своих камер.

Но в плане возможностей по обработке, скорости работы и по общему функционалу — «родные» RAW-конвертеры заметно уступают продуктам сторонних производителей.

Поэтому если вы работаете с большим объемом фотографий и вам нужны обширные возможности для обработки — о «родных» конвертерах лучше сразу забыть… и начать читать следующий абзац нашей статьи.

RAW-конвертеров от сторонних производителей существует великое множество: Adobe Lightroom, Apple Aperture, Bibble Labs Pro, DxO Optics Pro, Lightcrafts LightZone, Nikon Capture NX, Phase One Capture One и многие другие.

Все они имеют свои плюсы и минусы, но как и в любой другой нише программного обеспечения здесь есть свои лидеры. Так, существует масса программ для работы с графикой, а есть лидер — Adobe Photoshop.

Среди RAW-конвертеров есть три титана:

  • — Adobe Lightroom
    — Apple Aperture
  • — Phase One Capture One 4
  • Почему стоит использовать именно их?

Во-первых, все они предоставляют отличные возможности для обработки RAW.
Во-вторых, каждая из этих программ обладает большим функционалом, а так же имеет свои собственные уникальные «фишки».

И в-третьих — это самые распространенные RAW-конвертеры. А значит именно для них вы сможете найти больше всего уроков, статей и плагинов в интернете.

Если у вас возникнут вопросы по использованию — тысячи пользователей этих программ смогут вам помочь ответами на форумах или блогах.

А теперь рассмотрим сильные и слабые стороны каждого из этих конвертеров.

Adobe Lightroom

Зачем raw конвертор?

Lightroom (далее LR) — это программа «полного цикла» для работы с фотографиями. Вы сможете обработать фотографии, там же создать веб-страничку — галерею с вашими работами и закачать ее на ваш сайт, а потом не выходя из программы вы можете отправить фотографии в печать.

  • Одна из очень важных функций LR — это обширные возможности для каталогизации фотографий (работа с ключевыми слова, тегами, рейтингами, группами).
  • Главная сильная сторона LR в плане обработки фотографий — в простом доступе к большим возможностям работы с цветом и ч/б. LR — идеальный вариант для цветостилизаций фотографий, перевода в ч/б и выполнения прочих задач художественной направленности.
  • В LR возможно создавать пресеты — т.е. сохраненные настройки обработки фотографии. Сделав обработку на одной фотографии вы можете одним клинком применить ее к любой другой вашей фотографии. В интернете можно найти массу пресетов, создаваемые фотографами по всему миру, с интересными способами обработки.
  • Продуманная интеграция с Photoshop. Одним кликом вы можете открыть фотографию из LR в фотошопе.
  • LR для обработки фотографий использует «движок» Adobe Camera RAW (на нем же работает встроенный в Photoshop RAW-конвертер) А он далеко не всегда адекватно трактует цвета и саму картинку полученную с камеры. И как следствие — действительно серьезная работа с цветам в LR невозможна. «Действительно серьезная» — это уровень профессиональной цветокоррекции. Для обычной работы с цветами и тем более цветостилизациями — LR отлично подходит.
  • Возможности по устранению шумов на фотографии и также алгоритмы увеличения резкости в LR реализованы очень слабо. Из-за этого фотографию после LR приходиться дорабатывать в фотошопе.

Apple Aperture

Зачем raw конвертор?

По своей сути Aperture — аналог LR и его же главный конкурент. Это так же программа «полного цикла», возможности для обработки фотографий Aperture имеет не меньшие, чем LR. Но в отличии от LR, которая работает на ACR движке, Aperture работает на своем собственном движке. Цветопередача и трактовка всей картинки с камеры — в целом, лучше чем у LR, хотя так же имеет свои недостатки. Но на не профессиональном уровне эти различия несут скорее субъективный характер. Как говориться, на вкус и цвет. Можно выделить лишь несколько объективных плюсов и минусов Aperture перед LR:

  • Интерфейс Aperture — один из самых удобных и продуманных среди существующих сегодня RAW-конвертеров.
  • Алгоритмы устранения шумов и увеличения резкости на порядок лучше, нежели в LR.
  • Отсутствует возможность создавать пресеты по обработке фотографий.
  • Нет столь удобной, как в LR, интеграции с Photoshop.
  • И наконец самый главный минус — Aperture работает только на Mac OS.

Phase One Capture One 4

Зачем raw конвертор?

Capture One 4 (далее С4) — это полноценный профессиональный РАВ-конвертер. И именно из-за этого имеющий сильные плюсы и не менее сильные минусы в своей работе. Для успешной работы с С4 необходимо понимание цвета и работы с ним. Успешная работа в С4 возможна только тогда, когда у фотографа есть представление о том, какой результат он хочет получить и какие технические приемы необходимо использовать для этого. При выполнении этих условий — С4 становиться мощнейшим инструментом для работы с RAW файлами.

  • С4 работает с ICC профилями. Для каждой модели камеры, компания Phase One разработала свой ICC профиль, что дает максимально точную цветопередачу и максимально адекватную картинку с камеры в целом. Ни один из RAW-конвертеров сторонних производителей не может добиться такого качества. Именно поэтому большинство профессионалов работают с C4.
  • С4 имеет очень большие возможности для цветокоррекции и тонкой, продуманной обработки фотографий.
  • Алгоритмы работы с Shadow/Highlights в С4 лучшие среди RAW-конвертеров на данный момент.
  • В С4 реализована удобная система пакетной обработки изображений. Это очень важная функция для фотографов снимающих репортажи.
  • Алгоритмы устранения шумов и увеличения резкости показывают лучший результат среди RAW-конвертеров.
  • Алгоритмы конвертации RAW файлов в С4 выполнены на профессиональном уровне. Например увеличение изображения на 140% при конвертации из RAW в JPG или ТIFF практически никак не отразиться на качестве картинки.
  • С4 — это исключительно РАВ-конвертер. Возможности для каталогизации файлов, печати, создания страниц для веба и пр. в нем практически отсутствуют.
  • Интерфейс С4 довольно аскетичен. В нем нет ничего лишнего, все инструменты направлены на выполнение конкретной операций. Первое время это может вызвать ощущение неудобства при работе. С4 рассчитан на основную работу с помощью hotkeys. Не всем это нравится, но если вы много работаете с фотографиями — хоткеи незаменимая вещь.
  • Как уже было сказано выше — работа в С4 требует понимания цвета, а так же довольно глубоких знаний в области обработки и цветокоррекции.

Какой RAW-конвертер выбрать?

Зная сильные и слабые стороны самых распространенных RAW-конвертеров важно определиться — что нужно именно вам. Какие функции в RAW конвертере для вас первостепенны, а какие — вторичны.

Если вы много снимаете и вам важно, чтобы ваши фотографии были удобно и надежно каталогизированы — ваш выбор — Lightroom. Не менее важно, что LR также предоставляет максимально простой доступ к обширным возможностям обработки. И это очень важный параметр, т.к.

углубленная и сложная работа с цветом, обработка фотографий — удел профессионалов. Их задачи требуют соответствующих инструментов — таких, как Capture 4. Так же С4 незаменим для пакетной обработки репортажных съемок.

Если вы действительно чувствуете потребность в такой программе — Capture 4 именно то, что вам нужно.

Источник: https://fototips.ru/obrabotka/obrabotka-raw-vybor-raw-konvertera/

Зачем нужен RAW-формат?

• Книги и статьи » Фотография » Зачем нужен RAW-формат?

Зачем raw конвертор?

Если вы посмотрите спецификацию хорошего цифрового фотоаппарата, то непременно увидите графу “форматы”. В ней, как правило, указаны форматы JPEG, TIFF и RAW. Последний иногда называется производителями камер по-разному, так, для Никона это NEF, для Олимпуса – ORF, для Canon – CR2 .

Если JPEG всем хорошо знаком, TIFF, в общем, тоже понятен, то введение дополнительного, нестандартного формата вызывает вопрос – а зачем он, собственно, нужен, тем более, что при попытке съемки в этом формате оказывается, что размер файла большой, не все программы-просмотрщики его видят, в общем – ничего полезного… 

Матрица цифровика снимает, разумеется, не в JPEG. В файл-картинку кадр преобразуется при помощи программного обеспечения камеры.  И преобразуется в соответствии с установками, которые вы выбрали для съемки. Преобразование часто бывает нетривиальным и многоступенчатым, и, как это случается с чересчур умными программами, при неудачном стечении обстоятельств может полностью испортить кадр. 

Сначала камера определяет, не выставлена ли пользователем повышенная чувствительность матрицы. Если да, то данные с матрицы умножаются на соответствующий коэффициент.

Если чувствительность матрицы вашей камеры ISO 100, а вы поставили 200, то будет умножено на 2.

Если стоит автоматическая коррекция чувствительности, то выбирается значение, выставленное камерой в соответствии с оценкой кадра экспозамером и алгоритмом взаимодействия параметров чувствительности/выдержки/диафрагмы/параметров вспышки.

Затем выясняется, какой баланс белого стоит, и данные с каждого канала корректируются в соответствии.

Если выставлен параметр “авто” для баланса белого, то камера сама пытается выбрать наиболее подходящий режим, исходя из цветовой гаммы кадра, иногда по очень замысловатому алгоритму. Затем накладываются установки яркости и контрастности.

Затем анализируются и применяются установки программных фильтров. Их может быть очень много – от банального повышения резкости и гашения шумов до хитрых фильтров вытягивания убитых теней и коррекции красных глаз. 

Читайте также:  Как онлайн соединить несколько видео роликов

Все это сделано для облегчения пользователю процесса получения готового кадра. В большинстве случаев камеры делают это вполне корректно, как и было задумано. Но, как уже было сказано, могут быть и сложности. 

Сжатие JPEG. 

Современные камеры обычно предлагают несколько (от 3 до ручного выставления цифры) степеней сжатия для сохранения кадра в JPEG. Сжатие – основной параметр, отличающий JPEG от классических форматов, таких как TIFF, BMP и иже с ними.

Появление алгоритма сжатия изображения с потерей качества произвело настоящий фурор, так как позволило уменьшить объем, необходимый для хранения изображений, в несколько раз. Уровень сжатия – параметр, отвечающий за размер и качество сохраняемой картинки.

Чем выше сжатие, тем больше потери качества и меньше размер. 

В разных реализациях этот параметр JPEG называется и шкалируется по-разному.

Скажем, Adobe Photoshop предлагает выбрать качество изображения от 0 до 12, ACDSee – тоже качество от 0 до 100%, фотокамеры предлагают выбор размера файла «Large, Normal, Small» или выбор уровней сжатия из набора «High, Normal, Low» или качество из того же набора «High, Normal, Low». Важно иметь в виду, что уровень сжатия High соответствует уровню качества Low и размеру файла Small и наоборот. 

При небольшом сжатии (высоком качестве) потери почти незаметны, даже некоторые издательства принимают такие кадры (хотя многие требуют TIFF), среднее сжатие сойдет для печати 10х15 или просмотра на мониторе, высокое сжатие (низкое качество) приемлемо только в качестве компромисса между недостатком места на карточке и желанием сделать побольше снимков. 

Формат TIFF в этом смысле является аналогом несжатого JPEG, поэтому, если вы не хотите потерять даже минимальной информации из изображения в угоду экономии места, то TIFF спасает. 

Есть, правда, тонкость. Матрица камеры дает глубину цветности 12-14 бит на канал. JPEG – 8 бит на канал. То есть, происходят неминуемые (хотя и практически незаметные на глаз) потери информации, заложенные в самом выборе формата записи.

TIFF же может иметь 8 или 16 бит на канал, что позволяет во втором случае в большей степени использовать данные с матрицы.

По непонятной причине многие камеры, предлагая запись в TIFF, все равно используют 8-битную глубину цветности, игнорируя возможности формата. 

Как уже было сказано, при печати необработанной фотографии и, тем более, при просмотре ее на мониторе, разницы вы не увидите. Но если вам придется обрабатывать кадр с целью вытянуть завалы в тенях или слишком ярких (но не пересвеченных) участков, или исправить грубую ошибку в выборе баланса белого, то потеря информации может дурно сказаться на  результате.  

Самое тонкое место – программные фильтры камеры. Неудачно выставленная или неудачно выбранная программой камеры контрастность может убить тени или создать пересветы, которых не было на матрице. 

Недорогие компакты построены на недорогих матрицах, а значит – на матрицах малочувствительных и шумных. Малейший недостаток света создает на кадре цветное зерно, что выглядит уродливо.

Это связано с тем, что уровень шумов растет пропорционально выставленному увеличению чувствительности и пропорционально выдержке (некоторые виды шумов – пропорционально корню квадратному от выдержки), и чистый кадр удается получить только при короткой выдержке без увеличения чувствительности – то есть при ярком освещении.  

Для того, чтобы не пугать пользователя и не заставлять его обрабатывать кадр при помощи компьютера, во многие камеры встроены простейшие фильтры гашения шума.

Именно простейшие – грамотная работа с шумами требует продвинутых алгоритмов, и компьютерные программы для работы с шумами работают весьма не быстро.

Куда уж там процессору фотоаппарата… Поэтому вместе с шумами убиваются и мелкие фактуры – волосы, шерсть животных, текстура ткани.  

Особенная беда в том, что некоторые производители настолько заботятся о клиенте, что управление базовым «улучшением» картинки выведено из ведения пользователя.

Отключить часть фильтров бывает просто нельзя.

Между тем, если вы намерены облагородить кадр фотошопом или гимпом, то любой наложенный камерой фильтр сработает против вас – большой компьютер справится с теми же задачами гораздо лучше. 

Поэтому полезно иметь доступ к исходному изображению, не испорченному никаким самонадеянным софтом. 

Для этих целей и был введен формат RAW. 

RAW – это всего лишь запись яркостей всех пикселей матрицы плюс информация об установках фотокамеры. Разница в форматах объясняется тем, что разные производители пишут сигнал в разном порядке, да и для разных матриц этот порядок несколько отличается. Adobe был предложен единый формат RAW под названием DNG, но распространенность его пока не повсеместна.

Тем не менее, существует много программ, способных преобразовывать RAW почти с любых камер в изображение, пригодное для дальнейшей работы с ним. Фильтр импорта RAW вставлен в Adobe Photoshop начиная с версии CS.

Выбор конвертера – вопрос личных предпочтений. Кому-то приятнее получить максимально «честную» картинку, кто-то порадуется дополнительным возможностям и автоматическому предложению использовать для конвертации установки камеры. 

Из популярных конвертеров следует отметить dcraw, SharpRaw, Bible, Adobe RAW Converter, Raw Photo Processor. 

Иногда формат RAW предлагает хитрости, не предусмотренные производителем. Так, например, Nikon D1X, уже не топовая, но достаточно популярная 6-мегапиксельная модель, имеет матрицу не соответствующего кадру размера. Кадр получается 3008х1960 пикселей, а матрица содержит 4020х1310 элементов.

Результирующий кадр получается путем преобразования, с восстановлением недостающей информации по вертикали при помощи избыточной информации по горизонтали. Однако, если сырое изображение 4020х1310 растянуть вдвое по вертикали, то у нас выйдут «почти честные» 10,5 мегапикселей.

Качество получаемой этим способом картинки таково, что владельцы указанной модели предпочитают работать только в RAW. 

Таким образом, RAW нужен в тех случаях, когда фотограф хочет избежать возможных потерь, иметь в своем распоряжении все, что фотоаппарат смог получить через объектив, и самому решать, какую коррекцию и в какой степени накладывать.

Источник: https://r.eedd.cc/articles/raw

Как выбрать RAW-конвертер ч.2

В первой части рассказывалось о конвертировании в самой фотокамере и о «фирменных» RAW-конвертерах. Во второй части речь пойдёт о RAW-конвертерах сторонних производителей.

Использование RAW-конвертеров сторонних производителей

Одним из самых популярных и распространённых вариантов – использование RAW-конвертеров сторонних производителей.

Встречаются всего несколько типов RAW-конвертеров – это либо собственно RAW-конвертеры, либо RAW-конвертеры, входящие в состав интегрированного программного обеспечения, включающего в свой состав удобный каталогизатор, RAW-конвертер, графический редактор и т.п.

Как правило, RAW-конвертеры сторонних производителей входят в состав программных продуктов – признанных лидеров отрасли. Некоторые из них (например, Photoshop или Lightroom) давно стали стандартом де-факто при обработке изображений.

Жирные плюсы:

  • Лидеры в отрасли стали лидерами отнюдь не случайно. Это отличные программные продукты, при помощи которых весь фотографический мир зарабатывает деньги и творит шедевры;
  • Качество RAW- конвертеров достаточно высокое, однако зависит от настроек и конфигурации;
  • Поддержка большого количества (если не сказать всех) выпускающихся и выпускавшихся фотокамер работающих с файлами в RAW-формате. Поддерживаются RAW-файлы всех производителей;
  • Удобный и продуманный интерфейс. Множество возможностей, из которых фотограф или дизайнер выбирает необходимые опции;
  • Мощное программное обеспечение практически не сдерживает прогресс фотографа, позволяя заниматься творчеством без оглядки на технику;
  • Громадное количество литературы признанных корифеев графики позволяет освоить эти, достаточно сложные продукты;
  • Множество форумов и сайтов в сети Интернет просвещены урокам по Лайтруму и Фотошопу. На любом из этих форумов пользователи могут получить исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы.

Жирные минусы:

  • Ввиду того, что RAW-конвертеры – это мощные профессиональные инструменты, от фотографа требуется время и знания для их правильной настройки, освоения и использования;
  • К сожалению, RAW-конвертеры сторонних производителей могут не успевать обновляться, отвечая на выпуск новых фотокамер, поэтому фотограф может на некоторое время остаться без поддержки RAW-файлов новенькой фотокамеры;
  • Некоторые RAW-конвертеры сторонних производителей выпускаются только для какой-то одной платформы, совершенно не поддерживая другую. Например, ряд конвертеров существуют только для Mac OS X и отсутствуют в версии для Windows;
  • Некоторые RAW-конвертеры сторонних производителей выпускаются с ограниченным временем работы (встречались официальные коробочные версии конвертеров, перестававшие работать через 5-6 лет после активации). При этом программа предлагает бесплатно обновиться, а новая версия не работает на старом компьютере! Не хватает памяти и т.п.
  • Обновление программного обеспечения и RAW-конвертеров сторонних производителей требуют, как правило, обновления вычислительной техники. Например, замены 32-разрядных компьютеров на 64-разрядные.

Для тех, кто дочитал!

По каким критериям выбирать RAW-конвертер

Итак. Выбираем RAW-конвертер! На что обращать внимание? Следует подумать и выбрать формат файлов, в которых будут сохраняться изображения в фотокамере.

Подробнее о форматах можно узнать из материалов Пять причин снимать в JPEG и Пять причин снимать в RAW

Для тех, кто только обзавёлся камерой, снимающей в RAW

Рационально снимать либо в RAW+JPEG см.материал Пять причин снимать в RAW+JPEG, либо снимать в RAW и обрабатывать при помощи фотокамеры, если камера позволяет это делать.

Понятно, что это способ хорош как временный (пока нет компьютера) или как вспомогательный, позволяющий экономить время.

Для обработки RAW-файлов на компьютере альтернативы две:

  • Фирменные конвертеры RAW-файлов;
  • Конвертеры сторонних производителей.

Фирменные конвертеры RAW-файлов

Фирменные RAW-конвертеры поставляются вместе с фотокамерой и ими вполне можно пользоваться, особенно для любительских целей.

Фирменные RAW-конвертеры успешно работают под управлением популярных операционных систем. Наибольшее признание получили фирменные RAW-конвертеры Canon и Nikon.

Фирменный RAW-конвертер поддерживает соответственно все камеры – от компактных до зеркальных, работающие в формате RAW.

Однако надо учитывать, что «фирменным» конвертером поддерживаются камеры исключительно своего производителя.

Если у фотографа (или в компании) все фотокамеры от одного производителя, то прекрасно подойдёт именно фирменный RAW-конвертер.

И наоборот. Если у пользователя компактная камера одного производителя, а зеркальная – другого, то это решение для него не подходит!

RAW-конвертеры сторонних производителей

При выборе RAW-конвертера стороннего производителя фотографу приходиться ориентироваться не только на свои собственные предпочтения, но и на особенности компьютерной техники, имеющейся у него в распоряжении.

Кроме того, нередко приходится принимать во внимание привычный рабочий процесс см.материал RAW-конвертер и рабочий процесс ч.1 и RAW-конвертер и рабочий процесс ч.2

  • На выбор RAW-конвертера стороннего производителя громадное влияние оказывает операционная система того компьютера, на котором производится обработка фотографий.
  • Дело в том, что одни RAW-конвертеры выпускаются только под Mac OS X, например, Raw Photo Processor 64 или Aperture, другие, функционируют только под Windows.
  • Такие распространённые программы как ACDSee Pro, DxO Optics Pro, Capture One Pro, Lightroom, Photoshop, выпускаются в версиях для Mac OS X и для Windows.
  • Для фотографа, использующего в своей практике камеры разных типов от разных производителей, рациональнее практиковать обработку при помощи RAW-конвертера от лидеров индустрии.
  • © Prostophoto, 2014
  • © abcIBC.com, 2014

Источник: http://abcibc.com/photo.php?art=121

Ссылка на основную публикацию