Линейная перспектива в фотографии: как ее правильно использовать

Линейная перспектива в рисунке – основные принципы и примеры

18 марта 2018

Город в перспективе, рисунок

Несмотря на то, что мы живем в трехмерном мире, у нас есть только два измерения для изображения предметов на бумаге. Третье измерение — то, которое придает глубину картине, рисунку, скетчу или чему-то еще, создается с помощью правил перспективы. Даже если вы рисуете только натюрморты на столе, вам нужно понять и освоить принципы перспективы.

Основы перспективы в рисунке

Вот основные понятия, используемые в теории:

  • точка схода;
  • главный луч зрения;
  • линия горизонта;
  • предметная плоскость;
  • картинная плоскость;
  • угол зрения.

Прежде чем начать выяснять, что все это значит, давайте немного отвлечемся и вспомним, например, грамматику. Никто, кроме разве что специалистов, особенно не интересуется грамматикой.

Мы признаем, что это помогает нам лучше выразить себя (при условии, что нам не нужно тянуться к учебнику, прежде чем мы осмелимся открыть рот). Мы спрягаем глаголы и строим предложения полностью автоматически, не думая об этом.

Мы можем сделать это, потому что мы слышали те же самые грамматические конструкции буквально тысячи раз.

Обратите внимание

То же самое и с перспективой. Сама по себе наука перспективы мало интересует большинство из нас. Мы заинтересованы в ней только в той мере, в какой она может помочь нам лучше рисовать.

Другими словами, есть два пути приближения к перспективе: научный или теоретический путь и практический путь.

С теоретическим подходом вы узнаете набор абстрактных правил, и можете быть уверены, что это вам очень быстро надоест.

Поэтому, имеет смысл подойти к вопросу художественной перспективы с практической точки зрения.

Конечно, можно было бы обойтись совсем без перспективы, но это было бы не совсем верно. Перспектива — самый мощный путь для придания реализма и глубины вашим рисункам, что делает их более живыми и естественными. Без нее художественные инструменты в вашем распоряжении (а значит, и ваши результаты) будут ограничены, и вот почему.

Перспектива — это скрытый, но жизненно важный элемент пейзажа, объекта или портрета. Это, на самом деле, оптическая иллюзия, которая применяется ко всему, что вы видите. Помните, что рисунок — это не то же самое, что скульптура.

Перед вами стоит задача воспроизвести на плоском листе бумаги то, что на самом деле обладает третьим измерением: глубиной. Итак, перспектива — это всего лишь оптическая иллюзия, применяемая ко всему, на что вы смотрите.

Вот почему мы должны знать немного о том, как наш мозг выстраивает картинку.

Исторически художникам потребовалось некоторое время, прежде чем они пришли к соглашению насчет перспективы. Многие средневековые произведения искусства очень красивы, но они показывают вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их видит глаз.

Важно

Посмотрите, например, на эту иллюстрацию. Шахматная доска видна без рельефа, но фигуры на доске изображены в профиль и повернуты в направлении, в котором они установлены на доске. Колонны развернуты под каким-то странным углом. И женщины довольно любопытно расположены. Другими словами, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», и это, скорее, отталкивает.

Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.

Эта персидская средневековая миниатюра является еще одним примером частичного отсутствия перспективы. Здесь несколько различных точек зрения объединены в одну картину. И мы замечаем, что люди и лошади на дальнем плане такие же большие, как и те, что расположены ближе к нам. В перспективе они, конечно, будут меньше.

Мужество Джалаледдина. Масуд ибн Осмони Кухистани, «Тарихи Абулхайр», 1541г.

А на этой фотографии дорога, кажется, становится все меньше и меньше, когда она отдаляется от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!

Линейная перспектива, пример

При взгляде на это фото создается впечатление, что два рельса в конечном итоге объединились вместе. Визуально говоря, это правда, но только визуально.

Разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «как видите, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине».

Мозг говорит: «рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».

Линейная перспектива, пример

Но если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Как вы увидите, всегда трудно забыть наши знания о вещах, когда мы пытаемся их расшифровать.

И все же мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии. Вы сталкиваетесь с пейзажем, простирающимся перед вашими глазами к горизонту. Ваш мозг регистрирует глубину, которая движется от переднего плана вдаль.

У вас нет проблем в размещении, с определением того, что вы видите слева и справа на соответствующих сторонах листа бумаги. Но как вы собираетесь визуализировать глубину?

Правила перспективы в рисунке

Вот три основных принципа, которые можно использовать отдельно или все вместе.

  • Ближние к нам деревья нужно рисовать перед теми, которые находятся дальше – это будет иметь эффект их частичного перекрытия.
  • Дальние от нас деревья нужно рисовать более легкими, с меньшим нажимом, это создаст иллюзию воздушного пространства.
  • Нарисуйте деревья на дальнем плане меньше по размеру, чем те, что на переднем — это даст нам эффект расстояния.

Деревья в перспективе, рисунок карандашомВид на озеро и остров с лужайки. Уильям Марлоу, 1763г.

Давайте теперь посмотрим на этот рисунок интерьера. Перспектива, которая создает впечатление глубины, представляет комнату не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой ее воспринимает глаз.

Рисование в перспективе — это, в сущности, искусство рисования «неправильно», таким образом, что конечный результат кажется «правильным».

Или, говоря по-другому, это искусство закрывать один глаз, чтобы лучше видеть.

Комната в перспективе с мебелью, рисунок

Прежде всего, давайте еще раз взглянем на картинку. Вы сможете пронаблюдать то же самое, если оглядитесь вокруг в комнате, в которой вы находитесь. Стены под прямым углом друг к другу, есть окно с жалюзи и паркетный пол.

Посмотрите на линии, образованные краями предметов и углами стен. Линии по большей части вертикальные или горизонтальные и перпендикулярны друг другу.

Это совершенно естественно, так как архитектор спроектировал все под прямым углом, и строитель использовал отвес, заданную площадь и технические чертежи, чтобы воплотить план архитектора в жизнь.

Понимание идеи перспективы

Попробуйте представить себе проблему с точки зрения слепого человека. Он не сможет оценить глубину места до тех пор, пока у него не будет возможности пройтись внутри этого пространства. В отличие от тех из нас, у кого есть зрение, он не имеет возможности «путешествовать с глазом».

Если бы кто-то слепой с рождения вдруг смог увидеть, у него сложилось бы ужасное впечатление, что все бросается ему в лицо. Но в то время, если слепой человек не может водить машину, то одноглазый мужчина или женщина, конечно, может.

Другими словами, наличие только одного глаза не мешает оценить глубину места или расстояние, разделяющее, например, две машины. Трехмерное зрение — не единственный способ получения информации о глубине.

Мы могли бы сказать, что одноглазый человек за рулем автомобиля «читает» глубину в перспективе, тогда как вы, когда рисуете, «пишете» эту перспективу, чтобы создать иллюзию глубины. Процедура практически противоположная.

Изображение проходит через невероятно сложную часть фототехники — ваш глаз. Вы можете подключить принтер к этой замечательной камере, который состоит из листочка бумаги, карандаша и руки. Все предустановлено, осталось только научиться этим пользоваться!

Как произвести впечатление глубины

В изобразительном искусстве для создания оптической иллюзии применяются разные трюки, такие как наложение двух рисунков, использование тени, рельефа и, конечно, перспективы. Также возможно совмещение нескольких методов. Два наиболее часто выбираемых художниками — рельеф и перспектива. При совместном использовании они придают удивительное ощущение реалистичности рисунка.

Куда бы вы ни посмотрели, вы «бросаете» визуальный луч в этом направлении. Луч перемещается по прямой от вашего глаза к центру изображения, которое он воспринимает и перемещает глазами. Прицеливайтесь с воображаемой винтовкой по мишени. Главный луч зрения (ваш визуальный луч) соответствует траектории полета пули. Точка, в которой пуля достигает цели, называется точкой схода.

Прямая линейная перспектива, пример

Наше зрение более или менее коническое.

То есть, когда мы смотрим в определенном направлении, ширина нашего зрения составляет около 20 сантиметров на переднем плане и несколько сотен метров на дальнем. Чем дальше вы смотрите, тем шире поле вокруг точки схода.

Совет

В зависимости от ориентации нашего визуального луча, объекты кажутся искаженными для наших глаз, подчиняясь законам оптики и перспективы.

Поэтому, когда вы начинаете рисовать, важно определить высоту и ориентацию вашего визуального луча и сохранить его. Это означает выбор единой точки зрения. Если вы пропустите эту точку и объедините несколько точек зрения, ваши объекты и фигуры будут казаться очень нереалистичными, рисунок начнет «разваливаться».

Представьте себе горизонтальный диск, расположенный вокруг головы на уровне глаз и простирающийся до бесконечности. Этот диск дает представление о главном элементе перспективы: плоскости горизонта.

Плоскость горизонта — это воображаемая линия, расположенная на уровне глаз и уходящие в бесконечность. Вы, конечно, увидите только ее часть — горизонтальную линию, расположенную на 360°. Эта линия называется линией горизонта.

Теперь предположим, что вы передвигаете себя вместе со своим воображаемым диском к береговой линии. Это то, что вы увидите.

Можно заметить, что линия точно разделяет ландшафт между небом и водой, сливаясь с тем, что мы обычно называем горизонтом.

Теперь представьте, что вы поднялись на самую высокую кокосовую пальму на острове и посмотрите, прошел ли естественный горизонт ниже диска, который вы держали на уровне глаз. Вы заметите, что это не так. Горизонт, горизонтальная плоскость, линия горизонта и ваш глаз поднимаются и опускаются вместе. Важно помнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз.

То же самое и с фотографией. Горизонт поднимается вместе с камерой.

Обратите внимание

Плоскость горизонта художника, связанная с его точкой зрения, определяет высоту естественного горизонта. Когда вы выбираете высоту горизонта на рисунке, вы определяете эту точку зрения для любого, кто смотрит на картину. Ваш выбор определит, находится ли зритель в доминирующей ситуации по отношению к субъекту.

Если вы смотрите на изображаемую фигуру сверху вниз, то вы как бы доминируете над ней.

Центрированная композиция, линия горизонта, расположенная на средней высоте, придает изображению симметрию, которая убирает человеческий аспект.

В случае, если точка зрения находится снизу, изображаемое доминирует над вами. Оно как бы приобрело определенное господство, и вы, в каком-то смысле, в его власти.

Таким образом, перспектива в рисунке — это не просто инструмент для точного представления чего-то, это также средство для расширения вашего художественного словаря.

Но не нужно путать точку зрения с композицией. Одна и та же сцена, рассматриваемая с одного и того же места, может быть нарисована по-разному, это вопрос эстетического выбора.

Точка зрения определяет перспективу, тогда как композиция «задает рамку».

Фронтальная перспектива

Простейший тип пространственного изображения — фронтальная перспектива с одной точкой схода. Перспектива называется фронтальной (одноточечной), если предмет изображается во фронтальном положении («анфас»), то есть часть из его граней параллельна картинной плоскости.

Фронтальная (одноточечная) перспектива

Отметим, что все линии, параллельные лучу зрения, сходятся на главной точке — точке схода. Все остальные вертикальные и горизонтальные линии, перпендикулярные лучу зрения, остаются вертикальными или горизонтальными и после размещения в перспективе.

Угловая перспектива

Если изображенные предметы находятся под углом к зрителю, то такая перспектива называется угловой (двухточечной). Ее ключевой особенностью является наличие двух точек схода.

Читайте также:  Какую карту памяти выбрать для зеркального фотоаппарата: на что обращаем внимание

Это означает перспективу, в которой мы смотрим на объект под углом. В качестве примера перспективы с двумя точками схода для наглядности снова приведем изображение куба. Его ребра проходят по линиям схода.

Важно

Некоторые грани объекта в такой перспективе остаются параллельными картинной плоскости (в нашем случае это боковые грани).

Это самый часто встречающийся вид изображения перспективы, так как большинство предметов в реальном мире расположены относительно нас под углом.

Угловая (двухточечная) перспектива

Перспектива с тремя точками схода

Третьим способом рисования перспективы является перспектива с тремя точками схода, её также называют вертикальной или наклонной. В перспективе с тремя точками схода нужно дополнительно нарисовать искажение вверх в угловой перспективе. Этот способ наглядной иллюстрации часто используется для архитектурных чертежей. С помощью этого метода можно очень эффектно рисовать небоскребы.

Мы прибегаем к такой перспективе тогда, например, когда смотрим на высокое здание снизу вверх, а также в случаях, когда ни одна из граней изображаемого предмета не параллельна картинной плоскости. Третья точка схода выше линии горизонта называется зенит. Та, что ниже — надир.

На рисунке ниже вы можете увидеть, как вертикальные края куба искажаются перспективно с помощью третьей точки схода.

Перспектива с тремя точками схода

Далее мы детально разберем, как построить простейший объект на каждый из описанных случаев линейной перспективы пошагово.

Источник: https://DrawingPractice.ru/osnovy-risovaniya/linejnaya-perspektiva-v-risunke/

Что такое линейная перспектива в фотографии и как ее правильно использовать?

Хороший сутки! С вами на связи, Тимур Мустаев. Давайте отыщем в памяти, кое-какие фотографии не поражают отечественного воображения, они кажутся серыми и плохими. А имеется последовательность иных изображений – тех, что делают фотографы, очевидно могущие использовать правила фотографии. Такое чувство, словно бы фото живое, как будто бы 3Д!

Просматривайте пристально дальше – о каком же несложном, но действенном изобразительном приеме идет обращение?

Линейность – что это?

Представьте две картины: на одной тропинка, а на протяжении нее последовательность деревьев, на другой – протяженное шоссе. Что возможно о них сообщить, об их композиции?

Это два варианта демонстрации линейности, мало разных, но все же служащих единой цели – увлечь зрителя вглубь, выделить возможность.

В первом случае мы имеем дело с удаляющимися ровными линиями. Второй случай – работа ритма, созданного схожими элементами.

Глядя на подобные изображения либо же легко замечая за данной возможностью, существующей в действительности, мы можем подметить ее характерную изюминку.

Это, само собой разумеется, касается прямых в кадре, в большинстве случаев занимающих его солидную часть: они идут сперва довольно параллельно, а позже начинают стремиться друг другу и в итоге сходятся в одной точке. Такова специфика восприятия глаз и, следовательно, так устроен фотоаппарат.

Имеется кроме этого пара особенностей, каковые присутствуют в любом фото с возможностью.

  • Во-первых, за счет повышения расстояния происходит изменение размеров предметов: они становятся меньше и меньше, чем дальше находятся.
  • Во-вторых, неспециализированной изюминкой есть неизбежное понижение четкости, контраста, насыщенности и яркости цветов по мере удаленности объектов.

Все сообщённое совсем справедливо для простой, либо прямой, линейности. Имеется вторая? Да.

Ее мы видим в живописи – обратная линейная возможность, в то время, когда логика нарушается, и живописец рисует ближние предметы меленькими, а дальние — громадными. Таковой сюрреализм мы легко можем попытаться сделать в фотошопе!

Виды линейной возможности

В случае если вдаваться в подробности, линейная возможность в фотографии может пара различаться по виду:

  1. Центральная: находится фактически строго по середине фото и заполняет его солидную часть. Точку объединения прямых мы четко видим, и она завлекает отечественное внимание, исходя из этого какой-либо объект либо субъект в ней будет смотреться превосходно. Возможно утверждать, что глубина изображенного пространства тут велика. Одновременно с этим центральный вид считается самый предсказуемым.
  2. Боковая – чуть смещена в сторону.
  3. Крайняя: смещение всей точки и перспективы схождения линий к границе снимка.
  4. Прерванная формирует несильное чувство количества, поскольку прямые длятся и заканчиваются где-то за кадром. Нам доступен для наблюдения только определенный их отрезок. Тут рекомендуется применять дополнительные техники усиления иллюзии глубины.

Не забывайте, что линейность хороша в меру и должна быть адекватна ситуации, не требуется ее лепить на все фотографии.

Успешными примерами смогут быть дороги и рельсы, улицы и заборы, колонны с арками, мосты, уходящие вдаль. Я обрисовал всего лишь один прием, что берется для повышения ясности фото через создания количества и подчеркивание масштаба.

Совет

Сочетайте его с другими, каковые я уже успел обозначить в статье “Возможность в фотографии”, и с теми, что вы прочтете чуть ниже.

Особые техники окажут помощь сделать снимки разнообразнее, завлекая к ним зрительскую аудиторию.

Мало о построении кадра

Эта возможность есть моей любимой! Быть может, по причине того, что она дешева, поскольку ее возможно отыскать практически везде, только необходимо мочь подмечать.

Говоря в целом, вся геометрия пространства возможно весьма занимательна. Вот, что возможно заметить в окружении, кроме сходящихся прямых:

  • Линейный строй. Ко мне входят всевозможные типы линий, каковые встречаются в природе и задают разный тон. самые динамичные и активные из них – кривые, волны и зигзаги. Но с ними необходимо быть осмотрительнее, поскольку, допустим, в случае если волнистые создают мягкость и покой, то зигзагообразные смогут быть через чур резкими и приводить к беспокойным чувствам. Самыми же предсказуемыми считаются прямые.
  • Векторы составляют отдельную категорию. Они имеют громадное значение, поскольку направляют и в целом руководят взором наблюдающего, создают перемещение. Пример: та же дорога, изогнутая ветка дерева и другие естественные и неестественные элементы среды.
  • Формы, образующиеся при определенном размещении предметов в кадре и их мысленном соединении. Подойдут самые различные варианты – треугольники, квадраты, овалы и т.д. Любой из них формирует посыл и особое настроение.
  • Текстура сама по себе возможно главным объектом фотографа, к примеру, необыкновенный рельеф строения; узор-абстракция, занимающая всю фотографию. Либо составлять лишь часть картины.

На этом у меня все. На сегодня буду с вами прощаться. Неизменно рад новым и старым друзьям визитёрам на моем блоге!

Заходите, подписывайтесь, делитесь.

Всем вам благ, Тимур Мустаев.

Приемы композиции фото ЛП линейная возможность

Источник: http://foto-matrix.ru/chto-takoe-linejnaja-perspektiva-v-fotografii-i/

Линейная перспектива в работе фотографа | Фотошкола Genesis | Фотошкола Genesis

Линейная перспектива играет огромную роль в работе фотографа. Несмотря на двухмерную природу фотографии, чувство объема в снимке влияет на его восприятие, поэтому важно использовать методы работы с перспективой, с помощью которых можно добиться объемного восприятия фотографии.

Особенности зрения

Существует несколько способов, с помощью которых линейная перспектива проявляет себя на фотографии. Все они основаны на композиции фотоснимка и особенностях человеческого зрения, поэтому освоить их нетрудно.

Чтобы добиться максимального применения этих методов в своей работе, нужно тренировать фотографический взгляд, не забывая о перспективе во время съемки.

Чем дальше – тем меньше

Один из очевидных законов линейной перспективы состоит в том, что объекты кажутся меньше по мере того, как мы от них отдаляемся. Чтобы научиться применять этот закон, достаточно найти место съемки с повторением объектов, например: ряд деревьев, столбов или длинную стену.

Чтобы линейная перспектива проявила себя на снимке, нужно подойти к первому объекту в этом ряду очень близко, чтобы он казался огромным на фотографии. Если этот эффект будет достигнут, остальные объекты в повторяющемся ряду будут казаться значительно меньше, что усилит впечатление глубины.

Линейная перспектива

Другой метод выражения перспективы – использование линий, уходящих вглубь снимка, чтобы передать объем в изображении.

Для этого метода хорошо подходят объекты, которые образуют две сходящиеся линии (например, железная дорога). Чтобы усилить этот эффект, нужно выбрать низкую точку съемки.

В нижней точке съемки линии будут казаться очень широкими и резко стремиться вглубь снимка к точке схода.

Соотношение размеров

Обратите внимание

Один из лучших способов отобразить линейную перспективу на снимке – включить в него объекты различных размеров.

Например, из конкретной точки съемки люди на фотографии будут казаться очень маленькими, и если они стоят у подножия горы, то зрителю будет понятно, насколько эта гора огромна.

Таким же образом можно использовать деревья, животных, машины или другие объекты, относительный размер которых по сравнению с горами или другим просторным ландшафтом сильно отличается.

Планы

Этот метод является результатом наблюдательности фотографа. В реальной жизни линейная перспектива воспринимается благодаря расстоянию, что в двухмерной фотографии невозможно, однако если использовать различные планы на фотографии, подчеркивая, что один из объектов ближе к камере, а другой дальше, то снимок будет казаться объемным.

Перспектива на снимке также подчеркивается переходами цветовых тонов, которые часто случаются между передним и задним планами и придают фотографии объем. Особенно важно применять этот способ в пейзажах, чтобы они не получались плоскими. Самое главное – найти передний план.

Фототехника

Помимо композиционных приемов линейная перспектива также усиливается при фотосъемке широкоугольными объективами. Такой объектив увеличивает относительный размер объектов, делая предметы, расположенные на переднем плане, крупнее. При съемке телеобъективом, напротив, предметы на фотографии имеют такое же соотношение, как и в реальности.

Глубина резкости

Линейная перспектива, выражаемая через повторение различных объектов, усиливается, если использовать малую глубину резкости. Для этого нужно выбрать значение диафрагмы от f2.8 до f4 и сфокусироваться на одном из предметов в последовательности. Таким образом, можно усилить объем в фотографии.

Точка съемки

Многие фотографы снимают с уровня глаз и даже не представляют себе, как много они теряют. Точка съемки может быть разной! Если присесть или снимать с уровня живота, линейная перспектива снимка может сильно измениться. Для достижения объема в снимке экспериментируйте с точкой съемки.

Практика

Важно

Наконец, самое главное – применить описанные выше приемы на практике. Чем чаще вы их применяете, тем быстрее вы научитесь передавать линейную перспективу на фотографии. Ни один учебник по фотографии не принесет вам пользы, если вы просто его прочтете. Нужно действовать!

Источник: PhotoTuts+

Источник: http://www.si-foto.com/lineynaya-perspektiva-v-rabote-fotografa/

Основы композиции. Перспектива. Линейная и тональная

   Мы уже говорили о композиции, и определили ее компоненты. Перспектива один из важных составляющих композиции. Напомню, что человеческое зрение имеет особенность видеть предметы трехмерно, и помимо высоты и ширины объекта мы можем видеть глубину пространства.

Фотография и рисунок передают изображение двухмерно (высоту и ширину), поэтому фотографу и художнику необходимо знать приемы, с помощью которых можно изобразить и передать на плоскости глубину пространства. В этом нам поможет знание о перспективе.

   Перспектива (с лат. смотреть сквозь) – это способы изображение пространства на плоскости, учитывая изменения в размерах, расстоянии, формах объектов.

   Различают несколько видов перспективы: – линейная – тональная (воздушная)

   Линейная перспектива выражается в следующих правилах:

1. Объекты одинакового размера, размещенные дальше от наблюдателя, зрительно кажутся меньше. 2. Горизонтальные линии сходятся в условной точке на горизонте, а параллельные линии стремятся сойтись в одной точке, “точке схода”.фото 1                                                                            фото 2    На фотографиях выше мы можем наблюдать использование линейной перспективы в фотографии.    На фото 1 пространство кадра делится линией горизонта. От наблюдателя вдаль уходит дорога, состоящая из нескольких параллельных линий. Эти лини сходятся в одну точку на линии горизонта. Это создает ощущение пространства.    На фото 2 параллельные линии дороги уходят вдаль и сходятся в точке схода на горизонте. Такое расположение линий придает плоскому изображению ощущение глубины (дорога уходит вдаль, чувствуется расстояние, которое уходит во внутрь кадра). Сходящиеся линии дороги сходятся к смысловому центру кадра, к девушке, идущей вдоль дороги. По обе стороны дороги мы видим вертикальные предметы, деревья и с другой стороны столбики забора. Деревья и столбики, уходящие вдаль выглядят меньше чем те, которые находятся впереди кадра, что также создает ощущение глубины.    Законы линейной перспективы всегда будут присутствовать в кадре, все зависит от того как фотограф будет применять эти законы. На некоторых снимках перспектива будет хорошо видна, а на других будет еле заметна. От чего это зависит? Как фотограф может в большей или меньшей степени передавать глубину пространства?

Читайте также:  Селфи палка универсальная: выбор большинства пользователей

   Первый влияющий фактор – точка сьемки. Расстояние от точки сьемки до снимаемого объекта позволяет включить в кадр больше или меньше видимых участков. Если задача получить кадр общего плана, тогда, как правило, сьемка проводится дальше от объекта.

Такой способ очень подходит для сьемки пейзажей, репортажной сьемки и ситуаций когда необходимо показать общий вид, и максимум пространства. Для кадра общего плана подходит завышенная точка сьемки, или вид сверху. В случае, когда мы помещаем точку сьемки ближе, мы получаем средний план или если еще ближе то крупный план, тем самым уменьшая пространство.

Такое размещение точки сьемки хорошо подходит для сьемки портретов, жанровой и репортажной сьемки, сьемки натюрморта, предметной сьемки.

   Плоскость кадра можно разделить на несколько планов: передний, средний, задний. Передний план – находится максимально близко к объективу, он может быть четки или размытым. Но всегда играет очень важную роль в придании выразительности кадру. Средний план- находится за передним, это основа кадра. Детали на среднем плане читаемы и видны. Задний план – размещается за средним. Это самая крайняя часть кадра, где нет четкости, не проработаны детали.

   Для того чтобы подчеркнуть линейную перспективу, необходимо максимально разделять планы резкостью или тональностью.

Снимать передний план с максимально близкого расстояния, располагать объекты на некотором расстоянии друг от друга. Чем меньше расстояние камеры от предметов переднего плана, тем больше выражается перспектива.

Если в кадре нет близко расположенных объектов, то перспектива будет малозаметной, изображение будет не выразительным и плоским.  

фото 3
   Эта фотография хорошо иллюстрирует использование планов и выбора подходящей точки сьемки, для передачи глубины пространства. На переднем плане находятся цветы, точка съемки близка к ним, и мы видим их очертания, размер. Возможно передний план мог быть еще крупнее. На среднем плане видна поляна, цветы уже не так читаются, но белое покрытие на зелени, и наличие переднего плана дает нам понимание, что цветы расположены и там. На среднем плане мы видим деревья и дом, они расположены далеко от переднего плана. Дом выглядит очень маленьким, по сравнению с первым деревом,  что также дает нам ощущение пространства. На заднем плане мы видим горы, они находятся очень далеко, мы видим только их очертание и не можем различить детали, растут ли там цветы, трава или деревья.
   Следующий фактор, влияющий на отображение перспективы это объектив. Чем шире угол обзора объектива, тем более выражена перспектива.    Широкоугольный объектив увеличивает расстояние между предметами, тем самым усиливая линейную перспективу. Он искажает пространство как бы выворачивая на зрителя, чем создается чувство присутствия на месте событий. Кадр становится более динамичным. Фотографу нужно аккуратно использовать широкоугольные объективы, что бы избежать явных, не красивых искажений. Например, не стоит снимать очень близко портреты широкоугольным объективом, если вы не хотите вместо портрета получить карикатуру.     Длиннофокусный объектив уменьшает расстояние между предметами. Поэтому при его использовании линейная перспектива становится мало заметной, в этом случае для передачи глубины необходимо использовать несколько планов, а также тональную перспективу.

    Тональная перспектива выражается в следующем:

1. По мере отдаления объекта от наблюдателя, он кажется менее контрастным и четкими. Отдаленные объекты не резкие, их контуры размыты. Нет явных светотеневых переходов. 2. Объекты расположенные дальше будут светлее,  менее яркими и насыщенными, нежели объекты расположенные близко к наблюдаемому.      Эффект тональной перспективы проявляется из-за природных свойств воздуха. Он никогда не бывает абсолютно прозрачным, воздух содержит различные молекулы, которые имеют свой вес и плотность. Проявление тональной перспективы зависит от чистоты воздуха, пыли, смога, дыма, влажности, ветра. Например, в городе тональную перспективу легче заметить, чем в горах. За чертой города, где воздух чище и более прозрачный, соответственно рассеивает меньше света, объекты должны находится далеко, что бы быть менее яркими.    Рассмотрим следующие фотографии.фото 4                                                                             фото 5

Совет

   На фото 4,5 мы видим использование  проявление тональной перспективы. На фото 4 на переднем плане видим яркие насыщенные цветом деревья, далее видим фактуру гор, она также насыщенна цветом.

На заднем плане размещены горы, они находятся далеко и мы видим дымку из воздуха, горы не имеют уже такой насыщенности цветом, они стали светлее, более пастельными, наполненные светлым серо-голубым оттенком.

На фото 5 также присутствует разно плановость. На переднем плане четко видно формы. породу кустов, далее открывается вид на просторную поляну, и на заднем плане мы видим горы. Передний и средний план более насыщенные и яркие. Задний план, объекты расположенные далеко от точки сьемки, находятся в воздушной дымке, они менее яркие, менее контрастные и резкие.

   Также усиливается эффект тональной перспективы при различных погодных условиях, таких как повышенная влажность, туман, это называют еще воздушной перспективой. На фото 6,7 присутствует туман, это усиливает глубину пространства. Объекты расположенные близко более насыщенные. По мере отдаления они становятся бледнее, расплывчатыми, почти не заметными.

фото 6                                                                             фото 7    Проявление тональной перспективы зависит от условий освещения.

Если свет направлен на объект, или размещен за фотографом, то передний план будет более светлым, воздух между фотографом и объектом будет сильно или равномерно освещен и тональная перспектива будет слабо выражена. При контровом свете (за объектом), задний план освещен больше, а объекты на переднем плане становятся менее освещенными, темнее.

   Компонуя кадр мы можем искусственно изобразить тональную перспективу, размещая более темные объекты на переднем плане, а светлые вдали. Это можно сделать, выбирая точку сьемки, и контролируя свет. Тональная перспектива возникает при тональном различии объектов находящихся на различных планах.

Чем больше расстояние между объектами, чем заметнее разница в тонах между объектами, тем больше чувствуется глубина в кадре.     При создании снимка, мы также можем контролировать резкость и размытость. Для изображения глубины пространства объекты расположенные близко более четкие и резкие, удаленные объекты расплывчаты и не контрастны.

На уровень резкости и размытости влияет диафрагма. Чем меньше значение диафрагмы (f1,4) тем более размытой будет передняя или задняя часть от точки фокусировки.    Итак применяя знания о линейной и тональной перспективе мы можем получить более объемные, динамичные снимки.

Фотографии, использованные в примерах с http://www.photosight.ru

Желаю удачных снимков

Жду ваши комментарии 🙂

Источник: http://elenatitarenko.blogspot.com/2012/07/blog-post_26.html

Фотозадание “Перспектива в фотографии”

Приветствуем всех фотолюбителей! Мы с новым фотозаданием. Тема интересная и очень летняя – перспектива в фотографии – когда еще фотографировать пейзажи с перспективой, как не летом?

Что такое перспектива? Перспекти́ва (фр. perspective от лат.

perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися изменениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это: – Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

– Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. 

– Это образ восприятия нашими глазами пространственного разделения объектов и их взаимосвязи друг с другом. Проще говоря – предметы кажутся тем меньше, чем дальше от нас расположены.

Немного теории.

Перспектива в фотографии подразделяется на два основных вида: 

Обратите внимание

1. Линейная перспектива. Это наиболее часто используемый тип перспективы, который  характеризуется сходящимися в одну точку линиями.

Так как в большинстве своем, эти линии параллельны, то чем дальше они отходят от камеры, тем сильнее они будут стремиться навстречу друг другу, пока не сойдутся в одну или несколько точек, если это место находится на достаточном расстоянии от границ кадра.

Эти линии преимущественно диагональны, они дают ощущение динамики, движения. Глаз как бы скользит по этим линиям, воспринимая их именно как глубину передаваемого снимком пространства.

Но линейная перспектива не обязательно подразумевает наличие именно прямых линий.  Это могут быть и кривые, S-образные линии. 

Примеры линейной перспективы: 

2. Тональная (воздушная) перспектива – это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Чем дальше от наших глаз, тем ниже четкость и ясность очертаний предметов. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (он теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом глубина  кажется более тёмной, чем передний план. Данный тип перспективы ярко проявляется во время туманной или дождливой погоды.  Малозаметные частицы пыли и воды делают предметы, расположенные от нас на более–менее серьезном расстоянии не такими контрастными. Именно поэтому для съемки пейзажей лучше всего подходят вечер и раннее утро, когда запечатлеть такое состояние природы особенно легко.

Но причиной изменения в тональности объектов, находящихся на разном от объектива расстояние могут быть не только атмосферные условия. Так, задний и передний планы могут разниться по своей освещенности А также необходимую тональную перспективу можно подобрать самостоятельно. Для этого необходимо учитывать особенности цветов объектов, которые вы хотите изобразить на снимке.

 

 

Работы нашего Приглашенного Фотографа:

Синица Елена

Перед выполнением задания, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами.
Просим в посте указывать, с какой именно фотографией вы участвуете (если представлено несколько).

Работы принимаются до 31 августа.

 Удачных кадров!

Источник: http://im-a-photographer.blogspot.com/2016/07/perspektiva.html

Линейная перспектива в фотографии и не только

Что такое перспектива – и как она поможет сделать фотографии более красивыми и выразительными. Разделяют три вида перспективы – линейную, тональную и обратную.
Перспектива призвана – усилить выразительность фотографии, придать фотографии глубину, а иногда – чтобы сфокусировать внимание зрителя на какой либо части фотоснимка, на каком либо объекте в кадре.

Начнем с линейной перспективы. Использовать ее – проще всего, и результат часто превосходит ожидания 🙂 Сразу начнем с примера.

Фото 1. Фотограф: Карпин Антон

Итак, чем примечательна эта фотография? Должно быть, Вы уже сотню раз видели подобные фотографии!?
Классика жанра: сходящиеся к горизонту рельсы. Они же – линии.

По законам восприятия – такое положении линий – придает плоскому изображению – ощущение глубины…

Важно

Такой же эффект будет от линий разметки шоссе – уходящего в даль, или берега реки, или линии набережной, таких примеров – можно привести очень и очень много… Еще один пример:

Фото 2. © Карпин Антон

Еще один прием использования линий в фотографии – возможность с помощью сходящихся линий – направить внимание зрителя – к смысловому центру фотографии! Например:

Фото 3. © Карпин Антон

На приведенной фотографии – следуя законам восприятия – глаза человека, используя линии дороги – словно указательные знаки – приходят к смысловому центру фотографии – памятнику детям блокадного Ленинграда. Линейная перспектива также избавляет фотографию от излишней “плоскости”.

Как хорошо известно, человек оценивает размеры предметов и расстояния до них и тогда, когда он рассматривает их одним глазом, то есть при отсутствии стереоскопического эффекта. 

Читайте также:  Как почистить объектив зеркального фотоаппарата в домашних условиях

Еще один нюанс – который хотелось бы отметить.

Для придания фотографиям большей глубины – лучше всего использовать широкоугольный объектив, тогда эффект  линейной перспективы будет – максимальным! Правда, в этом деле следует – не перестараться…

Вот пример фотографии сделанный широкоугольным объективом (фокусное расстояние – 12 миллиметров) – при использовании широкоугольника – передний план становится более крупным, а горизонт еще сильнее “сворачивается”:

Фото 4. © Карпин Антон

Таким образом, использование линейной перспективы позволяет существенно “оживить” фотографию, сделать ее более притягательной для взгляда, выглядещей более “профессионально”! Дело за Вами – фотографируйте, экспериментируйте, делитесь результатами!

В принципе, и приведенных выше сведений может быть достаточно, для того чтобы использовать этот эффект, но…

Совет

Рассмотрим более подробно – как мы воспринимаем перспективное изображение, и какие ошибки восприятия могут происходить при виде такого изображения, а также вопрос о том – как избежать различных ошибок при работе с эффектом линейной перспективы.

Чем же, объясняется, что и обычный фотоснимок объемных предметов также дает впечатление глубины пространства даже при рассматривании одним глазом? Причина заключается в том, что изображение объемных предметов, образованное фотографическим объективом, подчиняется законам линейной перспективы и геометрически подобно перспективному изображению на сетчатке глаза. Геометрическое построение перспективных рисунков и картин выполняется также по законам линейной перспективы.

Перспектива, как способ изображения объемных тел на плоскости, применялась в живописи с древних времен, задолго до изобретения фотографии. Первые правила перспективы упоминаются в книге «Оптика» греческого математика Эвклида (III век до нашей эры). Основные законы перспективы были установлены художниками Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи и др.

Перспективное изображение на плоскости объёмных предметов образуется по принципу центральной проекции следующим образом: если провести лучи от всех точек предмета (см.

рисунок 1) в какую-либо выбранную точку пространства С (точку зрения), называемую центром проекции, и пересечь получившийся пучок сходящихся лучей вертикальной плоскостью К, называемой картинной, то точки пересечения их образуют перспективное изображение предмета на картинной плоскости.

В центре проекции С располагается глаз наблюдателя или объектив фотоаппарата (точнее — центр вращения глаза или передняя главная точка объектива).

Горизонтальная линия Н-Н на картинной плоскости, находящаяся на высоте глаз наблюдателя, называется горизонтом.

Прямая линия СР, перпендикулярная картинной плоскости и соединяющая центр проекции с горизонтом, называется главным лучом.

Обратите внимание

Точка Р пересечения главного луча с горизонтом называется главной точкой схода (или центром картины).

В главной точке схода пересекаются проекции всех горизонтальных в натуре линий, перпендикулярных картинной плоскости. Это наглядно видно на фото 4. Параллельные в натуре линии, например уходящие вдаль рельсы железнодорожного пути, получаются на снимке сходящимися в точку.

Все вертикальные линии, как находящиеся на первом плане, так и удаленные от зрителя, по мере удаления сокращаются по высоте, но остаются в перспективно неизменно вертикальными, а следовательно, и параллельными между собой. Столбы опор линии электропередач (фото 1) по мере удаления сокращаются по высоте, но остаются на снимке вертикальными и параллельными между собой.

Перспективное изображение на плоскости (фотоснимке, рисунке или сетчатке глаза) представляет собой совокупность наложенных друг на друга изображений разноудаленных предметов, воспроизведенных в разных масштабах, причем изображения более близких предметов, накладываясь на изображения более далеких, частично перекрывают их. Наш глаз привык наблюдать такое перекрывание задних предметов передними, более близкими, и поэтому это также способствует ощущению глубины пространства.

У изображения, построенного перспективно правильно, масштабы разноудаленных предметов обратно пропорциональны расстояниям между ними и центром проекции.

Такая закономерность автоматически обеспечивается оптической системой глаза или фотообъектива, а при рисовании с натуры — выполнением правил центральной проекции. Если нарушить эту закономерность (см.

 фото 5 и 6), то изображение получится перспективно искаженным, непривычным для нашего зрения.

Фигура мальчика, искусственно перемещенная без изменения масштаба с переднего плана на задний, зрительно воспринимается сильно увеличенной в размерах по сравнению с окружающими предметами. Мальчик кажется великаном, хотя высота его фигуры на фото 5 равна высоте передней автомашины, а на фото 6 — она даже меньше высоты велосипедиста, находящегося на переднем плане.

Если переместить на передний план фото 5 автомашину с заднего плана, не меняя ее величины, то она будет выглядеть рядом с передней автомашиной миниатюрной игрушкой.

Фотографии 5 и 6. Линейная перспектива в фотографии.

Перспектива фотоснимка ощущается в большей или меньшей степени в зависимости от разницы в масштабах изображений переднего и заднего плана.

Когда на снимке разница в масштабах изображения самых близких и далеких предметов велика, то перспектива такого снимка сильно выражена.

Важно

Если же разница в масштабах изображений переднего и заднего плана незначительна, снимок имеет слабо выраженную перспективу. Наконец, при одинаковых масштабах изображений объект съемки выглядит плоским и перспектива не ощущается.

Полученная разница в масштабах изображения далеких и близких предметов, а следовательно, и перспектива снимка, не может быть изменена последующим увеличением изображения, кадрированием, так как при этом соотношение масштабов разноудаленных предметов остается неизменным.

Если фотографировать сменными объективами с различными фокусными расстояниями один и тот же пространственный объект с одной и той же точки, то есть с одного и того же центра проекции, то размеры изображений на негативах будут пропорциональны фокусным расстояниям объективов.

Предмет, снятый короткофокусным объективом, будет на снимке маленьким, а снятый длиннофокусным объективом — крупным.

Длиннофокусные объективы изображают предметы во столько раз крупнее короткофокусных при съемке с одной и той же точки, во сколько раз больше их фокусное расстояние.

Но те и другие изображения будут геометрически подобными, то есть разница в масштабах переднего и заднего плана у каждого снимка будет одинакова, а следовательно, и перспектива всех снимков будет передаваться также одинаково, независимо от фокусного расстояния объектива.

Более или менее сильно выраженная перспектива снимка зависит не только от фокусного расстояния объектива, но и от расстояния между объектом и точкой съемки.

Чем ближе расположен объектив к объекту съемки, тем сильнее выявляется перспектива, и наоборот, чем дальше точка съемки, тем слабее выражена перспектива.

Совет

Этим объясняется то, что изображения очень далеких предметов заднего плана, например пейзажа, выглядят на снимке как плоский фон, не имеющий перспективы.

Таким образом, один и тот же пространственный объект съемки может быть сфотографирован с преувеличенной, преуменьшенной и естественной перспективой в зависимости от положения точки съемки.

Для получения фотоснимка с преувеличенной перспективой необходимо поместить объектив на очень близком расстоянии от переднего плана. А это проще всего сделать с помощью короткофокусного объектива.

При этом предметы переднего плана получаются чрезмерно крупными, а заднего — очень мелкими и кажутся слишком далекими, а объект съемки выглядит растянутым вдаль.

Расстояния между предметами вглубь пространства кажутся преувеличенными.

Фотоснимок с преуменьшенной перспективой получается при съемке с большего расстояния. Но в этом случае, чтобы изображение было не слишком мелко, применяют длиннофокусный объектив. При этом далекие предметы заднего плана кажутся на снимке крупными и очень близкими. На таком снимке расстояния между предметами вглубь снятого пространства выглядят сокращенными.

Изображения одного и того же объекта с преувеличенной и преуменьшенной перспективой наглядно показаны на фото 9 и 10. На этих двух снимках расстояние между задним планом (зданием) и передним (велосипедистом) одинаково и равно примерно 120 м.

Снимки сделаны с разных расстояний между объективом и передним планом.

Фото 9 выполнено объективом с фокусным расстоянием 135 мм, расположенным на расстоянии 2 м от переднего плана, а фото 10 — объективом с фокусным расстоянием 28 мм, расположенным на расстоянии 10 м от переднего плана.

Съемка разными объективами.
Фото 9 (левое) и 10 (правое).

На фото 7 и 8 на переднем плане находится автомашина, а позади нее видна известная скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Масштаб изображения автомашины на обоих снимках одинаков, а масштаб изображения скульптуры различен.

Обратите внимание

На фото 8 громадная скульптура изображена очень мелко, и кажется, что она находится на очень далеком расстоянии от автомашины, а на фото 7 скульптура изображена крупно, и создается впечатление, что она расположена в непосредственной близости от автомашины, хотя в действительности расстояние между скульптурой и автомашиной в обоих случаях одно и то же.

Фото 8 сделано с очень близкого расстояния короткофокусным объективом, а фото 7 — с большого расстояния длиннофокусным объективом.

Перспектива линейная.
Фото 7 и 8.

 Существенное значение имеет положение фотоаппарата относительно объекта съемки при фотографировании архитектурных сюжетов, сооружений, зданий, интерьеров, экстерьеров и т. п. На фото 11 и 12 изображено одно и то же пятиэтажное здание, сфотографированное при разных положениях фотоаппарата. На фото 11 здание снято с близкого расстояния.

Линия горизонта проходит на высоте окон первого этажа, то есть на высоте роста человека, который фотографировал здание снизу. При этом фотоаппарат был наклонен так, чтобы вместить в кадр все здание по высоте, и линия визирования была направлена приблизительно к середине высоты здания, то есть к третьему этажу.

Согласно законам линейной перспективы все горизонтальные в натуре линии и линии, неперпендикулярные картинной плоскости, сходятся в точках схода на линии горизонта. Вследствие того, что линия визирования была наклонена к горизонту, вертикальные линии получились непараллельными между собой.

Если вертикальные линии продолжить вверх (например, вдоль вертикальных рядов окон), то они сойдутся в некоторой точке вверху снимка. Такой наклон аппарата во время съемки создает неестественную и непривычную для глаз перспективу. Здание кажется падающим назад. На фото 12 линия горизонта проходит по середине здания, то есть на высоте окон третьего этажа.

Линия визирования фотоаппарата во время съемки была горизонтальна (без наклона), и поэтому вертикальные в натуре линии остаются на снимке параллельными между собой.

Перспектива при съемке архитектуры с низкой точки.
Фото 11

Перспектива при съемке архитектуры со средней точки.
Фото 12

При фотографировании с очень близкого расстояния (обычно короткофокусными объективами) могут получаться неправильная перспектива и даже карикатурные изображения. Если сфотографировать человека сверху с очень близкого расстояния короткофокусным объективом, то у него будет громадная голова и очень маленькие ноги.

Важно

То же самое относится к портретной съемке. Портрет, снятый с очень близкого расстояния, получается с непривычными для глаз соотношениями масштабов передних (то есть наиболее близких к объективу) и задних (то есть наиболее удаленных от объектива) частей лица. Нос получается чрезмерно большим, а уши слишком маленькими.

Случаи необычной передачи перспективы иногда не совсем правильно называют «искажениями перспективы» и приписывают их свойствам объективов. Например, некоторые считают, что короткофокусный объектив дает «искажение».

Прежде всего следует отметить, что объектив с любым фокусным расстоянием не может давать искажений, так как он образует изображение по законам центральной проекции, то есть снимок, сфотографированный любым объективом, всегда соответствует изображению, образованному по правилам линейной перспективы, и поэтому само название «искажение» сюда не подходит. Все зависит исключительно от точки съёмки и наклона аппарата. Необычные результаты съемки будет правильнее называть «неестественной перспективой», непривычной для глаз. Если поместить глаз на место фотообъектива, то увидим то же самое, что и на снимке. Например, если подойти к высокому многоэтажному зданию на близкое расстояние (2—3 м) и посмотреть на него снизу вверх, то увидим, так же как на фотоснимке, что вертикальные линии не параллельны и сходятся кверху, как сходятся рельсы железнодорожного пути, уходящие вдаль. В натуре мы не привыкли рассматривать здание с такой точки, поэтому фотоснимок, сделанный с этой точки, производит непривычное впечатление.

Для правильного выбора точки съемки очень полезно пользоваться видоискателем.

Если у Вас есть предложения, пожелания, замечания, идеи по поводу этой статьи – можно оставить комментарий 😉

ps
Источник части текста и иллюстраций – журнал “Советское Фото”.

ззы

Видео о линиях, перспективе и композиции:

Источник: http://creazon.ru/urok/perspektiva.html

Ссылка на основную публикацию