Дифракция в фотографии: что это такое и как избавиться

Что такое дифракция

Когда-то я писал статью про то как фотографировать пейзаж, там я говорил что не нужно поднимать диафрагму выше значения f/11. Меня тут же засыпали вопросами: “Почему…?”, “А как же f/22?” и т.д.

Так вот, нельзя фотографировать с высоким диафрагменным числом по одной простой причине, эта причина – дифракция. В этой статье я наглядно расскажу и покажу что это за злобный зверь дифракция и почему нельзя полностью закрывать диафрагму.

Дифракция это физическое явление в оптических системах. Чтобы самому ощутить что такое дифракция попробуйте прищуриться, ваши глаза смотрят через узкую полоску и вы видите намного меньше деталей чем с открытыми глазами. То же самое происходит с линзой, вы закрываете диафрагму, к примеру до значения f/22, и как следствие – теряете резкость кадра.

Обратите внимание

Когда я объяснял это своим знакомым, они мне не верили, а когда я сказал им попробовать проверить – они обленились и сказали что их устраивает то качество которое они имеют с закрытой диафрагмой на значении f/22.

Окей, я сам сделал наглядный практический пример дифракции, чтобы показать что они теряют.

Я взял широкоугольную Tokina 12-24mm, так как на неё я чаще всего фотографирую пейзажи, сделал десяток фотографий с разным значением f/.

Красный квадрат это участок 100% кропа, я его вырезал с каждой фотографии с разными значениями диафрагмы. Вот собственно что получилось:

Существенная потеря резкости начинается со значения f/14, и постепенно увеличивается вплоть до значения f/22, на котором детали совсем пропали, все мыльное, как на мыльнице.

Самыми резкими получились f/5.

6 и f/7.1. А f/11 именно то предельное значение, при котором вы получаете все в фокусе и детали не теряются. Я частенько не дохожу до него и фотографирую пейзажи со значением f/7-f/9, на широком угле, даже при этих значениях, у вас почти всегда все будет в фокусе.

То же самое с другими линзами, к примеру на портретном фиксе 50mm f/1.4 самыми резкими получаются снимки отснятые со значением f/5.6, для меня они даже чересчур резкие, поэтому я открываю диафрагму до значения f/3.2. На f/16 (предельном значении) у вас будут потери в резкости – дифракция.

Эффект дифракции примерно равен эффекту фотографирования через стекло. Наверняка вы уже пытались что-то сфотографировать в окно и видели как заметно теряется резкость.

Важно

Не балуйтесь с предельными значениями диафрагменного числа и да прибудет с вами диафрагма!

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект “Про Фото”, это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

Константин

Источник: http://review.lospopadosos.com/chto-takoe-difrakciya

Дифракция объектива её влияние на фотографию

Явление дифракции можно наблюдать при попадании световых волн в район тени от объектива. При этом точки геометрической оптики превращаются в размытые дифракционные пятнышки. На фотоснимках теряется четкость изображения, снимки получаются некачественными. Явление напрямую связано с величиной диафрагмы.

Происходит дифракция при малых диафрагмах, когда их ребра препятствуют прохождению волн света по прямой линии. В результате этого световые лучи огибают ребра диафрагмы на своем пути.

Если даже просто прищуриться, глаза не увидят четко столько деталей, как в открытом состоянии, такое простое сравнение может наглядно дать представление о дифракции.

Явление дифракции приводит к снижению контрастности снимка, к ухудшению четкости изображения, поэтому для фотографа очень важно уметь подобрать необходимую величину диафрагмы для различных видов съемок. Снимок, на котором виден эффект дифракции, похож на тот, который снят через стекло.

Съемки пейзажных фотографий требуют определенного настроя фотоаппарата, обычно фотографы стараются увеличить при этом диафрагму. Но увеличение диафрагмы приводит и к большему проявлению дифракции. В итоге пейзажные снимки имеют по краям нечеткое изображение.

Профессионалы рекомендуют для пейзажей не поднимать диафрагму выше значения f/11.

Существенную потерю резкости можно наблюдать уже со значения f/14, более высокие показатели диафрагмы приведут к тому, что снимки на профессиональном фотоаппарате будут похожи на фотографии с «мыльницы».

Совет

Дифракция может проявляться не только при малых диафрагмах, на ее появление влияют и такие факторы, как фокусное расстояние, длина волн света, светосила объектива. Даже при точном расчете дифракционного предела оптической системы точность фокусировки, несовершенный объектив могут ограничить качество снимка.

Только дифракция создает размытое изображение в случаях использования штативов, высококачественного объектива. Явление дифракции может быть и допустимым, если требуется большая резкость в фокальной плоскости, а резкость на границах не столь существенна.

Другими словами, диафрагма небольшого значения может быть необходима для получения длинной выдержки, такой, которая используется при снятии движущейся предметов например воды.

Явление дифракции связано с качеством объектива. Каждый объектив для фотоаппарата имеет свое оптимальное значение величины диафрагмы. При этом значении качество снимков получается наиболее высокое. Такие характеристики объективов ограничиваются дифракцией, которая снижает эффективную разрешающую способность оптического элемента.

В итоге объективы с очень узкой диафрагмой больше поддаются эффекту дифракции. При выборе объектива следует уделять внимание его качеству, поскольку такой элемент фотооборудования также может иметь порой невидимые искажения, дефекты.

Чем объектив качественней, чем меньше он имеет собственных искажений, тем больше при открытой диафрагме он обеспечит высокую четкость снимка, его контрастность.

Но и большая диафрагма не всегда является самым лучшим решением. Оптимальный вариант для многих объективов, которые обладают достаточной мягкостью, это среднее положение диафрагмы, ее среднее значение. Хорошее качество снимков не всегда зависит и от количества пикселей.

При больших диафрагмах меньший размер пикселей позволит получить снимок с меньшим количеством дефектов. При выборе объектива лучше обращать внимание на модели с большим диаметром, так как данная характеристика увеличит широту применения его возможностей.

Избежать явления дифракции, при котором происходит снижение четкости снимка, и не видно всех мелких деталей, можно, если выставить правильно величину диафрагмы. Ее не следует максимально закрывать для того, чтобы достигнуть максимальную ГРИП. Кадр следует выстраивать так, чтобы объекты были размещены в самой зоне глубины резкости.

Можно также использовать гиперфокальное расстояние. Если требуется вести съемки с получением высокой резкости, можно использовать фильтр нейтральной плотности, который уменьшит световой поток. О сайте fotomtv.

Источник: http://FotoMtv.ru/stati/difrakciya_obektiva_e_vliyanie_na_fotografiyu/

Резкость, дифракция и диафрагма

Дифракцией света называется явление отклонения света от прямолинейного направления распространения при прохождении вблизи препятствий. Как показывает опыт, свет при определенных условиях может заходить в область геометрической тени.

Если на пути параллельного светового пучка расположено круглое препятствие (круглый диск, шарик или круглое отверстие в непрозрачном экране), то на экране, расположенном на достаточно большом расстоянии от препятствия, появляется дифракционная картина – система чередующихся светлых и темных колец.

Если препятствие имеет линейный характер (щель, нить, край экрана), то на экране возникает система параллельных дифракционных полос.

Обратите внимание

Большинство фотографов имеют представление о том, как диафрагма влияет на резкость и о глубине резкости. Но есть так называемый диафрагменный предел, значение которого зависит как от объектива, так и от модели камеры и причиной этого является дифракция.

При съемке пейзажа или архитектуры естественным стремлением будет получение максимальной глубины резкости. Это достигается путем уменьшение отверстия диафрагмы. Легко увлечься и слишком сильно зажать диафрагму, “на всякий случай”, пытаясь получить достаточную глубину поля.

При этом необходимо соблюдать разумный предел. Несмотря на то, что меньшие диафрагмы обеспечивают бо́льшую ГРИП, эффект дифракции при очень малых диафрагмах приводит к снижению общей резкости изображения.

Также неправильным будет и использование малых диафрагм для получения максимально резкого изображения, результат будет прямо противоположным. Зная пределы объектива, можно избежать этого явления, а также сопутствующих ему, таких как необходимость использования высоких ISO или длительной выдержки, необходимых для получения нормальной экспозиции при закрытой диафрагме.

Наука о дифракции света

Физики давно установили, что свет имеет корпускулярно-волновую природу. Таким образом, все свойства других видов волн, такие как звуковые колебания, волны в жидкостях и твердых телах могут быть применены к свету.

Принцип Гюйгенса-Френеля гласит, что каждую точку фронта волны можно рассматривать как источник вторичных волн, которые распространяются во все стороны со скоростью, равной скорости распространения волны.

Это означает, что свет, проходящий через диафрагму, создает новые световые волны. Крошечное отверстие диафрагмы объектива, точнее, острые края лепестков диафрагмы, создают дифракционный эффект (эффект огибания препятствия световыми волнами).

К примеру, возьмем непрозрачный объект, помещенный перед источником света. Он блокирует свет, создавая тень. Посмотрите внимательно на края этой тени.

Можно заметить, что даже если объект имеет острые края, края тени всегда слегка размыты

Обратите внимание на разницу в резкости спинки ножа и режущей кромки

Я использовал фотографию перочинного ножа, чтобы продемонстрировать эффект дифракции на краях. Фото было сделано в абсолютно темной комнате, единственным источником света была моя вспышка.

Я также немного отрегулировал контраст в Photoshop, чтобы лучше показать эффект.

Обратите внимание, что противоположная режущей кромке часть получилась очень резкой, а режущая кромка – несколько размытой, даже при таком источнике как вспышка, который можно считать точечным. Такой же эффект наблюдается и на краях лепестков диафрагмы.

Фронт световой волны, проходя через отверстие, соизмеримое с ее длиной, становится источником вторичных волн, которые взаимодействуют с основной по принципу интерференции, то есть сложения колебаний. Это создает чередование освещенных и затененных областей, а также проникновение света в затененные области. Подобные явления можно наблюдать со всеми типами волн.

Влияние дифракции на вашей камере можно имитировать, если скосить глаза. Когда вы косите глазами, мир становится расплывчатым.

Искажения световых волн при прохождении через отверстия различного диаметра.

Предположим, что у нас есть идеальный объектив с идеально круглым отверстием диафрагмы. Он называется объективом дифракционного предела, так как единственным ограничением на максимальное разрешение изображения является явление дифракции света, а не любые дефекты, смещение или разрешение сенсора.

Интерференционный узор, производимый круглой линзой при освещении пучком параллельных лучей, называется диском Эйри (в честь ученого Джорджа Эйри Биддела). При этом в центре находится так называемое дифракционное пятно, на которое приходится примерно 85% световой энергии, а окружают его светлые и темные кольца.

Диск Эйри при дифракции на круглом отверстии

Размер диска Эйри зависит только от диафрагмы и может быть приближенно рассчитан, исходя из диафрагменного числа, если его разделить на 1500. То есть, при диафрагме f/22 диаметр диска Эйри составит около 0,015 мм.

Если диаметр центрального пятна диска Эйри становится слишком большим по отношению к размеру пикселя, то изображение будет размытым. Это становится ограничивающим фактором в достижении резкого изображения. То есть, для каждой камеры есть свое значение диафрагмы, выше которого наступает ухудшение резкости изображения. Это значение носит название диафрагменного предела.

Практическое применение

Теперь, когда мы закончили со скучной теорией, давайте посмотрим, как практически применяется этот принцип. Тест на эффект дифракции очень простой.

Просто возьмите набор объектов, сохраняя при этом неизменное фокусное расстояние и экспозицию, и снимайте в режиме приоритета диафрагмы, изменяя ее значение.

Для получения достоверных результатов очень важно избежать любых изменений в изображении.

Важно

Примечание переводчика: для этого теста лучше использовать специальную шкалу – миру.

Для этого нужно использовать хороший штатив, дистанционный спуск затвора, блокировку зеркала, в общем, исключить все факторы, которые могут привести к малейшему дрожанию камеры.

Следующая серия изображений – это 100% кроп этикетки Crown Royal. Эти снимки были сделаны в помещении с камеры, стоящей на полу.

Отчетливо видно ухудшение резкости изображения от дифракции.

Из этого теста следует, что изображение начинает терять резкость примерно с диафрагмы f/11, сохраняя приемлемый вид до f/16. Начиная с f/22, происходит резкое ухудшение резкости, а диафрагма f/36 практически непригодна для использования.

Не забывайте также, что при использовании некоторых объективов широко открытая диафрагма также уменьшает резкость. Важно найти оптимальную величину диафрагмы для вашего объектива. Я предпочитаю использовать f/8 или f/11 в большинстве случаев.

Читайте также:  Что такое китовый объектив: виды, достоинства, недостатки

Теперь понятно, что лучше всего не зажимать максимально диафрагму для достижения максимальной ГРИП, а строить кадр таким образом, чтобы все объекты находились в зоне глубины резкости, либо использовать гиперфокальное расстояние. Есть много способов и онлайн-калькуляторов для расчета глубины резкости.

Для этого снимка дистанция и фокусное расстояние не требуют небольшой диафрагмы для достижения большой глубины резкости.

Давайте на примере этого снимка дерева рассмотрим выбор диафрагмы для получения оптимальной ГРИП.

Совет

Фотография была сделана на неполнокадровую камеру с помощью объектива с фокусным расстоянием 18 мм, расстояние до дерева примерно 20 м.

Так как объект находится достаточно далеко и используется широкоугольный объектив, то даже умеренно закрытая диафрагма f/6.3 обеспечивает глубину резкости от 2,26 м до бесконечности.

Этого более чем достаточно, чтобы захватить в кадр все детали. На самом деле, с таким фокусным расстоянием даже диафрагма f/1 даст мне глубину резкости от 8,95 м до бесконечности, что опять же достаточно, чтобы дерево получилось резким.

В этой ситуации не было никакой необходимости использовать малую диафрагму, что позволило сделать снимок с меньшим ISO и более короткой выдержкой, что также вносит вклад в общую резкость картинки.

Это хорошо, когда вы знаете, что меньший диаметр диафрагмы обеспечивает большую глубину резкости, однако есть и другие факторы, оказывающие гораздо большее влияние.

Например, расстояние до объекта 25 м, а диафрагма f/8. Если используется объектив с фокусным расстоянием 100 мм, то глубина резкости будет от 17,9 до 41,6 м, общая протяженность ГРИП 23,7 м.

Однако, если вы будете использовать объектив с фокусным расстоянием 75 мм, диапазон ГРИП будет уже от 14,6 до 85,9 м, то есть 71,3 м. Это почти в три раза больше, чем при использовании объектива с фокусным расстоянием 100 мм.

Для сравнения, если мы закроем диафрагму до f/11 при фокусном расстоянии 100 мм, это даст нам глубину резкости от 16 до 57,3 м, в общей сложности 41, 3 м.

Для снимков, которые требуют более длительной выдержки, сначала лучше выбрать выдержку, которая даст вам соответствующий эффект, а затем подобрать диафрагму для нормальной экспозиции. Однако имейте ввиду, что лучше не использовать диафрагмы меньше f/8 или f/11 из-за эффекта дифракции.

Использование фильтра нейтральной плотности ND для уменьшения светового потока при съемках с длинной выдержкой даст гораздо лучший результат по резкости, чем использование для этой цели диафрагмы f/32.

Заключение

Я надеюсь, что эта статья принесет вам пользу. Знание о дифракции легко применить (хотя, в большинстве случаев этого не потребуется), но незнание может иметь плохие последствия для ваших фотографий.

Дифракционных эффектов легко избежать, если не зажимать диафрагму больше, чем до f/8.

Источник: https://photo-monster.ru/books/read/rezkost-difraktsiya-i-diafragma

Дифракция?!! Дифракция? А, дифракция… — Красноярский фотограф Артур Миханев

7 марта 2015 / 2534

Что такое дифракция в фотографии? Говоря упрощенно, это нежелательное явление, которое проявляется при чрезмерном закрытии диафрагмы. Все мы знаем, что когда диафрагма прикрыта (например, до f/11) то возрастает глубина резкости (ГРИП). В итоге, мы можем снимать пейзаж, уверенные, что все будет четко (ну, про гиперфокальное расстояние пока промолчим).

В итоге, молодые фотографы с энтузиазмом ужимают диафрагму вообще до предела — а у некоторых объективов он может достигать и f/45! Но, вглядываясь затем в снимки, они понимают, что где-то их обманули…

Действительно — у каждой фотокамеры есть порог закрытия диафрагмы, переходя который мы теряем в резкости. То есть, глубина резко изображаемого пространтства действительно увеличивается при закрытии диафрагмы. Но вот детализация предметов в зоне ГРИП оставляет желать лучшего — в том случае, если мы чрезмерно прикрыли диафрагму…

Это в теории (которая детально разрабатывается в блоге фотографа В. Медведева). А мы пока на практике проверим — насколько избыточное прикрытие диафрагмы влияет на потерю детализации?

Но, во-первых, запомним следующее — дифракция проявляет себя тем раньше, чем больше плотность пикселей на матрице. А это, увы, в первую очередь почувствуют на себе владельцы кропнутых камеры с большим количеством пикселей. Например, обладатели Canon EOS 7D.

Обратите внимание

На матрицу этой камеры производитель умудрился запихнуть 18 Мп! Для сравнения — у полнокадровой камеры Canon EOS 5D Mark II разрешение составляет 21 Мп.

Чувствуете разницу? Матрица Canon EOS 7D в полтора с лишним раза раза меньше матрицы своего полнокадрового собрата! А вот количество мегапикселей у нее уменьшилось отнюдь не в таких пропорциях…

В итоге, у Canon EOS 5D Mark II мы можем при необходимости смело ужимать диафрагму до значения f/11. А вот при работе с Canon EOS 7D желательно не идти дальше значения f/7.1 Но это, повторюсь, в теории. Давайте же сейчас проверим эти положения на практике.

Для теста мы берем полнокадровую фотокамеру Canon EOS 6D с объективом Tokina AT-X M100 AF PRO D. Мы будем фотографировать фрагмент купюры, поставив камеру на штатив и постепенно закрывая диафрагму. Функция “Блокировка зеркала” включена, автоспуск включен.

Фотографируемая купюра жестко прикреплена к предметному столу. Точка фокусировки — на центре колеса. Съемка в RAW с последующей конвертацией через  Digital Photo Professional 4.

Затем мы сравним полученные снимки и поймем, на каком значении нам действительно следует остановиться, чтобы не терять резкость.

Стартовое значение диафрагмы равняется f/11. Здесь мы гарантированно должны получить идеальную резкость. Так оно и оказалось — я сравнивал снимки, сделанные и на этом значении диафрагмы, и на более низком (например, f/9.0). В обоих случаях — идеальная резкость.

А вот затем я начал прикрывать диафрагму… И с удивлением обнаружил, что на значении f/13, f/14, f/16 и даже f/18 существенных изменений в резкости не произошло! Лишь на f/20 стало заметно НЕКОТОРОЕ падение резкости, которое последовательно увеличивалось на f/22, f/25, f29 и достигло максимального значения на f/32.

Увиденное стало для меня открытием.

До этого, снимая ювелирку или блюда для меню, я свято придерживался рекомендованной нормы — не ужимать на Canon EOS 6D диафрагму больше f/11! Но вот практические результаты доказали, что если обстоятельства вынуждают, можно смело перешагивать рекомендованный порог и не бояться существенного падения резкости.

А теперь, как и обещал, даю ссылку на блог Владимира Медведева. Смотрите рекомендованное значение максимальной диафрагмы для вашей камеры — и не бойтесь его переступать!

В разумных пределах, конечно…

Источник: http://mihanev.ru/blog/difrakcija-difrakcija-a-difrakcija.html

Дифракция и фотография

Дифракция (преломление) — это оптический эффект, который может ограничить детальность вашей фотографии — вне зависимости от того, как много мегапикселей у вашей камеры.

Обычно свет в однородной атмосфере распространяется по прямой, однако он начинает рассеиваться, будучи пропущен через маленькое отверстие (такое, как диафрагма объектива). Этим эффектом в норме можно пренебречь, но с уменьшением размера отверстия его сила нарастает.

Важно

Поскольку фотографы в погоне за повышением резкости закрывают диафрагму, чтобы добиться увеличения глубины резкости, при некоторой диафрагме сглаживающий эффект дифракции превосходит любое улучшение резкости за счёт увеличения её глубины.

Когда этот эффект начинает наблюдаться, говорят, что оптика камеры достигла дифракционного предела. Знание этого предела может помочь вам избежать сопутствующего сглаживания и избыточно длинных экспозиций или высоких чисел ISO, требуемых для получения малого отверстия диафрагмы.

Теория

Параллельные лучи света, проходя через малое отверстие, начинают рассеиваться и накладываться друг на друга. Этот эффект становится более заметным по мере уменьшения размера отверстия относительно длины волны проходящего света, но в некоторых количествах он присутствует для любого отверстия или сфокусированного источника света.

Открытая диафрагма Закрытая диафрагма

Поскольку, расходясь, лучи преодолевают различные расстояния, часть из них оказывается в другой фазе, и в результате лучи начинают накладываться друг на друга — усиливаясь в одних областях и частично или полностью компенсируясь в других.

Эта интерференция порождает дифракционный рисунок с пиковыми интенсивностями света в областях, где волны суммируются, и тёмными участками там, где они гасятся.

Если измерить интенсивность света в каждой из областей, получатся штрихи следующего вида:

Для идеально круглого отверстия плоский дифракционный рисунок называется «диском Эйри», в честь его первооткрывателя Джорджа Эйри. Размер кружка рассеивания используется в качестве определения теоретического предела разрешающей способности оптической системы (определяется как диаметр первого тёмного круга).

Диск ЭйриОбъёмное представление
Пространственное положение

Когда диаметр центрального пика диска Эйри (кружка рассеивания) становится сравним с размером пикселя камеры (или предельно допустимого кружка нерезкости), он начинает оказывать визуальное влияние на изображение. Иначе, если два диска Эйри оказываются расположены ближе половины их размера, они более не являются различимыми (критерий Рэлея).

Едва различимы Неразличимы

Таким образом дифракция задаёт фундаментальный предел разрешающей способности, который не зависит от числа мегапикселей или формата плёнки. Он зависит исключительно от f-ступени диафрагмы объектива и длины волны изображаемого света.

Можно рассматривать этот предел как наименьший теоретический «пиксель» детальности снимка.

Даже если два пика всё ещё могут быть различимы, закрытие диафрагмы может также значительно понизить мелкодетальный контраст в связи с частичным перекрытием вторичного и прочих колец вокруг кружка рассеивания (см. пример фото).

Визуальный пример: диафрагма и размер пикселя

Размер кружка рассеивания сам по себе полезен только в контексте глубины резкости и размера пикселя. Следующая интерактивная таблица показывает кружок рассеивания в матрице, которая отражает размер пикселя различных моделей камер (наведение курсора на название меняет матрицу).

ДиафрагмаТип камерыРазмер пикселя
f/2.0 Canon EOS 1D 136 мкм2
f/2.8 Canon EOS 1Ds 77.6 мкм2
f/4.0 Canon EOS 1DMkII / 5D 67.1 мкм2
f/5.6 Nikon D70 61.1 мкм2
f/8.0 Canon EOS 10D 54.6 мкм2
f/11 Canon EOS 1DsMkII 52.0 мкм2
f/16 Canon EOS 20D / 350D 41.2 мкм2
f/22 Nikon D2X 30.9 мкм2
f/32 Canon PowerShot G6 5.46 мкм2

Вспомните, что сенсор цифровой камеры на базе матрицы Байера в каждом из пикселей получает только один из первичных цветов, а затем интерполирует эти цвета, чтобы получить итоговое полноцветное изображение.

В результате работы сглаживающего фильтра сенсора (и вышеописанного критерия Рэлея) диск Эйри может иметь диаметр порядка двух пикселей, прежде чем дифракция начнёт оказывать визуальное влияние (предполагая идеальный в остальном объектив и просмотр в масштабе 100%).

В качестве двух примеров, Canon EOS 20D начнёт показывать дифракцию примерно при f/11, тогда как Canon PowerShot G6 (компактная камера) начнёт проявлять её эффекты уже при f/4.0-5.6. С другой стороны, Canon G6 не требует диафрагм настолько малых, как 20D, для получения аналогичной глубины резкости (для заданного угла обзора) в силу намного меньшего размера сенсора (подробнее об этом позже).

Совет

Поскольку размер диска Эйри зависит также от длины волны света, каждый из трёх первичных цветов достигнет своего дифракционного предела при разных отверстиях диафрагмы.

Вышеприведенный расчёт принимает за длину волны света середину видимого спектра (~510 нм).

Типичные цифровые зеркальные камеры способны зафиксировать свет с длинами волн от 450 до 680 нм, так что в лучшем случае диск Эйри будет иметь диаметр 80% от вышеприведенного размера (для чистого синего света).

Ещё одна сложность состоит в том, что матрица Байера отводит удвоенное число пикселей под зелёный цвет по сравнению с красным и синим. Это означает, что при достижении дифракционного предела в первую очередь произойдёт потеря разрешения в зелёном и в попиксельной яркости. Для потери разрешения в результате дифракции в синем потребуется минимальная диафрагма (максимальное число f-ступени).

Технические замечания:

  • В действительности пиксели не занимают 100% площади сенсора цифровой камеры, между ними есть зазоры. Настоящий расчёт подразумевает, что микролинзы достаточно эффективны, так что эти зазоры можно игнорировать.
  • Цифровые зеркальные камеры Nikon имеют пиксели прямоугольной формы, и следовательно, потеря разрешения в результате дифракции может быть более заметна в одном направлении. Этот эффект обычно визуально незаметен и сказывается толко при использовании высокоточных измерительных программ.
  • Вышеприведенная таблица принимает за отверстие диафрагмы круг, хотя в действительности оно представляет из себя многоугольник, у которого 5-8 сторон (распространённое приближение).
  • Наконец, расчёт площади пикселя подразумевает, что пиксели распространяются вплоть до границы каждого сенсора, и что все они вносят свой вклад в итоговое изображение. В действительности производители камер оставляют на границе каждого из сенсоров неиспользуемые пиксели. Поскольку не все производители предоставляют информацию о количестве используемых и неиспользуемых пикселей, в расчёт брались только используемые пиксели. Таким образом показанные выше размеры пикселей несколько больше настоящих (но не более, чем на 5% в худшем случае).
Читайте также:  Какую карту памяти выбрать для зеркального фотоаппарата: на что обращаем внимание

Вышеприведенные расчёты и диаграммы весьма полезны для получения представления о таком явлении, как дифракция, однако показать её визуальное влияние может показать только фотография из жизни.

Следующая серия снимков сделана с помощью Canon EOS 20D, на котором дифракционный предел начинает сказываться, начиная с f/11 (как показано выше).

Наведите курсор на каждую из f-ступеней и проследите изменения в текстуре ткани.

Без наложения дисков Эйри
Выберите диафрагму: f/8.0 f/11 f/16 f/22 Частичное перекрытие дисков Эйри

Обратите внимание, как большинство линий ткани всё ещё различимы при f/11, но уже наблюдается снижение мелкодетального контраста или чёткости (в частности там, где полосы расположены очень близко).

Происходит это вследствие частичного перекрытия дисков Эйри, аналогично тому, как эффект проявляется на смежных полосах чёрного и белого (как показано справа).

При диафрагме f/22 практически все мелкие детали оказались размыты, поскольку кружок рассеивания превзошёл их по величине.

Расчёт дифракционного предела

Нижеприведенная форма осуществляет расчёт размера кружка рассеивания и оценивает подверженность системы дифракционному пределу. Необязательные поля обозначены и позволяют задать собственный кружок нерезкости (КН).

Данный калькулятор считает систему достигшей дифракционного предела, когда диаметр диска Эйри превышает диаметр кружка нерезкости. За подробным объяснением каждого из входных параметров обратитесь к усовершенствованному калькулятору ГРИП.

Возможность приравнять КН к удвоенному размеру пикселя даёт вам представление о том, когда дифракция становится заметна при просмотре цифрового изображения на экране компьютера в масштабе 100%.

Следует понимать, что «двойной пиксель» является абсолютным пределом, и в действительности существует плавный переход между незаметной и заметной дифракцией в масштабе 100%.

В действительности результаты будут также зависеть от используемого объектива, так что данный предел достижим только для наиболее резких объективов.

Замечания по применимости в практической фотографии

Даже когда ваша оптическая система достигла дифракционного предела или даже превысила его, другие факторы, такие как точность фокусировки, размытие движением (шевелёнка) и несовершенные объективы могут оказать намного большее влияние. Размытие вследствие дифракции становится ограничивающим фактором для общей резкости только при использовании стабильного штатива, поднятия зеркала и высококачественного объектива.

Зачастую небольшая дифракция допустима, если вы хотите пожертвовать избыточной резкостью в фокальной плоскости в обмен на несколько лучшую резкость на границах глубины резкости. Иначе, чрезвычайно малые диафрагмы могут потребоваться для получения длинной выдержки, где это необходимо, например чтобы создать размытие текущей воды движением, снимая водопад.

Было бы неверно приходить к выводу, что «чем шире диафрагма, тем лучше», просто потому что сильно закрытые диафрагмы вносят мягкость в изображение.

Большинство объективов не менее мягкие на предельно открытой диафрагме, так что оптимальная диафрагма всегда будет где-то между наибольшим и наименьшим значениями — обычно недалеко от дифракционного предела, в зависимости от объектива. Иначе говоря, оптимальная резкость для некоторых объективов может не достигать дифракционного предела.

Данные расчёты показывают только, когда дифракция становится значительной, но необязательно положение оптимальной резкости (хотя они часто совпадают).

Чем меньше пиксель, тем хуже? Необязательно.

Просто потому, что дифракционный предел был достигнут для большого пикселя, итоговый снимок не станет хуже из-за того, что пиксели были меньше, и предел был превышен; в каждом из случаев итоговое полученное разрешение будет одинаковым (хотя во втором случае размер файла будет больше). И даже несмотря на то, что разрешающая способность будет одинаковой, камера с меньшим размером пикселей отобразит фото с меньшим количеством дефектов (таких, как цветной муар и ступенчатость). Меньший размер пикселя даст к тому же возможность иметь лучшее разрешение при больших диафрагмах в ситуациях, когда глубину резкости можно сократить. Если учитывать прочие факторы, такие как визуальный шум и глубину резкости, ответ на вопрос, какой размер пикселя лучше, становится ещё более сложным.

Техническое примечание: поскольку физический размер диафрагмы объектива больше у телеобъективов (f/22 даёт большее отверстие при 200 мм, чем при 50 мм), почему размер диска Эйри не зависит от фокусного расстояния? Это происходит потому, что расстояние до фокальной плоскости с увеличением фокусного расстояния также увеличивается, так что диск Эйри на этом увеличенном расстоянии рассеивается сильнее. В результате два эффекта физического размера диафрагмы и фокусного расстояния взаимоисключаются. Следовательно, размер кружка рассеивания зависит только от f-ступени, которая описывает как фокусное расстояние, так и размер отверстия диафрагмы. Этот термин используется для универсального описания «числовой апертуры» (обратной удвоенной f-ступени). Существуют некоторые вариации от объектива к объективу, но они вызваны преимущественно различным дизайном и расстоянием между фокальной плоскостью и «входным отверстием» диафрагмы.

Источник: https://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials-ru/diffraction-photography.htm

Дифракция света и ее влияние на качество фотографии

Дифракция света известна с 19 века и связана с волновой природой электромагнитного излучения, к которому относится и свет.

Суть этого явления такова, что полностью избежать его влияния на качество фотографии невозможно, во всяком случае, на современном этапе развития физики, поэтому часто говорят о дифракционном пределе резкости снимка.

Но учесть специфику дифракционных эффектов и попытаться уменьшить их вредное воздействие вполне реально.

Дифракция света проявляется в том, что при встрече с любым препятствием, световая волна отклоняется от прямолинейного движения и начинает это препятствие огибать.

Обратите внимание

Это очень легко заметить, если понаблюдать за волнами на воде.

После успокаивающего созерцания водяных волн станет очевидным и другой немаловажный факт: чем меньше отверстие, через которое проходит волна, тем больше она рассеивается.

Применительно к фотографии это означает, что дифракция света сильнее всего портит изображение при сильно закрытых диафрагмах, то есть именно тогда, когда увеличивается глубина резкости. Возникает такой парадокс, что наше желание получить в кадре как можно больше резких деталей приводит к обратному результату – резкость наоборот падает.

Именно здесь и возникает задача найти оптимальный баланс между глубиной резкости и ухудшением качества изображения из-за дифракции света. Иными словами, надо определить ту диафрагму, которая обеспечит нужную глубину резкости и при этом сохранится общая резкость кадра, в противном случае, глубину то мы получим, но резкость пропадет. Эту задачу мы и будем сейчас решать.

Дифракция света и критерий Рэлея

Проходя через объектив, свет фокусируется на матрице и возникает изображение, которое затем преобразуется в фотографию. Если мы фотографируем точку, то в идеальном случае мы хотели бы получить и точку на матрице.

Тут-то все и портит дифракция света.

Как бы хорошо не были скомпенсированы оптические аберрации объектива, мы увидим не точку, а размытый кружок рассеяния с максимумом в центре и расположенными вокруг него интерференционными кольцами, возникающими из-за наложения световых волн.

Если фотографировать две рядом расположенные точки, то из-за дифракции на матрице получатся два кружка рассеяния, и при уменьшении расстоянии между точками, в какой-то момент кружки сольются, и мы вообще не сможем понять, сфотографировали мы две точки или одну. Это и есть дифракционный предел резкости, который определяется так называемым критерием Рэлея.

Согласно критерию Рэлея считается, что два дифракционных кружка рассеяния воспринимаются зрением как два в том случае, если между их максимумами расположен минимум с интенсивностью на 20% меньше. В противном случае они не разрешаются, т. е. глаз будет видеть их как один.

Дифракция света и диафрагма фотоаппарата

Таким образом, дифракция света приводит к тому, что изображение точки, которое строит объектив, становится размытым, даже если объектив не имеет аберраций и точно на нее сфокусирован.

Поскольку объектив и диафрагма имеют круглую форму, то точка приобретает вид нерезкого круга, который называется диском Эйри, в честь английского астронома, открывшего это явление.

Нас интересует размер диска Эйри, поскольку именно он будет ограничивать резкость фотографии.

Важно

Но как определить размер диска, который имеет размытые края? Для этого наиболее разумно исходить из того, чтобы две точки на матрице воспринимались именно как две, т. е. удовлетворяли критерию Рэлея. Рассчитанный по критерию Рэлея диаметр диска Эйри D можно определить по формуле

где λ – длина волны прошедшего через объектив света (обычно берется зеленый свет 500 нм (= 0,0005 мм)), K – диафрагменное число.

Обратите внимание на такую особенность. Выше мы говорили, что дифракция света сильнее проявляется при малых размерах отверстия, через которое проходит световая волна. В формуле же [1] присутствует только K – диафрагменное число, а не абсолютный размер диафрагмы.

В этом нет никакого противоречия, поскольку уменьшение размера диска Эйри при увеличении физического размера диафрагмы компенсируется пропорциональным его увеличением за счет фокусного расстояния, т. е.

зависит только от относительного отверстия объектива, обратная величина которого и есть диафрагменное число, или просто значение диафрагмы.

Полученный результат в виде формулы [1] уже можно использовать на практике, поскольку он точно показывает, как зависит размер кружка рассеяния от диафрагмы объектива. И теперь на первое место выходит матрица.

Дифракция света и размер пикселя

Именно характеристики матрицы, а конкретно размер пикселя, определяет ту предельную диафрагму, при которой дифракция света еще не оказывает влияния на резкость.

Если диаметр диска Эйри меньше размера пикселя, то разрешение системы объектив – матрица определяется матрицей (характеристики которой мы изменить не можем). А вот если больше, то диафрагмой (которую мы можем менять), что хорошо видно из соотношения [1].

Когда диаметр диска Эйри становится больше размера пикселя,  дальнейшее закрытие диафрагмы приводит только к ухудшению резкости изображения.

Рассмотрим пример. Как было показано в статье про резкость в фотографии, размер пикселя матрицы формата DX (кроп фактор 1,52, 12 МПикс) фотоаппарата Nikon составляет 0,0055 мм. Определим по формуле [1] предельную диафрагму, которая еще не ухудшает резкость снимка:

Совет

Таким образом, для такой матрицы использование диафрагм больше f/9 нецелесообразно, поскольку вместо улучшения качества за счет увеличения глубины резкости, мы получим размытие из-за дифракции. Можно легко рассчитать, что для небольших компактных камер с маленькими матрицами дифракционные эффекты начинают проявляться уже на диафрагмах 4 – 5,6.

Мы получили удивительный результат! Такое объективное физическое явление как дифракция света проявляет себя в фотографии в полной зависимости от искусственно спроектированной матрицы.

Говорит ли это о том, что мы можем победить дифракцию, создавая все более совершенные матрицы? Ни в коем случае. Как только размер пикселя станет равным диску Эйри на полностью открытой диафрагме идеального (т. е.

без аберраций) объектива, дальнейшее наращивание «мегапиксельности» матрицы станет теоретически бессмысленным.

Дифракция света и современный фотоаппарат

Чтобы проиллюстрировать сказанное, приведу снимки испытательной миры, сделанные фотоаппаратом Nikon с матрицей, характеристики которой мы рассматривали выше. Съемка производилась на диафрагмах f/9 (которую мы получили в примере),  f/16 и  f/25.

Хорошо видно, что диафрагма f/9 действительно дает наиболее резкое изображение. При f/16 резкость все еще удовлетворительная, хотя если посмотреть внимательнее, то на самых мелких штрихах заметно слабое размытие. А вот f/25 никуда не годится. Мелкие штрихи разрешаются уже на пределе, а общая контрастность снимка заметно падает.

Несмотря на результаты теста, во многих случаях имеет смысл пожертвовать общей резкостью снимка, но получить одинаково резкими и передний и задний планы, например, на той же диафрагме 22.

Исходя из практики, можно сказать, что для зеркальных камер предельные диафрагмы находятся в интервале 8 – 11, а для компактов 4 – 8 и этого вполне достаточно, чтобы достичь приемлемой глубины резкости без дифракционного ухудшения качества изображения.

Читайте также:  Никон д3100 подробная инструкция настройки фотоаппарата

Кроме того, большинство объективов в указанных интервалах диафрагм дают наилучшее качество изображения, поскольку влияние аберраций на таких диафрагмах уже незначительно, а дифракционное размытие еще пренебрежимо мало.

Мы рассмотрели идеальный случай с точки зрения теории, в предположении, что у объектива отсутствуют аберрации. На самом деле при съемке приходится учитывать множество самых разнообразных факторов.

Это и наличие штатива, и освещенность объекта и скорость его перемещения, и художественный замысел автора, и многое, многое другое.

Такое знание приобретается только с опытом, поэтому точно сказать, что при предельной диафрагме 9 нельзя использовать 22, будет неправильным, но что касается максимальной резкости, то здесь дифракция света влияет однозначно, и учитывать ее надо обязательно.

Источник: http://fotoapparat-expert.ru/difrakciya-sveta-i-ee-vliyanie-na-kachestvo-fotografii.html

Таблица дифракционного предела

к содержанию ↑

к содержанию ↑

Теория

У нас есть оптическая система, называемая объектив. В ней наличествует диафрагма, при прохождении которой в объективе возникает дифракция световых волн.

Зеленой линией помечено распределение интенсивности света.

Дифракционный предел был открыт 1873 году Эрнстом Аббе. Дифракционный предел — минимально возможный размер светового пятна, которое можно получить, фокусируя электромагнитное излучение (свет) заданной длины волны в среде с показателем преломления n:

В нашем случае мы получаем на матрице камеры так называемый диск Эйри.

диск Эйри, Airy disc

Размер диска и в частности его радиус, который нам понадобится для вычислений, принято мерить по первому световому кольцу, на которое приходится около 80% интенсивности света.

λ — длина волны света. Если у нас белый свет, то все длины волн будут создавать диски разного размера, ухудшая ситуацию (видимый свет от 400 nm синий до 700 nm красный). Сильнее страдает красный свет.
D — диаметр диафрагмы
F — фокусное расстояние

Это явление накладывает на нас два ограничения.

Обратите внимание

1. Каждая точка объекта съемки на матрице камеры создаёт такой рисунок. Если два диска Эйри будут расположены слишком близко друг к другу, то 2 точки будут восприниматься, как одна.

По формуле видно, что при увеличении значения диафрагмы, растёт радиус диска Эйри.
И происходит сливание дисков Эйри в один объект. Т.е. точка перестает быть точкой на изображении.

Это явление дифракции, которое и снижает разрешение объектива при достижении определенной диафрагмы. Оно называется DLA (Diffraction Limited Aperture).

Оно существует для каждого оптического прибора, но если результат мы проецируем на некий носитель (пленку или матрицу или глаз), то накладывается еще одно ограничение.

Критерий Релея: предел при котором два диска считаются еще разделимы визуально — радиус диска Эйри. Если расстояние между их центрами меньше радиуса, то разрешение объектива падает.

И в принципе это явление не имеет отношения к матрице камеры. Совсем не имеет, пока мы не начали разделять получившуюся картинку на цифровые пиксели.

И вот если мы начали оцифровывать сигнал с помощью пикселей, то получаем такие правила.

Если пиксель больше диска Эйри, то значит сенсор не способен использовать всё разрешение, которое предоставляет ему объектив и считается, что система ограничена разрешением.

Если пиксель меньше диска Эйри, то дополнительного разрешения мы не получаем, а вот система становится ограниченной явлением дифракции, которая возникает в объективе.

Размер диска Эйри существенно уменьшается при открытии диафрагмы, но там вступают в силу ХА ( хроматические аберрации), которые тоже существенно снижают разрешение объектива.
к содержанию ↑

Пример

Для примера возьмем камеру Canon 5D mark II.

При длине волны 555nm (жёлто-зеленый свет к которому глаз наиболее чувствителен и который лучше всего воспринимает камера) и диафрагме F11 диаметр диска Эйри составит 14.8 микрон.
При этом размер пикселя у Canon 5D mark II составляет 36мм / 5616пикс * 1000 = 6.4 микрона

Но! Для того, чтобы различить хоть какие-то детали нам нужен не один пиксель, а, как минимум, два пикселя. Скажем, для того, чтобы увидеть черную полоску, нам нужна одна черная и одна белая. Один пиксель показывает черный цвет, другой белый — мы можем установить, что видим переход с черного на белый.

Это называется частотой Найквиста.

© Википедия

Замечу к цитате, что фильтр слишком высоких частот в фотокамерах это фильтр антиалиасинга. Без него мы получали бы муар на снимках с повторяющейся текстурой (например, ткань).

Важно

В идеале это (2px на одну линию) так, но в основном для ЧБ сенсора без АА (антиалиасинг) фильтра. Такой сенсор, например, у Leica M-Monochrom.
У цветного сенсора разрешение будет ниже.

Т.е. реальное разрешение сенсора Canon 5D mark II — 12.8 микрон (2 пикселя).

Диаметр диска Эйри на F8 — 10.7 микрон
Диаметр диска Эйри на F11 — 14.8 микрон

Значит, для того, чтобы система камера Canon 5D mark II + объектив была ограничена разрешением сенсора камеры, нужно снимать на диафрагме более открытой, нежели F11 (F8->F1.2).

Теоретически — F8,F11 оптимальные диафрагмы для камер Canon 5D mark II, при которых разрешение сенсора не ограничено дифракцией, а разрешение объектива не ограничено сенсором камеры.

Камера Canon 60D (сенсор APS-C), объектив Canon 100/2.8L

Сделать с этим ничего нельзя тк это закон природы Дифракция и зависит он только от диаметра дырки-диафрагмы и длины волны света. Можете попробовать снимать в ультрафиолете (шутка 🙂 )

Для чего я тут всё расписывал и вас утомлял теорией?

Сколько бы пикселей не было на матрице — разрешение будет падать, начиная с F (относительное отверстие) = DLA. Для обычного режима съемки относительное отверстие равно «значению диафрагмы камеры».

Для макросъемки это не так, смотрите данные к своему объективу (относительное отверстие объектива указывается для режима фокусировки на бесконечность). Например, для макрообъектива Nikon 105mm f/2.

8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor показывается реальное относительное отверстие в режиме макросъемки — F4.8 вместо 2.8, заявленных на оправе объектива. Для Canon EF 100/2.8L IS USM реальное относительное отверстие на камере не показывается (остается якобы 2.

8), но реально оно составляет 5.6. При закрытии диафрагмы +1, +2, +3 ступени добавляйте к этому значению, которое дано для масштаба 1:1, чтобы не перейти грань (DLA) при которой начнётся сильная потеря детализации.

Совет

На данный момент нельзя добавлять мегапиксели без потери попиксельной резкости на закрытых диафрагмах, ухудшения соотношения сигнал/шум (SNR) и уменьшения динамического диапазона (ДД).
к содержанию ↑

DLA — Дифракционно ограниченная диафрагма (Difraction Limited Aperture)
Расчётная DLA — значение диафрагмы, получаемое по формуле
Фактическая DLA — значение диафрагмы, получаемое в результате тестов (в частности программой Reikan Focal)

Если вашей камеры нет в таблице — посчитайте её плотность пикселей, найдите ближайшее к нему значение другой камеры и посмотрите DLA.

Mpix (35mm) — сколько мегапикселей было бы на сенсоре с такой плотностью пикселей, если бы его увеличили до размера сенсора 35×24мм.

q, pix/mm — плотность пикселей на матрице

Res, lp/mm — разрешение матрицы при допущении, что она линия это одна черная и одна белая линия (идеальный случай). Вменяемого ответа как считать разрешение матрицы в lp/mm нет. Кто-то считает, что только из 3-х пикселей можно различить переход черный/белый.

Наименование камерыРазмер сенсора, мм, MpixРазрешение, пиксРазмер сенселя, мкм, pix/mmRes матрицы, lp/mmрасчётная DLAфактическая DLAMpix (35mm)
Canon 1D X Canon CMOS 36 x 24 18 5184 x 3456 6,9 144 72 11,0 18
Canon EOS 1Ds Mark III Canon CMOS 36 x 24 21 5616 x 3744 6,9 156 78 9,45 10,2 21
Canon EOS 1Ds Mark II Canon CMOS 36 x 24 16 4992 x 3328 7,2 11,5
Canon EOS 1Ds Canon CMOS 35,8 x 23,8 11 4064 x 2704 8,8 14,8 11,1
Canon EOS 1D Mark IV Canon CMOS 27,9 x 18,6 16 4896 x 3264 5,7 175 87 9,1 26,6
Canon EOS 1D Mark III Canon CMOS 28,1 x 18,7 10 3888 x 2592 7,2 138 69 11,5
Canon EOS 1D Mark II N, Canon EOS 1D Mark II Canon CMOS 28,7 x 19,1 8 3520 x 2336 8,2 122 61 13,2
Canon EOS 1D Kodak CCD 28,7 x 19,1 4 2464 x 1648 11,6 19,1 6,4
Canon 5Ds / Canon 5DsR Canon CMOS 36 x 24 50 8688 x 5792 4,14 241 121 6,7 50
Canon EOS 5D Mark III Canon CMOS 36 x 24 21 5760 x 3840 6,25 156 78 9,45 10,1 21
Canon EOS 5D mark II Canon CMOS 36 x 24 21 5616 x 3744 6,4 156 78 9,45 10,2 21
Canon EOS 6D Canon CMOS 35,8 x 23,9 20 5472 x 3648 6,54 152 76 9,45 10,5 21
Canon 5D Canon CMOS 35,8 x 23,9 12 4368 x 2912 8,2 122 61 13,2 12
Canon 7D mark II Canon CMOS 22,5 x 15,0 20 5472 x 3648 4,11 243 122 6,6
Canon 7D Canon CMOS 22,3 x 14,9 18 5184 x 3456 4,3 232 116 6,9
Canon EOS 70D Canon CMOS 22,5 x 15,0 20 5472 x 3648 4.1 243 122 6.6
Canon 550D, 600D, 650D, 700D, 1200D Canon CMOS 22,3 x 14,9 18 5184 x 3456 4,3 232 116 6,8
Canon 500D / 50D Canon CMOS 22,3 x 14,9 15 4752 x 3168 4,7 213 106 7,5
Canon 450D, 1100D Canon CMOS 22,2 x 14,8 12 4272 x 2848 5,2 8,3
Canon 400D, 1000D Canon CMOS 22,2 x 14,8 10 3888 x 2592 5,7 9,1
Canon 350D / 20D / 30D Canon CMOS 22,5 x 15 8 3504 x 2336 6,4 156 78 10,8 20,9
Canon 300D / 10D / D60 Canon CMOS 22,7 x 15,1 6 3072 x 2048 7,4 12,4 15,5
Canon EOS M Canon CMOS 22,3 x 14,9 18 5184 x 3456 4,3 232 116
Canon PowerShot G1 X Canon CMOS 18,7 x 14,0 14 4352 x 3264 4,3 232 116 6,9
Canon PowerShot G12 Canon CMOS 7,4 x 5,6 10 3648 x 2048 2,7 493 246 4,3
Canon PowerShot G9 Canon CMOS 7,6 x 5,7 12 4000 x 3000 2,5 526 263 4,0
Nikon D4 ? CMOS 36 x 24 16 4928 x 3280 7,3 137 68 16
Nikon D3X ? CMOS 35,9 x 24 24 6048 x 4032 5,9 9,9 24,4
Nikon D800 Sony CMOS 35,9 x 24 36 7360 x 4912 4,9 205 103 36
Nikon D700 / D3 / D3s ? CMOS 36,0 x 23,9 12 4256 x 2832 8,4 14,1 12,2
Nikon D7100 ? CMOS 23,5 x 15,6 24 6000 x 4000 3,9 255 128 5,9
Nikon D7000 ? CMOS 23,6 х 15,6 16 4928 x 3264 4,79 209 104 7,1 8,1
Nikon D5000 / D90 / D300 / D300s / D2X / D2Xs Sony CMOS 23,7 x 15,6 12 4288 x 2848 5,4 9 28,8
Nikon D3000 / D40x / D60 / D80 / D200 Sony CCD 23,6 x 15,8 10 3872 x 2592 6,1 10,3 23,4
Nikon D1/D1H Sony CCD 23,7 x 15,5 2,6 2000 x 1312 11,9 20 6,2
Nikon D40 / D50 / D70 / D100 Sony CCD 23,7 x 15,5 6 3008 x 2000 7,8 13,1 14,0
Nikon D2H Nikon JFET 23,7 x 15,5 4 2464 x 1632 9,6 16,1 9,3
Sony A900 / A850 Sony CMOS 35,9 x 24 24 6048 x 4032 5,9 9,9 24
Sony A7 Sony CMOS 35,8 x 23,9 24 6000 x 4000 5,97 168 84 24
Sony NEX 5R Sony CMOS 23,5 x 15,6 16 4912 x 3264 4,78 209 105
Olympus E-5 ? 17,3 x 13,0 12 4032 x 3024 4,3 233 117
Olympus OM-D E-M10 Mark II ? 17,3 x 13,0 16 4608 x 3456 3,75 266 133 61
Fuji X-E2 ? 23,6 x 15,6 16 4896 x 3264 4,82 207 104
PhaseOne P65+ ? 54,9 x 40,4 60 8984 x 6732 6,1 164 82
Leica S2 Kodak 45 x 30 37 7500 x 5000 6,0 10,0 22
Leica M9 Kodak 36 x 24 18 5212 x 3472 6,9 145 72 18
Leica M8 Kodak 26,8 x 17,9 10 3936 x 2630 6,8 11,4 18
Hasselblad H3DII-50 Kodak 49,1 x 36,8 50 8176 x 6132 6,0 10,0 22
Hasselblad H3DII-39 Kodak 49,1 x 36,8 39 7212 x 5412 6,8 11,4 18
Hasselblad H3DII-31 Kodak 44,2 x 33,1 31 6496 x 4872 6,8 11,4 18

Источник: http://evtifeev.com/35260-tablitsa-difraktsionnogo-predela.html

Ссылка на основную публикацию