Воздушная перспектива в фотографии: что это такое и зачем нужна

Линейная и воздушная перспектива в пейзаже | Wiki | Art (RUS) Amino

ЛИНЕЙНАЯ И ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ПЕЙЗАЖЕ

Пейзаж и перспективу нельзя разделять. Невозможно написать хороший пейзаж, не используя правил воздушной и линейной перспективы.

ПЕЙЗАЖ

Французскому слову “paysage” (“pays” – “страна”, “местность”) близки по значению немецкое “Landschaft” и английское “landscape”. Все они обозначают пространственную среду, окружающую человека на открытом воздухе.

Эта среда может состоять из элементов естественного происхождения (рельеф, растительность, водоемы, воздушная атмосфера), созданных или преобразованных человеком (дороги, здания, сельхозугодия, линии электропередач и многое другое).

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Обратите внимание

В изобразительном искусстве перспектива – это изображение предметов, полученное на какой-либо поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, четкости очертания форм и светотеневых отношений.

Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы объекта.

Первоначальные теоретические положения линейной перспективы, основанные на практическом опыте, были изложены великими художниками эпохи Возрождения (Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альберхт Дюрер и многие другие).

Построение перспективного изображения на плоскости картины в том виде, как это представляли себе художники эпохи Возрождения, положено в основу современной теории перспективы.

Несмотря на относительную сложность способа, он наиболее полно отражает пространственную схему процесса рисования.

В этом случае создается задается единая и неподвижная точка зрения (глаз человека), связанная с горизонтальной плоскость, и прозрачная картина, через которую рассматривают находящиеся за ней различные предметы пространства.

В ландшафтном искусстве глубина пейзажа является реальностью и требует соответствующего подхода. Использование законов перспективы позволяет усилить выразительность пространства, выявить и подчеркнуть его глубину или, наоборот, зрительно сократить.

Первое зрительное восприятие в пространстве — это видимая величина предметов. По ней судят о том, как далеко они отстоят от точки наблюдения. Чем дальше предмет находится от точки наблюдения, тем он кажется меньше.

Важно

Параллельные линии, уходящие от наблюдателя в горизонтальной плоскости, сходятся на горизонте, на понижающейся местности — ниже горизонта, а на повышающейся — выше.

При этом вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными.

Поэтому формирование видов и панорам парка зависит от положения наблюдателя на местности.

Так, например, при организации парковых устройств на резко выраженном рельефе учитывается восприятие реальных и зрительно искаженных форм и размеров предметов.

Например, овальная площадка на склоне с верхней видовой точки воспринимается круглой; предметы на вершине холма воспринимаются как более высокие и стройные; невысокие предметы первого плана маскируют большие по высоте предметы заднего плана.

Законы линейной перспективы находят свое применение в практике паркостроения в целом ряде случаев, прежде всего когда необходимо иллюзорно увеличить глубину пространства парковой картины. Это достигается путем создания промежуточных планов в виде боковых кулис из древесных групп или солитеров, направляющих взгляд к горизонту.

Впечатление глубины пространства увеличивается также, если по мере удаления от точки наблюдения размещать объемы, уменьшающиеся по величине, сокращать расстояние между ними или уменьшать ширину видового луча. Холмы и другие возвышенности воспринимаются как более высокие при размещении деревьев, кустарников и сооружений на их вершинах.

При этом рекомендуется, чтобы высота холма была не менее половины высоты деревьев. В случаях, когда необходимо закрыть или временно скрыть какую-либо деталь пейзажа, а затем неожиданно показать ее с наиболее выгодной точки обзора, достаточно непосредственно перед наблюдателем разместить плотную древесно-кустарниковую группу.

Расположенный ближе меньший предмет будет закрывать больший, находящийся дальше. Иногда необходимо, наоборот, визуально сократить воспринимаемое пространство. Это достигается путем последовательного увеличения ширины вида от точки наблюдения и размеров промежуточных кулис, а также увеличением их количества.

Совет

Расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую в промежутке между ними местность. В этих случаях ее не усиливают промежуточными планами, а решают по возможности нейтрально, так, чтобы не было объектов для сравнения масштабов пространства.

Этот прием используется также при необходимости включения в обзор предметов или видов, находящихся за пределами парка. Следует при этом помнить, что включение внешних видов в обзор парковых картин иллюзорно увеличивает размеры парка в целом.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Наблюдая изменения цвета предметов по мере их удаления, мы получаем ощущение дали, воздушного пространства. Эффекты воздушной перспективы зависят от прозрачности воздуха, его загрязненности, насыщенности водяными парами.

Воздушная перспектива – это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Такую перспективу еще называют цветовой. Тональная перспектива — понятие техники живописи. Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства.

Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.

Л. Рубцов приводит следующие закономерности цветовой динамики пространства: «…краски пейзажа наиболее чисты и сочны только в непосредственной близости. При отдалении же синева воздуха накладывает на них свой голубоватый отпечаток и значительно стушевывает их.

Под влиянием воздушной перспективы разноокрашенные предметы по-разному изменяют свой цвет: желтые предметы кажутся зеленоватыми, оранжевые — грязно-красными и так до фиолетового включительно; синий цвет не меняет окраски и при удалении остается также синим, только тон его постепенно сгущается; зеленая окраска при удалении показывает все переходы к синему цвету.

То же самое происходит и с фиолетовой окраской, которая при удалении исчезает быстрее других. Белая окраска менее всего стушевывается. Поэтому белые предметы, особенно на темном фоне, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. При значительном удалении белая окраска кажется не синеватой, а желтоватой, часто с оранжевым оттенком…

На ярко освещенной снежной равнине белые предметы на теневой стороне кажутся голубоватыми, а на ярко освещенной стороне — бледно-оранжевыми. Черная окраска по мере удаления становится светлее».

Для того чтобы заметить изменения цвета парковых насаждений на большом (300—500 м) и среднем (50—70 м) расстоянии, необходимо одновременно посмотреть на удаленные и близко расположенные массивы или группы деревьев. Цветовое сравнение этих планов позволит выявить градации глубины пространства за счет усиления холодных тонов дальнего плана и изменения четкости их форм.

Обратите внимание

Особенно интересны эффекты воздушной перспективы при боковом освещении пейзажей. Подбором насаждений по архитектонике и цвету, соответствующих законам воздушной перспективы, можно создать значительные по глубине пространства даже на небольших территориях.

Для этого деревья с мягким контуром крон, близких по окраске к холодной гамме, следует размещать на дальнем плане и туда же вводить синие и голубые пятна цветников.

Посадка темнолиственных пород в глубине выемок и «бухт» опушки зрительно увеличит тень и соответственно все пространство дальнего плана. При этом передний план необходимо усилить деревьями со светлоокрашенными кронами (серебристые, пестрые и золотистые).

В опушке они должны размещаться на выступающих частях. При создании на переднем плане цветников необходима известная осторожность, так как введение слишком ярких желтых тонов может разрушить задуманную композицию.

По своей яркости они не должны сильно превосходить яркость окраски древесного окружения.

В перспективном изображении параллельные в натуре линии представляются сходящимися в определенной точке, размер предметов уменьшается по мере удаления от зрителя, искажаются геометрические формы. Эта особенность широко используется для создания пространственных иллюзий в ландшафтной композиции.

Аллея, в которой расстояния между деревьями и их высота не одинаковы, а слегка уменьшаются по мере удаления от начала к концу, кажется длиннее.

В японском саду на первый план высаживают растения более крупные, чем в глубине сада; в результате на небольшой площади создается впечатление обширного пространства.

Важно

Рисунок улицы или городской пейзаж будет смотреться нереально, если каждый объект будет изображен с присущими ему тональными нюансами и правильной формой. Линейная и воздушная перспектива, рисунки и картины, выполненные по правилам, позволяют передать объемную реальность на горизонтальный лист бумаги так, чтобы изображение не потеряло присущее пейзажу ощущение пространства.

Источник: https://aminoapps.com/c/artrus/page/item/lineinaia-i-vozdushnaia-perspektiva-v-peizazhe/oLl1_EJSoIQdkVBJQDEvQJLZNvbXbR713d

Воздушная перспектива. Применение на практике

Воздушная перспектива, как понятие, хоть и раскрыта  художниками, и составителями словарей, но так и остается в живописи  явлением несколько субъективным.

Если сравнивать ее с прямой линейной перспективой, например, то точность передачи интенсивности воздушной среды останется, скорее всего, на совести художника, в то время как малейшие огрехи, связанные с линейной перспективой, сразу же назовут грубейшими ошибками.

Но, поскольку реалистическая живопись невозможна без воздушной перспективы, то хочу на конкретном примере показать, какую силу имеет эта самая перспектива, и каким мощным и по-настоящему творческим инструментом является.

Не удержусь от собственной коротенькой формулировки (наверняка не самой удачной, из существующих) о том, что это за зверь такой: Воздушная перспектива позволяет художественными средствами передать иллюзию глубины пространства, где по мере удаления предметы теряют яркость цвета, теряют контрасты светотени, четкость очертаний.

В общем, все, что приближается к горизонту, и еще различимо, подернуто серо-голубой дымкой, а вот передний план, в противовес дальнему, звучит и яркостью цветов, и отчетливостью форм,  и игрой света и тени.Теперь в свете вышесказанного предлагаю внимательно посмотреть  на скачанную из ин-нета фотографию, с которой моя студентка решила писать картину.

Безусловно, пейзаж красив, достаточно колоритен – тут бьет энергия, жизнь, расцвет лета, радость, но сразу смущает несоответствие с реально наблюдаемыми в природе отношениями глубины пространства. Ведь не бывает, чтобы дальний план был и контрастнее, и ярче, и четче переднего.

  Скорее всего,  все это поле с подсолнухами, вырезано с другой фотографии и поставлено в этот пейзаж с помощью компьютерной графики. Вот и хочется попросить графиков-компьютерщиков – помните о воздушной перспективе, утрясайте, по возможности, такие вот некорректности.Мы же, решили писать картину, внося исправления своими методами.

Во-первых, отдалить горизонт до самых дальних далей, а во-вторых, приблизить передний план до иллюзии, что зритель прямо в поле среди подсолнухов.

Отдалить горизонт можно испытанными методами, разработанными  художниками, помня, что прозрачность атмосферы на нашей планете в хорошую погоду и кривизна ее поверхности, позволяют нам видеть, находясь на равнине, примерно на 5-10км.

Отсюда и масштабируем высоту дальних лесов и деревьев. А для приближения переднего плана нужны подсолнухи со всеми подробностями. Вот фотографии, которые использовались для первого плана.

Горизонт начали прорабатывать, используя голубовато-серые растворы для самых дальних и неразличимых мест, а  более-менее различимые лесополосы писались с добавлением в тот же раствор сажи и хром-кобальта,  еще более близкие отдельные деревья прописывались с  откровенным добавлением зелени. В итоге, если сравнить живописный горизонт с горизонтом с фотографии, то на первом  есть глубина пространства, воздух, далекая перспектива и видимость на приличное расстояние.

С подсолнухами было решено следующее: вынести некоторые из них выше горизонта, ведь подсолнух как растение сопоставимо с ростом человека – есть и ниже, и выше (напоминаю, что линия горизонта это уровень глаз художника).

Читайте также:  Инструмент "уровни" (levels), основы и принцип работы

Вот так и появилось ощущение, что подсолнухи совсем рядом. Проработать каждый предстояло с большой тщательностью, но это того стоило. И самое главное, передний план невозможен без самых глубоких теней и самых светлых бликов, рефлексов и полутеней.

Сравним два передних плана.

А теперь, предлагаю посмотреть на общий результат – на  живописное полотно.

Совет

Ученица осталась довольна работой и практическими экспериментами с воздушной перспективой, ведь все  плюсы в картине появились с помощью воздушной перспективы. Надеюсь, что этот  очень действенный способ будет с успехом использован всеми начинающими художниками.

Источник: http://www.prostalogika.com/ru/freelessons/35.html

Световоздушная перспектива

Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач живописной техники. Изучение законов перспективы дает объективное основание для способов изображения на картинной плоскости трехмерных предметов, размещенных в пространстве. Следует различать перспективу линейную, воздушную и световую.

Линейная перспектива основана на видимом изменении величины различно удаленных предметов. По ее правилам вблизи предметы изображаются большими, вдали — малыми. Линейная перспектива выполняется посредством линий контура, очертаний.

Она имеет определенные геометрические способы изображения, изучаемые в начертательной геометрии, в которой способы перспективы рассматриваются как графический метод центральных проекций. Законы линейной перспективы хорошо изложены в многочисленных руководствах.

Здесь вопросы линейной перспективы опущены, но излагаются основные правила воздушной и световой перспективы.

Воздушная перспектива заключается в том, что по мере удаления предмета и погружения его в воздушную среду изменяются его внешние черты.

Так, очертания предметов под влиянием воздушной среды теряют четкость, ясность, приобретают мягкий, расплывчатый характер. По мере уплотнения воздушной среды и повышения насыщенности ее парами, пылью или дымом происходит более быстрое помутнение воздуха и более заметное изменение очертаний.

Обратите внимание

В туманный день уже на небольшом расстоянии трудно различать отдельные предметы. В пыльном или задымленном воздухе исчезают ясные границы фигур.

Напротив, чем прозрачнее, чище воздух, тем меньше изменяются очертания; высокогорный воздух, например, поражает обманчивостью резких очертаний далеких гор, из-за чего в горах часто бывает трудно зрительно определять расстояние.

На основании этих закономерностей устанавливаются правила воздушной перспективы для очертаний предметов. Фигура с резкими очертаниями воспринимается близко стоящей; фигура с мягкими очертаниями воспринимается отдаленной.

Цвет предметов по мере погружения в воздушную среду изменяется очень своеобразно. Все цвета на расстоянии меркнут, приобретают голубой оттенок.

Цветовое различие смягчается, все цвета обобщаются в один голубовато-синий тон далеких планов. Раньше всех теряются из виду синие, зеленые краски, сливаясь с голубыми далями.

Позже исчезают желтые, оранжевые и, наконец, красные. Последние, будучи ярко освещены, чувствуются на большом расстоянии.

Черные предметы на расстоянии окутываются голубым воздухом, кажутся синими. Рассеянные в воздухе голубые лучи дневного света застилают темный предмет, так как свет, отражаемый его поверхностью, очень слаб.

Светлые предметы, особенно белые, заметны издалека. Их отраженный свет проникает сквозь воздушный слой на большое расстояние.

Светлые предметы на далеких перспективных планах теряют в некоторой степени светлоту и в силу рассеивания света приобретают теплый оттенок.

Важно

Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, постепенно смягчаются и на большом расстоянии сливаются в один общий тон.

Чем контрастнее светотень в изображении, тем более предмет выходит на передний план; чем мягче контраст, тем изображение больше уходит вдаль.

Благодаря тому, что светотень предметов стирается, светотеневой контраст растворяется в воздухе, предметы на расстоянии теряют объемность, рельефность, приобретают силуэтные, плоскостные черты.

Фактура и мелкие детали поглощаются, скрадываются воздушным слоем. Предмет на расстоянии приобретает более обобщенный характер. Фактура материала, осязательная предметность формы, ее видимая массивность по законам воздушной перспективы уступают место обобщенному призрачному и плоскому силуэту.

Итак, правильная характеристика изменения окраски светотеневого контраста и очертания предметов в воздушной среде есть средство изображения воздушной перспективы.

Световая перспектива характеризует расстояние предметов от источника света. Она возникает в условиях неравномерного освещения. Днем, при одинаковой силе света на всем видимом пространстве, явления световой перспективы незаметны.

Но утром, например, когда с востока приходит день, а на запад уходит ночь, предметы на востоке — светлее, на западе — темнее. В изображении утреннего пейзажа, видимого на востоке, предметы переднего плана приходится делать темными, предметы далеких планов — более сильными, на горизонте — совершенно яркими, сколько позволят возможности красок.

В пейзаже, видимом на западе, предметы переднего плана будут светлыми, вдали — погруженными во мрак уходящей ночи.

Влияние воздушной и световой перспективы на цвет предметов. Фрагмент картины Ф. А. Васильева «После дождя». Вечерний воздух, освещенный заходящим солнцем, придает дальним планам не голубую, а желтую окраску. Собственные цвета переднего плана в сопоставлении с обусловленными цветами дальних планов передают перспективу степных просторов.

При искусственном свете предметы, близкие к источнику света, как известно, значительно ярче, чем удаленные от него.

Когда при искусственном освещении изображается интерьер и нужно передать расстановку предметов в пространстве, наиболее важным средством для передачи пространства служит яркость бликов.

Степень яркости предмета определяет его координаты по отношению к источнику света и тем самым характеризует положение в пространстве.

Совет

Если свет идет на нас, то фон делается светлым и светлое удаляется, а темное выходит на передний план, как мы это наблюдали утром, глядя на восток или из темной комнаты в светлую.

Если свет идет от нас, то фон становится темным и все светлое будет выступать, а темное отходить на дальний план, как это бывает утром при взгляде на запад или ночью  у фонаря. Хорошим примером световой перспективы в интерьере может служить  картина П. А. Федотова «Сватовство майора».

Цвета, холодные сами по себе, не имеют свойства удаляться, а теплые выступать, как иногда утверждают, ссылаясь на то, что на дальнем плане преобладают холодные, а на переднем теплые тона.

По большей части это так и бывает, но голубые цвета удаляются, а желто-оранжевые выступают не потому, что они имеют такой оттенок, а потому, что холодные тона в противоположность теплым преобладают на расстоянии и оставляют привычное впечатление дали.

В природе мы можем наблюдать примеры, когда холодные цвета выступают на передний план, а цвета теплые уходят вглубь. Например, на закате солнца все дальние планы приобретают огненно-красный цвет, а предметы переднего плана — холодно-синие цвета. В условиях вечернего света теплые тона уходят вдаль, холодные цвета выступают вперед.

Таким образом, закономерные изменения очертаний, светлоты и окраски предметов являются важными живописными координатами в изображении перспективы.


Воздушная перспектива. Акварель А. П. Брюллова «Рим». Пример изображения архитектурных сооружений в мелком масштабе приемами передачи далеких перспективных планов. Резкие на близком расстоянии очертания предметов смягчаются, собственные цвета переходят в обусловленные, светотеневые контрасты стираются, осязаемая предметность сменяется воздушной призрачностью.

По теме: Пейзаж поэтапно с использованием атмосферной перспективы 

Источник: https://oformitelblok.ru/svetovozdushnaya-perspektiva.html

3. Перспектива

Когда-то я сдавала госэкзамены по рисунку, и мне попался билет «перспектива». Третий номер. Честно признаюсь, это был единственный билет, который я знала досконально, и мне очень повезло его вытянуть 🙂 На мой взгляд, перспектива – это самая интересная из теоретических тем.

Предметы, которые нас окружают объёмны, они имеют ширину, глубину и высоту – всё видимое нами трёхмерно.

Художник же имеет в своём распоряжении только двухмерную плоскость бумаги или холста. Умение передать на двухмерной плоскости изображения трёхмерных предметов так, чтобы они казались объёмными и похожими на реальные, это и есть основа всего изобразительного искусства. Глубина и пространство в рисунке передаются при помощи линейной и воздушной перспективы.

Линейная перспектива – это наука,

Итак, согласно Википедии, «Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.»

Обратите внимание

Перспектива бывает двух типов, линейная и воздушная. Давайте разберемся с каждой из них.

Линейная перспектива – это кажущееся искажение формы и размеров предметов в пространстве при их визуальном наблюдении. Само понятие линейной перспективы появилось во времена Возрождения. Что же это такое? Посмотрите, пожалуйста, на рельсы:

Мы точно знаем, что рельсы всегда параллельны, и что расстояния между шпалами примерно одинаковы. И несмотря на это знание, мы видим, что уходящие вдаль рельсы сходятся в одну точку, а шпалы становятся все ближе и ближе друг к другу. Вот это и есть линейная перспектива. Точка, в которую сходятся рельсы – так и называется, «точка схода».

Основные правила перспективы:1. Параллельные линии изображаемого объекта, если они идут под углом к картинной плоскости, например рельсы, уходящие в глубину, кажутся глазу сходящимися в одной точке. Их и следует рисовать направленными в эту точку. Если они параллельны картинной плоскости, то останутся параллельными между собой и на рисунке.

Поэтому вертикальные линии изображаются вертикальными. Конечно, кроме тех случаев, когда они не параллельны плоскости картины, тогда они тоже сходятся.2. Принципы построения перспективы с одной точкой схода применимы только тогда, когда на предмет смотрят фронтально и он располагается на уровне глаз. В большинстве же случаев существуют не одна, а две точки схода.

В таких ситуациях нужно использовать правила перспективы с двумя точками схода. На рисунке в перспективе с двумя точками схода изображена коробка в трех положениях — на уровне глаз, выше и ниже этого уровня. Обратите внимание, линии, продолжающие края коробки, сходятся в точку.

На практике это означает, что мы при построении предмета должны очень легко наметить линию горизонта, наметить необходимые точки схода и провести тонкие вспомогательные линии, которыми намечаем форму предмета. Далее лишние линии стираем, очищаем рисунок от вспомогательных деталей.

Кстати, как замерить равные расстояния? Трушные художники не пользуются линейками, их за это с детства сильно ругали. А чем они пользуются? Правильно, тем, что есть в руке. Карандашом. Вот так:

А потом вот так:

Круги в перспективе. В практике нам крайне редко встречаются круги, которые выглядят именно кругами, т.е. расположены на уровне наших глаз и плоскость, в которой они располагаются, параллельна плоскости картины. На круги тоже действует перспектива. Как ее построить? С помощью описанного выше приема рисуем в перспективе квадрат, в который вписывается круг.

Стати, фигура, которую мы получим, нарисовав круг в перспективе, очень близка к эллипсу.Кроме рассмотренной выше прямой линейной, существуют и другие виды перспективы.

Обратная линейная перспектива.

Важно

Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.

Читайте также:  Как добавить на фото солнечные блики от объектива

Аксонометрия. С этим понятием хорошо знакомы люди, получившие техническое образование 🙂 – один из методов проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Сферическая перспектива Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта.

Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность.

Воздушная перспектива У предметов, которые расположены на близком расстоянии от рисующего, хорошо видна их величина, характер формы, объем, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества.

По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы.

Поэтому воздушная и световая перспектива имеют важное значение для передачи пространства, объемно-пластических, светотеневых, цветовых, материальных особенностей натуры, организации цветового строя в реалистической живописи.

Рассмотрим особенности воздушной перспективы. Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержатся многие примеси — пыль, пары влаги, копоть и т. д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность.

В зависимости от толщи воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нем инородных примесей цвето-световая среда атмосферы бывает различной.В результате расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную (локальную) окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи.

Совет

Нередко трудно точно определить цвет предметов, сильно удаленных от нас. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а темные — светлеют. В результате общий тон массы темных предметов, например деревьев, вдали значительно светлее, чем у аналогичных предметов, находящихся рядом с наблюдателем. Вдали предметы (особенно имеющие темную окраску) кажутся голубоватыми, фиолетовыми.

По мере удаления изменяется не только собственная цветовая окраска предметов. Все увеличивающийся слой воздуха размывает их очертания и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый, суммарный характер. На большом расстоянии становится невидимым объем, рельеф, детали, материал предмета. Вдали предмет смотрится обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна.

Порой тот или иной предмет узнается лишь по характеру силуэта, очертаниям или движению. Причем, чем больше расстояние до предмета, чем больше толщина воздуха между предметом и глазом наблюдателя, чем мутнее воздух, тем более неясными становятся внешние черты и особенности предметов.

Дождь, туман, снегопад изменяют видимую характеристику предметов, расположенных даже на небольшом расстоянии от наблюдателя. Чем чище воздух, тем он прозрачнее, тем больше в нем присутствует сине-голубых и фиолетовых лучей.

Это очень заметно в горах, где на расстоянии цвет изменяется сравнительно меньше, чем на равнине, а тени и очень удаленные горы выглядят голубовато-синими или фиолетово-серыми.

На практике это означает, что линии, которые более приближены к наблюдателю, мы рисуем более четкими и заметными, чем линии вдали, а более близкие предметы имеют более теплую окраску, чем предметы отдаленные, в отдалении хуже прорабатываются мелкие детали.Домашнее задание.1. Потренируйтесь рисовать предметы в перспективе2. Учебное.

Для выполнения этого задания рекомендую купить цветной бумаги для пастели, темной, нейтрального цвета и баночку (тюбик) белил (гуашь или акрил). Поставьте простой натюрморт – книга и яблоко, яблоко находится на книге, книга с темной обложкой. Нарисуйте этот натюрморт в технике гризайль на темной бумаге белилами.3. Творческое. Нарисуйте второй рисунок по выбранной творческой теме.Прошу показывать мне учебное задание и творческую работу. Рисуйте несколько вариантов, но выкладывайте, пожалуйста, мне только один – самый лучший на ваш взгляд.Попробуйте после выполнения заданий нарисовать задания к уроку 2 – яйцо и чашку.

При подготовке урока использованы материалы Википедии, http://www.eurek-art.com/ и http://narisuem.com

UPD: Рисунок должен получиться не в негативе, в позитиве. Блик – то место, куда получится больше всего белил.

Источник: https://carminum.livejournal.com/61744.html

Перспектива изображения

Фото видео студия “Бекар” – все виды профессиональной фото и видео съёмки!

Перспектива (от лат.

Perspective) – увиденный сквозь что-либо, ясно увиденный — один из способов изображения объёмных тел на плоскости или на другой поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, формы и чёткости, вызванными расположением в пространстве и степенью удалённости от наблюдателя. Пример перспективы даёт фотография. С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве, для чего в реалистических искусствах используется перспектива” (Большая советская энциклопедия).

 Именно передача перспективы позволяет изобразить на плоскости иллюзию окружающего нас мира.

 Человеческий глаз, камера-обскура, фото- видео- кино- аппараты имеют одинаковую схему строения: точка зрения находится на расстоянии от изображаемого предмета и проектирующие лучи сходятся в ней, как в центре.

Это и есть перспективная (или центральная) проекция.

Обратите внимание

 В связи с этим фотографу и видеооператору, в отличии от живописца, не нужно самому создавать перспективное изображение. Оно формируется окружающим нас миром и фиксируется оптической системой объектива.

Вот только возможности оптических систем необходимо использовать творчески, так как перспектива является одним из основных способов формирования композиции, а следовательно, и воздействия на зрителя.

 Зрение человека воспринимает удалённые от него объекты уменьшенными.

При этом масштабные соотношения позволяют нам представить расположение предметов и фигур относительно друг друга как в реальной жизни, так и на плоскости фотографии или кинокадра и подчиняются строгим геометрическим закономерностям.

Если соединить воображаемыми параллельными линиями разновеликие предметы, уходящие вдаль, то при зрительном восприятии эти линии устремятся навстречу друг другу и сойдутся в одной точке — главной точке схода.

  Так из реального пространства получается пространство зрительного восприятия, которое называется перцептивным пространством.
  Давайте рассмотрим и сравним иллюстрации, показывающие нам один и тот же объект с четырёх разных точек.

Фронтальная композиция

  Фронтальная композиция способна передать только высоту и ширину объекта, так как лицевая часть скрывает признаки, по которым зритель может оценить форму самого объекта.

Вид объекта сбоку

Вид объекта сбоку тоже не является перспективным, так как из-за отсутствия третьего пространственного вектора (иллюзия третьего измерения) такой вид даёт характеристику высоты и длины объекта. Изображение, полученное в первых двух случаях, несомненно кажется плоским.

Диагональная композиция

 Диагональная композиция позволяет зрителю увидеть высоту, ширину и длину объекта, что позволяет сформировать представление об объёме предмета и передать изобразительную модель пространства.

Диагональная композиция с нижней точки съёмки

 Диагональная композиция с нижней точки съёмки позволяет зрителю помимо передней и боковой плоскости объекта увидеть и оценить нижнюю плоскость.

 Обе диагональные композиции являются перспективными и составляют наиболее полную изобразительную картину как самого объекта, так и пространства, в котором он находится.

Достоверное изображение пространства, в котором развивается событие — элемент, определяющий достоверность образа картинной плоскости в целом, так как характеристика героя, действующего в какой-либо обстановке, влияющей на его поведение, будет неубедительной без демонстрации этой обстановки.

Перспективные сокращения объектов, связанные с уменьшением их размеров по мере удаления от наблюдателя, создают на плоскости иллюзию третьего измерения.

Такая перспектива называется линейной и строится она по прямым линиям, соответствующим ходу световых лучей.

Важно

В большинстве случаев создать на картинной плоскости линейную перспективу помогают объекты с очевидной линейной протяжённостью: лента дороги, мост, телеграфные столбы, железнодорожные рельсы, набережная, бульвар и т. д.

 Тональная или воздушная перспектива на картинной плоскости строится на эффекте угасания тональной насыщенности объектов по мере их удаления от наблюдателя.

Эффект угасания достигается либо естественным путём (атмосферный слой насыщен частицами тумана, пыли, снега, дождя, дыма), либо искусственным, работающим по тому же принципу.

Скрадывание контуров, снижение цветовой насыщенности и изменение тональных соотношений, возникающих в воздушной перспективе, создают живописные свето- и цветотональные композиции и активно выявляют пространственные координаты.

 Объекты, находящиеся в границах тональной перспективы, теряют какие-то привычные для зрителя опознавательные признаки. Меняется их фактура, форма передаётся не светотенью, скульптурно выявляющей объёмы, а мягкими светотональными перепадами. Плоскости, линии и контуры становятся главными компонентами композиции.

 Немаловажно и то, что в композиции, построенной на основе тональной перспективы, передний план обычно бывает более тёмным. Учитывая, что тональные перепады лучше всего просматриваются при съёмке объектов, имеющих значительные протяжённости в глубину, кадры с ярко выраженной тональной перспективой снимаются общим или средним планом.

 Тональная перспектива, как и линейная, является незаменимым способом построения на плоскости модели трёхмерного пространства.

  Одним из самых удивительных свойств человеческого глаза является аккомодация — способность глазного хрусталика изменять свою кривизну при переводе взгляда с дальнего рубежа на ближний и наоборот, что позволяет человеку чётко увидеть и отдалённые предметы, и близко расположенные. Именно аккомодация помогает оптической системе человека изменять фокусное расстояние.
 

На двухмерной плоскости кино- или фото изображения зритель видит объекты, попавшие в зону резкости, и объекты, выведенные из фокуса. Благодаря этому у зрителя возникает иллюзия глубины пространства, называемая оптической перспективой.

Совет

 В видеосъёмке существует технический приём, позволяющий показать зрителю оптическую перспективу при переводе фокуса с одной зоны картинной плоскости на другую в реальном времени. При этом внимание зрителя переключается на объект, который оказывается в зоне резкости.

В фотографии этот приём используется также: размытие маловажных областей снимка позволяет привлечь внимание зрителя к объекту “в резкости”.

 Обычно переднеплановые детали служат вспомогательным элементом композиции,

но …. творчески грамотно выбранная деталь переднего плана обязательно становится признаком реальной ситуации и приобретает особую выразительность.

 В статье “Ритм и правило диагоналей в композиции кадра” мы говорили о том, какими выразительными средствами можно добиться иллюзии движения в кадре. Так вот: применимо к данной статье, диагональные линии на картинной плоскости формируют в кадре так называемую динамическую перспективу.

 При этом и в фотографии, и в кинематографе, усилить динамическую перспективу помогут объекты, приближающиеся к объективу вдоль оптической оси, или удаляющиеся от него.

В кинематографе динамическая перспектива также создаётся перемещением камеры во время съёмки. Динамика съёмочного аппарата усиливает иллюзию третьего измерения, потому что при реальном движении точки съёмки зритель видит происходящее действие из различных пространственных положений.

Наши работы

Источник: http://bekarstudio.ru/kak-horosho-fotografirovat-ili-snimat-video/article_post/perspektiva-izobrazheniya-kak-sposob-formirovaniya-kompozitsii-kadra

Воздушная перспектива

Мы уже говорили о том, что, кроме линейной перспективы, существует еще воздушная перспектива. Она выражается в том, что предметы, по мере их удаления от глаз наблюдателя, меняют свою окраску, меняют яркость тонов окраски и даже в какой-то степени и четкость своих очертаний.

Так, например, горы вдали кажутся нам синеватыми, синими и даже, голубыми. Долины и ущелья, гор, а также теневые стороны гор кажутся менее темными, а освещенные места — менее светлыми. Все это можно наблюдать не только в горах, но и в равнинных областях, если есть возможность видеть дали с какой-либо возвышенности.

Читайте также:  Сглаживание кожи - фильтр цветовой контраст

Рисунок 1 — Передача воздушной перспективы различной толщиной и различным характером линий.

Обратите внимание

Одной из главнейших причин, обусловливающих воздушную перспективу, является цвет воздуха и его недостаточная прозрачность. Чистый воздух кажется нам совершенно бесцветным и прозрачным. Однако при значительной толщине слоя воздуха уже не трудно заметить, что воздух имеет цвет и не является совершенно прозрачным.

Ведь такими же прозрачными и бесцветными кажутся нам чистая вода, чистое оконное стекло (сложите 10—15 стеклянных пластинок, нарезанных из оконного стекла, в одну стопку и посмотрите сквозь эту стопку на страницу книги, на любые окружающие вас предметы, и вы сразу же заметите и цвет, и малую прозрачность стекла).

Слой даже самой чистой воды, толщиной в 4—5м, имеет уже ярко выраженный голубой цвет (чтобы увидеть цвет чистой воды, берут стеклянную трубку в 5 м длины, наполняют ее дистиллированной водой и закрывают оба конца трубки плоскими стеклами. Трубку помещают в светонепроницаемый футляр. Установив один конец трубки в окно, смотрят в другой конец трубки на свет. Опыт показывает, что чистая дистиллированная вода имеет замечательно нежный и чистый голубой цвет).

А что касается прозрачности воды, то достаточно напомнить о наблюдениях над прозрачностью морской воды при помощи круга Секки, который становится невидимым на глубине 40—50 и в редких случаях до 60 м.

Почему толща воздуха голубая

Воздух во много раз прозрачнее воды. Но при достаточной толщине слоя воздуха можно заметить и его голубой цвет, и недостаточную прозрачность.

Лучи света, проходя сквозь воздух, встречаются с молекулами воздуха и различными частицами, взвешенными в воздухе (мельчайшие капельки воды, пылью, бактериями), частично от них отражаются, частично ими поглощаются. При этих условиях часть лучей до нас просто не доходит.

Известно также, что коротковолновые лучи (фиолетовые, синие и голубые) рассеиваются сильнее, чем длинноволновые (оранжевые, красные). В результате в рассеянном свете преобладают коротковолновые лучи, которые и сообщают воздуху синюю и голубую окраску.

Так, с поверхности земли небо в зените кажется нам синим, а по мере приближения к горизонту становится светлее и принимает уже голубую или светло-синюю окраску. Происходит это потому, что лучи света в зените, прежде чем достигнут наших глаз, проходят через слой атмосферы кратчайшим путем, а при всяком другом положении — более длинным путем, т. е.

пронизывают более толстый и притом более плотный слой атмосферы. На больших высотах от 15 до 20 км, куда исследователи попадают только на стратостатах, цвет неба кажется черно-фиолетовым. Там лучи света проходят сквозь меньшую толщу и к тому же более разреженного воздуха.

Этим и обусловливается гораздо большая прозрачность воздуха в верхних слоях атмосферы (в стратосфере).

В рисовании мы пользуемся пока только карандашом, углем или тушью на белой бумаге, поэтому всех сложных изменений цвета или, как говорят художники, тона предметов, мы касаться не будем. Но яркость тона удаляющихся предметов определенно уменьшается.

Важно

Это можно показать различной степенью яркости линий или путем тушевания. Проще всего, конечно, передавать воздушную перспективу путем тушевания, особенно карандашом. Несколько труднее это делать линиями при помощи карандаша и еще труднее линиями, проводимыми пером.

Линия, проведенная карандашом, может быть более «жесткой» или более «мягкой» при одной и той же толщине.

Что же касается линий, проводимых пером, то они могут различаться главным образом по толщине, дальние линии могут быть ослаблены некоторыми перерывами (рис. 1).

Поэтому передавать воздушную перспективу при рисовании пером много труднее, чем при рисовании карандашом.

Наибольшие возможности для передачи воздушной перспективы представляют краски и цветные карандаши, но этой задачи мы перед собой не ставим.

Однако при некоторой настойчивости, хорошей передачи воздушной перспективы можно добиться и при работе пером.

Так, например, в руках хорошего рисовальщика большое значение приобретает и характер самой линии.

Известно, что детали на дальних предметах исчезают и очертания этих предметов становятся менее определенными. Отсюда и линии контуров дальних предметов приходится делать проще.

Совет

Большое значение в передаче воздушной перспективы имеет также прерывистость линий (рис. 2). Особенно важно применять эту прерывистость при пересечении контуров близких и дальних предметов. Последнее, впрочем, имеет некоторое значение и при изображении ближних предметов.

Рисунок 2 — Прерывистость линий контуров при их пересечении хорошо передает воздушную перспективу.

Итак, при всех наших упражнениях с рисованием ближних и дальних предметов с самого начала необходимо считаться с воздушной перспективой и стараться ее передавать всеми имеющимися в нашем распоряжении способами. Но не будем забывать, что значительно легче это достигается все же карандашом и много труднее пером.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://LibTime.ru/risovanie/vozdushnaya-perspektiva.html

Как перспектива влияет на пейзажные фотографии

Как насчет того, чтобы фотографии захватили ваше внимание? Почему некоторые фотографии выглядят так, что их хочется распечатать и повесить на стену, а другие выглядят плоскими и скучными?

Часто ответ лежит в перспективе, а также в способности фотографа эффективно передать глубину и масштаб. Мы живем в трехмерном мире, а фотография существует в двухмерном. Задача заключается в том, чтобы найти способ как создать фотографию, которая передаст чувство расстояния, размера и масштаба как и в реальности. Нет легких побед!

Фотографии, от которых чувствуется перспектива и глубина привлекательны и визуально сильны. Часто чувство перспективы помогает преобразить стандартную сцену в увлекательную картину. Фотографии с эффектом перспективы ближе к реальности и создают у зрителя впечатление, что он окунается в них.

Если вы ищете как создавать эффектные трехмерные пейзажные фотографии, старайтесь включать визуальные подсказки, которые помогли бы передать расстояние глубины. Есть несколько способов передать чувство глубины на ваших фото.

Линейная перспектива

Наши глаза способны определять расстояние, основываясь на том, как линии сходятся к горизонту — это еще называется линейной перспективой. Когда мы видим изображение, которое имеет ведущие линии, которые отдаляются и исчезают за горизонтом, мы понимаем, что это расстояние — глубина изображения.

© Indigo Skies Photography

Когда вы компонуете пейзаж, ищите ведущие линии которые можно включить в кадр. Это может быть река, дорога, колея, или ряд объектов, которые постепенно уменьшаются по мере удаления.

Перекрытие объектов

Это кажется очевидным, но перекрытие или наслоение объектов — это отличный способ передать чувство расстояния и глубины на фотографии. Объекты, которые ближе к вам перекрывают те, которые находятся дальше, Это будет ключом для зрителя., чтобы понять что находится ближе, а что дальше.

© Raymond Zoller

Если ваша композиция смотрится плоско и двухмерно, попробуйте немного изменить точку съемки, чтобы изменился угол, и включить в кадр больше объектов которые наслаиваются. Боковое освещение — утренний или полудневый свет, поможет подсветить детали. Это идеальное освещение для фотографий с перекрывающимися объектами.

Воздушная перспектива

Представьте, что вы ищете глубину в сегменте горных хребтов. Более дальние вершины будут более затуманенными, чем те, что находятся ближе. Когда мы смотрим на такую фотографию, затуманенность объектов передает глубину и расстояние, давая зрителю подсказку, что более затуманенные объекты находятся дальше.

© luigi alesi

Чтобы усилить эффект тумана, который находится вдали, установите ваш объектив в режим ручной фокусировки и наведите резкость вручную, немного ближе, чем бесконечность. Это поможет размыть горы, находящиеся на самом дальнем плане, и поможет усилить чувство глубины на вашем фото.

Относительный размер

Относительный размер помогает показать масштаб объектов на фотографии. Когда вы видите на фото знакомый объект, размеры которого вы знаете, рядом с незнакомым, вы можете легко определить, насколько второй объект больше первого. Это поможет вам определить, насколько этот объект большой.

© David Fulmer

Например, если вы хотите показать величие водопада, то вы можете включить в кадр знакомые объекты: дерево, камень, животных, людей и любые другие, размер которых зритель точно знает. В отношении к этому объекту, зритель поймет насколько большой водопад.

Фокусное расстояние объектива

Тип объектива влияет на чувство перспективы в кадре. Если вы хотите передать на вашей фотографии больше глубины, используйте для этого широкоугольный объектив. Широкоугольные объективы усиливают чувство пространства между объектами на переднем и на заднем плане. Более бетально об этом читайте в статье «Что такое фокусное расстояние объектива?».

Обратите внимание

© Daniel Zedda

Телеобъективы наоборот сжимают перспективу, т.е. уменьшают расстояние между передним и задним планом. И соответственно уменьшают глубину на фотографии.

Измените точку съемки

Один из лучших способов добавить перспективу на фотографии, это  изменить точку съемки.

Обратите внимание

© Daniel Zedda

Установите фотоаппарат низко, или наоборот, поднимите высоко до высоты птичьего полета. Часто даже перемещение на несколько шагов влево или вправо могут открыть новую перспективу, давая возможность включить объекты, которые подчеркивают расстояние или глубину.

Взять пейзаж в рамку

Обрамление это также хороший способ показать глубину на фотографии. Ищите элементы, которые могли бы послужить обрамлением для вашего пейзажа, и включите их в кадр. Это могут быть заборы, стены, деревья, и все что угодно, привлекающее внимание и переводящее его на вашу композицию, которая будет в этом обрамлении.

© Arches National Park

Или сделайте «рамку в рамке», например рамкой может послужить дверной проем, арка и любой другой объект, который поможет вам обрамить ваш пейзаж.

Акцент на переднем плане, который уходит вдаль

Еще один способ передать глубину на вашем фото, это включить на передний план объект, который будет уходить вдаль.

Это может быть мост, дорога, забор, лежащее бревно или любой другой объект, который протягивает взгляд по всей глубине кадра.

Найдя хорошую точку съемки, передняя часть этого объекта будет захватывать внимание, и сопровождать его вглубь, уходя в фон. Благодаря этому способу, вы можете создать драматическое фото с отчетливым чувством дистанции.

Обратите внимание

© Daniel Zedda

Использование широкоугольного объектива поможет усилить эффект от этой техники. Также как и акцентировать внимание на переднем плане и дальнейшее усиление ощущения глубины на фотографии.

Скомпонуйте кадр вертикально

Большинство пейзажей снимают горизонтально, и понятно почему. Горизонтальная композиция дает больший угол обзора, что позволяет захватить в кадр широкие горные виды и холмы. А иногда композиция эффектней смотрится в вертикальной компоновке.

© Bill Richards

Вертикальная компоновка позволит вам включить в кадр больше переднего плана. И также поможет придать вашим фотографиям больше глубины.

В следующий раз, когда вы будете снимать пейзажи, используйте эти способы, которые помогут вам более выразительно передать чувство глубины. В результате ваши фотографии с глубиной и расстоянием успешно будут передавать трехмерный мир.

Об авторе:
Кристина Харман — фотограф-энтузиаст, живет на юге Аляски. Ее любимый жанр — тревел-фотография, она путешествует по Мексике, Великобритании, Франции и Китае, где снимает интересные фотографии. Любит солнечные дни, хорошие объективы и хороший кофе.

Источник: loadedlandscapes.com

Источник: https://periscope.com.ua/okruzhayushchiy-mir/kak-perspektiva-vliyaet-na

Ссылка на основную публикацию