Тилт шифт объектив: основные понятия и сфера применения

Что такое объективы Tilt/Shift

Категории: ФототехникаСтили в фотографииСвоими рукамиРедактированиеТеория

Среди современных объективов, кроме широко используемых «фиксов» и «зумов», существуют также объективы специального назначения – так называемые «тилт-шифт объективы». Чаще всего такиеобъективы используют на 35-мм зеркалках либо на среднеформатных профессиональных камерах.

Управление перспективой с помощью Tilt/Shift объективов

Шифт – это функция, позволяющая сдвигать оптическую ось объектива, управляя при помощи этого процесса перспективными изображениями.

Обычно данная функция TS объектива используется для архитектурной либо другой технической съемки.

Использование тилт-шифт объективов помогает перемещать сюжет в различные части плоскости изображения, исправлять «падающие здания», изменять форму объекта, управлять перспективой и пр.

Tilt/Shift (TS) объективы относятся к высококачественной, дорогостоящей оптике, облегчающей работу фотографа при фотосъемке сложных сюжетов (архитектуры, натюрмортов, фотосъемке помещений и пр.).

Обратите внимание

Также Tilt/Shift объективы широко используются в таком жанре, как рекламная фотография.

Такие объективы не являются автофокусными, они настраиваются вручную и, как правило, относятся к широкоугольным объективам.

Принцип работы

Оптическая схема Tilt/Shift объективов такова, что поле качественного изображения намного превышает площадь кадра, благодаря чему фотограф может сдвигать кадр в границах данного поля, перемещая либо наклоняя объектив относительно плоскости пленки.

Стоимость Tilt/Shift объективов сопоставима со стоимостью современной зеркальной фотокамеры и составляет от тысячи долларов и выше. Говорить, что Tilt/Shift объективы что-то исправляют в кадре, не совсем верно. Они скорее позволяют перестроить сюжет соответственно привычному для нас восприятию.

Как известно, наше зрительное восприятие не отражает в точности геометрическое построение мира, как это делает зеркало, а производит в мозгу психологическую обработку увиденной картинки.

Для наглядности вышеизложенного рассмотрим простой пример. Рассматривая вблизи высокое здание, мы задираем голову вверх, осматривая его по частям. В нашем сознании вертикальные стены здания так и остаются вертикальными.

Если же мы сфотографируем из такого положения здание, наклоняя вверх камеру, то на фотоснимке оно будет выглядеть «падающим». Используя TS объектив, мы сможем сохранить горизонтальное положение камеры, не наклоняя ее.

Чтобы здание вошло в кадр целиком, мы просто подвинем TS объектив вверх.

Объектив Tilt/Shift также удобно использовать при съемке зеркальных поверхностей, поскольку подобные объективы позволяют избежать присутствия в кадре отражения фотокамеры и самого фотографа.

Осуществление контроля глубины резкости при помощи TS объектива

Тильт – это функция фотообъектива, позволяющая управлять резкостью в кадре при помощи изменения наклона оптической оси объектива. Основным применением данной функции является предметная фотосъемка.

Также функция Tilt используется для получения художественных портретов, несколько реже данная функция применяется в пейзажной съемке.

Используя Tilt/Shift объективы, помогающие выходить за пределы привычной глубины резкости и перспективы и относящиеся к категории художественных объективов, фотографы могут добиться интересного эффекта: изображенные на снимке реальные объекты принимают вид миниатюрных игрушечных моделей.

Подобные снимки делаются обычно с высотных точек – гор, столбов, крыш зданий и пр. Объектив Tilt/Shift фокусируется на определенной части видимого поля, размывая, причем достаточно сильно, все остальное.

Люди, не желающие тратиться на дорогостоящие Tilt/Shift объективы, могут добиться подобного эффекта при обработке фотографии в Фотошопе, размывая сильно края фото. Но снимок, сделанный с помощью объектива Tilt/Shift, будет намного красивее и интереснее искусственного.
Tilt/Shift технология используется по-настоящему творческими фотографами.

Важно

Она позволяет им делать необычные фотоснимки, недоступные традиционным объективам, превращая в иллюзорную миниатюру окружающий нас мир. О сайте fotomtv.

Советы начинающему фотографу

Источник: http://FotoMtv.ru/stati/chto_takoe_ob_ektivy_tilt_shift/

Особенности тилт-шифт объективов

Объективы Tilt/Shift – достаточно узкоспециализированная оптика, которая не часто используется любителями фотографии.

Однако такие объективы расширяют творческие возможности и позволяют решать разнообразные специфические задачи.

Тилт-шифт объективы интересны тем, что с их помощью можно преодолеть различные ограничения по глубине резкости и перспективе, добиваясь оригинальных, необычных эффектов при съемке.

Особенности тилт-шифт объективов

Главная отличительная черта объектива Tilt/Shift – это возможность наклонять/поворачивать и сдвигать оптическую схему относительно светочувствительного сенсора. Достигается это за счет того, что передняя группа линз остается подвижной. Именно она способна наклоняться на определенный угол относительно плоскости матрицы.

Canon TS-E 24mm f/3.5L II

Что это дает фотографу? Сдвиг и вращение позволяют изменять глубину резкости в нужной плоскости, управлять перспективой и корректировать геометрические искажения.

Посредством Tilt/Shift объектива можно, например, получить ГРИП в одной части фотографируемой сцены очень маленькую, а в другой – близкую к бесконечности.

Возможность сдвига обеспечивает сразу два варианта использования оптики – изменение перспективы и расширение угла обзора.

Исправить перспективные искажения и добиться некоторых необычных эффектов, которые получаются с помощью объектива Tilt/Shift сегодня, в принципе, можно и программными средствами.

Но согласитесь, гораздо лучше и проще сразу снять все «правильно», чтобы не тратить кучу времени на последующую обработку.

Несмотря на преимущества Tilt/Shift оптики, связанные, в первую очередь, с возможностью управления ГРИП, у нее есть и недостаток – достаточно высокая цена при том, что такой объектив вы, вряд ли, будете использовать в повседневной съемке.

Применение тилт-шифт объективов

Совет

Чтобы понять все плюсы и особенности объективов Tilt/Shift, лучше разобрать применение такой оптики на конкретных примерах. Остановимся более подробно на тех ситуациях, когда использование подобной оптики будет актуальным:

— Съемка архитектуры

Прежде всего, такой объектив стоит использовать в архитектурной съемке. Дело в том, что при фотографировании какого-либо высокого строения обычным объективом, у вас имеется три варианта. Первый – просто направить оптику вверх и тогда, к сожалению, будут заметны искажения, связанные с усилением перспективы.

В верхней части кадра вертикальные линии просто начнут «заваливаться». Причем такие искажения будут проявляться тем сильнее, чем выше сооружение и чем ближе к нему вы будете находиться. Второй вариант – попробовать сфотографировать здание сверху, наклонив оптику вниз. Но результаты тоже получатся далеко не самыми приятными.

На снимке здание будет расширяться к верху, вертикальные линии будут сходиться внизу.

Наконец, последний вариант – это съемка, когда оптическая ось объектива располагается перпендикулярно зданию. В этом случае уже не будет заметно схождение вертикальных линий, однако захватить все здание в кадр будет проблематично.

Конечно, можно сфотографировать здание, направив объектив фотоаппарата вверх, а затем исправить проявившиеся искажения в графическом редакторе.

Но нужно понимать, что программные средства устраняют искажения путем растягивания кадра, что, естественно, снижает качество изображения и, вдобавок, здание на снимке получается немного вытянутым или сплющенным.

Здесь-то на помощь фотографу и приходит тилт-шифт объектив. С помощью сдвига можно управлять перспективой для выпрямления сходящихся вертикальных линий.

Обратите внимание

Это позволяет сохранить на фотографиях высокие стены зданий строго вертикальными и избавиться, таким образом, от искажений и «заваливаний».

Применение тилт-шифт объектива особенно актуально в тех ситуациях, когда вы не можете отдалиться от здания на удобную для съемки дистанцию.

— Пейзажи

Тилт-шифт объектив полезен и в пейзажной съемке – в тех случаях, когда вам требуется, чтобы и удаленные, и близлежащие объекты оказались в зоне резкости. С данной оптикой вы можете управлять ГРИП, захватив в глубину резкости и передний, и задний план одновременно.

— Панорамы

Востребованы объективы Tilt/Shift при съемке панорам. Для этого камеру устанавливают на штатив и, пользуясь сдвигом оптической схемы, делают несколько кадров, из которых затем можно склеить панораму.

Преимущество такого способа состоит в том, что вам не нужно прибегать к использованию панорамной головки, чтобы устранить ошибки параллакса на переднем плане.

Сам процесс склейки также упрощается, поскольку не требуется исправлять перспективу.

— Предметная съемка

Возможность управления ГРИП можно использовать при осуществлении предметной съемки. Ведь при съемке небольших предметов, вроде ювелирных украшений, фотограф нередко сталкивается с ситуацией, когда предмет (или его часть) просто не получается резким.

Не помогает даже закрытие диафрагмы до предельных значений. Tilt/Shift объектив же позволяет управлять ГРИП путем наклона относительно плоскости фотографируемого объекта.

Важно

Для получения резких фотоизображений предмета достаточно лишь сделать наклон оптики под нужным углом, чтобы получить оптимальную зону резкости.

— Эффект «игрушечности»

Tilt/Shift объективы используются для создания необычных, забавных эффектов. В частности, для превращения больших по размеру объектов в миниатюрные фигурки.

Многие из нас видели в Интернете потрясающие изображения архитектурных объектов и зданий, как будто снятых с высоты птичьего полета, и поэтому выглядящих на фотографиях маленькими домиками. Таким способом достигается иллюзия игрушечного мира.

Этот эффект «миниатюры» или «игрушечности» можно получить за счет короткой и избирательной глубины резкости, используя все тот же тилт-шифт объектив.

Конечно, Tilt/Shift объектив – это не та оптика, которую вы будете использовать постоянно. Но если вы задумались о создании интересных, необычных творческих эффектов или столкнулись со специфической задачей, которую трудно решить стандартной оптикой, то наличие тилт-шифт объектива в вашем арсенале будет весьма кстати.

Источник: http://www.fotokomok.ru/osobennosti-tilt-shift-obektivov/

Что такое тилт шифт объектив и как сделать его своими руками

«Tilt-shift»- это такой фотографический жанр, который за последние несколько лет стал очень популярным. По сути, это фотографирование обычного предмета или сцены из жизни, которые tilt shift объектив преображает в миниатюру на снимке.

В таких фотографиях основного эффекта можно достичь посредством поворота или сдвига. Для получения качественных профессиональных фото в жанре минимализма, не прибегая к хитростям фотошопа, единственно правильным вариантом будет использование тилт шифт объектива.

Фотографы имеют множество возможностей для реализации своих креативных идей. Все это благодаря широкому выбору моделей, главной задачей которых является спроецировать увиденную картину на поверхность пленки. В последнее время особую популярность завоевал tilt-shift объектив.

Это модель с функциями, позволяющими корректировать вид и имеющими возможность сдвигать и (или) поворачивать плоскость изображения по отношению к плоскости светочувствительного слоя. Угол наклона и величина смещения управляются двумя элементами.

Процесс съемки

Обычный фотоаппарат обеспечивает четкий фокус только в одной плоскости. Без функции наклона плоскость изображения расположена параллельно фокальной и перпендикулярно оптической оси. Все объекты в фокусе находятся на одинаковом расстоянии от фотокамеры.

А когда тилт объектив наклоняется или поворачивается, то фокальная плоскость становится под углом к изображению. Следовательно, в поле зрения попадают все объекты, находящиеся на разном расстоянии, т.е. близлежащие и удаленные, и отображаются без искажения.

Это свойство получило название принцип Шаймпфлюга. Согласно этому принципу использование поворотов позволяет менять форму глубины резкости. Например, если устройство и сфокусированное изображения параллельны, то глубина резкости с обеих сторон одинаковая.

Возможности

При использовании обычного фотоаппарата плоскость может совпадать с изображением, а может и не совмещаться. В основном такое происходит при фотографировании высоких строений. Параллельные линии визуально устремляются к одной точке, и это приводит к искажению изображения.

Здание на фото выглядит не естественно, как будто оно наклонено назад.

Shift — это сдвиг или смещение фотообъектива параллельно изображению, что позволяет регулировать положение предмета съемки, не прибегая к изменению угла самой фотокамеры.

Совет

Shift может быть использован, чтобы сохранить плоскость изображения параллельно объекту или наоборот подчеркнуть искажения ради художественного эффекта.

Функции tilt и shift дают возможность использовать всего одно устройство для различных направлений в фотографии.

Можно ли сделать tilt/shift?

Имея даже небольшое представление о фотографических жанрах и фотоаппаратах, можно попробовать сделать тилт шифт объектив своими руками. С этим справиться может любой фотолюбитель.

Для того, чтобы получить тилт шифт объектив своими руками, нам понадобятся:

  1. SLR или DSLR камера;
  2. негабаритный объектив;
  3. гофрированная резиновая трубка;
  4. пластиковая защитная крышка от вашего фотоаппарата;
  5. дрель или канцелярский нож, чтобы вырезать центр байонета;
  6. горячий клеевой пистолет или другой клей;
  7. черная изолента.

Первое, что нужно сделать, это с помощью канцелярского ножа вырезать середину крышки. Затем отрезать кусок гофрированной трубки нужного размера, вставить туда устройство и с помощью клея прикрепить его к трубке. Нужно, чтобы клей высох. Место склеивания спрятать, аккуратно обмотав его черной изолентой. Сделать тилт шифт объектив своими руками не так уж сложно.

Источник: http://novoptic.ru/chto-takoe-tilt-shift-obektiv-i-kak-sdel/

Тилт-шифт объектив – особенности, достоинства и недостатки

Тилт-шифт объектив (“наклон” и “сдвиг”) – специализированный объектив предназначенный для съемки с эффектом искажения перспективы. Наклон и сдвиг позволяют фотографу менять положение световых лучей, проходящих через объектив, относительно матрицы фотокамеры, изменяя тем самым резкость и перспективу в кадре.

Читайте также:  Как создать лист в клетку, линейку, узор из линий

Потребность в искажении перспективы возникает при съемке объектов, обладающих протяженными прямыми вертикальными очертаниями, например, архитектурных сооружений или плоских предметов, расположенных в разных плоскостях. При горизонтальном расположении камеры параллельные вертикальные линии останутся параллельными на изображении.

Схождение вертикальных линий возникает при отклонении объектива камеры и центра изображаемого круга от горизонта.

Эффект tilt/shift объектива состоит в способности передавать изображение, расположенное выше или ниже горизонта.

Для этой цели используются широкоугольные тильт-шифт объективы с полем изображения большим, чем требуется для кадра 24х36 мм.

Многие оптические эффекты, производимые такими объективами, невозможно выполнить в цифровом виде, что делает тилт-шифт объективы незаменимыми для ландшафтной или архитектурной съёмки.

Конструкция такого объектива позволяет делать смещение по вертикали и горизонтали относительно присоединительной оправы в перпендикулярной к оптической оси плоскости. Кроме смещения схема объектива допускает поворот вокруг оптической оси и последующей фиксацией.

Обратите внимание

Диафрагма тилт-шифт объектива может быть постоянной или переменной. В простых фотоаппаратах диафрагма устанавливается  вручную и может иметь фиксацию. В более сложных конструкциях используется диафрагма с механизмом для предварительного выбора значения относительного отверстия.

В самых современных фотоаппаратах высокого класса установка значения диафрагмы автоматизирована.

Фотографы подбирают объектив в зависимости от вида съемки и ожидаемого эффекта. В частности, тилт-шифт объектив, как сказано выше, дает возможность фотографу выровнять искажение перспективы и снимают  ограничения по глубине резкости и перспективе.

Благодаря сдвигу фотограф может изменить положение изображения относительно сенсора цифровой камеры. При этом центр перспективы объектива не будет соответствовать центру перспективы кадра, благодаря чему возникает эффект, напоминающий кадрирование в боковой части изображения.

Вращение поворачивает плоскость наиболее резкого фокуса таким образом, что теряется ее перпендикулярность к оптической оси объектива. Это создает клиновидную глубину резкости с увеличением ширины по мере удаления от камеры.

Эффект вращения не только увеличивает глубину резкости, он позволяет фотографу переопределить её положение для оптимального соответствия предмету съёмки. Изображение, которое создается на цифровом сенсоре, представляет собой центральное прямоугольное кадрирование кругового изображения.

У большинства объективов оно имеет размеры, которые лишь немного превосходят размеры сенсора. У сдвиговых объективов изображаемый круг значительно больше, что позволяет фотографу сдвигать его для желаемого кадрирования заданного прямоугольника.

Сдвиг применяется для изменения перспективы либо для расширения угла зрения. Тилт-шифт объективы обладают дополнительным преимуществом – в центральной позиции обычно обеспечивается более качественное изображение на краях, как это происходит в полнокадровых объективах на камерах с кроп-фактором. Это приводит к  меньшей размытости и виньетированию, менее выраженным искажениям.

Объективы со смещением или наклоном намного больше и тяжелее по сравнению с обычными объективами с сопоставимым фокусным расстоянием и максимальной диафрагмой. Чем больше сдвиг, тем больше будет снижено качество кругового изображения, хотя оно может не уступать качеству на обычном объективе.

Важно

По оптическим характеристикам tilt/shift объектив с фокусным расстоянием  24 мм близок к обычному объективу с фокусным расстоянием 16 мм, так как размер изображаемого круга будет аналогичным.

Поэтому, 24-мм tilt/shift объектив уступает по оптическому качеству обычному 24-мм объективу, так как объективы с более широким углом зрения не могут обеспечить лучшее оптическое качество.

Тилт-шифт объективы делают архитектурные объекты более выраженными и еще более возвышенными, чем при восприятии невооруженным глазом. Такой эффект имеет практическую пользу в условиях, когда отдаление от здания на достаточное расстояние для придания нужной перспективы невозможно.

Иногда небольшая сходимость линий желательна, так как идеально параллельные вертикальные линии в некоторых ситуациях выглядят неестественно. Используя ряд фотографий полученных тилт-шифт объективом можно создавать цифровые панорамы.

Преимущество такого метода состоит  в постоянном оптическом центре объектива, что позволяет избежать необходимости применения панорамной головки для компенсации погрешности параллакса на переднем плане. Ещё одним достоинством метода является то, что последний составной снимок будет иметь прямоугольную перспективу исходного объектива.

От применения  тилт-шифт объективов больше выигрывают кроп-сенсоры, чем полнокадровые сенсоры. Для панорам и на полнокадровых сенсорах, и на кроп-сенсорах достигается широкое соотношение сторон 2:1 и 3:1 с довольно большим разрешением.

Источник: http://www.fotik-city.ru/articlereview/tilt_shift_obektiv

Tilt/Shift: управление перспективой

Объективы с возможностью поворота и сдвига (Tilt/Shift) позволяют фотографам преодолеть обычные ограничения по глубине резкости и перспективе.

Многие оптические трюки, которые позволяют эти объективы, невозможно воспроизвести в цифровом виде — что делает их незаменимыми для определённой ландшафтной, архитектурной или продуктовой съёмки.

Первая часть данной статьи рассматривает возможности сдвига (shift) и сфокусирована на его использовании с цифровыми зеркальными камерами для управления перспективой и создания панорам. Вторая часть рассматривает использование вращения (tilt) для управления глубиной резкости.

Введение: сдвиг и вращение

Сдвиг позволяет фотографу изменить положение изображения, передаваемого объективом, относительно сенсора цифровой камеры. Это означает, что центр перспективы объектива перестаёт соответствовать центру перспективы изображения, и возникает эффект, аналогичный использованию кадрирования в боковую часть изображения, полученного объективом с более широким углом зрения.

Вращение позволяет фотографу повернуть плоскость наиболее резкого фокуса, так что она более не перпендикулярна оптической оси объектива.

Это порождает клиновидную глубину резкости, ширина которой нарастает с удалением от камеры.

Эффект вращения необязательно увеличивает глубину резкости — он просто позволяет фотографу переопределить её положение для лучшего соответствия предмету съёмки.

Концепция: изображаемый круг объектива

Изображение, запечатлеваемое цифровым сенсором вашей камеры — это фактически всего лишь центральное прямоугольное кадрирование кругового изображения, передаваемого объективом («изображаемого круга»).

У большинства объективов этот круг имеет размеры, лишь слегка превосходящие нужды сенсора.

Сдвиговые объективы, наоборот, передают значительно больший изображаемый круг, чем это обычно требуется — тем самым позволяя фотографу «сдвинуть» изображаемый круг, чтобы выборочно кадрировать заданный прямоугольник.

Применить сдвиг: влево вправо
Обычный объектив Объектив с возможностью сдвига

Данное сравнение демонстрирует сдвиг на 11 мм на зеркальной камере 35 мм;в действительности круговое изображение может быть большеотносительно сенсора для камер с кроп-фактором

(подробнее об этом читайте в главе о сенсорах цифровых камер).

Сдвиг имеет два основных использования: смена перспективы или расширение угла зрения (с использованием нескольких снимков). Оба способа рассматриваются в следующих разделах. Вышеприведенный пример мог бы быть более полезен при создании панорамы, поскольку средний телеобъектив сжимает перспективу (делает её плоской).

Возможности сдвига сопутствует дополнительное преимущество: в центральной позиции эти объективы обычно обеспечивают более высокое качество на краях изображения, аналогично использованию полнокадровых объективов 35 мм на камерах с кроп-фактором. Это означает меньшее размытие и виньетирование, с потенциально менее выраженными искажениями.

С другой стороны, объективы с возможностью сдвига должны быть намного больше и тяжелее, чем сравнимые обычные объективы (с тем же фокусным расстоянием и максимальной диафрагмой).

К тому же большой сдвиг покажет части кругового изображения со сниженным качеством изображения, хотя оно может быть ничем не хуже, чем постоянно доступное на обычном объективе. Далее, tilt/shift объектив 24 мм оптически будет аналогичен обычному объективу 16 мм в связи с аналогичным размером изображаемого круга.

Следовательно, tilt/shift объектив 24 мм наверняка уступает по оптическому качеству обычному объективу 24 мм, поскольку объективы с более широким углом зрения обычно имеют худшее оптическое качество.

Использование сдвига для управления перспективой

Обычно сдвиг используют для управления перспективой с целью выпрямления сходящихся вертикальных линий в архитектурной фотографии. Когда камера направлена горизонтально, вертикальные линии, параллельные для наблюдателя, останутся параллельными в отпечатке:

Схождение вертикальных линий появляется, когда объектив камеры (т.е. центр изображаемого круга) отклоняется от горизонта. Трюк сдвигового объектива заключается в том, что он может передать изображение, которое находится выше или ниже горизонта — даже если центр изображаемого круга сохраняет горизонтальность. Этот эффект позволяет изменить перспективу.

Обычный объектив Сдвиг объективаменяет перспективу

Сдвиг объектива придаёт архитектуре гораздо большую выраженность и делает её более возвышенной, чем это воспринимается глазами. Это может быть очень полезным эффектом в ситуациях, когда невозможно отдалиться от здания достаточно далеко, чтобы придать ему такую перспективу (как это может оказаться при съёмках зданий на узкой улице).

Заметьте, что на примере выше точка схождения перспективы не была направлена непосредственно на горизонт, и как следствие, вертикальные линии не идеально параллельны (хотя намного более, чем при использовании обычного объектива). Зачастую лёгкая сходимость линий желательна, поскольку совершенно параллельные вертикальные линии могут порой выглядеть чрезмерно и неестественно.

Аналогичный эффект перспективы мог бы быть достигнут с использованием обычного объектива и цифровой обработки. Например, можно было бы использовать более широкоугольный обектив и затем сделать кадрированный отпечаток, хотя тем самым большая часть мегапикселей камеры осталась бы за кадром.

Совет

Второй возможный способ — это растянуть снимок, сделанный обычным объективом, используя в Фотошопе инструмент изменения перспективы (так что он станет похож на перевёрнутый трапецоид).

Второй метод сохранил бы большее разрешение, но горизонтальное разрешение изображения в этом случае деградировало бы с увеличением высоты. В любом случае, объективы со сдвигом обычно достигают наилучшего качества.

Техническое примечание: часто спрашивают, может ли цифровое управление перспективой достичь результатов, аналогичных по качеству объективам со сдвигом.

И хотя цифровая обработка очевидно понижает разрешение, вопрос в том, действительно ли это хуже, чем размытие, вызванное использованием границы изображаемого круга для оптически некачественного объектива tilt/shift.

Мой личный опыт говорит о том, что использование объектива со сдвигом визуально лучше для объективов Canon TS-E 45 и 90 мм. Объектив Canon TS-E 24 мм выглядит более рисково; всё же, если соответственно удалить хроматические аберрации, я по-прежнему считаю, что объективы со сдвигом несколько лучше.

Использование сдвига для гладких панорам

Используя последовательность фотографий со сдвигом, можно создавать цифровые панорамы.

У этого метода есть преимущество постоянства оптического центра объектива, что означает, что можно избежать необходимости использования панорамной головки для устранения ошибки параллакса на переднем плане.

Ещё одним потенциальным выигрышем является то, что финальный составной снимок сохранит прямоугольную перспективу исходного объектива.

Обратите внимание

Объективы Canon и Nikon могут сдвигаться вплоть до 11 и 11.5 мм, соответственно, что описывает физический сдвиг относительно сенсора камеры (в каждом из направлений).

Ниже приведены несколько распространённых использований сдвига, которые должны обеспечить лучшее понимание того, что сдвиг на 11 мм в действительности означает для снимков.

Поскольку каждый объектив может вращаться вокруг своей оси, сдвиг может применяться в любом направлении:

Панорама с использованием горизонтального сдвига в альбомной ориентацииШирокий угол с использованием горизонтального сдвига в портретной ориентации
Полнокадровый сенсор 35 ммПрирост площади: 60%Соотношение сторон: 2.42:1 Сенсор с кроп-фактором 1.6Прирост площади: 100%Соотношение сторон: 3:1
Полнокадровый сенсор 35 ммПрирост площади: 90%Соотношение сторон: 1.28:1 Сенсор с кроп-фактором 1.6Прирост площади: 150%Соотношение сторон: 1.66:1

Примечание: все диаграммы показаны в масштабе для сдвига 11 мм; прирост площади округлён до 5%

Заметьте, что кроп-сенсоры выигрывают от сдвига больше, чем полнокадровые. Для панорам можно достичь весьма широкого соотношения сторон 2:1 и 3:1 для полного кадра и кропа, соответственно, со значительно большим разрешением. Многие другие комбинации из ориентации камеры, направления сдвига и размера сенсора могут быть исследованы с помощью калькулятора в следующем разделе.

Сдвиг можно также использовать в других направлениях помимо вверх-вниз и влево-вправо. Следующий пример иллюстрирует все варианты сдвига с разницей в 30° для полнокадрового сенсора 35 мм в альбомной ориентации:

Наведите курсор на снимок, чтобы увидеть рамки кадров для каждого из сдвигов.Полученный снимок содержит втрое больше мегапикселей, чем одиночное фото;

для кроп-фактора 1.6 их было бы больше в 5 раз.

Процесс склеивания полученных снимков более прост, поскольку нет необходимости исправлять перспективу и искажения объектива, и виньетирование объектива не будет неравным между изображениями. Следовательно, можно использовать Photoshop или другую программу редактирования изображений для того, чтобы расположить снимки послойно и выровнять их вручную.

Не забудьте переключиться в ручной режим или фиксированную экспозицию, поскольку виньетирование может заставить камеру экспонировать снимки со сдвигом дольше, чем без него — даже если используется малое отверстие диафрагмы.

Это происходит потому, что сквозной (TTL) экспозамер камеры основан на измерениях при полностью открытой диафрагме (наименьшая f-ступень), а не при диафрагме, используемой для экспозиции.

Иначе, можно использовать программы построения панорам для серии сдвинутых снимков для создания панорамы с управлением перспективой. Такая панорама потребовала бы от объектива сдвига вверх или вниз и сохранения такой позиции для каждого из снимков, входящих в панораму.

Читайте также:  Глубина резкости в фотографии: что это такое и зачем нужно

Калькулятор объективов tilt/shift

Калькулятор сдвига рассчитывает угол зрения, покрываемый сдвигом вверх-вниз или влево-вправо, а также другие значимые величины. Он скорее преднозначен для получения представления о возможностях сдвига, чем для использования на практике.

Тем самым, когда у вашего объектива есть маркировка про 5 и 10 мм сдвига, вы сможете лучше представить себе, как это повлияет на итоговое изображение. Диаграмма в калькуляторе (справа) динамически адаптируется для иллюстрации полученных значений.

Вывод в поле «Фокусное расстояние одного снимка» даёт представление о том, какое фокусное расстояние понадобилось бы для объектива без сдвига, чтобы охватить полный угол зрения объектива со сдвигом. Здесь мы можем заметить, что изображаемый круг объектива tilt/shift 45 мм покрывает угол зрения, сравнимый с обычным широкоугольным объективом с фокусным расстоянием 28 мм.

Доступные объективы tilt/shift Nikon и Canon

Canon поставляет на потребительский рынок четыре модели tilt/shift объективов, а Nikon три:

Объективы Canon Tilt ShiftОбъективы Nikon Tilt Shift
Canon 17 мм TS-E f/4L
Canon 24 мм TS-E f/3.5L II PC-E Nikkor 24 мм F3.5D ED
Canon 45 мм TS-E f/2.8  PC-E Nikkor 45 мм F2.8D ED
Canon 90 мм TS-E f/2.8  PC-E Nikkor 85 мм F2.8D ED

Приведенные выше расчёты и диаграммы были созданы для отображения доступного интервала сдвига для этих объективов на полнокадровом и кроп-форматах камер.

Данная статья рассматривает только сдвиг оптической оси.О повороте читайте вторую часть:

«Объективы Tilt/Shift: контроль глубины резкости»

Иначе, обзор обычных объективов представлен в статье:
«Объективы: фокусное расстояние и диафрагма»

Источник: https://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials-ru/tilt-shift-lenses1.htm

Тилт-шифт (Tilt Shift) объектив – что это такое?

Само название тилт шифт объектив говорит о том, что перед нами объектив, способный выполнять две функции: наклон и сдвиг относительно снимаемой плоскости. Являясь на первый взгляд простыми механическими функциями, они, тем не менее, дают возможность реализовать некоторые фотографические трюки, которых невозможно достичь никаким иным методом.

Само название тилт шифт объектив говорит о том, что перед нами объектив, способный выполнять две функции: наклон и сдвиг относительно снимаемой плоскости. Являясь на первый взгляд простыми механическими функциями, они, тем не менее, дают возможность реализовать некоторые фотографические трюки, которых невозможно достичь никаким иным методом. А вы знаете, что такое вариофокальный объектив?

Что такое сдвиг и вращение

За счёт сдвига можно изменить положение изображения, которое передаёт объектив, относительно сенсора камеры. Другими словами, центр перспективы объектива – это более не центр перспективы изображения.

Эффект, который возникает от такого “несоответствия”, напоминает трюк, который можно наблюдать при кадрировании в боковую часть фотографии, которая была получена объективом с более широким углом зрения.

Благодаря вращению плоскость фокуса более может быть не перпендикулярна оптической оси объектива. Ширин клиновидной глубины резкости, которая порождается в результате этого процесса, нарастает с удалением от камеры.

Сдвиг для управления перспективой

Если на фотографии изображено некий архитектурный объект и надо выпрямить вертикальные линии, которые стремятся к схождению, используют сдвиг. Камера, направленная горизонтально, заставляет вертикальные линии оставаться параллельными как для человека, который занимает роль наблюдателя, так и в отпечатке.

Когда появляется эффект схождения линий? Для того, чтобы он проявился в полной мере, необходимо объектив отклонить от линии горизонта. Трюк, который может показать шифт объектив, позволяет изменить перспективу путем передачи изображения, находящегося как выше, так и ниже горизонта.

Если снимать архитектурные строения со сдвинутым объективом, это сделает её гораздо более выраженной. Такое может быть полезно, когда нет возможности отойти от здания настолько далеко, чтобы получилось его снять без использования специальных эффектов.

Важно

Такого же эффекта можно было бы достигнуть если использовать обыкновенный объектив, а фотографию, получившуюся в результате, подвергнуть обработке на компьютере специализированными программами. Можно, к примеру, взять программу Photoshop и, применяя инструмент изменения перспективы, растянуть снимок, который получился в результате использования обыкновенного объектива.

Какие бы программы ни применялись, наилучшее качество будет у фотографии, сделанной с использованием тилт шифт объектива.

Сдвиг для гладких панорам

Трюк сдвига может применяться для того, чтобы создавать красивые панорамы. Если у вас имеется tilt shift объектив, то панорамы, полученные из фотографий с использованием подобного объектива, собирать проще.

Это происходит потому, что в исходных фотографиях нет необходимости исправлять перспективу.

Отсюда возникает логический вывод: для склеивания полученных фотографий в одну большую панораму можно использовать такую популярную программу, как Photoshop.

Источник: https://4rev.ru/news/824-tilt-shift-tilt-shift-obektiv-chto-eto-takoe.html

Объективы Canon Tilt/Shift. Часть 4

Объективы Canon Tilt/Shift неизменно вызывают интерес у фотолюбителей. Что обычный неискушенный фотолюбитель знает про объективы Canon Tilt/Shift? Знает, что Tilt/Shift – это технически сложно и очень круто… Сегодня профессиональный фотограф и эксперт по объективам Дмитрий Евтифеев рассказывает нам про объективы Canon Tilt/Shift. Предыдущая ЧАСТЬ 3. (От редактора)

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

Canon TS-E 24/3,5L — обзор тилт/шифт объектива

Сегодня у нас обзор объектива Canon TS-E 24/3,5L, как продолжающего линейку Tilt/Shift объективов Canon, и кратко про вторую версию, Canon TS-E 24/3,5L II, которым я пользовался.

– Canon TS-E 24/3.5L — первая версия

– Canon TS-E 24/3.5L II — вторая версия объектива

Итак, что хочется сказать в первую очередь про объективы. Первая версия Canon TS-E 24/3,5L обладает теми же возможностями, что и Canon TS-E 24/3,5L II, но имеет гораздо более низкое оптическое качество.

Причем центр кадра у Canon TS-E 24/3,5L (первая версия) вполне резкий, а вот края очень сильно страдают от ХА (хроматические аберрации).

С краями всё плохо и без использования функций тилт/шифт, а с использованием — они еще хуже.

– Canon TS-E 24/3.5L@F11 без использования тилт/шифт

– кроп 100%

– Canon TS-E 24/3.5L @F11, тилт

Как видите, все «заваливающиеся» здания «расправились» и вертикальные линии стали прямыми. На такой снимок, с исправленной геометрией, смотреть гораздо приятнее.
Кто-то скажет, что тоже самое легко сделать в Adobe Camera Raw или Adobe Photoshop, и будет прав. Но какой ценой!

При исправлении геометрии в этих программах вы потеряете примерно 50% разрешения снимка! Если вы снимаете архитектуру, что немаловажным будет сохранить мелкие детали снимка, будь то лепнина или детали художественных решеток. Плюс обратите внимание, что обычные широкоугольные объективы сильно загибают вертикали по краям кадра. Т.е. не только наклоняют вертикали, но и гнут их в дугу. Вот с этим сделать что-то уже сложно.

Тилт-шифт объективы, которые я использовал, не «изгибают» вертикали по краям кадра. Линии остаются прямыми и лишь наклоняются к центру кадра. С помощью функции наклона объектива такие наклонившиеся вертикали можно выпрямить вновь.

– кроп 100% снимка с использованием функции тилт

Совет

Относительно стандартных сюжетов у функции тилт есть некоторый запас, т.е. вертикали можно наклонить и в обратную сторону, нарушив перспективу.

С эффектом исправления перспективы очень легко войти в соблазн и начать исправлять её на всех снимках. Но в данном случае важно понимать, какие снимки требуют исправления, а какие — нет. И также важно правильно составить композицию кадра, так как под некоторыми углами к зданию исправить перспективу, не затронув другие важные геометрические элементы в кадре — невозможно.

– обычный кадр, без тилт-шифт, снятый на Canon TS-E 24/3.5L

Здесь геометрия может быть исправлена с помощью Shift-эффекта. Подробнее о нём читаем в предыдущих частях этого цикла об объективах Canon Tilt/Shift.

Но заводские установки на объективе Canon TS-E 24/3.5L предполагают установку Tilt перпендикулярно Shift, а отвертки у меня с собой не было на улице. Shift-эффект — это совсем простая функция, так что побаловаться хотелось именно Tilt на широкоугольнике (обычно я использую Canon TS-E 90/2.8).

Так что ниже представлен мой художественный тилт-подход к этому зданию, а не просто исправление перспективы, которое достигается Shift’ом.

– кадр с исправленной перспективой, снятый на Canon TS-E 24/3.5L

Интересно еще пользоваться Shift совместно с tilt, тогда и перспективу можно исправить и ГРИП выбрать по желанию.

– ГРИП идёт от одной зеленой линии до другой, определяется наклоном объектива

Как это выглядит умозрительно, легко понять по рисунку.

Туда, куда указывает стрелочка, ниже камеры — начало ГРИП. Сама ГРИП представляет из себя клин, который начинается из нодальной точки и расходится вперед.

Увеличивать этот клин вы можете стандартными средствами: фокусировкой на дальнюю дистанцию, прикрытием диафрагмы и выбирая объектив с разным фокусным расстоянием.

Но в том-то и прелесть этого способа, что при нормальных обстоятельствах вы можете располагать ГРИП от своих ног и до небоскреба на горизонте при F2.8, например.

Обратите внимание

Поскольку объектив поворачивается, то вы можете повернуть клин ГРИП и влево-вправо, выхватывая только нужные детали.

– клин ГРИП повернут влево, захватывает только женщину с сумкой

Иллюстрации получились не очень красочные, т.к. в Петербурге уже 2 месяца нет солнца. Как здесь говорят: «В этом году было лето, но в тот день я болел».

Еще варианты применения бокового тилта…

– обычный снимок Canon TS-E 24/3.5L с фокусировкой на решетку при F11

Как видите, на ближнем и дальнем плане — «подзамыливание». А хочется, чтобы всё было резкое и далее диафрагму уже не закрывать, дабы снимок не страдал от дифракции.

– тилт влево, плоскость ГРИП параллельно решетке

– кусок здания между пунктирными линиями в зоне ГРИП

Итого:

Об оптическом качестве объективов

Я не могу рекомендовать Canon TS-E 24/3.5L первой версии, если вы хотите высокого качества изображения. Этот объектив имеет много проблем по краям кадра — они «замыленные» и страдают от поперечных ХА. У него есть свои плюсы: 1) он тилт-шифт 2) он не закругляет вертикали по краям кадра (важно!)

Canon TS-E 24/3.5L второй версии — очень рекомендуется к приобретению, если вы не планируете покупать карданную камеру.
Качество оптики — высочайшее. Это заметно даже на открытой диафрагме. Углы снимка тоже мало страдают от аберраций. Честь и хвала Canon’у, изготовившему этот объектив.

По конструктиву

Оба объектива по бОльшей части металлические, с резиновой накладкой кольца фокусировки. Но я не разделяю восторгов от конструктива со стороны других обозревателей. Достаточно того, то контроль тилт/шифт на всех объективах Canon сделан с точностью до 1 градуса.

Для широкоугольных объективов это много! По такому грубому контролю наклона и сдвига и маленькому экранчику камеры очень сложно точно настроить плоскость ГРИП даже в режиме LiveView 10x. Это при том, что у меня более-менее хорошее зрение. А что делать на пляже, где экран камеры почти не виден? Остаются только таблицы и грубая настройка неудобным маленьким колесиком.

Я считаю, что сам механизм фокусировки должен быть кардинально изменен. Или требуется нечто, наподобие фоллоу-фокус, как у кинематографистов.

По функциям тилт-шифт

Здесь хочется отметить, что само присутствие на рынке подобных объективов вселяет оптимизм. Но функции тилт-шифт на зеркальных камерах сильно ограничены.

Важно

Тилт на 8 градусов явно недостаточен во многих ситуациях и если вам действительно понравилось работать с тилт-шифт объективами, то, возможно, стоит подумать о карданной камере (view camera).

Там и фокусировка намного удобнее и функции тилт-шифт не так ограничены.

Автор Дмитрий Евтифеев.

По материалам Источника: Блог Дмитрия Евтифеева

Электронное СМИ «Интересный мир». 05.03.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Читайте также:  Настройки фотоаппарата для съемки на улице: важные советы

Источник: http://www.interesmir.ru/obektivyi-canon-tilt-shift-chast-4/

Обзор широкоугольного тилт-шифт-объектива Canon TS-E 17mm f/4L с механизмами наклона и сдвига

Дата анонса

Тип объектива

Информация на сайте производителя

Средняя ценаРозничные предложения
февраль 2009 г.
широкоугольный тилт-шифт
canon.ru

В любом ряду объектив tilt-shift, или объектив с механизмом наклона и сдвига, будет стоять особняком.

Он будет привлекать внимание как необычным внешним видом, так и возможностями. Механизм сдвига позволяет получать снимки без перспективных искажений, а механизм наклона позволяет располагать плоскость глубины резкости не перпендикулярно оптической оси.

На примере объектива Canon TS-E 17mm f/4L мы попробуем разобраться, в каких ситуациях это будет преимуществом, а также оценим сам объектив.

Технические характеристики

Модель

Байонет

Угол поля зрения (по горизонтали, по вертикали, по диагонали)

Конструкция объектива

Число лепестков диафрагмы

Минимальная диафрагма

Минимальная дистанция фокусировки

Максимальное увеличение

Информация о расстоянии

Диаметр фильтра

Максимальные диаметр и длина

Вес

Canon TS-E 17mm f/4L
Canon EF
93°, 70° 30′, 104°
18 элементов в 12 группах
8, скругленные
F22
0,25 м
0,14×
предоставляется
не устанавливаются
∅88,9×106,9 мм
820 г

Конструкция, дизайн, управление

Оптическая схема объектива насчитывает 18 элементов в 12 группах, а из особенностей можно отметить наличие четырех сверхнизкодисперсионных линз и одной асферической линзы с покрытием SWC.

Canon TS-E 17mm f/4L обращает на себя внимание своим внешним видом, резко контрастирующим с «обычными» объективами. Объектив ощущается увесистым, его вес по паспорту — 820 г.
Элементы управления представлены в изобилии. Регулятор механизма наклона со шкалой.
Регулятор механизма сдвига со шкалой.
Есть два рычажных фиксатора, разблокирующие поворот механизмов на 90 градусов вокруг оптической оси.
На противоположных сторонах объектива находятся закручивающиеся фиксаторы положения
Сверхширокий угол обзора диктует выступающую форму передней линзы, по этой причине резьбы под светофильтры нет.
Крышка объектива нестандартная, глубокая, чтобы не задевать стекло.
Объектив в обычном положении является 17-миллиметровым широкоугольником.
Максимальный наклон влево.
Максимальный наклон вправо.
Максимальный сдвиг влево.
Максимальный сдвиг вправо.

Лабораторный тест

17 мм — действительно широкий угол на полном кадре. А здесь создатели умудрились еще и снабдить его механизмами сдвига и наклона. Посмотрим, как оптическая конструкция сказывается на измеряемых параметрах изображения.

«Сухие» цифры из лаборатории, характеризующие разрешение, рисуют не самую радужную картину. Выше 80% поднимается лишь центр изображения — и только на диафрагме 10.

Край изображения с лучшим показателем в 75% получается на том же значении относительного отверстия.

Открытые диафрагмы выдают очень средний результат: около 70% и даже ниже для края кадра, несмотря на то, что открытая диафрагма в случае данного объектива — это f/4.

РазрешениеХроматические аберрациицентр кадракрай кадрацентр кадракрай кадра
На всех скриншотах верхний ряд: f/4 — f/5,6 — f/8, нижний ряд: f/10 — f/13 — f/16

Реабилитируется объектив в вопросах хроматических аберраций — они либо отсутствуют, либо находятся на пренебрежительно низком уровне. Отметим еще волнообразные искажения на самых углах кадра.

Практическая съемка

Нестандартный объектив требует особого подхода. Поначалу наличие новых уровней контроля изображения обескураживает, поэтому первым делом я решил спокойно и обстоятельно познакомиться с самим механизмом сдвига/наклона и только затем приступил к практическим съемкам.

Начнем со «сдвига». Как известно, чтобы в снимке, скажем, высокого здания не было перспективных искажений, то есть чтобы оно не сужалось на снимке в верхней части кадра, нужно держать оптическую ось объектива строго параллельно земле.

Однако в таком случае значительная часть кадра, почти половина, будет занята второстепенным передним планом, землей, а само здание рискует просто не уместиться в кадр.

А при наличии механизма сдвига фотограф как раз получает возможность оставить в кадре меньше переднего плана, зато захватить больше самого здания без получения перспективных искажений.

Данная возможность иллюстрируется на демонстрируемой паре снимков. Левый снимок сделан так, как он выглядел бы с применением обычного широкоугольного объектива — с наклоном оптической оси вверх. Правый снимок имеет параллельную земле оптическую ось и «сдвинут» вверх.

Сама такая возможность появилась благодаря значительно большему покрытию кадра у Canon TS-E 17mm f/4L по сравнению со стандартными полнокадровыми объективами.

То есть в стандартном положении матрица фотоаппарата фиксирует только центральную часть круглой проекции объектива, а благодаря механизму сдвига может фиксировать, к примеру, верхнюю часть.

В зависимости от предпочтений фотограф может захватить больше низа или верха без нарушения перспективы у здания. Аналогичного эффекта можно добиться и при обработке, однако нужно учитывать два важных момента.

Совет

Во-первых, для получения аналогичного кадра потребуется использовать более широкоугольный объектив, так как программная коррекция перспективы «отрезает» значительную площадь изображения, пропорциональную степени завала объекта.

В результате снимаемый объект может просто не влезть в прямоугольник изображения. Во-вторых, при программной обработке часть изображения сжимается, а часть — растягивается, и в этих областях фактическое разрешение окажется значительно ниже.

Для любительских кадров в этом не будет ничего страшного, а вот для профессиональной работы такой подход не очень уместен.

Механизм сдвига дарит еще одну интересную возможность: создание панорам из снимков, сделанных с разным значением сдвига.

Благодаря тому, что оптическая ось между тремя снимками не поворачивается, снимки легко стыкуются друг с другом и прямые линии в кадре остаются прямыми. Другими словами, результирующее изображение крайне близко к тому, которое можно было бы получить с еще более широкоугольного объектива — 11-12 мм.

Благодаря этим своим особенностям широкоугольные тилт-шифт-объективы нашли широкое применение в архитектурной и интерьерной фотографии, а также в пейзажной съемке.

В случае с TS-E 17mm f/4L пользоваться этим инструментом было достаточно просто, но необходимо учитывать ряд особенностей. Во-первых, объектив неавтофокусный, но с подтверждением фокусировки, однако она работает только при незадействованном механизме сдвига.

Во-вторых, экспозамер камеры тоже работает корректно только тогда, когда механизм сдвига находится в нейтральном положении.

Обратите внимание

Так что алгоритм съемки выглядит следующим образом: фокусировка на объект, блокировка экспозиции или настройка ручного режима съемки, сдвиг, нажатие на спуск.

С механизмом наклона дела обстоят несколько сложнее. Помимо вышеперечисленных особенностей (некорректный экспозамер и отсутствие подтверждения фокусировки) у данного механизма есть еще одна: при активации сдвига фокус с объекта уползает.

При столь малом фокусном расстоянии поймать объект в фокус на глаз невозможно — приходится пользоваться режимом Live View в максимальном увеличении для точного попадания в резкость. При таком подходе штатив представляется крайне необходимым.

В каких же случаях нам вообще может потребоваться такая возможность?

Возьмем ситуацию, когда интересующие нас объекты находятся на разном расстоянии от камеры и в разных частях изображения, как в указанном примере. Даже на 17 мм мы наблюдаем видимую разницу в резкости между бутылками на диафрагме f/4.

Даже если зажать диафрагму до f/11, ситуация, конечно, улучшится, но разница в резкости все равно сохранится. Если же плоскость фокусировки наклонить, то в нее смогут попасть несколько объектов с одинаковой степенью фокуса.

Такой подход дает хорошие результаты на закрытых диафрагмах, но в случае с f/4 на данном объективе качество изображения было неидеальным.

Функция очень интересная, но требующая высокого внимания при использовании. В широкоугольном исполнении объектива она наиболее востребована в пейзажной съемке, когда хочется получить передний план в нижней части кадра и дальний план в верхней части кадра одинаково резкими.

Другой возможностью использовать данный механизм является намеренный наклон плоскости резкости таким образом, чтобы в нее попадал исключительно нужный объект, а все остальные при этом из плоскости заметно выпадали.

Важно

С этим механизмом можно добиться такой степени размытия изображения, которая недостижима на обычных широкоугольных объективах.

Это дает значительную свободу в применении художественных эффектов размытия, а также делает возможным популярный во многих кругах эффект миниатюры.

Такое использование механизма наклона гораздо легче в использовании, так как появляется возможность использовать его без штатива и режима Live View — правда, определенный опыт использования объективов с ручной фокусировкой все равно приветствуется.

Теперь, когда мы определились с возможностями объектива и сферами его применения, обратимся к качеству изображения и проведем более привычные практические тесты.

Для тилт-шифт-объектива точная геометрия, пожалуй, важнее, чем для большинства других оптических инструментов. Дело в том, что в популярных редакторах изображений профиль данного объектива отсутствует. Данное «недоразумение» вызвано тем, что информация о степени сдвига или наклона не передается объективом и не записывается в файл. Соответственно, редактор не имеет возможности вслепую применять какие-либо корректирующие значения. Конечно, остается возможность вручную исправлять те или иные виды искажений, но это не очень просто, когда задействован механизм сдвига. К счастью, у TS-E 17mm f/4L с геометрией все отлично, видимых искажений я не нашел.

Забегая вперед отмечу, что изображения с Canon TS-E 17mm f/4L характеризуются практически полным отсутствием хроматических аберраций, даже в углах и даже при задействованных механизмах наклона и сдвига.

Самая широкая диафрагма объектива — f/4 — характеризуется заметным виньетированием, которое становится исчезающе малым при закрытии на одну ступень.

Резкость изображения в центре кадра выглядит неплохо начиная с f/4, в первую очередь за счет высокого микроконтраста, что отчасти компенсирует среднюю разрешающую способность «стекла». По мере закрытия диафрагмы заметной разницы не наблюдается.

Углы изображения выглядят неплохо, но лучшую резкость показывают после f/8. Эти наблюдения справедливы для Canon TS-E 17mm f/4L, снимающего в режиме обычного широкоугольника. Изменится ли что-то при задействовании механизма сдвига?

Первое, что бросается в глаза при максимальном сдвиге вверх — мощное затемнение в верхней части кадра, которое будет не так просто побороть при обработке, поскольку его степень составляет, по разным оценкам, до 10 ступеней. Резкость в режиме сдвига также претерпевает изменения: резкость в углах выправляется на f/11 и достигает пика на f/16.

Объектив хорошо держит контровой свет, не теряет контрастности. Источники света формируют красивую восьмиконечную звезду с аккуратными одинаковыми лучами.

Единственный, но весьма заметный недостаток — большое количество «зайцев» самых разнообразных форм и размеров, причем и когда источник света находится в кадре, и когда вне его.

Этому, к сожалению, способствует крайне выпуклая форма передней линзы и отсутствие бленды.

Добавлю, что кроме механизмов наклона и сдвига в объективе есть еще и два независимых поворотных блока, что позволяет осуществлять сдвиг влево/вправо/вверх/вниз вместе с наклоном влево/вправо/вверх/вниз в любых комбинациях. Надо отметить, что так реализованы далеко не все тилт-шифт-объективы, и это стоит отнести к явным преимуществам Canon TS-E 17mm f/4L.

Совет

Во время практической съемки конструкция объектива показалась удобной. Закручивающиеся регуляторы положений у Canon большие и удобные для использования.

Скажем, у Samyang/Ronikon их регулировка в силу малого размера давалась нелегко, часто приводя к сдвигу объектива на штативе или сдвигам фокусировки.

Механизм сдвига осваивается достаточно быстро, а вот механизм наклона требует очень взвешенного подхода и подготовки при съемке — качественного результата можно добиться только со штативом и с Live View.

Выводы

Объектив Canon TS-E 17mm f/4L показал массу возможностей с хорошей реализацией и неплохим качеством изображения. Конечно, его возможности не безграничны: максимальные значения сдвига и наклона приводят к ощутимой деградации изображения.

Так что в большинстве случаев рецепт впечатляющей и качественной фотографии на Canon TS-E 17mm f/4L — прикрытая диафрагма и неэкстремальное использование механизмов сдвига и наклона.

Жанры, в которых напрашивается использование этого объектива, вполне способствуют такому подходу к съемкам — основательному, неторопливому, с большой глубиной резкости.

Что касается цены, то низкой ее не назовешь, но список уникальных возможностей, идущих в комплекте с данным объективом, ее оправдывает.

Canon TS-E 17mm f/4L отправлялся со мной в поездку по Армении вместе с тремя другими тестируемыми объективами Canon, фотографии можно посмотреть в альбоме.

Галерея

Посмотрите общую галерею фотографий. Вы можете нажать на любой понравившийся вам снимок, а потом листать фотографии стрелками.

Источник: https://www.ixbt.com/dp/canon-ts-e-17mm-f4l-review.html

Ссылка на основную публикацию