Глубина резкости в фотографии: что это такое и зачем нужно

Глубина резкости – что это такое, как ним пользоваться, зачем это нужно, как научиться. – ФотоКто

Для начала стоит понять, что собственно такое эта самая глубина резкости? Общеизвестный факт – объектив способен навестись на резкость только на определенном расстоянии. Объекты, которые находятся на маленьком или большом расстоянии от того что мы снимаем могут оказаться достаточно резкими.

Так же, может быть так, что зона резкости, то есть то, что мы видим хорошо может быть такой маленькой, что ее едва ли можно разглядеть. Она же может быть настолько широкой, что все объекты до самого горизонта будут четкими.

Эти все примеры одновременно отвечают на вопрос, что такое глубина резкости, которую еще можно назвать зоной визуальной резкости.  

Глубина резкости

Малая глубина резкости

Большая ГРИП

Обратите внимание

Совершенно четкое изображение можно получить только при условии идеальной фокусировки. При этом предметы, которые располагаются дальше или ближе, покажутся тоже резкими.

Их размытие настолько ничтожно, что не заметно глазу человека.

Объекты начинают терять резкость на значительном отдалении от точки фокусировки, это зависит от нескольких характеристик, одной из самых заметных является глубина резкости объектива. 

Каждый из жанров съемки имеет свои характеристики глубины резкости. К примеру, снимая пейзаж, в большинстве случаев, нам хочется что бы была большая глубина резкости, которая начинается почти от камеры и заканчивая горизонтом.

Следует знать, что такое положение вещей не является законом, это скорее негласное правило, благодаря которому легче получить хороший классический пейзаж. Часто при съемке портретов и почти всегда при спортивной съемке, фотограф стремится к максимальному размытию всего, что не касается объекта его съемки.

Иногда это создает красивые эффекты, иногда подчеркивает то, самое главное, но чаще всего, резкие соседние предметы отвлекали бы внимание от объекта съемки. Опять-таки малая глубина резкости в этом жанре не является законом.

Спортивное фото – малая глубина резкости

Как уже говорилось выше, ГРИП зависит от нескольких технических нюансов, разберем подробнее каждый из них:

Диафрагма и глубина резкости

Чем больше мы открываем диафрагму нашего объектива, тем меньше становится глубина резко изображаемого пространства.

Следует запомнить, что f/22 означает меньшую диафрагму, так как отверстие объектива закрыто, а f/2,8 – это большая диафрагма (объектив открыт).

Зеркальные и качественные псевдозеркальные фотоаппараты, впрочем, как и дешевые «мыльницы» оборудованы различными режимами съемки, каждый из которых, кроме прочего, устанавливает и определенное значение диафрагмы. 

Глубина резкости. Диафрагма

Важно

Если у вас зеркальная камера и для идеи съемки, которой вы сейчас занимаетесь, глубина резкости изображения имеет значение, то переведите ваш фотоаппарат в режим приоритета диафрагмы или же в ручной режим. В режиме приоритета диафрагмы вы фиксируете значение последней, к примеру f/4, а камера подставляет определенное значение выдержки что бы получилось хорошее фото. 

Такой режим, это конечно хорошо, но он не всегда позволяет получить именно то, что необходимо. Тогда на помощь приходит:

Фокусное расстояние и его влияние на глубину резкости

В данном и конкретном случае намного проще привести пример, чем вдаваться в сложные теоретические рассуждения о физических свойствах линз, фотоаппаратов и окружающего нас пространства. 

Глубина резкости. Фокусные растояния

К примеру, используя фокусное расстояние 8 мм, вы получите практически абсолютно четкое изображение, при этом диафрагма не особо играет роль.

Используя более длинное фокусное расстояние, например 28 мм, вы будете иметь большую, но не абсолютную глубину резкости, с которой уже можно работать при помощи диафрагмы.

Если же вы используете длиннофокусный объектив, более 100 мм, то будете получать очень малую глубину резкости. Чем длиннее объектив, тем меньше глубина резкости.

Глубина резкости фотографии на ширик

Глубина резкости фотографии снятой телеобъективом

Как и во всем, что связано с глубиной резкости, в расстоянии между камерой и объектом съемки тоже есть свой закон – чем ближе объект, те меньше глубина резкости. Как пример отлично подойдет макросъемка. За счет огромного приближения фотограф практически полностью теряет ГРИП и как следствие получает на снимке только мельчайшие детали и так очень мелкого объекта. 

Глубина резкости при съемке макро

Мы получили общее впечатление о трех факторах наиболее влияющих на глубину резкости. Теперь стоит уделить немного внимания ситуации, когда все эти три фактора начинают работать одновременно.

Совет

К примеру, вы захотели сделать фото с большой глубиной резкости и для этого решили использовать широкоугольный объектив. Тут вы обнаруживаете, что объект съемки стал слишком мал, тогда вы приблизились к объекту съемки, но и это не помогло.

То есть, вы получили более крупный объект, но потеряли глубину резкости, к которой стремились в самом начале. 

Рассмотрим три способа изменения ГРИП

Продолжим использовать все три фактора описанных выше, но теперь добавим схемы – это нам поможет лучше разобраться в ситуации. На схемах, красным цветом отмечены те места, в которых объекты попадают в глубину резкости. 

Настройка глубины резкости – изменяем диафрагму

Чем больше мы открываем диафрагму, тем меньшую глубину резкости получаем. Это не есть проблема, это есть способ, исключить из кадра лишние предметы, сделав их размытыми. 

Глубина резкости – изменение диафрагмы

Вспоминаем то, что описано немного выше. Чем дальше предмет съемки, тем больше глубина резкости, а если наоборот, то приближая объект, мы теряем глубину резкости.

Глубина резкости – изменение растояния до объекта

Несколько абзацев выше шла речь о том, что разные фокусные расстояния по-разному влияют на глубину резкости. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости.

Глубина резкости – изменение фокусного растояния

В качестве закрепления разобранного материала предлагаю практическое упражнение, благодаря которому вы сами во всем разберетесь. Для качественного результат вам потребуется небольшое пространство, к примеру, стол. Я использую карту от настольной игры «Монополия».

Вы же можете использовать все что угодно. Очень хорошо будет, если вы воспользуетесь штативом, тогда любые погрешности резкости будут зависеть исключительно от настроек.

Если штатива нет, тогда снимайте в хорошо освещенных условиях с низким ISO и короткой выдержкой (1/200 и короче). 

Используйте фокусное расстояние 50 мм. Сфокусируйте объектив на ближайшей к вам точке. Перейдите в режим приоритета диафрагмы, где выберите самое минимальное значение (зачастую f/3,5-5,6). Сделайте кадр.  

Теперь мы снимем фото, глубина резкости которого будет большая. Для этого мы закроем диафрагму на максимальное значение и сделаем второй снимок. 

Глубина резкости – пример на 50 мм

Обратите внимание

Далее измените фокусное расстояние на 18 мм и повторите две фотографии с открытой и закрытой диафрагмой. 

Глубина резкости – пример на 18 мм

Теперь рассмотрите все четыре изображения. Увеличивайте их и уменьшайте, что бы понять, где и в каких условиях отсутствует или наоборот присутствует глубина резкости. 

Надеюсь, данный материал был для вас полезен! Не забывайте глубина резкости, это очень важное понятие в фотографии, разобравшись в нем вы станете снимать на порядок лучше! 

Источник: http://fotokto.ru/blogs/glubina-rezkosti-25445.html

Секреты глубины резкости

Объектив в состоянии навестись на резкость только на определенной дистанции. Предметы, находящиеся на большом или маленьком расстоянии от  предмета съемки  могут быть достаточно резкими.

Эта зона визуальной резкости может быть настолько мала, что будет едва заметна или может увеличиться настолько, что можно будет  увидеть четкое изображение до самого горизонта.

Глубину резкости можно назвать  зоной визуальной резкости

Только идеальный фокус на определенном расстоянии может создать совершенно четкое изображение, составленное из небольших точек. При этом объекты, расположенные ближе или дальше, будут по-прежнему выглядеть резкими, их размытие будет слишком минимальным, чтобы быть заметным человеку.

Фотографируя пейзажи, мы стремимся к тому, чтобы достичь максимальной резкости во всем изображении, начиная с травы рядом со штативом и заканчивая самыми далекими холмами, но это не правило и не закон, а личный выбор фотографа. В портрете и при съемке спортивных сюжетов наоборот, размытый фон и находящиеся рядом с объектом съемки предметы, помогут сконцентрировать внимание на главном объекте.

Держим ситуацию под контролем

Глубина резкости может сильно различаться и обусловлена в основном тремя факторами.

Первый – это открытие диафрагмы. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости.

Запомните, что например, f/16 выражает меньшую диафрагму (отверстие объектива закрыто), а f/4 это большее диафрагменное число (отверстие объектива открыто).

Важно

В зеркальных фотоаппаратах с предустановленными программами, при съемке пейзажей используются более закрытые диафрагмы, чтобы увеличить глубину резкости, а при съемке спортивных событий или портретов более открытые.

Чтобы контролировать открытие диафрагмы, установите режим приоритета диафрагмы и, камера автоматически подберет значение выдержки для установки точной экспозиции.

Снимать в режиме приоритета диафрагмы, регулируя только диафрагменное число, достаточно просто, но это не всегда позволяет достичь желаемых результатов.

К счастью, глубина резкости регулируется также с помощью фокусного расстояния. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости.

Например, устанавливая фокусное расстояние 18 мм, можно создать полностью четкое изображение. Поэтому, если вы хотите размыть фон, используйте более длинное фокусное расстояние.

Третий фактор – это расстояние между фотоаппаратом и предметом съемки.

Чем меньше это расстояние, тем меньше глубина резкости. В качестве примера можно привести макросъемку при которой глубина резкости совсем отсутствует и в фокусе будут находиться все отдельные детали предмета съемки. Для достижения лучшей глубины резкости при съемке на большом расстоянии,  не всегда достаточно просто сфокусироваться на самом отдаленном предмете.

К сожалению, упомянутые три фактора контроля глубины резкости не всегда хорошо работают вместе. Например, если вы решите установить широкоугольный объектив для лучшей глубины резкости, то предмет съемки окажется слишком маленьким и вы решите уменьшить расстояние до предмета съемки, чтобы увеличить его размеры.. но – это приведет к уменьшению глубины резкости.

Три способа изменения глубины резкости

Каким же образом диафрагма, фокусное расстояние и расстояние до предмета съемки могут изменить резкость изображения?

Выделим красным цветом места, где предмет съемки будет в фокусе.

1. Изменяем диафрагму

Чем больше открыта диафрагма, тем меньше будет глубина резкости. Это не проблема, а возможность при фотографировании поместить вне фокуса менее важные детали фотографии.

2.Изменяем расстояние до предмета съёмки

Чем ближе предмет съемки, тем меньше глубина резкости.

3. Изменяем фокусное расстояние

Установки зума или объектива влияют на глубину резкости. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкости.

Что происходит, когда некоторые части изображения не в фокусе?

Только  некоторые части изображения, сфотографированные с правильного расстояния, будут восприниматься сенсорами фотоаппарата как точки и предметы, остальные  же объекты, расположенные на другом расстоянии, окажутся вне зоны фокуса,  и тогда  каждая светлая точка станет диском, так называемым диском нерезкости

Чем дальше будет предмет от точки фокусировки, тем больше будут диски. Это образует зону допустимой резкости, которую мы называем глубиной резкости. 

Диски нерезкости очень важны в фотографии.

Глубина резкости не касается только объектов вне фокуса. Разные части изображения могут быть слегка вне фокуса (маленькие диски нерезкости)  и полностью расфокусированными.

Совет

Предметы, которые находятся рядом с зоной максимальной глубины резкости, еще различимы и поэтому могут создавать помехи в восприятии изображения.

  Чтобы уменьшить этот деффект, необходимо еще больше размыть некоторые части изображения ( обычно это фон) для того, чтобы они стали полностью неузнаваемы. То есть необходимо сделать все для того, чтобы уменьшить глубину резкости.

Читайте также:  Camera raw как фильтр photoshop

Этим объясняется выбор  фотографами-профессионалами объективов с максимально возможной открытой диафрагмой. 

Смотря в видоискатель невозможно оценить, какой  эффект  окажет открытие диафрагмы на глубину резкости, так как в момент фокусирования диафрагма всегда максимально открыта и закрывается только в момет нажатия на кнопку спуска.

Многие зеркальные фотоаппараты, например, Nikon, имеют кнопку предпросмотра, которая позволяет увидеть результат съемки с выбранными нами параметрами диафрагмы.

  Эта функция позволяет оценить глубину резкости, но не позволяет оценить полностью качество снимка, так как изображение будет затемненным.

Многие фотоаппараты не имеют функции предпросмотра и тогда можно использовать режим Live View. Будьте внимательны, так как в режиме Live View не отображаются измененные настройки диафрагмы.

Обратите внимание

Поэтому, чтобы увидеть, как будет влиять изменение настроек диафрагмы на изображение, необходимо выйти из режима Live View и снова зайти.

Если в вашем фотоаппарате нет ни режима Live View, ни функции предпросмотра, единственный выход – рассматривать отснятое изображение зуммируя детали.

Как предугадать глубину резкости?

Можно сделать предметы резкими и в фокусе, даже если они находятся не в центре изображения.

Используем видоискатель

С помощью видоискателя можно увидеть сцену с максимально открытой диафрагмой. При этом вы увидите минимальную глубину резкости, независимо от того, какое значение диафрагмы установлено

Предпросмотр

Многие зеркальные фотоаппараты имеют кнопку предпросмотра, при нажатии которой устанавливается заданное вами значение диафрагмы

Не обращайте внимание на яркость

При использовании кнопки предпросмотра, изображение покажется более темным, однако, это поможет представить какой будет глубина резкости  на изображении.

Используйте live view

Если в вашем фотоаппарате нет функции предпросмотра, используйте режим Live View. Чтобы увидеть эффект, который будет достигнут при изменении настроек диафрагмы, выйдите и снова зайдите в режим Live View

Рассматривайте изображение с близкого расстояния

Для оценки резкости в режиме Live View, с помощью зума, можно увеличить любую часть изображения.

Проверьте снимок

После того, как вы нажали на кнопку спуска, можете рассмотреть фото во всех его деталях, увеличивая изображение кнопкой зума

Упражнения на практике

Это упражнение поможет вам применить ваши знания в области оценки глубины резкости.

Результат вашей работы будет более понятным при использовании небольшого пространства стола, так как глубина резкости лимитирована небольшим расстоянием.

Мы использовали игру «Монополия», но вы можете фотографировать бутылки, консервные банки, чашки и любые предметы, которые найдете на кухне.

Если есть возможность, используйте штатив, чтобы избежать эффекта шевеления во время съемки и тогда, любое отсутствие резкости, будет зависеть только от глубины резкости.

Если у вас нет штатива, снимайте в ярко освещенном помещении и используйте высокое значение ИСО, например, 1000, чтобы выдержка была достаточно короткой для того, чтобы использовать все возможные значения диафрагмы.

Установите на объективе фокусное расстояние 55 mm, сфокусируйтесь на самой ближней к вам точке и, перейдя в режим приоритета диафрагмы, установите ее минимальное значение для того, чтобы диафрагма была максимально открыта (обычно f/4-5,6) и нажмите на спуск. Теперь закройте диафрагму, установив ее значение на f/22, и сделайте второй снимок. Далее установите на объективе минимальное фокусное расстояние, например, 18mm и повторите съемку, установив минимальную и максимальную величину диафрагмы.

Рассмотрите внимательно полученные четыре снимка на компьютере, зумируя изображение, чтобы оценить отсутствие резкости в той или иной части изображения. Возможно, с диафрагмой f/22 изображение не будет полностью резким,  но на меньшем фокусном расстоянии глубина резкости будет больше и предметы, которые раньше были полностью вне фокуса, теперь будут различимы.

Сортировать: Новые Комментируемые Просматриваемые

Определение своего стиля – один из самых трудных и кропотливых аспектов фотографии, если не самый. Требуется много лет или даже десятилетий активной съемки, чтобы…

Читать дальше →

24/07/2018. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал

10 951

2

Важно

В этой статье мы подробно рассмотрим всё, что вам нужно знать о блокировке автоматической экспозиции (Auto Exposure Lock) …

Источник: https://photo-monster.ru/books/read/sekretyi-glubinyi-rezkosti.html

Что такое глубина резкости в фотографии :

Сегодня можно без особого труда найти себе интересное занятие. И количество фотографов-любителей растет в геометрической прогрессии, благо современная электроника существенно упрощает процедуру съемки. Но далеко не все увлеченные люди, взявшие в руки камеру, даже самую дорогую, могут делать по-настоящему красивые снимки.

Опыт или везение?

Всевозможные картинки ежедневно гигабайтами поступают во всемирную паутину. Но они могут годами храниться в компьютере или социальных сетях, не привлекая к себе ничьего внимания.

А есть такие снимки, взглянув на которые, хочется возвращаться и разглядывать их снова и снова или немедленно взять в руки фотокамеру и отправиться щелкать новые шедевры.

Давайте разберемся, в чем секрет настоящей фотографии.

Основа хорошей фотографии – теория

Часто люди заблуждаются, полагая, что для получения удачных снимков нужно лишь приобрести дорогую камеру.

Для того чтобы выходили по-настоящему интересные и красивые фотографии, недостаточно только возможностей фотоаппарата, особенно важное значение имеет понимание технических моментов съемки.

А поэтому, прежде чем принимать решение о покупке хорошей «зеркалки» и приступить к практике, все-таки придется немного поработать с теорией. Ведь настоящему мастеру под силу сделать отличное фото даже с помощью обычной «мыльницы».

Секреты и инструменты

Каждый любитель, и уж тем более профессионал-фотограф, использует при съемке свои маленькие секреты.

Это, безусловно, зависит от таланта, от степени воображения, но больше всего, конечно, от умения обращаться с фотоаппаратом. Ведь далеко не всегда мы можем увидеть на снимке именно то, что хотел показать фотограф.

А для того, чтобы привлечь наше внимание, выделить определенный объект, используется такой инструмент, как глубина резкости.

Грип – один из инструментов в руках умелого фотографа

Глубина резко изображаемого пространства – это такая зона съемки, при попадании в которую все объекты в кадре выглядят достаточно резкими и значимыми.

Ее изменение позволяет фотографу выделить именно тот объект, который по его замыслу играет главную роль в кадре.

А все, что, по его мнению, может отвлечь наше внимание от созерцания главного героя съемки, можно как бы «отсечь», сделать малопривлекательным.

Мало кто знает, что впервые прием размытия фона был применен Леонардо да Винчи, а вслед за ним его использовали и другие художники эпохи Возрождения.

Именно да Винчи впервые сформулировал и закон перспективы, который и сегодня не потерял своей актуальности.

Он гласит, что одинаковые предметы чем ближе к нам находятся, тем крупнее выглядят, а параллельные линии непременно сходятся в дальней точке.

Это отчетливо можно проследить, рассмотрев снимок: цветы на переднем плане изображения выглядят впечатляюще большими, а вот здание несколько меркнет на заднем плане, хотя реальные размеры мы прекрасно можем себе представить.

Совет

Однако в наше поле зрения попадают не отдельные предметы, а все пространство от цветов до здания, и все, что оказалось в кадре, выглядит достаточно четким. Картинка красивого парка перед домом передана достаточно реалистично.

Именно это дает нам понимание глубины пространства.

Создавать нужный акцент и выделять именно те области, которые в первую очередь должны привлечь внимание зрителя, помогают глубина резкости и фокусировка на предмете съемки.

Неправильная фокусировка может существенно испортить общее впечатление от снимка, но она влияет в основном на резкость. И это понятно, ведь, если внимание зрителя привлечет совершенно не то, что снимал фотограф, значит весь процесс съемки и вовсе сводится к нулю.

Резкость в кадре – что ее определяет

Для того чтобы понять, как увеличить резкость фотографии, можно провести маленький эксперимент. Нужно просто взять обычный лист белой бумаги и проделать в нем отверстие.

А затем посмотреть через это отверстие на какой-нибудь определенный предмет, сначала приложив лист к лицу, а потом на определенном расстоянии. Наверняка то, что вы увидите с близкого расстояния, будет сильно отличаться от увиденного издалека.

Вернее, даже будет отличаться не то, что вы увидите, а то, сколько. С максимально близкого расстояния вы четко увидите предмет и все, что его окружает. А вот при увеличении расстояния в поле зрения попадает только предмет, а о том, что его окружает мы можем только догадываться.

А при еще большей удаленности нам удастся лишь различить отдельные детали. Однако, если мы захотим выделить и показать именно их, мы применим второй прием.

Таким образом, глубина резкости – это то расстояние между двумя точками, которое в кадре будет выглядеть детальным и отчетливым. И если мы снимаем предметы, которые находятся на разном расстоянии, лучше будет выглядеть тот, на который мы наведем объектив.

Однако если оба предмета находятся в относительной близости друг от друга, они оба могут оказаться в кадре достаточно четкими. Это объясняется тем, что существуют границы, между которыми все, что попадает в кадр, будет иметь определенную значимость.

Допустимое смещение относительно точной фокусировки, когда все изображение остается резким – это глубина резкости объектива.

Диафрагма и ее определяющая роль

Каждый фотограф знает, что для резкости снимка большое значение имеет диафрагма, поскольку именно она позволяет регулировать поток света, который попадает на матрицу, а от этого зависит глубина резкости изображаемого пространства.

Диафрагма представляет собой тонкие металлические лепестки, количество которых зависит от модели объектива. Но регулировать диафрагму нужно, четко понимая, что мы хотим получить от изменения ее настроек. При этом важно помнить, что крайние ее значения не дадут максимального эффекта.

Полностью открытая диафрагма может привести к искажению цвета, а полностью закрытая лишит снимок резкости.

Значение фокусного расстояния

Однако это не единственный фактор, оказывающий влияние на качество снимка. Изменение фокусного расстояния приводит к тому, что изменяется и глубина резкости. При маленьком фокусном расстоянии получаются полностью четкие снимки, а при большом, напротив, достигается эффект размытия фона.

Современные производители стремятся максимально упростить работу фотографа, оставив больше времени для творчества.

Сегодня зеркальный фотоаппарат имеет уже установленную программу, которая самостоятельно определяет оптимальные параметры для съемки.

Обратите внимание

Чаще всего базовые настройки установлены таким образом, что на снимке получится большая глубина резкости. А она более предпочтительна для съемки пейзажа, или когда фотограф хочет передать красоту всего кадра.

Однако эта функция не всегда может помочь в реализации любого замысла фотографа. Например, если цель – привлечь наше внимание к тому, что находится на переднем плане, рассмотреть детали, нужна малая глубина резкости.

И тогда абсолютно идентичная картинка будет выглядеть уже совершенно по-другому.

Такие настройки часто применяются при предметной или портретной съемке, когда все, что находится на заднем плане, не является актуальным и размывается, а передний план получается достаточно резким и четким.

Кнопка предпросмотра – для чего она нужна

Конечно, подбирать настройки, которые помогут реализовать замысел на интуитивном уровне, – это дело практики. А начинающему фотографу увидеть, каким будет изображение, позволит специальная кнопка глубины резкости. Располагается она, как правило, на лицевой стороне фотоаппарата, рядом с кнопкой отсоединения объектива.

Конечно, когда мы не задумываемся о наличии драгоценных кадров на пленке, можно снимать сколь угодно большое количество изображений, а затем выбирать лучшие. Однако куда проще иметь возможность сразу увидеть именно то, что вы получите после нажатия на спуск и вовремя подкорректировать настройки.

Тогда не придется тратить время на сопоставление идентичных снимков с целью выбрать самый лучший.

Читайте также:  Как добавить текст, логотип или водяной знак на изображение

Шпаргалки для любителя

Для правильного выбора нужных параметров съемки существует экспонометр. Он позволяет новичку фотодела не особо задумываться над выбором экспопары.

Выбрав определенный параметр диафрагмы или выдержки, второй определить мы можем с помощью проведенных расчетов. Таким образом, можно использовать опыт бывалых фотографов и при этом получать достаточно красивые снимки.

Также существенно может помочь шкала глубины резкости, которая есть на многих объективах современных зеркалок.

Альтернативой такой шкале могут стать таблицы, содержащие ключевые настройки. Конечно, профессионалы говорят о том, что подобные таблицы позволяют добиться лишь минимально приемлемой резкости.

Поскольку такие помощники не всегда способны учесть такие детали, как погодные условия, степень освещенности, подвижность модели и прочие. А это далеко не всегда дает возможность передать с помощью снимка творческий замысел фотографа.

Поэтому их использование на первых порах, конечно, рекомендуется. Но книги и таблицы подбора значений далеко не всегда гарантируют получение шедевров.

Для чего нужны сменные объективы

Сложно и неудобно носить с собой таблицы, экспонометры и прочие приспособления, помогающие подобрать правильные настройки. И не всегда в момент съемки появляется желание сверяться с таблицами и показаниями.

Однако современный зеркальный фотоаппарат может существенно упростить жизнь фотографа. Для того чтобы правильно выбрать экспопару, фокусное расстояние, достаточно обратиться к его внутреннему ресурсу.

А различные производители предлагают сегодня огромный набор возможностей электроники.

Изменить глубину резкости можно используя объективы с различным фокусным расстоянием. Конечно, китовый объектив фотоаппарата может не содержать встроенную шкалу глубины резкости и другие полезные настройки. Однако и того, что он «умеет», вполне достаточно для того, чтобы понять, как те или иные настройки скажутся на качестве снимка.

Расстояние от камеры до предмета съемки

И третье, что может оказать влияние на глубину резкости – это изменение расстояния, которое разделяет объектив фотоаппарата и предмет съемки. Чем ближе к камере находится предмет съемки, тем меньше глубина резкости и, соответственно, наоборот.

К сожалению, эти три фактора не могут использоваться одновременно, поскольку являются, по сути, взаимоисключающими. Однако годы практики и гигабайты отснятого материала все-таки дадут четкое понимание того, какой именно параметр следует изменить.

Очевидно, что если в кадре присутствует эффект глубины резкости, то зритель обязательно сосредоточится на тех деталях, которые имеют наибольшую четкость. Но иногда идея композиции может только проиграть от этого.

Важно

Но поскольку далеко не всегда фотограф имеет возможность сделать несколько идентичных снимков, используя разные настройки, приходится применять другую хитрость, и после съемки проводить соответственную обработку фотографии с помощью различных фоторедакторов.

Но это уже совсем другая история.

Источник: https://www.syl.ru/article/168135/new_chto-takoe-glubina-rezkosti-v-fotografii

Грип — глубина резкости

ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, далее глубина резкости) — это зона, при нахождении в которой объекты в кадре выглядят достаточно резкими.

Глубина резкости — один из важнейших инструментов в фотографии. Она позволяет акцентировать внимание зрителя на объекте съёмки и управлять этим вниманием на второстепенных объектах.

Теперь обо всём по порядку

Минимальная ошибка в фокусировке приводит к браку, и будет неважно, снимаете ли вы крупным планом портрет или человека в полный рост. Нерезкость настолько бросается в глаза, что её легко видит даже неискушённый зритель.

Если вы снимаете портрет крупным планом, лучше всего фокусироваться на глаза. Глаза — это показатель резкости — если они окажутся вне фокуса, то весь портрет очень сильно проиграет.

Отделение объекта съёмки от фона

Подбор оптимальной глубины резкости позволяет визуально отделить снимаемый объект от фона. Фон, попадающий в зону нерезкости, размывается до такой степени, чтобы не отвлекать зрителя от главного героя.

Обратите внимание, я специально написал «до такой степени», давая понять, что не нужно «убивать фон в хлам», превращая интересную локацию в студийную съёмку на пятнистом фоне. Если фон будет читаться, и в общих чертах будет понятно, что на нём происходит, это добавит снимаемому портрету разнообразия и антуража.

Управление глубиной резкости

Как вы знаете, глубина резкости напрямую зависит от значения диафрагмы. Однако существуют ещё два фактора, влияющих на ГРИП — расстояние до объекта съёмки и фокусное расстояние объектива.

Понимание того, как влияют эти факторы на изображение, и их грамотное комбинирование развязывает вам руки при создании композиции с нужной глубиной резкости.

Давайте рассмотрим три этих фактора в порядке их важности для изображения.

Диафрагма

Диафрагма — самый важный фактор, который мы можем изменять в широком диапазоне значений.

Как вы знаете, чем больше открыта диафрагма (меньше число f), тем меньше глубина резкости. И наоборот.

Максимальные значения диафрагмы зависят от вашего объектива. Фиксы позволяют открывать диафрагму до значений 2,0, 1,4 и даже 1,2. При таких значения попасть в резкость весьма не просто.

Использование крайних значений диафрагмы нежелательно, так как большинство объективов показывают свои наилучшие характеристики в примерном диапазоне F:8 — F:16. Поэтому, снимая на диафрагме F:1,4, будьте готовы не только к минимальной глубине резкости, но также к большим хроматическим абберациям и невысокой резкости.

На первое время советуем воспользоваться он-лайн калькулятором ГРИП.

Фокусное расстояние

На глубину резкости влияет и фокусное расстояние.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости при прочих равных параметрах съёмки.

Например, условия съемки: диафрагма 8,0, расстояние до объекта съёмки 2 метра.

Фокусное расстояние 12 мм 24 мм 50 мм 85 мм 105 мм 200 мм
Глубина резкости 62 см — ∞ 314 см 51 см 17 см 11 см 3 см

Таким образом, если вам нужно размыть фон в кадре и при этом снимать на той же диафрагме, вы можете использовать более длиннофокусную оптику.

Расстояние до объекта

Расстояние до объекта съёмки так же влияет на глубину резкости, как и фокусное расстояние.

Чем ближе вы находитесь к объекту съёмки, тем меньше глубина резкости.

По этой самой причине, съёмка макрообъектов затрудняется минимальными значениями глубины резкости. Например, при фокусном расстоянии 60 мм, диафрагме f/22 и расстоянии до объекта 15 см глубина резкости составит всего 0,33 см, то есть 3,3 мм.

Расстояние от камеры до объекта измеряется от плоскости матрицы; для этой цели на большинство фотокамер нанесён специальный символ — перечёркнутая окружность, указывающий на плоскость матрицы или плёнки.

Например, условия съемки: диафрагма 8,0, фокусное расстояние 85 мм.

Расстояние 0,2 м 0,5 м 1 м 5 м 10 м 15 м
Глубина резкости 0,1 см 0,92 см 4 см 1,1 м 4,61 м 11,12 м

Гиперфокальное расстояние

Гиперфокальное расстояние также влияет на глубину резкости. Это самое короткое расстояние (до точки фокусировки) при котором бесконечность попадает в зону ГРИП. Если установить объектив на гиперфокальное расстояние, то глубина резкости будет от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 24 мм и диафрагмой f/11 гиперфокальное расстояние составит 1,5 метра. При фокусировке на точку, расположенную на данном расстоянии, все объекты в пределах от 75 см до бесконечности будут находиться в фокусе.

Вывод

Используя эти знания, вы можете легко подбирать необходимое сочетание диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до объекта для реализации любых ваших задумок.
Для упрощения такого подбора на большинство дискретных объективов нанесена шкала глубины резкости, с помощью которой вы легко сможете подобрать необходимое сочетание параметров съёмки.

Например, если вы снимаете модель с расстояния 15 метров и хотите получить размытый фон, вам достаточно взять объектив с фокусным расстоянием 200 мм и открыть диафрагму до значения f/4,0. Глубина резкости при таких параметрах составит 89 см.

Источник: https://fototips.ru/praktika/grip/

Грип – глубина резкости. пояснения начинающему фотографу

Для неопытного фотографа поставлена крайне сложная задача – разобраться в многообразии параметров, влияющих на получаемое изображение.

А таких параметров множество – свет бывает естественный, импульсный и постоянный, открытие диафрагмы, фокусное расстояние, отражение и преломление лучей и многое другое.

И самый важный собирательный параметр, который объединяет их в систему, зависит от настроек камеры и напрямую влияет на получаемый снимок – ГРИП. Не с высокой температурой и кашлем, а глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости.

Если говорит простыми словами, то ГРИП – участок или область, в которой снимаемый предмет максимально четко и резко изображается на снимке. Его можно «ловить» интуитивно, методом проб и ошибок, или высчитать, и опытами и практикой определить его для каждого сочетания параметров камеры.

  • По физическим законам объект бывает максимальной резкости в единственной точке пространства, на одном показателе удаленности от объектива – фокальная плоскость, но глубина резкости именно область, имеющая свои размеры.

Чтобы понять смысл и четко представлять это, нужно понять, что человеческий глаз тоже линза. И мы не замечаем участки размытости предмета в границах «от и до», эти границы и очерчивают ГРИП.

Например, для точки до 0,1 мм в диаметре эти параметры размытости не улавливаются взглядом на расстоянии 0,25 м.

Точки меньшего диаметра будут при этих параметрах четкими, а большего диаметра уже размытыми, нерезкими.

Как используется ГРИП?

Этот параметр нужно обязательно учитывать, при необходимости привлечения внимания к определенному объекту в кадре. Например, чтобы снять портрет на размытом фоне, выделив его, или «выдвинуть» здание или деревья вдалеке, смазав ближние объекты.

В первом случае, фокусировка идет на гиперфокальное расстояние, а во втором – на бесконечность. В некоторых случаях фотограф специально размывает элементы для достижения художественной идеи. С четким понимание глубины резкости такие вещи делать гораздо проще.

Гиперфокальное расстояние – дистанция до ближней к фотографу точки резкого изображения, при фокусе объектива на бесконечность.

Похоже на ГРИП, но отмеряет расстояние от фотографа до точки резкости, в то время как глубина резкости начинается с точки расположения линзы и заканчивается там, где изображение начинает размываться и становится нечетким. Этот параметр зависит от фокусного расстояния объектива и степени открытия шторок диафрагмы.

Но зависимость прямо пропорциональная, чем меньше отверстие диафрагмы и фокусное расстояние объектива, тем показатель гиперфокального расстояния ниже, то есть находится ближе к фотографу.

Рассчитав значение гиперфокального расстояния однажды, можно начинать съемки любого пейзажа с фокусировки на него. Даже без расчета значения ГРИП получаются резкие снимки при известных значениях фокусного расстояния и степени раскрытия шторок диафрагмы.

Нерезкий объект невозможно выправить в редакторах. Цвет изменяется, эффекты накладываются на изображение, резкость практически невозможно навести в готовом снимке.

Взаимозависимость ГРИП и основных настроек камеры – фокусного расстояния, степени открытия диафрагмы и расстояния от камеры до объекта. Изменяя значения, увеличивается или уменьшается значение глубины резкости до нужных на данный момент параметров.

Совет

Для предметной каталожной съемки ГРИП – важная характеристика, продаваемые объекты должны находиться в кадре целиком и максимально четко.

Тут действуют другие правила, нежели в художественной съемке – фон не важен, он оттеняет предмет или создает настроение кадра или не должен быть виден вовсе, снимается со штатива, с ручными настройками фокуса.

Это позволяет добиться максимальной резкости снимка и полной прорисовки мельчайших элементов объекта.

Открытие диафрагмы

Степень раскрытия шторок диафрагмы – первый и основной параметр, влияющий на глубину резкости, причем обратно пропорционально.

  • Чем шире открыта диафрагма, тем меньше значение ГРИП и наоборот.

Учитывая этот момент, понимаем, что при постепенном закрытии шторок, при постоянных остальных параметрах, глубина резкости растет.

Читайте также:  Как снимать новорожденных детей: основные правила и рекомендации

Площадь, на которой все объекты резкие, удлиняется и увеличивается в двух направлениях.

И наоборот, сделать объект резким, а остальные нет, получается при фокусировании на нем и открытии диафрагмы до момента расплывания ненужных объектов, оставив в фокусе нужные.

При портретной съемке не следует максимально раскрывать диафрагму, даже при необходимости получения максимальной резкости переднего плана. Могут уйти в размытие важные детали, например, при съемки в пол-оборота вторая половина лица может оказаться не в фокусе, стать нерезкой. Смотрится такой снимок не очень художественно и понравится ли клиенту неизвестно.

При большом желании размыть фон и выделить лицо человека, диафрагму нужно слегка прикрыть для нужного результата в данной ГРИП. Тогда персонаж не потеряется и не сольется с задним планом.

В качестве примера ситуация – для съемки людей при хорошем освещении, для оптимального фокуса нужно выставить диафрагму f/8 – f/11. Тогда глубина резкости будет достаточной, чтобы сфокусироваться на человеке максимально четко, изображение будет резким, а фон слегка размытым.

  • Когда диафрагма f/1,2 – f/2, ГРИП настолько мала, что попасть в нее достаточно сложно. В таком случае снимать неудобно и шанс сделать нормальные снимки низкий, есть риск получить участки хроматической абберации.

Хроматические абберации, или ХА появляются на изображении в виде цветных ореолов по контуру предмета, снижая общую четкость и резкость снимка. Получаются из-за преломления и расщепления световых лучей на линзе объектива.

При макросъемке используется максимально закрытая диафрагма- f/16 – f/22, так как расстояние до объекта минимально возможное. Но до порога доходить не стоит, есть риск получить на готовых снимках искажения – дифракции.

Дифракция – размытие объекта на изображении, независимо от детализации снимка и его разрешения. Этот дефект исправить в редакторе невозможно, нужно избегать его в процессе съемки.

Обратите внимание

Фотографы используют фикс-объективы, позволяющие максимально открыть диафрагму без потери качества изображения. Таким образом, максимально сужается ГРИП и выделяются нужные объекты, а остальное становится размытым, нерезким.

Так добиваются эффекта «боке» – цветные кружочки на фоне, придающие фотографии настроение праздника и радости. Для получения максимально красивых «кружочков» нужен светосильный объектив, с максимальным открытием диафрагмы – до f 1,4, или даже f 1,2.

У каждого объектива есть техническая характеристика – минимальное фокусное расстояние, которое напрямую влияет на съемку вблизи от объекта. Оно показывает на каком расстоянии может располагаться предмет съемки, максимально близко к фотографу, чтобы при этом он был в фокусе и на снимке выглядел четким.

Фокусное расстояние – это минимальная дальность, на которой объектив способен сфокусироваться на объекте съемки. Показывает, как близко можно поднести предмет к объективу, чтобы его можно было четко сфотографировать при других неизменяемых параметрах.

Тут зависимость такая же, как и с диафрагмой – чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости при статичных остальных параметрах. То есть широкоугольный объектив будет иметь большую ГРИП в сравнении с обычным, а увеличить ее можно, дополнительно закрывая отверстие диафрагмы.

Для примера можно взять следующие параметры:

  • Открытие диафрагмы – f/8,0;Расстояние до объекта съемки – 2 метра.

На выходе мы получим разные показатели глубины резкости при использовании объективов с разным фокусным расстоянием. Так 12 миллиметровая линза выдаст ГРИП от 62 см до бесконечности, а 200 миллиметровый – всего 3 см, самые лучшие показатели в этом случае получатся у 24-х миллиметрового – целых 314 см.

Расстояние между фотографом и объектом

При съемках на улице – это один из важнейших показателей, фотографу нужно знать, как далеко отойти от модели или предмета, чтобы получить нужный эффект. Показатель ГРИП зависит от этого параметра прямо пропорционально – чем ближе вы к объекту, тем меньше будет глубина резкости.

Именно поэтому макросъемка требует особых навыков и опыта – при диафрагме f/22, фокусном расстоянии объектива 60 мм, если поместить объект на расстояние 15 см, то поймать глубину резкости будет крайне сложно – она будет составлять всего 3,3 см.

Рассмотрим на примере, взяв за основу неизменяемые параметры:

  • Диафрагму откроем до значения f/8,0;Объектив возьмем с фокусным расстоянием 85 мм.

Если подойти к объекту вплотную с такими настройками, то на расстоянии 0,2 и 0,5 м глубина резкости будет всего 1 и 0,92 см, соответственно. Отходим дальше, до 1 метра и получаем уже 4 см ГРИП.

Нам этого недостаточно, отходим еще, и к расстоянию 5 метром от объекта, мы получаем уже 1,1 м глубины резкости.

Максимальное значение можно получить, отойдя от предмета съемки на 15 метров – это будет 11 метров 10 см.

Таким образом, изменять параметры глубины резкости можно, просто изменяя расстояние до снимаемого объекта, это актуально при уличных и пейзажных съемках.

Расчет ГРИП по формуле

А точные расчеты будут необходимы, когда снимки планируется печатать в большом формате, где все недостатки будут заметны. Это актуально для рекламной съемки, особенно, если изображены предметы крупным планом, или акцент делается на лице модели. Тогда на помощь фотографу приходит формула расчета глубины резкости.

  • P = R1 – R2,где P – это глубина резкости;R1 – это передняя граница, ближняя к фотографу;R2 – это дальняя от фотографа точка, где все объекты резкие.

Эти границы также считаются, используя формулы:

Параметры, которые используются здесь:

  • R – дальность фокусировки;f – фокусное расстояние используемого объектива;K – цифра из знаменателя значения диафрагмы;

Z – размер кружка рассеяния – это тот же минимальный диаметр кружка, при котором мы видим его четко. Для современных фотоаппаратов лучше использовать значение «z» – 0,015 мм, так как предлагаемое значение в 0,03 мм вмещают много пикселей и на картинке выглядят уже кружочком, а не точкой.

С помощью этой формулы можно посчитать ГРИП, однако, она давно уже не используется в таком виде. Существуют калькуляторы глубины резкости, адаптированные для смартфонов, онлайн-версии или устанавливаемые на ПК. Ими можно пользоваться даже в процессе съемки, когда необходимо исправить ситуацию, получаемую в ходе работы.

  • Примеры подобных приложений, Hyper Focal Pro, F-Stop Calculator.

При расчете нужно также учитывать, что передняя и задняя граница ГРИП находятся на разной удаленности от точки фокусировки. В идеале это должно выглядеть следующим образом. Например, при съемке пейзажа – передняя очень близко к точке, а задняя гораздо дальше.

В качестве заключения

Опытный фотограф интуитивно чувствует, какую настройку и в какую сторону изменить, чтобы получить нужный результат, а неопытный может использовать специальные программы для расчета оптимальных параметров.

При внесении данных о предстоящей съемке, она выдаст оптимальные данные для настроек диафрагмы и расстояния до объекта, при неизменном фокусном расстоянии. Или наоборот, предоставит данные для настройки, чтобы менять только фокусировку в процессе съемки.

Через полгода-год активных съемок в разных условиях, каждый фотограф определить нужные параметры для себя и своей камеры, чтобы получался нужный результат на выходе.

Важно

Свой стиль также требует опыта и наработанных примеров. Практикуйтесь в настройке, рассчитывайте параметры и проверяйте их на практике, подбирая варианты для себя под каждый вид съемок.

Создавайте художественные шедевры и получайте удовольствие от неожиданных результатов.

Источник: http://top100photo.ru/blog/azbuka-fotografii/grip-glubina-rezkosti-pojasnenija-nachinajuschemu-fotografu

Глубина резкости объектива

Глубина резкости фотографии — это понятие, а может даже целая наука, в которой любой начинающий фотограф должен разбираться, как своих пяти пальцах. Всем нам нравится смотреть и пересматривать красивые и завораживающие фотографии. Двери Но «рядовой» наблюдатель не способен понять, почему же его так сильно цепляют определенные снимки.

Видя перед собой правильно скомпонованный портрет, заметит ли он размытый фон позади модели? А если даже обнаружит, придаст ли этому значение? Абсолютно то же самое происходит и с пейзажной фотографией. Обратит ли внимание наблюдатель на то, что по всей площади фотографии, фокус одинаково четок от близстоящего элемента и до самого горизонта?

Все эти и еще многие мелочи обходят глаз обычного человека. Но по скольку сейчас вы читаете эту статью, вам необходимо разобраться в этой небольшой науке, где главную роль играет глубина резкости объектива. Давайте начнем с самого начала — с определения этого термина.

Если объяснять простыми словами, то глубина резкости объектива — это диапазон пространства на фотографии, находящийся в зоне резкости, то есть в этой зоне абсолютно все элементы снимка, даже самые мельчайшие, будут иметь четкие и прорисованные контуры. «Старики» фотографического дела также называют это ГРИП — глубина резко изображенного пространства.

От чего зависит глубина резкости фото?

Глубина резкости фотографии напрямую зависит от диафрагмы вашего объектива. Чем шире вы откроете лепестки диафрагмы, тем больше будет размыт ваш задний фон и переднее пространство перед снимаемым объектом. Представленный выше кадр был снят с показателем диафрагмы f3.2.

Для самых новеньких — чем ближе показатель «f» (диафрагма) к нулю — тем меньше глубина резкости и наоборот.

Но не все объективы одинаково точно способны раскрывать лепестки диафрагмы. К большинству оптики работает одно неформальное правило: «Хотите, чтобы ваш объектив имел хорошую светосилу, а соответственно максимально уменьшал глубину резкости? Плати дороже.»

При уменьшении расстояния от объектива до снимаемого объекта, значительно уменьшается глубина резкости, самый яркий пример — макро фотосъемка.

Также существует еще один параметр, от которого прямо пропорционально зависит максимальная глубина резкости фото — это размер фото-сенсора (матрицы) вашей камеры.

Но это последнее на что следует обращать внимание, так как покупка нового девайса из-за повышения возможностей глубины резкости — это глупо и нерационально.

Адекватно «размазать» задний план портрета можно и на любительской фотокамере.

Для вашего наилучшего понимания, я нашел в интернете несколько снимков, сделанных с одного и того же ракурса, с одинаковыми настройками. Меняться будет только диафрагма.

Совет

Параметры фотокамеры: ISO 250, выдержка 1/100, объектив Nikon 50mm f1.8, при съемке использовалось искусственное освещение, а именно: внешняя вспышка Nikon SB-600.

Первый кадр был произведен с показателем f22, а последующий с f1.8.

Но я настоятельно не рекомендую использовать «крайние» значения диафрагмы в обычных условиях. Ибо если очень широко открыть лепестки диафрагмы, вы рискуете получить дефект хроматических аберраций, а при максимальном закрытии — дифракцию, что с языка фотографа звучит, как потеря мелких деталей изображения.

Подведем итоги

Кто нибудь обязательно задаст вопрос: «Ну а зачем же вообще нужна малая глубина резкости, если можно все снимки делать четкими?»

И на это есть свой логический ответ. Основное правило композиции гласит, что фон ни в коем случае не должен отвлекать глаз наблюдателя от главного объекта фотосъемки, и желательно чтобы фон был однотонным — это максимально перемещает вес внимания на главный объект.

Особенно сильно это имеет значение в портретной и макро фотосъемках. Именно там малая глубина резкости позволяет акцентировать все внимание на нужном, и кроме того она позволяет передать объем кадра.

Для пейзажной фотосъемки совсем иные правила — в идеале снимок должен производиться с показателем f22. Четкая передача даже самых дальних элементов вашей фотографии обеспечена.

Главное запомните, что через максимально закрытую диафрагму проходит очень мало света, соответственно для хорошей экспозиции необходимо увеличивать выдержку, что может привести к шевеленке (чтобы этого избежать обязательно используйте штатив), или же можно увеличить показатель ISO, а это, хочешь — не хочешь, цифровой шум на вашей фотографии. С особой серьезностью подойдите к выбору настроек фотокамеры.

Источник: http://deadwork.ru/rabota-s-foto/glubina-rezkosti-ob-ektiva/

Ссылка на основную публикацию