Что такое ракурс в фотографии: чем отличается от точки съемки

Точка съёмки и ракурс

Фото видео студия “Бекар” – свадебная, семейная, детская фото и видео съёмка!

  В статье “Композиция кадра и правило третей” мы составили перечень основных выразительных средств незаменимого инструмента профессионального фотографа — композиции кадра.

Напомним, что в этот список попали: план, правило третей, перспектива, точка съёмки, ракурс, свет и тень, золотое сечение, правило диагоналей.

В предыдущих статьях мы подробно рассмотрели план и правило третей, нынешнюю статью мы посвятим точке съёмки и ракурсу.

Обратите внимание

 В начале статьи хочется сказать о следующем: в фотографии, как виде изобразительного искусства, все выразительные средства взаимосвязаны друг с другом и при этом взаимодействии оказывают большое влияние на конечный результат.

Изменение перспективы невозможно представить без изменения точки съёмки и угла съёмки (ракурса), в свою очередь изменение точки и угла съёмки существенно может повлиять на соотношение свет-тень в фотографии и т. д.

Поэтому простор для творчества в художественной фотографии чаще всего ограничен лишь техническими средствами.

Но несмотря на это, все выразительные средства фотографии подчинены тем или иным законам или правилам, знание и соблюдение которых позволяет фотографу добиваться в своей работе поставленной цели — создавать художественно-выразительные, эмоционально-глубокие фотографии.

 Вполне очевидно, что когда мы смотрим на один и тот же предмет с разных точек, наша зрительная система воспринимает этот предмет по разному. Происходит это потому, что с изменением точки взгляда происходит изменение угла взгляда, что приводит к изменению перспективы предмета — кажущееся искажение пропорций, формы и светотеневых отношений предмета.

 При этом стереоскопическое зрение человека, благодаря возможности наблюдать предмет с разных точек (левый и правый глаз), позволяет мозгу вносить коррективы в видимое изображение для более комфортного для человека восприятия, а объектив фотокамеры, являясь по сути моноскопическим устройством, не способен вносить такие поправки, в связи с чем кажущееся изменение перспективы предмета в фотографии носит более выраженный характер.

 Касаемо перспективы, хочется обратить внимание на следующее: каждый реальный предмет, окружающий нас и попадающий в объектив фото или видео камеры, имеет свою форму, свой объём и свою конструкцию.

Форма предмета — его геометрическая сущность, определяющая его внешний вид или внешние очертания. Объём предмета — это уже трёхмерная (длина, ширина, высота) пространственная величина, ограниченная поверхностями, составляющими форму предмета.

Важно

Конструкция предмета характеризует его строение, связь отдельных элементов предмета и определяет его характер.

 Перейдём к практической стороне вопроса и расскажем, как и на что влияет выбор той или иной точки съёмки и какие художественные задачи в фотографии призван решить ракурс.

 Точка съёмки — место расположения фото или видео камеры относительно объекта съёмки. Формулировка довольно простая и полностью отражает суть. Так вот, точка съёмки может определять расстояние до объекта как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости применимо к фотографии точка съёмки может быть фронтальной (анфас)

боковой (профиль)

и три четверти (среднее положение объекта съёмки относительно камеры между анфас и профиль)

и влияет на крупность плана. Чем ближе к объекту — тем крупнее план и наоборот.

 С горизонтальной плоскостью всё предельно ясно: фронтальная точка съёмки — объект “лицом” к камере, боковая точка съёмки — объект “одним боком” к камере, три четверти — объект и не полностью “боком”, и не совсем “лицом” к камере.

На что влияет выбор точки съёмки в горизонтальной плоскости? В первую очередь, на визуальную составляющую фотографии, во вторую очередь — на эмоциональную составляющую. Прочему именно так? Ответ прост: при изменении точки съёмки в горизонтальной плоскости происходит в первую очередь кажущееся изменение формы (объёма) объекта.

Если фотограф хочет подчеркнуть симметричность (фотогеничность) объекта съёмки, он выбирает фронтальную точку, если необходимо скрыть асимметричность объекта или подчеркнуть конкретную деталь — боковую или в три четверти.

Это технические аспекты, в некоторой степени даже академические, которые не всегда могут совпадать с творческим замыслом фотографа, поэтому в конкретных случаях фронтальная точка съёмки может служить средством для акцентирования внимания зрителя именно на асимметричности объекта и т.д. и т.п.

 Несколько иначе обстоит дело с изменением точки съёмки в вертикальной плоскости. В вертикальной плоскости точка съёмки бывает:

верхней

с уровня глаз

и нижней.

Совет

 Меняя её с привычной “с уровня глаз” до верхней или нижней, происходит, во-первых, изменение высоты линии горизонта в кадре (при нижней точке линия горизонта опускается, при верхней — наоборот поднимается), во-вторых, происходит кажущееся изменение конструкции предмета (объекта) съёмки. А выше мы говорили, что именно конструкция предмета отвечает за его характер. Так вот, выбор точки съёмки в вертикальной плоскости влияет в первую очередь на эмоциональную составляющую фотографии.
 

Обобщим. Изменение точки съёмки в вертикальной плоскости позволяет:
 – изменить высоту линии горизонта в кадре, тем самым грамотно скомпоновать композицию кадра по правилу третей (линия горизонта не должна делить кадр на две равные части);

– изменить масштаб объектов на переднем плане по отношению к объектам на дальнем плане. Нижняя точка объекты переднего плана “увеличивает”,

верхняя – “уменьшает”.

– избавиться от лишних деталей снимка путём проецирования центрального объекта на фоне неба при использовании нижней точки съёмки, на фоне поверхности — при использовании верхней точки съёмки.

 При этом центральный объект при съёмке с нижней точки выглядит величественно, монументально, победно за счёт кажущегося искажения его конструкции.

 Съёмка с верхней точки создаёт абсолютно противоположную иллюзию, при этом очень полезна и эффективна при изображении больших пространств, массовых скоплений чего-либо, поражающих воображение зрителя своей масштабностью.

 Теперь немного о ракурсе. Всё дело в том, что в большинстве случаев понятия “ракурс” и “точка съёмки” ошибочно заменяются друг другом. Очень часто на глаза попадаются статьи о технике фото или видео съёмки, в которых авторы практически стирают грань между ракурсом и точкой съёмки.

Так вот, если точка съёмки — это скорее географическая величина, определяющая положение фото (видео) камеры относительно объекта съёмки, то ракурс — это геометрическая величина, определяющая угол съёмки, получаемый при наклоне (повороте) оси объектива относительно объекта съёмки.

На рисунке видно, как меняется угол съёмки (ракурс) при неизменной нижней точке съёмки

 Очевидно, что если попытаться сфотографировать человека в полный рост с нижней точки, при этом не изменив угол наклона оси объектива, в границах кадра будут видны одни ноги.

 Поэтому точка съёмки и ракурс — совершенно разные выразительные средства, использовать которые в изобразительном искусстве можно как отдельно друг от друга, так и в тандеме.

Обратите внимание

 В заключении как всегда хочется добавить: фотография – не хирургия, на ошибках учатся!!!

Наши работы

Источник: http://bekarstudio.ru/kak-horosho-fotografirovat-ili-snimat-video/article_post/tochka-s-yemki-i-rakurs-kak-vyrazitelnyye-sredstva-kompozitsii

Как правильно выбрать ракурс для фотографии

Ракурс фотографии – это правильно выбранная позиция фотоаппарата по отношению к сюжету съёмки. Можно заметить во время съёмки, почему выбранная позиция оказывает такое важное влияние в целом на снимок. Главный талант фотографа — это, пожалуй, подборка правильного ракурса во время съёмки. Нужно помнить, что ужасный ракурс нельзя подкорректировать никакой обработкой.

Выбранная позиция фотоаппарата оказывает огромное влияние на эстетичность снимка. Существует несколько разновидностей съёмок c разным ракурсом: 1) Съёмка объекта на определённом уровне. Во время этой съёмки положение фотообъектива должно быть параллельно снимаемому объекту. Этот ракурс отображает непринуждённость снимка.

Также можно использовать вид снизу, при котором объект должен находиться выше фотоаппарата. Этот ракурс позволяет раскрыть всю важность модели и, возможно, немного её увеличить в размере. Но, следует быть осторожным, и воздержаться от этого ракурса во время портретной съёмки, так как, получатся непропорциональными — шея и лицо. 2) Съёмка параллельная уровня земли.

Словом, фотоаппарат должен практически находиться на земле. В большинстве случаев, такой ракурс используется когда творец хочет олицетворить наглядно предмет, то есть — вдохнуть в него жизнь. 3) Съёмка сверху. Очевидно, что камера должна находиться над снимаемым объектом. Предметы значительно уменьшаются, и можно сравнить реальные размеры объектов на разных снимках. 4) Верхний ракурс.

При таком ракурсе, положение камеры располагается над объектом съёмки, но в данной ситуации, нужно снимать одушевлённые предметы. Полезные советы: 1 Нельзя забывать о равновесии в композиции, независимо от места. Всегда нужно помнить о горизонтальном и вертикальном балансе фото. 2 Естественный снимок, не фотографируется на уровне глаз.

Если сделать сфотографировать с высоты объекта, то снимок выйдет гораздо удачнее. 3 Подойдя ближе к объекту, появляется возможность сделать фото крупнее, а, значит, передать ощутимое в жизни чувство близости. 4 Положение над объектом открывает возможность передать фотофон, простирающийся вдаль. 5 Отражения — хороший способ оживить снимок, придать ему графичности.

Важно

 6 Тени — это ключ к созданию объёмных фотографий. 7 Иногда стоит лишь выбрать правильный угол, для того чтобы сделать композицию уникальной. Грубые ошибки: 1 Дополнительные персонажи (случайно попавшие люди), портят фокусировку и мешают сконцентрироваться на каком-либо отдельном предмете или объекте.

 2 Срезанные детали на снимке смотрятся, определённо, неизящно и способны испортить впечатление о снимке. 3 Появление дополнительных деталей в корне меняет восприятие задуманного сюжета. 4 Искажение пропорций – грубейшая ошибка, если нет конкретной цели передать композицию непропорционально.

Многое зависит от композиции или выбранного объекта. Например, при съёмке человека, фотография может получиться несуразно, если модель чувствует себя не комфортно.

Многие сталкиваются с вопросом: «Что же делать с руками?». Большинство профессионалов советуют слегка скрещивать руки на груди, так как на фото это будет смотреться эффектно.

При групповом фото, стоит исключить выстраивание участников в ряд, а также нужно избежать того чтобы головы моделей были расположены на одном уровне. Красивым будет фото в два ряда.
Успех фото напрямую зависит от композиции и настроя. Следуя этим простым советам, художник сможет как можно выразительнее и ярче передать свою задумку и её характер.

Источник: http://AlmaPress.ru/stati-informatsionnye/113-264-rakurs

Рассказы, мнение о фотографии

Умение находить ракурс и грамотно строить композицию можно сравнить с музыкальным слухом. С одной стороны, он либо есть, либо его нет. С другой стороны – все поддаётся тренировке.

Свой природный недостаток можно восполнить работой над собой. Всегда нужно относиться к процессу фотографии творчески, но это не исключает и изучения теории композиции.

В сумме это поможет достичь высоких результатов.

Фотография – такое занятие, где каждый может почувствовать себя творцом нажав лишь одну кнопку. Одно дело чувствовать себя творцом, другое дело – действительно создавать качественные фотографии.

Восприятие фотографий всегда субъективно. Поэтому ориентируясь лишь на свое восприятие, начинающий фотограф рискует допускать много ошибок. Конечно, истинное творчество не имеет границ.

Но первое время нужно руководствоваться некоторыми устоявшимися правилами.

Выбираем сюжет

У некоторых людей погоня за интересным сюжетом может быть просто маниакальной. Получить хорошие кадры можно гораздо проще. Достаточно всегда иметь камеру при себе и внимательно смотреть по сторонам. Даже в повседневной обыденной жизни можно найти любопытные вещи.
Давайте разделим возможные сюжеты на типы.

  • Съёмка статических объектов.

Их преимущество в том, что они позволяют фотографу не спеша оценить обстановку, выбрать удачный ракурс и произвести нужные настройки фотоаппарата. Именно на статичных объектах лучше тренироваться новичкам в фотографии.

  • Съёмка сюжетов с динамичными сценами.

Такие сюжеты наиболее интересны. Но в то же время, требуют больше сноровки. Важный параметр здесь – значение выдержки. Иногда целесообразно сознательно ставить низкие значения выдержки для получения размытых кадров, подчеркивающих движение.

На коротких выдержках можно получить резкие кадры, подчеркивающие грацию и стремительность движения. Сложность динамичных сюжетов в их уникальности. То, что прошло, уже не повториться (как к примеру, со свадьбами).

Это делает такую съёмку ответственной и сложной.

Фотография предметов или насекомых крупным планом – весьма завораживающее занятие, предоставляющее широкие возможности по выбору сюжета. Такие фото в результате завораживают и удивляют зрителей, не привыкших видеть обыденные вещи под таких крупным увеличением. Как правило, такая съёмка требует использования штатива и специальных макро-объективов.

Выбираем точку съёмки

После того, как мы определились с тем, что мы будем снимать, время подумать о том, с какой точки будет выгодней это делать. Для начала нужно обойти объект съёмки вокруг, обращая внимание на характер заднего плана. Цель – избавиться в кадре от лишних деталей на фоне. К примеру, от линий передач, фонарных столбов или рекламных транспарантов.
Выбираем расстояние до объекта.

Если вам нужно передать максимум деталей главного объекта, нужно делать фото с близкого расстояния. Именно такой ракурс позволит создать эффект присутствия для зрителя.

Читайте также:  10 вредных привычек, которые мешают нам работать в photoshop

Если у вас нет возможности приблизится к модели, к примеру, во время спортивной съёмки, нужно пользоваться длиннофокусным объективом или, в крайнем случае, использовать цифровое увеличение.

Если вы снимаете с большого расстояния, во избежание дрожания изображения рекомендуется пользоваться штативом.

Профессиональный свадебный фотограф в Киеве

Источник: https://photopraktika.ru/etc/5-tales/53-kak-vybirat-rakurs-v-fotografii.html

Ракурс в фотографии

{lang: ‘ru’}

Как отмечалось ранее  высота точки съемки   имеет важное значение в фотографии. Высота точки съемки, отличная от нормальной, носит название ракурс в фотографии.

Нормальной высотой точки съемки считается высрта на уровне глаз стоящего человека (фотографа).

При достаточной удаленности объектов съемки, например, архитектурных сооружений, или при их небольшой величине, расстояния от объектива фотоаппарата до верхней и нижней сторон объекта примерно равны. Во всяком случае их относительные различия (по отношению к расстоянию до объекта) не велики.

При съемке с близкого расстояния крупных объектов эти расстояния уже сильно зависят от расположения точки съемки.

При низкой точке съемки оказывается, что роасстояние от фотообъектива до верхней стороны снимаемого объекта  значительно больше, чем расстояние до нижней его стороны.

При этом фотоаппарат по отношению к вертикали объекта направлен под углом. Это и есть нижний ракурс в фотографии.

Совет

В результате съемки в  нижнем ракурсе изменяются пропорции в размерах изображения. Нижняя сторона объекта отображается преувеличенно в большем масштабе, верхняя –  в меньшем. Изображение становится как бы укороченным. Слово ракурс имеет происхождение от французского raccouci, что в переводе означает “укороченный, сокращенный”.

На изображении, снятом в нижнем ракурсе создается утрированная перспектива , порой непривычная  для глаза. Однако ракурс в фотографии  может использоваться в качестве изобразительного средства. Как на снимке:

Соответственно съемка с вехней точки называется верхним ракурсом.

Не всякая съемка с нижней или верхней точек будет съемкой в ракурс. Как уже отмечалось при достаточно больших расстояниях до объекта съемки различия в расстояниях скрадываются. Такая съемка не будет ракурсной независимо от высоты точки съемки.

Кроме того имеет значение фокусное расстояние объектива. Длиннофокусный объектив сокращает перспективу и при этом также скрадываются различия в расстояниях . При фотографировании с более короткофокусным объективом  приходится снимать с более близкого расстояния т.е. снимать в ракурсе. Отсюда и создается впечатление будто короткофокусный объектив усиливает ракурсное построение кадра.

Съемку с нижней или с верхней точек следует с осторожностью применять при съемке портретов.

Так съемка с нижнего ракеурса зрительно увеличивает подбородок, сокращает лоб. Лицо человека, худощавого по жизни, становится более округлым, а порой может измениться до неузнаваемости.

При съемки портрета с верхней точки при близком расстоянии верхняя часть лица изображается в большем масштабе, нижняя наоборот уменьшается.

Не очень хорошо выглядит портрет человека с залысиной, снятый с верхней точки. В этом случае следует несколько опустить фотоаппарат, а снимаемому человеку задрать подбородок.

Обратите внимание

 В этом случае ракурс в фотографии не на пользу выразительности снимка.

 

Поделиться в соц. сетях

Источник: http://makal47.ru/izobrazitelnyie-sredstva/rakurs-v-fotografii

Что такое ракурс, где используется этот термин? :

Не многие понимают, что такое ракурс. Одни говорят, что это угол зрения, другие – восприятие художником мира, а третьи – все, что попало в объектив камеры. Что же означает ракурс, где применяется этот термин? Рассмотрим ниже.

Определение

Что такое ракурс? В переводе с французского этот термин обозначает “укорачивать”. Как же трактовать этот перевод? Любой предмет, который рассматривается с дальнего расстояния, подвергается перспективному сокращению.

С появлением фотоаппаратов понятие ракурса стали трактовать как точку зрения фотографа. Также это понятие применяется и у художников, и у архитекторов, то есть у всех тех людей, которые работают с перспективными искажениями.

Ракурс в фото – что это?

Сегодня у каждого человека есть фотоаппарат в телефоне. И все мы время от времени делаем снимки, а значит, ищем удачный ракурс.

Что такое необычное можно сделать со своим телефоном, чтобы кадр получился удачным? Следует понимать, что чудес не бывает и фотоискусство осваивают в течение многих лет практики. Главное, что изучают на первом занятии: в фотографии ракурс – это направление съемки.

То, что попадает в объектив, то и будет зафиксировано. Вполне логично, что именно в этом ограниченном пространстве и нужно наводить красоту.

Хороший ракурс

Сегодня модно заказывать фотосессии к памятным датам. На выпускной, в период беременности, на Новый год, да и на другие праздники в студии записаться очень сложно. Слишком большие очереди, особенно к хорошим фотографам. В обиходе фотохудожники очень часто между собой, да и в разговоре с клиентами, используют словосочетание “удачный ракурс”. Что же они имеют в виду?

Хороший ракурс – это удачное положение модели относительно фотографа. Обычно такие кадры не получаются сами по себе. Их нужно выстраивать. Есть даже целые пособия по ракурсам для фото. Девушки, которые хотят стать моделями, просто обязаны знать правила. Зачем? Чтобы хорошо получаться на фотографиях. А разве не все зависит от фотографа? Конечно, нет.

Каждый человек, который любит фотографироваться, знает свои удачные и неудачные позы. У всех людей они разные. Ведь у некоторых хорошая растяжка, поэтому они могут красиво изогнуть ноги в полушпагате, а другим этого не позволяют сделать слабые нерастянутые мышцы. Но есть определенный набор поз, становясь в которые вы можете не бояться, что получитесь плохо.

Вот некоторые рекомендации:

  1. Всегда фотографируйтесь в три четверти. Тогда не будет никаких проблем, что глаза получились несимметрично или улыбка вышла кривоватой.
  2. Не стоит фотографировать лицо снизу. Оно получается толще, чем есть на самом деле, да и второй подбородок получается даже у очень стройных людей.
  3. Всегда нужно следить за тем, что попадает на передний план. Не допускайте, чтобы там оказывались руки или ноги случайно. Если вы выдвигаете руку вперед, это должно быть осознанное действие.
  4. Отличные фотографии получаются со спины. Причем фотографировать нужно против света. Силуэт всегда выигрышно смотрится на светлом фоне.

Плохой ракурс

Поняв, что хорошо получается на фотографиях, можно легко избежать ошибок. Ведь что такое ракурс? Это удачное расположение модели или объекта съемки относительно фотографа. Чтобы сделать плохой кадр, достаточно не выстроить композицию. Это как? Фотограф – немного художник.

Он должен понимать, что главное в композиции – это ее центр. Но он не обязан находиться в визуальном центре фотографии. Главное – чтобы он присутствовал. Вторая ошибка, которая может испортить даже самый хороший ракурс – это заваленный горизонт.

Обязательно стоит следить, чтобы небо находилось относительно земли в вертикальном положении. С плохим ракурсом называется фотография, на которую неприятно смотреть или та, которая просто «не цепляет».

Залог удачного изображения – это не только хорошо проработанная компоновка, корректно настроенная резкость и выдержка, но еще и идея, которая запечатлена на кадре.

Какие бывают ракурсы?

Можно выделить несколько самых распространенных. Это будет нижний и верхний ракурсы. Что это значит? Когда человека или предмет снимают снизу, этот тип постановки называется нижним ракурсом. Внимательный читатель может вспомнить, что выше мы писали, что так фотографировать не стоит. Но из любого правила есть исключения.

Не стоит фотографировать лицо, а вот фигуру можно. Делая фото снизу, можно визуально ноги сделать очень длинными, придать объекту легкости. Верхний ракурс – это съемка объекта сверху. Обычно так фотографируют мероприятия. Например, свадьбы, юбилеи или концерты.

Важно

Фотографы используют этот прием, чтобы охватить в одном кадре как можно больше народу.

Разные ракурсы нужны для разных целей. Например, человека можно снимать в фас, профиль или три четверти. На каталог одежды девушек будут фотографировать прямо, а вот на обложку журнала с небольшим разворотом.

Ракурс как название

Сегодня часто можно встретить знакомые слова в непривычной трактовке. Мало, кто из читателей сможет объяснить, что такое “Шимский ракурс”. Это группа в социальной сети, которая рассказывает о новостях Шимского района Новгородской области. А почему тогда ракурс? Здесь слово используется в переносном значении. Люди хотели показать, что они рассматривают новости с различных точек зрения.

Часто можно встретить газетные рубрики или магазины фототехники с названием «Ракурс». Красивое слово используется иногда не к месту, точнее, его притягивают за уши. Например, магазин с названием «Хороший ракурс» может торговать диванами или шторами. Да, с какой-то стороны пиарщики правы, но все же ощущение от таких названий остается двоякое.

Источник: https://www.syl.ru/article/366505/chto-takoe-rakurs-gde-ispolzuetsya-etot-termin

Фото жизнь – Владимир Новиков – Точка съемки и ракурс

Точка съемки и ракурс.

Довольно часто фотографы, как любители, так и профессионалы в общении между собой и на фотосайтах применяют выражения: «Точка съемки» и «Ракурс». При этом выражение «ракурс» часто путают с выражением «точка съемки». Так что же такое «точка съемки» и что такое «ракурс».

Точка съемки, место расположения объектива фотоаппарата относительно объекта съемки, определяющее выбор соответствующей оптики. Выбор точки съемки – один из творческих приемов композиционного решения кадра, позволяющий обеспечить четкое композиционное построение.

Положение точки съемки в реальном пространстве предметов характеризуется направлением съемки, расстоянием до снимаемого объекта и высотой.

Точка съемки с фронтальным (центральным) направлением съемки позволяет получить фронтальную композицию кадра; с боковым направлением – диагональные композиции, выявляющие объемные формы и пространственное положение объекта и подчеркивающие движение на фотоснимке. Расстояние от точки съемки до снимаемого объекта определяет крупность плана (масштаб изображения).

Путем изменения этого расстояния получают общий план (изображение общего вида объекта), средний, крупный и сверхкрупный планы. При этом изменяется и перспектива изображения. Высота точки съемки определяет линию горизонта и соотношения вертикальных размеров предметов.

При верхней точки съемки предметы переднего плана оказываются на фоне земной поверхности, а их вертикальные размеры кажутся уменьшенными. При нижней подчеркивается значимость объектов переднего плана, они могут оказаться в кадре на одном уровне с объектами дальнего плана, что приводит к кажущемуся увеличению их вертикальных размеров. Эти изменения перспективных соотношений в кадрах практически отсутствуют при съемке с достаточно удаленных точек съемки (верхних и нижних).

Точки съемки верхние или нижние и одновременно близкие к объекту съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу – ракурс.

Ракурс (от французского raccourcir – сокращать, укорачивать), положение изображаемого предмета, с резким укорочением удаленных от переднего плана частей; прием съемки с достаточно близких к объекту верхних и нижних точек (верхний и нижний ракурсы).

Такая съемка дает характерный рисунок изображения, отличающийся резкими перспективными сходами вертикальных линий, заметным их укорочением и сокращением масштаба изображения верхних частей объекта по отношению к нижним (при нижнем ракурсе) или нижних по отношению к верхним (при верхнем ракурсе).

Изменение характера перспективного рисунка изображения при съемке под углом происходит потому, что здесь начинает сказываться разница расстояний от объектива съемочного аппарата до верхней и нижней частей снимаемого объекта, как это видно на рисунке.

Совет

Если съемка ведется со значительного удаления, то расстояния от объектива до нижней части объекта ОА и до нижней его части ОВ мало отличаются друг от друга. Разницу здесь составляет отрезок l.

С приближением точки съемки к объекту образуется больший угол наклона оптической оси объектива, а разница до верхней и нижней частей объекта (отрезка О1С и О1А) возрастает до величины l1.

Таким образом, при съемке под углом различные участки объекта снимаются как бы с разных расстояний, вследствие чего и масштабы их изображений на снимке будут неодинаковыми.

Ближние к объективу детали изобразятся крупно, удаленные – значительно мельче, а линии, связывающие элементы рисунка в единое целое, в жизни представляющие собой строгие вертикали, теряют свое устойчивое положение, устремляясь к общей точке схода.

В результате знакомые пропорции объектов съемки – здания, фигуры людей и пр. – в ракурсном изображении изменяются.

Так, при съемке под углом возникает характерный, порой непривычный для глаза, перспективный рисунок изображения. На нем ясно видны сокращающиеся масштабы разноудаленных деталей и частей объекта и резкие сходы вертикальных линий снизу вверх (при нижней точке съемки) или сверху вниз (при съемке сверху).

Перспектива ракурса непривычна и является следствием особого взгляда на предмет. Мы рассматриваем выбранный для съемки объект с расстояния меньшего, чем допускает нормальное человеческое зрение. И это открывает перед фотографом особые возможности изобразительной трактовки материала.

Читайте также:  Что такое исо в фотоаппарате и как правильно его настроить

Умело использованный ракурс не «искажает» объект, а поясняет его, выявляя характерные особенности, скрытые от глаза человека ненаблюдательного и в полной мере открывающиеся художнику.

Обратите внимание

Так, ракурсом можно подчеркнуть высоту здания, грандиозность современного сооружения, не только передать, но и усилить впечатление, производимое ими на зрителя.

Таким образом, не всякая точка съемки может быть ракурсом, а вот ракурс определяется точкой съемки.

Источник: http://www.lifeisphoto.ru/article.aspx?id=1177

Бф – техника и технология фотосъёмки. 7. точка съемки



7. Точка съемки

Выбор точки съемки – один из важнейших элементов композиционного решения портрета. Если понимать композицию как осмысленное размещение фигуры в плоскости кадра и определение ее масштаба, то точка зрения, с которой мы наблюдаем фигуру, будет во многом решать удачу съемки.

Точка съемки, определяя проекцию и пропорциональные соотношения элементов фигуры, выражает субъективное творческое устремление фотографа. Если она удачно выбрана, обогащает сюжет, усиливая идею фотоснимка, то о такой точке съемки можно сказать, что она выигрышна.

Точка съемки характеризуется тремя параметрами – расстоянием до объекта, направлением и высотой.

От расстояния, с которого ведется съемка, зависит масштаб изображения. Масштаб обратно пропорционален расстоянию от фотоаппарата до модели, т. е. чем дальше модель от фотоаппарата, тем меньше ее изображение.

От направления оптической оси объектива по отношению к объекту съемки зависит передача на снимке объемов объекта и его линейных форм.

Съемка с центральных точек создает симметричные построения. В портрете они бывают приемлемы лишь на снимках для документов и при съемке групп, где во избежание различий масштабов лиц участники группы должны находиться от объектива примерно на равном удалении.

При художественном портретировании фотограф часто избегает симметричного изображения лица, так как желает скрыть неправильность и невыигрышность отдельных элементов и асимметрию лица, наиболее полно заметные при фронтальной проекции лица.

Важно

Направление съемки в портретной фотографии регулируется двумя способами: нахождением соответствующего положения объектива по отношению к модели или нахождением соответствующего положения модели по отношению к объективу. На практике бывает необходимость и в том и другом методе.

По высоте точка съемки может быть средней, нижней и верхней.

Окружающую нас действительность мы чаще всегда видим с уровня нашего роста, который принято считать нормальным, а соответствующую этому уровню точку съемки – так называемой нормальной точкой съемки.

Нормальная точка съемки наиболее распространена, так как дает привычное представление о видимом предметном мире.

Однако при портретной съемке такая точка может оказаться высокой или низкой по отношению к снимаемой модели.

В павильоне нормальной точкой съемки портрета следует считать высоту, соответствующую средней части сюжета (рис. 24). Исключение составляет бюстовый портрет, в котором нижняя граница кадра непостоянна, а центральная точка определяется по лицевой части головы и соответствует, как правило, уровню носа.

24. Средняя точка съемки

При нижней точке съемки вертикальные линии кажутся укороченными. Этим приемом пользуются, когда не хотят показать подлинные пропорции лица и фигуры. Модель кажется величественней, монументальней, ощущается своеобразная динамичность, которая еще более усиливается при наклоне головы.

На натуре предметы проецируются на фоне облаков, кроны деревьев, верхних частей зданий. Линия горизонта при этом опускается вниз, а иногда совсем уходит за пределы кадра. Изображение освобождается от ряда второстепенных деталей, расположенных в глубине кадра. Такую точку видения принято называть “лягушачьей”.

При верхней точке съемки в портретном изображении просматриваются верхние плоскости головы и элементов лица. Нос заметно удлиняется и приближается к губе, наблюдается сплюснутость лица. В портретной съемке верхняя точка встречается значительно реже, чем нижняя. Она бывает оправданна в некоторых случаях при съемке лица с непропорциональными элементами.

При верхней точке съемки на натуре весь сюжет проецируется на фоне земли. Удаленные верхние точки выразительны для показа больших пространств и площадей. Линия горизонта поднимается вверх и чаще всего совсем выходит из кадра. Чем выше точка съемки, тем меньше заметна высота предметов. Параллельные линии выглядят лучеобразно, подчеркивая глубину пространства.

Изображение предмета на плоскости кадра может быть выполнено двумя способами – по нормали и в ракурсе.

Изображение по нормали подразумевает, что главный луч зрения перпендикулярен плоскости объекта, а при изображении в ракурсе главный луч зрения находится под углом к ней.

Совет

Иначе говоря, ракурс – это изобразительный прием, при котором снимок выполнен с более верхней или более нижней точки, чем нормальная. Ракурс всегда имеет подчеркнутые перспективные сокращения линий, уходящих в глубину.

Перспектива при ракурсной съемке во многом определяется расстоянием от аппарата до ближайшего объекта. Чем шире угол изображения объектива, тем ближе может быть расположен аппарат к объекту, тем подчеркнутей перспективные сокращения и ощутимей ракурс.

Ракурс как логически осмысленный композиционный прием давно известен в портретной живописи (рис. 25). В отечественной фотографии ракурс широко применялся художником и фотографом А. Родченко.

Он опроверг мнение, будто ракурсы являются лишь формалистическим приемом, и доказал, что этот новаторский прием фотоизображения необычностью проекции усиливает зрительное представление о предмете.

Им была создана серия ракурсных портретов – необычных, производящих сильное впечатление неожиданной точкой зрения. Эти работы послужили толчком к широкому распространению нового приема.

Неудачи на первых порах часто заключались в необоснованности применения ракурса, так как деформация и искажение форм представляли для некоторых фотографов самоцель. Это были формальные эксперименты. Другие использовали ракурс для фотошуток или карикатур.

25. Портрет в малоощутимом ракурсе

Карикатурные изображения получались при ракурсной съемке с минимально короткой дистанции широкоугольным объективом. И только подлинные фотохудожники отнеслись к ракурсному фотопортрету как к новой изобразительной идее. Они увидели в ракурсе принципиально новую, оригинальную и вполне оправданную в смысловом отношении точку съемки (рис. 26).

26. Портрет в значительном нижнем ракурсе

Существенная разница наблюдается при ракурсном портретировании для репортажа и в павильоне. Фоторепортер может оказаться ниже снимаемого человека. Ведя съемку событий, он не властен менять позу портретируемого. Остается лишь выждать момент.

Не дождавшись выигрышного фотографического момента, приходится запечатлеть одну из маловыразительных фаз.

Обратите внимание

Вот почему на репортажных снимках часто наблюдается излишняя запрокинутость головы, взгляд фотографируемого устремлен выше аппарата, а нос заметно укорочен, видны ноздри.

Портретирование в условиях павильона дает фотографу возможность находить контрракурсную композицию. Запрокинутую голову наклоняют несколько вниз, чтобы проекция носа, оставаясь в некоторой степени в ракурсе, не приняла уродливой формы.

Для ракурсного портретирования павильон специально оборудуют пьедесталом. Модель, находясь на пьедестале, оказывается выше фотокамеры. Модель ставят или усаживают таким образом, чтобы голова приходилась выше объектива. В таком положении можно создавать разнообразные интересные позы.

В первую очередь это относится к позам со склоненной головой. При съемке с нормальных точек при подобных положениях головы в портрете не видны глаза, а при нижнем ракурсе просматриваются даже нешироко открытые глаза. При склоненной голове появляются благоприятные условия для различных поворотов головы, шеи, плеч и корпуса.

Ракурсная проекция обогащает композицию новыми возможностями.

Нижний ракурс – это точка зрения, при которой объект, как бы лишившись статической опоры, устремлен вперед или назад.

При ракурсе фигура оказывается в динамическом положении, которое может быть усилено диагональным построением, резкими наклонами и поворотами, имеющимся впереди свободным пространством и динамичным световым решением, при котором расширяются возможности применения нижних источников освещения как рисующего, так и моделирующего назначения.

Верхний ракурс в портретной фотографии применяется весьма редко, да и то легкий, едва ощутимый (рис. 27). Это в первую очередь обусловлено трудностью нахождения верхних точек. В кинопортретах, т. е.

в кадрах, где люди сняты крупным планом, верхний ракурс встречается значительно чаще, так как в киностудиях имеются специальные краны, поднимающие вверх операторскую площадку.

Это дает возможность достижения любой желаемой верхней точки.

27. Портрет в легком верхнем ракурсе

Верхний ракурс в портретной фотографии таит в себе большие возможности и является потенциальным резервом разнообразия приемов портретной съемки.

Это подтверждается рядом оригинальных портретов, выполненных фоторепортерами.

Им значительно более доступен выбор верхних точек, так как они не связаны с тяжелой камерой и штативом, а ведут моментальную съемку легкими ручными камерами. Но во всех случаях ракурсом не следует злоупотреблять.

Ракурсную съемку можно подразделить на два вида: явный ракурс, т. е.

когда на этой основе построено композиционное решение портрета, и легкий ракурс – прием, дающий возможность несколько изменить строй лица или отдельных его элементов.

Так, при съемке лиц с конусообразными формами по фасу вполне оправдано применять легкий ракурс, верхний или нижний, в зависимости от того, сужается голова книзу или кверху.

Важно

Новаторство в фотопортрете надо понимать как поиск новых композиционных решений, отказ от штампа и от необязательного повторения одних и тех же нормальных точек съемки.

Таким образом, успех портретирования во многом зависит от определения наиболее выигрышной точки съемки.

Источник: https://photographerslib.ru/books.php?book_id=0016.0010

Основы композиции, точка съемки и ракурс для начинающих

Почти в каждом доме есть фотоаппарат – пленочный или цифровой, и при случае мы всегда им пользуемся. Правда, после фотосессии не всегда бываем довольны сделанными снимками. Поэтому давайте подумаем над тем, как сделать процесс съемки, или вернее, ее результат более привлекательным.

В самом процессе съемки многое зависит от того, насколько верно вы выбрали настройки своей фотокамеры. Если вы правильно выбрали такие установки, то ваши снимки получатся технически качественными и грамотными. Но это не дает оснований думать, что фотосессия вам удалась, потому что техническая сторона это лишь небольшая часть успешного фото.

Сразу возникнет вполне резонный вопрос, а что же тогда имеет значение? Здесь в первую очередь является важным сам предмет съемки, где вы можете проявить свою фантазию и при случае использовать ряд технических приемов.

Именно они и будут определять художественную качественность фотоснимков. Можно с уверенностью сказать, что в данном случае ваше фото будет безупречное с технической стороны, но в художественном отношении несовершенным.

А теперь давайте рассмотрим такой вопрос – именно из чего состоит фотокомпозиция. Одним из самых важных моментов называют сам момент съемки, поэтому недаром говорят, что снимок – это искусство момента.

Момент съемки

В данном случае невозможно предсказать, когда наступает такой момент. Но некоторые рекомендации следует запомнить, чтобы получить достаточно совершенную композицию, а именно:

– обязательно учитывайте динамику событий, которые происходят во время съемки. И в зависимости от этих событий проводите саму съемку. Чем более динамичная картина, тем более ловким вы должны быть;

– старайтесь технические манипуляции со своей камерой свести к минимуму, так как практика показывает, что нужный момент происходит именно в такие минуты;

– если вы убедились в том, что событие, которое сейчас происходит, есть как раз тем самым долгожданным моментом, то его не следует упускать. И если, например, вы замешкались с фокусировкой, не теряйте времени – снимайте как есть.

Ведя фотосессию, вы должны предусмотреть развитие событий и быть начеку, быть готовым к съемке требуемого вам момента и быть в том месте, где это необходимо. Исходя из этого, возникает следующий пункт.

Совет

Точка съемки и ракурс

В большой степени в композиции фото многое зависит от точки съемки, то есть как расположился фотограф по отношению к объекту съемки. В первую очередь большую роль играет ваш вкус. Именно поэтому вы должны попробовать поснимать с разных точек, расстояний и под различными углами, делая при этом кадры не только справа или слева, но сверху и снизу.

Не стоит делать съемку людей прямо, потому что в таких случаях их изображения выйдут плоскими и неинтересными. Для этого и придумано такое понятие как ракурс. Ракурсом называют угол, под которым проводят съемку.

Раз мы вспомнили о людях, то давайте о них и поведем речь. Напрашивается довольно интересный вопрос – а кем приходятся эти люди нашей фотокамере? В данном случае как раз предметом съемки.

Поговорим об этом важном пункте.

Предмет съемки

В зависимости от того, что будет находиться в кадре, фотографии будут соответственно делиться по жанрам. Если будете снимать людей, то снимок будет называться портретом. Набор овощей и фруктов назовется натюрмортом, а изображение окружающей природы – это уже пейзаж.

Конечно, самой распространенной и захватывающей съемкой является портрет. Несмотря на свою распространенность, портрет является одним из самых сложных видов съемки. В этом случае необходимо сделать так, чтобы человек на фото выглядел как живой, а не превращался в статую.

При домашней фотосъемке в большинстве случаев фотограф имеет возможность самостоятельно скомпоновать кадр, то есть он размещает людей так, как считает нужным. И таким фактором не следует пренебрегать. Конечно, полностью не обязательно располагать всех по ранжиру, то есть по росту, конечно, если вы не в армии.

Читайте также:  Поздравления с новым 2017 годом и чего я добился в этом году

Чтобы создать удачную композицию не нужно много усилий, но следует выполнить ряд следующих шагов. Зная количество людей, необходимо сравнить это количество с размером помещения. Размещать людей нужно так, чтобы они чувствовали себя достаточно свободно и не чувствовали дискомфорта.

Если людей достаточно много, то необходимо разместить их в два ряда, причем задние ряды должны быть выше передних.

Обратите внимание

Далее обязательно обратите внимание на одежду. Вы спросите, зачем? Это нужно для того, чтобы люди, облаченные в одежду одинакового цвета, не пребывали рядом, в противном случае они будут выглядеть как близнецы. А это для композиции большой минус.

Нужно также тщательно осмотреть интерьер комнаты, или помещения, где будет проводиться съемка. Например, вряд ли кому-то придется по душе его снимок с оленьими рогами, спокойно висящими на стене и оказавшимися как раз над вашей головой. Картина, думаю не очень приятная.

Также необходимо обратить внимание на то, не падает ли на кого-то тень от предметов. В первую очередь это касается как раз самих людей.

Выдержку для съемки портретов выгоднее всего использовать в районе значения «60». В этом случае лица людей, которых вы будете снимать, будут выглядеть более живыми.

Это касается, прежде всего, групповых съемок. При съемке единоличных портретов будут некоторые отличия. Здесь, так же, как и в предыдущем случае, человека нужно располагать ближе к камере и дальше от фона.

Светосилу объектива нужно использовать по максимуму, то есть значение диафрагмы должно быть как можно меньше. В данном случае должно получиться так, что изображение человека сфокусируется, т.е. станет резким, а сам фон нет, он должен быть расплывчатым.

Такой прием позволяет акцентировать взгляд на человеке. Плюсом также является то, что при таком совмещении композиции человек, т.е. ваше главное действующее лицо портрета, будет занимать самую большую часть кадра, что в свою очередь акцентирует внимание.

Другими словами можно сказать, что это КПД снимка.

Если в фотокамере работает автофокус, то обязательно проконтролируйте его работу. Ведь у вас может получиться все наоборот – фон будет находиться в фокусе, а изображение человека получится размытым. А это фактически будет уже недостатком в вашей работе. Необходимо также учесть еще ряд моментов.

Важно

Избегайте наличия в кадре прямых линий, которые пересекают его от начала до конца. Также вы должны избегать подрезаний частей тела. В фотографии портреты делятся следующим образом – фото в полный рост, это когда человека видно полностью, далее – по пояс, при этом снимают практически верхнюю часть туловища, по плечу.

Над головой человека необходимо оставлять некоторое пространство, чтобы не выглядело так, будто он упирается в потолок. Также не стоит «упирать» его лицом в самый край кадра, потому что тогда будет отсутствовать перспектива. Особое внимание обратите на то, как лучи света падают на людей.

Именно от этого будет зависеть качественный результат вашей съемки.

Источник: https://photofeast.ru/post/osnovy-kompozicii-tochka-semki-i-rakurs-dlja-nachinajuschih.html

Выбор точки съёмки в портрете: правила и типичные ошибки

В этом уроке фотографии на примерах серий фотоснимков одного сюжета мы покажем типичные ошибки фотолюбителей в выборе точки съемки портрета и дадим советы по их исправлению.

Из односюжетных фотографий будем стараться выбирать лучшие по эмоциональному решению, объясняя, чем руководствуемся.

И хотя, безусловно, в оценке снимка важнее общее восприятие, фотографу необходимы осознаваемые пути, способы и критерии отбора лучших кадров.

Самая частая причина ошибок — хаотичное приобретение знаний и как следствие неровный опыт.

С другой стороны, не каждый фотолюбитель может найти время и возможность для очного обучения мастерству фотографии или для того, чтобы целенаправленно и методично штудировать учебную литературу.

Поэтому, в лучших традициях нового учебного года, под общим руководством почетного журналиста РФ Валерия Петровича Блюмфельда и с методической помощью Владимира Танина мы открываем в журнале рубрику «Практикум» в которой и будем давать советы по фотографии.

Вообще всякое обучение принято начинать с простого и идти постепенно к более сложному. Мы решили начать с самого важного и увлекательного. Самым важным, как это часто и бывает, оказалось самое сложное. В технике — «момент и точка съемки», в жанре — «портрет». Что же, чем задача сложнее, тем интереснее, постараемся дать некоторые основные моменты этого самого важного наглядно и просто.

Чаще всего начинающий фотограф снимает то, что есть, не имея возможности выставить правильно свет, повесить подходящий фон и изменить простым перемещением взаиморасположение снимаемых объектов. Что можно сделать для получения интересного кадра в таких условиях? Какие средства и способы использовать?

Так или иначе, во всех случаях фотография начинается с выбора точки съемки. С близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева, перемещаясь — фотограф определяет точку, из которой объект съемки может быть запечатлен в лучшем масштабе (плане) и ракурсе. Более того, именно точка съемки определяет, в основном, будущую композицию снимка.

Второй важный этап — заполнение снимка, или кадрирование. После выбора точки, заняв по возможности устойчивое положение, фотограф перемещает объектив, стараясь добиться наилучшего изображения.
К счастью, сегодня большинство фотоаппаратов имеют зум — возможность приближать/удалять (масштабировать) изображение.

Работа с планом

Смысл этой серии снимков — продемонстрировать приемы портретной съемки и то, как меняется портрет при смене ракурса и масштаба. Мы рассмотрим три варианта: крупный план, поясной и ростовой портрет.

Совет

Фокусное расстояние от 70 до 100 мм лучше всего подходит для портретной съемки, поскольку правильно передаются пропорции лица, кроме того, можно отойти чуть подальше от портретируемого и не смущать съемкой в упор.

Для чистоты эксперимента, мы не стали прибегать к услугам фотомодели, а уговорили позировать нашу коллегу.

Фотография 1. Крупный фронтальный план, один из вариантов классического построения портрета. Точка съемки напротив губ (центральной части кадра), глаза на расстоянии чуть ниже одной трети от верхнего края кадра.

Модель смотрит прямо в камеру, поэтому взгляд еле заметно опущен, что делает его ненапряженным и создает общее ощущение спокойствия. Положение соответствует классической женской позе. Плечи развернуты от камеры на 30–40 градусов, то есть присутствуют в кадре и дополняют его, не отвлекая внимания от лица.

Корпус слегка отклонен назад, поэтому дальнее плечо несколько ниже, благодаря чему создается ощущение движения и подчеркивается линия шеи. Резкость, как обычно наводилась по глазам, поскольку в данном случае это смысловой центр снимка. Благодаря фокусному расстоянию 70 мм и максимально открытой диафрагме F2.

8, фон стал размытым и, несмотря на неоднородность, не отвлекает внимание от лица девушки.

Фотография 2. Поясной фронтальный портрет. Классическая компоновка кадра, где взгляд идет от рук к лицу, смысловому центру снимка. Точка съемки приподнята чуть выше головы модели, из-за этого девушка смотрит в камеру немного снизу.

Немного развернутые плечи и легкий наклон головы придают снимку жизнь. Вообще в портрете, практически всегда плечи должны быть развернуты иначе, чем лицо, и немного наклонены, это дает возможность из одной точки съемки иметь в изображении два воспринимаемых ракурса.

Здесь в портрете внимание привлекают руки, их вид и положение.
В поясном портрете руки важнейшая часть композиции и сильное выразительное средство. Руки не случайно часто называют «вторым лицом» — их фактура и пластика порой несут больше информации и эмоциональности, чем лицо человека.

Сюжетно важные точки кадра не совпадают с оптическим центром изображения, а находятся в диагонали по обе стороны от него. Выбранный ракурс и план несут ощущение незавершенности, недосказанности и ожидания.

Слегка отклоненная назад, из-за завышения точки съемки, голова девушки усиливает это впечатление. Сплетенные пальцы над пустующим местом на скамейке довершают картину спокойного ожидания.

Фотография 3. Ростовой портрет.

Обратите внимание

Выбор точки съемки при «упаковке» всего человека в формат кадра, с нормальным заполнением и без использования дополнительных элементов интерьера — задача всегда весьма интересная, но это отдельная тема одного из следующих выпусков нашего «Практикума». Пока рассмотрим стандартный ростовой портрет в наиболее часто встречающейся обстановке естественного освещения в обычном сквере.

Точка съемки выбрана неудачно: девушка одиноко стоит посреди кадра, на неоднородном фоне, плюс к тому явно «разрезающем» ноги по горизонтали.

Руки спрятаны за спину, что еще больше усугубляет отстраненность модели от окружающего пространства и усиливает чувство некомфортности.

Не спасает ни интересное освещение, ни четкие контуры фигуры, ни выразительный поворот головы, ни легкая улыбка на лице.

Фотография 4. Аналогичный портрет в полный рост. Здесь мы ввели в кадр самый простой элемент «уличного интерьера» — ствол дерева. Девушка несколько сместилась из центра, но остается в фокусе внимания, зрительно заполняя собой кадр.

Это и хорошо и плохо, поскольку взгляд не воспринимает композицию в целом, а перемещается по вертикали, останавливаясь на лице, которое в данном случае не может быть сюжетным центром из-за выбранного масштаба.

Получился далекий от идеала, но уже гораздо более интересный образ, фактически построенный на основе простейшей линейной композиции. Ствол как бы сопровождает и одновременно поддерживает фигуру модели.

В кадре появились руки, нашли точку приложения и немного оживили образ. Общее восприятие гораздо лучше, хотя снимок по-прежнему не несет выразительной сюжетной идеи.

Фотография 5. Тот же ростовой портрет выглядит лучше за счет нескольких изменений. Во-первых, девушка стоит, прислонившись спиной к дереву, которое ушло на задний план. Теперь оно создает ощущение некоторой защищенности. Во-вторых, мы сместили камеру в сторону, и модель «ушла» из центра кадра.

Пространство слева заполнилось листвой, которая, находясь на переднем плане, придала глубину снимку и создала легкую интригу. Во-вторых, мы опустили камеру ниже, ведя съемку с уровня колен: и без того грациозная фигура девушки стала еще привлекательнее.

Несмотря на «неправильное» фронтальное расположение плеч и отсутствие рук в кадре, этот снимок получился более выигрышным.

Конечно же любой анализ изображения субъективен. Поэтому мы приглашаем читателя принять участие в наших дискуссиях. Присылайте ваши работы с комментариями и присоединяйтесь к нашему обсуждению.

Фотография с ракурсом и заполнением
Ракурс и заполнение кадра имеют в портрете огромное значение. Особенно это заметно в крупных планах. На следующих примерах мы постараемся показать, насколько даже небольшие изменения влияют на общее восприятие фотографии.

Работая над портретом, можно и нужно менять точку съемки и, соответственно, ракурс — не только перемещая фотокамеру, но и за счет изменения положения самой модели. Мало того, зачастую выигрышного взаиморасположения головы, плеч и рук модели невозможно добиться без ее активного участия.

Фотография 6. Рассмотрим фронтальный снимок, выполненный также, как и в первой части (анфас), но чуть более крупным планом. На этот раз точка съемки приподнята на уровень глаз, плечи не развернуты, как мы рекомендовали, а расположены параллельно плоскости съемки. Настроение снимка изменилось.

Важно

Чтобы «оживить» кадр, мы попросили девушку слегка наклонить голову. Несмотря на то, что наклон головы, казалось бы, придал снимку более непринужденный характер, во взгляде появилась напряженность, спорящая с легкой улыбкой. Фронтальное положение плеч вывело их из кадра и визуально существенно увеличило размер шеи.

В целом впечатление ухудшилось.

Фотография 7. На этом снимке мы изменили ракурс, сильно сместившись вправо и немного вверх. Поворачиваясь за камерой, голова модели оказалась в положении близком к ракурсу в 3/4.

Минимальный наклон головы и слишком сильный разворот плеч создали ощущение неустойчивости. Лицо в этом ракурсе немного вытянулось, потеряв выразительность.

Незаполненность снимка в нижней части на месте сильно ушедшего назад плеча сделала шею подчеркнуто тонкой и незащищенной. Явно худший вариант ракурса и заполнения кадра.

Фотография 8. Для получения этого снимка мы зашли с левой стороны и существенно завысили точку съемки. Кроме того, несколько уменьшили разворот головы и плеч.

Верхний ракурс всегда уменьшает шею и увеличивает «вес» верхней части головы, благодаря чему глаза можно расположить в оптическом центре и сделать снимок выразительнее. Диагональное построение снимка дает достаточно динамики.

Линии, образуемые волосами, вырезом и скулой, как бы обрамляют смысловой центр кадра и акцентируют внимание на глазах модели.

Фотография 9. Наконец, из того же левого положения мы перешли в нижнюю точку съемки и попросили модель не смотреть в объектив.

Правильный разворот плеч и головы, небольшой, но явно читаемый наклон линии глаз, дали нам портрет, насыщенный движением и летним жизнерадостным настроением. Свободное пространство сверху и справа в кадре создают иллюзию устремленности вверх.

Единственное, к чему стоит придраться — это слегка приоткрытые губы, придающие образу некоторую «хищность». А впрочем, может это и к лучшему?…

Наиболее частые ошибки фотолюбителя при выборе плана и ракурса

· Разнородный, яркий фон настолько интересен, что объект съемки просто теряется на снимке — изменить ракурс или значительно увеличить план. Не загромождайте кадр, все, что не работает на сюжет, должно быть удалено.

· Снимаемый «прилип» к фону и потерялся — двигаться вправо или влево, пока изменение тональности фона (или контровый свет) не отделит изображение снимаемого объекта.

· Равномерно освещенное «в лоб» плоское напряженное лицо в центре снимка (воображение дорисовывает профиль и отпечатки пальцев) — сместиться в сторону, присесть, при возможности отвлечь фотографируемого от позирования и вообще участия в процессе съемки.

· Собственные руки (ноги, туловище…) снятого «отрезаны» самым непонятным образом, в самых неожиданных местах (присутствуют части чужих тел) — изменить масштаб (план), постараться поместить в кадр важные части тела, или уж резать так со смыслом.

· Укороченные ноги, широкая талия, могучая шея и плечи «удивляют» сфотографированную милую, стройную барышню — в широкоугольном режиме с близких расстояний пропорции сильно нарушаются, попробуйте отдалиться и заметно опустить точку съемки, или не брать в кадр значительную часть туловища.

· Голова (туловище, рука…) «разрезаны» линией горизонта (забора, стены…) самым неприличным образом — изменить ракурс.

· Мимические гримасы и особенно выражение глаз наводят на мысли о состоянии здоровья сфотографированного — внимательнее с моментом съемки, снимайте устойчивые выражения лица.

Источник: https://rosphoto.com/arhiv/vybor_tochki_sjemki_v_portrete-172

Ссылка на основную публикацию