Правило третей в фотографии: золотое сечение

Золотое сечение и правило третей в фотографии

Правила композиции в фотографии

  • Правило третей
  • Правило золотого сечения
  • Правило диагоналей
  • Правило диагонального золотого сечения
  • Советы для начинающим

Правила композиции

      Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей?

      Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции.

Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

      Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

………………………………………………………………………………………………………………

      При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

Правило золотого сечения

  На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием “Золотого сечения”.

   Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.

   Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины. 

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Правило диагоналей

     Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах.

     Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Обратите внимание

      Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

…………………………………………………………………………………………………………………….

Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила “золотого сечения”. Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

 

…………………………………………………………………………………………………………

Советы для начинающих:

       Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

       Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

       Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

       Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

       Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела “тяжелее”, чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.

       Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

       Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемнее , чем просто фасад.

       Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передачи мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

Удачи в творчестве!

…………………………………………………………………………………………………….

    Уважаемые участники, вероятно у каждого из вас есть необходимый совет для получения более качественного снимка, будь это таинства построения композиции или техническое замечание, публикуйте пожалуйста в комментариях  к  темео.

материал  к публикации в сайте “vasha-platforma” – заимствован  у автора Viktor Nikitin ( world poress-photo com )

Источник: https://vasha-platforma.mirtesen.ru/blog/43655495357

zolotoe-sechenie-proporciya

Постоянный и довольно сложный вопрос – так что же включать в кадр, что нет. От чего избавиться, что привнести и как….

Масса вопросов, в решении которых никакой, даже самый умный фотоаппарат не примет участия. Это решать нам с вами. Нам решать, что в кадре будет главным, что второстепенным, мы – режиссеры наших фотографий.

А правильно срежиссировать нам поможет КОМПОЗИЦИЯ. И начнем мы с правила третей.

Я сознательно не употребляю фразу “золотое сечение” – оно имеет несколько иные пропорции, а сейчас мы изучим более простую форму.

Слово “Композиция” произошло от лат. “сочинение, расположение, составление”. Означает объединение отдельных элементов в единое гармоничное целое. Это довольно сложная задача.

Вкус, дизайнерские склонности, чувство меры, знание психологических тонкостей восприятия цвета и форм, богатый эмоциональный и жизненный опыт…… Кошмар просто, сколько всего нужно знать и уметь….

Страшно? Ну страшно ведь?

Однако, как и в любом деле, есть ряд несложных правил, которые помогут нам строить кадр просто и интересно.

Итак, мегапопулярное правило третей! Прошу любить и использовать:)

Кадр про вертикали и горизонтали делим на три равные части – получаем девять секторов.

Важно

Обычно начинающие фотографы все помещают в центре кадра. Ну логично же – и резкость в камере по центру наводится… Об этом, кстати, тоже необходимо будет поговорить – напомните, если забуду….

Так вот, в принципе, расположение объекта съемки по центру возмножно, НО лишь как осознанный художественный прием.

Правило третей (ПТ) как раз для того и существует, чтобы фотография ожила, получила динамику.

К примеру, в верхней трети снимка можно поместить небо. В двух нижних — землю. Снимок приобретет основательность. Или наоборот — увеличить присутствие неба, дать «воздушную перспективу». У снимка появится глубина и легкость. Таким образом, фотограф управляет настроением зрителя.

Кроме того, на пересечении вертикальных и горизонтальных линий образуются так называемые «узлы внимания», они обозначены на рисунке. Психология восприятия такова, что именно на этих точках человеку приятнее всего видеть объекты или элементы. Взгляд останавливается здесь независимо от формата кадра или картины. Именно поэтому важные объекты снимка располагать следует в этих точках.

Если же мы хотим подчеркнуть статичность предмета, его неподвижность – тогда имеет смысл располагать объект на “мертвых линиях” или в их перечении.

Светуль, вот – разрисовала твою картинку – надеюсь, что ты не против 🙂

Следующее важное правило — левой руки.

Для большинства людей естественно смотреть сначала в левый верхний угол изображения, соскальзывая взглядом в правый нижний.

Полоса из левого верхнего угла в правый нижний — это так называемая «проходная зона». Все, что в ней расположено, имеет второстепенное значение, и, кроме того, есть четко выраженная направленность движения сверху вниз. Соответственно, то, что расположено в правом верхнем и левом нижнем углах кадра, имеет существенно больший смысловой вес для зрителя.

В соответствии с правилом левой руки, если нужно выделить на фотографии, к примеру, дорогу, то ее лучше пустить из левого нижнего угла в правый верхний. Таким образом, на пути естественного движения, слева направо, взгляд будет «спотыкаться» о границы дороги.

Совет

Но стоит «отзеркалить» фотографию, и дорога просто потеряется на снимке, глаз не воспримет ее как важный элемент, он будет соскальзывать по ней. Этот пример наглядно демонстрирует не только действие правила левой руки, но и такую особенность человеческого восприятия, как асимметрия.

Кадр и его зеркальная копия всегда воспринимаются по-разному.

Существует и другая теория восприятия зон внимания – что взгляд может двигаться по кругу – от верхней правой точки против часовой стрелки к нижней правой…… Но об этом в другой раз 🙂

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ИЗМЕНЕНО

Отдельным постом размещаем две свои фотографии, на которых соблюдено правило трех третей и центр внимания находится в одном из пересечений линий. Снимки должны быть сделаны после урока.

Фотографии, размещенные здесь больше не комментирую.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/fotoschool/389444

Правило золотого сечения в фотографии – Как использовать данное правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения в фотографии своей историей уходит в далекую древность. Еще зодчие Древней Греции использовали данное правило при постройке своих зданий. До нас дошел полуразрушенный Парфенон. Когда ученые стали проводить исследования, то выяснилось, что он построен по принципу золотого сечения. Египетские пирамиды точно также построены по правилам золотого сечения.

Правило золотого сечения в истории

В 13 веке итальянский математик Фибоначчи, наблюдая за природой, растениями и животными, выявил интересную закономерность. Впоследствии эта закономерность получила название ряда Фибоначчи.

Это последовательность чисел бесконечного ряда, где каждый последующий член равняется сумме двух предыдущих.

Но самое интересное заключается в том, что при делении меньшего числа на соседнее большее мы получаем цифру 0,618.

Великий ученый и художник Леонардо да Винчи, создавая свои картины, также пользовался правилом золотого сечения. Он выявил закономерность, что отношение большей части отрезка к меньшей, ровно как и всего отрезка, к большей части равно 0,618. Кстати, именно с подачи Леонардо да Винчи данное явление стали называть правилом золотого сечения.

Наверняка всем известен его нарисованный человек, который создан по всем правилам золотого сечения. Многие художники, скульпторы создают свои произведения, руководствуясь правилами золотого сечения. Картины, скульптуры, созданные с использованием данного правила очень гармонично выглядят и притягивают взгляды наблюдающих.

Правило третей

А можно ли использовать данное правило золотого сечения в фотографии? Оказывается можно и даже нужно. Ведь благодаря именно правильно подобранным пропорциям и композиции снимка Ваши работы будут притягивать взгляды зрителей и будут гармонировать.

Наверняка Вы уже замечали, что на многих зеркальных и компактных фотоаппаратах на жидкокристаллическом дисплее есть специальная разметочная сетка, состоящая из двух горизонтальных линий и двух вертикальных, которые разделяют экран на трети. Используется правило золотого сечения в фотографии в упрощенном виде. Но это совершенно не означает, что Ваши работы будут выглядеть хуже.

Самый простой способ использовать правило золотого сечения в фотографии – это правило третей. Согласно данному правилу снимок делится условно двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.

Линии проводятся от края кадра примерно на расстоянии трех восьмых.

Обратите внимание

В результате мы получаем четыре узловые точки на пересечении линий и правило золотого сечения в фотографии будет звучать следующим образом:

В этом случае весь снимок будет находиться в заведомо выигрышном положении. Например, если мы снимаем какой-то пейзаж с одиноко стоящим деревом, то это дерево необходимо помещать на расстоянии одной третьей от края кадра.

Читайте также:  Маркировка объективов sigma: как правильно понимать аббревиатуры

Правило диагоналей

А как быть, если композиция состоит из трех композиционных центров? В этом случае можно поступить следующим образом.

Делим кадр по диагонали и из противоположной вершины прямоугольника опускаем к этой диагонали перпендикуляр. В результате получаем три треугольника. И вот композиционные центры помещаем в эти самые треугольники.

Такое размещение композиционных центров балансирует кадр, и снимок в целом выглядит очень гармонично.

Однако существует исключение из данного правила золотого сечения в фотографии. У фотографа бывают ситуации, когда целесообразно отступить от данного принципа, чтобы получить необычный снимок, вывести снимок из равновесия или нарушить симметрию для придания определенного художественного образа.

А теперь задание на дом…

Итак, уважаемый читатель, вам домашнее задание. Посмотрите свои предыдущие снимки и постарайтесь определить, какие из них попадают под правило золотого сечения в фотографии.

Если же Вы видите, что они не попадают, то постарайтесь представить, как можно было бы ситуацию исправить, чтобы Ваша композиция выглядела более гармоничной.

А чтобы более быстро выработать приемы использования правила золотого сечения в фотографии рекомендуем посмотреть картины живописцев эпохи Возрождения и постараться определить, как художник использовал правило золотого сечения при создании своего полотна. Желаем Вам творческой плодотворной работы.

Важно

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Источник: http://fotoadvice.ru/teoriya-fotografii/kompozicii/pravilo-zolotogo-secheniia-v-fotografii/

Правила Третей, Диагоналей и Золотого Сечения – ФотоКто

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием “Золотого сечения”. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила “золотого сечения”. Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

Советы для начинающих:

       Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

       Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

       Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

       Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

       Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

       Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела “тяжелее”, чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.

       Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

       Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемнее , чем просто фасад.

Совет

       Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

Источник: http://fotokto.ru/blogs/pravila-tretei-diagonalei-i-zolotogo-secheniya-7585.html

10 мифов о правиле третей

Как построить композицию без правила третей.

Тэвис Лиф Гловер из Гонолулу, Гавайи, — фотохудожник, автор статей и основатель фотостудии IPOX. Он убежден, что принципы гештальтпсихологии применимы не только к психике, душе, но также к фотографии и искусству в целом. В своей статье о принципах композиции он рассуждает о классическом правиле третей в изображениях и о том, почему от него стоит отказаться.

«Меня зовут Тэвис Лиф Гловер, я обычный фотограф, такой же, как и вы, и моя цель — создавать произведения искусства, которыми я мог бы гордиться, которыми мог бы поделиться с миром. Но в начале моего пути мне что-то очень мешало — как оказалось, это было правило третей.

Всем нам в нашем творческом младенчестве насильно скармливают идею о правиле третей, и даже когда наше понимание композиции становится более зрелым, мы по-прежнему не можем от нее избавиться. Возможно, мы сможем изменить будущее искусства, если вместе откажемся от правила третей и познакомимся с бесценными композиционными приемами, о которых рассказывается в этой статье.

Без композиции искусство процветать не может. Но, используя правило третей для ее создания, вы оказываетесь в тупике посредственности. Звучит жестко — но это так. Я пытаюсь показать, что правило третей — это даже не правило, которое нужно нарушить, это база, на которой вы строите — или не строите — свои произведения. Это ваш выбор.»

Миф № 1 о правиле третей: «Оно делает изображение приятным глазу»

Что значит «делает изображение приятным глазу»? Уверяю вас, это не имеет ничего общего с размещением людей и предметов на пересечении неких линий. Приятна глазу та композиция, которая четко воспринимается зрителем, без отвлекающих элементов, без путаницы и непоследовательности. Как этого добиться?

Во-первых, надо понять, как мозг воспринимает зрительные стимулы. В качестве пояснения воспользуемся понятиями из гештальтпсихологии. Например, на этом фото применяется техника «Взаимодействие фигуры и фона», которая дает возможность четко разделить персонажа фотографии и задний фон.

«Взаимодействие фигуры и фона

Подпись к фотографии: Фотография Анри Картье-Брессона, которая демонстрирует великолепное «взаимодействие фигуры и фона»)

Здесь — «Закон продолжения», который позволяет создавать изогнутые арабески с помощью множества предметов.

Картина Эдгара Дега, демонстрирующая «арабеску»

Здесь — «Наибольшая область контраста», которая помогает направить взгляд зрителя к главному персонажу.

Фотография Дэвида Беллемера

(Подпись на фотографии: «Наибольшая область контраста»)

Миф № 2: «Этим правилом пользуются профессионалы»

Очередной распространенный миф. Возьмем для примера Энни Лейбовиц. Она, безусловно, профессионал и один из самых вдохновляющих фотографов нашего времени. Давайте наложим сетку правила третей на один из ее снимков и посмотрим, использовала она это правило или нет.

Фото Энни ЛейбовицРасположение каминной полки соответствует правилу третей

Как видим, каминная полка идет ровно вдоль линии.

Хм, видимо, Энни действительно использовала правило третей… но погодите, а как она расположила моделей? Как ей удалось создать столь замечательную композицию, если можно пользоваться только вертикальными и горизонтальными направляющими? Некоторые из моделей расположены по сетке, но что дальше? Как разместить их руки, ноги, платья, взгляды? И вот тут на сцену выходит динамическая симметрия.

Это — динамический прямоугольник √4 с основными сечениями — горизонтальными и вертикальнымиДинамический прямоугольник √4 можно разделить на четыре меньших прямоугольника √4

Энни разместила модели согласно динамической симметрии, или, другими словами, решетчатой системы.

Обратите внимание

Это прямоугольник 1:1,5 с основными сечениями.

В прямоугольнике √4 можно разместить 3 прямоугольника 1:1,5Полная сетка решетчатой системы

Динамическая симметрия помогает нам организовать композицию, она использует вертикальные, горизонтальные и диагональные линии для создания ритма и единства изображения. Будь то картина, фотография или скульптура, динамическая симметрия работает для всего.

«Лаокоон и его сыновья» — греческая скульптура, выполненная с использованием динамической симметрии

Миф № 3: «Правило третей помогает взгляду двигаться по изображению»

Это заявление очень далеко от истины. Выстраивание объектов в какой-то точке без рассмотрения того, как будет выглядеть изображение в целом, вовсе не способствует созданию движения в композиции.

Фото Тэвиса Лифа Гловера

«Закон продолжения» из гештальтпсихологии дает нам несколько инструментов для создания движения и единства, которые будут перемещать взгляд зрителя по снимку или картине. Самый визуально привлекательный из них — «арабеска».

«Арабеска», фото: Тэвиса Лифа Гловера

«Арабеска» — это криволинейный элемент, который вы можете включить в свое изображение; она создаст на нем образ красивого, изящного движения. Многие художники активно пользовались этим инструментом в своих работах.

Арабеска, Картина Винсента Ван Гога, демонстрирующая «арабеску»

Еще одна техника для создания движения — это «совпадение». Оно определяет отношения между гранями и объединяет многочисленные элементы на изображении, что помогает создать движение в стороны и вверх-вниз.

«Направляющие линии» вовсе не непрерывные полосы, как можно подумать, судя по названию. Она рваная, невидимая, и фокус в том, что мозг с легкостью воспринимает ее и сам «дорисовывает» недостающие части линии.

«Совпадения». Картина Караваджо. Обратите внимание, как автор понимает «Закон продолжения» и прячет направляющие линии

На этом фото видно, как Энни Лейбовиц выстраивает грани, используя руки и ноги мужчины и женщины.

Фото Энни Лейбовиц, демонстрирующее «совпадения»

То же самое мы видим на картине «Мона Лиза» да Винчи и на сложной композиции «Рождения Венеры» кисти Бугро.

Картины да Винчи и Бугро, демонстрирующие «совпадения»

Миф № 4: «Правило третей убирает персонажа из центра»

Во-первых, кто решил, что расположение персонажа по центру — это плохо? Почему нас заставляют в это верить?

Фото Тэвиса Лифа ГловераФото Тэвиса Лифа Гловера

В гештальтпсихологии есть техника, называемая «Закон симметрии».

В общих словах она означает, что человеческий мозг всегда пытается найти баланс в зрительных стимулах.

Поэтому, если мы используем правило третей и смещаем персонажа из центра, нам нужно чем-то его уравновесить. Если этого не сделать, получится плохо сбалансированная композиция.

Отсутствие объекта для равновесия (или интересного контекста), фото Тэвиса Лифа Гловера

Существует вертикальный и горизонтальный баланс (я называю их «воздушное пространство» и «направление взгляда»); чтобы получить хорошо сбалансированное изображение, нам нужно научиться управлять ими обоими.

Вертикальный баланс по отношению к горизонтальной центральной линииГоризонтальный баланс по отношению в вертикальной центральной линии, направление взгляда влево и вправоКартина Дега, сбалансированная по горизонтали

На этой моей фотографии главные герои находятся в центре, но изображение хорошо уравновешено, потому что здесь есть и вертикальный, и горизонтальный баланс.

Читайте также:  Программы для работы с фотографиями: выбираем правильный софт

Фото Тэвиса Лифа Гловера, сбалансированное как по вертикали, так и по горизонтали

Мне потребовалось несколько лет, чтобы избавиться от влияния правила третей на мои композиции. Раньше я всегда располагал персонажей с одной или другой стороны, не задумываясь о снимке в целом.

Фотографии Тэвиса Лифа Гловера до изучения художественных приемов и техник гештальтпсихологии

Миф № 5: «Правило третей — это основа сбалансированного и интересного снимка»

Мы уже поговорили о «Законе симметрии», который обеспечивает правильный баланс изображения. Теперь надо упомянуть о том, что правило третей создает нежелательное негативное пространство.

Если мы просто помещаем персонажа на одно из пересечений сетки, не думая об изображении в целом и не уравновешивая его, на снимке появляется негативное пространство, которое отвлекает взгляд зрителя от главного героя.

Точка интереса слева, Справа нежелательное негативное пространство. Фото демонстрирует, как правило третей создает нежелательное негативное пространство

Негативное пространство может использоваться намеренно, чтобы создать чувство одиночества, отрезанности от мира. Но если оно появилось на снимке случайно, значит, кадр делал неопытный новичок.

Негативное пространство для изображения одиночества и изоляции. Фото Грегори Крюдсона. Негативное пространство акцентирует историю на снимке

Миф № 6: «Правило третей — отличная точка отправления для начинающих»

Мой собственный опыт подсказывает, что правило третей может только завести в тупик. Сперва я думал о нем как о чем-то революционном, хвастался его использованием перед фотографами-новичками.

Но позже я оказался на «плато», не понимая, как мне дальше выстраивать композицию — и все потому, что следовал правилу третей.

«Плато» перед изучением художественных приемовИзучение правила третей, «Плато» правила третей, Изучение художественных приемов, Уровень мастераПодпись на нижнем фото: Сетка динамической симметрии (Ф 1,618)Подпись к фото: Сетку динамической симметрии использовать так же просто, как сетку правила третей

Если художники и фотографы с самого начала будут применять не правило третей, а динамическую симметрию, они смогут пользоваться не только вертикальными и горизонтальными линиями, но также диагоналями, создавать с их помощью ритм — и не важно, будет это делаться правильной позой моделей или направлением мазков кисти.

Количество доступных диагоналей в прямоугольнике ограничивает число возможных направлений, и это позволяет создавать более сильную композицию, а не хаотичный разброс.

Ограниченное число направленийКартина Вильяма Бугро демонстрирует, как автор создал ритм, расположив модель по сетке динамической симметрии

Миф № 7: «Правило третей создали художники Ренессанса, а то и вовсе древние греки»

Впервые документальное упоминание о правиле третей находится в книге английского художника и гравера Джона Томаса Смита, датированной 1797 годом. И, судя по его работам, его сложно назвать великим мастером.

Да Винчи использовал правило третей? Да Винчи бы в гробу перевернулся, если бы услышал это. Он столько сил и времени посвятил совершенствованию своих композиций, столько учился, практиковался — для чего? Чтобы кто-то свел все его усилия к простому правилу третей? Ни в коем случае.

Да Винчи, как и другие великие мастера, включая и древнегреческих, применял динамическую симметрию, золотое сечение, другие художественные приемы, такие как арабеска, гамма, совпадения, расходящиеся лучи, взаимодействие фигуры и фона, эллипсы, ограждения и так далее.

Правило третей? Спасибо, не надо! Картина Вильяма Бугро

Миф № 8: «Взгляд автоматически притягивается к точкам силы»

На фото дерево и линия горизонта размещены вдоль линий правила третей

Если бы все было так просто. Расположите персонажа на пересечении линий, обозначенных правилом третей, и — БАМ! — вы уже контролируете взгляд зрителя. Не тут-то было. Что насчет того факта, что взгляд притягивают области высокой контрастности?

Когда мы делаем персонажа «наибольшей областью контраста», разве мы не будем в первую очередь смотреть именно на него, вне зависимости от его позы и расположения?

Наибольшая область контраста и Объект для равновесия. Фото Тэвиса Лифа Гловера

Еще одна вещь, которая привлекает взгляд, — «мерцающий край», как я это называю. Имеются в виду высококонтрастные элементы у краев изображения, которые оттягивают на себя внимание.

Если вы создадите последовательность контрастов и уберете с краев все отвлекающие моменты, это поможет контролировать движение глаз ваших зрителей в рамках изображения.

Картина Джеймса Уистлера с «мерцающим краем» и без него

Миф № 9: «Кадрирование изображения под правило третей — отличный способ спасти снимок»

Обрезав фотографию с плохой композицией, плохим освещением, вы не сделаете ее лучше. Обрезать снимок, чтобы его улучшить, — это все равно что работать задом наперед. Компоновать кадр надо до, а не после съемки.

Потраченные впустую пиксели.Старайтесь не кадрировать изображение, а изначально снимать так, чтобы не нужно было ничего обрезать

Изучайте принципы композиции и гештальтпсихологии, чтобы знать заранее, что вы хотите получить в итоге, и понимать, как правильно этого добиться. Не жертвуйте пиксели правилу третей. Ваше творчество заслуживает большего.

Миф № 10: «Точки силы и золотые точки создают драматизм»

Как мы уже поняли, одно только расположение персонажей по третям не придает изображению драматического напряжения.

Точки силы и «Золотые» точки. Фото Тэвиса Лифа Гловера. Кадрирование по закону третей не создает драматизма

Чтобы получить нужный драматизм, обратимся к «закону близости» из гештальтпсихологии.

Посмотрим на эту фреску с потолка Сикстинской капеллы. Персонажи явно объединены их близостью и сходством. Но, кроме того, драматизм усилен тем фактом, что их руки почти, но еще не совсем соприкоснулись. Это миг перед прикосновением.

Работа Микеланджело

Или вот это фото, на котором мужчина почти дотянулся до своей умирающей жены. Драматизм здесь создается тесной близостью.

Фото Тэвиса Лифа Гловера

«Закон близости» позволяет использовать расстояние, негативное пространство для создания напряжения, как, например, на этом фото.

Фото Грегори Крюдсона. Негативное пространство создает напряжение

Заключение

Существует множество способов и техник создания композиции, с помощью которых вы можете взаимодействовать со своими зрителями.

Стань мастером!Забудь правило третей, используй динамическую симметрию!«Мсье Буало», Тулуз-Лотрек

Забудьте о правиле третей и возьмите на вооружение динамическую симметрию. Ее сеткой пользоваться так же просто, как сеткой правила третей, но первая дает значительно больше вариантов для построения фотографии. Поймите, как создавать сильную композицию, — и вы станете мастером в своем деле».

Источник: https://fototips.ru/praktika/10-mifov-o-pravile-tretej/

Основы композиции. Золотое сечение и пропорции Фибоначчи в фотографии

Даже если вы приобрели дорогостоящую видеокамеру и профессиональную оптику к ней, прекрасного результата в фотоделе добиться только с их помощью невозможно.

Несмотря на то, что съемка – процесс очень творческий и требующий креативности, здесь также как и в любом другом виде искусства есть свои правила и порядки, соблюдая которые можно добиться потрясающих, красочных и оригинальных фотографий.

Самое важное, чему нужно научиться для профессиональной съемки – композиционным основам.

Композиция в фотографии

Что же такое композиция и для чего она нужна в фотоискусстве? С помощью нее мы распределяем предметы и фигуры в пространстве снимка, устанавливаем определенные соотношения и размеры, учитываем тени, свет, цвета.

Цель композиции – изобразить фотографируемые объекты определенным образом: привлечь к ним внимание, сделать их интереснее и показать с неожиданных сторон. В правильной композиции всегда будет “центр” кадра – объект, на который больше всего необходимо обратить внимание.

Остальные же предметы и фигуры будут являться как бы фоном или менее значимыми элементами фотоснимка.

Композиционные правила

Есть несколько приемов, благодаря которым можно выстроить идеальную композицию в кадре. Они помогут правильно расставить акценты, выделить нужное, рассказать историю или передать эмоции и чувства.

  1. Контрастность. Используется для того, чтобы привлечь максимальное внимание к нужному объекту. Предмет светлого оттенка разместите на более темном фоне, а темный – на светлом. Не стоит использовать пестрые фоны, которые будут забирать на себя большую часть внимания, а также сливаться с объектом.
  2. Грамотное размещение. Элементы кадры, которые важны фотографу, не следует размещать в кадре хаотично и как попало. Лучше, чтобы они образовывали геометрические фигуры – так будет гармоничнее.
  3. Соблюдение пропорций. Если в кадре несколько объектов, которые стоят в разных частях и на нескольких планах, то фотографируйте таким образом, чтобы они соответствовали друг другу по размеру, объему и цветам.
  4. Использование принципа золотого сечения. Коротко это правило гласит: лучше всего размещать объект на 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра.
  5. Размещение по диагонали. Означает распределение объектов съемки вдоль по диагональным линиям, например, от левого верхнего края до правого нижнего. Так зритель пройдется взглядом по всей площади фотоснимка.
  6. Формат фотографии. Вертикальные объекты, на которых вы акцентируете внимание, фотографируем вертикально. Для пейзажей подойдут горизонтальные кадры.

Золотое сечение – что это?

Одним из самых мощных композиционных правил в фотографии является правило золотого сечения, которое еще называют “божественной пропорцией”. Согласно ему, кадр необходимо разделить на девять частей – двумя линиями по горизонтали и двумя по вертикали.

На пересечении линий образовываются четыре точки, называемые узлами внимания – это самые активные области на фотографии, на которые приходится больше всего внимания. Именно там и на самих линиях необходимо размещать главные объекты и расставлять акценты.

Композиция должна состоять из нескольких частей – таких, чтобы вся горизонталь отрезка имела в соотношении большую и меньшую части, одинаково пропорциональные к основной длине. Параметры золотого сечения составляют 1:0.618:1.

История возникновения правила

Свои истоки правило берет с древнейших времен: первые упоминания о нем найдены в трудах Евклида “Начала”, которые были написаны около 300 лет до н. э. Там он применял принцип деления отрезка в крайнем и среднем отношении для построения правильного пятиугольника, который тоже называют золотым.

По другой версии, за закон золотого сечения человечество должно быть благодарно Пифагору, который сам сделал это открытие и поведал о нем остальным.

Но Пифагор был не только известным математиком, но и мистиком, поэтому открытие данного правило обросло мистическими значениями и потусторонними смыслами.

Последователи великого мыслителя не брали во внимание такие домыслы, а лишь руководствовались этим правилом для создания прекрасных скульптур, сооружений и барельефов.

Важно

Интересный факт: эти золотые пропорции использовались в жизни древних людей, а точнее – египтян. По правилам золотого сечения сконструированы пирамида Хеопса, египетский храм Парфенон, барельефы и даже украшения, которые найдены в гробнице Тутанхамона.

Поучаствовал в поиске идеальных пропорций и итальянский математик Леонардо Фибоначчи, которому удалось выявить удивительную закономерность. Случилось это примерно в 1200 году.

Ученый тогда заметил, что в природе и окружающей нас действительности есть определенная схема, которой все подчиняется и которая очень приятна человеческому глазу. Он поставил в ряд определенные числа и заметил, что каждая часть последовательности является результатом сложения двух предыдущих.

Благодаря этой последовательности мир увидел знаменитые спираль и сетку Фибоначчи, которые используют в построении грамотной композиции до сих пор.

Золотое сечение в фотографии

Как уже было сказано ранее – точки силы, образованные пересечением линий в сетке, привлекают больше всего внимания зрителей, поэтому именно на них делаются акценты и выделяются главные фигуры и предметы.

Этот прием очень популярен в фотографии и является классическим, поэтому знать об особенностях его применения в снимках разных жанров должен каждый фотограф, который хочет профессионально владеть своим ремеслом.

Самое сложное здесь – гармонично расположить все объекты в кадре. Не стоит перегружать фотографию большим количеством объектов, на которых хочется остановить внимание – достаточно будет выделить две-три точки.

Читайте также:  Как фотографировать интерьер квартиры: рекомендации и важные советы

Съемка людей

В головном портрете выигрышнее всего выделить глаза или губы. Расположите их в точках пересечения линий. Так вы акцентируете внимание на эмоциях человека, покажете его характер и темперамент.

В портрете по пояс могут применяться те же самые правила, касающиеся глаз и губ. Но порой руки – тоже очень важная часть снимка, которая может различные состояния: скрещенные, распахнутые и в любых других позах – их можно расположить на линии сечения. Пусть они тоже играют важную роль в кадре.

Оставляйте место на фотографии, которое идет после взгляда человека. Так, если человек смотрит в правую сторону, размещайте его на левой линии сечения.

Модель в полный рост можно расположить на крайней правой или левой линии сечения – так зрителю откроется фон, с помощью которого вы сможете передать обстановку и атмосферу вокруг героя снимка. Такие фотографии хочется рассматривать и улавливать мелкие детали.

Если речь идет о съемке нескольких человек, то не обязательно размещать их в середине кадра – можно также воспользоваться правилом золотого сечения и сделать снимок оригинальнее и интереснее. Расположите героев кадра таким образом, чтобы каждый из них попадал на две линии или точки сетки.

Эти же правила подойдут для съемки животных и даже натюрмортов – не бойтесь экспериментировать!

Съемка пейзажей

В пейзажной съемке есть два нюанса, о которых стоит знать в первую очередь:

Во-первых, наличие линии горизонта, которая делит фотографию на две части. Это такая горизонтальная линия, которая отделяет небо от земли. Часто можно услышать фразу “горизонт завален” – это означает, что эта линия-граница расположена не по правилу золотого сечения, а наклонена в одну из сторон. Такого допускать нельзя.

Во-вторых, расположение линии горизонта. Она может быть либо в верхней, либо в нижней трети. Вы должны решить, оставлять больше пространства для неба, или же для земли. Все зависит от того, где больше интересных и ярких объектов расположено.

Сместив горизонт вниз, вы открываете взор на небо: оно может быть усеяно красивыми облаками, звездами, иметь красивый закат или сочетания цветов.

Совет

Располагая линию выше, мы акцентируем внимание на земле: показываем детали пейзажа, красивую природу, здания и другие объекты.

Но второе правило можно нарушить, но только очень аккуратно. Хотите сделать зеркальный снимок, где небо отражается на поверхности земли? Чтобы не упустить ничего лишнего и точно передать эффект зеркала, поставьте линию горизонта строго посередине – так вы сможете показать как красоту самого неба, так и его отражения.

Нужно избавляться от излишней монотонности кадра. Например, когда на снимке сливаются спокойная водная гладь и ничем не выделяющееся небо. Учитесь делать акценты с помощью дополнительных объектов: отыщите такой кадр, в котором на берегу будет располагаться лодка, люди или красивое здание. Не забывайте про использование вертикальных линий сечения.

В композиции должны быть яркие элементы, привлекающие внимание. Хорошим приемом является использование контрастов: зажженный костер в вечернем пейзаже, яркие фонари на серой улице, крупный выделяющийся предмет на фоне пустынного пейзажа. Такие акценты послужат своеобразным “якорем”, за который зритель будет цепляться во время просмотра снимков.

Макрофотография

Макросъемка, возможно, нуждается в акцентировании внимания на определенных объектах даже больше, чем другие жанры фотографии. Здесь присутствует ключевая фигура или элемент композиции, от которого не стоит отвлекать внимания на что-либо еще.

В фотографиях такого типа должен преобладать минимализм: если вы фотографируете яркий и пестрый объект, например, цветок или бабочку, то фон должен быть максимально размыт, иначе окружающая предмет обстановка может сместить нужные акценты и отвлечь внимание на себя. Посыл должен быть точечным и выделять самое важное в снимке, не отвлекаясь на окружение.

Съемка в движении

Динамичные кадры точно также, как и остальные, должны строиться по правилам композиции.

Самый часто используемый шаблон – когда движущийся объект располагается на правой или левой вертикали, то есть, смещен в бок, а перед ним открывается свободное пространство.

Этот способ – наилучший для того, чтобы продемонстрировать динамику. Снимайте автомобили, животных, людей, используя большую выдержку – это поможет добиться эффекта движения.

Рекомендуем располагать объекты преимущественно на левой вертикали золотого сечения: так вы покажете, что они движутся вперед.

Сетка в фотокамере

На всех современных фотоаппаратах, чаще всего зеркальных, возможность снимать по сетке встроена в интерфейс. Она выводится на экран из меню и позволяет не вымерять трети на глаз.

Сетки в камерах бывают разные: как стандартные, которые мы разбирали выше, так и с разбивкой на большее число прямых линий.

Отличный вариант для тех, кто только начинается пользоваться законом золотого сечения в своих работах – так вы намного быстрее поймете принцип действия правила и способы деления кадра.

Обратите внимание

Спустя много сотен лет правило золотого сечения и пропорции Фибоначчи продолжают использовать в самых разных областях: по ним строят здания, рисуют картины, оформляют интерьеры, фотографируют, снимают кино и даже пишут музыку. Уметь правильно ими пользоваться – значит быть профессионалом своего дела.

Источник: http://top100photo.ru/blog/azbuka-fotografii/osnovy-kompozicii-zolotoe-sechenie-i-proporcii-fibonachchi-v-fotografii

Правило третей или золотое сечение в фотографии

Россия<\p>

2012-06-30 phototalents.ru

Необходимо знать о нем или нет, каждый тут решает сам. Если ваши таланты ограничиваются лишь съемкой вечеринок в кругу близких в режиме «авто»,  то загружать свою память подобной информацией вы вряд ли станете. А вот если лавры фотографа-профессионала или хотя бы продвинутого аматера вам не дают покоя, то читайте внимательно и мотайте на ус.

Правило третей в фотографии

Золотое сечение – это математическая формула, которой, как ни странно, подчиняется гармония. Пропорция делит исходную величину на две части: меньшая доля относится к большей, как большая к исходной величине.

Итог вычислений стремится к уважаемому математиками числу «Фи» – φ≈1,618. Золотые пропорции существуют в физике, астрономии, музыке, поэзии.

Как вы уже, наверное, догадались, существует и золотое сечение в фотографии.

На самом деле все не так сложно, как может показаться. Применительно к фотографическому искусству правило золотого сечения делит кадр двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на 9 неравных прямоугольников.

Чтобы облегчить себе задачу съемки сбалансированных изображений, фотографы немного упростили задачу и стали делить кадр на 9 равных прямоугольников в соответствии с числами Фибоначчи.

Так правило золотого сечения трансформировалось в правило третей, которое относится к одному из принципов построения композиции.

Золотое сечение в фотографии

Важно

В видоискателях современных цифровых камер точки фокусировки расположены на позициях 2/8 или на воображаемых линиях, делящих кадр по правилу золотого сечения. При съемке в творческих режимах осуществить точечный замер экспозиции и сфокусироваться можно на любой из них. Некоторые камеры оснащены сеткой, построенной по правилу третей.

Золотое сечение на экране

Эти ухищрения предназначены для того, чтобы облегчить фотографам съемку, располагая значимые объекты на условных линиях и их пересечениях. Размещать активные точки с точностью до миллиметра нет необходимости. Да и чисто технически предмету сложно занимать лишь строго отведенное для него место, ведь у каждой вещи есть определенный размер.

by Yanik Chauvin

Правило третей применимо ко всем сюжетным композициям: снимаете вы пейзаж или портрет, натюрморт или репортаж. Пока ваше чувство гармонии не стало приобретенным и бессознательным, соблюдение нехитрого правила третей позволит вам делать снимки выразительные, гармоничные, сбалансированные.

by Frank Uyttenhove

Наиболее удачным примером для демонстрации является пейзаж. Принцип композиции заключается в том, что небо и суша (либо водная гладь) должны иметь соотношение 1:2. Одну треть кадра следует отвести под небо, а две трети под сушу или наоборот.

Исключением, когда кадр делится на две равные половины, является съемка зеркальных отражений, будь то отражение скалы на морской поверхности, деревьев на водной глади озера или отражение человека в зеркале.

Рыбалка ранним утром

С другой стороны, что за удовольствие от правил, если их не нарушать, ведь запретный плод всегда сладок. Маститые фотографы, давным-давно выучившие не только золотое сечение в фотографии, но и все остальные аксиомы и теоремы создания удачной композиции, относятся к ним скептически.

Они примеряют сетку на шедевры знаменитых художников, не находят соответствия правилу третей и считают долгом чести усомниться в его актуальности. Но, на то они и мэтры. Не каждую идею и тему для сюжета можно подстроить под существующие правила.

Так и появляются гениальные произведения…

Источник: http://phototalents.ru/articles/pravilo-tretej-ili-zolotoe-sechenie-v-fotografii.html

Золотое сечение и правило третей

Золотое сечение в фотографии одно из основных понятий и главных правил для построения правильной и гармоничной композиции.

Создание фотографии бесспорно творческий процесс, но, как и в любой другой области искусства, здесь также присутствуют свои правила и принципы.

И хотя в наши дни они очень часто нарушаются или игнорируются, в целях создания гипер авангардных фотоснимков, все-таки их нужно знать.

Правило золотого сечения или «божественная пропорция», было впервые открыто итальянским математиком Леонардо Фибоначчи (приблизительно в 1200 г.

), который первый заметил, что в окружающей природе существует своего рода схема-дизайн, которая невероятным образом очень приятно воспринимается человеческим глазом.

Совет

Со времен Ренессанса, художники уже активно использовали правило золотого сечения и создавали свои картины, применяя главную цифру правила в отношении соотношения сторон  — 1:1,618. Использование данного правила помогает создавать сильную композицию органичным и естественным способом.

Принцип золотого сечения нашел свое выражение в двух схемах-фигурах, известных как Спираль Фибоначчи и Сетка Фибоначчи.

Использование спирали во время компоновки кадра, позволяет создать гармоничную композицию,  и при ее просмотре взгляд зрителя будет естественным образом скользит вдоль фотографии.

В чем главное отличие этих двух понятий? Посмотрите на следующие фотографии.

Главное отличие в соотношение сторон. Параметры золотого сечения 1:0.618:1, а правило третей – 1:1:1. Вывод можно сделать такой:  правило третей немного более упрощенная версия правила золотого сечения, в его классическом варианте. Оно было впервые озвучено в 1797 г.

Согласно данному правилу, кадр делиться воображаемыми линиями по горизонтали и вертикали на трети, где главные композиционные детали располагаются на точках пересечения линий. Применение данного правила создает более динамичную композицию, тем самым открывая зрителю глубокий смысл фотографии, приглашая его к активному взаимодействию во время просмотра.

Чтобы понять данное правило в действие рассмотрим следующие фотографии.

Многие исследования доказали, что во время просмотра фотографии, для человеческого взгляда более естественно концентрироваться на одной из точек пересечения, чем в центре кадра.

Если на фотографии вы хотите сделать акцент, на определенном предмете, то его необходимо расположить на одной из четырех точек.

Желаете сделать акцент на переднем плане фотографии? Тогда лучше, сформировать кадр так, чтобы линия горизонта проходила вдоль верхней линии сетки (соотношение 2:1) и наоборот. Хотите показать красивый узор на небе? Тогда линия горизонта, должна проходить вдоль нижней линии сетки.

В видоискателе большинства современных, профессиональных фотоаппаратов можно увидеть сетку, созданную по принципу правила третей, она значительно облегчает фокусирование и правильное распределение акцентов.

Есть такое популярное выражение «Правила создана для того, чтобы их нарушать». И в свадебной фотографии, правило третей очень часто нарушается, в целях создания интересных кадров. Чтобы расти в артистическом плане, я считаю, что правило иногда нужно нарушать, только в любом случае их надо знать и уметь хорошо применять их на практике.

Источник: http://blogphotografelena.ru/zolotoe-setchenie-i-pravilo-tretey/

Ссылка на основную публикацию