История одной фотографии: девочка в машине

История одной фотографии

Эта удивительная фотография была сделана в 1948 году, когда не было фотошопа и цифровых технологий. Часто эту фотографию называют Дали и кошки, хотя в действительности она называется Dali Atomicus, и снята она была родоначальником сюрреализма в фотографии, Филлипом Халсманом, который поддерживал теплые и дружественные отношения с Дали в течение 30 лет.

То, что сейчас в фотографии можно сделать несколькими несложными движениями мышки в фотошопе, в то время требовало неимоверных усилий.

На съемку одного этого кадра было потрачено более 6 часов! Мольберт и картина были подвешены на леске за потолок, стул на переднем плане держала жена фотографа и еще двое ассистентов подкидывали кошек и выплескивали ведро воды – и так 28 раз!После каждого кадра Филлипп Халсман отправлялся проявлять пленку и оценив полученное, принимался за следующий кадр.

Обратите внимание

На счет “три!” бросают кошек и выливают воду, на счет “четыре!” Дали прыгает. Дали прыгнул слишком поздно – переснять! Ассистенты вытирают пол и примиряют кошек. В кадре засветилась ассистентка – переснять! Вода попала на Дали, а не на кошек – переснять!

И только по прошествии 6 часов съемки получился этот великолепный кадр, а все участники действия были уставшими и измотанными, все за исключением кошек)

Гнев Черчилля

Шла Вторая Мировая война, Лондон регулярно бомбили, в такие периоды каждый народ нуждается в сильном, уверенном в себе, лидере. Именно тогда и появился портрет Черчилля, который был растиражирован на тысячах открыток и вошел почти в каждый английский дом.

Этот портрет передает решительность, неустрашимость и благородный гнев премьер-министра – вот почему он так пришелся по душе англичанам.Фотографу Юсуфу Каршу удалось не только поймать, но и невольно создать эти эмоции на лице Черчилля.

Дело в том, что портрет был сделан во время визита премьер – министра в Канаду, и у Карша было всего несколько минут для съемки.

Когда Черчиллю сказали о необходимости задержаться возле фотографа, он выразил свое неудовольствие, но пошел… и вот все готово, но Каршу очень мешала в кадре сигара, с которой, как известно, Уинстон Черчилль не расставался. Тогда Карш резко подошел к премьеру, вырвал у него из губ сигару, вернулся к фотоаппарату и смог запечатлеть гнев лидера Великобритании в одном единственном кадре.

Этот логотип смело можно отнести к одному из самых известных. Еще бы, ведь американская компания Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) создала столько замечательных фильмов, известных практически повсеместно. Рычащий лев стал, по сути, не просто логотипом компании, но и всего Голливуда.На самом деле львов было много.

Они периодически сменяли друг друга, но большинство зрителей это не замечало — лев он и есть лев. Но история логотипа MGM куда интересней, нежели история самой компании. Некоторые из этих львов стали по настоящему известными, история сохранила их имена. Другим повезло меньше, логотипы с их изображением использовались реже или параллельно с основными.

Впервые лев, окруженный кинопленкой с девизом «Аrs gratia artis» («Искусство ради искусства»), появился в 1916 году на логотипе свежеобразованной компании Goldwyn Pictures Corporation. Этот лев (читай логотип) вошел в историю как «The Original Leo the Lion». Он также известен и как «The Silent Lion», «Молчаливый Лев» – кино в те годы было еще немым.

Автором логотипа стал художник Ховард Дитц (Howard Dietz). В Сети можно найти несколько мнений, относительно того, почему был выбран именно лев. Кто считает, что лев был символом любимой футбольной команды Ховарда, другие склоняются к мнению, что причина выбора в символичности данного животного. Однако, доподлинно причина вряд ли кому известна.

Как бы то ни было, но этот, самый первый лев имеет к самой MGM лишь косвенное отношение.В 1923 году Goldwyn Pictures объединяется с Metro Pictures Corp., образуя Metro-Goldwyn Pictures Corporation. На год живого льва заменила статуя, вошедшая в историю как «The Lion Statue».

Справедливость восторжествовала в 1924 году, когда и была образована Metro-Goldwyn-Mayer (Metro-Goldwyn Pictures Corporation объединилась с Louis B. Mayer Productions). Руководство новой компании решило вернуться к старому логотипу с живым львом.

Важно

Так появился логотип, вошедший в историю как первый официальный логотип MGM или как «Slats the Lion» – по имени льва Слетса, снявшегося в «главной роли». История даже сохранила его биографию: родился в Дублинском зоопарке, в Ирландии, 20 марта 1919 года; львенком иммигрировал в США; прожил долгую и интересную жизнь, скончавшись в 1936 году. Шкура Слетса ныне хранится в McPherson Museum.

Эта фотография была сделана 12 июля 1942 года, западнее Ворошиловграда фронтовым корреспондент М. В. Альпертом.

Это пожалуй один из самых известных фотоснимков Великой Отечественной: командир с пистолетом в поднятой руке поднимает бойцов в атаку.

На снимке – младший политрук Алексей Гордеевич Ерёменко (до войны – председатель колхоза), погибший через несколько минут после выполнения фотографии…

Вот рассказ очевидцев:

“… А было это утром 12 июля. На нас обрушился шквальный артогонь. Первую атаку мы отбили. Но во время второй дрогнул правый фланг дивизии. Бойцы начали отходить. Мы были оглохшие, ослепшие, у многих текла из ушей кровь – полопали барабанные перепонки! Я получил приказ комдива восстановить положение, остановить солдат, ибо ситуация создалась критическая. Бегом бросился навстречу отступающим. И тут увидел Еременко. Он тоже бежал наперерез бойцам. “Стой! Стой!” – кричал он. Мы залегли. Собрали вокруг себя людей. Немного нас было, горстка. Но Еременко решил контратаковать, чтобы восстановить положение. Такое не забывается. Он поднялся во весь рост, закричал, бросился в атаку. Мы ворвались в траншеи, завязалась рукопашная. Дрались прикладами, штыками. Фашисты дрогнули, побежали. Вскоре в одной из траншей я увидел Еременко. Он медленно падал. Я побежал к нему и понял, что в помощи младший политрук уже не нуждается… “
А вот рассказ самого фотокорреспондента:
” … Этот снимок я сделал приблизительно в середине лета сорок второго года под Ворошиловградом. Для съемок облюбовал окопчик, отрытый чуть впереди обороны. Фашисты готовились к атаке. Помню, сначала налетели самолеты. Потом ударила артиллерия, и вражеская пехота пошла в атаку. Разгорелся жестокий бой. Я увидел, что невдалеке поднялся во весь рост офицер. Только я успел нажать спуск камеры, как осколком разбило объектив. Думал, пленка пропала… Кто был тот офицер? Когда я возился с разбитым фотоаппаратом, по цепи пронеслось: “Комбата убили”, я был уверен, что речь идет об этом офицере. Ведь он первым бросился под вражеские пули. Потому я и назвал фотографию “Комбат” … ”

В аду

Снимок, сделанный британским фотографом Ником Утом 8 июня 1972 года с голой вьетнамской девочкой, бегущей по дороге и кричащей о помощи, стал одним из самых ярких снимков за период вьетнамской войны. В июне 1972 года команда британских журналистов освещала военные действия во Вьетнаме для телеканала ITN.

Крис Уэйн и его съемочная группа 8 июня прибыли в деревню Чангбанг для нового репортажа. Накануне сюда пробрались северные вьетнамцы, которые готовились к контратаке. К полудню в небе появились старые вьетнамские бомбардировщики. В это время жители деревни спрятались в храме, где, как им казалось, будет безопасно.

Однако вскоре самолеты начали сбрасывать бомбы и все вокруг запылало. «Меня обуял ужас, я побежала от огня. Я увидела брата и кузину. Мы бежали. Моя одежда горела» – вспоминает Ким Фук.Съемочная команда находилась неподалеку от этого места, и вскоре увидела детей, бегущих по дороге. Они не издавали ни звука, пока не увидели взрослых. Девочка кричала и махала руками.

В это время вьетнамский фотограф Ник Ут сделал снимок. Крис Уэйн остановил бегущую девочку и начал обливать ее водой. «У нас кончалась пленка, и мой оператор, теперь уже покойный великий Алан Доунс, был недоволен тем, что я просил его тратить бесценную пленку на съемки ужасных сцен, которые были слишком жуткими для показа в эфире, – говорит журналист.

– А я считал, что нам нужно рассказывать обо всем как есть, и, к чести телекомпании, ITN продемонстрировала эти кадры» – рассказывает Крис Уэйн.

Афганская Джоконда

В июне 1985 года на обложке National Geographic была опубликована фотография неизвестной 13 летней девочки из Афганистана. В комментариях было сказано, что фото сделано в лагере беженцев в Насир Баг (Nasir Bagh), Пакистан, куда девочка попала после гибели своих родных.

Её семья пробиралась через горы в лагерь, но по дороге была замечена советскими вертолетами и попала под обстрел. Автор фото Стив Маккьюри (Steve McCurry).

Стива Маккьюри постоянно просили прокомментировать путешествие в Пакистан и фотографию девочки.

Самое известное его высказывание: “Этот портрет для меня соединил душевные раны девочки, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома …”

Нападение

То, что происходит на этой фотографии – интересно и страшно одновременно. Дело в том, что сейчас Вы смотрите на последние секунды жизни одного бабуина.

Буквально после того, как фотограф Джон Доминис (John Dominis) сделал этот кадр, леопард растерзал беднягу…
Джон Доминис: «В середине 1960-х я получил задание от LIFE сделать фоторепортаж, посвященный африканским кошкам. Я и до этого часто снимал животных и даже считал себя экспертом в этом деле.

Я отправился в Ботсвану, чтобы сфотографировать леопарда в процессе охоты на бабуинов. (Бабуины – одни из самых агрессивных обезьян. Леопарды убивают каждый год тысячи бабуинов, и если бы не они, то бабуины стали бы во многих районах серьезной проблемой. Они с легкостью нападают на скот и даже на людей.

Совет

– Creative Journal) Местные охотники поймали одного резвого леопарда и поместили его в фургон. Мы двинулись в пустыню, в поисках рассадника бабуинов. И вот, мы на месте, вокруг нас три-четыре десятка диких обезьян. Они настроены очень агрессивно, не зная пока, что в фургоне у нас их злейший враг.

Охотник выпускает его, и бабуины в ужасе бросаются в рассыпную или залезают на немногочисленные деревья. Все, кроме одного. Он – то ли смельчак, то ли самоубийца, но он остался лицом к лицу со своим убийцей. Я щелкал каждый миг, каждую секунду этого противостояния. Оно было недолгим, около минуты. Через пару секунд, после того, как я сделал этот кадр, леопард совершил точный прыжок и впился зубами в горло бабуина.»

Связи

Этот снимок фотограф Майкл Мауни (Michael Mauney) сделал в американском городе Седербург (шт. Висконсин) в 1969 году, где делал репортаж о местной католической школе. Однажды, после очередной вечерней службы, священник начал объяснять подросткам азы полового воспитания с точки зрения католической церкви.

Он говорил: «Вы должны решить для себя, что для вас хорошо, а что плохо. Есть церковь и она говорит «Делай так!», она говорит «Люби и будь близок только с той, которую ты избрал на небесах!», она говорит «Не живи во грехе!» и «Береги девственность для будущего мужа, не опозорь свою семью!».

После этих слов юноша по имени Гордон (капитан школьной команды по баскетболу) хитро переглянулся с рядом сидящей девушкой. Оба покраснели. Фотограф понял, что это момент истины и нажал на спуск. Истина в том, что для этих двух ни о какой девственности и речи быть не могло.

Видимо они напару прогуляли тот день, когда «церковь говорила».

Рабочий-антифашист

Это случилось в фашистской Германии в 1936 году, когда толпа народа собралась в Гамбурге посмотреть спуск на воду военно-морского учебного корабля, во время которого толпа активно салютовала и кричала «Sieg Heil!». Среди них был один, который отказался выполнять фашистское приветствие.

Читайте также:  Оптимальный размер фото для сайтов: пошаговая инструкция с фото

В 1991 году одна девушка, увидев эту фотографию в одной из германских газет, узнала в этом человеке своего отца, Августа Ландмессера, рабочего того самого гамбургского судостроительного завода Blohm + Voss.У Ландмессера, очевидно, были свои личные причины не салютовать.

Предположительно, он являлся членом НСДАП с 1931 по 1935 годы, однако позднее был исключен из партии в связи с женитьбой на еврейке по имени Ирма Эклер. После того, как у них родились две дочери, Августа посадили в тюрьму по обвинению в «осквернении нации».

Полагают, что Ирма была так же арестована гестаповцами и посажена в тюрьму Фульсбюттель в Гамбурге. Их детей разлучили.

Ландмассера амнистировали в 1941-м, после чего отправили на войну. Позднее он числился пропавшим без вести, а затем объявили, что на самом деле он погиб. В 1996 году одна из его дочерей, Ирэн, написала историю своей семьи на немецком языке, рассказав о том, как жестоко их разлучили.

Жаркий поцелуй

Робер Дуано сделал эту фотографию в 1950 году, получив заказ от журнала «Life», и она принесла фотографу мировую известность, стала символом любвеобильного Парижа, молодости и любви.

Поцелуй Дуано только кажется абсолютно случайным, подсмотренным и умело схваченным фотографом – отсутствие стройной композиции кадра, общая обстановка и смаз кадра выдают его за вполне реальное мгновение жизни.

Журнал «Life» опубликовал фото Робера Дуано вместе с несколькими другими фотографиями поцелуев на улицах Парижа, a негатив и отпечатки фотографии были переведны в архив, где и пролежали более 30 лет…Эта фотография стала всемирно известной лишь в 1986 году, когда она была напечатана на постере. ”Поцелуй…” Робера Дуано был распечатан на 2.5 миллионах открытках, 500 тыс.

плакатов и еще на календарях, занавесях, фотоальбомах – повсюду. Не удивительно, что одна эта фотография принесла Робер Дуано больше дохода, чем все остальные фотографии!

Однако, известность имеет и обратную сторону медали.

Обратите внимание

После такого фурора Дуано получал сотни писем людей, представлявшихся героями этой фотографии и требовавших компенсации, при этом дело доходило даже до суда. Так, одна пара в 1988г. подала иск на фотографа и с требованием выплатить 90,000 долл. в качестве гонорара. Робер Дуано выиграл, однако ему пришлось признаться, что это фото постановочное. По словам фотографа, он бы не осмелился фотографировать целующихся на улице, потому что “такие парочки редко бывают “узаконенными”.

По материалам сообщества “История одной фотографии”.

Источник: http://www.lookatme.ru/flow/posts/photo-radar/181698-istoriya-odnoy-fotografii

Истории гениальных фотографий

Фотографии, которые красочнее любых слов запечатлели символы эпохи, события, общества и человечества во всем его многообразии

Тысячи снимков ежедневно попадают в СМИ, но лишь единицы из них способны пройти сквозь долгие годы не утрачивая своей ценности, разрушая самые крепкие цепи человеческого равнодушия.

Чаще всего привлекают внимание, оставляя след в памяти, страшные и шокирующие кадры с войн, терактов, очагов эпидемий и из социально неблагополучных мест. Но при этом есть работы, которые закрадываются в душу своей красноречивой «простотой», выбивающейся, из общей композиции, деталью или необычной историей снимка.

AdMe.ru собрал в этом материале одни из самых волнующих фотографий. Некоторые из них ужасают, некоторые вызывают уважение, а некоторые наполняют сердце теплом.

Подожди меня, папа

Перед глазами Клода Деттлоффа разыгралась личная трагедия маленького ребенка, когда он делал фотографии марша Полка Британской Колумбии 1 октября 1940 года. На снимке Клода пятилетний Уоррен Уайти Бернард бежит от своей матери к отцу, рядовому Джеку Бернару, с криком «Подожди меня, папа».

Момент, запечатленный на фотографии, настолько пронзительно рассказывает о той боли, которую испытывают дети при расставании с отцами, что впоследствии фотография получила широкую известность: была опубликована в «Life» и висела в каждой школе Британской Колумбии во время войны.

А Клод, проникнувшийся привязанностью сына к отцу, стал следить за этой разлученной семьей, и снял её воссоединение, после возвращения Джека с войны.

Солнечный край

Стив Макарри обладает удивительной способностью снимать фотографии, которые рассказывают целые истории своих героев. На снимке фотографа разрушенный войной Афганистан, и парень, лицо и глаза которого могут сказать больше любых слов. Яркий цвет фруктов на фоне безрадостной серой гаммы вселяет некую надежду, делая снимок жизнеутверждающим.

Рискуя жизнью

Снимок легендарного Сэма Абеля. Незатейлевый, на первый взгляд, он чуть не стоил жизни фотографу. История автора: «В 1986 году я в очередной раз приехал в СССР в командировку. На этот раз меня поселили в гостинице „Националь“ с прекрасным видом на Манежную площадь и Московский Кремль.

В один из скучных вечеров после рабочих съемок я сидел у себя в номере и думал, чем бы себя занять. Достал камеру и начал фотографировать вид из окна. Получалась эдакая туристическая открытка — чего-то явно не хватало.

И тут я вспомнил про груши, привезенные с собой (в перестроечном СССР на фрукты был особый дефицит), и подумал, что они смогут разгрузить обстановку.

Я стал раскладывать их на подоконнике, как вдруг заметил, что по брусчатке в сторону Манежной площади движется правительственный кортеж Горбачева, состоящий из трех машин: представительного ЗИЛа и машин сопровождения. Я навел на него объектив, радуясь, что получу необычный кадр.

Но службе безопасности Михаила Сергеевича это не понравилось. В считанные секунды (я еще не успел ничего понять) раздался выстрел. Почти беззвучный. В страхе я отпрянул назад. Понимая, что с этими людьми шутки плохи, я решил в окно больше не высовываться и сидел тихо, пока кортеж не миновал. Натюрморт из-под подоконника с одной из груш, помеченной выстрелом, — это все, что осталось мне на память от этой истории».

Удивительный снимок был куплен журналом National Geographic за рекордно высокую сумму — 220000 USD.

Битва за Сайгон

Кадр сделан во время войны во Вьетнаме, автор снимка военный фотокорреспондент — Филип Джонс Гриффитс. Солдат вьетнамской армии ждет помощи, чтобы унести раненную девушку в более безопасное место.

В те годы агентство Magnum, на которое работал фотограф, столкнулось с трудностью продажи снимков Гриффитса.

Слишком ярко в них были отражены страдания мирного населения и жестокость по отношению к нему американских солдат.

Это заставило Филипа опубликовать книгу «Vietnam Inc» в 1971 году, которая включала многие работы, не опубликованные в свое время. Книга сильно повлияла на восприятие американцами Вьетнамской войны.

Американская мечта

Снимок восьмилетней девочки, сделанный на мексиканской мусорной свалке, прославил фотографа Джанет Джармен. В августе 1996 года Джанет отправилась в исследовательскую поездку в Мексику. Местные активисты привели ее на городскую свалку в Матаморосе, расположенную вдоль американо-мексиканской границы.

Среди дыма, огня и сточных вод Джанет заметила девочку, которой тогда было всего 8 лет. Марисоль вместе со своей семьей искала среди мусора вторсырье для продажи в пункты переработки. Она мечтала о переезде в Америку. «Пусть женщина возьмет твою фотографию, — сказала ее мама. — Однажды она сможет стать знаменитой».

Эти слова оказались пророческими для Джармен, а жизнь Марисоль стала главной её темой более чем на 15 лет.

«Золотой» плен

Единственное, что мешает Маркусу Блисдейлу быть полностью довольным жизнью — это ночные кошмары. Он провел в Конго более семи лет, фотографируя что-то отдаленно похожее на жизнь, и знает, что около 1250 человек там ежедневно настигает смерть. Совсем не просто вернуться из Конго и жить прежней жизнью.

На фотографии Маркуса рабочие, которых удерживают на таможенных складах. Их заставляют добывать золото в каменоломнях горы Монгбвалу. Люди трудятся целыми семьями. Золотодобыча ведется с целью финансирования военных кампаний.

На дне

В Америке имя Горона Паркса стало символом победы человека над обстоятельствами. Паркс — первый темнокожий фотограф, снимавший для Life и Vouge, первый режиссер-афроамериканец в «белом» Голливуде.

Паркс много и успешно работал над темой расовой дискриминации в Америке, снимая жизнь и войны молодежных банд Гарлема. На одном из своих снимков фотограф запечатлел Бесси Фонтенелли и ее четверых детей в отделе социального обеспечения.

Важно

Женщина, озабоченная судьбой детей и придавленная нищетой, сталкивается с типичным «белым» клерком.

Фотографу удалось уловить тот самый миг, когда лица героев горят красноречивее любых слов, а отстраненность от проблем социально незащищенных слоев прекрасно передана спиной «вершителя судеб» к камере.

Переступить черту

Фотография, сделанная Алексом Уэббом, рассказывает о том, с чем порой приходится сталкиваться людям на границе США и Мексики. Мы не знаем, чем закончилась это история, но яркие цвета, нависшие облака и вертолет на заднем плане переносят нас в какую-то сказочную страну, смягчая драматизм ситуации.

Невосполнимая потеря

Эта фотография, опубликованная во всех СМИ мира, сделана Крисом Хондросом. Он находился в составе армейского подразделения в Tal Afar, когда один из солдат на контрольно-пропускном пункте убил родителей забрызганной кровью девочки. Хондрос был отозван из подразделения после того, как снимок попал в СМИ.

Карьера фотожурналиста закончилась трагически. Он был смертельно ранен в Мисурате, Ливия, вскоре после того, как успел снять жестокую перестрелку мятежников и правительственных войск с близкого расстояния.

Беженцы в лагере в Эфиопии

Этот снимок сделан Себастьяном Сальгадо в лагере беженцев в Эфиопии. Люди, их одеяния, расстояние, на котором они находятся друг от друга, отражают ощущение хаоса в их жизни.

Ребенок на переднем плане, чей взор направлен вниз, мать, которая не смотрит в сторону мужа — создают идеальную симметрию.

А пейзаж и мужчина, уходящий в противоположную сторону, отражают чувство страха и условий, в которых им приходится жить.

Полицейские-тройняшки

Тревел-фотограф Майкл Ямашита не напрасно проводил время в Нью-Джерси. То, мимо чего бы прошел неискушенный зритель, остановило фотографа. В итоге, ничего не подозревающие полицейские стали предметом всеобщего обозрения на многие годы.

Комичность ситуации заключается в том, что суровые полицейские в таком составе и ракурсе выглядит совсем не сурово. Фотография с братьями, не только по оружию, но и по крови, привлекла к себе огромное внимание и до сих пор вызывает улыбки.

Последние шаги

Фотография, сделанная Йозефом Куделка в 1963 году, рассказывает историю человека, которого только что признали виновным в убийстве и ведут на место казни.

Фигура обвиненного располагается в центре кадра под небольшим наклоном, как бы давая понять, что в скором времени его тело безжизненно упадет на землю.

Примечательно, что местность, запечатленная на фотографии вся изъезжена грузовыми машинами, по колее которых, как по выложенной дороге к собственной смерти идет человек.

Просто Роза

Портрет пожилой женщины, сделанный Сэмом Абелем, имеет необъяснимую магическую силу. Несмотря на простоту постановки, это именно тот случай, когда «простое» не кажется понятным.

В борьбе за жизнь

На снимке жертва голода в Судане. Одна из самых сильных работ фотографа Джеймса Нахтвея.

Нахтвей работал во многих горячих точках мира и был свидетелем страшнейших гуманитарных катастроф, эпидемий и войн, что подтверждают его фотографии.

Автор не преследует цели напрасно потрясать публику, вызывая пустые эмоции. По его словам, Джеймсу важно запечатлеть события, которые никогда не должны быть забытыми или повторенными вновь.

В Гренаде

Фотограф Алекс Уэбб широко известен тем, что не тратит времени на выискивание эффектных лиц. Он старается воспринимать человека в контексте окружающей среды, считая, что фигура и цвет способны порой даже лучше отражать смысловую нагрузку.

Известный снимок Алекса Уэбба, сделанный в полузатемненном баре, с помощью игры цвета передает настроение и особенности островной культуры.

Четкие силуэты на фоне ярких цветов отражают некую силу духа героев несмотря на фатальность и ежедневную борьбу.

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/istorii-genialnyh-fotografij-497355/

История одной фотографии. В объятиях вождя | Новости Таджикистана ASIA-Plus

«Азия-Плюс» начинает новый фотопроект – «История одной фотографии». Каждый материал будет посвящен одной из старых фотографий, людям, изображенным на ней, истории ее создания или рассказу о том, что за этим последовало.

В декабре 1935 года фотограф Борис Игнатович запечатлел в Кремле интересное событие: глава советского государства Иосиф Сталин дарит свою фотографию с автографом 11-летней таджикской девочке, получившей орден Ленина. Первая пионерка страны, удостоенная такой награды. Первая среди взрослых в Таджикистане. Этой девочкой стала Мамлакат Нахангова, которая многие годы была примером для миллионов советских пионеров. 

«Мы не хотим быть битыми»…

Это был период, когда СССР взял курс на достижение экономической самостоятельности: Сталин стал развивать политику сверхиндустриального скачка, который был связан с нетерпением партийного руководства, а также широких слоев населения разом покончить с острыми социально-экономическими проблемами и обеспечить победу социализма в СССР революционными методами коренной ломки сложившегося хозяйственного уклада. Ставка на индустриальный рывок была также тесно связана с курсом на сплошную коллективизацию сельского хозяйства. 

Следует иметь ввиду и внешнеполитические аспекты. Именно в этот время западные страны переживали тяжелейший экономический кризис, и в советском руководстве вновь затеплилась надежда о приближающемся крахе буржуазного мира.

В этих условиях, как считали в Кремле, наступил благоприятный момент для индустриального рывка в передовые державы, тем самым исторический спор с капитализмом мог решиться в пользу социализма. Сталин особо подчеркивал: «…задержать темпы – значить отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет.

Читайте также:  Для чего нужен широкоугольный объектив: преимущества и недостатки

Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Такой призыв многим представлялся единственно верным решением и нашел отклик среди широких слоев населения. 

В среднеазиатских республиках, например, старались увеличить темпы сельскохозяйственного производства, особенно в хлопковом секторе, где урожай собирали механическим способом. Для привлечения еще большей рабочей силы, нужно было пропагандировать и поощрять.

«Каждому по грузовику и ордену»…

Такая поддержка передовых колхозников из республик Средней Азии легла в основу проведения совещания с руководителями партии и правительства, которое прошло 4 декабря 1935 года в Москве. Выступая на этом совещании, генеральный секретарь ЦК ВКП(б), председатель СНК И.В. Сталин, отмечал:

«Колхозы у вас растут, желание работать имеется, машины дадим, удобрение получите, помощь всякая, какая только необходима, будет оказана. Стало быть, дело с хлопком у вас пойдет и зажиточная жизнь развернется».

Совет

Также за отличную работу Сталин дал распоряжение представить к высшей награде – к ордену – всех участников и участниц данного совещания, и дать по грузовику каждому колхозу, представленному на мероприятии. Кроме этого указывалось преподнести каждому из участников совещания по патефону с пластинками, часы мужчинам – карманные, а женщинам – ручные. 

Одной из участниц этого мероприятия была юная 11-летняя школьница Мамлакат Нахангова, которая равняясь на Алексея Стаханова, донбасского шахтера, перевыполнившего суточную норму в 14,5 раз и добывшего 102 тонн угля, собрала за день 102 кг хлопка.

Школьница-таджичка перевыполнила норму взрослого человека по сбору хлопка в семь раз! Мамлакат участвовала в сборе хлопка в колхозе им.

Лахути Шахмансурского сельсовета Сталинабадского района Таджикской ССР и начала собирать хлопок двумя руками, принося за день по 70-80 кг, в то время, когда обычный взрослый собирал в среднем, 15.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1935 года «за трудовой героизм и успехи в поднятии урожайности хлопка», Мамлакат наградили орденом Ленина, и она стала самым юным и первым среди пионеров кавалером этого высшего ордена СССР, получив его из рук Председателя Всероссийского ЦИК Михаила Калинина.

Встреча с вождем

Как потом признавалась сама Мамлакат, в то время она знала всего несколько слов по-русски, её речь переводил свояк Анастаса Микояна (наркома пищевой промышленности СССР), учивший таджикский язык.

Сталин подарил Мамлакат фотокарточку, где она снята среди членов Политбюро (Сталин, Молотов, Андреев) в таджикских халатах. На обороте карточки Сталин оставил надпись: «Тов. Мамлакат Наханговой от И. Сталина за хорошую учебу и работу. 1935 год, декабрь». Мамлакат подарила Сталину книгу.

Именно этот момент и заснял Борис Игнатович, который возглавлял бригаду фоторепортеров для съемки сюжетов на тему стахановского движения.

Мамлакат стала своеобразным образом в пропаганде сталинской эпохи, а фотография – символом пропаганды интернационализма и толерантности со стороны советского вождя.

Как описано в документальном рассказе об этом событии, Мамлакат страшно волновалась, и когда оказалась перед Сталиным, увидела его добрую, отеческую улыбку, у нее невольно вырвалось: «Дада!». 

Секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Андреевич Андреев хотел сделать девочке замечание, но Сталин едва заметным движением руки остановил его: «Подожди». Он знал, что дада значит папа, он также знал, что у Мамлакат рано умер отец. Эта таджикская девочка вдруг напомнила ему его любимую дочку Светлану…

– Михаил Иванович, подай пожалуйста подарок для дочки, – Сталин протянул руку к Калинину, продолжая смотреть, улыбаясь на Мамлакат. Калинин подал ему маленькую, бархатную, красную коробочку.

– Держи дочка. Это тебе подарок от папки, – Сталин открыл коробочку, достал оттуда золотые часы и надел на руку Мамлакат. Она еще больше смутилась.

– Рахмат! – тихо и горячо прошептала Мамлакат на ухо Сталину, обнимая его, когда тот наклонился ее поцеловать…

Обратите внимание

Как пишет немецкий исследователь Ян Плампер, «мало кто с таким успехом укреплял образ Сталина-отца, эксплуатировавшийся в рамках „мифа о великой семье“ советских народов, как несовершеннолетняя девочка нерусской национальности…». 

В 1937 году, на первом Всесоюзном параде физкультурников в Москве таджикские спортсмены вынесли на Красную площадь огромный портрет, где были изображены Сталин и Мамлакат.

Известность в одночасье

Девочка-пионерка из далекого Таджикистана стала известной в одночасье. Её портреты печатались во всех газетах. Она позировала скульпторам и художникам.

В «Букваре» на титульном листе было напечатано стихотворение: «У таджиков звучны имена, Мамлакат – это значит страна». Детвора до войны поголовно носила среднеазиатские расшитые тюбетейки.

Они вошли в моду из-за Мамлакат. О ней слагали стихи и песни.

«Девочка-таджичка, джан, всей стране известна стала,

Добрый хлопок ты дала, сделала дешёвой ткань

Ты, душа моя…

Шёлковый наряд надела, чай зелёный попила,

В школе принялась за дело, на «отлично» всё сдала.

Ты, душа моя…»

Это о ней песня – «Мамлакат-пионерка идет, а вокруг рукоплещет народ»…

Московские автомобилестроители подарили девочке трехколесный велосипед и детскую педальную машину, на которой она ездила три года по улицам Душанбе. И когда она попросила настоящий грузовик для колхоза, его тоже отправили в Таджикистан.

Имя Мамлакат звучало для всех также привычно и знакомо, как имена челюскинцев, первых полярных лётчиков, папанинцев. Мамлакат Нахангова стала героиней первой поэмы Мирзо Турсунзаде «Солнце страны». Ей посвятил стихи Муса Джалиль, к ней в кишлак приезжал Юлиус Фучик…

«Над моей кроватью всегда висел портрет Сталина, с именем которого я засыпала и просыпалась, давая мысленное обещание быть достойной пионеркой.

Казалось недоступной мечтой то, что мы видим на фотографии 1935 года – И.В.Сталин, которого обнимает таджикская пионерка Мамлакат Нахангова.

Ей был вручен орден Ленина, но еще большей наградой стала эта встреча с «великим вождем всех народов»- делится воспоминаниями одна из ее ровесниц.

Жизнь после славы

Важно

Судьба Мамлакат сложилась удачно: девушка не зазналась, не превратилась в парадный манекен для съездов и митингов, а смогла получить образование на факультете иностранных языков Душанбинского пединститута, вышла замуж, стала кандидатом филологических наук, долгие годы преподавала в родном вузе и в Таджикском мединституте, много ездила по миру. У нее было двое детей, несколько внуков. Она умерла в 2003 году от болезни. 

Мамлакат Нахангова – справа

Хорошо, что у нас есть память. Значит, имя Мамлакат Наханговой живет и будет жить.

Этим материалом мы открываем фотопроект – «История одной фотографии», в котором будем рассказывать об истории, герое и времени, когда было снято фото. Очень надеемся на сотрудничество с читателями.

Если в вашем семейном архиве сохранились фотографии с известными личностями или во время важных исторических или культурных событий, вы можете обращаться к нам по тел. +992 2387108 или написать на [email protected]asiaplus.

tj

Источник: https://news.tj/ru/news/tajikistan/society/20161112/istoriya-odnoi-fotografii-v-obyatiyah-vozhdya

История одной фотографии. Как девушка на снимке стала символом протеста в США

Эта фотография и девушка на ней стали символами демонстраций против жестокости по отношению к темнокожему населению США со стороны представителей правоохранительных органов. История одного снимка — в рассказе фотографа .

Фото: Reuters

В минувшие выходные Джонатан Бэчман, фотограф из Нью-Орлеана, освещал акцию протеста против полицейского насилия в городке Батон-Руж в штате Луизиана. Для него это была первая подобная акция — до этого на протестных мероприятиях ему работать не доводилось.

Снимая демонстрантов, он услышал чей-то крик «вы собираетесь арестовать ее!». Обернувшись, Джонатан заметил по центру проезжей части девушку в длинном платье — как раз в тот момент, когда к ней бросились полицейские в полном спецснаряжении.

«У нее было бесстрастное выражение лица. Она просто стояла там. Я знал, что это был хороший кадр. Это было как раз то, что могло бы рассказать историю движения протестов», — рассказал Бэчман о том снимке, на котором успел снять Лешию Эванс, медсестру из Пенсильвании, прежде чем ее арестовали.

Как стало известно позже, 35-летнюю Лешию Эванс задержали, поскольку она препятствовала движению по шоссе. В минувшее воскресенье она была освобождена из-под стражи.

«Когда я вернулся к своей машине, и смотрел на этот снимок, то понял, что этот кадр по-настоящему рассказывает историю движения и то, чего демонстранты хотели добиться в Батон-Руж», — считает Джонатан.

То, чего не мог предвидеть Джонатан Бэчман, насколько популярным и вирусным станет эта фотография — ее напечатали и показали тысячи СМИ по всему миру. BBC назвала снимок «легендарным», журнал Atlantic — «фотографией из Батон-Руж, которую трудно забыть». В The Washington Post сказали, что фотографу удалось запечатлеть «критический для страны момент».

«Я просто фиксировал на камеру то, что происходит в данный момент», — говорит Бэчман.

Бэчман, бросивший колледж, чтобы стать фотографом после урагана Катрина в 2005 году, сделал более 1200 фотографий на этой акции протеста, но только один снимок моментального его прославил. Когда Джонатан проснулся на следующий день, его почта и телефон были забиты сообщениями. Бэчману даже написала его подруга: «Я и понятия не имела, что встречаюсь со знаменитостью».

Сам Бэчман так не считает.

«Я просто делал свою работу. Я просто сделал этот снимок».

Напомним, в США походят против жестокости по отношению к темнокожему населению США со стороны представителей правоохранительных органов.Акции протеста начались после того, как в начале предыдущей недели в США произошли сразу два резонансных случая стражами порядка.

В городе Фолкон-Хайтс в Миннесоте в среду, 6 июля, полиция застрелила 32-летнего темнокожего мужчину по имени Филандо Кастиле, автомобиль которого был остановлен для проверки.

За день до этого, 5 июля, в городе Батон-Руж в Луизиане двое полицейских открыли огонь по 37-летнему афроамериканцу Элтону Стерлингу при попытке его задержания, мужчина погиб на месте.

Совет

В четверг в Далласе (штат Техас) во время манифестации против жестокости со стороны полиции . В результате были убиты пять полицейских, ранения получили еще семь их коллег и двое гражданских лиц. Стрелявший — 25-летний темнокожий житель Далласа Мика Хавьер Джонсон — был ликвидирован.

Ссылка на источник 709

Источник: http://news.21.by/world/2016/07/12/1216240.html

Как создавалась фотография “Девушка в машине” | Strobius – сайт про фото, вспышки и свет

SONY DSC

Летняя ночь, дождь, красивая девушка в машине. Такие образы крутились у меня в голове, когда я задумывал эту съемку. Со съемкой было решено не тянуть, поскольку если идею не реализовать сразу, то зачастую она «остывает» и так и остается не реализованной.

Договорились с напарником (в итоге в его машине и на его оборудование все и снимали) с девушкой и запланировали все это дело на ближайший, свободный вечер. Съемка началась с поиска локации.

Вначале я думал найти какую-нибудь светящуюся вывеску, рекламу или что-то подобное, чтобы получить красивое боке на фоне. Но как оказалось вся реклама расположена слишком высоко, и мы решили снимать просто на фоне проспекта по которому шли машины.

Огни машин давали нужную атмосферу ночного города.

В таких съемках экспозиция настраивается по постоянному свету и затем уже не меняется. Снимали мы на объектив 135mm f/1.8.

Диафрагму открываю, чтобы получить красивое боке — f/1.8.
Выдержку при съемке с рук на 135mm ставлю 1/160 чтобы избежать шевеленки.
ISO поднимаю до тех пор пока не получу нужную яркость огней. Получилось 1600.

Вот тестовая фотография подбора экспозиции по фону.

Затем ставим рисующий свет. В качестве него использовали обычную накамерную вспышку поджигаемую через синхронизатор. Вспышка была упакована в софтбокс 40х60 и установлена на стойке.

Конечно, при расстоянии в пару метров свет получается жестковатый, но для таких углов освещения лица это не критично (тени от носа почти нет).

Вначале вспышку поставили на минимум мощности, а затем мощность немного подняли.

Второй источник света, накрыли синим фильтром и расположили на заднем сидении автомобиля. Вторая вспышка даже на минимуме мощности оказалась слишком яркой, поэтому к синему фильтру добавили нейтральный, съедающий примерно 2 ступени.

К тому моменту как мы согласовали весь свет поток машин на проспекте почти иссяк, поэтому мы поставили второй автомобиль на заднем плане и придавили педаль тормоза чтобы зажглись стопы.

Самое неудобное в такой съемке это отсутствие пилотного света. Приходилось подсвечивать модель фонариком, чтобы сфокусироваться и выключать его, чтобы свет фонаря не вмешивался в картинку. Снимать такое с постоянным светом было бы гораздо удобней, но возникает вопрос привязки к электросети.

Читайте также:  Как выбрать объектив для зеркального фотоаппарата: важные рекомендации

Статья предоставлена автором для портала Strobius.

Ссылка на сайт автора статьи: Фотошкола Vendigo

Источник: http://strobius.com.ua/training/kak-sozdavalas-fotografiya-devushka-v-mashine.html

Историк Федор Максимишин исследует снимок 1938 года, на котором запечатлен не только его прадед, отдыхающий в Крыму, но и вся советская эпоха с ее особым культурным, ментальным и социальным контекстом. Головные уборы, значки, принты на тканях, музыкальные инструменты и первые туристы на ЮБК.

25.05.38 Крым Алушта Д/О ВЦСПС

За два года до этого дня указом ЦИК СССР вся туристическая деятельность перешла в профсоюзное ведение. Путевки на курорт отныне выдавались отпускникам на предприятиях Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС).

Первую туристическую группу отвез в Крым князь Потемкин. Сооруженную им особого свойства туристическую инфраструктуру с тех пор называют потемкинскими деревнями, а сам князь получил от первой крымской туристки Екатерины Великой право войти в историю с приставкой «Таврический».

Пушкин, впечатлившись осмотром еще дымящихся очагов разоренного гнезда Девлет-Гирея, написал про фонтан любви стихотворение и осчастливил русскую поэзию бессмертной рифмой «розы — грезы». Государь-император Александр III Романов, почивший в Левадии, ввел аристократическую моду на крымскую дачу.

Обратите внимание

Толстой прославил Севастополь в одноименных рассказах. Волошин (первый исторической реконструктор, по коктебельскому берегу бродил исключительно в тунике и венке), Грин («Алые паруса») и Айвазовский воспели кусочек крымского берега от Судака до Феодосии.

Чехов, лечившийся в Ялте, написал «Даму с собачкой» — второй, вслед за Лермонтовым с «Героем нашего времени», курортный роман отечественной словесности. Запретная сладость адюльтера, связавшая московского филолога Дм.Дм.

Гурова и жену госслужащего Анну фон Дидериц, так же отличается от страстей-в-клочья Печорина и Мэри, как отдых в безмятежном Крыму от отдыха на мятущемся Кавказе. Дореволюционный крымский быт — покой и истома. А потом Врангель, Перекоп, эвакуация, кровавые ужасы Белы Куна и Землячки.

В послереволюционные годы Крым посещают главным образом бойкие члены Общества пролетарского туризма. Они ведут агитацию среди туземных крестьян и осматривают предприятия на предмет уровня ударничества. Изнурительные пешие переходы перемежаются аскетичными ночевками на турбазах: 24 стакана на 400 постояльцев, как вспоминает одна из туристок.

Только опубликованное в 1936 году постановление ЦИК о передаче всей туристической деятельности в ведение профсоюзов делает отдых в Крыму из элитарного массовым. В Крым по путевкам потянулись трудящиеся. Не воевать. Не лечиться. Не агитировать. Просто отдыхать! 

Трудящиеся в белых штанах гуляют по Южному берегу Крыма. Солнечные ванны перемежают морскими купаниями. Экзотика кружит русую голову уроженца средних широт. Вместо трогательных березок — точеные кипарисы. Порочная сладость магнолии, а не целомудренный липовый цвет.

Демерджи-яйла, Эски-Кермен, Мангуп-Кале вместо Семеновки, Ивантеевки и Глинищ. Родным в Саранск посылают открытые письма с надписью «Привет с Крыма». И крутят курортные романы в роскошных декорациях конфискованных царских дворцов. Свинарки с пастухами.

Писатели с ткачихами.

Государство настойчиво пропагандирует новый быт, в том числе и отдых по-новому. В 1936 году снимается сразу два курортных фильма — «На отдыхе» и «Девушка спешит на свидание». Две комедии о советских отдыхающих. Классика для народа, попытка примерить реалии дореволюционного, чеховского и купринского курорта к условиям соцреализма.

Важно

В новых условиях — новые герои. Вместо тургеневско-чеховских барышень в кисее — девушки-авиаторы в кожаных шлемах. Вместо пресыщенных интеллигентов — бодрые суровые полярники.

Жанр (курортный роман) остается почти неизменным, но забавно выглядят полярник и летчик-испытатель, обсуждающие, смущаясь и пересмеиваясь, пикантную интрижку, — как прыщавые гимназисты ушедших времен.

Маленький татарский поселок вокруг древней византийской крепости Алустон (отсюда Алушта) русские отдыхающие стали обживать еще в середине XIX века. Климат здесь более мягкий, чем на других курортах Южного берега Крыма.

В центре — узкие улицы, татарские дома среди садов и виноградников. Фешенебельное предместье — Профессорский Уголок — населяли дачники, все больше представители интеллигенции. После революции состав населения меняется и Уголок становится рабочим.

Рядом с дачами появляются санатории и дома отдыха. Среди прочих — Д/О ВЦСПС, как указано на фото.

Жизнь в доме отдыха подчинялась строгому распорядку: подъем гонгом (довольно рано — в 7 или 8 часов), сбор на зарядку — и к столу. В комедии «На отдыхе» злоумышленники похитили часы — гонг не прозвенел. Впрочем, все закончилось хорошо: бодрые и самостоятельные постояльцы встали вовремя и сами провели зарядку.

Велась среди трудящихся и культурно-просветительская работа: им читали лекции, показывали кино. Свободным временем отпускники могли распоряжаться по своему усмотрению.

Помимо купания — главной радости крымских отдыхающих, что тогда, что сейчас — предусматривалась и культурная программа.

Совет

Путеводитель Баранова за 1935 год предлагал посетить краеведческий музей Алушты, сходить к развалинам византийской крепости, осмотреть закрытые синагогу и мечеть.

«Едете вы сейчас в шляпах и кепках, а вернетесь в тюбетейках», — провожают отбывающих на церемонию открытия Туркестано-Сибирской магистрали в «Золотом теленке». Сооружение железной дороги Ташкент — Новосибирск — сложная инженерная задача. Рельсы тянут через зыбкие пески, изнемогая от жары и пыли.

О суровом быте строителей «Турксиба» (Шкловский, побывавший на строительстве, среди прочих невзгод отмечает в дневнике писк ящериц под ногами) жители русского хартленда узнают из широкой пропагандистской кампании. О стройке снимают документальный фильм.

«Турксибом» называют ивановский плательный ситец с верблюдами и поездами, а также сорт шоколадных конфет с карамельными льдинками в начинке: льдинки хрустят на зубах, как кызыл-кумский песок.  

Страну захватывает волна моды на Среднюю Азию. В гардероб советского человека прочно входит тюбетейка.

Поначалу тюркская шапочка — атрибут увлеченной Востоком интеллигенции: профессоров, студентов, писателей (среди последних — Максим Горький), с середины 1930-х — еще и элемент детской одежды.

Законодательница детской моды середины 1930-х — Мамлакат, девочка-ударница из Таджикистана, научившаяся собирать хлопок двумя руками, — всегда в тюбетейке.

Тюбетейка не выходила из моды еще лет 20–30: Сергей Гандлевский, родившийся в 1952 году, напишет о своем детстве:

«и уже не поверят мне на слово добрые люди  

что когда-то я был каждой малости рад

в тюбетейке со ртом до ушей это я на верблюде

рубль всего а вокруг обольстительный ленинабад».

В 1920-е борьбу за формирование нового советского человека включаются фабрики Иванова — русского Манчестера. Выпускаются ситцы с тематическими узорами: от советского пчеловодства до электрификации всей страны.

В орнамент вплетены одновременно молот и наковальня, шестеренки, фрагменты фабричных металлических конструкций и ремень привода генератора. Элементы русского авангарда (среди дизайнеров — Родченко) переплетаются с народными мотивами: от одного цветка к другому, как пчелы, летают аэропланы.

Между увитыми хохломской растительностью пятиконечными звездами курсируют поезда.

Обратите внимание

Конец эпохе агитационного ивановского текстиля положил опубликованный в 1933 году в «Правде» фельетон под названием «Спереди трактор, сзади — паровоз», в пух и прах раскритиковавший ивановских дизайнеров за излишнюю левизну (читай — левачество) авангардной фабричной мануфактуры.

Середина 1930-х годов — время спада революционных страстей. Борьба с мещанством больше не ведется. Советская промышленность больше не перековывает обывателя, а служит удовлетворению его материальных потребностей. Отныне на платьях только цветы. Никаких самолетов и шестеренок.

Даже в конце 1930-х («Жить стало лучше, жить стало веселее!») советская легкая промышленность все еще неспособна удовлетворить спрос на одежду. То, что появляется на прилавках, нуждается в подгонке и доработке.

Сатирическая зарисовка 1928 года остается актуальной и через десять лет:

«— Этот костюм напоминает мне современные стихи.

— Стихи? Чем именно?

— Размером. Очень уж несуразный!»

На груди мужчины значок «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» (ПВХО). Такие выдавались за умение вовремя потушить пожар, оказать первую медицинскую помощь и за знание устройства противогаза.

Чтобы получить значок II степени, нужно было иметь собственный противогаз и отличиться на производстве. Нормативы на получения значка сдавались всем коллективом.

В назначенный день политически сознательные работники демонстрировали знания противогаза специальной комиссии, состоящей из инструкторов ОСОАВИАХИМа (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству).

Существовали и другие значки и нормативы. Самая почетная награда — значок Ворошиловского стрелка, выдавался за навыки обращения с огнестрельным оружием, «Готов к санитарной обороне» — за познания в области медицины.

На курсах ОСОАВИАХИМа учили и авиаторов — на едва ли не самодельных аэропланах рабочих и студентов обучали азам летного дела. Деньги на покупку самолетов и другого инвентаря для занятий поступали якобы из копеечных членских взносов, которые к тому же плохо собирались.

Главным источником пополнения материально-технической базы военно-патриотического воспитания были лотереи, проводимые ОСОАВИАХИМом. В случае выигрыша счастливчик получал автомобиль.

Важно

Участие в лотерее — едва ли не единственный способ обзавестись собственной машиной в те годы; автомобилей в свободной продаже не было.

Писателю Юрий Герману, обласканному властью представителю советской элиты, по воспоминаниям его сына, Михаила Германа, пришлось выкупать выигрышный билет, чтобы заполучить средство передвижения в свое пользование.

Мой прадед Лев Яковлевич Ихельман в 1938 году — лейтенант и инструктор ОСОАВИАХИМа. Он родился в Тульчине, Винницкая область. Еще совсем молодым человеком решил порвать с глухим провинциальным миром еврейского местечка (он даже делал вид, что забыл идиш), вступил в партию и перебрался в Крым. Сначала в Симферополь, потом в Керчь, где и прожил до самой смерти в 1985 году.

Если судить по семейным фотографиям, с 1933 по 1940 год прадед на курорты Южного берега Крыма наведывался ежегодно. То ли из любви к ставшему родным полуострову, то ли из-за того, что других путевок не было. Фотографии — единственное свидетельство этих его поездок. Прадед никогда ничего о них не рассказывал, он вообще был молчаливым человеком.

Мир он повидает позже — во время войны, когда командиром роты связи пройдет от Омска, где был сформирован 877-й стрелковый полк 272-й дивизии, до Вены. 

«Гармонист», музыкальная комедия 1934 года начинается четверостишием:

«Гармонь, гармонь, родимая сторонка,

Поэзия советских деревень».

Любимец колхоза гармонист Тимошка избирается секретарем местной ячейки комсомола. Став серьезным и занятым человеком, он перестает петь. Его место занимает кулак Тоскливый, развращающий колхоз своими грустными песнями.

Тимошке приходится вернуться к музыке, и он вновь собирает вокруг себя всю деревенскую молодежь.

Кинооперетта была тепло встречена критикой: «увлекательную, шуточную и лиричную» советскую песню предлагала она как альтернативу «антисоветской халтуре», «черным глазам».

Совет

Гармонь, появившаяся в середине XIX века в Германии и прижившаяся на русской почве, рассматривалась властями как орудие пропаганды новой советской песни среди колхозников. При сельских клубах создавались кружки гармонистов. Советская промышленность получала все новые заказы на производство баянов и гармошек.

Советской массовой песне удалось выйти за пределы официальной пропаганды — люди действительно пели «Орленка», «Каховку», «Конармейскую», «Марш танкистов». Несомненный успех сталинского масскульта — бравурные песни 1930-х годов плотно входят в народную жизнь, становятся едва ли не фольклорными. Под гармонь или под гитару во время застолий и празднеств исполняют:

«И нигде на свете не умеют

Как у нас, смеяться и любить».

Идеологический накал сходит на нет: поют все, вне зависимости от отношения к советской власти. Среди любителей этого жанра — Ким, Войнович, Аксенов. Появляются детские переделки, своего рода знак качества, всенародного признания. Вместо «Артиллеристы! Сталин дал приказ…» в школах поют:

«Ученики! Директор дал приказ:

Поймать училку и выбить правый глаз – За наши двойки и колы, За наши парты и столы,

За наши булочки и пирожки!»



Источник: https://www.moya-planeta.ru/travel/view/istoriya_odnoj_fotografii_327/

Ссылка на основную публикацию