Нейтральные фильтры для объективов: какие бываю и для чего они нужны

Зачем нужны светофильтры

Когда был изобретен фотоаппарат, народ сильно не волновало качество изображения — ведь было просто приятно видеть свою физиономию, пусть и ужасно нечеткую, на какой-то поверхности, ведь таким образом твой лик консервировался в том возрасте, когда был снят, но человеку редко бывает чего-то достаточно, и перфекционизм попросту не дает покоя, хочется от хорошего побыстрее перейти к лучшему. Постепенно на фотоаппаратах появились объективы, увеличилась разрешающая способность и, в конце концов, появился цвет, и вот тогда стало ясно, что цвета не очень-то соответствуют тому, что видит глаз. Появилась необходимость коррекции этих самых цветов, которая осложнялась еще и тем, что каждая пленка  тоже имела свой оттенок.

Нет, не подумайте, во времена фотографии черно-белой светофильтры тоже были необходимы: опыт показывал, что теплые светофильтры неплохо помогают при портретной съемке, красный делает более удобоваримым лицо и более контрастным небо — все равно ведь в результате картинка получалась монохромной, так какая разница, какого цвета стекляшку ставить, ведь с отсутствием цвета конечный кадр не получал и ненужных тонов.

На закате пленочной фотографии всем стала править цифра, а появление удобных программ редактирования и мощных процессоров с каждым годом править карточки становится все легче и быстрее.

Обратите внимание

Такая ситуация привела к тому, что цветные светофильтры практически перестали применяться, на смену им давно пришли светофильтры цифровые, ставшие чуть ли не стандартным инструментом в программах редактирования.

Из продаваемых и производимых фильтров сегодня остаются только те, что имеют нейтральный цвет. Впрочем, есть и цветные  светофильтры для портативного света, но их необходимость никогда и не отпадала.

Какие бывают светофильтры?

Прежде всего, есть светофильтры для объективов (вкручивающиеся в резьбу крепления светофильтра или вставляющиеся в специальный держатель на объективе) и фильтры для импульсного света, устанавливающиеся в крепеж для светофильтра во вспышке или просто фиксирующиеся резинкой для денег. Мы поговорим обо всех.

Фильтры для объектива:

  • защитные, самый простой вид фильтров, просто защищают переднюю линзу от царапин, устанавливаются при покупке и не снимаются, так как имеют аналогичную посадочную резьбу для других светофильтров с обратной стороны. По структуре это обычная стекляшка, просто чуть лучшего качества, по сравнению с оконным стеклом. В маркировке обычно используется «protector».
  • ультрафиолетовые, которые часто используются как защитные, дополнительно еще и снижают поток ультрафиолетового излучения, которое глаз человека не видит, но прекрасно видит матрица. На финальном изображении УФ и часть поляризованного света приводят к появлению цианистого оттенка в небе и даже могут его сильно пересвечивать. Использование УФ-фильтра часто способно снижать этот эффект, делая небо чуть темнее и чуть синее. Обозначаются обычно как «UV».
  • инфракрасные, наоборот, фильтры очень специфические. В противовес ультрафиолетовым, которые блокируют только ультрафиолетовую часть спектра, наоборот, отфильтровывают весь видимый спектр, а инфра-красный оставляют. Современные цифровые фотоаппараты улавливают его часть, потому могут регистрировать информацию в очень специфических условиях. Так как фильтр закрывает весь видимый спектр, вы даже сфокусироваться не сможете или экспозицию измерить — в видоискателе будет абсолютная темнота. Потому, нужно обязательно использовать штатив (обязательно будете ставить длинную выдержку), ручной режим съемки и  фокусироваться на объекте заранее. Результат применения фильтра очень необычен: деревья получаются по-зимнему белыми, небо черным, а часть объектов глючно меняет свой цвет. Обозначаются фильтры как «IR».
  • поляризационные, которые бывают двух типов, линейные и круговые — первые не очень эффективно снижают поляризованный свет, невидимый нашему глазу, зато по всему полю фильтра и под любым углом, вторые гораздо эффективней снижают этот поток только под прямым углом к оптической оси, любой из них необходимо вращать перед каждым кадром, контролируя эффект в видоискатель. Вторые куда популярнее первых (естественно, ведь сильнее давят ненужный спектр), отчего первые куда сложнее купить. На деле, эффект применения фильтра выглядит как более контрастная картинка: небо очень синее, тени глубже, а вода практически прозрачная, с минимальным количеством бликов, под таким углом даже наш глаз дно не видит, а в кадре слой воды будет абсолютно прозрачным, в зависимости от ее чистоты, конечно. За счет того, что фильтр фактически состоит из двух колец, он получается очень толстым и на широкоугольных объективах срезает виньетированием углы изображения, отчего многие производители перешли на тонкие поляризационные фильтры (маркировка «slim» и более высокая цена). Маркируются фильтры как «PL» (линейные) и «C-PL» (циркулярные).Хороший урок, посвященный поляризационному фильтру.
  • градиентные, которые тоже бывают двух видов, вращающиеся 50/50, которые имеют затемнение на половину кадра и вращаются, как поляризационные, и обычные, квадратной формы для установки в специальное крепление на объективе. Нужны они для выравнивания экспозиции при съемке пейзажей, чтобы немного затемнить верхнюю часть изображения, а низ, соответственно, экспонировать лучше. Как результат, вы получаете изображение с корректно экспонированным небом (синим с красивыми облаками) и землей или водной гладью (без провалов в тенях, с достаточной детализацией). Неудобны оба вида фильтров: круглые делят кадр вопреки канонам кадрирования, ровно пополам, а квадратные требуют специального адаптера, так что далеки от компактности и оперативности. Как аналог применения фильтра, сейчас часто используют панорамную или HDR склейку.

Все фото: Veezzle

  • нейтральные, которые бывают одного вида, но различающиеся по плотности. Они все нужны для того, чтобы удлинять экспозицию, не привнося никаких цветовых эффектов. Это простые «темные очки» для объектива, которые затемняют изображение на 1 / 2 ступени и более. Их эффект обычно указан в маркировке, например, ND2 (на две ступени, т.е. доступна выдержка в четыре раза длиннее, при прочих равных) или 400x (девять ступеней, с округлением — такие могут устроить закат солнца вручную). Помните, что затемняют тени они больше, чем света, и, в большинстве случаев, если использовать слишком темные, тени получаются провальными. Эффект их применения виден, когда требуется снять, к примеру, портрет при ярком солнце, но с открытой диафрагмой, к тому же, с полнофункциональной вспышкой, либо размытую воду при съемке заката или рассвета, когда над экспозицией довлеет солнце, многие так же снимают водопады в солнечных местах — в общем, все случаи, когда вам требуется принудительно удлинить выдержку или открыть диафрагму, если условия освещения вам этого сделать не позволяют. Обозначаются, как можно понять из сказанного выше, «ND», после чего следует определенная цифра.
  • цветные, которые были актуальны в пленочную эру для работы с черно-белыми и цветными пленками.

Светофильтры для вспышек

— с этими все гораздо проще, потому что они бывают только одного вида, цветные.

Казалось бы, зачем в наше время они нужны — ведь цвет так просто поправить ползунком баланса белого в конвертере?! Ничего подобного — ведь ползунком вы правите сразу все изображение, а перекрасить его локально может обойтись довольно дорого, в плане затрат времени, так не лучше ли все делать сразу и верно?

Вспышечные светофильтры бывают разными: пластиковыми, из стекла, и даже из желатина (в народе называемые гелевыми, что в корне неверно — кто видел их, подтвердит, что к гелю они имеют уж слишком отдаленное отношение). Суть у них одна — скорректировать цвет вспышки, называемый еще и цветовой температурой.

Для понимания необходимости в этом включаем мозг и обращаемся к шкале цветовой температуры (откройте Lightroom или хотя бы панель настройки монитора — там есть общепринятая шкала Кельвина), можно еще и предустановки баланса белого покрутить, чтобы посмотреть, как что меняется (поэкспериментируйте и поснимайте один объект с одним освещением в JPEG, меняя баланс белого, все поймете). Конвертеры сделали баланс белого и цветовую температуру вообще вещью относительной: кадру, снятому в RAW, вы можете присвоить любой параметр, в пределах кельвиновской шкалы. Неважно, к чему это приводит, но смысл в том, что, к примеру, лампочка накаливания, которой присвоен соответствующий ей параметр баланса белого, будет в кадре белой, а импульс вспышки в том же кадре будет уже синеватым, если то же самое проявить с установкой «день», лампочка станет желтой, а вспышка белой. Но настоящее веселье начинается дальше: при установке «люминесцентная лампа» появится явный оранжевый оттенок у лампочки и красный у вспышки.

Такие вот шатания от синего красному и обратно, принципе, нестрашны, когда вы не страдаете перфекционизмом, и когда источник света в кадре один — вы просто тыкаете серой пипеткой в нейтральное место на кадре, и все становится красивым… но стоит вам увлечься стробистскими тонкостями, как все вокруг меняется.

Вспышка по цвету совместима только с дневного светом — все остальное будет у нее вызывать стойкое отторжение.

Именно поэтому все хорошие вспышки продаются с каким-то минимальным набором цветных фильтров — нужны они не для световых спецэффектов, а для выравнивания цветовой температуры под имеющиеся источники, чтобы лампочки в кадре не казались глючными — ведь яркость вспышки будет перебивать по яркости любые из них, и корректные цвета будут лишь у объектов, ею освещенных.

Получается, что вспышку мало просто внести в кадр — ее свету надо придать еще и соответствующий оттенок, если вы не хотите ужасной мешанины.

Совершенно серьезно, у вас все объекты с одной стороны могут быть белыми, с другой желтыми, и, пытаясь охладить «горячую» сторону, вы сделаете другую еще холодней, поэтому коррекция должна быть локальной, либо светофильтрами, либо масками в конвертере — второе обычно требует на порядок больше времени.

У цветных светофильтров есть два параметра: цвет и плотность. Цвет подбирается под оттенок мешающегося нам в кадре освещения:

  • красный — под «теплые» люминесцентные лампы и цвет заката
  • оранжевый — под «теплые» люминесцентные лампы или лампы накаливания, может отчасти заменить отсутствующий желтый или красный
  • желтый — под лампы накаливания
  • зеленый — под «холодные» люминесцентные лампы
  • синий — отчасти заменяет зеленый, для эффекта к нему можно добавить желтый

Не забывайте также о смещении цветов (или цветовом сдвиге) — тогда из одних можно получить другие.

Стоит также помнить и о цветовом контрасте, подчас необходимом в кадре, помимо контраста яркостного, например, темно-синему небу можно противопоставить теплое, в желтоватых или оранжевых тонах лицо. Естественно, это не значит, что на фоне малинового заката лицо обязательно должно быть зеленым.

Однако, вернемся… второй параметр светофильтра — плотность, выражающийся в количестве ступеней яркости, которые он крадет, соответственно, надо будет поднимать яркость вспышки. Маркировка написана на самом фильтре, вроде 1.2 EV и пр.

Важно

Более плотный фильтр, естественно, добавляет больше цвета в кадр, т.е., применять его следует, в зависимости от того, насколько ярко освещен кадр «чужеродным» цветом.

Это как с краской — положишь дополнительный слой, темнее и насыщеннее будет поверхность.

Вот, в общем-то, и все, дальше остается огромное поле для экспериментов. Ну, а о том, что надо не только читать, но и непременно обратиться к самой съемке, уже не раз было сказано.

Читайте также:  Новая настраиваемая панель инструментов в photoshop cc 2015

Источник: http://nikon3100.ru/oborudovanie/zachem-nuzhny-svetofiltry

Как выбрать светофильтр для фотоаппарата? Какие бывают светофильтры?

В профессии фотографа, есть много инструментов для того что бы результат радовал мастера и сокращал его время и силы на обработке изображений. Часто, какой бы ни был дорогой фотоаппарат и какими бы люксовыми объективами вы не пользовались, возникают ситуации, когда результат ваших трудов не соответствует вашим ожиданиям.

Бывало ли у вас такое: идете по улице, видите красиво оформленную витрину, или интересный сюжет в окне кафе, достаете камеру, делаете снимок в ожидании шедевра, но изображение на дисплее фотоаппарата показывает лишь бликующее небо и ваше отражение? Или к примеру, снимете красивый сельский закат, но в результате получается белое небо и черные силуэты деревьев? Вы разочарованны, но к счастью от таких неприятностей есть решение.

Сегодня мы поговорим о светофильтрах для объектива. Какие виды светофильтров бывают и для чего они вообще нужны?

Первое, с чего хотелось бы начать, и что должно присутствовать в арсенале любого фотографа, который ценит свою оптику и бережно к ней относиться – это защитный UV фильтр для объектива.

Очевидная функция этого фильтра — защищать стекло объектива от всех механических воздействий: царапин, грязи, капель воды.

Защитные фильтры во много раз дешевле объектива, и при повреждении заменить его всегда проще, нежели сам объектив.

Главное отличие защитного фильтра от других: отсутствие дополнительных функций и какого-либо влияния на получаемый снимок. Как правило, такие фильтры навинчиваются на объектив, и их размер подбирается по диаметру вашей оптики.

Еще один помощник в вашем творчестве – нейтрально серый фильтр или ND фильтр.

Главная особенность этого фильтра, задерживать излишний свет попадающий на матрицу фотоаппарата, при этом, никак не влияя на баланс белого, контрастность и детализацию кадра. Что это нам дает? Возможность снимать при ярком солнечном свете, не зацикливаясь на диафрагме. Создавать красивые пейзажи, получая при этом мягкие, размытые облака и туманные, словно в пелене дыма, потоки воды.

Еще один приятный бонус любителям архитектурной съемки, если возникает необходимость запечатлеть объект, находящийся в месте скопления народа, при правильном значении выдержки фильтр полностью «сотрет» всех нежелательных людей.

Совет

Как правило, светофильтры имеют обозначение от ND2 до ND400, где число после аббревиатуры показывает, во сколько раз уменьшается свето-пропускная способность объектива.

ND фильтры могут быть как полностью затемненными, так и градиентными. Градиент – плавный переход от темного к светлому. Очень полезен, если нужно снять к примеру, горный пейзаж в яркий солнечный день. Градиентный фильтр, затемнит верхнюю часть снимка, и небо не будет пересвечено.

Так же как и защитные фильтры они накручиваются на объектив и подбираются по размеру, либо имеют квадратную форму, но для этого требуется дополнения в виде рамки держателя и кольцевого адаптера. Хотя в пластинчатых квадратных фильтрах есть и свои плюсы – вы можете быстро менять или соединять вместе 2-3 единицы различных фильтров, для усиления эффекта.

Следующий объект нашего обзора, наверно самый популярный из всех – поляризационный фильтр.

Принцип действия этого фильтра основан на устранении поляризованного света. Этот свет появляется из-за мельчайших частиц воды в атмосфере, что дает не желательную дымку, блики и паразитные цвета.

С помощью этого фильтра, мы можем снимать бликующую на солнце водную поверхность, стеклянные витрины без отражения, придать красочности пейзажной фотографии и в целом сделать снимки более насыщенными и правильными по цветам.

Конструкция этого фильтра более сложная, чем у предыдущих, он состоит из двух вращающихся стекол, между которыми нанесена поляроидная пленка. С одной стороны он крепится на объектив, второе стекло свободно вращается, что дает возможность варьировать степень устранения поляризованного света.

Приобретая поляризационный фильтр важно помнить, что он уменьшает попадание света на матрицу примерно в два раза, и вам потребуется использовать или более открытую диафрагму или увеличивать выдержку.

Обратите внимание

Поляризационный фильтр не всесилен и не умеет убирать блики с металлических поверхностей, но он может быть весьма эффективен в съемке предметов на зеркальной поверхности, для устранения двойного отражения.

Существуют фильтры и для узкопрофильных задач, такие как софт – которые позволяют сделать изображение более мягким и расплывчатым при этом, не теряя резкость кадра, чаще всего применяются в портретной фотографии.

  • Лучевые – позволяют получить красивые лучи- звездочки от точечного освещения (фонари, солнце). Достигается этот эффект путем нанесения на фильтр мельчайшей сетки.
  • Инфракрасный фильтр – делает изображение совершенно футуристичным – изменяя цвета. Синее небо становится черным, а листва совершенно белой.

Все вышеперечисленные фильтры призваны помочь фотографу в создании качественных фотографий, но всегда следует помнить о том, что фильтр – это дополнительное стекло между объективом и объектом съемки, это может привести к заметному уменьшению экспозиции снимка, а так же к изменению различных характеристик. Неправильно подобранный размер фильтра может привести к виньетированию кадра, особенно на широкоугольных объективах.

Источник: https://LightPhotos.ru/article/kakie-byvajut-svetofiltry.html

Как выбрать светофильтр

Сейчас большинство фотографов не представляет работы без компьютерной постобработки. Однако, когда современных компьютеров не существовало, всевозможных творческих эффектов было сложнее достичь.

Одним из способов решения этой задачи были фотографические светофильтры.

В фотографии под светофильтром подразумевается оптическое стекло (не линза), которое тем или иным способом закрепляется перед объективом (реже внутри объектива) и изменяет изображение, либо выполняет защитные функции.

Фотографические светофильтры

Итак, на современных объективах можно увидеть резьбу на передней части, с помощью которой и прикручиваются светофильтры.

Резьба для светофильтра на объективе

Объектив со светофильтром

В этом случае светофильтр не мешает использованию фотоаппарата. На передней части такого светофильтра также находится резьба, которая позволяет закрепить еще один фильтр, либо использовать штатную крышку.

Другой вариант – более редкий. Здесь светофильтры представляют собой прямоугольную пластину, которая с помощью специального держателя крепится на объектив. Преимущество такого подхода в том, что светофильтр может двигаться внутри этого держателя.

Крепление системных фильтров Cokin

Какие же типы светофильтров существуют? Перечислим их.

Защитные

Как можно понять из названия, это светофильтры, которые несут защитную функцию. Они имеют полностью прозрачное стекло с просветлением, влияние которого на изображение, в идеале, отсутствует.

Защитный фильтр Kenko

Например, фирма HOYA, которая является одним из крупнейших производителей оптического стекла, выпускает светофильтры с обозначением HD, которые имеют упрочненное стекло, а также покрытие, отталкивающее жиры и воду. Это помогает лучшим образом защитить объектив, а также облегчает задачу очистки самого светофильтра.

Также, для постоянного ношения подходят ультрафиолетовые фильтры, так как они не влияют на изображение на цифровых камерах.

Ультрафиолетовый фильтр Hoya

Поляризационные

Поляризационный фильтр Hoya

Свет имеет волновую природу, причем колебания происходят перпендикулярно направлению света. Благодаря этому возможно явление поляризации света – преобладание колебаний с одинаковой направленностью. Поляризационный фильтр соответственно, пропускает только такой свет. Какое практическое применение такого фильтра?

Дело в том, что свет, который отражается от неметаллических поверхностей – воды, стекла – тоже поляризован. Соответственно, поляризационный фильтр будет пропускать такой свет только если его направление поляризации совпадает с таковым у отраженного света.

Оправа поляризационного фильтра состоит из двух колец, свободно вращающихся друг относительно друга. Одно из них служит для прикрепления к объективу и при использовании остается неподвижным. Второе же служит оправой самого фильтра. Таким образом, фильтр свободно вращается на объективе, и мы можем сделать так, чтобы он не пропускал свет, отраженный от какого-либо объекта.

Важно

Проще говоря, поляризационный фильтр можно настроить так, что на фотографии не будут видны эти отражения.

Эффект поляризационного фильтра

В каких случаях это может быть полезно?

Например, при съемке водоемов, позволяя увидеть то, что находится под водой. Также можно снимать через стекло окна, витрины, автомобиля, не боясь лишних бликов.

И, наконец, поляризационный фильтр позволяет сделать небо более насыщенным, убирая свет, отраженный от воды, которая находится в атмосфере.

Без поляризационного фильтра

С поляризационным фильтром

Нейтрально-серые фильтры

Встречались ли вы с ситуацией, когда при съемке со светосильной оптикой снимки сделанные на открытой диафрагме оказываются пересвеченными, несмотря на минимальную выдержку и чувствительность? Как правило, это происходит на ярком солнце.

Решить проблему в данном случае помогут так называемые нейтрально-серые фильтры. Они представляют собой оптическое стекло с равномерным затемнением. Соответственно, такие фильтры позволяют увеличить выдержку, либо открыть диафрагму, не меняя экспозиции, в случаях, когда это не представляется возможным сделать обычным методом.

Нейтрально-серый фильтр Hoya

Итак, благодаря такому фильтру мы можем, например снимать на ярком солнце или со вспышкой на малых значениях диафрагменных чисел.

Эффект длинных выдержек может понадобиться для съемки воды, ночной съемки, городской съемки – в этих случаях можно наблюдать очень интересные, красивые эффекты.

Размытие движущейся воды при длинной выдержке

Эффект длинной выдержки на фотографии

Не могут обойтись без них и видеографы – ведь они не снимают на коротких выдержках.

Здесь стоит упомянуть нейтрально-серые фильтры переменной плотности. Они представляют собой два поляризационных фильтра, которые вращаются относительно друг друга. На таком фильтре, как можно понять, эффект можно регулировать.

Нейтрально-серый фильтр переменной плотности

Многие профессиональные видеокамеры и некоторые фотокамеры (не имеющие выдержек 1/4000 сек, 1/8000 сек) имеют встроенный нейтрально-серый фильтр, который активируется автоматически или вручную и позволяет снимать на относительно длинных выдержках.

Градиентные фильтры

Градиентные фильтры, как и нейтрально-серые, имеют затемнение, но оно сделано с градиентом от одного края к другому.

Градиентные фильтры

Они применяются в тех случаях, когда область, которую мы снимаем, имеет контрастный переход. Например, это съемка пейзажей, когда небо светлое, а земля темная. Градиентный фильтр позволяет в этом случае “поместить” снимок в динамический диапазон камеры и сделать его более красивым.

Эффект градиентного фильтра на фотографии

Градиентные фильтры изготавливаются в виде подвижных пластин, так как граница контрастного перехода, естественно, может располагаться в любом месте снимка.

Эффектные фильтры

Под названием “эффектные фильтры” можно объединить все фильтры, которые значительно меняют изображение. Каждый из них, пожалуй, предназначен для определенного типа или жанра фотографии.

Некоторые из них можно заменить компьютерной обработкой, но такой подход не для настоящих фотографов.

К тому же эффект многих из них более оригинален, чем “инстраграмообразные” варианты постобработки, модные теперь.

Итак, какие же эффектные фильтры существуют?

Звёздные фильтры

Технически, звездный фильтр представляет собой прозрачное стекло, покрытое равномерной сеткой из рисок.

Звездный фильтр

Такой фильтр имеет следующий эффект: вокруг точечных источников света образуются лучи, и поэтому фильтр называется звездным.

Эффект звездного фильтра

При этом, фильтры могут быть шестилучевыми, восьмилучевыми и так далее, в зависимости от типа сетки и, соответственно, количества лучей.

Софт- и фог-фильтры

Устройство этих фильтров достаточно простое: стекло у них рассеивает проходящие лучи света, из-за чего на снимках появляется эффект дымки, тумана или чего-либо подобного.

Читайте также:  Что такое системный фотоаппарат: преимущества и недостатки

Софт-фильтр

На каком-то фильтре этот эффект может быть более сильным, на другом – более слабым, это указывается на упаковке фильтра в виде буквенных обозначений.

Эффект софт-фильтра

Center-spot фильтры

Эти фильтры являются не чем иным, как линзой с просверленным посередине отверстием.

Center-spot фильтр

Эффект при этом – четкое изображение в центре и размытое по краям. Это, пожалуй, сродни виньетированию, то есть позволяет акцентировать внимание на на том, что находится в центре кадра.

Эффект center-spot фильтра

Инфракрасный фильтр

Ультрафиолетовый фильтр, как мы говорили, отсекал свет соответствующего спектра. Инфракрасный – наоборот – пропускает только инфракрасный свет. Мы его, соответственно, не видим, и поэтому фильтр выглядит просто как темное стекло.

Инфракрасный фильтр

Но если такой фильтр поставить на камеру, которая имеет чувствительную к инфракрасному свету матрицу, либо пленку, то на обычных снимках мы можем видеть очень интересное изображение.

Эффект инфракрасного фильтра (с постобработкой)

Общие рекомендации

Светофильтры, сделаны из оптического стекла, и поэтому, если вы не хотите потерять качество изображения, то нужно смотреть на качество оптического покрытия (просветления).

Например, с защитным фильтром это сделать достаточно просто – можно положить его на черную поверхность (в идеале, бархатную) и оценить то, насколько осветленной оказывается часть, закрытая стеклом фильтра. В идеале, светофильтр оставляет черную бархатную поверхность хорошо видимой.

Если вы подбираете светофильтр для широкоугольного объектива, то необходимо обратить внимание на ширину и высоту его оправы. Если таковые окажутся слишком большими, фильтр будет попадать в кадр.

Совет

При покупке стоит проверить фильтр на отсутствие внешних дефектов, царапин, состояние покрытия.

Бывшие в длительном употреблении фильтры обычно приходят в плачевное состояние, поэтому не стоит к ним присматриваться.

В продаже можно увидеть наборы фильтров: их покупка может оказаться более выгодной, чем подбор отдельных экземпляров.

Если вы покупаете несколько фильтров, можно порекомендовать приобрести к нам специальный футляр.

Ну и конечно, стоит приобретать светофильтры с проверкой, в магазине, который специализируется на фототехнике и, соответственно, светофильтрах крупных мировых производителей.

Источник: https://www.fotosklad.ru/expert/photo/howtochoose/kak-vybrat-svetofiltr.html

Светофильтры — какие они бывают

Светофильтры появились более ста лет назад и по-прежнему остаются популярными инструментами для фотографа.

Казалось, что с появлением цифровых технологий в фотографии и возможности обработки изображений с помощью специальных программных средств значение светофильтров будет уменьшаться, однако, интерес к светофильтрам как к устройствам, изменяющим состав света, проходящего через них, не ослабевает.

Современные светофильтры используются в качестве защиты передней линзы объектива, для достижения необычных художественных эффектов, поляризации света и коррекции цветового баланса освещения.

  В конечном счете, светофильтры помогают фотографу запечатлеть на фотографии окружающую действительность именно в том виде, в каком он ее видит или в соответствии с определенным творческим замыслом. На сегодняшний день разнообразие выпускаемых светофильтров очень широко. Попробуем разобраться в различных типах светофильтров и области их применения.

Обратите внимание

Прежде всего, стоит выделить так называемые защитные фильтры, главное предназначение которых состоит в том, чтобы обеспечивать защиту объектива от повреждений и загрязнений.

Защитные светофильтры не изменяют каких-либо характеристик света, проходящего через них, но при этом оберегают нежную поверхность просветляющего покрытия передней линзы объектива. Раньше считалось, что любые подобные светофильтры ухудшают резкость изображения и их стоит использовать только при съемке в неблагоприятных условиях.

Однако, с появлением современных объективов, обладающих большим перепадом фокусных расстояний и компактностью, передняя линза стала еще менее защищенной от разных вредных воздействий – пыли, жирных пальцев или влаги.

В данной ситуации защитный светофильтр может послужить идеальной защитой для объектива, тем более что производители делают все для того, чтобы подобные фильтры вносили как можно меньше изменений в интенсивность или спектральный состав, проходящего через них света.

Эффектные или художественные светофильтры, которые были в моде в эпоху пленочных фотоаппаратов, постепенно теряют свою актуальность.

Это различные светофильтры, позволяющие создавать звездочки, дымку, лучики, ореолы и многое другое. В результате, получаются необычные изображения с очень заметными художественными эффектами и измененной композицией.

Сегодня все это можно легко сделать с помощью Photoshop и даже в более интересном виде.

К числу наиболее востребованных фильтров в фотографии относятся ультрафиолетовые светофильтры с маркировкой UV. Их основное предназначение – не пропускать ультрафиолетовые лучи.

Обычно такие лучи не достигают поверхности Земли, задерживаясь атмосферной дымкой, тем самым, не оказывая какого-либо влияния на изображение.

Однако, в ряде случаев, например, при съемках в высокогорной местности или на берегу океана, когда солнце наиболее активно, более серьезное ультрафиолетовое излучение может приводить к потере общей резкости на фотографиях.

Важно

Ведь современные объективы не рассчитаны на точную фокусировку изображения, создаваемого ультрафиолетовым излучением. Избавиться от этого неприятного эффекта можно с помощью ультрафиолетового светофильтра. Он фильтрует только ультрафиолетовые лучи, не задерживая при этом световые потоки, участвующие в создании изображения.

Поляризационные светофильтры позволяют уменьшить или устранить отражения, за исключением бликов от полированного металла. В частности, с помощью такого светофильтра можно получить по-настоящему синее небо или красивые и сочные цвета океана. Можно «притемнить» небо от нормального синего цвета до темного простым поворотом фильтра.

Степень поляризации отраженного света варьируется при изменении угла падения или отражения света, поэтому лучшего всего если отражающая поверхность располагалась под оптимальным углом к объективу. Благодаря поляризационному светофильтру можно с успехом убирать отражения в витринах или окнах.

Одним словом, поляризационные фильтры помогают убирать любые отражения и блики на блестящих неметаллических поверхностях.

Применение поляризационного светофильтра 

Еще одна группа светофильтров – нейтрально-серые фильтры с маркировкой ND. Они служат для того, чтобы ослабить мощность светового потока, никак не влияя на спектральный состав походящего через них света.

Это необходимо, в частности, для съемки текущей воды, которая при обычных условиях съемки без применения светофильтра будет выглядеть застывшей, «замороженной». В данном случае не помогают и специальные программные средства обработки изображений. Чтобы отобразить эффект плавно текущей воды и получить красивый кадр следует использовать ND-фильтр.

Сегодня выпускаются нейтрально-серые светофильтры, уменьшающие мощность светового потока в 2,4,8 и более раз.

Пример использования нейтрально-серых фильтров 

Градиентный светофильтр отличается тем, что у него окрашена лишь половина поверхности фильтра. Различают два вида градиентных светофильтров – нейтрально-серые и окрашенные. Их главное предназначение – это уменьшение яркости или окрашивание определенной части снимка, без влияния на остальное изображение.

Если эффект градиентного цветного фильтра можно легко получить в Photoshop, то градиентный нейтрально-серый светофильтр может использоваться при пейзажной съемке для получения различных частей изображения, которых необходимо уровнять или, наоборот, отличить по яркости.

Например, сделать небо в кадре чуть более темным, чтобы оно гармонично смотрелось с остальным пейзажем на картинке.

Применение градиентного фильтра 

Наконец, еще один тип используемых сегодня светофильтров – это инфракрасные фильтры, которые позволяют фотографу снимать в инфракрасных лучах, достигая совершенно необычных эффектов.

Для этого необходима лишь камера, чувствительная к инфракрасным лучам и ИК-фильтр, защищающий матрицу от попадания видимого излучения. Эффекты, которые можно получить с помощью инфракрасного фильтра, сложно предсказать.

Совет

В зависимости от типа фильтра, возможно появление на итоговом изображении ложных цветов или увеличение контрастности снимка.

Фотография с применением инфракрасного фильтра 

С появлением цифровой фотографии появилась возможность последующей обработки изображений и получения на компьютере практически любых эффектов.

Однако, несмотря на это светофильтры остаются настоящими помощниками и вспомогательными инструментами для фотографа, благодаря чему он может получить тот материал, который впоследствии сможет максимально эффективно обработать.

Необходимо только научиться правильно использовать светофильтры в конкретных условиях съемки.

Источник: Фотокомок.ру – учимся фотографировать

Источник: http://www.electronics-review.ru/svetofiltry-kakie-oni-byvayut/

Фильтры: какие действительно нужны?

Фильтр на десять стопов позволил мне использовать 60-секундную выдержку, чтобы размыть волны, разбивающиеся о берег, и превратить их в мистический туман.

Какие фильтры выбирать и как найти нужный размер? При работе с фильтрами у многих начинающих (и даже опытных) фотографов, несомненно, появляется несколько вопросов.

В этой статье мы рассмотрим, что делает каждый из видов фильтров, какие из них вам действительно нужны и как подобрать правильные фильтры для своей камеры.

Ультрафиолетовый (UV) фильтр

Такой вид чаще всего идет в комплекте при покупке камеры или объектива. Это древняя технология, которая уже устарела, но все еще держится на плаву, во многом из-за выгоды для продавцов. UV-фильтры изначально использовались при работе с пленкой. Пленка обычно разделялась на разные слои для красного, синего и зеленого.

Синий слой был весьма чувствителен к ультрафиолетовому свету. Еще до появления цифровых камер большинство производителей фотопленок должны были в большей мере преодолеть эту проблему. Современные фотоаппараты полностью избавились от нее благодаря наличию внутренних фильтров, блокирующих ультрафиолет и инфракрасный свет.

Что все это значит? На сегодняшний день UV-фильтры полностью потеряли смысл.

Зачастую, если в кадре или возле его границы присутствует источник света, UV-фильтр может усилить или создать блики. Это случается из-за добавления перед объективом дополнительного кусочка стекла, через который должен пройти свет. Вспомним еще то, что дешевые ультрафиолетовые фильтры снижают резкость и контраст фотографий. Так зачем же их использовать?

Причина, по которой многие используют UV-фильтры – защита объектива. Однако, даже это не так полезно, как может показаться.

Если поискать в интернете различные тесты эффективности UV-фильтров в плане защиты объектива, станет понятно, наличие фильтра мало что меняет. Переднее стекло в объективе очень прочное и, конечно же, прочнее, чем UV-фильтр.

Поэтому любая сила, которая может причинить вред, с легкостью разобьет фильтр и все равно навредит объективу.

Если вы обеспокоены тем, что можете поцарапать или уронить объектив, идеальный способ этого избежать – прочная бленда. В отличие от UV-фильтра, бленда сокращает блики, а не усиливает их. Если вопрос нанесения ущерба объективу очень важен, позаботьтесь о страховке. Это дороже, но тогда вы будете спать спокойно.

Вывод – ультрафиолетовый фильтр вам не нужен.

Круглый (циркулярный) поляризационный фильтр

Эти фильтры имеют два кусочка стекла, которые можно поворачивать, регулируя силу поляризации.

Если вы когда-либо носили поляризующие очки, то испытали на себе эффект циркулярного поляризационного фильтра. Этот вид состоит из двух соединенных стекол, которые можно независимо поворачивать для регулировки силы поляризации. На практике вы видите результат на экране или смотрите сквозь видоискатель и поворачиваете поляризатор пока не получите желаемый результат.

Это обязательный аксессуар для любого фотографа.

Круглому поляризатору можно найти множество применений. Главное – эффекты, создаваемые с его помощью очень сложно или нереально воссоздать при помощи программной обработки. Как ни странно, свое название фильтр получил не из-за круглой формы. Оно относится к методу поляризации.

Обратите внимание

Старые пленочные камеры использовали «линейные» фильтры. Они не позволяют замерять свет и работать с некоторыми видами автофокуса. Поэтому сейчас они устарели и почти не продаются.

Обращайте внимание при покупке – вам нужен именно циркулярный поляризационный фильтр, хотя вряд ли сейчас можно встретить линейный тип.

Читайте также:  Правила композиции в фотографии для начинающих фотографов

Поляризационный фильтр сокращает блики от сияющих предметов, например, воды или листьев. Когда вы впервые поработаете с поляризатором, вы будете удивлены, насколько много бликов есть на повседневных предметах.

Особенно сильно без поляризатора блестит растительность. Правильное использование такого фильтра обеспечивает более богатые, глубокие и реалистичные цвета при съемке объектов, которые обычно отбрасывают блики.

Поляризационный фильтр позволил избавиться от блеска камней и сделал кадр довольно темным, чтобы я мог использовать выдержку 1.3 секунды, сделав воду размытой.

А также такой фильтр может смягчить или убрать отражения на поверхности воды. Хоть иногда отражения и нужны, бывают ситуации, когда без них получается более интересное фото.

Один из примеров – мелкое прибережье с интересными камнями под водой. Если небо отражается в воде, довольно трудно запечатлеть, что происходит под ее поверхностью.

Однако, используя поляризатор, можно сделать воду кристально чистой и фотографировать происходящее на дне.

Важно

Поляризационные фильтры также делают синее небо более темным и глубоким. Хотя тут важно не перестараться, иначе получится нереалистичный вид.

Но также, если снимать небо с очень широким углом и поляризационным фильтром, цвет в разных участках может отличаться.

Это происходит из-за того, что эффект поляризатора варьируется в зависимости от угла падения солнечных лучей и при съемке с широкоугольником вы одновременно захватываете участки неба с разными углами. В таком случае лучше просто снять фильтр.

Фильтры нейтральной плотности (ND-фильтры)

По большому счету этот вид представляет собой солнцезащитные очки для объектива. У ND-фильтров множество применений, о которых можно написать отдельную статью. Сокращая количество света, который попадает на сенсор, они предоставляют больше контроля над выдержкой. Вы можете устанавливать высокие значения, получив особый эффект.

Фильтры нейтральной плотности – ценный и очень полезный инструмент.

ND-фильтры позволяют делать фотографии, которые без них абсолютно невозможно воплотить, например, шелковый водопад, размытые линии облаков в небе или идеально ровная поверхность воды. Даже портретные фотографы иногда используют эти фильтры, чтобы иметь возможность устанавливать широкую диафрагму в яркое дневное время.

ND-фильтры классифицируются в зависимости от плотности. Обычно они измеряются по количеству стопов (выдержки, диафрагмы или ISO), необходимому для компенсации затемнения и получения правильной экспозиции.

Производители по-разному это выражают (такой подход может показаться очень запутанным для новичков). Некоторые просто указывают количество стопов, а другие зачем-то используют инкременты со значением 0,3. То есть, 1 стоп означает 0,3, 2 стопа – 0,6, а 10 стопов – 3,0.

Важно немного изучить тему, чтобы не ошибиться с выбором.

ND-фильтр позволил мне установить 15-секундную экспозицию и смягчить воду для контраста с кривыми ветками.

Еще один важный пункт при выборе фильтра нейтральной плотности – создает ли он цветовой оттенок. Обычно это имеет значение для более плотных фильтров, например, 10-стопных.

Хотя в большинстве ситуаций при съемке в RAW можно исправить это при помощи Lightroom, немного проще, когда реальный результат виден на экране камеры без необходимости каждый раз корректировать баланс белого после снятия или крепления фильтра.

Нейтральный градиентный фильтр (GND)

Это фильтр, одна половина которого – ND-фильтр, а вторая – чистое стекло. Они выпускаются в разных вариантах, варьирующихся от постепенного к более резкому переходу между половинками. Эти фильтры используются, когда одна часть вашего снимка светлее, чем другая (например, небо и земля при пейзажной съемке).

Недостаток таких фильтров в том, что они полезны только при идеально плоском горизонте. Если что-либо выделяется, например, гора или дерево, оно также затемнится. GND-фильтры – еще один пережиток пленочной эпохи и кадры с высоким динамическим диапазоном намного лучше можно передать при помощи брекетинга экспозиции и использования такого ПО, как Photoshop.

Каким должен быть размер фильтра?

Это очень легкий вопрос. У каждого объектива есть диаметр резьбы для фильтров. Он измеряется в миллиметрах, прямо как фокусное расстояние. Не спутайте две этих характеристики.

Информация о диаметре резьбы можно найти почти в любом интернет-магазине. Диаметр обычно указывается в руководстве или на коробке объектива.

Мне проще всего просто забить в поисковую систему «размер фильтра для объектива ____» и сразу же найти ответ.

Совет

Получается, что, если у всех объективов разный диаметр резьбы, нужно покупать отдельный фильтр для каждого? Конечно, нет! Очень частая практика среди фотографов (по крайней мере, продуманных) – купить фильтр для самого большого диаметра (можно даже заранее выбрать фильтр для объектива, который вы планируете купить в будущем). Когда у вас есть большой фильтр, его можно прикрепить на любой меньший объектив при помощи переходного кольца. Поскольку фильтр больше, чем отверстие объектива, он никаким образом не будет мешать изображению. Если воспользоваться таким методом, можно разумно распределить бюджет, купив один набор качественных фильтров и пару переходных колец вместо того, чтобы тратить кучу денег на фильтры разного размера или жертвовать качеством ради количества.

Помните, что в обратную сторону это не работает. Нельзя прикрутить меньший фильтр к объективу с большим диаметром резьбы при помощи переходного кольца. Он будет закрывать кадр.

Квадратные фильтры (и системы фильтров)

А что насчет тех квадратных кусочков стекла, которыми пользуются некоторые пейзажные фотографы? Это тоже фильтры, обычно – ND или GND, но существуют и квадратные поляризаторы (это звучит странно, ведь, с технической точки зрения, они называются квадратными циркулярными поляризаторами). Зачастую фотографы устанавливают стандартный поляризационный фильтр на одной из сторон квадратного держателя, чтобы иметь для него возможность независимого регулирования.

Квадратные держатели фильтров прикрепляются к объективу при помощи специальных адаптеров, подходящих под размер резьбы.

Преимущество такой системы в том, что не нужно прикручивать и откручивать фильтры. Вы просто вставляете квадратный кусочек стекла и вынимаете его, когда нужно.

Либо, в случае с большинством моделей, просто откидываете держатель, компонуете кадр и фокусируетесь, а затем закидываете его обратно.

Это может сохранить огромное количество времени при работе с плотными ND-фильтрами, ведь с ними почти невозможно увидеть что-либо сквозь видоискатель.

Я в основном использую именно этот тип и очень его люблю, хотя во многом всё зависит от личных предпочтений.

Многие потрясающие фотографы отдают предпочтение исключительно круглым фильтрам, поэтому вам нужно самостоятельно определиться с видом, который лучше подходит.

Есть множество хороших держателей для квадратных фильтров от компаний Lee Filters, Cokin, Breakthrough Photography, а также недорогая версия от The Filter Dude.

Для использования системы вам понадобится сам квадратный фильтр и держатель.

Так что же вам нужно?

Давайте перейдем к серьезному вопросу. Что именно нужно вам? Как и с большинством других вещей в фотографии, ответ зависит от сферы, с который вы работаете. Пейзажные фотографы чаще используют фильтры (хотя 1 или 2-стопный ND-фильтр может пригодиться при съемке портретов вне помещения).

Я рекомендую прежде всего обзавестись поляризационным фильтром. Он пригодится для любого вида фотографии и даже может использоваться в качестве 1-стопного фильтра нейтральной плотности, так как блокирует примерно такое же количество света.

Благодаря этому его можно использовать во множестве ситуаций. Следующий шаг – ND-фильтр. На этом этапе нужно решить, для каких целей он вам понадобится. Если вы хотите создавать эффект гладких туманистых волн, потребуется более плотный 6- или 10-стопный фильтр.

Обратите внимание

Если же вы не работаете с пейзажами и в основном снимаете портреты, достаточно будет 2- или 3-стопного. 1-стопный фильтр можете не рассматривать, так как его заменяет поляризатор. Неуверены, что вам нужно? Отличный выбор – 6 стопов.

Он позволит получить крутые пейзажные эффекты и предоставит достаточно преимуществ для портретной съемки.

Отличная начальная комбинация – циркулярный поляризатор и 6-стопный фильтр нейтральной плотности.

Есть множество компаний, продающих фильтры, среди которых B+W, Lee, Tiffen и Breakthrough. Цены варьируются от довольно дешевых до нескольких сотен долларов. Я рекомендую обратить внимание на модели от Breakthrough Photography. Они зарекомендовали себя как компанию с наилучшим качеством и (это касается ND-фильтров) наименьшей силой оттенков цвета даже у плотных 10-стопных фильтров.

Я хотел бы услышать ваши мысли по поводу использования фильтров. Какой вам больше всего нравится? Нашли ли вы способы креативно использовать различные виды фильтров? Вы предпочитаете квадратные или круглые системы?

Источник: https://photo-monster.ru/books/read/fotofiltryi-kakie-deystvitelno-nujnyi

Как выбрать защитный светофильтр для объектива. А вы знаете, какие бывают светофильтры на объектив и для чего они нужны

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами на связи, Тимур Мустаев. Многие фотолюбители рано или поздно задумываются о расширении собственной коллекции аксессуаров и дополнений для фотоаппарата. Одним из пунктов в списке важных приобретений являются фильтры для оптики.

Безусловно, в век цифровых технологий обработка фотографий творит чудеса, и использование большинства фильтров стало нецелесообразно.

Тем не менее, существует несколько видов, которые придутся кстати в любом жанре фотосъемки.

Сегодняшнюю статью предлагаю посвятить одному из них — UV фильтру, который должен быть в арсенале каждого уважающего себя фотографа.

В одной из предыдущих статей, я уже рассказывал про возможности .

Назначение

Ультрафиолетовый фильтр для объектива предназначается в основном для защиты передней линзы от пыли, влаги и случайных повреждений, которые зачастую случаются в результате падения или столкновение с каким-нибудь твердым предметом.

Главным заявленным отличием данного аксессуара от других является предотвращение попадания прямых солнечных лучей на матрицу зеркального фотоаппарата, которая более чувствительна к восприятию ультрафиолета, нежели человеческий глаз.

Качественный фильтр никак не влияет на контрастность, поэтому снимать с объектива его вовсе не обязательно.

Какой марки uv фильтр приобрести?

Установив фильтр на оптику, помните, с этого самого момента он становиться частью вашего фотоустройства. Чтобы в дальнейшем не возникало проблем ограничения возможностей техники, не гонитесь за дешевизной, выбирайте тех производителей, которые зарекомендовали себя на рынке фототоваров.

Вот несколько из них: Hoya, Marumi, Kenko, Tiffen, B+W.

При выборе следует учитывать материал всех его составляющих.

Что касается самой линзы, она должна быть выполнена из высококачественного стекла и покрыта защитным слоем.

Дешевые аналоги делаются из пластика и по истечении некоторого времени начинают разрушаться, а защитный слой расслаиваться и слезать, что в конечном итоге никак не украшает фото.

Важно

Для того чтобы выбрать правильный фильтр для вашей оптики достаточно знать диаметр резьбы, который указан на объективе или внутренней стороне защитной крышечки.

Как при помощи Adobe Photoshop заменить ультрафиолетовый фильтр?

Как вы понимаете, от механических повреждений и царапин Photoshop не избавит, но с итоговым влиянием ультрафиолета на фото справиться.

Итак, убрать нежелательные явления можно следующим образом:

  • Повысив при помощи ползунков общий контраст фото (Изображение > Коррекция > Яркость/Контраст ).
  • Ослабив насыщенность голубого оттенка смещением ползунка (Изображение > Коррекция > Цветовой тон/насыщенность > Голубой ).

В заключении хочу открыть простую истину, фильтр, как и бленда – неотъемлемая часть процесса фотосъемки, однако успех фотографа зависит не от наличия данных аксессуаров, а от умения пользоваться ими.

Источник: https://dantesrestoran.ru/technology/how-to-choose-a-protective-filter-for-the-lens-and-you-know-what-kind-of-light-filters-are-on-the-lens-and-what-are-they-for.html

Ссылка на основную публикацию