Гиперфокальное расстояние объектива: что это такое и как выставить

Гиперфокальное расстояние объектива в практике фотографии

Гиперфокальное расстояние  и умение правильно его рассчитать для фокусировки объектива — это мощнейший инструмент при съемке пейзажей, архитектуры и любых сюжетов, где требуется максимальная глубина резкости. К сожалению, далеко не все представляют, что такое гиперфокальное расстояние, и совсем не многие применяют это знание на практике. Попробуем восполнить столь очевидный пробел.

В статье про глубину резкости мы подробно рассмотрели основные вопросы, связанные с ее расчетом и использованием при съемке. Но там мы предполагали, что фотоаппарат фокусируется именно на главном объекте в кадре, который обязательно должен получиться резким. Остальные предметы могут попасть, а могут и не попасть в зону резкости, все зависит от сюжета и целей фотографа.

Что такое гиперфокальное расстояние

А что делать, если все детали одинаково важны и нам совершенно необходимо, чтобы весь кадр получился резким, например, в пейзажной фотографии? Если навестись на бесконечность, то мы частично можем решить эту задачу.

Предметы, находящиеся в диапазоне расстояний от бесконечности до передней границы резкости Lпер получатся достаточно резкими, но некоторые могут в зону резкости и не попасть.

Можно уменьшить диафрагму, или взять более короткофокусный объектив, тогда, как мы знаем, глубина резкости увеличится, и, возможно, мы получим кадр, одинаково резкий по всему полю. А может быть и нет.

И здесь нам поможет такое важное понятие, как гиперфокальное расстояние.

Обратите внимание

Если навестись не на бесконечность, а на соответствующую бесконечной фокусировке переднюю границу глубины резкости (так называемую ближнюю точку бесконечности, или, по другому, гиперфокальную точку), то мы получим дополнительный выигрыш в резкости в направлении от плоскости наводки к фотоаппарату. То есть при прочих равных условиях появляется дополнительная зона резкости, которая хорошо видна на приведенном рисунке:

Расстояние до плоскости наводки, при котором задняя граница глубины резкости уходит в бесконечность носит название гиперфокальное расстояние.

Но здесь надо очень хорошо понимать, что, как и в случае с глубиной резкости, гиперфокальное расстояние зависит от критерия резкости и кружка рассеяния (о которых можно прочитать в статье про резкость в фотографии), поскольку идеально резкими могут быть только предметы, находящиеся непосредственно в плоскости наводки.

Вы всегда сможете точно рассчитать диаметр кружка рассеяния для своего фотоаппарата, пользуясь рекомендациями указанной статьи, мы же для определенности примем часто встречающееся в литературе значение 0,02 мм для зеркальных камер с кроп фактором 1,5.

Расчет гиперфокального расстояния

Чтобы использовать гиперфокальное расстояние на практике, его надо уметь рассчитывать.

Для этого можно воспользоваться несложными формулами, специальными таблицами, калькуляторами (которые можно найти в интернете) или небольшими программками для смартфонов.

Точно знаю, что для iPhone такие программы существуют, причем, бесплатные. Я приведу формулы и рассчитанную по ним таблицу для кружка рассеяния 0,02 мм.

Гиперфокальное расстояние Lгип можно рассчитать по простой формуле:

а переднюю Lпер  и заднююLзад границы резкости узнать из соотношений

Здесь f – фокусное расстояние объектива, K– диафрагменное число, Z – диаметр кружка рассеяния.

Из соотношения [1] хорошо видно, что гиперфокальное расстояние перемещается все дальше от фотоаппарата с ростом фокусного расстояния объектива, и наоборот, становится все ближе при закрытии диафрагмы.

Важно

Некоторые короткофокусные объективы дешевых мыльниц всегда настроены на гиперфокальное расстояние и не имеют даже простейшей системы фокусировки, поскольку все, что дальше нескольких метров, у них уже выглядит одинаково резким.

Из этой же формулы следует, что для съемки пейзажа желательно использовать широкоугольные объективы с коротким фокусом и диафрагмы порядка 8 – 11, на которых еще не сильно выражена дифракция, заметно снижающая резкость при более закрытых диафрагмах. Наведя такой объектив на гиперфокальное расстояние вы получите максимально возможную для данного фотоаппарата протяженность зоны резкости вплоть до бесконечности.

Из формул [2] вытекает простое правило для практического применения метода наводки на гиперфокальное расстояние: для того, чтобы и передний и задний планы получились на фотографии одинаково резкими, надо сфокусироваться на предмет, находящийся от фотоаппарата на удвоенном расстоянии от того ближайшего предмета, который должен быть резким согласно замыслу автора, после чего установить диафрагму гиперфокального расстояния по таблице или калькулятору для этого удвоенного расстояния.

Ниже приведена таблица расчета гиперфокального расстояния для кружка рассеяния 0,02 мм цифровых камер с кроп фактором 1,5  и различных объективов, которую можно использовать в практической съемке:

Стрелками показан выбор диафрагмы (f/16) для объектива f = 50 мм и удвоенного расстояния до ближайшего предмета 7,8 м. Подставив необходимые значения в формулу [1], вы сами сможете построить такую таблицу в Excel конкретно для своего фотоаппарата и объектива, которую всегда желательно иметь с собой, особенно при выездах на природу, если собираетесь снимать пейзажи.

Мы рассмотрели гиперфокальное расстояние, методы его расчета и использования на практике. Не пренебрегайте этими знаниями, применяя их в своей фотографической жизни, вы сможете получать более выразительные и интересные кадры.

Источник: http://fotoapparat-expert.ru/giperfokalnoe-rasstoyanie-obektiva-v-praktike-fotografii.html

Гиперфокальное расстояние

Гиперфокальное расстояние объектива имеет второе название – начало бесконечности.
Гиперфокальное расстояние – расстояние до ближайшей к объективу плоскости, резко изображаемой объективом, установленным на бесконечность. Отсюда и второе название – начало бесконечности.

В формулах гиперфокальное расстояние обычно обозначают латинской буквой H.

Гиперфокальное расстояние H обладает интересным свойством. Если объектив навести не на бесконечность, а установить на дистанцию гиперфокального расстояния, то глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) будет простираться от H/2 до бесконечности.

Это свойство использовалось в конструкции съемочных объективов некоторых фотоаппаратов. На шкалу расстояний съёмочного объектива наносилась специальная метка или точка, часто красного или белого цвета. Другая метка или точка наносилась на шкалу диафрагм съёмочного объектива.

При съёмке фотограф мог быстро установить диафрагму и дистанцию съёмки по точкам (это и называлось «установить по точкам») и быть уверенным в том, что большая глубина резкости (от нескольких метров до бесконечности) ему обеспечена.

Совет

Точка на шкале диафрагм обеспечивала оптимальную диафрагму, которая соответствовала максимальной разрешающей способности объектива.

Произведя предварительную установку камеры «по точкам» и установив подходящую выдержку, фотограф был готов быстро достать фотокамеру из футляра и оперативно сфотографировать какой-либо неожиданный сюжет, например, в походе или в путешествии. Установкой по точкам обычно пользовались при съёмке пейзажей, особенно пейзажей без переднего плана и для получения видовых снимков.

Чаще всего «установка по точкам» входила в конструкцию складных фотоаппаратов среднего формата (6×9 см, 6×6 см, 6×4.5 см), реже в конструкцию малоформатных фотоаппаратов, в основном шкальных.

Величина гиперфокального расстояния съемочного объектива зависит от его фокусного расстояния, используемой диафрагмы и допустимого кружка рассеяния.

В современных фотоаппаратах применяются, в основном, системы автоматической наводки на резкость (системы автоматической фокусировки), а управление диафрагмой объектива производится из камеры, поэтому большинство объективов не имеют в своей конструкции системы «установки по точкам», а в некоторых моделях шкала  глубины резко изображаемого пространства (ГРИП) представлена в урезанном виде или отсутствует вовсе.

Из опыта можно отметить, что использование гиперфокального расстояния для получения глубины резкости от нескольких метров до бесконечности рационально только для среднеформатных плёночных фотоаппаратов.

Снимки на самом деле имеют заявленную резкость (при съемке со штатива). При этом изображение «в бесконечности» действительно резкое.

Изображением в бесконечности в нашем тесте служили большие раздельные буквы лозунга, размещённого на крыше дома, расположенного в 3 километрах. Фрагмент отпечатка увеличивался в 10 раз.

Обратите внимание

Малоформатные фотокамеры всё же рекомендуется наводить на резкость на смысловой центр снимка.

Тестовая съемка объекта в бесконечности (те же буквы на доме) показывает, что при использовании гиперфокального расстояния объекты в бесконечности при 10 кратном увеличении имели несколько размытое изображение (при таком же кружке рассеяния на отпечатке, как на отпечатке со среднеформатного негатива!). В тоже время отпечатки с малоформатных негативов того же «объекта в бесконечности» при установке объективов на бесконечность имели отличную резкость.

Можно предположить, что нанесение шкалы расстояний на объективы для среднеформатной аппаратуры и её юстировка производится более тщательно, чем для малоформатной, тем более, что диаметр оправы среднеформатных объективов часто больше диаметра оправы малоформатных объективов. Соответственно у среднеформатных камер больше длина шкалы расстояний. Это особенно заметно у короткофокусных объективов с фиксированным фокусом, где незначительный сдвиг по шкале расстояний заметно сказывается на мелком изображении объектов в бесконечности.

Гиперфокальное расстояние определяется геометрическими параметрами съемочного объектива (фокусным расстоянием и значением диафрагмы) и заданным диаметром допустимого кружка рассеяния.

Формула для расчёта гиперфокального расстояния объектива

Гиперфокальное расстояние H = f + f2 /(k·d);    (1)

В большинстве случаев f 

Источник: http://abcibc.com/photo.php?art=4

Что такое гиперфокальное расстояние (ГФР) – ФотоКто

Другое название для «гиперфокального расстояния» – это «начало бесконечности».

Начнем с того, что в фотографии часто необходимо знать о специфике одного любопытного явления, а именно – глубины резкости (ГРИП) при фокусировке на бесконечность.

Естественно, что художественный смысл при расстановке акцентов имеет только передняя граница зоны резкости, все остальное – условно говоря, «дальше бесконечности».

Воспользуемся этим свойством при заданном значении диафрагмы, и попробуем увеличить глубину резкости.

Для этого нужно сфокусировать объектив (да-да, например, руками, по рискам на объективе) не на бесконечности, а на так называемое «гиперфокальное расстояние». На практике это означает «по точкам» или «на глазок провести» фокусировку по объектам на ближней границе зоны резкости для бесконечности.

Тогда передняя граница резко изображаемого пространства (ГРИП) приблизитсявдвое, а бесконечность окажется на дальней границе ГРИП. Располагая объекты съёмки не ближе этого расстояния, вы получите всё изображаемое пространство на фотографии безусловно резким. Это важно при расстановке акцентов на пейзажном снимке.

Гиперфокальное расстояние – инструмент, позволяющий определять, какая область окажется в фокусе.

Важно

Расчет гиперфокального расстояния по точным критериям всегда включает диафрагменное число. Это значит, что для каждой ситуации съемки свое расстояние фокусировки по этому способу.

Для некоторых диафрагменных чисел ГФР полезно запомнить. Многие фотографы при выезде на ландшафт берут с собой распечатку таблицы гиперфокального расстояния.

Итак, какие преимущества знания гиперфокального расстояния? Можно при достаточно открытой диафрагме смело снимать пейзажи с передним планом, т.е. совсем необязательно зажимать диафрагму до f/14. При этом открытая диафрагма позволяет выставить более короткую выдержку, что немаловажно при съемке моментов движения.

Самую лучшую и понятную таблицу гиперфокальных расстояний я нашел в книге Карл Хейлмен  II “Пейзажная фотография“. Там есть расчет для всех фокусных расстояний и диафрагм.

Другой важный аспект

Как известно, существуют жестко закрепленные объективы, сфокусированные именно на гиперфокальное расстояние (т.н. «свободный фокус»).

Это решение представляется оптимальным для обеспечения области резкого отображения, если размеры кадра невелики, и не требуется высокого разрешения картинки – такая технология применяется, например, в примитивных мобилокамерах. Чем не доказательство удобства?

Между тем, опытным фотографам известно, что полагаться исключительно на цифры не следует.

Даже, пользуясь шкалой и таблицами, со значениями «кружка рассеяния» для определения гиперфокального расстояния при известных условиях съемки для собственной, привычной камеры, всегда нужно ориентироваться по ситуации.

В зависимости от сюжета, погоды, от качества оптики, нужно творчески подходить к определению глубины резко отображаемого пространства. И выбирать соответствующим образом параметры диафрагмы и фокусировки.

Коротко и понятно

Гиперфокальное расстояние – это на какой точке нужно сфокусироваться и при какой диафрагме, чтобы весь кадр получился в резкости (ГРИП). Думаю вот так будет всем понятнее. Пользоваться просто, открываем таблицу гиперфокальных расстояний, находим фокусное расстояние объектива, находим нужную диафрагму и смотрим: 1 – ближайшую фокусную точку, 2 – на какой точке нужно сфокусироваться.

взято с http://world-of-photo.ru/

Источник: http://fotokto.ru/blogs/chto-takoe-giperfokalnoe-rasstoyanie-gfr-7446.html

Гиперфокальное расстояние – все о резком изображении на fotopiloto.ru

При фокусировке объектива на бесконечность расстояние от фотоаппарата до передней границы резко изображаемого пространства называется гиперфокальным расстоянием.

Читайте также:  Применение инструмента яркость/контрастность для улучшения фото в photoshop

Попросту говоря гиперфокальное расстояние – это та же ГРИП, только в упрощенном виде. У ГРИП есть и передняя и задняя границы резкости, а при фокусировке объектива на бесконечность, передняя граница получает название: гиперфокальное расстояние, а задняя – отодвигается в бесконечность. Вот и вся разница. Сравните схему 1 и 2.

Схема 1. Гиперфокальное расстояние
Схема 2. ГРИП

Далее для более наглядного изложения материала воспользуемся советским объективом Гелиос 44м-4. Его конструкция предусматривает наличие шкалы расстояний, шкалы ГРИП и шкалы диафрагменных чисел.

Умение пользоваться гиперфокальным расстоянием полезно при съемках пейзажей в солнечную погоду многие фотографы диафрагмирует объектив до 1:8, 1:11 и устанавливает его на бесконечность (фотография 1 и 2).

Это позволяет полностью переключить внимание на выбор композиции, не отвлекаясь на фокусировку объектива. Однако при этом глубина резко изображаемого пространства будет меньшей, чем может обеспечить объектив.

Совет

Для диафрагмы 1:8 – от 9 м до бесконечности, а для диафрагмы 1:11 примерно от 7 м до бесконечности.

Фотография 1. Гиперфокальное расстояние при диафрагменном числе 8
Фотография 2. Гиперфокальное расстояние при диафрагменном числе 11

Наибольшую ее величину мы получим при совмещении символа бесконечности с выбранным значением диафрагмы. В этом легко убедиться, определив по фотографии 3 и 4 ближайшую границу глубины резко изображаемого пространства при диафрагмах 8 и 11. Для диафрагмы 1:8 – от 4 м до бесконечности, а для диафрагмы 1:11 примерно от 3 м до бесконечности.

Фотография 3. Максимальное гиперфокальное расстояние при диафрагменном числе 8
Фотография 4. Максимальное гиперфокальное расстояние при диафрагменном числе 11

Ниже для общего ознакомления приведу таблицу гиперфокальных расстояний объективов для основных фокусных расстояний и диафрагм. Она справедлива если у вас полноформатная камера с матрицей 24×36 мм, т.к. при ее расчете диаметр кружка рассеяния был принят равным 0,26 мм. Для кропнутых камер он будет отличаться.

Tаблица гиперфокальных расстояний для полноформатных камер с матрицей 24×36 мм

Подобную таблицу для своей камеры каждый может рассчитать и самостоятельно по формуле:

H = f*f/K*z,

где H — гиперфокальное расстояние, f – фокусное расстояние, K – диафрагменное число, z – диаметр кружка рассеяния,

причем f, K, z, H выражены в мм.

Как и ГРИП гиперфокальное расстояние зависит от:

диафрагменного числа; расстояния до объекта съёмки; фокусного расстояния объектива;

величины кружка нерезкости объектива (заложенного конструктором в расчёт при проектировании объектива).

Читайте похожую статью: Влияние диафрагмы, фокусного расстояния объектива, расстояния до объекта съемки на величину ГРИП и гиперфокальное расстояние

Источник: http://fotopiloto.ru/rezkost/giperfokalnoe-rasstoyanie

Что такое гиперфокальное расстояние и как оно может улучшить резкость ваших пейзажей

Автор: Тиффани Мюллер

Когда вы делаете фото, одна из основных задач — убедиться в том, что вы навели резкость на те участки, на которых она нужна.

Но когда вы фотографируете пейзажи — где требуется большая глубина резкости — иногда бывает непросто получить точку фокусировки в правильных местах.

При съемке пейзажей, часто нужно, чтобы резкими были элементы как на переднем, так и на заднем плане, и сделать это часто становится для фотографов непростой задачей.

К счастью, цифровые камеры значительно облегчили эту головную боль но если вы хотите получить фотографии, именно так, как вам нужно, лучше не полагаться на камеру. И, даже если вы доверяете своей камере делать замер экспозиции и фокусировку за вас, никогда не будет лишним знать, как делать это самостоятельно. И здесь мы начнем разговор о гиперфокальном расстоянии.

Что такое гиперфокальное расстояние?

Гиперфокальное расстояние — это точка фокусировки в вашей композиции, где достигается максимальная глубина резкости без надобности сильно прикрывать диафрагму.

После того, как вы однажды определите свое гиперфокальное расстояние, все, что вам останется сделать — навести резкость на эту дистанцию, и — вуаля! — ваша глубина резко изображаемого пространства окажется в приемлемом диапазоне  от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

Википедия определяет его как:

Обратите внимание

Гиперфокальное расстояние — ближайшее расстояние, на которое объектив может сфокусироваться, чтобы объекты, находящиеся на расстоянии бесконечности были приемлемо резкими. Когда объектив фокусируется на эту дистанцию, все объекты, которые находятся от половины гиперфокального расстояния до бесконечности, будут приемлемо резкими.

Звучит слишком красиво, чтобы быть реальностью, не правда ли? К счастью, этот метод на самом деле испытанный и действенный — именно так множество профессиональных пейзажных фотографов получают такие глубокие и детализированные снимки, с прекрасной резкостью как на переднем, так и на заднем плане.

Как рассчитывается гиперфокальное расстояние

Я никогда не была сильна в вычислениях, это точно не то, что мне нравится делать, но как я все же рада, что старательно училась в школе.

Знаете что? Оказывается, мне пригодились те знания, о которых я всегда думала, что они не будут нужны в реальной жизни. И именно сейчас мы их будем использовать.

Не волнуйтесь, эти вычисления делать не так уж тяжело, а для самых сложных операций можно использовать калькулятор.

Давайте разберем нашу формулу на примере снимка выше, для того, чтобы вам было легче ее понять.

Например, мы снимаем объективом с фокусным расстоянием 35 мм, и используем значение диафрагмы f/11. Первое, что нам нужно сделать для того, чтобы вычислить наше гиперфокальное расстояние — возвести в квадрат фокусное расстояние нашего объектива. В нашем случае, 35*35 = 1225. Запомните это число, оно понадобится нам через несколько минут.

Далее, возьмите свое значение диафрагмы и умножьте его на диаметр круга рассеяния. Мы используем f/11, поэтому 11 умножаем на 0.03 — получаем 0.33.

Теперь, берем 1225 и делим на 0.33. Получаем 3712.12. Прибавьте свое фокусное расстояние — в данном случае 35 мм — к этому числу, чтобы получить гиперфокальное расстояние в миллиметрах. После округления, мы получаем 3747 миллиметров, или примерно 3.75 метров.

Важно

Ваше гиперфокальное расстояние — 3.75 метров. Это означает, что если ваша точка фокусировки будет за 3.75 м от камеры, все, что находится от 1.875 м и до бесконечности, попадает в диапазон приемлемой резкости — что дает вам максимально возможную глубину резкости для данной комбинации объектива и диафрагмы.

Голова кругом от рассеяния?

Если Вам непонятно, что такое круг рассеяния, это совершенно нормально. Поищите об этом больше информации — например, прочтите статью в Википедии.

Как правило, если вы используете цифровой зеркальный фотоаппарат, ваш круг рассеяния обычно будет 0.03 для полнокадровой камеры, а у большинства кропнутых матриц он равен 0.02.

Если вы используете фотоаппарат с кропнутым сенсором, то можете рассчитать кружок рассеяния, разделив 0.03 на кроп-фактор сенсора вашей камеры. Например, если кроп-фактор вашей камеры — 1.

5х, у вас получится: 0.03 / 1.5 = 0.02.

Также, вместо того, чтобы постоянно делать вычисления, вы можете использовать список.

Составьте список

Если вы, как многие пейзажные фотографы, часто снимаете одной и той же камерой, на одинаковом фокусном расстоянии, в ваших интересах будет сделать для себя небольшую шпаргалку с гиперфокальными расстояниями для тех значений диафрагмы, которые вы используете чаще всего. Носите этот список с собой в сумке вместе с фотоаппаратом, чтобы он всегда был под рукой, и тогда вычисления вам придется сделать всего один раз!

Источник

Источник: https://periscope.com.ua/osnovy-fotografii/chto-takoe-giperfokalnoe

Гиперфокальное расстояние (ГФР)

Фокусирование камеры на гиперфокальное расстояние обеспечивает максимальную резкость от половины этого расстояния и до бесконечности.

Гиперфокальное расстояние особенно полезно в пейзажной (ландшафтной) фотографии, и понимание его сути поможет вам достичь максимальной резкости изображения путём получения максимальной глубины резкости — и таким образом наиболее деталированного финального отпечатка.

Определение гиперфокального расстояния при данных фокусном расстоянии и диафрагме может оказаться непростой задачей; данная глава объясняет способ подсчёта ГФР, проясняет неточности и предоставляет калькулятор ГФР. Я не рекомендую применять результат расчёта буквально, но предлагаю использовать его в качестве ориентира.

Передний фокус Задний фокус Передне-центральный фокус

Обратите внимание, что только на правом снимке слова можно разобрать на всех расстояниях.

Порой на расстоянии между ближайшим и самым удалённым предметами находится точка фокусировки, которая максимизирует общую резкость снимка, хотя она редко находится в середине расстояния.

Гиперфокальное расстояние использует похожую концепцию, за исключением того, что его пределы начинаются в бесконечности и заканчиваются половиной дистанции фокусировки от камеры (и степень размытия, показанная выше, в него не входит).

Где оно находится

Какова оптимальная дистанция фокусировки? ГФР определяется как дистанция фокусировки, которая помещает максимальный возможный кружок нерезкости в бесконечности. Если дистанция фокусировки окажется хоть немножечко меньше, какой-нибудь из объектов дальнего плана окажется вне пределов ГРИП.

Зайдя с другой стороны, если сфокусироваться на существенно удалённом объекте на горизонте (то есть, в бесконечности), ближайшая дистанция, которая попадает в глубину резкости, будет также гиперфокальной.

Чтобы точно рассчитать её положение, воспользуйтесь таблицей гиперфокальных расстояний внизу страницы.

Разумность применения

Проблема ГФР в том, что объекты на дальнем плане (условной бесконечности) находятся на дальней границе глубины резкости. В результате они редко соответствуют тому, что определено как «приемлемая чёткость».

Это серьёзно снижает детальность, учитывая, что большинство людей способно отличить 1/3 от размера, используемого большинством производителей объективов в качестве кружка нерезкости (см. «Что такое глубина резкости (ГРИП)»).

Резкость на бесконечности особенно важна для тех ландшафтных фотографий, в которых фон играет большое значение.

Резкость может быть полезным инструментом придания акцента, и потому бездумное применение гиперфокального расстояния может привести к пренебрежению областями снимка, которым резкость требовалась бы больше прочих.

Мелкодетальный фон требует большей резкости, чем дымчатый (слева). Иначе, естественно мягкий передний план может зачастую позволить пожертвоватть мягкостью фона.

Совет

Наконец, для некоторых изображений (таких как портреты) предпочтительна крайне небольшая глубина резкости, поскольку это позволяет отделить предмет съёмки от загруженного фона.

При съёмке с рук часто приходится выбирать, чему придать максимальную резкость (в связи с ограничениями выдержки и диафрагмы). Такие ситуации требуют быстрой оценки, и ГФР не всегда является лучшим выбором.

Метод подсчёта для ограниченных сцен

Что если ваша композиция не продолжается до горизонта или исключает передний план? Несмотря на то, что ГФР здесь неприменимо, тем не менее, существует оптимальная дистанция фокусировки между передним планом и фоном.

Многие используют метод приблизительного подсчёта, согласно которому нужно фокусироваться приблизительно на треть глубины снимаемой сцены, чтобы получить в ней максимальную резкость.

Я призываю вас игнорировать этот совет, поскольку эта дистанция редко является оптимальной, в действительности позиция варьируется расстоянием до объекта, диафрагмой и фокусным расстоянием.

Доля ГРИП перед фокальной плоскостью составляет примерно половину для близлежащих дистанций фокусировки и уменьшается до нуля в тот момент, когда дистанция фокусировки достигает ГФР. Правило трети справедливо лишь на определённой дистанции между этими двумя и нигде более.

Чтобы точно рассчитать положение оптимального фокуса, используйте калькулятор ГРИП. Убедитесь, что как ближняя, так и дальняя границы приемлемой чёткости покрывают снимаемую сцену.

Гиперфокальное расстояние хорошо применяется тогда, когда снимаемый предмет имеет значительную протяжённость назад, или если ни одна из областей изображения не требует большей чёткости, чем остальные.

И даже в этом случае я советую также или использовать более строгое определение «приемлемо-чёткого», или фокусироваться несколько дальше, чтобы добавить резкости фону.

Сфокусируйтесь вручную, используя маркеры дистанции на своём объективе или контролируя дистанцию на экране своей камеры, если она там указывается.

Обратите внимание

Вы можете рассчитать «приемлемую чёткость», при которой размытие неощутимо при идеальном зрении для заданного печатного размера и дистанции просмотра.

Читайте также:  Программа для увеличения цифровых фотографий photozoom pro 4.1.0

Используйте таблицу гиперфокальных расстояний внизу страницы, изменив параметр силы зрения.

Это потребует использовать намного большее число диафрагмы или сфокусироваться на большую дистанцию, чтобы сохранить дальнюю границу ГРИП в бесконечности.

Использование чрезмерно закрытой диафрагмы (большого числа f) может оказать противоположное действие, поскольку изображение начнёт размываться вследствие эффекта дифракции.

Это размытие не зависит от положения объекта относительно глубины резкости, и потому максимальная резкость в фокальной плоскости может значительно снизиться. Для 35 мм и других похожих зеркальных камер эффект дифракции начинает сказываться после f/16.

Для компактных цифровых камер беспокоиться обычно не о чем, поскольку они часто ограничены максимумом f/8.0 или менее.

Источник: https://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials-ru/hyperfocal-distance.htm

Просто про гиперфокал. | Фотограф Сергей Андреев | Фотограф в Москве

В этой небольшой заметке поделюсь личным опытом применения гиперфокального расстояния в прикладной фотографии. Возможно, кто-то найдет его полезным и сможет использовать в своей практике.

О чем речь?

Итак, начать стоит с определения. Гиперфокальное расстояние — это дистанция фокусировки, используя которую можно добиться максимальной глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Резкость, при использовании гиперфокала, будет простираться от половины расстояния к точке фокусировки, до бесконечности.

А теперь то же самое, но простыми словами: хочется, чтобы на фотографии все было резко, от переднего плана до фона? Тут и поможет гиперфокальное расстояние. И если оно (условно), составит 2 метра, то резким будет все, начиная с 1 метра от вас (половина гиперфокала), и до горизонта (бесконечности).

Где может пригодиться?

Раньше, насколько мне известно, данный метод фокусировки имел бОльшее хождение, применялся в различных видах репортажа, стрит-съемке, пейзаже.

Важно

На данный момент, благодаря повсеместному распространению автофокуса и его качественной работе, использование данного приема съемки уже не так актуально.

Если вернуться к моему опыту, то в абсолютном большинстве случаев использую гиперфокальное расстояние при пейзажной съемке.

Так как же его вычислить?

И снова побуду нудным, еще капелька теории.

Что (так или иначе) влияет на ГРИП, а потому и на гиперфокальное расстояние? Это кружок нерезкости, фокусное расстояние и значение диафрагмы. С кружком нерезкости в двух словах не получится, потому, в рамках данной заметки, ограничусь лишь определением: это искаженное изображение точки, которое формирует оптическая система. 

С фокусным расстоянием и диафрагмой проще: прикрываете диафрагму или уменьшаем фокусное расстояние, увеличивается ГРИП. И наоборот.

Формула же вычисления гиперфокала выглядит так:

И вроде бы все более-менее ясно, но как узнать пятно рассеяния (оно же кружок нерезкости) для своей камеры? Отвечу, все давно подсчитано. Если у Вас ФФ камера (Full Frame, FF), то берите значение 0.03, если кроп от Canon, то 0.

019, а от Nikon – 0.02.
Значения для камер других производителей вам охотно подскажет любой поисковик. К слову, в сети встречаются и калькуляторы гиперфокального расстояния, которые в принципе избавят вас от работы с формулой.

Ну а дальше – использовать полученные данные, что совсем просто. Находясь на месте, с камерой наготове, имея значение диафрагмы, фокусное расстояние и зная значения кружка нерезкости, получаете искомую дистанцию фокусировки (гиперфокал) и просто выставляете ее на объективе в мануальном режиме.  

Небольшой совет.

Снова поделюсь опытом. Как упоминал, использую гиперфокал в основном при съемке пейзажа. А если иду снимать пейзаж целенаправленно, то со мной вместе идет и штатив.

И, коли гонюсь за максимальной ГРИП, а дополнительных сюжетных ограничений нет, то, скорее всего, выберу диафрагму 11 (сильнее зажимать без веских причин не стоит, ввиду дифракции). Кроме того, у меня есть излюбленные фокусные расстояния для пейзажа (16, 24, 35. Сильно реже 50 и 85).

Совет

Таким образом мне достаточно просто помнить 3-5 значений гиперфокального расстояния, чтобы оперативно навестись на резкость.

Так и вы, имея любимые фокусные расстояния и предпочитаемую диафрагму, можете держать в голове буквально несколько значений, которые упростят вам жизнь. Как вариант – можно распечатать небольшие таблички для нужных фокусных расстояний и просто положить их в кофр.

Вместо выводов.

Освойте и применяйте на практике фокусировку по гиперфокалу, это и удобно, и может оказаться весьма полезно для сохранения резкости планов в пейзаже. А многоплановый пейзаж – он замечательный, правда ведь?)

Ну и еще пару слов. Это мой первый опыт публикации подобных заметок. Буду очень рад отклику. Мне любопытно и важно знать на сколько материал интересен, понятен, полезен.
Кроме того, хотел бы понять что интересно для читателя и о чем стоило бы поговорить в дальнейшем. Пишите в комментариях, обязательно приму к сведению.

Спасибо за внимание. Надеюсь, продолжение следует.

Источник: https://www.andreevphoto.ru/single-post/prostoprogiperfokal

Фото.Наука. Гиперфокальное расстояние

Начну цикл небольших статеек под общим кодовым названием Фото.Наука.

Статьи будут, в основном, в разрезе стрит-фотографии, которая является очень сложным жанром и которая заставила меня пересмотреть подход к съёмке в целом, но знания из них можно применять и к другим жанрам.

На гуру не претендую, все утверждения буду пытаться приводить с доказательствами и логическими выводами одного из другого. Там, где это не будет получаться, дам ссылки на надёжные источники.

Стрит-фотография, a.k.a. уличная фотография, которую ещё иногда ошибочно путают с документальной — это разновидность фотографии, где главными действующими лицами и объектами являются люди и их среда обитания. Я ей стал интересоваться по разным причинам — вот некоторые из них:

  • Challenge. Прокачка навыков, если более простым языком. Ведь именно в этом жанре, как никаком другом, приходится использовать максимальный набор технических навыков. Всегда снимали в приоритете диафрагмы и всё было хорошо? нате вам одновременно поработайте и с выдержкой. От силы раз в год доставали с пыльной полки вспышку? Получите, распишитесь за несколько использований подряд. Не знали, что такое ГРИП и гиперфокальное расстояние? Учите матчасть. Ну и можно бесконечно продолжать и дальше. 
  • Психология. В общении с незнакомыми людьми мне всегда было некомфортно. Тут есть возможность исправить ситуацию и натренировать себя
  • Адреналин. Попробуйте навести камеру на полицейского с оружием. Или постоять пару часов среди маргинальных типов на вокзальной площади. Или нырнуть в гущу событий, когда происходит какая-то движуха, а её результат непредсказуем. Возможно, ещё сыграло роль то, что в студенчестве у нас были мелкие поездки на электричках по всяким, как бы это культурно выразиться, отдалённым местам, а там к фотографам не везде хорошо относились, и когда за тобой кто-то бежал, зашкаливал тот самый адреналин. Можно сказать, соскучился по таким ощущениям.
  • Неотснятость. В России со стрит-фотографией пока что не очень. Мало авторов, которые снимают в этом жанре у нас в стране.

Поэтому, давайте так. Я учусь и сам что-то полезное для себя узнаю, но в одно лицо получать все эти знания было бы неправильно. Как говорится, помоги ближнему своему — вдруг ещё кто-то захочет снимать стрит или будет иметь стойкое желание прокачиваться в фотографии.

Конечно, я буду в основном в качестве примера приводить именно свои фотографии, так что тут есть маленькая доля самопиара, но с другой стороны, именно на своих ошибках и учатся.

Кстати, увлечение стритом не предполагает отказ от пейзажа: я по-прежнему его снимаю, и даже прокачиваю технические навыки в том числе для улучшения качества именно пейзажных фоток. На споттинг я уже давно забил если что, но об этом позже.

Итак, в самом первом номере Фото.Науки у нас будет тема “Гиперфокальное расстояние”.

Попробую на пальцах. Это такая штука, зная которую, вы сможете получить все снимаемые объекты в кадре в зоне резкости, то есть не будет никаких размытых частей. Актуально в пейзаже, и конечно же, в стрит-фотографии.

Зачем всё это нужно? Когда мы говорим о настоящем динамичном стрите, когда фотограф находится в быстро меняющейся ситуации, времени на фокусировку на нужный объект просто нет. Тогда гиперфокальное расстояние очень выручает.

Нам же нужно передать максимум деталей, правильно, чтобы сцена была интересной? Кстати, что компоновать в кадр — отдельная тема, но пока просто поверьте на слово, или посмотрите работы ведущих мировых классиков стрита.

Обратите внимание

Итак, у нас есть камера с объективом. Пусть это будет полнокадровая дальномерка 35мм и фикс для простоты. Если у нас нет времени сфокусироваться на снимаемый объект через видоискатель, значит, нужен какой-то другой способ установки фокусного расстояния.

На помощь может прийти шкала фокусировки, на которую обычно не обращают внимания. На каждом объективе есть такая шкала, обозначающая расстояние в метрах и/или футах. Вот это она и есть.

Внимание вопрос: на какое значение шкалы расстояний фокусировки нам нужно выставить объектив?

Из школьного курса физики, надеюсь, все помнят про фокусное расстояние, и, что это такое, объяснять не нужно.

Фокусное расстояние тесно связано с понятием глубины резкости, что обычно обусловлено попаданием определённой части снимаемой сцены в зону резкости, центром которой является точка фокусировки.

Так вот, у нас есть 4 фактора, влияющие на то, что попадёт в область резкости, которую ещё называют глубиной резко-изображаемого пространства, или пугающей аббревиатурой ГРИП.

Итак, давайте вспомним, что же влияет у нас на ГРИП:

1) Диафрагма. Это самое простое и сходу очевидное свойство: чем более открыта диафрагма, тем больше будет размытие передних и задних объектов по отношению к снимаемому, и наоборот. Это мы с вами знаем из практики, но это же и подтверждается простой теорией. Посмотрите на картинку. Слева — матрица фотокамеры, справа — снимаемый объект.

Влияние диафрагмы объектива на ГРИП

2) Расстояние до снимаемого объекта. Чем дальше наш снимаемый объект, тем больше будет ГРИП. Это также следует из простой физики, а именно из раздела оптики про схождение-расхождение лучей света при фокусировке.

Влияние расстояния до объекта на ГРИП

3) Фокусное расстояние объектива.Чем меньше фокусное расстояние объектива, т.е. чем наш объектив более широкоугольный, тем больше будет ГРИП, и следовательно, больше объектов будут резкими.

И наоборот — чем больше фокусное расстояние, т.е. чем объектив более длиннофокусный, тем ГРИП будет меньше. Фокусное расстояние объектива заложено в его оптическую схему. Иными словами, зависит от типа линз, которые в нём используются.

На схеме ниже линза (а) — широкоугольная, линза (б) — длиннофокусная.

Влияние фокусного расстояния объектива на ГРИП

4) Физический размер матрицы фотокамеры. Под матрицей я здесь подразумеваю не только в буквальном смысле цифровую матрицу, но и кадр фотоплёнки.

Чем больше будет сама матрица, тем более большая линза потребуется для проецирования лучей на все её части. Отсюда и ГРИП будет разным в обоих случаях. Вверху, допустим, матрица камеры среднего формата, внизу — обычный формат 35 мм.

Как видим, для среднего формата ГРИП будет меньше.

Влияние размера матрицы на ГРИП

Итак, с ГРИП разобрались. Теперь вернёмся к изначальному вопросу о том, что же такое гиперфокальное расстояние и как его выставить, вооружившись только что полученными знаниями. Выкрутим фокус нашего объектива на бесконечность, а теперь зададимся вопросом: на каком расстоянии должен расположиться наш объект, чтобы при такой фокусировке он попал в резкость?

Пусть у нас есть диафрагма K, которая выбрана в данный момент. Вспоминаем что такое ГРИП: это глубина, т.е. величина, имеющая начало и конец, иными словами, имеющая переднюю и заднюю границы, где зона резкости, соответственно, начинается и заканчивается.

Важно

Когда мы фокусируемся при помощи объектива, мы крутим его кольцо фокусировки, которое приводит в движение механизм, сдвигающий нашу линзу относительно матрицы взад-вперёд (для упрощения будем считать, что в нашем объективе только одна линза. В большинстве случаев на практике это не так, но у любого объектива есть оптический центр, т.е.

Читайте также:  Как сохранить фото в лайтруме после обработки: шаги экспорта

в данном случае группы нескольких линз можно считать одной линзой для упрощения модели).

Итак, у нас объектив на бесконечности, то есть линза максимально близко к матрице для данного объектива, насколько это возможно: она в крайнем положении, близким к фотографу. При таком положении лучи будут сходиться максимально узким способом, как на нижней картинке из пункта 4 (см. выше).

Именно поэтому бесконечность считают ориентиром для фокусировки с максимальным ГРИП. Теперь начнём постепенно менять диафрагму K и увидим, что при каждом изменений диафрагмы (при сохранении фокусировки на бесконечность) у нас меняется передняя и задняя границы ГРИП.

Для каждой диафрагмы эта граница будет своя: чем более закрытой будет диафрагма, тем передняя граница будет к нам ближе, и наоборот. Вот эту самую точку, откуда начинается передняя граница ГРИП при фокусировке объектива на бесконечность, и приняли за так называемое гиперфокальное расстояние.

Если объектив сфокусирован на бесконечность, то ГРИП будет начинаться от гиперфокального расстояния. Если же объектив наведён непосредственно на гиперфокальное расстояние, то резким будет пространство от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

Гиперфокальное расстояние можно рассчитывать по таблицам, можно по онлайн-калькуляторам и в некоторых мобильных приложениях. Можно рассчитать самостоятельно, используя нижеприведённую формулу,

Расчёт гиперфокального расстояния

где f — фокусное расстояние объектива, K — текущая диафрагма, а Z — некая величина, обозначающая допустимый кружок рассеяния. 

С диафрагмой и фокусным расстоянием, надеюсь, всё понятно. А что за зверь такой, “допустимый кружок рассеивания”? Если по-простому: если вы снимаете на одну и ту же камеру в основном, то можете считать эту величину константой.

Совет

Она привязана к размеру матрицы фотокамеры, и обозначает некий показатель допустимого “уровня размытия” при печати 20х30 см с 35 мм формата. Иными словами, это размер точки на готовом отпечатке в миллиметрах.

Эта величина учитывается в расчётах из-за того, что любая реальная оптическая система несовершенна. Если вы снимаете на разные камеры (35 мм, средний формат, и т.д.), то узнайте по справочным данным, чему будет равен допустимый кружок рассеивания (Blur Circle) для вашей системы.

Например, для 35 мм полнокадровых камер значение будет равно 30 микрон, или 0.03 мм. Итоговое расстояние, рассчитываемое по этой формуле, получится в миллиметрах. Останется перевести его в метры.

Пример расчёта для f=50мм, K=16: L = f * f / (K * Z) = 50 * 50 / (16 * 0,03) = 2500 / 0,48 = 5208,3333, или примерно 5,2 метра. Резким у нас будет всё, что попадёт в интервал расстояний от 5,2 / 2 = 2,6 м до бесконечности.

Но как же действовать на практике, тем более в стрит-фотографии, когда времени на доставание калькулятора заведомо не будет? Здесь производители о нас заранее позаботились и нанесли шкалу расстояний на сам объектив, ею-то мы и воспользуемся. 

  • Шаг 1: ставим нужную диафрагму
  • Шаг 2: совмещаем значение диафрагмы на шкале ГРИП со знаком бесконечности
  • Шаг 3: расстояние, которое установилось напротив центральной риски, и есть нужное нам гиперфокальное расстояние.

Важный момент. По шкале выставлять можно, но, как видим, значение получилось не очень точным. Десятые доли не учлись, мы знаем только про 5 метров и половину расстояния в 2,5 метра.

На практике оно чуть отличается, поэтому для более точного расчёта лучше обзавестись таблицами и запомнить ключевые расстояния по диафрагмам для каждого объектива.

Или смириться с неточностью и быть аккуратным с “пограничными” сюжетами.

Вычисление гиперфокального расстояния по шкалам расстояний и ГРИП на объективе

Добавлю, что такие шкалы присутствуют не на всех объективах: на автофокусных их нет. Предполагается, что автофокусные объективы — удел любителей, и им не нужны такие тонкости. Так за нас решили производители.

А что, собственно дальше? Зачем всё это было нужно? А вот зачем: любой объект, который попадёт в поле расстояний, равных от L/2 до бесконечности, будет находиться в резкости.

Здесь L — наше с вами гиперфокальное расстояние. В примере, указанном на рисунке, гиперфокальное расстояние равняется примерно 5 метрам.

Это значит, что любой объект, находящийся на расстоянии от 2,5 метров до бесконечности, будет в зоне резкости. 

Таким образом, снимая какой-то динамичный сюжет, коих очень много бывает именно в стрите, мы можем вообще забыть про фокусировку. В реальной съёмке у вас не будет времени на неё. Даже если у вас автофокусный объектив — на автофокусировку время тоже требуется.

Не говоря уже о том, что автофокус может сработать неправильно и сфокусировать не на тот объект, который нам нужен. Пример: вы идёте в толпе людей, и вдруг внезапно навстречу вам из толпы выныривает интересный персонаж, которого нужно снять.

Это не секунды, это доли секунд.

А к пейзажу применимо? Безусловно. Более того, популярнее эта техника как раз при съёмке пейзажей, когда вы должны быть уверены в том, что всё, что войдёт в кадр, будет резким.

На изображении LCD-дисплея камеры или в видоискателе вам будет казаться, что камни на переднем плане или цветы попали в резкость. Придя домой с отснятым материалом и проверив его, вы можете разочароваться.

Чтобы такого не происходило, ставьте ваш объектив на гиперфокальное расстояние, и забудьте о проблемах нерезкости!

Не забудьте поставить лайк, если понравилось. И до скорых встреч в Фото.Науке!

Источник: https://an-2.livejournal.com/55451.html

Грип и гиперфокальное расстояние объектива

Многие из нас видели в Интернете прекрасные пейзажные снимки от профессиональных фотографов, на которых все объекты находятся в фокусе, начиная от расстояния всего в несколько десятков сантиметров перед объективом и заканчивая горизонтом. Такие пейзажи выглядят незабываемо, и всегда хочется повторить их.

Но на практике на пейзажных фото получается то передний план не в фокусе, то размытые объекты на заднем плане. В чем же заключается секрет? Один из способов обеспечить создание красивых фото, на которых каждая отдельная деталь будет резкой – это фокусировка на гиперфокальном расстоянии.

Чтобы понять, как это работает, необходимо разобраться с двумя понятиями: Грип и гиперфокальное расстояние объектива.

Что такое ГРИП

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – область пространства, охватывающая дистанцию между наиболее близким и далеким предметом, которые будут выглядеть на фотоизображении как резкие. Все, что размещается за пределами ГРИП, становится в кадре размытым.

Согласно физическим законам, максимальная резкость может быть только в одной плоскости. Откуда же берется область? Вся проблема в том, что глаза человека устроены таким образом, что они способны замечать отдельную размытость картинки до определенных пределов.

В частности, считается, что глаза не могут заметить размытости точки до 0,1 мм с дистанции 25 сантиметров. Под этой размытостью точки в фотографии понимают определенный кружок нерезкости.

Обратите внимание

Вследствие того, что глаз не видит некоторую размытость, получается уже не плоскость, а именно область в пространстве, ограниченная допустимым размытием предметов. Под ней и подразумевается ГРИП.

Фокусное расстояние 50 мм (82 мм в 35 мм эквив.), диафрагма F4.0

Зачем фотографу вообще нужно об этом знать? Дело в том, что ГРИП — это уникальный инструмент, посредством которого Вы можете влиять на построение кадра и композицию.

Изменяя глубину резкости, можно акцентировать внимание на отдельных деталях или объектах фотоизображения, которые являются наиболее значимыми с точки зрения выбранного композиционного решения. Кроме того.

ГРИП предоставляет Вам возможность показать на фотографии перспективу.

Фокусное расстояние 50 мм (82 мм в 35 мм эквив.), диафрагма F22

Факторы, влияющие на ГРИП

На глубину резкости влияет несколько факторов. Пожалуй, ключевой из них – это значение диафрагмы. Здесь действует следующее правило: чем больше значение f, тем больше будет ГРИП. Другими словами, чем меньше отверстие, через которое проходят лучи света на сенсор фотокамеры, тем больше резкость вокруг фотографируемого предмета. Открытие диафрагмы позволяет размыть задний фон.

Следующий фактор – фокусное расстояние. Чем больше ФР, тем меньше глубина резкости. Это значит, что используя длиннофокусные объективы, Вы увеличиваете картинку, в том числе и те самые кружки нерезкости. Наконец, на ГРИП также влияет дистанция до фотографируемого объекта.

Чем ближе Вы будете подходить к фотографируемому предмету, тем будет меньше ГРИП, то есть задний план станет более мягким.

Малая величина ГРИП. Расстояние до объекта меньше метра. (ISO800, 300 мм, F5.8, 1/500c)

Управление ГРИП

Как используются эти знания на практике? Вы можете выбрать глубину резкости исходя из того, что хотите получить в кадре.

Например, если Вам необходимо выделить объект съемки и эффектно размыть задний фон, то применяйте малую глубину резкости.

Откройте диафрагму, насколько позволяет Ваш объектив, и по возможности установите самое большое из доступных Вам ФР. Благодаря этому Вы можете получить красивый портрет.

Большая глубина резкости применяется тогда, когда Вам требуется, чтобы фотографируемая сцена практически вся оказалась четкой, резкой. В этом случае диафрагму, конечно, стоит прикрыть. Но опасайтесь слишком больших значений f, поскольку размер отверстия становится настолько мал, что часто возникает эффект дифракции, портящий фотоизображение.

Что такое гиперфокальное расстояние объектива

Наконец, мы дошли до определения гиперфокального расстояния, которое тесно связано с тем же ГРИП. Под этим термином в фотографии понимается дистанция до передней границы ГРИП при сфокусированной оптике на бесконечность.

Если во время съемки вы сфокусируете оптику на гиперфокальное расстояние, тогда Вы получите глубину резкости, которая распространяется от 1/2 этого расстояния и до бесконечности. То есть передняя граница ГРИП будет равна 1/2 этого расстояния.

Существуют формулы расчета гиперфокального расстояния, которые, в частности, учитывают ФР используемой Вами оптики и диафрагму.

Раньше фотографы самостоятельно рассчитывали гиперфокальное расстояние или ориентировались по специальным таблицам, которые и сегодня можно найти в сети Интернет. Но в нынешние временам рекомендуем любителям фотографии все-таки воспользоваться более современными средствами.

Имеется огромное число бесплатных или дешевых приложений, которые Вы можете загрузить на свой смартфон для расчета гиперфокального расстояния. Например, Hyperfocal Distance Plus или DOFMaster Hyperfocal Chart.

Вам нужно только ввести сведения о своей камере и объективе, а также значение диафрагмы, после чего Вы получите готовый ответ.

Фокусировка на гиперфокальном расстоянии

Вернемся к началу нашего разговора о пейзажных снимках, на которых выглядят резкими как объекты на переднем плане, так и отдельные детали на заднем фоне. Добиться этого можно с помощью фокусировки на гиперфокальном расстоянии. Чтобы воспользоваться этим приемом, лучше взять с собой на съемку устойчивый штатив.

Поскольку гиперфокальное расстояние связано с ГРИП, то наилучшие результаты Вы сможете получить, применяя широкоугольную оптику и большие значения диафрагмы. Определитесь со значением диафрагмы, не забывая, что уже со значения f/8 – f/11 могут проявляться эффекты дифракции. В этой связи не рекомендуется переходить за черту более одного – двух стопов от этого предела.

Установив диафрагму, рассчитываем гиперфокальное расстояние.

Далее переходите в режим ручного фокуса, наведите оптику на резкость по вычисленному расстоянию. Оцените ГРИП снимаемой сцены в режиме предварительного просмотра.

Важно

Когда Вы сфокусируетесь на заданной точке, все от 1/2 гиперфокального расстояния до бесконечности окажется в зоне резкости. Например, если гиперфокальное расстояние составляет 14 метров, то все что лежит в промежутке от 7 метров от фотоаппарата до бесконечности будет резким.

Это превосходный вариант для пейзажной фотографии, чтобы получить резкими, детализированными объекты вплоть до горизонта.

Фокусировка на гиперфокальном расстоянии как способ достижения резкого изображения может послужить отличным инструментом для любителей фотографии, занимающихся ландшафтной или пейзажной съемкой.

Источник: http://www.fotokomok.ru/grip-i-giperfokalnoe-rasstoyanie/

Ссылка на основную публикацию