Тональная перспектива в фотографии: что это такое и для чего нужна

Тональная перспектива на снимке

Тональная перспектива – передача глубины пространства на фотографии при помощи тонального изменения в изображении предметов. Тональное изменение в изображении предметов обусловлено  их удалённостью от переднего плана.

Тональная перспектива связана со свойством воздушной среды и проявляется в том, что наблюдаемые предметы, по мере удаления от зрителя, утрачивают резкость контуров и очертаний, а также изменяют свою окраску, становясь бледными и туманными.

Тональная перспектива позволяет фотографу передать глубину пространства на фотографии даже при полном отсутствии на снимке линейных элементов.

Часто во время поездки, в путешествии или во время отдыха на море фотограф может наблюдать пейзажи с тональной перспективой.

Сделать фотоснимок с тональной перспективой несложно. С такой задачей отлично справляется любая компактная фотокамера из числа тех, которые обычно берут с собой на отдых. Прекрасные фотографии получаются, даже если автоматика камеры настроена на «зеленую зону» режима auto.

Это связано, прежде всего, с тем, что объект съёмки находится, как правило, в «бесконечности». Поэтому любой фотографический объектив обеспечит замечательную резкость снимка.

Обратите внимание

При съёмке следует учитывать, что дымка, создающая тональную перспективу, может быть недолговечной. В этой связи следует поторопиться с проведением фотосъёмки, тем более, что неудачные фотографии потом можно будет легко удалить.

Пример снимка с тональной перспективой приведён на Фото.1., а параметры снимка приведены в Таблице 1

Фото.1. Горный пейзаж с тональной перспективой

Снимок интересен потрясающей тональной перспективой. Любой наблюдатель легко заметит, что буквально каждый холм на заднем плане отличается по тональности от другого холма, и, по мере удаления, пропадает насыщенность и резкость.

Таблица 1

Цветовая модель / Color Space sRGB
Чувствительность ISO / ISO Speed Ratings ISO-200
Выдержка / Shutter Speed 1/1250 sec
Диафрагма / F-Stop f/4.0
Экспозиционная программа / Exposure Program Auto
Режим измерения / Metering Mode Матричный замер / Pattern
Вспышка / Flash Без вспышки / Did not fire
Источник света / Light Source Неизвестен / Unknown
Поправка экспозиции / Exp comp. 0 EV

© Prostophoto, 2012

© abcIBC.com, 2012

Удачных снимков!

Источник: http://abcibc.com/photo-practice.php?art=24

Закон тональной перспективы, закон воздушной перспективы и другие полезные фото-знания

Увидев, что то необычное, поразившее нас, мы хотим тут же запечатлеть это в кадре, но часто, покоряющее нас своей красотой окружение, не получается на фотографии. Одна из причин этого — отсутствие ощущение объема, третьего измерения, ощущения пространства.

Мы снимаем кадр и помним, что было красиво, красочно, великолепно, а посмотрев его уже дома на компьютере удивляемся, где же все это? Почему не получилось передать все, то, что мы увидели? Первое, что приходит на ум это плохая камера, объектив и начинается технологическая гонка.

Но с покупкой нового объектива или камеры результат, как правило, заметно лучше не становится. Для понимания, почему так происходит, следует разобраться в законах перспективы — приеме передачи пространства на плоскости. Изображение, в котором присутствуют признаки перспективы, — это модель воображаемого пространства.

Причем пространство это мы воспринимаем логически. А зрительное восприятие, однозначно говорит о том, что перед нами плоский лист бумаги.

Перед фотографом стоит не простая задача, картина, создаваемая фотографическими средствами, это не копия окружающего нас мира, потому, что она воспроизводит объемный, трехмерный мир на двухмерной плоскости. Кроме того, особенность нашего зрения, объемное видение мира, заменяется изображением, “нарисованным одним глазом” — объективом.

Так что же такое перспектива? Перспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это:

1.Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

То, чем я хочу написать придумано не мной и даже не на заре фотографии. Это было известно еще живописцам. Собственно закон линейной перспективы описал еще Леонардо да Винчи.

Прежде чем приступить к освещению законов перспективы хочу немного рассказать об особенностях нашего зрения. Есть три страшных слова, характеризующие наше зрение. Аккомодация хрусталика, конвергенция глаз и бинокулярная дискретность. На самом деле ничего страшного и непонятного нет.

Аккомодация хрусталика это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта.

Конвергенция глаз не что иное, как сведение оптических осей глаз в одной точке. Конвергенция глаз необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалась на соответствующие места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился.

Важно

Бинокулярная дискретность это стереоскопический эффект, благодаря наличию двух глаз.

В совокупности это не иначе как приспособления наших глаз к окружающей среде, условиям освещения, удаленности предметов.

Все это есть у нас, но нет у камеры. И тут на помощь фотографу и приходят знание и умение применять законы перспективы, иначе изобразительные признаки глубины картины. Итак этих законов шесть:

 1 Закон линейной перспективы:

Линейная перспектива —визуальноеизменение масштабных соотношений предметов в зависимости от удаленности. Линейная перспектива всегда геометрически правильна, одинакова и строится по принципу, имеющему характер закона.

   Столбы все одинаковые, но по мере удаления они визуально кажутся меньше.

Чем ближе к фотоаппарату находится объект, тем крупнее он изображается. Уменьшение масштаба удаляющихся предметов — первый признак линейной перспективы. Второй признак линейной перспективы — стремление параллельных линий сойтись в одной точке на линии горизонта.

Следы шин на песке параллельны, но у линии горизонта они сходятся в одной точке

Перспектива на снимке будет более выраженной, если объекты съемки на переднем плане будут существенно крупнее, чем на заднем плане. Чем ближе передний предмет находится к фотографу, тем более ярко выражена линейная перспектива.

2 Закон тональной перспективы (тональное разделение планов, рассеяние света): 

Сущность тональной перспективы заключается в том, что все предметы, расположенные вдали, кажутся нам светлее предметов находящихся на переднем плане. Т.е. более светлые предметы воспринимаются как более далекие. Одновременно с этим удаленные предметы кажутся менее резкими и контрасты светотени снижаются. Хорошо передается в утренние часы или после дождя, когда воздух насыщен влагой.

По мере удаления горы выглядят светлее и менее резкими.

Таким образом, видно какой художественный эффект может быть получен при воспроизведении признаков воздушной перспективы на плоскости фотоснимка. Даже при отсутствии чёткого линейного рисунка иллюзия пространства на снимке может быть создана за счёт тональных градаций, резкости очертаний, высветленных далей.

Максимальный эффект тональной перспективы достигается при контровом или заднедиагональном направлении света. В этом случае эффект рассеяния света просматривается особенно хорошо. При фронтальном же освещении тональная перспектива проявляется слабо либо вообще отсутствует. За счет поиска точки съемки можно искусственно создать эффект тональной перспективы.

Совет

Для этого достаточно поместить на передний план предметы существенно темнее предметов находящихся вдали.

3 Закон воздушной перспективы

Явление угасания цветов с увеличением расстояния носит название воздушной перспективы. При этом предметы как бы тают, угасают, растворяются в толще воздуха.

В применении к черно-белой фотографии понимают постепенное снижение контраста предметов. Воздушная перспектива, в отличие от тональной, не может быть получена искусственно.

Она всегда разная, изменчивая и зависит от чистоты атмосферы, её насыщенности влагой, от плотности воздуха и делится на естественную и искусственную дымку.

Естественная дымка бывает:

атмосферной (иначе молекулярной), отображается за счет рассеяния света молекулами воздуха. Имеет сине-голубой цвет. В основном возникает там, где воздух чистый (в горах, над морем, озерами).

На этом кадре хорошо видны “голубые дали”

влажная дымка появляется при повышении влажности воздуха. Бывает светло-голубая, белесая. Самый яркий пример это туман. В туманную погоду воздушная перспектива очень сильная.

Так же дымка бываетискусственная — пыль, дым, промышленные выбросы, смог.

4 Заслонение или перекрытие

Может быть, самый сильный признак глубины. Расположенный ближе предмет заслоняет, перекрывает часть другого предмета, находящегося дальше. Иногда заслонение — единственный признак глубины.

5 Светотень

Свет и тень создают свое пространство и делают это весьма убедительным образом. Отброшенные тени красноречиво говорят нам о форме горизонтальной поверхности и окружающих предметах. Собственные тени дают возможность буквально осязать предметы, определить их взаимное расположение. Наличие светотеневого рисунка говорит зрителю о том, что он видит тело объёмным.

Даже если сам источник света не включен в кадр, характер распределения светотени, то, что называется эффектом освещения, все равно дает впечатление пространства картины, наполняет это пространство средой, воздухом, таит в себе огромные выразительные возможности. Четко очерченные тени от источников, которые с некоторым приближением можно назвать точечными: солнце, искусственные источники света без отражателей, при определенных условиях дают линии сходящиеся в глубину, то есть создают перспективу.

6 Оптическая перспектива

Сюжетно важная точка кадра всегда находится в фокусе (ситуация, когда она выводится из резкости, — особый случай, обоснованный конкретными требованиями).

Пример ситуации, когда главный объект выведен из резкости

Это так же основано на психофизических закономерностях нашего зрительного аппарата. Глаз всегда “наводит фокус” на интересующий нас предмет. Перемещение зон резкости в глубину ясно указывает на разноудалённость объектов от камеры и подчеркивает трехмерность пространства. Проще говоря, оптическая перспектива это противопоставление резко изображаемого главного объекта и нерезкого фона.

Какие книги советовала бы почитать:

А.И. Лапин Фотография как…

Л.П.Дыко. Основы композиции в фотографии.

Надеюсь, эта информация кому то будет полезной и многие моменты станут более понятными.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://s30081629509.mirtesen.ru/blog/43539890821

Объем кадра в фотографии. Техника фотосъемки и композиционные приемы

Распечатанный снимок или просмотр его на экране компьютера — это плоская, двухмерная картинка, а мир трехмерен и проблема передачи объема трехмерного мира на одномерной плоскости волнует фотографов вот уже более 100 лет, а художники решают эту проблему уже сотни лет.

Но художники могут дорисовать все что угодно на свои творения, мы же, фотографы, пользуемся только тем, что можем увидеть.

Однако и у нас и у художников одинаковый набор «инструментов»: линейная перспектива, тональная и масштабная перспектива, а так же наличие размытия в изображении, то есть ГРИП.

Обратите внимание

В переводе с английского языка фотографировать выглядит как «to take a picture», что в дословном переводе означает «брать картинку», не делать, а именно брать! Это очень тонко.

Потому что мы, фотографы, именно берем увиденное и оставляем его отпечаток у себя на пленке или матрице. И как мы это сделаем, как построим кадр, где сделаем зону размытия, именно от этих решений зависит какой результат мы в итоге получим.

Давайте посмотрим каждый вид перспективы и увидим, как он влияет на снимок.

Тональная перспектива

Воздух никогда не бывает прозрачным, потому что он состоит из молекул разного характера, а молекулы – это тоже объекты со своей плотностью и весом. Тональная перспектива зависит от влажности, запыленности воздуха и проявляется в разных погодных условиях по-разному.

Самые яркие проявления тональной перспективы можно наблюдать в туман, в ветреную и пыльную погоду в пустыне или степи, на рассвете над водой. И все эти явления приводят к следующему: чем дальше объект, тем менее четкие и ясные его очертания, тем менее он насыщен, кажется более светлым и менее контрастным.

На нижеприведенной фотографии мы видим, как проявляется тональная перспектива в ее самом ярком виде, в утреннем тумане. Дальний план снимка стал более светлым, краски и объекты на нем менее насыщенны, очертания почти размылись, контраст на дальнем плане почти нулевой:

Масштабная перспектива

Масштабная перспектива проявляется в уменьшении однотипных объектов: чем дальше объект, тем он меньше.

На снимке засохшего берега реки мы видим два вида перспективы: линейный и масштабный. Изменяющийся масштаб засохших частей берега дает снимку объем, приближает его к трехмерному. Не зря пейзажи снимают широкоугольными объективами (фокусное расстояние 17-28 мм.

): искажая передний план, этот вид объективов делает его как бы выпуклым, перспективу и масштабность предметов эти объективы рисуют гораздо лучше, чем длиннофокусный, который как бы «схлопывает» картинку, делая передний план плоским (в силу своего узкого угла зрения).

Так же надо отметить, что широкоугольные объективы, благодаря своему широкому углу зрения (примерно 70 градусов) дают резкость на всем протяжении снимка с меньшим значением диафрагмы, а это полезно в условиях малой освещенности, но о резкости чуть позже.

В натюрморте тоже можно применить этот вид перспективы, организовав ритм удаляющихся однотипных объектов. В нижеприведенном снимке мы видим два вида перспективы: линейная и масштабная, а катушка ниток на переднем плане усиливает ощущение объема, как и малая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства):

Читайте также:  Чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового: преимущества и недостатки

Линейная перспектива

Линейная перспектива выражается в линиях, которые стремятся сойтись в одной точке на горизонте или в бесконечности. Дорога, уходящая в даль, мост, линии перил, бордюров, домов, электрических проводов…. все это может служить основой для линейной перспективы. Линейная перспектива очень часто появляется в пейзажах, где достаточно основ для образования линейной перспективы.

А как быть, например, в макро-сюжете или натюрморте?

В вышеприведенном снимке мы видим линейную перспективу, которую образовывает лист растения, а размытость добавляет глубину, объем снимку. Капля является главным объектом, потому что выделена резкостью и находится в точке зрительского внимания (в месте пересечения линий, который делят кадр на три равные части).

ГРИП

Размытость фона или части изображения – это тоже инструмент, который влияет на объем кадра, и управляет этим диафрагма: чем меньше ее значение, тем более размытой будет та часть снимка, которая находится ближе и/или дальше точки фокусировки (точки резкости).

Есть масса советов в различных статьях по поводу математического расчета глубины резкости, я предпочитаю не математический подход, ведь самый главный наш инструмент – это глаза. Глубина резкости — это расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими.

В фотографии принято обозначение ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которое зависит от:

1. расстояния до объекта (чем оно больше, тем ГРИП больше и наоборот); 2. от значения диафрагменного числа (чем оно меньше, тем меньше и ГРИП и наоборот); 3. от фокусного расстояния объектива: чем оно меньше, тем больше ГРИП (при одинаковом расстоянии до объекта).

4. от линейного размера матрицы (не количества Мп): чем меньше размер матрицы, тем больше ГРИП (это можно учитывать при макро-съемке, если нужна бОльшая ГРИП).

Вышеприведенный снимок (с каплей на листьях растения) снят со следующими данными:

— диафрагма = 8,0 (камера Nikon D300, объектив nikkor 105/2,8);
— фокусное расстояние = 105 мм.;

Важно

ГРИП в данном случае = 5-10мм., расстояние от объектива до объекта было примерно 30-40см. При съемке более крупного объекта с такой же диафрагмой и таким же фокусным расстоянием на расстоянии 20 метров, ГРИП может равняться 5 метрам.

И на том же расстоянии (20 метров), при диафрагме 15,0 и фокусном расстоянии = 20мм, ГРИП будет на протяжении всего кадра, начиная с 3 м от фотографа и до самого горизонта. Чтобы окончательно понять, что к чему давайте посмотрим внутрь фотоаппарата и поймем, чем управляет диафрагма.

Диафрагма – это выдвигающиеся «лепестки» внутри объектива, которые регулируют диаметр отверстия, через которое проходит свет внутрь фотоаппарата. Так вот, чем уже это отверстие, тем более резкой получается картинка. Значение диафрагмы – это величина на которую выступают ее лепестки.

При диафрагме 5,6 лепестки выставлены совсем чуть-чуть и отверстие большое, а потому ГРИП будет малой, часть снимка будет в размытости.

При диафрагме 20,0 лепестки выставлены уже достаточно, отверстие маленькое, а потому резкость будет значительной, при съемке пейзажа широкоугольным объективом она будет на протяжении всего кадра, если кадр сделан общим планом. Даже лучи фонарей собираются «в звездочки» при таком значении диафрагмы.

Если у Вас зеркальная камера (не важно цифровая или пленочная) или продвинутая мыльница (камера с несменным объективом), то при смене настроек диафрагмы, изменения в резкости можно увидеть сразу же в окуляре или на экранчике фотоаппарата.

Вот именно этой информации и нужно доверять, проверяя результат на экране фотоаппарата после нажатия на кнопку затвора.

Размытость позволяет не только управлять объемом снимка, но и зрительским вниманием, что тоже немаловажный фактор в композиционном построении:

Совет

Размытый фон позволил выделить модель, сделать фон однородным, а снимок – объемным.

Давайте посмотрим как снят вышеприведенный снимок:

— диафрагма = 4,5; — фокусное расстояние объектива = 150мм.;

— расстояние до модели было несколько метров, ГРИП = 15-25 см., фон размыт очень сильно (это была булыжная мостовая).

Итак, мы с Вами поняли, как управлять объемом кадра, как строить кадр таким образом, чтобы снимок не выглядел плоским. Но в любом правиле есть исключения, и Вы, как творческий человек вправе выбирать: нужен Вам объем на снимке или нет. Вот пример лаконичного кадра, где объем был бы губителен, он «убил» бы идею снимка:

Линейная перспектива здесь выражена лишь «намеком» в виде легкой ряби на воде. И только фотограф решает, какие инструменты ему применять для построения его кадра и как они скажутся на идее снимка, и именно его решения и называются бездарностью, талантом, художественным вкусом или безвкусицей, гениальностью или стилем.

Источник: https://fototips.ru/praktika/obem-kadra-v-fotografii-texnika-fotosemki-i-kompozicionnye-priemy/

Тональная перспектива в фотографии

{lang: ‘ru’}

Когда мы рассматриваем пространство в фотографии и изобразительные средства фотографии , которые его отображают, то  тональная перспектива (ее еще называют – воздушная перспектива) в этом случае играет важнейшую роль.

Фотография решает такую же задачу, как и живопись – передать объемное пространство на плоскость снимака. В отображении пространства в фотографии наряду с линейной перспективой помогает тональная перспектива.

В реальности не все объекты, находящиеся на разных расстояниях от фотографа человек видит одинаков четко.  Близко расположенные объекты видны более четко, ясно. По мере удаления от глаз четкость и ясность очертаний теряется, уменьшается насыщенность цветов, которые в отдалении теряют свою яркость, контрасты, светотени в глубине смягчаются, дали кажутся более светлыми, чем передний план.

Кроме того между передним планом и удаленными объектами находится воздушная среда. Прозрачность воздуха различна в разные времена. Это определяется наличием в воздухе мельчайших капелек воды, на которых рассеивается свет. Вы , наверное замечали, какая бывает воздушная дымка по утрам. Вот Вам в качестве примера ясное осеннее утро.

Осень золотая.

Близко расположенные объекты – деревья, домик –   более темные, контрастные, резкие, удаленные – более светлые, размытые. Ощущение пространства   усиливает  ветка дерева в правом углу.

Это свойство реальности помогает фотографу, также как и художнику-живописцу отражать пространство в фотографии .  Близлежащие объекты отображаются более резко, контрастно, а удаленные – менее резко, менее контрасно.

Передний план изображается более темным, задний – более светлым. Это является и средством построения композиции. Такое построение композиции уводит взгляд зрителя от переднего плана к дальнему, в глубь картины.

Ощущение воздушной дымки значительно украшает фотографию.

Зимний день на набережной.

Обратите внимание

Этот снимок сделан зимним морозным днем. Ощущению пространства помогает воздушная дымка, состоящая из взвешенных в воздухе замерзших частиц воды. Это пример тональной перспективы, использованной как изобразительное средство фотографии.

В городских условиях на состояние воздушной среды влияют еще и частицы городского смога, что так же создает ощущение воздушной дымки как на этом городском пейзаже:

И здесь передний план – более темный, контрастный, а дальние здания исчезают в дымке. Но это и создает ощущение пространства. Взгляд переходит с близкорасположенных зданий вдаль.

Одним из инструментов для решения  задачи отображения пространства на плоскости снимка служит и такая техническая особенность фотообъектива, как  глубина резкости .

Она также спосбствует восприятию пространства, создавая икусственно как бы пространственную дымку, тональную перспективу фотографии.

В сущности ее воздействие на изображение при правильном использовании такое же, как и воздействие реальности.

О глубине резкости отдельный разговор.

На  сайте  рассматриваются и другие изобразительные средства, знание которых позволит фотолюбителю значительно улучшить впечатление от снимков.

 

Поделиться в соц. сетях

Источник: http://makal47.ru/prostranstvo/tonalnaya_perspektiva

Тональная перспектива и передача глубины пространства

Тональная перспектива как способ передачи пространства в фотографии основана на явлении, суть которого сводится к следующему.

Если мы будем всматриваться вдаль, то увидим, что по мере удаления от нас окружающие предметы в пространстве уменьшаются в своих размерах.

Это вполне соответствует закону линейной перспективы, но при этом предметы теряют четкость очертаний и интенсивность окраски.

Такой эффект объясняется наличием в атмосфере взвешенных микроскопических частичек пыли, водяных паров, прочих загрязняющих веществ. Эти частички способствуют рассеиванию световых лучей.

Эффект тональной перспективы

В этом явлении проявляется эффект тональной перспективы. Кстати, данное явление давно используется художниками-живописцами. Тональная перспектива – эффективное выразительное средство. Каждому фотографу следует ее внимательно изучить и научиться применять в своей практике.

Дымка в воздухе не всегда одинакова.

Ее интенсивность зависит от ряда факторов:

  1. степени чистоты окружающего воздуха;
  2. от времени суток;
  3. от силы света;
  4. от положения наблюдателя относительно солнца;
  5. от географического местонахождения.

В первой половине дня, как правило, воздух более чистый, воздушная дымка еле уловима. За день количество взвеси в воздухе увеличивается и к вечеру она проявляется более резко.

Тональная перспектива как способ передачи глубины пространства

Соотнося тональную окраску предметов со степенью угасания тонов мы можем судить о глубине пространства. При этом самый дальний план, элементы которого, вне зависимости от их окраски, приобретают одинаковую тональность, воспринимается наблюдателем как одна сплошная полоса. Примером передачи такой тональной перспективы может служить снимок ниже.

На передачу тональной перспективы в фотографии большое влияние оказывает выбор светофильтра. Его неправильный подбор способен вообще уничтожить воздушную дымку.

В передачу тональной перспективы фотограф может внести изменения за счет варьирования параметров выдержки. Недостаточная выдержка эффект тональной перспективы не передаст, но при этом снимок может получиться достаточно хорошо.

Хитрости использования тональной перспективы на снимках

При съемке в туман или при наличии облаков пыли резко падает сила тона. Эти явления фотограф может использовать в свою пользу. Например, при наличии в воздухе частичек пыли или влаги потоки солнечных лучей придадут особый художественный эффект.

Начинающие фотографы делают довольно распространенную ошибку, суть которой сводится к тому, что выдержка берется по ярким светам. В результате получается снимок с эффектом ночного освещения. Ничего художественного такой прием в себе не содержит и говорит о плохом вкусе фотографа.

Съемка против света содержит массу возможностей. Однако, фотограф должен обладать определенными навыками, которые приходят с практикой. К этому вопросу мы вернемся позднее.

И напоследок небольшое практическое задание. Найдите точку, которая позволяет окинуть взором как можно большее пространство вокруг. Это может быть какое-то высотное здание, холм, высокий берег реки и т. п. Главное – чтобы вы могли видеть как можно дальше до линии горизонта.

Постарайтесь прийти сюда в разное время дня и понаблюдать окрестности какое-то время. Зафиксируйте моменты, когда воздушная дымка наиболее четко видна и когда она практически отсутствует. Запомните это время, погоду, сезон года. И как при этом проявляется тональная перспектива.

Это в будущем позволит вам делать прогнозы и с легкостью выбирать время съемок.

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Источник: http://fotoadvice.ru/teoriya-fotografii/kompozicii/tonalnaia-perspektiva-i-peredacha-glubiny-prostranstva/

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива – объективное физическое явление, суть которого в том, что свет, проходящий через прозрачную среду, преломляется, рассеивается и отражается. В нашем случае такой средой является воздух.

В зависимости от состояния атмосферы, её загрязнённости и влажности свет рассеивается в толще воздуха в большей или меньшей степени и тогда мы видим воздушную дымку (высветленные дали). По мере отдаления от наблюдателя можно отметить:
постепенное уменьшение насыщенности тона (рис. 2.

1)
уменьшение чёткости очертаний объектов съёмки (рис. 2.2)
смягчение контраста светотени (рис. 2.1)
высветление далей (рис. 2.3)

рис. 2.1 рис. 2.2 рис. 2.3

Тональные изменения от насыщенных, контрастных тонов переднего плана с постепенным уменьшением этих свойств к планам отдалённым, называют тональной перспективой. В этом нет противоречия с определением воздушной перспективы.

Справедливо было бы считать, что воздушная перспектива причина, а тональная перспектива следствие явления рассеяния света, то есть тональная перспектива один из признаков воздушной перспективы. Воздушной или атмосферной дымкой называют явление светимости атмосферного слоя, обусловленное рассеянием части световых лучей, проходящих через этот слой.

Читайте также:  Что такое макросъемка: что скрывается под этим пониманием

Рассеяние на молекулярном уровне, называют дымкой первого рода и по цвету она голубая. Дымка второго рода возникает вследствие аэрозольного рассеяния, она может быть пылевой, водяной и т.п., эта дымка серого цвета.

Выше перечисленные признаки воздушной перспективы могут быть созданы искусственно, за счёт умело сформированной глубины резко изображаемого пространства (ГРИП), организации переднего плана. При съёмке в интерьере, павильоне иллюзия пространства может быть создана умелым освещением, воспроизводящем тональную перспективу в кадре.

Таким образом, даже в отсутствии чётко выраженной линейной перспективы можно обозначить пространство за счёт воспроизведения признаков воздушной перспективы. Получение на снимке художественного эффекта воздушной перспективы зависит:

от направления светового потока;
глубины резко изображаемого пространства;
использования светофильтров;
состояния атмосферы; Рассмотрим некоторые примеры с явно читаемыми признаками воздушной (тональной) перспективы: На рис. 2.1 и 2.2 эффект воздушной перспективы просматривается особенно хорошо. Наличие резкого, контрастного, насыщенного по цветам переднего плана на рис. 2.1 позволяет увидеть и оценить протяжённость пространства до “сказочного” острова вдали. В сочетании с контровым освещением эффект тональных градаций читается особенно явно. Освещение на рис. 2.2 практически не имеет значения. Состояние природы, соответствующее раннему летнему утру позволило создать столь поэтичную картину начинающегося дня. Снимок хорош по всем параметрам: отлично переданное состояние природы, почти осязаемый воздух на изображении, ритмы в изображении животных на переднем плане, динамика ритмического ряда летящих птиц, неординарное кадрирование в вытянутый прямоугольник подчёркивает пространственность за границами кадра.

Важно

Тональная перспектива просматривается и на рис. 2.3. Здесь контровой свет играет решающую роль. Передний план резкой, контрастной ограды подчёркивает эффект созданный лучами света, пронизывающими опушку леса. На рис. 2.4 контровой свет не помог в создании эффекта воздушной перспективы. Это связано с тем, что большие белые пятна на переднем плане

нарушили логику воздушной перспективы, суть которой – плавный переход от насыщенных, контрастных и резких участков изображения к высветленным далям. Возможно, предлагаемый вариант кадрирования несколько исправил бы изображение.рис. 2.4 Сравним два варианта освещения пейзажа боковым световым потоком. На рис. 2.

5 боковой свет “высветлил” часть деревьев справа от островка, но она столь мала по сравнению с основными элементами композиции, что говорить о прочтении пространства не приходится. Остров “приклеился” к фону, пространства за деревьями не ощущается. На рис. 2.6 луч света после дождя сделал лес сказочно красивым.

Светлое пятно далей, уходящих влево удачно гармонирует с

освещённым деревцем справа, а светлые пятна на траве лишь подчёркивают направление светового потока. Рис. 2.7 – типичный пример фронтального освещения.

Насыщенность зелёного цвета на всех плоскостях изображения и их почти одинаковая резкость лишили снимок пространственности, ощущения воздуха яркого солнечного дня. Не помогло и изображение воды. Такие картинки не представляют интереса с изобразительной точки зрения.

рис. 2.5 рис. 2.6 рис. 2.7

Чистый, прозрачный горный воздух, ритмы очертаний горных вершин облаков, пространство равнины, насыщенные краски всех изобразительных элементов снимка на рис. 2.8 делают его достаточно красивым, однако надо понимать, что воздушной перспективы здесь нет. Не резкие дали (рис. 1.3 и рис. 2.9) или части одного изображения воспринимаются зрителем, как участки отдалённые. Например, торт на рис. 2.9 стал особенно большим исключительно потому, что ягоды на его противоположном конце изображены не резко. Колючка на рис. 2.10 не была бы такой “воздушной” при резком изображении всех веточек. Таким образом, мы видим какой художественный эффект может быть получен при умелом воспроизведении признаков воздушной перспективы на плоскости фотоснимка. Даже в отсутствии чётко сформулированного линейного рисунка иллюзия пространства на снимке может быть создана за счёт тональных градаций, резкости очертаний, высветленных далей.

рис. 2.8 рис. 2.9 рис. 2.10

Очевидно, что для создания эффекта “светящихся” далей более всего подходит контровое или задне-диагональное направление света. В этом случае эффект рассеяния света просматривается особенно хорошо. При фронтальном же освещении тональная перспектива может вообще отсутствовать (рис. 2.7). Эффект тональной перспективы может быть создан искусственно, с помощью освещения. При съёмке в павильоне рекомендуется абстрактный (беспредметный) фон освещать неравномерно и изображать не резко. Такие рекомендации связаны как раз с необходимостью создания иллюзии воздушной среды за счёт воспроизведения признаков тональной перспективы. Организация переднего плана в композиционном решении кадра позволяет обозначить пространство за счёт того, что он, как правило, изображается тёмным по отношению к отдалённым предметам (рис. 2.2; 2.1) Умелая организация глубины резко изображаемого пространства, так же позволяет имитировать эффект тональной перспективы. Поэтому при съёмке не следует стремится к резкому изображению всех планов в кадре. Спады резкости позволят “отодвинуть” нечёткие предметы в глубину пространства. В черно-белой фотографии голубые светофильтры усиливают эффект воздушной

перспективы, жёлтые этот эффект уничтожают. В стремлении к проработке облаков на притемненном небе, мы используем жёлто-зелёные фильтры, рискуя уничтожить эффект воздушной перспективы.

Источник: https://www.i-foto-graf.com/publ/nachinajushhim/vozdushnaja_perspektiva/17-1-0-64

Как придать снимку пространственную глубину

Сегодня мы рассмотрим, как придать снимкам пространственную глубину, сделать их более живыми и интересными для зрителя.  Используя всего насколько простых, но эффективных приемов,  в тот момент, когда вы нажимаете на кнопку спуска затвора, вы можете сделать фотографию совершенно другого уровня.  Сегодня разговор пойдет о перспективе, глубине резкости и кадрировании.

В то время, как удаленные объекты кажутся все меньше и меньше с увеличением расстояния, мозг все равно пытается интерпретировать их реальный размер.  То же самое происходит с прямыми параллельными линиями.

 Хотя линии остаются на одинаковом расстоянии друг от друга, визуально кажется, что где то вдалеке, они сходятся в одну точку.  При этом мозг, все равно понимает, что линии остаются прямыми и параллельными.

  То есть, не смотря на то, что глаза видят одно, мозг все равно пытается интерпретировать увиденное  «правильно» , так как оно должно быть на самом деле.

Так как фотография является фактически фиксацией того, что видят глаза, то для придания реалистичности нужно сохранить ощущение пространственной глубины сцены.

  Более того,  именно хорошая глубина и объемность  снимка дает зрителю непередаваемые эмоции и ощущение присутствия при просмотре.

   Этот эффект может быть создан при помощи как перспективы, так и других приемов, таких как  глубина резкости и кадрирование.

Совет

В фотографии, перспектива —  это техника показа трехмерности объектов на плоской, двумерной поверхности.  Мозг зрителя, пытается интерпретировать картинку, анализируя связь между различными объектами на снимке, пытаясь определить, на каком расстоянии о камеры они находятся.

Чтобы придать пространственный объем своим снимками, можно воспользоваться одним из следующих факторов.

Линейная перспектива.

Это наиболее часто используемый тип перспективы, который используется в фотографии и характеризуется  сходящимися в одну точку линиями.

  Так как в большинстве своем, эти линии параллельны,  то чем дальше они отходят от камеры, тем сильнее они будут стремится навстречу друг другу, пока не сойдутся в одну или несколько точек, если это место находится на достаточном расстоянии от границ кадра.

Эти линии преимущественно диагональны, они дают ощущение динамики, движения. Глаз как бы скользит по этим линиям, воспринимая их именно как глубину передаваемого снимком пространства.

Широкоугольные объективы могут усилить линейную перспективу, так как они охватывают большее пространство, то есть мы можем поймать в кадр большее количество линий идущих от переднего плана к заднему. Тогда как длиннофокусные объективы, наоборот ограничивают  количество линий, которые  попадут в один кадр.

Длиннофокусные объективы дают другой эффект. Эффект искажения перспективы, когда расстояния между объектами «скрадывается»  и кажется, что объект на дальнем плане намного ближе к объекту на переднем, чем это есть на самом деле.

  Приведенная ниже фотография была сделана на 18мм объектив и вы можете оценить сами, как кадр передает глубину пространства за счет множества линий, попавших в кадр.

  Линии от проводов на столбах,  сама дорога, разметка на дороге и даже линия разделяющая холмы от неба – все это стремится к одной точке и работает на придание сцене глубины.

Обратите внимание

На линейную перспективу так же влияет и угол, под которым ведется съемка. В зависимости от высоты точки съемки относительно объекта, перспектива будет выглядеть по разному.

Так же стоит обратить внимание на то, что линейная перспектива не обязательно подразумевает наличие именно прямых линий.  Это могут быть и кривые, S образные линии.  Например дорога, на снимке приведенной выше, классический пример применения S образной линии в линейной перспективе.

Размерная перспектива

Фактически это разновидность линейной перспективы, точнее использование того, что чем дальше объект от камеры, тем меньше он кажется. Если у вас есть снимок, на котором изображена дорога уходящая вдаль и столбы освещения, то на переднем плане столбы будут выглядеть огромными, а чем ближе к горизонту, тем они будут меньше и меньше, пока не исчезнут совсем.

Подобная перспектива хорошо работает с объектами, одинакового или схожего размера расположенными на различной дистанции от камеры.

  Она будет работать потому, что человеческий мозг все равно будет обрабатывать информацию о том, что реально объекты имеют одинаковый размер, но то, что визуально они выглядят по разному, дает сигнал о том, что они расположены на каком то расстоянии, что дает ощущение пространства и глубины.

Фото, приведенное ниже – великолепный пример как линейной перспективы (с горизонтальными линиями), так и размерной (с вертикальными линиями и одинаковыми архитектурными элементами). Как вы видите, в совокупности чувство глубины пространства передано очень хорошо.

Другой отличный пример, это популярный сюжет с винтовыми лестницами, когда фотограф снимает ее сверху вниз.  С одной стороны тут есть линейная перспектива, с другой стороны, видно, как одинаковые (в реальности) ступени, становятся все меньше и меньше, пока не станут совсем не различимыми, передавая тем самым глубину сцены.

Воздушная перспектива (так же известная как атмосферная перспектива) преимущественно используется в пейзажной фотосъемке, особенно при съемке туманных, недосказанных сцен.

Съемка  в тумане или дымке подчеркивает форму и очертания объекта, добавляя глубину в сцену.  Объекты, приближенные к камере, более отчетливые и яркие, но чем дальше от камеры, тем более неясными и тусклыми они становятся.

На снимке это выглядит так, как будто сцена имеет несколько слоев поверх друг друга. Изменение тональности и контраста между первым и последующим слоем, передает в мозг информацию о том, что эти слои удалены друг от друга, слои разделяются на разные планы и создают ощущение глубины.

Очень наглядно такая «слоистость» показана на фото, представленном ниже.  Вначале в глаза бросается насыщенный темный передний план. Затем взгляд скользит к дальнему плану, который становится все светлее и светлее.

Важно

Подобная сцена преимущественно использует всего несколько цветов, но контраст между разными планами, каждый из которых отличается по уровню освещенности,  создает в сознании тональную карту, по которой путешествует взгляд и дистанцирует одну часть изображения от другой.

Использование воздушной перспективы широко применяется в живописи и пейзажные фотографы все больше и больше используют погодные условия, для того чтобы создать уникальный снимок там, где сделаны уже сотни и сотни других фотографий.

В отличии от линейной перспективы, длиннофокусные объективы работают с атмосферной лучше чем широкоуогольные, так как важно не столько количество объектов попавших в рамку кадра, сколько именно детальность объектов дает ощущение глубины.

Но работая с атмосферной перспективой, и длиннофокусным объективом, не забудьте про использование штатива, так как такая съемка обычно намного чувствительнее к малейшим колебаниям камеры.

Зимняя дымка и туманные дни – отличное время использования для воздушной перспективы, но так же хорошо работает и летнее жаркое марево или низкая облачность дождливых дней.

Учтите, что условия сложной освещенности в такие дни, могут обмануть экпонометр камеры, заставляя его думать что сцена ярче, чем она есть на самом деле.

Так что имеет смысл ввести небольшую положительную экспокоррекцию, для компенсации этого «электронного заблуждения»  или же снимать в ручном режиме, анализируя результат и подбирая оптимальные настройки камеры.

Тональная и цветовая перспектива

Тональная перспектива связана с воздушной. В ней действует тот же принцип уменьшения яркости и контрастности.  Объект более темного и насыщенного оттенка, глаз воспринимает как более близкий, а светлый и блеклый – как более дальний.  Размещение темных, насыщенных объектов на переднем плане и блеклых на заднем,  так же придаст глубину снимку.

Читайте также:  Советские широкоугольные объективы: обзор и правильная установка

Так же играет роль и цвет.  Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый)  воспринимаются как более близкие, а холодные (голубой, фиолетовый, зеленый) имеют тенденцию к удалению.  Так что размещая на переднем плане красный объект, а на заднем синий или желтый на переднем, а зеленый на заднем – мы так же увеличиваем  глубину пространства.

Глубина резкости

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) основана на разнице четко и детально показанных объектов с неясными и размытыми.  Наш мозг автоматически воспринимает резкие объекты как более близкие, а чем более размытые объекты, тем «дальше» располагает их наше сознание.

Например, сфотографируйте человека на фоне кирпичной стены, с f2.8 и фокусировкой на человеке. Он или она, будет чуть более резкой чем сама стена.

Совет

А теперь попросите человека сделать несколько шагов назад, продолжая фокусироваться на нем. Чем дальше будет отходить  ваша модель, тем более размыта будет стена за ее спиной.

Попробуйте определить тот момент, когда ощущение глубины картины при разнице между резким объектом и размытым, будет максимальным.

Рамка без рамки

Используйте объекты переднего плана, чтобы кадрировать основной объект съемки, то есть создайте для снимка «рамку» из объектов переднего плана. Это очень эффективный способ придания объемности.  Он позволяет зрителю погрузится внутрь снимка, добавляет ощущение динамики, действия.

Заключение

Итак, мы рассмотрели несколько простых, но эффективных способов придания снимку объема и глубины.  Они позволят сделать ваши снимки более интересными для зрителей, превратить плоскую картинку в объемную.

  Если вы проанализируете эти способы, то заметите, что все они тесно взаимосвязаны и каждый из них, имеет элементы другого.

  Именно комплексное использование различных способов – путь к тому, чтобы сделать ваши снимки поистине потрясающими.

Источник: http://lightroom.ru/photomaster/635-kak-pridat-snimku-prostranstvennuyu-glubinu.html

О перспективе, искажениях и кропе ⋆ vendigo.ru

Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того.
Альберт Эйнштейн

– Неплохой портрет, но ты зря снимал на полтинник, портреты лучше снимать на 85mm!

– У меня кропнутая матрица, поэтому у меня полтинник как раз и соответствует 85mm

– Не смеши меня, то что ты одел полтинник на кроп, еще не превращают его в 85mm. Фокусное расстояние не меняется!

– фокусное расстояние тут ни при чем …

И так далее, пока кому-нибудь не надоест. Наверняка вы тоже становились свидетелями таких споров, или даже их участником.

Что бы расставить все точки над ё, я решил написать эту статью, в которой рассмотрю что такое перспектива и геометрические искажения, как они зависят от фокусного расстояния, и является ли 50mm на кропе эквивалентом 85mm на полнокадровой матрице.

Портретный объектив — довольно абстрактное понятие, потому что хороший портрет можно снять любым объективом. Но традиционно применяется длиннофокусная оптика, практически не передающая перспективу. Также классический портретник должен обладать высокой светосилой, что позволяет сильно размывать фон, получая красивое боке, и отделять модель от фона.

В этой статье я рассмотрю вопрос перспективы и геометрических искажений, оставив за рамками такие вопросы, как глубина резкости, боке, пластичность, и тому подобные вещи.

Искажения геометрии

Строго говоря, любой объектив, так или иначе, искажает геометрию. Искажения имеют принципиальную причину, которая заключается в том, что мы существуем в трехмерном мире, который фотография проецирует на плоскость.

Представьте, что мы стоим в центре стеклянной сферы, и все, что мы видим, проецируется на ее поверхность. Искажения геометрии возникают тогда, когда мы переносим изображение с поверхности сферы на плоскость фотографии.

Когда мы рассматриваем глобус (трехмерную модель земли) и карту мира (плоскую), становится очевидным, что нельзя отобразить всю поверхность нашей планеты на плоскости без искажений.

Прямоугольники А и Б на глобусе имеют одинаковую форму, но на этой карте Новой Зеландии не повезло, ее прямоугольник Б сильно искажен.

Карта полушария, на которой изображена полусфера земли, по искажениям подобна снимку, сделанному объективом Fish-Eye, угол зрения которого равен 180 градусов.

Таким образом, чем больший угол зрения у объектива, тем больший сегмент сферы ему нужно проецировать на плоскость, а, следовательно, тем больше возникает геометрических искажений.

Обратите внимание

Продолжая аналогию с картой, когда мы создаем карту Евразии, искажений не избежать, но на карте Московской области их почти нет. Хотя, теоретически, они там тоже присутствуют.

Именно по этой причине у широкоугольных объективов видны искажения, а у длиннофокусных их не заметно. Искажения напрямую зависят от угла зрения объектива.

Типы искажений

Спроецировать сегмент сферы на плоскость можно по-разному. В одной проекции будет сохранен масштаб объектов, но при этом прямые линии будут изогнуты. Про такой объектив говорят, что он имеет бочкообразную дисторсию.

В другой проекции прямые линии останутся прямыми, но при этом будет нарушен масштаб объектов. Все, что находится на краях фотографии, будет вытянуто. Про такой объектив говорят, что это объектив с исправленной дисторсией.

Подробней про разные проекции можно почитать в этой статье в Википедии. Несмотря на то, что речь там идет о картах, все это в полной мере относится и к искажениям объективов. А так же в этой статье – Проекции панорамных изображений.

В настоящий момент дисторсию объективов (искривление прямых линий) можно исправить в графических редакторах (в Lightroom и Photoshop это инструмент Lens Correction), но при этом нужно понимать, что мы меняем одни искажения на другие. Полностью же избежать их в принципе невозможно.

Бочкообразная дисторсия. Sigma EX(Fisheye HSM) 10mm F 2.8 Canon 60D, кроп-фактор 1.6

Исправленная дисторсия

Фотограф Людмила Сизова

Кроп-фактор

В настоящее время любительские зеркальные камеры оснащаются матрицей меньшей, чем классический пленочный 35мм кадр. Это так называемые “кропнутые” зеркалки.

Кроп-фактор – это коэффициент, показывающий во сколько раз матрица камеры меньше стандартного 35мм пленочного кадра.

Кадр, получаемый такой матрицей, вырезается из центральной части изображения, получаемого объективом, тем самым, уменьшая его угол зрения.

На рисунке показано, на сколько сужается угол зрения объектива при использовании кропнутой матрицы (синий прямоугольник), по сравнению с полнокадровой матрицей (черный прямоугольник).

Важно

Чтобы соотнести углы зрения объективов на полнокадровой и кропнутой матрицах, ввели понятие Эквивалентного Фокусного Расстояния, которое равно фокусному расстоянию, умноженному на Кроп-фактор. Оно показывает, какому фокусному расстоянию соответствует угол зрения объектива на кропнутой матрице.

Эквивалентное Фокусное Расстояние 50mm объектива на камере с кроп-фактором 1.6 будет равно 50mm x 1.6 = 80mm. Это означает, что его угол зрения будет соответствовать 80mm объективу на полнокадровой камере.

Угол зрения объектива зависит от фокусного расстояния и размера матрицы цифрового фотоаппарата.

Широкий угол и перспектива

Прочитав изложенное выше, можно сделать вывод, что чем меньше угол зрения объектива, тем лучше, поскольку это дает меньшие геометрические искажения. И в смысле искажений это действительно так.

Но следует разделять два понятия: геометрические искажения и перспектива. Обе эти вещи зависят от угла зрения объектива. Но если геометрические искажения широкоугольной оптики это всегда плохо, то про перспективу так сказать нельзя.

Перспектива — это свойство нашего восприятия или, если угодно, свойство трехмерного пространства. Для фотографа перспектива – это, прежде всего, инструмент воздействия на зрителя.

Когда мы используем широкий угол, эффект перспективы усиливается, когда угол зрения объектива узкий – снижается.

Человек двумя глазами видит перед собой практически на 180°. Фокусное расстояние человеческого глаза равно примерно 22mm. Хотя по другим оценкам человеческий глаз сравнивают с объективом с фокусным расстоянием 43mm.

Но, в любом случае, угол зрения гораздо шире, чем у теле объективов. Получается, мы смотрим на мир довольно широкоугольной оптикой!

Важным следствием этого является эффект перспективы, который мы наблюдаем постоянно. Перспектива есть везде, куда бы мы ни посмотрели. Дорога, дом, стены комнаты, все это мы видим в перспективе, она помогает нам оценить размеры, формы и расстояния.

Именно поэтому широкий угол иногда нам просто необходим – он дает перспективу.

(фокусное расстояние 21mm, кроп фактор 1.6, ЭФР 33,6mm)

Если посмотреть работы художников, то часто можно увидеть ярко выраженную перспективу, например, в рисунках Фрэнка Миллера.

Создатель Sin Sity, отлично умеет показать драматизм и динамику с помощью перспективы.

Совет

Эта фотография Олега Титяева, очень выразительна, для чего так же использовался широкий угол.

(16 mm, полнокадровая камера Canon EOS 5D)

Поэтому, когда я слышу заявления о том, что зум-объектив может приближать и отдалять объекты, я саркастически улыбаюсь. Объективы не приближают и не отдаляют. Разные фокусные расстояния по-разному передают перспективу. И именно с этим умыслом они и используются.

В постановочной фотографии зачастую вообще не используют зумы. Фиксы дают преимущество в качестве, а фокусное расстояние, которое будет использоваться, фотограф определяет заранее.

Зум объективы популярны в репортаже. Там их действительно используют в целях приблизить – отдалить, но это уже совсем другая фотография.

Таким образом, вопрос “объектив с каким углом зрения лучше использовать”, теряет смысл. Нужно использовать такой объектив, который соответствует сюжету, который мы снимаем. При этом не нужно бояться использовать широкий угол.

Достаточно понять, что искажения возникают лишь по краям фотографии.

Возвращаясь к первой иллюстрации, видно, что прямоугольник Б с Новой Зеландией сильно искажен, прямоугольник А — значительно меньше, ну а в центре Африки вообще все отлично!

Перспектива и расстояние до объекта

Иногда в спорах отстаивается мнение, что перспектива не зависит от угла зрения объектива, а зависит только от расстояния до объекта.

При этом, эффект изменения перспективы объясняется тем, что, используя широкоугольную оптику, фотограф подходит ближе к объекту, изменяя тем самым перспективу.

А если стоять на месте и снимать неподвижный объект, то его перспектива не изменится, как бы угол зрения у объективов не менялся. Будет меняться только размер объекта в кадре.

Обратите внимание

И это действительно так. Перспектива объекта меняется в зависимости от расстояния до наблюдателя. Но подобный подход к пониманию перспективы имеет две слабости:

1. Никто не снимает на широкий угол в расчете, что потом нужно будет вырезать и использовать только часть кадра. Это влечет слишком много негативных последствий.

Единственный вариант, когда это оправдано, тот, когда мы не можем приблизиться к объекту, и у нас нет достаточно длиннофокусной оптики. Тогда мы можем сделать кадр, заранее предполагая увеличить его, сильно кадрировав.

Например, при съемке луны. Согласитесь, вопрос перспективы редко встает в таком случае.

2. Неизменность геометрических искажений при съемках объективами с разным углом зрения с одной и той же точки соблюдается только для центра кадра.

Представим, что мы снимаем портрет девушки (голову и плечи) с расстояния трех метров длиннофокусной оптикой, не дающей геометрических искажений.

После чего ставим широкоугольный объектив и снимаем с такого же расстояния девушку, но, на этот раз, расположив ее по диагонали кадра. Девушка стоит, прислонившись к стене, и теперь входит в кадр целиком.

В одном углу кадра будет ее голова, а в другом ноги, при этом искажения очень даже дадут о себе знать, хотя расстояние от объекта до камеры не изменилось.

Важно

Не забывайте, что меньший сенсор камеры вырезает из кадра всегда середину, при этом объектив получает меньший угол зрения и меньше искажает геометрию (влияние кроп-фактора).

Для верного представления о перспективе нужно понимать, что она зависит не от расстояния до объекта, а от углового размера объекта.

Перспектива объекта зависит от его углового размера.

Съемка портретов

Многие слышали правило, что портрет нужно снимать объективом 85mm или длиннее. Но это не совсем так.

В жизни мы постоянно видим людей и, обычно, общаемся с ними на расстоянии 1-2 метра, чтобы не нарушать их личное пространство. При этом угловой размер головы человека составляет около 7-14° по вертикали. Мы никогда не рассматриваем человека настолько близко, чтобы его лицо занимало все наше поле зрения. Если мы приблизились к лицу человека настолько, то мы, скорее, намереваемся его поцеловать, чем рассмотреть

Источник: https://vendigo.ru/photo/perspective.html

Ссылка на основную публикацию