Советские широкоугольные объективы: обзор и правильная установка

Советские объективы на цифровых камерах. Зачем?

Коллекционеры — люди с ушибленной головой. Отлично знаю, т.к. сам такой :о) Резоны у коллекционеров свои и многим непонятны.

В этой статье мы подумаем над тем, стоит ли использовать советскую оптику на современных камерах. Причем подумаем с позиции фотолюбителя, который энтузиаст, но без фанатизма. Этот человек не испытывает удовольствия от просто верчения в руках древнего девайса. Ему нужна конкретная польза / выгода / результат.

Что представляет собой советский объектив?

Это изделие из стекла и металла. Очень надежное. Очень много оптики прошло сквозь все годы и сохранило работоспособность на 100%.

Обратите внимание

В советских объективах нет электроники. Не бывает автофокусных советских объективов. Вся советская оптика – мануальная.

Почти все советские объективы — фиксы. Т.е. имеют фиксированное фокусное расстояние. В Союзе выпускались трансфокаторы (на современный манер — зумы). Их было даже несколько видов. Но фиксы составляют абсолютное большинство парка советской оптики.

Среди советской оптики немало светосильной. Сделать светосильный фикс не так уж сложно. Оптика наука немолодая и светосильные объективы в Союзе делать вполне умели.

Сейчас все бренды предлагают фотолюбителям недорогие зеркалки. Прогресс не стоит на месте и качество матриц, скорость процессоров, цепкость фокусировки и прочие свойства любительских зеркалок все меньше отличаются от более продвинутых камер. Технологии и электроника дешевеют.

А вот с оптикой ситуация немного иная. Профессиональная оптика очень дорогая. Бюджетные зумы, которыми комплектуются любительские киты — заметно уступают в качестве продвинутой оптике. Довольно многие любители хотели бы попробовать что-то более качественное и светосильное. Но цены на оптику кусаются.

Вот в этом случае стоит обратить свое внимание на старую мануальную оптику вообще и советскую в частности.

Качество оптики советских объективов

Может ли советский объектив обгонять в качестве современные аналоги от крупнейших брендов? Если речь идет о совокупности таких свойств как резкость, контраст, отсутствие искажений, цветопередача, устойчивость к бликам в контровом свете и если подходить очень строго — НЕТ, не может.

Все-таки технологии развиваются. Корпорации разрабатывают новые виды оптического стекла, новые типы оптических элементов, новые материалы для просветления. Компьютеры просчитывают и моделируют оптические схемы куда эффективнее, чем это было возможно во времена СССР.

Важно

Можно ли говорить, что советская оптика — полный отстой? Тоже ни в коем случае нельзя. Технологии берут свое, но сформировать на пленке (матрице) изображение — не так уж сложно — можно и вообще без оптики. Стаканом с дыркой.

Если говорить по простому, сделать достойный фикс— это все-таки «не космическая наука». Все что для этого нужно в Союзе делать умели.

В итоге, преимущества современных объективов — есть, но они не всегда видны. И не всем видны. Часто, нужно сделать снимок в специально подобранных условиях, и попросить специалиста пристально его поразглядывать, чтобы тот нашел недочеты.

К чему я веду? К тому, что советская оптика скорее всего не даст прироста качества, т.е. не улучшит резкость, контраст, цветопередачу и т.д. Ну разве что у вас особо неудачная модель бюджетного зума. Все-таки фиксы изначально имеют фору по качеству перед зумами. Даже, если фикс старый, а зум современный.

Но и ухудшения качества фотографий вы с советским объективом вряд ли получите.

Качество изображения — совсем не тот критерий, который должен рассматриваться в первую очередь.

Качество сборки советских объективов

На этот счет есть немало легенд.

Кто-то считает, что советская оптика являет собой вершину технологий того времени. Потому,что могучая страна в первую очередь заботилась о качестве и надежности. И только потом о разных глупостях типа экономии затрат.

Кто-то напротив уверен, что на конвейерах сидели вечно пьяные разгильдяи, линзы забивались на посадочные места молотком, смазка в узлы диафрагмы лилась из ведра через край, а с потолка непрерывно сыпался песок.

Не правы ни те, ни те. Все как всегда сложнее и истина где-то посередине. Брак был и его было немало. Особенно удручающе все стало выглядеть с поздне-перестроечных времен. Тогда — да.

Совет

И винты частенько не дожимались и стружка металлическая на линзах откуда-то появлялась, и избыток смазки был. Была также техника сырая чисто конструктивно.

Она выходила из строя не из-за производственного брака, а по причине низкой надежности самой конструкции.

Но если рассматривать период, когда Союз не начал еще трещать отчетливо и рассматривать массовые проверенные временем и любимые фотографами модели объективов — нарваться на заводской брак шанс минимален. Не выше, чем при покупке современной техники.

Зачем? В основном для экономии!

Логика простая. Советские объективы не лучше современных. Но они существенно дешевле при прочих почти равных возможностях. Если вас перестал устраивать ваш штатный зум и вам хотелось бы чего-то поинтереснее и более светосильное, вы можете купить современный светосильный фикс. При этом вы получите максимум всего. Но заплатите как за чугунный мост.

А можете купить советский объектив. Заплатите в 10-20 раз меньше. Не во всех случаях. Есть сильно переоцененные советские объективы. Но недорогих отличных вариантов много. Потеряете автофокусировку и управление диафрагмой из тушки. Но все остальные плюшки будут ваши. И вполне высокое качество картинки и высокая светосила и высочайшая надежность и т.д.

Боке — как много в этом звуке

Есть еще один важный аспект. Говоря о качестве мы до сих пор имели в виду такие показатели как резкость, контраст, цветопередача. Эти показатели поддаются строгому инструментальному измерению и современные фирмы-производители объективов непрерывно совершенствуют эти характеристики у своей продукции. Советской технике тут не угнаться. Хотя бы потому, что она стоит на месте. :о)

Но есть показатель, который тоже очень важен, но его нельзя измерить. Это — Боке. Этим термином называют художественно привлекательное размытие заднего фона. Причем особенно важна именно художественная привлекательность.

Резкость можно измерить и резкие изображения одинаковы с т.з. резкости. А вот степень нерезкости, художественные свойства размытия объектов в зоне нерезкости — измерить нельзя. Восприятие красивости размытия — это вопрос субъективных ощущений. И фишка в то, что рисунок в зоне нерезкости объективы размывают по разному. Кому-то нравится размытие одного объектива, кому-то другого.

Технически размытие тем сильнее, чем более открыта диафрагма при снимке, чем дальше задний фон и длиннее фокусное расстояние объектива.

Но при одинаковой степени (силе) размытия объективы дают еще немного разный рисунок в зоне размытия. Т.е. размывают, возможно, одинаковой силой, но немного по разному.

Строго говоря, отличия не такие уж большие, но все же заметные. Очень характерным размытием обладают объективы семейства Гелиос-44 — они немного закручивают фон.

Обратите внимание

Так вот именно рисунок размытия является основным поводом использовать советскую оптику. Размытие — показатель субъективный, а следовательно, современные объективы не могут быть лучше по этому показателю. Они просто другие.

И еще. Если вы фотографируете пейзажи и у вас есть объектив, который вас устраивает, например, по резкости и разрешающей способности, то вам нет резона покупать второй объектив с аналогичными параметрами. Зачем второй такой-же резкий?

А вот если вы снимаете портреты, ваша логика может быть немного иной. Если ваш объектив имеет приятный индивидуальный рисунок размытия и вам он нравится, — вам все-таки вполне резонно попробовать объективы разных систем. Они будут придавать вашим снимкам художественное разнообразие.

Но покупать несколько современных объективов только чтобы получать разнообразие рисунков размытия — честное слово, накладно.

А вот завести 2-3 советских объектива это вполне разумно. Все эти модели будут из верхних строчек рейтингов советских портретиков, а стоить все вместе будут дешевле одного современного.

Поматросил и бросил

Рассматривая поводы приобрести советскую оптику я полагаю нужным рассмотреть еще такой аспект, как оптика для редкого использования.

Существуют объективы творческие и узкоспециализированные. Например, сверширокоугольники (фиш-ай, fish-eye) или сверхдлиннофокусники. Поснимать таким объективом очень интересно, но скорее всего ваши отношения с ним не выйдут за пределы понятия «поприкалываться». Очень уж специфическая оптика.

На Avito масса предложений новых 1-2 раза использованных объективов Фиш-ай. Попробовать хочется, но интерес быстро проходит, а ничего дельного в повседневной практике такая система предложить не может. Вот и несут продавать.

Важно

Покупать современный объектив из такого числа — пустая трата денег. А вот советский купить не так накладно. Правда, такого вида советская оптика стоит не копейки. 5-7 тысяч рублей придется выложить. Но все равно это в разы дешевле нового импортного изделия. Если очень уж хочется, можно себе позволить.

Т.е. резон в конечной степени по-прежнему сводится к экономии.

Неожиданно, но в случае сверхширокоугольных или сверхдлиннофокусных объективов — не так критичен основной недостаток советской оптики — отсутствие автофокуса.

У сверхширокоугольников такая большая ГРИП, что смело можно выставить объектив на гиперфокальное расстояние и забыть вообще о фокусировке.

А современные импортные сверхдлиннофокусники, если они как и советские имеют зеркально-линзовую конструкцию, — также лишены автофокуса. Эта конструкция объективов имеет очень низкую светосилу, что все равно не позволяет камерам фокусироваться автоматически.

За бортом

Хорошо, а какие советские объективы не стоит сейчас использовать? Заранее предупреждаю, что высказываю только свое частное мнение. И применимо это мнение только для людей, который в советских объективах видят только средство получения фотоизображения и ничего более.

А мнение это таково: Не стоит пытаться использовать широкоугольники от 28 мм и длиннее вплоть до 50 мм.

Почему? Потому, что от этих объективов требуется стандартный набор показателей, таких как резкость, контраст, разрешающая способность, цветопередача, отсутствие искажений, устойчивость к контровому свету.

Светосила им в большинстве случаев не нужна. Ее все равно разменивают на ГРИП. В итоге, те параметры, которые вам нужны — у вашего штатного зума — скорее всего не хуже.

Использовать ли объективы 50-58 мм?

А как хотите.

На полном кадре я считаю этот диапазон неудобным. Об этом есть небольшая отдельная статья. Соответственно, по моему мнению не стоит использовать. Разве что именно интереснее попробовать.

На кропе получите неплохой короткий портретик, поэтому есть смысл использовать.

Что попробовать?

1. Портретики

На полном кадре это: — Юпитер-37А 3,5/135 (2500 р. Здесь и далее показаны разумные цены на Avito на ноябрь 2016) — Юпитер-9 2/85 (4000 р.) — Таир-11А 2,8/135 (5000 р.)

— Юпитер-21М 4/200 (2500 р.)

Источник: http://fotoussr.ru/articles/sovetskie-obektivy/

Широкоугольный объектив — для чего нужен фотографу

При помощи широкоугольных объективов можно добиваться качественных снимков, но при недостаточной подготовке получается негативный результат. Нужно так поймать кадр в широкоугольник, чтобы в нем не оказались лишние предметы, портящие общее впечатление. Нужно хорошо разобраться в таком вопросе – широкоугольный объектив для чего нужен, прежде чем начинать им активно пользоваться.

При использовании разных типов объективов возникают различные сложности, которые предстоит преодолевать фотографу. Малая глубина резкости характерна для телеобъективов, и данное оборудование предпочтительно для съемки в движении. Когда идет фотографирование подобными устройствами, необходимо максимально открывать диафрагму.

Читайте также:  Основы фотографии для новичков: ключевые понятия и расшифровки

Особенности широкоугольных объективов

Данный тип оптики имеет маленькое фокусное расстояние, так что фотоаппараты с таким приспособлением обеспечивают несколько иное изображение, чем длинный фокус. Они имеют другую глубину резкости и другую перспективу. Так что для того, чтобы использовать эффективно широкоугольники, нужно тщательно изучить их потенциальные возможности.

Если используются советские широкоугольные объективы, нужно сократить расстояние до объекта, и тогда есть шанс получить качественный кадр. Необходимо создавать оптимальное сочетание:

  • фона,
  • объекта,
  • переднего плана.

Получается перспектива, отличная от длиннофокусного прибора, и ей нужно грамотно пользоваться. Известно, что нормальный диапазон фотоаппарата от 35 до 90 миллиметров, создает похожую картинку, как и при взгляде человека без поворота головы.

То есть, в объективе отображаются дополнительные объекты, которые разбросаны по горизонту и относительно наблюдателя. Фотограф, работающий с широкоугольником, приобретает дополнительные перспективы для творческого процесса.

Появляется возможность для всевозможных взаимодействий между такими предметами, которые являются неочевидными для человека.

Характеристики широкоугольников

Чтобы ответить на вопрос — широкоугольный объектив для чего нужен, необходимо разобраться в его возможностях. Такие оптические приборы имеют преувеличенную перспективу и предметы, которые захватываются при фотографировании, находятся в некотором отдалении, чем на самом деле.

Подобный эффект достигается благодаря проецированию сцены на плоскости, и все изображения получаются непривычными для человеческого глаза. Если изучить потенциал широкоугольников, с помощью умело сделанных фотографий можно максимально захватывать внимание зрителей.

Кроме того, с помощью них фотографы добиваются большой глубины изображаемого пространства. Причем в этой глубине предметы изображаются с приличным уровнем резкости, что позволяет пользователю создавать оригинальные композиции.

Как правильно использовать широкоугольные объективы?

Чтобы получить действительно уникальную и привлекающую внимание фотографию, нужно располагать фотоаппараты, на которых установлены советские широкоугольные объективы, на определенном расстоянии от объектов.

Если вы нарушите горизонтальность установки камеры, то даже ровные объекты получатся с неестественным наклоном. Такие возможности можно умело использовать для создания фантастических кадров, но делать это нужно предельно точно, чтобы не получить обратный эффект.

Еще есть вариант с дополнительной обработкой полученных широкоугольником снимков, при этом используются специальные компьютерные программы.

Совет

Обрезаются ненужные элементы и остаются только те объекты, которые вы хотели бы видеть в кадре. Таким образом, зная широкоугольный объектив для чего нужен, и как правильно использовать это устройство, вы сможете получать интересные фотографические шедевры.

Во время просмотра грамотно выполненных снимков с помощью широкоугольников зритель перемещает взгляд с одного участка кадра на другой, и если эти переходы сделаны точно, то просмотр получается особо захватывающим.

Слишком смягченные области на фотографии не всегда получаются гармоничными, поэтому необходимо тщательно настраивать объектив и производить дополнительную обработку кадров для достижения положительного эффекта.

Источник: http://novoptic.ru/shirokougolnyy-obektiv-dlya-chego-nuzh/

Съемка советскими объективами

Съемка советскими объективами – воспоминание множества фотографов, занимавшихся светописью во времена СССР. Альтернатив в те годы практически не было.

Однако и сейчас, в эпоху цифровых технологий, съемка советскими объективами интересует огромное число фотолюбителей.

О том, каковы особенности использования старой оптики отечественного производства на современных фотоаппаратах, мы и поговорим в данной статье.

Съемка советскими объективами – воспоминание множества фотографов, занимавшихся светописью во времена СССР. Альтернатив в те годы практически не было.

Однако и сейчас, в эпоху цифровых технологий, съемка советскими объективами интересует огромное число фотолюбителей.

О том, каковы особенности использования старой оптики отечественного производства на современных фотоаппаратах, мы и поговорим в данной статье.

Какие преимущества дает съемка советскими объективами?

Известно, что сменная оптика для современных зеркальных либо системных фотокамер стоит довольно дорого. Хорошие объективы при этом дороги весьма, и их цена может легко и намного превышать стоимость самой фотокамеры.

Для человека, увлекающегося фотографией, данное ограничение нередко становиться весьма серьезным фактором, вынуждающим искать бюджетные решения, позволяющие с минимальными затратами получать фото приемлемого качества.

В данном случае съемка старыми советскими объективами может стать очень удобным и мало затратным выходом из положения, ведь объектив советского производства на вторичном рынке стоит гораздо дешевле не только аналогов, но и даже «китовых» пластмассовых объективов к современным цифровым фотокамерам. Собственно говоря, именно как альтернативу им и стоит рассматривать старые советские объективы.

Обратите внимание

Итак, давайте рассмотрим, каковы преимущества советской мануальной оптики от бюджетных решений современных производителей:

  1. Низкая цена (объективы можно достать не только дешево, но и задаром, отыскав у знакомых либо взять от сохранившихся пленочных фотоаппаратов советской эпохи);
  2. Высокие оптические характеристики и надежность конструкции (старые советские объективы имели прочный металлический корпус, просветление и довольно качественную стеклянную оптику в отличие от пластиковой в современных дешевых вариантах);
  3. Высокая светосила и красивый оптический рисунок на открытых диафрагмах, создающих своеобразную «атмосферу» на снимке и позволяющий более гибко и творчески подходить к съемке;
  4. Достаточно высокий уровень резкости у ряда моделей объективов, превышающий данный показатель для «китовых» вариантов.

Говоря об этих преимуществах съемки советскими объективами, не стоит забывать и о недостатках, к которым относится полное отсутствие автоматической фокусировки, большая масса, а также некоторых особенностях в использовании, на которых мы остановимся подробнее.

Как производить съемку советскими объективами?

Основной особенностью объективов советского производства (равно как и всех других старых объективов для фотокамер) является то, что создавались они под собственные стандарты креплений, которые у нынешних цифровых фотокамер отсутствуют.

Если говорить о наиболее распространенных советских объективах, устанавливавшихся на зеркальные фотоаппараты «Зенит» (именно они наиболее популярны на рынке и доступны по цене), то все они в большинстве своем имели резьбовое крепление М42 (ранние версии поставлялись также с резьбой М39).

Соответственно, для того, чтобы производить съемку советским объективом на современную цифровую фотокамеру, вам потребуется соответствующий переходник, которые в изобилии присутствуют под большинство современных систем. Обозначаются эти переходники названием тех систем, на которые рассчитаны, например – М42-Sony A.

Это означает, что переходник позволяет устанавливать на цифровые фотокамеры с байонетом Sony (Minolta) A объективы с резьбой М42. К слову, на некоторые системы, в частности, Nikon, часто требуются особые переходники с корректирующей линзой. Связано это с тем, что рабочие отрезки современных камер отличаются от старых.

Впрочем, даже использование переходника на систему не будет гарантией, что объектив будет «работать» как надо на значениях, близких к бесконечности. К примеру, при тестировании «зенитовских» объективов через переходник на Sony A37 добиться фокусировки на «бесконечность» нам так и не удалось.

Еще одной особенностью съемки советскими объективами является то, что при ней не работают многие функции цифровой фотокамеры.

В частности, использование переходников (даже моделей с так называемым «одуванчиком» – контактным разъемом для синхронизации с электроникой камеры) не гарантирует корректную работу электронного подтверждения фокусировки и экспозамера (хотя с последним на тестовой камере от Sony не было проблем даже в режиме приоритета диафрагмы).

Единственным нюансом может стать подготовка камеры, которая, в случае с камерами Nikon заключается в прописывании в меню фокусного расстояния и наиболее часто используемого значения диафрагмы, а в камерах Sony – подтверждение разрешения срабатывания затвора без объектива (штатно эта возможность отключена на моделях серии SLT).

Какие советские объективы подойдут любителю для начала?

Съемка советскими объективами – процесс более сложный и творческий, нежели использование обычной штатной оптики современных цифрозеркалок. Нужно понимать, что такой объектив подойдет для неспешной художественной съемки и вряд ли станет для вас штатным вариантом на каждый день.

Кроме того, далеко не факт, что вам понравиться работа в таком режиме, равно как и «картинка» того или иного образца советской промышленности. По этой причине для начала стоит использовать наиболее доступные и дешевые варианты оптики, устанавливающейся на советские фотоаппараты типа «Зенит».

В частности, неплохим объективом для пробы можно назвать Гелиос-44-2 либо Индустар-61 Л/З МС. Первый вариант не отличается высоко резкостью, но дает на открытой диафрагме оригинальное «закрученное» размытие заднего плана, за что этот объектив очень любят фотографы-потретисты.

Важно

Второй вариант, наоборот, обеспечивает высокую резкость, но боке у него вполне обычное. Эти объективы дадут полное представления об особенностях съемки советскими объективами и позволят понять, нужно ли это именно вам.

И лишь потом имеет смысл обращать внимание на более дорогие варианты либо присматриваться к покупке телеобъективов, которые также значительно выигрывают в цене.

Более подробно о съемке вышеозначенными советскими объективами Вы можете прочесть в нашем сравнительном обзоре Гелиос-44-2 и Индустар-61 Л/З МС.

Источник: http://photogeos.ru/sovety-fotografu/semka-sovetskimi-obektivami

Как снимать старыми объективами на современных камерах

IT ExpertКак это сделатьСам себе админ

Андрей Виноградов | 24.04.2014
Что нужно знать

Переходники для разных систем

Чем характеризуется «картинка» объектива

На какие объективы обратить внимание

На первый взгляд может показаться, что эпоха аналоговой фототехники безвозвратно ушла.

Кому сейчас нужна пленка, с которой каждое нажатие на спуск отпечатывается в голове ценником проявки, печати, сканирования и самой кассеты? Только коллекционерам и редким энтузиастам.

Зато по качеству изображения старые объективы зачастую превосходят современные «китовые», а иногда и дорогие «фиксы». Причем использовать «Гелиосы», «Индустары» и «Юпитеры» совсем несложно с нынешними камерами.

Что нужно знать

Прежде всего, нужно вспомнить о такой характеристике фотоаппарата, как «рабочий отрезок». Это расстояние от матрицы (или пленочного кадра) до плоскости крепления объектива. Установить объектив с бóльшим рабочим отрезком на камеру с меньшим можно, а вот наоборот – нет, поскольку объектив пришлось бы утапливать внутрь. Для наглядности я сделал таблицу рабочих отрезков разных систем.

Тип байонета (цифровые зеркальные системы) Рабочий отрезок, мм
Canon EF(-S) 44
Minolta A/Sony Alpha 44,5
Pentax K (KA, KAF) 45,5
Nikon F (FX, DX) 46,5
4/3 38,67

Цветом выделил наиболее распространенные системы m39 и m42, для которых в советские годы была выпущена львиная доля объективов. Учтите, что для m39 изготовлялись объективы как для зеркальных систем, так и для дальномерных. Использовать дальномерные объективы на зеркалках не получится.  

Тип байонета (пленочные зеркальные системы) Рабочий отрезок, мм
m39 45,2
m42 45,5
Konica F (A/R) 40,5
Canon R (FL, FD, FDn) 42
Fujica-X 43,5
Minolta SR/MC/MD 43,5
Praktica B 44,4
Exakta 44,7
Contax/Yashika 45,5
Olympus OM 46
Leica R 47
Contax-N 48

Если установить, например, объектив системы m42, имеющий рабочий отрезок 45,5 мм, на зеркалку системы Nikon F (FX, DX) с отрезком 46,5 мм, то фотографировать вы сможете, но фокусироваться на бесконечность – нет, что, согласитесь, накладывает существенное ограничение. Из-за длинного рабочего отрезка камера Nikon F самая неудобная с точки зрения съемки старыми объективами.  

Тип байонета (компактные и дальномерные системы) Рабочий отрезок, мм
Leica M 27,8
Leica m39 28,8
Contax G 29
Nikon S 34,85
Sony E 18
Micro 4/3 20
Samsung NX 25,5
Читайте также:  Тональная перспектива в фотографии: что это такое и для чего нужна

Предпочтителен другой вариант – Canon EF, у него минимальный среди всех современных зеркальных систем отрезок, равный 44 мм, и Pentax K, у которой отрезок больше, зато он, во-первых, совпадает с m42, а во-вторых, для «пентаксов» есть наиболее простые и удобные переходники. О них и пойдет речь дальше.

Тип байонета (средеформатные системы) Рабочий отрезок, мм
Pentax 645 70,87
Hasselblad 74,9
«Киев-88», «Салют» (байонет В) 82,1

Переходники для разных систем

Начну с Pentax K, поскольку для установки старых мануальных объективов на все современные зеркалки производителя, а также на системную модель K-01 можно использовать простой механический переходник, например, от фирмы Jolos.

Существуют и «родные» переходники Pentax, их отличие заключается в специальном фиксаторе.

Совет

Система Pentax хороша для работы со старой оптикой еще и потому, что некоторые старые объективы изначально выпускались с байонетом K, и именно этот тип крепления был в последних поколениях фотокамер «Зенит».

Таких объективов много, лично мне известно 45 моделей. В них удобно то, что действует «прыгалка» диафрагмы и сохраняется автоматика экспозамера.

Все выглядит следующим образом: вы выставляете нужное значение диафрагмы кольцом, фокусируетесь на открытом «отверстии», затем нажимаете «зеленую кнопку», которая, кстати, есть только у Pentax, фотокамера делает замер, после чего вы нажимаете на  «спуск» и создаете снимок.

С резьбовыми объективами замер также работает, но открывать диафрагму для фокусировки (если такое желание возникнет) придется вручную. Какой бы вариант вы ни предпочли, будет функционировать и подтверждение автофокуса, и экспозамер, и остальная автоматика, кроме, разумеется, автоматической фокусировки.

Вести съемку нужно либо в режиме приоритета диафрагмы, либо в полностью ручном режиме, так как камера не знает, какую диафрагму вы выставили.

Для всех остальных популярных систем, включая Canon EF, требуются специальные переходники с так называемыми одуванчиками.

Такие устройства состоят из механической и электронной частей. Если вы установите просто механический переходник, даже соблюдя рабочий отрезок на системы Canon EF, Nikon F, Sony Alpha, – не будет работать подтверждение фокусировки и некоторые другие функции.  

Чем характеризуется «картинка» объектива

Именно объектив формирует изображение, которое попадает на матрицу фотоаппарата, поэтому его важность невозможно переоценить. С помощью каких элементов можно создать ту или иную картинку?

Оптическая схема

Изображение формируется линзами, расположенными блоками по определенной схеме. Любопытно, что большинство современных объективов (если не все) имеют оптические схемы, рассчитанные давным-давно. Изменения вносятся незначительные.

Сорт стекла линз

Обратите внимание

В свое время именно качество оптического стекла было ограничивающим фактором при изготовлении приборов. Ведь разрешающая способность есть не только у матрицы – детализация, резкость изображения напрямую зависят от качества оптического стекла.

Кстати, некоторые старые объективы (до 1972 года выпуска) имеют повышенное радиационное излучение из-за применения ториевого стекла.

Опасности такие объективы не представляют – альфа-излучение столь малой интенсивности экранируется кожей человека, и измерить его можно лишь на расстоянии до 10 см. Примеры: Super Takumar 35/2 второй версии, Takumar 50mm f/1.

4 (m42), Kodak Ektanar 90mm f/4 (1958–1962 гг.), Canon FD 35mm f/2.0 (изготовленные до 1970-го) и многие другие.

Впоследствии от использования диоксида тория отказались в пользу менее радиоактивного редкоземельного металла — лантана, который, в частности, применяется в «Индустар-61 Л/З» (литера «Л» как раз указывает на это).

Количество лепестков и форма диафрагмы

Считается, что самой правильной формой диафрагмы является круг. Чтобы его сформировать, требуется большое количество лепестков. Одни и те же объективы зачастую выпускались в разных вариантах с различным количеством лепестков, на это можно обратить внимание.

На что влияет форма диафрагмы? Например, на бокé, то есть зону нерезкости. Форма диафрагмы видна на всех источниках света, находящихся в зоне нерезкости. Для наглядности приведу пару примеров снимков, сделанных помощью «Гелиоса-44»:

и Carl Zeiss Jena Sonnar 135/3,5 Zebra:

Кроме того, количество углов при закрытии диафрагмы будет отображаться в лучах, исходящих от источника света в темное время суток. Как пример, приведу кадр, снятый объективом Pentax SMC DA 16-45mm f/4 ED AL, имеющим диафрагму из восьми лепестков.  

Впрочем, и меньшее количество лепестков подчас дает отличный результат. Весьма характерную форму имеет диафрагма объектива «Индустар-61 Л/З», за что даже получила прозвище звезды ниндзя.

Просветление

Просветляющее покрытие наносится на внешние линзы объектива, для того, чтобы улучшить светопропускание благодаря специальной пленке. На практике это дает повышение контрастности и устойчивости к контровому свету.

Важно

Впрочем, наличие просветления не заменяет необходимость использовать бленду. Вот фото, снятое объективом с мультипросветлением MC Carl Zeiss Jena Pancolar 1,8/50, где свет попал в объектив сбоку и испортил изображение.

На какие объективы обратить внимание

Старых объективов, заслуживающих приобретения, множество. Хотя встречаются и рядовые модели, которыми можно пользоваться просто потому, что они у вас есть. Разумеется, я не способен охватить весь парк оптики, а лишь поделюсь своими впечатлениями от запомнившихся моделей, которые хочу рекомендовать к приобретению.

«Гелиос-44 58мм, f/2»

Во-первых, это один из самых массовых объективов, выпускавшийся не только в СССР, но и в мире! Модель была создана на основе Carl Zeiss Jena Biotar 2/58 и изготавливалась сразу на нескольких заводах (КМЗ, БелОМО, «Юпитер») начиная с 1958 и вплоть до 1994 года. Вариантов модели множество. Существуют резьбовые версии m39 и m42, байонетная версия K (Pentax), а также ряд специализированных, которые непросто установить на современные камеры без существенного вмешательства в конструкцию.

«Гелиос-44» использует оптическую схему «Планар», объектив очень хорош для съемки портретов, благодаря своей мягкости. Имеет характерное закрученое бок?. Мягкий на открытой диафрагме и весьма резкий от f/7.

Учитывая, что его легко приобрести почти за копейки (цены на резьбовые модификации составляют около 1000 рублей), он обязателен к приобретению.  

«Индустар-61 Л/3 50мм f/2,8»

Выполнен по оптической схеме «Тессар», благодаря чему имеет потрясающую резкость по всему полю кадра.

Отличная конструкция с интегрированной блендой позволяет не опасаться засветок; мягкая, плавная диафрагма интересной формы.

Хорош как универсальный объектив для любых сюжетов, кроме, пожалуй, крупных портретов. Из-за высокой резкости такие снимки могут заинтересовать только дерматолога.    

«Carl Zeiss Jena DDR Sonnar 135мм f/3,5»

Существует несколько вариантов объектива, но я испробовал старый – с шестью лепестками диафрагмы, прозванный в народе «зеброй» за характерные полосы на кольцах диафрагмы и фокусировки.

Совет

Модель оснащена «прыгалкой» диафрагмы, но использовать ее на современных камерах не получится из-за отличия конструкции.

На корпусе сбоку присутствует кнопка, которая закрывает диафрагму на выставленное кольцом значение. Для удобства я просто вырезал небольшой кусочек ластика и засунул его между клавишей и корпусом. Таким образом для съемки больше не нужно нажимать кнопку – диафрагма закрывается кольцом сразу на нужное значение.    

Несмотря на то, что на фотокамере с кроп-фактором 1,5 объектив становится весьма «длинным» (эквивалентное фокусное расстояние 202,5 мм), он имеет просто волшебный рисунок, мягкое бок?, но при этом достаточно резок.

Хорош как «портретник», да и для остальных задач тоже. Даже какой-нибудь мох, снятый «зоннаром», становится красивым. Отличный объектив.  

Ключевые слова: цифровая фотокамера

Журнал IT-Expert № 04/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Источник: https://www.it-world.ru/tech/admin/120032.html

5 ошибок новичка с широкоугольным объективом

Казалось бы, с широкоугольниками все просто и понятно – больше предметов в кадре, возможность снимать природу и улицы города, и многое другое. Однако, даже их можно используют не совсем правильно.

Часто новички в фотографии приобретают качественное широкоугольное стекло (чаще всего, по чьему-либо совету), объектив 50мм и зум-объектив в надежде, что с таким ассортиментов объективов они закроют все базы съемки.

В принципе, так оно и есть, но всегда стоит учитывать, что даже самая обширная коллекция аксессуаров и камер не гарантирует того, что снимки получатся удачными.

Именно поэтому мы и поговорим о том, какие пять самых распространенных ошибок допускают новички, снимая на широкоугольный объектив.

Итак, для начала нужно понять, что именно делает широкоугольник. Основная его функция – расширение пространства в кадре. То есть, он искажает пространство, углубляя тем самым перспективу. То есть то, что находится ближе к камере, будет выглядеть значительно больше, чем то, что расположено дальше, даже если предметы в реальности одного размера.

Еще один результат, который дает использование широкоугольного объектива – это искривление прямых линий. То есть все здания, если их снимать снизу, будут как бы сходиться в круг наверху.

Эти функции в руках хорошего фотографа помогут фото приобрести более глубокий смысл, поскольку широкий угол объектива позволяет создать ощущение погружения – зритель видит себя как бы частью изображения.

Обратите внимание

Главное – знать когда и как применить объектив, чтобы создать привлекательное изображение и вызвать у зрителя восторг. А лучший способ разобраться с тем, как сделать правильно – рассмотреть самые распространенные ошибки.

  1. Все в изображении находится на одном расстоянии от объектива
  2. Еще раз внимательно перечитайте параграф о том, какие результаты дает широкоугольник. Искажение и растяжение перспективы. Поэтому, чтобы получить требуемый эффект, основной предмет или центр композиции должен находиться ближе к объективу. Намного ближе!

    Самые впечатляющие фото, снятые на широкоугольный объектив – это фото, на которых объект съемки находится на расстоянии нескольких дюймов от камеры.

    Ниже – два примера фотографий, на которых снят один и тот же объект – велосипед. На фото слева ничего из кадра особенно не выделяется, поэтому смысла фото практически не несет и до конца не понятна суть изображения.

    Второе фото – справа, напротив, выделяет велосипед, то есть он находится ближе к камере и съемка ведется от него в перспективу. Появляется и боке, и более выделенное, контрастное пространство.

    Конечно, со стороны вы можете выглядеть весьма подозрительно, но анонимность и стелс – скорее враги при съемке на широкоугольный объектив.

    Для того, чтобы кадр стал интереснее, ему нужно добавить глубину и перспективу, а для этого нужно подбираться ближе к предмету съемки. То есть, центр композиции должен находиться ближе, второстепенный элемент – чуть поодаль и дальше всего – фон. Благодаря такому подходу создается многослойность картинки, на нее хочется смотреть дольше, рассматривать и исследовать то, что происходит в кадре.

  3. Отсутствие главного действующего лица (или предмета)
  4. Эта ошибка идет рука об руку с предыдущей. Когда все предметы находятся на одинаковом расстоянии от камеры, все выглядит одинаково небольшим и незначительным (или все выглядит одинаково большим, но и это, в свою очередь, аннулирует значимость).

    Например, два фото ниже. На первом фото, роль играет только глубина резкости, поэтому снимок строится исключительно на текстуре дерева и металла, находящихся в фокусе. Тем не менее, изображению чего-то не хватает.

    А вот так выглядит изображение, если сфокусироваться на листке, который прорастает через доски. На фотографии сразу начинает играть свет, центр композиции смещается на листок, он же выделяется цветом и взаимодействует с солнцем, бликующим сверху.

    Здесь стоит еще отметить, что иногда лучше не цепляться за изначальную задумку кадра, а адаптироваться к условиям и прямо на месте, с камерой в руках искать наиболее удачные варианты. Они, как известно, могут появиться в самых неожиданных местах.

    Помните о том, что даже профессионалы не снимают шедевров с первого раза.

    Наоборот, сначала делается кадр, потом он внимательно оценивается, а после принимается решение, стоит его оставить, или же лучше что-то изменить. Композиция основана не только на строгих правилах, но и на интуиции и инстинктах. С ними и стоит работать.

  5. Попытка вместить в кадр слишком много деталей
  6. Лучше меньше – да лучше, правило, которое отлично срабатывает в фотографии и еще лучше вписывается в съемку на широкоугольный объектив. Эта ошибка, пожалуй, самая распространенная, ведь она напрямую вытекает из первоочередной функции широкого угла.

    Например, в путешествии вы идете по открытому уличному рынку и решаете запечатлеть торговца, перед которым разложены разнообразные фрукты и овощи. Конечно, первое, что нужно сделать – спросить разрешение на съемку.

    Ну а дальше вся ответственность ложится уже на фотографа. Сразу же стоит вспомнить о тех правилах, что перечислены выше – выбрать один основной объект, второстепенные элементы и фон.

    Важно

    Если в кадре происходит слишком много всего – зритель отвлечется от основной идеи.

    Поэтому никогда не бойтесь упрощать суть фотографии.

    Сказать больше всегда можно меньшим количеством деталей.

  7. Фотографии людей в неудачных ракурсах
  8. Помните торговца, у которого мы только что просили разрешения на съемку? Чего точно не стоит делать, так это совать камеру прямо ему в лицо. Результат определенно никого не порадует.

    Очень распространенная ошибка – это съемка портретов на широкоугольный объектив.

    Поскольку одна из основных функций ширика, как мы уже говорили – это искажение, фотографии людей получаются весьма непривлекательными – длинный и диспропорциональный нос, вытянутая голова, крупные щеки – совсем не то фото, которое вы поставите в рамку. Так что, если хотите снимать лестные портреты – забудьте о широкоугольном объективе и выберите что-нибудь из нашей подборки лучших портретных объективов.

    Очень важно помнить, что каждое стекло имеет собственные функции и подходит для определенных жанров. Широкий угол хорош для пейзажей и природы, не для художественных или психологических портретов.

    Тем не менее, это не значит, что портретные фотографии совсем нельзя снимать на широкий угол. Если ваша цель – забавный или юмористический кадр, широкий угол может напротив, сыграть на руку. Как на фото ниже:

    Иногда широкий угол хорошо срабатывает в репортажной съемке:

  9. Съемки на широкий угол просто ради съемок
  10. Фотография – это, конечно, в первую очередь процесс. Но любой процесс должен служить какой-нибудь цели. Именно поэтому не стоит снимать на широкоугольный объектив просто так.

    Выбирайте предметы, которые по смыслу и в окружении требуют тех эффектов, которые можно достичь при помощи широкого угла.

    Подводите зрителя к композиционному центру изображения, намеренно искажайте размер предмета, чтобы обозначить его важность, искривляйте линии, чтобы создать эффект погружения.

Совет

Ну а главное – старайтесь не допускать вышеперечисленных ошибок и снимайте, снимайте, снимайте!

Читайте также:  Чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового: преимущества и недостатки

Источник: https://www.fotosklad.ru/expert/photo/article/5-oshibok-novichka-s-shirokougolnym-obektivom.html

Как фотографировать с широкоугольным объективом: советы и хитрости

Широкоугольный объектив – один из самых популярных инструментов фотографов-пейзажистов. Однако, использовать его правильно не так уж и просто.

Угол поля зрения широкоугольных объективов настолько отличается от привычного человеческому глазу, что неопытный фотограф, снимая с таким объективом, легко может совершить досадные ошибки. С другой стороны, правильное использование широкоугольного объектива может помочь получить эффектную фотографию.

Так как же фотографировать с широкоугольным объективом? В этой статье собраны все ключевые моменты, которые вам необходимо знать для успешной съёмки с широкоугольным объективом.

Как снимать с широкоугольным объективом: помните о преувеличении перспективы

Если вы впервые взяли в руки широкоугольный объектив, то сразу же обратите внимание на то, что он заметно преувеличивает линейную перспективу.

Мы привыкли к тому, что чем ближе мы подходим к объекту – тем больше его изображение на снимке, вплоть до того, что на фотографии будет умещаться только какая-то отдельная часть снимаемого объекта. Угол зрения же широкоугольных объективов настолько широк, что позволяет располагаться невероятно близко от объекта съёмки и, по-прежнему, полностью уместить его в кадре.

Конечно, фактическая перспектива снимков в действительности зависит не от используемого объектива, а от расстояния между фотографом и снимаемым объектом. Тем не менее, широкоугольные объективы изменяют перспективу сильнее, чем другие объективы, позволяя снимать объекты с более близкого, чем обычно, расстояния.

Но не забывайте, что преувеличение перспективы – палка о двух концах. С одной стороны, она позволяет вам получить обширное и детальное изображение переднего плана. А с другой – всё, что находится дальше переднего плана неимоверно сжимается .

К примеру, если вы будете снимать с широкоугольным объективом горы, то на фотографии вы получите крупные и детализированные изображения предметов на переднем плане, тогда как сами горы будут выглядеть крошечными и совершенно лишёнными величия.

Именно эта особенность является главной проблемой, с которой сталкиваются фотографы, использующие широкоугольный объектив для пейзажной съёмки. Поэтому прежде, чем сделать фотографию пейзажа, оцените снимаемую сцену – если в кадре на заднем плане есть крупные объекты, масштабность которых вам хотелось бы передать, то широкоугольный объектив будет не лучшим выбором для этих целей.

Для наглядности сравните две фотографии, размещённые ниже. Первая была сделана с 20-мм объективом. Как видите, горный массив на заднем плане выглядит невзрачным и каким-то мелким:

Фото на 20 мм. NIKON D800E + 20mm f/1.8 @ 20mm, ISO 100, 3/1, f/16.0 © Spenser Cox

Вторая же фотография сделана с 70-мм объективом. Оцените, как те же самые горы выглядят на ней. Как говорится, без комментариев:

Фото на 70 мм. NIKON D800E + 70-200mm f/4 @ 70mm, ISO 100, 1/25, f/11.0 © Spenser Cox

Так мы приходим к ещё одному ключевому моменту, о котором следует помнить при съёмке с широкоугольным объективом: всегда обращайте внимание на передний план. Если объекты на переднем плане получаются крупнее и детальнее, то, естественно, что они должны быть интересными и привлекающими взгляд зрителя.

Обратите внимание

Ещё раз взгляните на передний план первого фото, размещённого выше. Он откровенно скучен. Всё, что мы видим – это обычные кусты травы и куски горных пород, которые, несомненно, не настолько важны, чтобы занимать половину фотографии.

Несмотря на эти особенности, широкоугольные объективы идеально подходят для многих видов пейзажной фотографии.

Если у вас есть хороший передний план, то смело используйте широкоугольный объектив – он позволит создать у зрителя ощущение, словно он может войти в фотографию.

Добиться подобного эффекта, используя телеобъективы — более приспособленные для съёмки удалённых объектов — практически невозможно.

Особенности съёмки с широкоугольным объективом: Широкий обзор

Многие фотографы считают, что не стоит использовать широкоугольный объектив, как средство уместить в кадре все желаемые объекты съёмки. Но с этим мнением можно не согласиться.

Иногда перед вашим взором может открыться такая картина, запечатлеть которую можно только при помощи широкоугольного объектива (либо сделать несколько снимков на телеобъектив и «сшить» из них в редакторе панораму).

Очевидно, что вам необходимо будет внимательно следить за передним и задним планом, но результат стоит того. Пример такой ситуации – когда вы замечаете в небе необычные облака.

Если вы хотите запечатлеть это потрясающее зрелище на фоне пейзажа, то оптимальным выбором станет широкоугольный объектив.

Широкий угол обзора иногда ставит в тупик фотографов, которые начинают снимать пейзажи с широкоугольным объективом. Завидев красивый вид, они снимают его на самом широком угле, который доступен на их объективе. Затем, открыв полученные фотографии на компьютере, они видят большие незаполненные области в отснятых кадрах, и пытаются понять: что же пошло не так.

Снимая с широкоугольным объективом, всегда будьте внимательны к композиции кадра, убедитесь, что в каждой области фотографии есть какие-нибудь интересные элементы. В большинстве случаев ваш широкоугольный объектив заполнит значительные области фотографии травой и небом. Согласитесь, что такие изображения, скорее всего, будут не очень эффектными.

Как фотографировать с широкоугольным объективом: Негативное пространство

Ещё один вариант использования широкоугольного объектива – создание фотографий с большим количеством негативного пространства.

Что такое негативное пространство? В фотографии, негативным пространством называется область изображения, ничем не занятая и не привлекающая внимание зрителя. Если на вашей фотографии запечатлено одинокое невысокое дерево, окружённое заснеженным полем, то в таком изображении будет много негативного пространства.

Широкоугольные объективы отлично справляются с задачей наполнения фотографии негативным пространством, но чаще всего это происходит вопреки желаниям фотографа. Если вы хотите запечатлеть красоту далёкой горы, то вы вряд ли захотите, чтобы 3/4 кадра были заняты пустым небом, на которое мало кто посмотрит.

Важно

Тем не менее для некоторых изображений негативное пространство является невероятно мощным инструментом. Оно позволяет выделить ваш объект съёмки, окружив его пустой областью.

Негативное пространство придаёт фотографии атмосферу одиночества и пустоты. Если вы пытаетесь показать незначительность снимаемого объекта в окружающем мире, то негативное пространство – это именно то, что вам нужно.

Конечно, в пейзажной фотографии к этому приёму прибегают нечасто. И решение о его использовании зависит исключительно от творческого замысла фотографа.

Заключение

Широкоугольные объективы неспроста являются одними из самых популярных инструментов в пейзажной фотографии. Только они позволяют фотографу снимать близко от объекта съёмки, не беспокоясь о том, что он не уместится в кадр. Кроме того, если вы снимаете сцену, наполненную множеством интересных и эстетичных элементов, то широкоугольный объектив может стать лучшим способом для её захвата.

Широкоугольные объективы непросты в использовании. Они, как правило, добавляют в кадр много негативного пространства, что не всегда желательно. В то же время они уменьшают площадь фона фотографии по отношению к остальной её части. Поскольку широкоугольные объективы выдают изображение, сильно отличающееся от привычного человеческому глазу, многие фотографы используют их неправильно.

Если вы научитесь справляться с трудностями и особенностями использования широкоугольных объективов, они надолго займут место в вашем арсенале. Кроме того, чем дольше вы снимаете с широкоугольным объективом, тем лучше вы его осваиваете и эффективнее используете.

А как вы используете широкоугольные объективы? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже.

В качестве традиционного бонуса предлагаем вам интересный видеоролик о съёмке широкоугольным объективом:

По материалам Photographylife.com. Автор и фото: Спенсер Кокс.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!  

Источник: http://spp-photo.ru/2017/02/04/kak-fotografirovat-s-shirokougolnym-obektivom/

Ссылка на основную публикацию