Рисующий свет в фотографии: что это такое и как его правильно использовать

6 видеоуроков по схемам света

Наши друзья из проекта «Постановочное освещение» сняли интересную серию видеоуроков с теорией и практикой работы со светом.<\p>

1. Рисующий свет

Буквальный перевод слова «фотография» — «рисование светом». Поэтому красивый свет является основой удачного снимка.

Рисующий свет, его еще называют key light, что в переводе с английского языка означает ключевой свет, является основным источником освещения в схеме постановки света.

Именно он рисует основные объемы, форму и фактуру объекта. В качестве рисующего классически используют боковой свет поднятый выше объекта освещения.

2. Выравнивающий и заполняющий света

Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных рисующим светом. Ставится с противоположной стороны от рисующего света.

Заполняющий свет используется для равномерного освещения всей сцены. Обычно его используют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре. Ставится заполняющий свет со стороны камеры и как правило выше неё.

И выравнивающее и заполняющее освещение реализуется с помощью рассеивателей, для создания безтеневого рисунка.

3. Контровой, моделирующий и фоновый света

Моделирующий свет применяется для создания подчеркивания бликов или же смягчения отдельных теней на объекте съемки.

Контровой свет создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов (подчеркивание бликов) и художественной подсветки контуров фигуры. Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими красивыми!

Фоновый свет используется для подсветки фона. По причине того, что фон, находясь на расстоянии от модели при использовании, например, одного источника освещения, оказывается затемненным и его обязательно нужно подсвечивать.

4. Эффектный свет

Эффектный свет – это схема, воспроизводящая эффект какого-либо реального источника освещения, например: солнца, неоновой вывески, экрана монитора и т.д.

5. Рембрандтовский свет (треугольник)

Рембрандтовский свет определяется наличием светового треугольника от рисующего света на теневой щеке модели.

Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут «мертвыми», без приятного блеска.

Рембрандтовский свет даёт драматичный рисунок, и создаёт беспокойное настроение портрета. При его создании используется два источника света: рисующий и выравнивающий.

6. Схемы с одним источником света

Считается, что лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце — одиночный источник прекрасно дополненный рассеивателем в виде атмосферы.

В студийных условиях можно легко и бюджетно экспериментировать с одним источником света дополняя его отражателями, рассеивателями и затенителями. А также можно перемещая единственный источник света во время сцены, добиться дополнительных драматических эффектов.

Главный секрет работы с одиночным источником заключается в выделении границы между светом и тенью, которая выразительно подчеркивает контуры.

Следите за новостями!

Группа проекта: https://vk.com/post_svet

Источник: https://fototips.ru/praktika/videouroki-po-sxemam-sveta/

Как рисовать светом? – Уроки и секреты фотографии

О том, как рисовать светом, задумываются многие фотолюбители и начинающие фотографы. С момента знакомства со светописью эта техника фотосъёмки стала одной из моих самых любимых.

Сначала всё ограничивалось баловством с написанием имён, слов или рисованием узоров и завитушек, но со временем пришло осознание того, как я могу использовать её в своей профессиональной деятельности.

Конечно, добиться наилучших результатов в рисовании светом на фотографиях можно лишь путем проб и ошибок, однако, есть несколько базовых моментов, знание которых облегчит вам освоение этой техники. Эта статья будет посвящена базовой технике, советам, а также преимуществам и недостаткам  рисования светом.

Как рисовать светом: оборудование

Основное оборудование, которое вам понадобится для освоения техники светописи, достаточно просто и доступно:

  • фотокамера с ручной экспозицией (обязательное условие, поскольку вы будете снимать на длинной выдержке);
  • штатив – для стабилизации камеры по той же причине, что и указана выше;
  • пульт дистанционного управления камерой или спусковой тросик;
  • любой имеющийся у вас фонарик.

Как рисовать светом: подготовка к съемке

Чаще всего подготовка к съемке светописи начинается с установки камеры на штатив.

Обычно я снимаю в абсолютно темном помещении, где есть возможность рисовать светом (об этом чуть ниже), поэтому прежде, чем погасить свет, я фокусирую камеру на объекте съемки, а затем переключаюсь на ручной режим фокусировки. Это позволяет мне предотвратить попытки камеры сфокусироваться при съёмке в темноте, и тем самым сбить настроенный фокус.

Первое, на что вам следует обратить внимание, если вы хотите получить качественные снимки со светописью – полное отсутствие естественного или искусственного света. Даже самый незначительный рассеянный свет может подсветить вашу руку или фонарик и испортить фотографию:

Второе – освещая объект съёмки, следите, чтобы свет от фонарика попадал только на него, и не попадал на вас, иначе на снимке вы можете получить некрасивый призрачный образ объекта, который вы вовсе не хотели бы видеть на своей фотографии.

Как осветить объект съёмки?

Самый простой способ – просто направить источник света на объект, который вы решили фотографировать. В таком случае ваш фонарик будет работать по тому же принципу, что и вспышка – осветит и выделить объект съёмки на тёмном фоне.

Как создать на фотографии световые линии или узоры

Направив луч фонарика в сторону камеры, вы сможете создавать световые полосы или даже узоры.

Объединив оба варианта освещения, вы можете получить достаточно интересные эффекты:

Как упоминалось выше, умение рисовать светом приходит с опытом, методом проб и ошибок. Прежде, чем настроить экспозицию, вам нужно сделать первый снимок и оценить его.

Обычно я начинаю примерно с таких настроек: ISO 100, f/8, выдержка 10-20 секунд.

Как видите, изображение получилось переэкспонированным:

Чтобы получить хорошо проэкспонированную фотографию можно попробовать один из вариантов, предлагаемых ниже.

  1. Уменьшить продолжительность освещения объекта съёмки. Чем дольше вы освещаете объект с одного и того же положения, тем выше вероятность, что его изображение получится чересчур ярким или переэкспонированным. То есть, сохраняя первоначальные настройки, вы можете просто освещать объект съёмки гораздо быстрее, получив в результате нормальное, в меру проэкспонированное изображение. Чем медленнее вы перемещаете по объекту съёмки луч фонарика, тем ярче он будет на фотографии, и, наоборот, чем быстрее перемещается луч света по объекту – тем темнее будет его изображение.
  2. Изменить интенсивность свечения фонарика. Если у вашего фонарика есть функция изменения мощности, вы можете воспользоваться ей: ниже мощность — темнее изображение, выше мощность – изображение ярче.
  3. Изменение настроек камеры. На экспозицию вы можете повлиять и более привычным способом – изменив один из параметров треугольника экспозиции: ISO, диафрагму или выдержку.

Обратите внимание на фотографию ниже. Верхнюю часть камеры я освещал в течение 5 секунд, а нижнюю – в течение 10. Как видите, нижняя часть вышла переэкспонированной:

Как вариант, вы можете осветить лишь часть объекта съёмки, как бы только намекнув на его присутствие на фотографии. Иногда это смотрится достаточно эффектно:

На самом деле светопись не так уж и сложна. Вы просто должны четко понимать, что и зачем вы освещаете, а также контролировать время, в течение которого вы освещаете объект съёмки или направляете свет в сторону объектива вашей камеры.

Обратите внимание

В следующей части мы рассмотрим несколько конкретных примеров рисования светом. Следите за обновлениями!

По материалам Л. Горлок

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!  

Источник: http://spp-photo.ru/2016/08/21/kak-risovat-svetom/

Фотография: все, что ты хочешь знать о студийном свете

Только ты переступаешь порог фотостудии, и сразу в голове рождается вопрос “как с помощью всех этих осветительных приборов отснять классную картинку?”.

Как известно, практика – это хорошо, но, к сожалению, она – ничто без теории. В фотографии точно также: если хочешь научиться круто снимать, нужно сначала изучить азы.

В студийной съемке главное – это знать, каким же все-таки бывает свет, и уже располагая этими знаниями, учиться управлять его потоками.

Ну что, ты готов к новым знаниям?

1. Рисующий свет

Мироустройством заложен принцип, по которому всегда есть что-то основное/ведущее и что-то вспомогательное.

Так вот, если ты далеко не ас в студийной съемке, то получить достойный кадр без рисующего света у тебя вряд ли получится. В зависимости от того, какой портрет ты снимаешь, рисующий свет может быть жестким или мягким.

В каких случаях лучше использовать жесткий свет? Когда хочешь придать фотографии драматичности или эмоциональности, ну или же в случае, например, съемки мужского стильного портрета. Женщин редко снимают с жестким светом: у него есть свойство подчеркивать все недостатки.

Снимаешь обычный студийный портрет? Тогда твой выбор – это мягкий свет, который довольно-таки приятно ложится на лицо модели.

2. Заполняющий свет

Служит для заполнения теней, которые образуются при использовании рисующего света. Избежать их вряд ли удастся, поэтому в некоторых случаях с ними лучше бороться.

Что нам дает заполняющий свет? Во-первых, больше информации в тенях, следовательно и о модели в кадре тоже. Появляется еще один блик в глазах (это делает их значительно ярче и живее), блеск на волосах и так далее.

Что нужно использовать и как? Отражатель либо софтбокс ставится в зависимости от положения основного света. В основном, позиция его должна быть противоположна последнему, либо тому месту, где именно ты хочешь заполнить тени.

3. Фоновый свет

Служит для подсветки студийного фона.

Сделать это можно по-разному: осветить в некоторой степени весь фон или же его часть (к примеру, создать градиентное пятно). Если нравится первый вариант, то нужно установить источник света, направленный в сторону фона, разумеется.

Для выполнения этой задачи подойдут софтбоксы.

Если хочется поэкспериментировать с пятном на фоне, то в данном случае стоит использовать только направленный жесткий свет: источники света со специальными насадками по типу тубуса и шторок, что формируют световой поток.

4. Контровой свет

Служит для подсветки объекта съемки сзади с целью отделить его от фона. Подсвечивать можно любыми вспышками, в зависимости от того, какого результата ты хочешь добиться. Просто экспериментируй, и тогда все получится!

5. Моделирующий свет

Используется крайне редко фотографами, ну а если используется, то явно с определенной целью. Обычно, эта цель – подсветить что-то конкретное в кадре. При этом это может быть что угодно: одежда, волосы и даже предметы интерьера.

А еще, света много не бывает:)

Чем больше ты тренируешься и проводишь время в студии, тем лучше будут становиться твои навыки по его управлению. Снимай, снимай и еще раз снимай!

Превью: Depositphotos

Тебе будет интересно:

Фотография: когда снимать в RAW, а когда в JPEG?

Food съемка: секреты, правила и приятный бонус

Фотография: как научиться видеть свет

Источник: https://say-hi.me/photography/fotografiya-vse-chto-ty-xochesh-znat-o-studijnom-svete.html

Свет в фотостудии. Урок 1

Многие начинающие фотографы делают свои первые шаги с помощь фотографий в естественных условиях. Здесь природа сама расставляет акценты, выставляет свет, а фотографу остается лишь увидеть картинку и словить момент. В студийный работах таких «подсказок» мало.

Читайте также:  Как загрузить фото в лайтрум: простые шаги импорта фотографий

Необходимо самостоятельно продумывать образ, расставлять объекты и выставлять свет. При этом оборудование фотостудий может отличаться по мощности, количеству и световым эффектами.

В этой статье мы хотим рассказать о некоторых особенностях расстановки света в фотостудии и его использовании.

Важно

Почти любая фотостудия имеет в своем арсенале белый фон. Он позволяет делать портретные и предметные фотографии. Это самый распространенный вид работы фотографов: фото для документов, фотокаталоги для интренет-магазинов, рекламные работы и т. д.

При этом, чтобы получить изображение на чистом белом фоне не достаточного просто цвета самого фона. Без правильного освещения он получится с серым оттенком. Для этого фотографы используют дополнительный источник света для фона — софт-бокс (лайт-бокс), дающий мягкий рассеивающий свет.

И для того, чтобы на фотографии фон казался чисто белым, необходимо его засветить — сделать освещение фона немного ярче освещения самого объекта.

Однако во время профессиональной работы используются более сложные правила расстановки света в фотостудии. Основным показателем здесь является экспозиция — количество света, получаемого светочувствительным элементом; иными словами — насколько кадр наполнен светом.

Экспозицию можно изменять с помощью выдержки и диафрагмы объектива. При этом определить «на глаз» правильность расстановки осветительных приборов в студии, подобрать необходимую выдержку и раскрытие диафрагмы очень сложно.

Тем более что понятие «правильной экспозиции» для каждого кадра будет свое.

В таких случаях профессионалы доверяют свои измерения экпонометру или флэшметру — специальной измерительной технике, позволяющей правильно выставить диафрагму и выдержку, определить яркость, контраст для каждой отдельной фотографии.

Перед началом фотосессии необходимо заранее продумать схему расстановки осветительных приборов, высоту их расположения и возможные фильтры. Далее пошагово выставляются все необходимые осветительные приборы:

Рисующий свет — это основной источник освещения в схеме постановки света. Именно он прорисовывает основные объемы объекта, отсюда и название.

В англоязычном мире этот свет называют «key light», т. е. ключевой свет. Источник рисующего света обычно бывает один, и он самый мощный по сравнению с остальными.

В качестве рисующего света классически используют боковой или верхний свет.

Заполняющий свет — свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.

Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.

Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры.

В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча). Схемы с использованием контрового света — наиболее красивые. Контровая подсветка эффектно смотрится в мужских портретах, а также интересно смотрится для подсветки пышной прически у девушек.

Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими волшебными!

Фоновый свет — как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным.

Совет

Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства.

Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход.

Иногда фотографы использую Выравнивающий свет, он нужен для равновесия Рисующему и по яркости находится между Заполняющим и Рисующим.

Конечно же, одновременное использование всех типов освещения в студии нецелесообразно и зачастую приводит к откровенной каше на фотоснимке. На практике бывает вполне достаточно использование схем с одним, двумя или тремя источниками освещения, которые с успехом позволяют выполнить все творческие задачи.

На следующих уроках мы рассмотрим различные схемы освещения, начиная от самой простой, но при этом одной из самых эффектных схем, схемы с одним источником освещения, до сложных, которые позволяют правильно фотографировать обнаженное тело и многофигурные композиции.

Источник: http://photonews.ru

Источник: https://photoprocenter.ru/articles/svet-v-fotostudii-urok-1

Бф – техника и технология фотосъёмки. 13. рисующий свет



13. Рисующий свет

В портретной фотографии задача освещения состоит главным образом в том, чтобы с исчерпывающей ясностью подчеркнуть и выявить подлинные формы лица и фигуры.

Основной световой акцент освещения модели, или, как его иначе называют, эффект освещения, создается рисующим светом. Рисующим называется свет, создающий основу светотеневого рисунка.

Рисующим светом может быть только направленный поток световых лучей, способный образовать активную светотень.

Все значительное, выразительное и красивое – под лучи света, все остальное – на участки теней – это основной принцип методики освещения рисующим светом.

Направление рисующего света должно определять основное направление светового потока. От действия рисующего света зависит образование теней, их соотношение с участками света, т. е. интервал яркостей снимаемого объекта.

Яркость от рисующего света может быть принята за своеобразный тональный масштаб, т. е. за величину, с которой фотограф будет находить соотношения всех остальных элементов освещения: теней, полутеней, рефлексов и бликов.

Найденная при этом разница освещенностей отдельных участков объекта будет влиять на объемную форму предмета и определит пластичность освещения.

Обратите внимание

Светильник может быть установлен сверху и снизу, и под любым углом по отношению к модели. При перемещении прибора рисующего света от фронтального положения к контровому эффект освещения будет меняться.

Если исключить эффекты нижнего света, то все остальные будут повторять эффекты солнечного освещения на натуре, так как рисующий свет имитирует солнечное освещение. Поэтому эффект освещения от одного источника рисующего света можно назвать реальным.

Искусство реалистического портрета берет начало от реального эффекта освещения.

Система освещения с использованием единственного источника света называется системой локализованного (местного, ограниченного в пространстве) освещения, которое хотя и хорошо подчеркивает в изображении освещенные детали объекта, в то же время оставляет неосвещенные части без проработки деталей.

Локализованное освещение объекта выполняется источником направленного света (прожектором) необходимой мощности и ширины светового луча.

Понятие локальности рисующего света является несколько обобщенным. Ширина светового пучка лучей зависит от замысла фотографа, в каждом отдельном случае лучи могут по-разному прорисовать модель. Если лучи прорисовывают всю фигуру, то световой пучок лучей носит название полного рисующего света (рис. 50).

50. Фигура, освещенная полным рисующим светом

Если лучи вписываются в область головы и частично плеч, не касаясь остальной части фигуры, его называют частично рисующим светом (рис. 51, а).

51. Освещение модели частично рисующим (а) и акцентирующим светом (б)

Узкий концентрированный пучок рисующего света может касаться лишь небольшого участка лица, определяя этим основной эффект светового рисунка и выражая световой акцент всей композиции; такой свет можно назвать акцентирующим рисующим светом (рис. 51, б).

Рисующий свет должен четко и рельефно выразить форму головы и фигуры (исключение составляют частичные и акцентирующие участки света) и уточнить их положение в пространстве. Но вполне реальный эффект он дает только в том случае, когда дополнительные источники освещения не нарушают светотени.

Воспроизведение натуры с реалистических позиций в портретной фотографии не допускает двух или нескольких потоков направленного света одинаковой яркости, освещающих модель с разных сторон.

Иначе это будет эффект ради эффекта, так как причудливые тени с разных сторон, нарушение пластики и искажение форм создадут неправильное представление о модели, отрицательно отразятся на портретном сходстве.

Рисующий свет создается чаще всего одним осветительным прибором, что делает невозможным образование двойных теней как на модели, так и на фоне.

Важно

Однако иногда бывает необходимо использовать сдвоенные приборы рисующего света, например при съемке портрета в рост, когда один над другим устанавливают два прибора рисующего света: один направляют на верхнюю, другой – на нижнюю часть фигуры.

При съемке детей создают так называемое глубинное пространственное освещение, когда один из двух приборов рисующего света выдвинут на 40-50 см вперед.

В большинстве случаев при портретной съемке рисующий свет направляют на лицо модели под углом 30-60° по отношению к оптической оси объектива фотоаппарата.

Среди портретистов распространено мнение, что объем головы лучше всего выявляет рисующий свет под углом примерно в 45°. Однако встречаются схемы портретного освещения, когда рисующий свет дается с бокового, заднескользящего и даже заднедиагонального направления (теневые полуобороты, портрет в темной тональности).

Основное впечатление от изобразительной формы портретного снимка создается световым акцентом рисующего света на лице портретируемого. Если рисующий свет установлен фронтально и на уровне камеры, то он не решает поставленной задачи с точки зрения создания художественной формы, так как лицо будет освещено полностью. При этом будут освещены как важные участки, так и второстепенные.

При отклонении источника рисующего света от оптической оси объектива освещение принимает более выраженный светотеневой характер, так как по мере приближения источника к диагональному положению светотеневой рисунок становится несимметричным: одна часть лица освещается больше, чем другая, на которой появляются значительные по размеру тени. В изображении хорошо подчеркиваются объемные формы лица.

В отличие от фронтального диагональное освещение не может привести к образованию бестеневого рисунка освещения, так как источник света в этом случае всегда расположен под углом к оптической оси камеры.

Расположение источников рисующего света, образующих диагональное освещение, возможно с одной из сторон объекта, справа или слева относительно камеры. В портретной фотографии встречаются три варианта диагонального освещения – верхнее, нижнее и на уровне лица.

Освещенность, создаваемая на объекте съемки, зависит от ряда факторов: мощности лампы, типа рефлектора и расстояния между светильником и объектом, светочувствительности негативного материала, относительного отверстия объектива, отражательной способности предметов, расположенных рядом с объектом.

В кинематографе иногда требование к освещенности заключается в создании рисующего света на значительной глубине кадра, для того чтобы при передвижении актера не происходило резкой смены освещенности.

При фотографировании модель не перемещается в пространстве, и создание такого глубинного света не вызывается необходимостью. Наоборот, в фотопортрете для активизации светотени, для прорисовки объема и тонкой пластической выразительности формы необходимо искать не только заметный спад оптической резкости, но и заметный спад яркости как в глубину, так и вдоль всего кадра.

Таким образом, рисующий свет должен быть единым по направлению, должен прогрессивно терять яркость в глубину кадра и к его краям. Поэтому в большинстве случаев не следует пользоваться светильниками с большим углом рассеяния, а также сильно отдалять источник рисующего света от модели.

В зависимости от конструкции прибора рисующего света на объект съемки может быть направлен пучок концентрированного света. Так, линзовый прибор типа КПЛ (рис. 52) при сфокусированном положении лампы имеет угол рассеяния света 12°.

Совет

При этом он не может с близкого расстояния выполнять функцию рисующего света, так как величина создаваемого им пятна незначительна. При полностью расфокусированном положении лампы угол рассеяния света достигает 46°.

Этого уже вполне достаточно, чтобы использовать прибор в качестве источника рисующего света, однако направленность лучей остается все еще чрезмерно сильной. В результате на лице модели мы увидим излишне выявленную фактуру. Она будет все четче изображаться по мере передвижения прибора в более боковое положение.

Читайте также:  Пиктореализм в фотографии: что это такое и когда он появился

Этот свет должен быть смягчен дополнительным рассеиванием. Для этой цели используют пропитанные огнестойким составом марлевые сетки или специальный рассеиватель арказоль.

52. Прожекторы: а – КПЛ-10; б – КПЛ-15, в – КПЛ-25

Матовые среды (стеклянные или из арказоля) превращают прожектор в источник направленно-рассеянного света.

При этом чем ближе к объекту расположен прожектор, тем больше направленная часть его излучения, и наоборот, чем дальше от объекта находится прибор, тем более преобладает рассеянный свет.

Дистанция формирования светового луча (критическое расстояние, ближе которого прожектор дает неравномерное по яркости световое пятно на объекте) в этом случае сокращается, как и при переходе с узкого луча на широкий.

Кроме прожекторов в качестве приборов рисующего света используют приборы направленно-рассеянного света. Широкое распространение получили осветительные приборы типа “Бронколор” (рис. 53).

53. Осветительный прибор фирмы “Бронколор”

Рассматривая основные эффекты освещения, создаваемые рисующим светом (фронтальный, контровый, диагональный, заднедиагональный, боковой, скользящий, заднескользящий), можно заключить, что лицо, освещенное ярким боковым светом в пределах скользящего его направления, установленного над головой портретируемого, бывает подчеркнуто объемным. При таком освещении достигается пластическая выразительность портрета, четкость его пространственного построения.

Избранный эффект освещения может оказаться неоправданным и формальным, если он не соответствует образной характеристике портретируемого.

Примером талантливого использования света, в частности рисующего, является творчество М. С. Наппельбаума. Он умел привлечь внимание зрителя к смысловому центру портрета (см. рис. 126).

Живописные формы портрета обозначаются резче, ощутимее благодаря контрастам светотени. Эти контрасты, т. е. соотношение света и тени, как известно, целиком зависят от интенсивности излучения, создающей освещенность на объекте, угла падения рисующего света и светлоты поверхностей, на которые он падает.

В живописи отдельный цвет не воспринимается нами локально, поэтому и в фотографии яркости, создаваемые источником рисующего света, не следует рассматривать изолированно. Рисующий свет создает рисунок светотени на объекте и вызывает образование светотональных масс. Эффект рисующего света следует оценивать как неотъемлемый элемент художественной формы фотопроизведения.

Обратите внимание

Помимо лепки объемных форм фотопортретисты пользуются контрастами освещения для усиления динамичности композиции, для изменения тональности различных участков лица.

При этом перед фотографом возникает еще одна проблема – сочетание светотональных и светотеневых элементов освещения.

Чем ярче рисующий свет и значительнее контрасты, тем меньше свет способен воспроизводить тональности за счет цветовой окраски предмета.

Работая с рисующим светом, следует всегда учитывать интервал яркости объекта съемки, вызывающий впечатление общего контраста и контраста смежных участков. Помимо интенсивности излучения и угла направления рисующего света здесь большое значение имеет светлота фона.

При портретировании на светлом фоне чередование тонов будет выглядеть примерно так: светлый тон фона, светлый тон освещенной части лица, полутона, тона падающих теней, слабые полутона, темные тона собственных теней.

Разность наибольшей и наименьшей яркостей лица и фона (интервал яркостей) здесь может быть достигнута между участками освещенной части лица и участками теней. Между ними мы будем наблюдать градацию светотени в виде участков полутона.

Такое освещение можно назвать пластичным, так как наблюдаемая градация тонов от светлого к темному представляет собой закономерную последовательность яркостей, а максимальный интервал яркостей находится между участками, не граничащими между собой (см. рис. 142).

Если же вместо светлого создать темный фон, тональность которого темнее участков падающих и собственных теней лица портретируемого, то сохранив пластичность освещения лица, мы нарушим общую пластичность композиции. Это произойдет потому, что максимальный интервал яркости на снимке будет между самым темным тоном на фоне и самым светлым тоном на освещенной части лица.

Важно

Метод контрастного освещения долго господствовал в портретной фотографии. Он встречается и в настоящее время. В световой отработке модели он базируется на резком противопоставлении света и тени.

Часто это достигается использованием при съемке только рисующего света.

Однако рисующий свет без дополнительного смягчения теней создает на объекте высокие контрасты, не приемлемые для большинства портретных композиций.

На практике рисующий свет комбинируют с заполняющим и моделирующим светом (рис. 54, а, б, в, г). Иногда комбинируют рисующий свет только с заполняющим или только с моделирующим.

54. Этюды, создаваемые диагональным рисующим светом (а), рисующим и заполняющим светом (б), рисующим светом и “пражским моделированием” (в), рисующим светом и широким моделированием (г)

Источник: https://photographerslib.ru/books.php?book_id=0016.0025

Роль света в фотографии и световой рисунок

Известно, что свет является тем средством, с помощью которого получаются фотографические изображения. Само слово «фотография» буквально переводится как «светопись».

Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.

Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом.

Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.

У него есть вторая, более сложная функция, которая носит творческий характер, и поэтому, в отличие от экспонирования и обработки негативов, не может быть поручена автомату.

Свет является одним из основных и наиболее ярких изобразительных средств фотографии. Это своего рода и палитра, и кисть фотографа, с помощью которых мы добиваемся необходимого выразительного эффекта, определяющие художественные достоинства того или иного снимка.

Особенно велика роль света как изобразительного средства в черно-белой фотографии, в которой главным является не цвет, а светотень. На черно-белом снимке только свет выявляет форму и объем предметов, создает иллюзию глубины пространства, украшает его различными световыми эффектами.

Выразительность той или иной картины решающим образом зависит от условий и характера освещения, поскольку этим определяется форма и плотность теней, величина и яркость световых пятен и их расположение на будущем снимке – все то, что в фотографии называется световым рисунком.

Снимки одного и того же объекта, сделанные при разных условиях освещения, могут очень существенно отличаться друг от друга.

Совет

Довольно привлекательный сюжет, снятый в пасмурную погоду, может получиться вялым и безжизненным. Возникнет маловыразительная картина, состоящая из чередования серых тонов, на которой даже формы предметов иногда видны не очень отчетливо, поскольку они сливаются со столь же серым фоном.

Совершенно другое изображение можно получить, фотографируя тот же объект при направленном солнечном освещении. В этом случае на объекте съемки возникнут глубокие черные тени и яркие блики, предметы обретут объем, благодаря мягким переходам от света к полутени и густой тени усилится иллюзия глубины пространства.

Иллюстрацией к этому могут послужить фотографии части колоннады Казанского собора в Санкт-Петербурге. Фотографий две. Они были сделаны при разных условиях освещения.

В первом случае фотосъемка производилась днем, когда объект съемки находился в тени. В результате воздействия рассеянного освещения получился серый, маловыразительный снимок, ничем не привлекающий внимание.

Второй снимок был сделан почти с той же точки, но ранним утром, при направленном солнечном освещении, близком к контровому. При таком освещении объект съемки словно преобразился, что позволило создать снимок совершенно иного плана, отличающийся от первого четкими контурами, объемностью и, главное, выразительным световым рисунком.

Из этого примера видно, что, варьируя направлением освещения и его силой, фотограф может решать некоторые художественные задачи.

Известно, что характер светового рисунка фотоснимка может оказывать определенное эмоциональное воздействие на зрителя, помогая передать ощущение определенного времени суток и состояния погоды, создавать то или иное настроение, подчеркивать красоту. Именно эти качества придают снимку художественность.

Источник: http://foto-mir.biz/publ/rabota_so_svetom/rol_sveta_v_fotografii_i_svetovoj_risunok/22-1-0-782

Как выставить свет в фотостудии. Схемы постановки света

Даже начинающие фотографы знают, насколько важную роль при создании фотографии играет правильное освещение для фотостудии. Оно может, как подчеркнуть лучшее на фото и сделать шедевральные снимки, так и окончательно испортить вид на первый взгляд идеальной модели. Грамотное освещение практически обеспечивает и гарантирует качественно сделанную фотографию.

Виды освещения в фотостудии

Существует несколько видов освещения в фотостудии. Основные из них:

  • Жесткое освещение. Отличается глубокими тенями, делает фото более ярким и насыщенным.
  • Мягкое освещение. Отличается отсутствием ярко выраженных теней, равномерно распределяется по всему снимку.

Также выделяют два типа студийного освещения:

  • Светотеневое. При таком выборе освещения хорошо выделяется фактура и форма объекта, который будет на снимке. Лучше подходит этот вариант для съемки неодушевленных предметов. Используют для такого эффекта рефлекторы (читайте о них тут) и тубусы.
  • Тональное. Не создает резких грубых теней, создается с помощью фотозонтов и софтбоксов. Часто применяется для портретной съемки.

Классическая схема построения освещения для фотостудии

Рисующий. Рисующий свет является основным и главным в фотостудии. Как правило, он самый яркий из всех источников. Он отлично выделяет необходимые черты и детали на фотографии. Рисующий свет может быть жестким и мягким. Обычно его располагают спереди объекта и сбоку.

Заполняющий. Этот свет позволяет сделать немного мягче тени, делает фотографию менее насыщенной и контрастной, добавляет нежности и тепла. Заполняющий свет располагают позади основной камеры или рядышком. Такой свет создают с помощью софт-боксов или отражателей.

Фоновый. Этот свет в основном нужен для отделения фона и переднего плана, для создания некого пространства между ними. Фоновый свет придает изображению большую глубину и нужный объем.

Контровый. Этот свет существует специально для создания акцентов на нужных деталях или объектах. Благодаря контровому свету, можно подчеркнуть нужную вещь на фото. Часто используется при рекламных съемках. Его расположение меняется в зависимости от того, что именно хочет выделить фотограф.

Моделирующий. Такой свет подсвечивает отдельные участки фотографии, создает необходимые блики.

Основные источники света

Освещение в студии создается многими видами осветительной техники. Основные источники делятся на импульсивные и источники постоянного света.

Импульсивный свет

Это краткосрочные вспышки, используются только в фотографии. Этот источник создает очень мощный импульс света во время съемки.

В основном импульсивный свет создается с помощью двух лампочек: одна обычная галогенная не яркого света, а вторая – импульсная, которая ярко освещает объект на фото.

Отметим, что применение галогенных ламп возможно только с понижающим трансформатором, о котором читайте тут.

Импульсивные светильники для фотостудии бывают: моноблоки, которые питаются от сети, состоят из блока питания, лампы и накопителя и управления в одном мощном корпусе, и генераторные системы, в которых лампы находятся отдельно от всего и подключаются проводками. Такие системы являются очень удобными для фотостудии, так как можно одновременно настраивать источники света, которые могут находиться в разных, часто труднодоступных местах.

Импульсные источники света для фотостудии

Постоянный свет

Используют его как при создании фотографии, так и при видеосъемке. У него есть свои преимущества, так как фотограф имеет возможность видеть все изображение в постоянном освещении.

Иногда его используют для создания фото неодушевленных предметов.

Как правило, источниками постоянного света для фотостудии являются лампы накаливания.

Читайте также:  Портретный объектив: что это такое и для чего он нужен

Также нередко применяются лампы дневного света, однако следует тщательно подходить к их выбору, поскольку в некачественных лампочках наблюдается мигание, которое хоть и не заметно, но может повлиять на фотосъемку.

Самым же экономичным вариантом для постоянного света являются светодиодные лампы. Они не только обладают множеством преимуществ в сравнении с аналогами, но и могут легко настраиваться по яркость за счет встроенных диммеров, о которых читайте в этой статье.

В основном в фотостудиях используют импульсивное освещение. Но также существует пассивное световое оборудование. Это комплект освещения для фотостудии, в который входят отражатели (ткань, натянутая на прочный каркас), они сами по себе не являются прямым источником света, но отражают его.

Обратите внимание

Также используют в фотостудии различные насадки, которые формируют свет. Чаще всего для рассеивания света используют такие зонты, которые дают мягкий свет, софтбоксы и октобоксы (отражатели разной формы).

Также популярны цветные шторки, которые регулируют мощность вспышки, лайтбоксы, в которых осуществляется съемка и штативы.

Пассивное световое оборудования фотостудии

Как оценить правильность построенной экспозиции освещения

Для получения качественных фотографий нужно правильно построить световую экспозицию. Для оценки расстановки освещения используют такие приборы:

  • Экспонометр – показывает свойства диафрагмы и выдержки в импульсных вспышках, не актуальный с переходом на цифровую технику.
  • Флэш-метр – показывает соответствие силы ведущей и заполняющей вспышек, работает с импульсным освещением.
  • Гистограмма яркости – график яркости с разделением на полутона. С её помощью можно определить, как можно улучшить фотографию.
  • Переэкспонирование областей – помогает определить области, на которых слишком много света и по этим данным можно отрегулировать мощность источников света для получения более качественных снимков.

Как выставить свет в фотостудии

Многие профессиональные фотографы считают, что не придумали еще идеальной световой схемы освещения в фотостудии. На сегодняшний день их существуют тысячи разных. Отталкиваясь от основных схем, фотограф сам должен регулировать уровень освещения. Но, все же, существует несколько классических, проверенных временем вариантов того, как ставить свет в фотостудии.

Голливудская

Наиболее распространенная расстановка света в фотостудии при портретных съемках. Она довольно проста, удобна, часто её используют успешно годами, ничего не меняя. Также она подойдет как основа для начинающих фотографов, так как для её воплощения используется небольшое количество техники и не требуется много времени. Отлично подойдет для стандартных фотографий без излишеств.

В голливудской схеме поставки света в фотостудии используют рисующий свет, который устанавливают чуть выше головы и немного сбоку.

Угол между человеком, которого снимают, фотоаппаратом и источником света сбоку должен быть 45 градусов. Также используют импульсные осветительные приборы, которые находятся позади фотографа.

Мощность этого света должна быть в разы меньше, чем рисующий свет. Нужный уровень мощности определяется экспериментально.

Голливудская схема постановки света

Высокий ключ

В этой световой схеме практически отсутствуют грубые тени, тона, которые используют очень нежные и светлые. Из необходимой техники применяют рисующий свет над камерой и два осветителя фона, которые устанавливают выше по экспозиции, чем предыдущий источник. Они находятся позади модели и направлены исключительно на фон.

Это отличный выбор для студийных съемок маленьких деток, счастливого семейства, милых животных. Также его часто используют для создания снимков обнаженной натуры.

Схема постановки света «Высокий ключ»

Низкий ключ

Создает необходимую драматическую атмосферу, придает таинственности. При такой световой схеме используют темный фон. Из осветительных приборов включены максимум два источника.

Используют контровый акцентирующий свет, который чаще всего установлен сбоку.

Такая световая схема часто используется для создания устрашающих сюжетов, например для фильмов ужасов, депрессивных фотографий и отдельных линий оголенного тела.

Правильное и хорошее освещение – залог качественной фотографии. С правильным выбором осветительных приборов даже начинающий фотограф-любитель сможет создать уникальные снимки, которые будут завораживать своей красотой. Особенно это важно при съемке в фотостудии. Качественное освещение поможет создавать шедевры в мире фотографии.

Пост опубликован: 08.01.2015

Источник: http://indeolight.com/obekty-osveshheniya/kommercheskoe/osveshhenie-dlya-fotostudii/osveshhenie-dlya-fotostudii.html

Свет и тени в фотографии

Обычно когда смотрят на какую-либо фотографию, то обращают внимание, в первую очередь, на положение группы предметов или объектов, освещенных искусственным, либо естественным источником света. Однако едва ли не главными выразительными средствами фотографа при построении композиции кадра являются свет и тени.

Хорошо известно, что само слово фотография в переводе с греческого означает «рисую светом» или светопись. На фотографии мы пытаемся запечатлеть световой рисунок окружающего нас мира на плоскости. Но там, где есть свет – обязательно будет и тень.

Поэтому важнейшей задачей фотографа является понимание того, как правильно соединить свет и тени в фотографии в соответствии с определенным художественным замыслом.

 Свет

Свет в фотографии выполняет как технические, так и изобразительные и композиционные задачи. С технической функцией все понятно – с помощью постановки света создается желаемый уровень освещения.

Изобразительная функция света заключается в том, чтобы посредством освещения передать на фотографии форму, объем и видимую структуру поверхности снимаемого объекта, а также глубину пространства. Именно посредством света фотограф может добиться того, что объект на фотографии будет вызывать у зрителя ощущение мягкости, упругости, гладкости, твердости или тяжести.

Свет помогает передать на фотоснимке, например, нежность кожи ребенка или блеск поверхности столовых приборов. От освещения напрямую зависит и настроение снимка, его оригинальность.

Плоский шар (без света и тени)

Но не стоит также забывать о том, что свет не только формирует форму и подчеркивает поверхность предметов, но и образует тона и тени, которые отбрасывают снимаемые предметы.

В частности, хорошим освещением в фотографии можно назвать только такое, в котором будут видны света, полутона и тени.

Правильное сочетание света и тени на фотографии — это и есть та сложная композиционная задача, которую приходится решать фотографу.

Важно

Поскольку свет является одним из главных выразительных средств в арсенале фотографа, очень важно помнить о его основных характеристиках и уметь правильно им пользоваться в каждой конкретной ситуации.

Свет может быть жестким (направленным) или мягким (рассеянным). Направленный свет образует резко очерченные, слишком темные и глубокие тени.

Такой свет дает солнце в яркую солнечную погоду, уличные фонари в темное время суток или специальные искусственные источники направленного света, формирующие очень узкий пучок лучей.

Освещение и тени придают объем

Фотографы обычно не любят использовать жесткий направленный свет, поскольку излишне густые тени смотрятся не очень привлекательно на фотографии.

Мягкий, рассеянный свет дает более равномерное освещение сцены, при котором отсутствуют резкие тени. Такое освещение при съемке на улице наблюдается ранним утром или вечером, а также в пасмурную погоду.

Кроме того, мягкий свет можно создать при помощи софтбоксов и различных отражателей.

Также выделяют рисующий, заполняющий, фоновый и контровой свет. Рисующий свет всегда играет ключевую роль, поскольку именно он образует тени на снимке, выявляя форму и объем предмета съемки. С его помощью создается светотеневое решение фотографии.

Рисующий свет может быть направлен из-за спины фотографа, сверху, сбоку или снизу на объект съемки.

Соответственно, от направления и угла падения света изменяется соотношение тени и света на снимке, что непосредственным образом влияет на характер и настроение фотографии.

Фоновый свет помогает осветить пространство за объектом съемки и создать на нем определенный светотеневой рисунок.

Совет

Заполняющий свет дает возможность фотографу осветить все теневые участки сцены и, тем самым, обеспечить создание более сбалансированной светотеневой картинки в соответствии с авторским замыслом.

Наконец, контровой свет, освещая объект съемки сзади, позволяет создавать в освещенных зонах дополнительные блики и одновременно представить фотографию в более темной, низкой тональности.

Освещение может быть натуральным и искусственным. Управлять светом солнца фотограф естественно не может, в отличие от студийных условий, где с помощью искусственных источников света можно создавать самые разнообразные световые эффекты.  Тем не менее, это не означает, что на улице фотограф полностью лишен возможности использовать свет в качестве изобразительного и композиционного приема.

Организация пространства при помощи светотени

 Здесь фотографу необходимо иметь представление о том, на какой высоте будет располагаться солнце по отношению к горизонту в данное время суток, под каким углом при этом будут падать тени, как будут влиять те или иные погодные явления на характеристики освещения. Солнечный свет может менять свою цветовую температуру и, соответственно, оттенок на фотографии в зависимости от времени съемки, погоды и положения солнца. Лучшим временем для съемки на улице считается восход и закат, когда создается рассеянный свет приятных, теплых тонов и с мягкими тенями. Таким образом, при съемке на природе для того, чтобы добиться нужного рисунка светотени, фотограф вынужден либо выжидать определенного времени и погоды, либо добиваться нужных ему теней посредством использования отражательных экранов и фильтров.

При съемке в студии фотограф фактически неограничен в выразительных средствах и может применять те или иные осветительные приборы для создания нужного ему освещения и прорисовки теней. Правильно выстроенный свет помогает добиться воплощения творческого замысла и во многом определяет качество снимка.

 Тени

Свет и тени – вещи в фотографии практически неотделимые друг от друга. В композиции играет важнейшую роль не только освещенная часть кадра, то есть свет, но и тени, которые  во многих случаях определяют смысл и содержание фотографии.

Красивые и эмоционально сильные фотографии практически невозможно создать без умения правильно компоновать и контролировать тени. Использование теней помогает добавить изображению и объекту съемки сильное настроение, определенную эмоциональную окраску, которую всегда чувствует зритель.

Можно сказать, что тени помогают усилить общее впечатление от фотографии и ее видение.

Тени на фотоизображении определяются характером освещения – рассеянный или жесткий, рисующий или заполняющий, боковой или нижний свет. В фотографии принято выделять собственно тень, а также полутень и рефлекс.

Под тенью понимают неосвещенные или слабо освещенные участки объекта.

Полутень – это слабая тень, которая образуется, когда объект освещен сразу несколькими источниками света, либо она возникает на поверхности, обращенной к источнику света под небольшим углом.

Что касается рефлекса, то это небольшое светлое пятно в области тени, образуемое лучами света, отраженными от близко лежащих объектов. Свет может направляться на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз образуется присущий только этому направлению света теневой рисунок с характерными тенями и полутенями.

Обратите внимание

Не нужно думать, что тени на фотографии – это просто неосвещенные участки изображения, которые не имеют какого-либо содержания. На самом деле тени на фотографии могут передать зрителю  достаточно много информации.

Например, по падающим теням на снимке можно определить время суток, состояние погоды или откуда падают солнечные лучи на объект съемки. Тень способна придать объем снимаемому предмету, она позволяет ему выглядеть более реалистично и жизненно.

Правильное использование теней дает возможность фотографу добавить снимку ощущение таинственности или драматичности.

Источник: http://www.fotokomok.ru/svet-i-teni-v-fotografii/

Ссылка на основную публикацию