Портретный объектив: что это такое и для чего он нужен

Статья про объективы, фотографию

В этой статье рассказывается про основные характеристики и особенности портретных объективов для узкого формата.

Итак, какие же объективы принято считать портретными и какими характеристиками должны обладать лучшие из них?

К портретным объективам для 35мм камер принято относить объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы), имеющие фокусное расстояние от 50 до 200 мм. Если говорить о классических портретниках здесь фокусное расстояние еще уже: от 70 до 180 мм.

Давайте разберемся, почему именно так.

Диапазон фокусных расстояний от 50 до 200 мм. используется потому, что именно в пределах него минимизируются оптические искажения, которые крайне нежелательны в портретной съемке. Но здесь тоже есть ограничения.

Обратите внимание

Так на 50 мм. объектив можно без искажений снять ростовой портрет (для ростового, в принципе, подойдет и 35 мм.) и портрет «чуть выше колен». На 85 мм.

хорошо, без искажений выйдет поясной портрет и портрет «по грудь». А вот снимать без искажений лицо крупным планом следует уже объективами от 135мм и выше. Как правило, объективы с фокусным расстоянием выше 200 мм.

  для портретной съемки уже практически не используются.

(илл. 1) Портретный объектив Carl Zeiss Planar T* 85 mm f/ 1.4 на байонет c/y

Постоянное фокусное расстояние дает ряд преимуществ, которые существенны для портретных объективов:

  1. Фиксы обычно имеют небольшое количество линз. Вообще количество линз, в хороших объективах стремятся свести к минимуму и добавляют новые только в случае крайней необходимости, если без этого нельзя добиться заданных качественных характеристик объектива. Каждая лишняя отдельная линза – это лишние потери на границах воздух-стекло, стекло-воздух и в самом стекле.
  2. У  объективов с постоянным фокусным расстоянием, как правило, бОльшая светосила, что хорошо сказывается на пластичности и объеме картинки, а также рисунке зон нерезкости (Боке).

Справедливости ради, следует сказать, что есть и зум-объективы, которые можно с успехом применять для портретной съемки, например, многие вариации зум-объектива с фокусным расстоянием 70-200мм. Но они все равно проигрывают фиксам по качественным характеристикам, прежде всего, по светосиле и характеру рисунка боке.

Мы обозначили выше еще несколько факторов, характерных для объектива – портретника. Давайте попробуем построить достаточно полный список характерных особенностей портретных объективов. Итак:

1. Фокусное расстояние.

 Как мы выяснили, для портретного объектива оно находится в диапазоне 50-200 мм.

2. Постоянное ФР.

Фокусное расстояние рекомендуется, чтобы было постоянным.

3. Небольшое количество линз.

Обычно количество линз в портретных объективах не превышает 7-8. Чаще всего, в портретных объективах используется оптическая схема (Планар) или (Зонар).

Схема Планар позволят добиться большей светосилы (большинство объективов со светосилой от 1 до 1.8 построены по схеме Planar или ее вариациям).

Кстати, хорошим вариантом портретника является простейший объектив монокль, состоящий всего из одной выпукло-вогнутой линзы (мениска).

(илл. 2) Оптические схемы Sonnar (Зонар) и Planar (Планар)

4. Высокая светосила.

Позволяет работать с большими диафрагмами (от 0.7 до 2.8) и малой глубиной резко-изображаемого пространства (ГРИП), выделять отдельные детали (глаза, ресницы).

Картинка, снятая на большой диафрагме становится объемнее и пластичнее, плюс эффективно отделяется объект съемки от фона. Как правило, портреты снимаются на диафрагмах до 4.0.

Важно

Высокая светосила позволяет также комфортно снимать портреты в условиях недостаточного освещения. Величина диафрагмы напрямую влияет на рисунок Боке.

5. Пластика и объем картинки.

У хорошего портретного объектива есть достаточная резкость для выделения сюжетно-важных областей (глаза, ресницы, волосы, брови), но в то же время присутствуют мягкость и пластичность, плавность тональных переходов. При всем при этом изображение выглядит очень объемным.

(илл. 3, автор – Сергей Бородин) Пластика, объем и боке. Объектив Carl Zeiss Jena Sonnar T 85 mm f/ 2

Контраст для портретов, как правило, предпочтительнее средний, или ниже среднего. Кожа смягчается легким оптическим размытием, дефекты кожи сглаживаются. Для этого в конструкцию объектива могут вносить линзу с дополнительным рассеиванием.

Часто эффект усиливается с помощью специальных диффузионных светофильтров или самодельных приспособлений (съемка через капроновый чулок, съемка через светофильтр с нанесенным на него тонким слоем вазелина и т.д.).

6. Боке.

Японским термином Боке́ — (от яп. ぼけ Bokeh — «размытость», «нечёткость») называют рисунок оптического размытия части изображения оказавшейся не в фокусе (вне ГРИП) на фотографии. Причем имеется ввиду рисунок оптической размытости, как заднего плана, так и переднего.

(илл. 4, автор- Сергей Бородин) Рисунок боке. Объектив Гелиос 40-2 85 mm  f/ 1.5
 

Наиболее красивое  и гармоничное боке обычно получается на диафрагмах от 1.0 до 4.0 у объективов с постоянным фокусным расстоянием от 50мм и выше. Оценка рисунка боке, достаточно субъективный фактор, но есть явные раздражающие всех элементы: двоение линий, резкие и грубые тональные переходы, некрасивая форма кружков рассеивания, хроматические аберрации на границах и пр.

7. Количество лепестков диафрагмы. 

Параметр, связанный, в том числе с предыдущим пунктом. Как правило, чем больше лепестков у диафрагмы, тем более круглое отверстие у диафрагмы, и тем гармоничнее рисунок боке и лучше пластика картинки. У лучших портретных объективов, зачастую в конструкции больше 10 лепестков диафрагмы (например, Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm f/ 2.8).

Хотя у каждого правила есть исключения, существуют отличные портретные объективы, обходящиеся всего 6 лепестками (например, Asahi Pentax Super-Takumar 85mm f/1.9).

Совет

Правда результат впечатляет только на открытых диафрагмах, дальше начинает проявляться слишком характерная “гаечность”, которая в ряде случаев может быть и оправданной сюжетом.

Еще предпочтительно, чтобы диафрагма менялась не дискретно, а плавно с возможностью выставления промежуточных значений (чаще всего это ирисовые диафрагмы с ручным управлением с помощью кольца). Это очень удобно и для фотосъемки и для съемки видео.

Надо сказать, что внедрение “прыгающих” диафрагм оказало в свое время “медвежью услугу” этому параметру. Так как в механизме прыгающей диафрагмы по технологии не предполагали, как правило, использование больше 8 лепестков, а чаше всего ограничивались шестью.

У современных автофокусных объективов редко когда используется более 9 лепестков, но в дорогих моделях делается дополнительное скругление диафрагмы.

(илл. 5) Лепестки диафрагмы у портретного объектива Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm f/ 2.8

8. Оптическое качество объектива

Портретные объективы не слишком критичны к оптическому качеству объектива, в классическом «технологическом» его понимании. Более того, некоторые характеристики и аберрации объектива, которые рассматриваются в других видах съемок как крайне нежелательные, в портретной съемке идут даже на пользу.

Например:

  • Виньетирование может придать дополнительный объем портретному снимку.
  • Остаточная сферическая аберрация придает портретному снимку мягкость и пластичность.
  • Падение разрешения по краям кадра и кривизна поля изображения  не критичны и позволяют лучше выделить основной объект снимка.
  • Высокое разрешение объектива слишком явно выявляет дефекты кожи и делает зачастую изображение «грубоватым» по рисунку.
  • Средний и низкий контраст изображения работает на пластику снимка и мягкость тональных переходов. При необходимости легко повышается в редакторе.

Что касается фирм производителей, хорошие портретные объективы есть почти у каждого крупного бренда, но особенно хочется выделить портретные объективы фирм Dellmeyer, Carl Zeiss, Rodendtock, Voigtländer, Schneider Kreuznach, Leica, Meyer-Optik Görlitz.

И, на последок, приведу несколько выборок портретных объективов для зеркальных и беззеркальных фотокамер со сменной оптикой из базы сайта Lens-Club.ru

Портретные объективы – полтинники

Портретные объективы с фокусным расстоянием 80-90мм

Портретные объективы с фокусным расстоянием 100-120мм

Портретные объективы с фокусным расстоянием 135мм

Портретные объективы с фокусным расстоянием 150-200мм

Удачной съемки портретов вам! И помните: хороший объектив – лишь инструмент, который, при правильном выборе, может значительно улучшить восприятие фотографии зрителем, но не более того! Придумать сюжет, правильно выбрать модель, продумать световое и цветовое решение снимка, выстроить композицию, поймать нужную эмоцию и т.п. за вас он никак не сможет 😉

В следующей статье на эту тему, я расскажу вам о лучших мануальных портретных объективах, которые легко устанавливаются на современные зеркальные и беззеркальные цифровые фотокамеры.

(с) 2010 Сергей Бородин

Источник: http://Lens-Club.ru/articles/item/c_5.htm

Портретные объективы: какие выбрать и для чего использовать?

Сейчас люди фотографируют в самых разных жанрах. Но в начале прошлого века ситуация была иной. Чаще всего фотографировались портреты, так как людям нужно было оставить потомкам память о себе. О съемке природы, городов и других предметов люди стали задумываться гораздо позже.

Многие производители старались выпускать объективы, идеально подходящие для съемки портретов. Дошло до того, что именно такую оптику люди стали называть нормальной. Многие интернет-магазины даже имеют специальный подраздел «Нормальные объективы». В него входят экземпляры, с помощью которых создаются отличные портреты.

В сумке любого фотографа обязательно должен присутствовать хотя бы один портретный объектив. И не нужно думать, что он пригодится только для съемки людей. На природе подобная оптика тоже используется.

Обратите внимание

Дело в том, что такой объектив передает картинку примерно так, как его видит любой человеческий глаз. Линейная перспектива отображается правильно. Не наблюдаются всяческие оптические искажения, вроде бочкообразной дисторсии.

Единственный недостаток подобной оптики — фиксированное фокусное расстояние. Картинку невозможно увеличить, придется использовать для этого собственные ноги.

Объектив Nikon 35mm f/1.8g AF-S Nikkor

Портреты получаются красивее всего в случае максимального размытия заднего фона. Именно поэтому нормальные объективы обладают повышенной светосилой. Диафрагма обычно имеет значение f/1,4 или хотя бы f/1,8.

Если задействовать такое широкое диафрагменное отверстие, то глубина резкости сильно сокращается, задний фон размывается очень красиво. Начинающие фотолюбители обязаны приобрести такую оптику. Только с ней можно совершенствовать собственные навыки.

В комплекте с зеркальными фотокамерами поставляются похожие объективы, но они не способны предоставить столько широко раскрывающуюся диафрагму. Из-за этого и размытие заднего фона при съемке с помощью «китовой» оптики происходит не очень сильно.

Запомните, объективы, поставляющиеся в комплекте с зеркалкой, предназначены в первую очередь для съемки сцен с максимальной глубиной резкости. Для съемки портретов с меньшей глубиной существуют отдельные объективы.

https://www.youtube.com/watch?v=eJf83a2cJUI

Объектив Nikon 50 mm f/1.8G AF-S Nikkor. Объективно один из самых лучших портретных объективов.

Для камер с кропнутой матрицей следует выбирать оптику с 35-миллиметровым фокусным расстоянием. Если же вы обладаете полнокадровым фотоаппаратом, то следует купить 50-миллиметровый объектив.

Такую же оптику следует приобретать и тем, кто в ближайшие годы собирается перейти с дешевой зеркалки на профессиональный аппарат. Так сказать, объектив в этом случае покупается «на вырост». Например, весьма неплохим выбором является Nikon 50 mm f/1.8G AF-S Nikkor.

Но не следует считать, что 50-миллиметровая оптика подходит для съемки любых портретов. Отнюдь, в первую очередь она предназначена для создания поясных портретов. Именно такие фотографии получаются наиболее красивыми. Если же вы захотели снять крупным планом лицо человека, то красота будет испорчена.

В этом случае на помощь приходит другой портретный объектив, который имеет фокусное расстояние 85 мм. По крайней мере, так считают профессиональные фотографы. На самом деле можно экспериментировать, снимая 50-миллиметровой оптикой с самых разных ракурсов.

Важно

Запасаться двумя-тремя портретными объективами следует только в том случае, если вы собираетесь заняться фотосъемкой профессионально. Например, широким набором оптики обладают фотографы, работающие в студиях. Им без разных объективов просто не обойтись.

Теоретически можно попробовать воспользоваться универсальным объективом с тем или иным диапазоном фокусных расстояний. Но в этом случае не получится раскрыть диафрагму до значения f/1,4, которое привносит в снимок привлекательное боке.

Оптика с фокусным расстоянием 50 мм подходит для поясного портрета и фотографии человека в полный рост. В некоторых случаях можно делать и погрудный портрет, но лучше для этого задействовать 85-миллиметровый объектив.

Ну а для фотографирования лица крупным планом или даже части лица следует использовать оптику с фокусным расстоянием 100 или 135 мм. Такой объектив имеет меньший угол обзора, за счет чего картинка приближается.

При фиксированном фокусном расстоянии диафрагма раскрывается достаточно широко, поэтому с красивым боке никаких проблем не будет. Однако и стоит такой объектив достаточно дорого, приобрести же его можно только в специализированных интернет-магазинах.

Например, за Tokina 100 mm f/2.8 AF просят около пятисот долларов. Но на что только не пойдешь ради великолепных результатов своей работы…

Читайте также:  Что лучше зеркальный или системный фотоаппарат: преимущества и недостатки

Не следует использовать для съемки портретов широкоугольные объективы. С 14-миллиметровой оптикой для съемки придется подойти к человеку вплотную. Но и после этого результат не порадует. Пропорции модели не сохранятся. Именно поэтому для съемки портрета нужен объектив, фокусное расстояние которого равняется хотя бы 35 мм.

Ещё необходимо помнить, что объективы с разным фокусным расстоянием по-своему размывают задний фон. При 35- или 50-миллиметровом фокусном расстоянии на заднем фоне можно заметить разные светящиеся пятна от фонарей и фар машин.

Совет

Объективы с фокусным расстоянием от 100 мм размывают картинку, находящуюся вне зоны резкости, интенсивно и плавно, всяческие светящиеся круги не наблюдаются. Нельзя сказать, что тот или иной тип размытия лучше.

Это просто свойство работы оптики, его нужно учитывать.

Пример красивого боке при использовании портретного объектива.Фотография — Kevin Dooley.

Портретные объективы приходят на помощь и в случае плохого освещения.

В темных помещениях без привлечения студийного света зум-объективом пользоваться достаточно сложно, приходится задействовать длительную выдержку. Если вы хотите сфотографировать прыгающую кошку, то без портретной оптики не обойтись.

С ней легко можно установить выдержку 1/1000 секунды, «заморозив» полет своего домашнего питомца.

На этом можно закончить рассказ о портретных объективах. Вы должны запомнить, что для съемки портретов такая оптика подходит идеально. Она размоет задний фон гораздо лучше любого зум-объектива.

При выборе оптики ориентируйтесь на фокусное расстояние и значение диафрагмы. Портретный объектив в любом случае должен иметь постоянное фокусное расстояние.

В противном случае диафрагма будет не столь хорошей, как этого хотелось бы.

Источник: http://dofmag.ru/featured/portretniye-obyektivi-kak-vibrat-i-kak-ispolzovat.html

Как выбрать портретный объектив

Выражение “портретный объектив” в разговорах о фотографии встречается довольно часто. Поэтому человек, начинающий интересоваться данным хобби, сталкивается с этим понятием одним из первых.

Как можно понять, портретный объектив должен быть предназначен для съемки людей крупным планом. Конечно, например, универсальный объектив тоже справится с этой задачей, но специализированный “портретник” сделает это лучше.

Обратите внимание

Забегая вперед, скажем, что главное в портретном объективе – размытие фона, называемое словом “боке”. Не столь очевидной является второе качество – отсутствие искажений. И то и другое появляется при определенных характеристиках объектива.

Для того, чтобы разобраться, какими же должны быть эти характеристики, рассмотрим некоторые понятия.

Фокусное расстояние

Это понятие должно быть знакомо любому человеку, интересующемуся фототехникой, но мы объясним и его.

В простейшем виде для того, чтобы зафиксировать изображение какого-либо объекта нужны два элемента:

  1. Объектив, который состоит из линз и собирает(фокусирует) проходящие лучи света в некоторой плоскости. Оптический центр – это точка, в которой сходятся все лучи, проходящие через объектив.

  2. Светочувствительный элемент, находящийся за объективом в плоскости фокуса (в старые времена были распространены пленки и пластинки со светочувствительными составами на них, сейчас – цифровые матрицы с миллионами датчиков света – пикселей).

Фокусное расстояние – это расстояние между оптическим центром объектива и плоскостью фокуса (светочувствительной поверхностью). Можно, конечно, долго объяснять техническую сторону этого понятия, но подчеркнем главное: прочих равных, чем короче фокусное расстояние объектива, тем шире угол он охватывает.

Для примера приведем снимки, сделанные с одной точки, но с разным фокусным расстоянием.

Снимок сделан на фокусном расстоянии 18 миллиметров

Снимок сделан на фокусном расстоянии 45 миллиметров

Снимок сделан на фокусном расстоянии 200 миллиметров

Кроп-фактор

Исторически, наиболее распространенным форматом светочувствительной пленки был такой: 24х36 миллиметров. В эпоху пленочной фотографии он назывался тип-135.

С появлением цифровой техники логичным было использовать имеющийся парк оптики, поэтому за эталонный формат цифровой матрицы взяли те же размеры, назвав его “полный кадр” (Full Frame). Но, естественно, это не единственный формат фотосенсора.

Для понимания отличия размеров какого-либо другого формата матрицы цифровой камеры было введено понятие кроп-фактора.

Кроп-фактор – условный коэффициент, показывающий во сколько раз уменьшается поле зрения на объективе с определенным фокусным расстоянием, установленным на данный формат сенсора, по сравнению с полем зрения этого же объектива на полном кадре. Поле зрения, надо сказать, уменьшается пропорционально уменьшению размера матрицы, то есть кроп-фактор означает и то, во сколько раз данный размер матрицы меньше по линейным размерам, чем Full Frame.

Эквивалентное фокусное расстояние

Эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) – условная величина, определяемая как фокусное расстояние объектива умноженное на кроп-фактор датчика изображения, на котором он стоит. При одинаковом ЭФР двух комбинаций объектив-матрица угол охвата будет также совпадать.

Светосила

Как можно понять из названия, светосила – характеристика, определяющая то, как много света поступает через объектив той или иной камеры. Обычно, понятие “светосила” употребляют как простой вариант термина “диафрагменное число”. Дифрагменное число, в свою очередь – отношение диаметра отверстия диафрагмы объектива к его фокусному расстоянию.

Глубина резко изображаемого пространства

Глубина резко изображаемого пространства, сокращенно ГРИП, или просто глубина резкости – это понятие имеет строгое научное определение, но мы дадим упрощенное – это диапазон расстояний от объектива, в котором объекты выглядят резкими.

Собственно, если посмотреть на большинство снимков, например, людей, сделанных профессиональными камерами, мы увидим, что лицо человека выглядит резким, то есть находится в этой самой глубине резкости, а те объекты, которые служат фоном, размыты, то есть, располагаются вне её.

Следующие снимки сделаны с одной точки, при одинаковом фокусном расстоянии, но с разными значениями диафрагменного числа:

На снимке использовалось значение диафрагменного числа f/1,8

На снимке использовалось значение диафрагменного числа f/6,3

На снимке использовалось значение диафрагменного числа f/13

Каким должен быть портретный объектив

Итак, что нужно знать при выборе портретного объектива?

Понятно, что любой человек хотел бы, чтобы на портрете он был бы похож сам на себя. То есть, черты лица не должны искажаться, быть неприятными. Чем это достигается?

Представим, что мы снимаем некую объемную сцену, с объектами одинакового размера, но на разном расстоянии от камеры. В этом случае объекты, которые находятся ближе к камере, будут крупными, а находящиеся вдали – намного меньше. Если отдалять камеру, роль этой разницы в расстоянии будет уменьшаться, как и разница в размерах объектов.

Лицо человека, тоже, очевидно, не плоское, и нос будет находиться ближе всего к камере, дальше будет основная часть лица, дальше шея, уши и так далее. Следовательно, если мы не хотим, чтобы пропорции этих частей соблюдались, нужно фотографировать со значительного расстояния.

Важно

То есть, портретный объектив должен иметь достаточное эквивалентное фокусное расстояние, чтобы сфотографировать человека с дистанции. Если ЭФР слишком мало, то чтобы сфотографировать, например, лицо человека, то нам нужно будет приблизить камеру к нему, что, как мы знаем, плохо.

Итак, портретный объектив должен иметь ЭФР от 70 миллиметров, конечно более широкоугольные объективы могут использоваться для портретов, но в большинстве случаев они покажут объективно худший результат, либо просто менее приятную глазу картинку.

Вторая характеристика, которая подразумевается в понятии “портретный объектив” – высокая светосила. Выставив малые значения диафрагменного числа, то есть открыв диафрагму, мы получаем малую глубину резкости. Благодаря ей объекты, находящиеся позади модели становятся размытыми, то есть появляется то самое “боке”.

Следующие снимки сделаны с одной точки, но с разными значениями диафрагмы:

На снимке использовалось значение диафрагменного числа f/1,8

На снимке использовалось значение диафрагменного числа f/8

Надо сказать, что просто сильное размытие фона недостаточно. Существует и такое понятие, как “боке” –  характер этого размытия. В идеале, боке должно быть максимально плавным, без резких переходов. Существует даже понятие “рисунок объектива”, определяемый степенью размытия, а также его характером.

Если вы хотите узнать, какой характер рисунка будет у того или иного объектива, стоит обратить внимание на такую характеристику как количество лепестков диафрагмы.

Если их мало, отверстие диафрагмы имеет форму многоугольника, вследствие чего источники света, оказавшиеся в зоне нерезкости, приобретают форму такого же многоугольника.

Чем больше этих самых лепестков, тем более скругленным является её отверстие, и тем более мягким будет рисунок.

Использование телеобъективов при съемке портретов

Итак, мы говорили, что для портретов подходят объективы с эквивалентным фокусным расстоянием от 70 миллиметров. Классическом является фокусное расстояние 85 миллиметров для объектива, предназначенного для Full Frame. Чуть менее распространенными являются классические портретные объективы 130 или 135 миллиметров.

А что если эквивалентное фокусное расстояние будет составлять, например, 200 миллиметров? Формально, такой объектив будет называться телеобъективом, или, сокращенно, “телевиком”. Однако, и телеобъективы отлично подходят для съемки портретов. Почему?

Дело опять же в искажениях. Если мы снимаем на телевик, мы отходим от объекта съемки на максимальное расстояние. Соответственно, искажения пропорций лица, о которых мы говорили, становятся ещё меньше.

Совет

Кроме того, разница в расстоянии до снимаемого человека и объектов за ним становится ещё меньше, фон как бы “надвигается” на камеру.

При этом, они не становятся четкими, так как глубина резкости не увеличивается. В итоге наш мозг воспринимает все так как будто модель ещё сильнее отделяется от дальнего плана.

Для примера, сопоставим два снимка: оба сделаны на зум объектив с низкой светосилой:

  1. Первый снимок сделан так, как приходит в голову снять подобный объект, не в упор, с достаточного расстояния, как видим, деревья на фоне не размыты слишком сильно и по ощущениям отстоят от памятника достаточно далеко:

На снимке использовалось значение фокусного расстояния 70 миллиметров

  1. Второй снимок сделан на фокусном расстоянии 200 миллиметров (ЭФР – 320). Диафрагменное число не изменилось, зато увеличилось расстояние, на которое нужно отойти для съемки. Деревья на фоне мало того, что стали более размытыми, но и визуально “придвинулись” к памятнику, кажется, что они в десяти метрах (на самом деле, скорее в пятидесяти)

На снимке использовалось значение фокусного расстояния 200 миллиметров

Субъективно, портреты, снятые телевиком, выглядят более “профессионально”, возможно, потому что телеобъективы и применяются чаще профессиональными фотографами, чем новичками.

Примеры портретных объективов

Сознательно или нет, новички, выбирая себе какое-либо устройство, стремятся к его универсальности. Им хочется избежать лишних материальных затрат и усилий по подбору специализированного инструмента. Это касается не только фототехники, но и любой другой.

Поэтому самым популярным объективом, к которому можно применить название “портретник” является так называемый “полтинник”, то есть объектив с фокусным расстоянием 50 миллиметров.

На полном кадре ЭФР его, по понятным причинам, остается неизменным, а вот на уменьшенных размерах матрицы оно увеличивается, поэтому там он будет давать меньше искажений, благодаря съемке с большего расстояния.

За примерами “полтинников” далеко ходить не надо, это:

Canon EF 50mm f/1.4 USM

Sigma AF 50mm f/1.4 DG HSM Art

Sony E 50mm f/1.8 OSS

“Родственными” по идее являются объективы следующие объективы для системы Микро 4/3:

Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8

Panasonic Lumix G 42.5mm f/1.7

На Full Frame более уместным будет использовать распространенные объективы с фокусным расстоянием 85mm:

Canon EF 85mm f/1.8 USM

Nikon 85mm f/1.8G AF-S Nikkor

Примеры портретных объективов с увеличенным фокусным расстоянием:

Canon EF 135mm f/2L USM

Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f/1.8

Ну и практически любой профессиональный светосильный телеобъектив обладает возможностью снимать портреты, если отойти от модели на определенную дистанцию и выставить максимальное фокусное расстояние:

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Выводы

Пожалуй, выбор портретного объектива, как никакого другого, является творческим, субъективным делом.

Если для остальных типов объективов можно вывести строгие технические требования, так сказать, некий идеал, то для портретных объективов сделать этого в полной мере не получится. Дело в том самом “рисунке” объектива, о котором говорилось выше. Его довольно сложно описать математическими формулами.

Поэтому здесь даже советский объектив от старой камеры, купленный за очень небольшие деньги и установленный через переходник, может оказаться интереснее, чем, например, тот, который идет в комплекте с камерой.

Из этого следует последний совет: при выборе стоит поискать снимки, сделанные с помощью рассматриваемого объектива, благо сейчас в интернете найти их несложно. Ведь только вы сможете понять, какая картинка, “рисунок” окажутся приятны и интересны для вас.

Читайте также:  Какой размер матрицы фотоаппарата лучше: таблица размеров

Источник: https://www.fotosklad.ru/expert/photo/howtochoose/kak-vybrat-portretnyy-obektiv.html

Портретный объектив для Canon

Как выбрать портретный объектив для Canon? Что такое лучший портретный объектив? Что Вам купить для портретной съёмки детей? И вообще – что такое портретник и чем он отличается от обычного объектива?

Возможно, пришёл час, уважаемый читатель. Когда Вы решили купить оптику для портретной съёмки.

Рад, если это так.

Обратите внимание

Эта история о хорошем портретнике, который создан для зеркальных фотоаппаратов Canon EOS.
И называется он Canon EF 85 mm f/1.8 USM.

Портретник, благодаря которому Вы сможете создавать изображения отличного качества.
Портретный объектив, который позволит Вам выйти на другой, более высокий уровень в творческой, художественной и, если хотите, коммерческой фотографии.

Объектив для портретов

Скажите, пожалуйста. Какой оптикой Вы фотографируете портреты? Да, практически любой, можете ответить Вы. Какая разница?

Я – обычный фотолюбитель и просто фотографирую. Обычным фотоаппаратом, с простым объективом.

И у меня всё получается.

Согласен.

Однако, можно допустить, что пройдёт совсем немного времени и Вам перестанут нравиться просто фотки.
И Вы задумаетесь над тем, что надо что-то менять.
Надо что-то купить, чтобы фотографии Ваши стали более интересными.

И если Вы увлечены съёмкой портретов, рано или поздно перед Вами встанет ряд вопросов:

  • Что такое портретный объектив?
  • Каким должно быть его фокусное расстояние?
  • Какой объектив выбрать для портрета?

Давайте попробуем разобраться с этими вопросами.
На понятном языке. Без подробностей заумных, сложных формул, чертежей и расчётов.

Строго говоря, «портретных» объективов не существует.
Профессиональные фотографы высокого уровня могут создать фотопортреты нужного им качества самой различной оптикой.
И сверхширокоугольником, и телевиком, и макро, и моноклем.
А потому, статья наша будет не очень интересна Мастерам фотографии.

Мы поговорим о простых вещах и на простом языке.
О той оптике, которой «легче» и удобнее создавать портреты.
Может быть классические, а может и художественные.
И будет называть эти объективы портретными.

Важно

Объектив для портрета – это специально созданный объектив, который обладает определёнными характеристиками.
Такой оптикой «сложно» сфотографировать резкий пейзаж или создать снимок, захватывающий большое пространство.

Зато портретником Вы сможете сфотографировать фотопортрет нежный и пластичный. И дополнить его, например, уникальным и приятно размытым фоном.

Что невозможно сделать, применяя простой и недорогой ЗУМ.

Объектив для портретной съёмки красиво передаёт фактуру кожи человека.
И, в то же время, делает менее видимыми морщинки и дефекты лица, например.

Какими бывают портретные объективы?

Самым популярным и универсальным считается штатный или стандартный объектив с фокусным 50 mm.

Некоторые фотографы называют его «полтос» или «полтинник».

Если относиться к фотосъёмке профессионально, объективом с фокусным 50 mm Вы можете снимать хорошие поколенные и портреты в полный рост.
А вот, поясные портреты и портреты крупным планом фотографировать не целесообразно. Возникнут оптические искажения.

И на снимке может получиться, что некоторые части тела человека оказались больше, чем они есть на самом деле.

Вы, наверное, видели фотопортреты, на которых ладони рук фотомодели оказывались размером больше головы.

Совет

P.S.
Этот снимок намеренно снят именно таким образом. Широкоугольником. С фокусным 24 мм.

Вы, наверное, встречали и другие фотки.
На которых голова была изображена большой-большой. На фоне маленького туловища и коротких ножек.

О чём говорят профессионалы?

В среде профессиональных фотографов принято считать, что для поясных и погрудных портретов оптимальным считается фокусное расстояние 85 мм.
А для портретов крупным планом нужно применять портретник с фокусным 135 мм.
Некоторые портретисты считают, что фокусное 200 мм совершенно не подходит для съёмки портретов, а для других это – самый лучший портретник.

Где же истина? Как разобраться во всём разнообразии мнений?

В этой статье мы не будем углубляться в теорию. Не будем много рассуждать, и проводить детальные исследования.

Не будем спорить, и доказывать чью-то правоту.

Мы просто рассмотрим сравнительно недорогой портретник, который был создан фирмой Кэнон.
И увидим, насколько он хорошо справляется с задачами в портретной фотографии, жанре и репортаже.

Речь идёт о портретнике Canon EF 85mm f/1.8.
О том, как научиться фотографировать портретником.
И о том, какие портреты Вы сможете создавать с его помощью.

А вот и первые снимки. Посмотрите внимательно. Здорово, правда?

Фотографии большого размера, размещённые в этой статье, Вы можете посмотреть на сайте www.dpreview.com

Объектив обладает большой светосилой.
А это удобно при работе в условиях недостаточного освещения, когда Вы просто открываете диафрагму и делаете снимок.

Ведь Вы, скорее всего, попадали в такую ситуацию, когда приходилось снимать на высоких уровнях ISO, повышая светочувствительности до максимума.
И что в итоге? Фотография, чаще всего, оказывалась шумящей.

Диафрагма этого объектива состоит из восьми лепестков. Это позволит Вам приятно размыть фон, выделяя главный объект на фотографии.

Портреты, в этом случае, получаются более объёмными и пластичными.

Объектив для съёмки детей

А какая оптика нужна Вам, чтобы фотографировать детей?

Конечно же, та, которая быстро наводит резкость и помогает успеть за этими маленькими непоседами. Та, которая может выдать и резкое, и мягкое изображение. По Вашему желанию.

Именно такими свойствами обладает Canon EF 85 1,8.

Кроме того, этот портретный объектив обладает тёплой и достоверной цветопередачей. А если говорить о технических характеристиках, объектив включает в себя 9 элементов в 7 группах.

Прекрасное многослойное просветление поможет исключить возникновение бликов и ореолов в условиях контрового освещения.

Приятной особенностью Canon EF 85 1,8  является то, что он выдаёт резкое изображение, начиная  с полностью открытой диафрагмы.
И это качество пригодится Вам, когда недостаточно света.

Обратите внимание

Открытая диафрагма позволит, также, сфотографировать портрет с максимально размытым фоном.

Минимальная дистанция при фотосъёмке – 85 см.
Эта характеристика позволит Вам фотографировать не только портреты, но и другие объекты крупным планом.
Корпус сделан из лёгкого металла и, что важно, имеет металлический байонет, совместимый со всеми цифровыми фотоаппаратами серии EOS.
Это значит, что портретник будет служить Вам долгие годы.

Специально для этого объектива существует бленда ET-65III. Она поможет Вам защитить переднюю линзу от неблагоприятных условий при фотосъёмке.

Навести на резкость, в режиме автофокуса, Вы сможете при помощи ультразвукового привода USM.
Передняя линза, при этом, остаётся неподвижной. А это с удобством позволяет использовать поляризационные светофильтры.

Объектив позволяет создавать снимки в режиме ручной фокусировки.
Наводку на резкость Вы сможете корректировать вручную, находясь в режиме автофокуса.

В общем, сами видите, объектив весьма хорош.
Недорогой, износоустойчивый, быстрый и выдающий красивый рисунок.

Фокусное расстояние портретного объектива

Для многих профессиональных фотографов именно 85 mm является любимым фокусным расстоянием для съёмки портретов.

Как показывает практика, нет особой разницы в работе с портретниками, имеющим  85 или 135 мм.
Эту разницу Вы начнёте чувствовать через некоторое время. Когда придёт собственный опыт.

Покупайте объектив, с которым мы сегодня познакомились или близкий к нему по характеристикам. И начинайте снимать портреты. А когда придёт час, и Вы тонко прочувствуете «характер» своего первого портретника, придёт понимание, что и как нужно делать.

Вот тогда и покупайте себе шикарный портретник.

Характеристики объектива Canon EF 85 mm f/1.8 USM

Максимальная диафрагма (f) 1.8
Минимальная диафрагма (f) 22
Фокусировка внутренняя
Автоматическая фокусировка есть
Привод автофокусировки ультразвуковой мотор
Минимальная дистанция фокусировки (м) 0.85
Угол обзора по горизонтали (градусов) 24
Угол обзора по вертикали (градусов) 16
Максимальное увеличение 0.13
Конструкция (число элементов/групп) 9/7
Число лепестков диафрагмы 8
Тип крепления – металлический байонет Canon EF
Диаметр резьбы для светофильтра (mm) 58
Бленда ET-65III
Тип чехла ES-C13/LP1014
Тип футляра LH-B12
Длина (mm) 71.5
Диаметр (mm) 75
Вес (г) 425

Это лучший портретный объектив?

Можно сказать, что лучший портретник – это тот, который у Вас есть. Или тот, о котором мечтаете.
А, возможно, тот, к которому Вы привыкли и который чувствуете.

Рассмотрим некоторые недостатки:

  • Портретник Canon EF 85 mm f/1.8 не в состоянии выдать «совершенный» оптический рисунок.

Такой, например, на который способен выдать его элитный брат – Canon 85 mm f/1.2 LII.
Инструмент, имеющий рекордные характеристики и созданный для профессионалов.

  • Объектив относительно дорог.

Потому, что имеет в своём составе качественные линзы и износоустойчивый металлический байонет.

  • «Заточен» объектив для создания именно портретов. «Мягких» и пластичных.

Поэтому, ожидать от него резких пейзажных снимков я Вам не советую. Для создания резких картинок существует резкая оптика.

А если говорить о достоинствах, любители оптики фирмы Кэнон уверяют, что изучаемый нами портретник действительно выдаёт чудный результат.

При съёмке портретов на природе и в городе. Во время фотосъёмки свадеб. И даже в пейзажной фотографии.

Обладая приятным бокэ, этот портретный объектив является незаменимым инструментом для творческого фотографа.

Большая светосила и быстрая фокусировка Canon EF 85 mm f/1.8 пригодится Вам и для репортёрской фотосъёмки, и в детской фотографии.

Какой объектив лучше для портрета?

Напоследок открою Вам одну тайну.

Благодаря рекламе и отзывам пользователей, в настоящее время, наиболее популярными и известными являются такие фирмы, производители фото техники, как Canon, Nikon и Sony.
Много споров идёт вокруг. И о том, также, как выбрать портретник.

Одни утверждают, что Кэнон – лучше всех. Другие доказывают, что наилучшая оптика у Nikon.

Третьи любят объективы, сделанные фирмой Sony.

Истина в том, что нет большой разницы между портретной оптикой эти фирм. Для фотолюбителей, по крайней мере. Поэтому, если Вы работаете в другой системе, например, Nikon или Sony, просто купите себе портретник этой фирмы.

Сделайте «вложение» в себя, фотографа творческого, или в свой бизнес.

Важно

Более подробно о том, как выбрать объектив для своего фотоаппарата, Вы сможете узнать из новой моей книги
“Как выбрать объектив для зеркалки?”. А, если Вы ещё не успели её приобрести, читайте ещё одну книгу

“Как выбрать цифровой зеркальный фотоаппарат?”

Ну, а если не знаете, что такое зеркалка, тогда Вам нужна книга

“Что такое зеркалка?”

Все эти книги бесплатные. Так что, приходите, скачивайте и наслаждайтесь новыми знаниями.

Подберите себе объектив для портретов. Пусть, даже самый простой.
И начните создавать фотопортреты!

И придёт время, когда Вы начнёте получать удовольствие не только от самой фотосъёмки, но и от её результатов.

Очень надеюсь, что Вы узнали новую и полезную информацию о том, как выбрать портретный объектив для Canon. Буду рад, когда в комплекте Вашей фототехники появится лучший портретный объектив. Тот, который нужен именно Вам.

Источник: https://zimfor.ru/kak-vybrat-portretnyj-objektiv.html

Выбираем портретный объектив

Одним из жанров фотографии является портретная съемка, основанная на создании изображения человека на размытом фоне или в условиях красивого интерьера, они могут быть погрудными, полуростовыми или полноростовыми.

В связи с этим возникает необходимость выбора портретного объектива. Сейчас розничные и интернет-магазины предлагают широкий ассортимент моделей, которые могут использоваться для создания фотопортретов. Осталось лишь определиться с выбором и сделать покупку.

А для того, чтобы выбор был более легким, остановимся на основных параметрах объективов.

Что такое портретный объектив?

Начнем с основного определения – что такое портретный объектив. Существует широкий спектр моделей, которые могут использоваться для портретной съемки. Каждый имеет свою специфику и особенности.

Основными критериями выбора являются:

  • условия съемки и поставленные задачи;
  • стоимость оборудования;
  • характеристики объектива.

И самое главное – опыт, индивидуальные предпочтения фотографа и стоимость оборудования.

При помощи какого объектива можно вести портретную съемку?

Основных вариантов покупки объектива четыре:

  • стандартные;
  • широкоугольные;
  • короткие телеобъективы;
  • телефотообъективы (их еще называют длиннофокусными).

Начинающим фотографам портретную съемку лучше вести при помощи стандартных объективов с фиксированным фокусным расстоянием.

Это модели с фокусным расстоянием от 50 мм (об этом поговорим чуть позже, такие объективы называют «полтосами» или «полтинниками») в полнокадровом эквиваленте (35 мм в формате APS-C и 25 мм в формате Micro 4/3).

Читайте также:  Как стать хорошим фотографом: важные советы и рекомендации

Это начальный уровень, позволяющий делать полноростовые и поколенные фотопортреты, крупноплановые портреты, фотографии будут с высокой четкостью, без дисторсии и других искажений.

Широкоугольные объективы используются для портретной съемки с задним удаленным планом, имеют фокусное расстояние от 10 до 28 мм.

То есть такой тип объектива применяется, чтобы сделать портрет человека на фоне окружающей обстановки с акцентом на деталях, передать атмосферу сцены или рассказать удивительную историю в одной фотографии.

Для крупноплановых портретов данный тип объективов не подходит, искажения будут очень заметны.

Короткие телеобъективы с фокусным расстоянием от 85 до 135 мм зачастую и называют портретными, так как позволяют создавать портреты любой сложности, как крупноплановые погрудные, так и полноростовые.

Совет

Телефотообъективы, они же «телевики» – это весьма сложный вид объективов, для их использования необходимо иметь знания и большой опыт. То есть это оборудование для профессионалов, которые занимаются, например, модельной съемкой.

Фокусное расстояние у них до 200 мм. Главные преимущества – плотная перспектива и существующая возможность отделить человека от заднего фона при помощи размытости (так называемое «боке»).

Телефотообъективы, пожалуй, самый дорогой вариант и самый тяжелый.

Особенности конструкции

По конструкции портретные объективы можно условно разделить на две группы:

  • фикс-объективы, другое название фиксы, имеют постоянное фокусное расстояние, то есть объект можно приблизить визуально;
  • зумы (Zoom) с изменяемым фокусным расстоянием, то есть можно изменить угол обзора и приблизить визуально объект съемки.

Многие фотографы считают, что идеальный вариант для портретных объективов это фиксы, прежде всего, из-за широкой максимальной диафрагмы (светосилы), что:

  • лучшим образом сказывается на размытости заднего фона («боке») и портреты получаются более яркими и выразительными;
  • обеспечивает возможность создавать художественные эффекты;
  • дает возможность вести съемку при плохом уровне освещения с более длинными выдержками и невысокими настройками уровня светочувствительности (ISO).

Конструктивно фиксы позволяют получать более четкие портреты, с большей контрастностью, хорошей светосилой, цветопередачей и резкостью, меньшим количеством бликов. Кроме того, в большинстве случаев они компактные и легкие. Но в итоге все зависит от стиля работы фотографа и его привычек, хорошие портреты можно делать и при помощи зумов, их главное преимущество – универсальность.

Характеристики

Главная характеристика портретного объектива – фокусное расстояние:

  • универсальный вариант – 85 мм;
  • крупноплановые портреты – 135 мм;
  • погрудные и полуростовые – 50 мм;
  • полноростовые – 35 мм.

Важно! Если камера не полноформатная (фулфрейм), то нужно учитывать кроп-фактор, из-за которого фокусное расстояние увеличивается. Например, простой «полтинник» (50 мм) при установке на фотоаппарат с кроп-матрицей будет равноценен фулфрейму с объективом с фокусным расстоянием 85 мм.

Также при покупке необходимо обращать внимание на такие параметры как:

  • наличие автофокуса (автоматическая фокусировка);
  • значение светосилы, маркируется индексом f;
  • разрешение (MTF), чем больше показатель, тем резче снимок.

На первых порах можно не вдаваться в сложные нюансы, например, типы оптических искажений, таких как сферическая аберрация, астигматизм, виньетирование и ряд других. Указанной информации на первых порах достаточно.

Источник: https://tehnika-soveti.ru/vy-biraem-portretny-j-ob-ektiv/

Мифы про портретный объектив

Популярность фотографии растёт с каждым годом. Растёт и количество фотографов, которые абсолютно не понимают и не хотят понимать законы, по которым строится фотографическое изображение.

Основывая свои знания и умения на обрывках информации из интернета или вовсе на бытовых впечатлениях, они рождают огромное количество заблуждений, которые, как снежный ком увеличиваются и превращаются в непробиваемую стену из людского невежества. Часто от этой стены отскакивают все попытки что либо объяснить.

Говоришь, говоришь человеку, объясняешь, доказываешь, а он тебе в ответ только одно: “Ну как же? Я это давно знаю. Везде так пишут. Это не может быть неправдой!”

То и дело приходит на ум миниатюра Аркадия Райкина: “Все жулики! Я не голословен! Вы по квартирам походите, вы такое увидите… 98 квартира – самогонщик живёт. Я ни разу не видел, чтобы он за водкой бегал.

Значит ясно – сам гонит. 26 квартира – она говорит, что муж у неё геолог, из экспедиций не вылезает. Из тюрем он не вылезает.

Вы ж не проверяли, нет? И я не проверял, значит ясно – вор рецидивист и проверять нечего”.

Вот так и везде – поверить проще, чем проверить. А подумать – это вообще высший пилотаж. Давайте сейчас на простых примерах постараемся разобраться с некоторыми фотографическими заблуждениями, которые у многих начинающих фотографов сплелись в огромный узел, под названием “Портретный объектив”. Ну что ж, попробуем его распутать и разрушить мифы…

“Портретный объектив” – это словосочетание часто приходится слышать со всех сторон, и звучит оно также смешно, как “портретный штатив” или “портретный фотоаппарат”.

Обратите внимание

Чаще всего под термином “Портретный объектив” люди понимают тот объектив, на который они снимают портреты или с которым у них портреты получаются лучше всего. То есть объектив, который сродни кнопке “шедевр”.

Купил его и думать ни о чём больше не надо.

Несмотря на то, что огромное число фотографов активно пользуются этим термином, большинство из них даже на пальцах не могут его объяснить. Остальные тыкают на конкретную модель со словами: “вот это портретник, мне так сказали в магазине”. Как правило, тыкают они на светосильный объектив с фиксированным фокусным расстоянием от 85 до135 мм.

И только единицы из этих людей примерно представляют о чём говорят, но и тут не обходится без ложных суждений. Итак, доводы в пользу узкоугольных фиксов:

Довод первый. Нужно использовать узкоугольный (длиннофокусный) объектив, потому-что широкоугольники искажают черты лица.

Пройдя по одной из первых ссылок в поисковике по запросу “портретный объектив” мы найдём примерно такую фразу, объясняющую некое ограничение по диапазону фокусных расстояний для портретной съёмки:

“Диапазон фокусных расстояний от 50 до 200 мм используется потому, что именно в этих пределах минимизируются оптические искажения, которые крайне нежелательны в портретной съемке.”

Этот довод является одним из главных среди продвинутых приверженцев “теории портретного объектива”. И в целом, с ним сложно поспорить. Действительно, проследить такую тенденцию можно, оптические искажения обычно сильнее проявляются в короткофокусных объективах и меньше в длиннофокусных.

На самом деле, многие люди, приводящие этот аргумент, даже не знают о чём говорят, не представляют насколько велики эти искажения (а лучше сказать – насколько малы). В хороших современных объективах невооружённым глазом сложно заметить такого рода искажения, настолько они малы и хорошо исправлены.

Есть также объективы про которые можно сказать, что у них дисторсия устранена полностью (ортоскопические объективы), по крайней мере её очень сложно измерить.

Искажения эти обычно бывают заметны в дешёвых зум-объективах на крайних положениях фокусного расстояния или в специальных объективах, где дисторсия намеренно не устранена (fish-eye).

Важно

На деле, напрямую связывать фокусное расстояние и искажения некорректно, потому как разные оптические схемы будут давать разные искажения и не любой объектив 50 мм сможет похвастаться меньшими оптическими искажениями, чем любой 24 мм. Если уж и быть педантом, то нужно сравнивать конкретные модели, но уж никак не фокусные расстояния для оценки применимости объектива для портретной съёмки.

Кстати о применимости.

Дальше по тексту в упомянутой выше статье идёт фраза “хорошим вариантом портретника является простейший объектив монокль, состоящий всего из одной выпукло-вогнутой линзы (мениска)” .

Как её понимать, если только что “ругались” крохотные оптические искажения современных объективов? Ну да ладно, не будем сейчас об этом… Если интересно почитать про монокли, то зайдите сюда.

Ну и последнее. Оптические искажения о которых шла только-что речь обычно несложно исправить в редакторе. Те эффекты, о которых речь пойдёт ниже, исправить в редакторе не представляется возможным.

Что же происходит при фотографировании на широкоугольные объективы? Для ответа на этот вопрос проведём очень простой эксперимент. Сравним портреты, сделанные на разных фокусных расстояниях объектива. Казалось бы, логично, просто выполнимо (даже на китовом объективе), быстро и наглядно. Однако, мало кто это делает или, если делает, то трактует неверно.

Посмотрим на фотографию, которая была сделана с одной и той же точки съёмки, но с разным значением фокусного расстояния объектива.

Давайте попробуем определить, на какой фотографии искажений лица больше. Чтобы было проще сравнивать, вырежем и увеличим лицо с правого снимка.

Как оказалось, они одинаковые не зависимо от фокусного расстояния объектива.

А теперь отойдём чуть подальше и повторим опыт.

Здесь проделана та же процедура – правое изображение также обрезано и увеличено. И опять лица получились одинаковыми не зависимо от фокусного расстояния объектива.

Совет

А теперь перетасуем результаты этих двух экспериментов и попробуем сравнить лица, снятые с разных расстояний. В первом случае от фотоаппарата до лица было 0.5 метра, а во втором случае 2 метра:

Ага, вот теперь видно разницу. Оказывается важна дистанция, с которой мы фотографируем объект или смотрим на него. Чем ближе мы подойдём к объекту, тем больше будут заметны искажения его пропорций.

Попробуйте посмотреть на человека одним глазом с расстояния 20 см. Такие искажения называются перспективными или ракурсными (хотя применение термина “искажение” в данном случае вообще спорно, но это вопрос терминологии).

Фокусное расстояние тут вовсе не причём.

Широкоугольные объективы не изменяют пропорции лица, а лишь заставляют фотографа подойти поближе. Но опытный фотограф не поддастся на эту уловку и ни за что не будет менять точку съёмки без надобности. Потому что изменение фокусного расстояния объектива и изменение точки съёмки – это абсолютно разные вещи и ведут они к абсолютно разным эффектам.

Существует очень простое правило как минимизировать ракурсные искажения. Нужно прикинуть глубину снимаемого объекта и отойти на расстояние, которое превышает эту глубину в 10 раз.

То есть, если глубина лица (от затылка до кончика носа) равна 20 см, то снимать человека нужно с расстояния 2 метра.

Теперь вы знаете, почему в маленьких каморках “фото на документы” лица получаются такими страшными.

Таким образом, нам совершенно не нужно думать на какое фокусное расстояние снимать погрудный, поясной или ростовой портрет. Отходим на нужное расстояние (в 10 раз больше глубины) и ставим объектив с каким угодно фокусным расстоянием на какую угодно камеру.

Обратите внимание

Естественно, лицо крупным планом снять на объектив 17 мм не получится, потому что, снимая с расстояния двух метров будет слишком много лишних деталей по краям кадра.

Поэтому есть два выхода: сфотографировать на 17 мм и потом вырезать лицо в графическом редакторе, либо взять узкоугольный (длиннофокусный) объектив.

Результат получится одинаковый, однако качество снимка будет лучше на узкоугольном объективе.

Именно поэтому, опытные фотографы советуют новичкам узкоугольные объективы в качестве портретных. Потому что так шанс словить ракурсные искажения минимален.

Узкоугольный объектив просто не позволит новичку подойти слишком близко к портретируемому. Но это вовсе не значит, что снимать портреты на широугольные объективы нельзя.

Скорее наоборот! Грамотно сделанный портрет на широкоугольный объектив смотрится очень интересно. Главное – всегда помнить о ракурсе!

Тут есть маленький нюанс. Слишком далеко отходить от объекта съёмки тоже не стоит. Ведь мы редко смотрим на человека с большого расстояния в бинокль.

Слишком правильные пропорции лица (если отталкиваться от их физического размера) также могут смотреться неестественными и искажать наше представление о человеке. Везде есть золотая середина, и каждое лицо требует персонального подхода.

Важно

Если понимать и чувствовать разницу в том, что такое точка съёмки, а что такое фокусное расстояние объектива, то качество ваших снимков значительно улучшится.

Довод второй. Нужно размыть фон маленькой глубиной резкости, потому-что иначе в портрете задний план привлекает на себя много внимания.

А об этом мы поговорим в следующий раз…

Рекомендуем посмотреть наше видео на YouTube канале про влияние защитного фильтра на качество изображения при съёмке портрета в контровом свете:

Источник: http://koldunov.ru/?p=380

Ссылка на основную публикацию