Контровой свет в фотографии: что это такое и как его использовать

Контровый свет — особенности съемки и обработки

В некоторых ситуациях приходится фотографировать человека или какой-то объект с источником света, находящегося за ним. В этом случае легко попасть впросак и наделать ошибок, получив тень или неприятные блики в кадре. Как же использовать правильно контровый свет, чтобы получились удачные, прекрасные снимки? Об этом и пойдет речь далее.

Контровый свет

Заходящее солнце интересно подсвечивает траву

Контровое освещение в фотографии создается тогда, когда источник света, искусственный или естественный, размещается за снимаемым объектом.

При этом источник может располагаться не прямо за объектом, а где-то чуть сбоку. Но в любом случае свет падает на фотографируемый объект сзади.

Другими словами, фотограф и источник освещения во время съемки «смотрят» друг на друга.

Если источник света располагается прямо за спиной модели, он создает световой ореол на границах, вследствие чего человек начинает буквально «светится» по краям.

Причем меняя угол «источник света – объект – камера» можно добиться разной подсветки отдельных деталей объекта в кадре.

Такой свет ни в коем случае не следует путать с фоновым освещением, используемым просто для мягкой подсветки элементов заднего плана.

Можно задаться вопросом – зачем вообще использовать свет для освещения той стороны предмета или модели, которую на фотографии не видно? Тем более, что при расположении источника позади модели у фотографа неизменно возникают проблемы с выбором правильной экспозиции – снимок получается затемненным, отдельные детали теряются в жестких тенях.

Panoramas / Foter / CC BY-ND

На самом деле контровый свет с успехом можно применять для:

  • подчеркивания глубины фотоизображения за счет теней, которые отбрасываются объектами;
  • создания эффекта «светящегося силуэта;
  • съемки в тумане, когда контровое освещение делает снимки очень привлекательными и интересными;
  • фотографирования стекла, прозрачных и полупрозрачных объектов, блестящих поверхностей, поскольку контровый свет очень хорошо выявляет фактуру таких предметов;
  • отделения объекта съемки от фона и усиления драматичности изображения в портретной съемке;
  • подсвечивания волос модели при портретной съемке, чтобы они выглядели на снимке  более пушистыми и объемными.

Особенности съемки портрета в контровом свете

Контровое освещение хорошо подходит для портретной фотографии, поскольку создает контраст. Например, контровый свет обрисовывает светлый контур по волосам модели, который контрастирует с головой и задним планом, что помогает создать ангельский или романтический образ. Но портрет в контровом свете – не простая задача для начинающего фотографа.

Во-первых, здесь необходимо грамотно выстроить освещение. Расположив источник света позади модели или объекта съемки, рекомендуется использовать заполняющую вспышку, чтобы лицо человека по яркости не уступало заднему фону. Заполняющая вспышка прорисует дополнительным светом недоэкспонированные области кадра при контровом освещении.

Он позволит удалить с лица модели любые тени, и Вы получите отличный портретный снимок.

swambo / Foter / CC BY-SA

Второй важный момент – правильный замер экспозиции и настройки аппарата. Автоматика камеры не любит условий, когда фотографировать приходиться против света, и нередко ошибается.

Обратите внимание

Фотографируя в контровом свете, лучше всего использовать точечный замер экспозиции.

Тогда камера будет замерять количество света по небольшому участку объекта съемки, по которому и будет устанавливать экспозицию кадра.

Также можно применять положительную экспокоррекцию, подбирая значение экспериментальным путем для лучшей проработки деталей, ушедших в тень. Чтобы обеспечить правильное экспонирование как модели, так и заднего плана, стоит воспользоваться брекетингом экспозиции.

То есть отснять несколько кадров с различной экспозицией, а затем объединить их. Иногда приходиться жертвовать яркостью фона – он может оказаться немного пересвеченным, но это вполне нормальное и естественное явление для фотографирования при контровом освещении. .

Если Вы снимаете групповой портрет, то старайтесь сделать так, чтобы силуэты людей не сливались друг с другом. Если же Вы фотографируете модель на природе при естественном освещении, то необходимо сделать так, чтобы солнечный свет падал на него сзади под малым углом.

То есть для съемки лучше подойдет ранее утро или вечерние часы, когда солнце располагается вблизи горизонта. Если стоит ветреная погода, то расположите модель таким образом, чтобы ветер дул по направлению к солнцу и красиво растрепывал волосы.

При этом чтобы на волосах модели появился красивый светящийся контур, следует найти какой-то фон, который будет достаточно темным.

Серьезной проблемой при фотографировании в контровом свете на природе является яркое солнце, которое буквально ослепляет объектив. В результате, на снимке появляются неприятные блики, а само изображение становится малоконтрастным. В таких случаях желательно, чтобы модель полностью закрывала собой солнце. Вдобавок, рекомендуется иметь при себе солнцезащитную бленду.

Важно

Поскольку разная оптика «держит» солнечный свет по-разному, то стоит перепробовать различные варианты, меняя угол съемки по отношению к солнцу. Большинство объективов при попадании в кадр источника яркого света, к сожалению, склонны к тому, чтобы ловить блики и паразитную засветку.

Только правильное расположение модели и использование бленды может избавить Вас от этой проблемы.

Главная задача – добиться может быть и не самого контрастного изображения, но с красивым, золотистым свечением. Если же солнце размещается прямо в кадре, чуть сбоку от модели, то придется смириться с паразитными засветками.

Ослепление камеры может наблюдаться и тогда, когда солнце светит сверху, через пушистые облака. В этом случае стоит использовать отрицательную экспокоррекцию, а затем уже постараться вытянуть все детали из теней при постобработке.

Контровый свет при съемке пейзажа

Patrick McConahay / Foter / CC BY

Контровый свет довольно часто используется и при съемке пейзажей, поскольку, например, солнечные лучи, пробивающиеся через облака, могут сделать окружающий пейзаж еще более захватывающим и драматичным. Сами облака преображаются и становятся чрезвычайно интересным объектом для съемки.

Главная проблема, с которой сталкивается фотограф при контровом свете во время съемки пейзажа – это банальная нехватка динамического диапазона сенсора. Вследствие этого снимок получается либо засвеченным, либо чересчур темным. В последнем случае можно несколько исправить ситуацию средствами графического редактора, вытянув детали из теней.

Помимо отрицательной экспокррекции, при съемке пейзажа в контровом освещении можно использовать режим HDR, объединяя несколько кадров в один.

Обработка фотографий

Зачастую при съемке против яркого источника освещения трудно избежать ошибок в выборе экспозиции. К тому же, динамический диапазон сенсора не всегда справляется с правильным отображением такого разброса яркостей. Обычно снимки получаются затемненными, но при последующей постобработке, как мы уже отмечали, можно исправить недостатки и вытянуть отдельные детали из теневых областей.

На примере редактора Photoshop это выглядит следующим образом:

  1. Открываем фотоснимок и делаем копию слоя.
  2. Используем меню Image – Adjustment – Shadows/Highlights, чтобы скорректировать тени. Параметры придется подбирать опытным путем. В итоге, фотоизображение должно немного осветлиться. Однако нам требуется, чтобы картинка осветлилась не вся, а только ее отдельные области, оказавшиеся слишком затемненными.
  3. Поэтому используем меню Selection – Color Range. Помечаем пипеткой темные участки, которые требуется осветлить.
  4. Далее создаем маску слоя в соответствии с выделенной областью, чтобы нужный нам эффект проявлялся избирательно.
  5. В завершении можно придать картинке большую контрастность и насыщенность красок. Для этого необходимо изменить режим наложения верхнего слоя на Осветление и скорректировать непрозрачность. Создаем копию верхнего слоя, после чего изменяем режим наложения на Мягкий свет. В результате, объект съемки или отдельные участки изображения, которые выглядели чересчур темными, не только осветлились, но и приобрели сочность красок и глубину.

Таким нехитрым способом Вы можете скорректировать полученные при съемке в контровом свете фотографии, добиваясь нужной проработки светлых и темных областей.

Источник: http://www.fotokomok.ru/kontrovyj-svet-osobennosti-semki-i-obrabotki/

Контровой (контровый) свет в фотографии

Тема фотографии в контровом свете – не самая простая, поэтому при изучении ее – следует проявить максимум внимательности и вдумчивости.

Техника съемки контровом свете (контражуре) сложнее других и требует определенного навыка. Не­редко фотолюбители, столк­нувшись с трудностями такого вида съемок, избегают его, хотя контровое осве­щение значительно интерес­нее фронтально-диагональ­ного. Снимки, выполненные в такой технике, имеют своеобразный световой ри­сунок, непохожий на обыч­ный.

 Фотография в контровом свете. © sam_samantha [CC by-nc-sa]

Все предметы со сто­роны фотоаппарата при этом затемнены, почти силуэтны и обведены по краю световым контуром.

Совет

Объем предметов и протяженность объекта съемки в глубину подчеркиваются за счет многоплановости снимка: предметы на переднем пла­не получаются более тем­ными по сравнению с уда­ленными, подсвеченными светом.

Особенно благопри­ятны сюжеты, когда воздух наполнен легкой дымкой, тонким, полупрозрачным ту­маном и темные предметы кажутся окруженными сия­нием по контуру.

При съем­ке с крупным передним пла­ном и выразительными де­талями световой контур хо­рошо выявляет рельеф и фактуру их поверхности. Не менее эффектны снимки зимних пейзажей, на кото­рых также хорошо прораба­тывается фактура снега и достигается иллюзия его искрящейся поверхности, сюжетов с водными поверх­ностями и бликами на ней.

Следует различать два вида контражура: полный контражур и боковой, в пер­вом случае солнце находит­ся прямо перед камерой, и предметы на снимке полу­чаются темными, со слабой проработкой деталей, почти силуэтом.

Ширина линий светового контура, возни­кающих вокруг предметов изображения, зависит от вы­соты солнца над горизонтом: чем оно ниже, тем тоньше контур и тем длинней и на­сыщеннее тени. При более высоком положении солнца общий контраст снижается за счет подсветки теней рас­сеянным светом.

Во втором случае солнце находится спереди и сбоку по отноше­нию к фотоаппарату. Угло­вая зона довольно широка (120—140°), и световой ри­сунок снимков, выполнен­ных при таком освещении, разнообразнее.

 Боковой контражур. Фотограф: Карпин Антон ©.

Правильную экспозицию чаще определяют по ярко­сти теневых участков объ­екта съемки, строго следя при этом, чтобы свет от яр­ко освещенных элементов не попадал в окно светоприемника фотоэкспонометра (а если замер производится цифровым фотоаппаратом – то следует выбрать точечный экспозамер).

Если желательна лучшая проработка деталей в тенях, экспозицию увеличивают на одну ступень, если же, на­оборот, хотят получить ри­сунок более близкий к си­луэтному — уменьшают на одну ступень по сравнению с показаниями экспономет­ра.

При этом виде съемок нельзя проводить экспонометрическое измерение по средневзвешенной яркости объекта съемки, так как в этом случае неминуема не­додержка.

Обратите внимание

Это положение следует учитывать владель­цам автоматических и полу­автоматических камер, ве­личину экспозиции в этом случае надо находить путем измерений с близкого рас­стояния яркости теневых участков объекта съемки и потом снимать с найденны­ми экспонометрическими параметрами, отключив ав­томатику камеры.

При из­вестном навыке можно по­лучать удовлетворительные результаты, используя экспокорректор. Вводимая по­правка, как правило, долж­на быть не менее +2Ev. Определение величины экс­позиции по освещенности требует большого опыте, так как при этом необходи­мо учитывать коэффициент отражения поверхности эле­ментов снимаемого сюжета.

При съемках против све­та можно использовать раз­личные отражающие поверх­ности для подсветки наибо­лее темных участков сюже­та, особенно на переднем плане с целью снижения контраста.

В ряде случаев для подсветки переднего плана можно использовать вспышку, однако при этом на­до учитывать, что многие фотоаппараты со шторко-щелевыми затворами (а у зеркалок – обычно – как раз такой затвор) не могут работать со вспышкой на коротких выдерж­ках.

Контровой свет и архитектура. На этой фотографии – снятой откровенно “против Солнца” мы видим, что фасад здания все же немного освещен. Здесь фотограф использовал в качестве гигантского “отражателя” – окна домов, “Солнечные зайчики” которых так удачно расположились на стене снимаемого здания.
Фотограф: Карпин Антон ©. 

При работе со вспышкой в съемках против света, вели­чину диафрагмы сначала выбирают как обыч­но, без учета естественного освещения, и уменьшают экспозицию на 1 ступень при темном переднем плане и на 1,5—2 ступени — при светлом. Несколько понизить контраст изображения и тем самым улучшить проработ­ку в тенях деталей сюжета можно с помощью смягчающих насадок на объективе в виде специальных свето­фильтров или сетки из кап­ронового чулка.

Включать солнечный диск в кадр, не опасаясь возник­новения рефлексов (т.е. бликов), можно в тех случаях, когда его яр­кость сильно понижена (не ослепляет, если смотреть на него незащищенным гла­зом). Это бывает при низко стоящем Солнце, а также ес­ли оно находится в туман­ной дымке или прикрыто полупрозрачным облаком.

В других случаях нужно так выбирать точку съемки, чтобы диск солнца хотя бы частично перекрывался стволом или веткой дерева, выступающими частями зда­ния и т. п.

Если картина за­ката имеет красно-оранже­вую окраску, следует при съемке использовать голу­бой светофильтр, который будет способствовать луч­шей проработке наиболее ярких участков неба. Для того, чтобы изображение низко стоящего солнца на снимке выходило привычно крупным, нужно при съемке пользоваться телеобъекти­вами.

Читайте также:  Как пользоваться селфи палкой с кнопкой: инструкции и рекомендации

Применение с мало­форматными камерами объективов с F = 135 – 250 мм обеспечивает получение изображения Солнца в соот­ветствии с нашими пред­ставлениями о его разме­рах, когда оно стоит у гори­зонта.

Также отмечу, что если Вы фотографируете против Солнца, то использование бленды становиться очень и очень желательным, ибо иногда только бленда не дает кадру заполниться лишними бликами.

А вот очень толковый видео – урок на эту же тему. Рекомендую к просмотру!

Источник: http://creazon.ru/urok/kontrovoj-kontrovyj-svet-v-fotografii.html

Контровой свет и способы работы с ним

?Categories:Сегодня мы предлагаем вам немного поговорить о контровом свете. При подобном эффекте источник света располагается позади объекта съёмки на близком расстоянии от него. Обычно такой свет используется для подчеркивания глубины снимка и перспективы благодаря теням, отбрасываемым объектами. Он может быть как естественным, так и искусственным.

Контровой свет в пейзаже

При съемке пейзажей контровой свет используется достаточно часто, так как, когда солнце находится прямо напротив камеры, пейзаж зачастую производит впечатление чего-то еще более впечатляющего.

Из-за причудливой формы облаков солнечный свет делает небо столь интересным, что оно само может стать основным объектом съемки и доминировать в кадре.

При использовании такого света в пейзаже, необходимо помнить о том, что когда солнце находится довольно высоко, оно освещает верхнюю часть непрозрачных предметов.

По мере того, как солнце склоняется к горизонту, освещенность верхних частей предметов уменьшается и по краям образуется светлый ореол. Этот ореол контрастирует с более мягким светом, падающим на предмет спереди, и выделяет его на окружающем фоне.

Важно

К примеру, при контровом освещении воды, возникают яркие блики на каждом гребешке ряби или отдельной волны.Также стоит учитывать, что вид и настроение снимка, полученного при контровом освещении, зависит от умения определить экспозицию.

Когда она рассчитана по свету, отражаемому сюжетом в сторону камеры, то получается мягкий снимок с нерезким светлым ореолом, который сливается с фоном и краями самого предмета.

Если экспозицию уменьшить, то световая кайма станет яркой и четкой и будет окружать силуэты предметов, форма которых определяется только этими световыми пятнами.

Портрет на природе

В создании портрета на природе при использовании солнца как источника света, необходимо, чтобы свет падал под малым углом. Другими словами, лучше всего, если съемка будет проводиться либо ранним утром, либо поздним вечером, когда солнце находится недалеко от горизонта.

Если у модели длинные распущенные волосы и на улице ветрено, нужно поставить ее так, чтобы ветер дул по направлению к солнцу.Для того, чтобы подчеркнуть светлый контур, возникающий на волосах модели при съемке в контровом свете, необходимо найти темный фон.

Если удастся найти фон хотя бы немного темнее объекта, этого будет вполне достаточно для нужного контраста. В качестве подобного фона подойдут деревья с зелеными листьями и тенями, темная стена или теневая сторона строения.

Для равномерного распределения света по волосам необходимо поставить модель в правильное место. Солнце должно быть прямо позади вашего объекта или слегка смещено с линии центра.Также, во избежание бликов, необходимо следить за тем, чтобы солнечные лучи не попадали в объектив.

В таких ситуациях очень выручает бленда. Однако же блики могут быть еще одним специальным приемом для усиления эффекта от контрового света на фотографии.

Контровой свет в студии

В портретной съемке очень важен контраст – разница между резкостью и размытостью. И контровой свет – как раз тот прием, который способен его дать.

Совет

При этом свет, идущий сзади, может создавать светлый контур по краям волос модели – великолепный контраст между головой и фоном, а также в целом способствовать созданию чистого, ангельского образа.

С использованием контрового света можно сделать эффект «светящегося силуэта» – сам объект съемки оставить темным, а вокруг него получить светлую обводку. Для получения такого эффекта желательно, чтобы источник освещения в кадр не попадал, чтобы не «слепить» фотоаппарат.

Достигается это сужением поля кадра, которое обеспечивается увеличением фокусного расстояния объектива. Однако же «слепое пятно» может быть специальным художественным приемом.Помните, что контровой свет призван отделять объект от фона и может усиливать драматичность снимка. Так, в театральном освещении контровой свет используется для того, чтобы выделить актеров и придать трехмерность сцене.

Проблемы

Что касается экспозамера, при работе с контровым светом с самого начала необходимо отдавать себе отчет, какой именно эффект вы хотите получить. Если вы хотите добиться белого пересвеченного фона, необходимо замерять экспозицию по стороне объекта, повернутой к фотографу.

Если вы задумали показать силуэт на ярком фоне, производите замер по фону, как в случае со съемкой заката.Если вы хотите воспроизвести солнечную дымку, спрячьте источник света за моделью или за объектом в кадре (например, за листвой деревьев), минимизируйте количество фона и настраивайте экспозицию по лицу модели или листве в кадре.

Попробуйте разные ракурсы, это поможет контролировать количество бликов в кадре.Блики в кадре и снижение контрастности снимка можно отнести как к минусам контрового освещения, так и к специальным художественным приемам.

Но основная проблема, которая возникает при съемке в подобном свете, — нехватка динамического диапазона у фотоаппарата, когда камера «слепнет» — либо источник света размазывается в большой белый «блин», либо все вокруг получается слишком темным. Но и этот недостаток может стать специальным художественным приемом.

Блики и зайчики могут мешать вам практически при любой съемке в контровом свете. Практически все объективы при попадании в кадр источника яркого света склонны к ловле подобных «зайчиков». На фотографии подобные «зайчики» проявляются в виде цветных пятен, появляющихся, как правило, вокруг источника света и симметрично ему относительно центра кадра.

Появления солнечных зайчиков можно избежать, если вынести источник света за кадр и использовать защитную бленду. Если же солнце находится непосредственно в кадре, смиритесь с «зайчиками», они неизбежны.Еще более сложные условия возникают тогда, когда вы снимаете солнце, светящее сквозь облака.

Свечение облаков, отражающих солнце, может быть очень ярким и дополнительно «слепить» вашу камеру.

В этом случае вы можете снимать с отрицательной экспокоррекцией и в последующем вытягивать тени при пост обработке фото, или же снимать нескольких кадров в режиме брекетинга, когда фотоаппарат автоматически делает три кадра с разными значениями параметров экспозиции, и в дальнейшем сводить их в одно изображение HDR.

Следите также за тем, как контровой свет отражается от освещаемой поверхности. Он отражается в сторону объектива под углом зеркального отражения, и, таким образом, способен образовать на объекте съемки слишком высокую яркость. Тогда освещаемые участки неизбежно выходят в область передержек, не пропечатываются на снимке, теряют фактурность. Хотя, как уже говорилось выше, это может быть еще одним из приемов.

Благодарим за предоставленные фотографии: Михаила Боярскова, Alessio Andreani, Алена Валлиора, Mikko Lagerstedt, y2-hiro, Светлану Беляеву, Романа Климентьева, Альберта Поцея, Serj Longray, Тимура Ахметова, Дэвида Кеохкеряна.

Если вы хотите читать интересные материалы в своей френд-ленте, не забывайте подписываться на наш блог, добавив нас в друзья.

Источник: https://nikonofficial.livejournal.com/42781.html

Контровый свет в фотографии

Победителями не рождаются. Победителями становятся! И Вы, однажды, почувствуете разницу между фотками плоскими и фотографиями объёмными.
Это значит, пришло время узнать о том,  что такое контровый свет в фотографии и что такое боковое освещение.

Для человека (фотографа) думающего эйфория проходит быстро.
Первые часы, дни и даже недели общения с новым (а может первым) фотоаппаратом пролетают мгновенно.
А если Вы личность стремящаяся, столь стремительно приходит и осознание.

И точно!
Всё как-то не так получается.

Продавцы за прилавком слащаво пели песни продажные.
В Интернет форумах Вас убаюкивали будущими потенциями.
«Гуры» на ВЕБинарах байки рассказывали. Про Ваше светленькое будущее.
Ну, когда денег много зарабатывать будете. На фотках стоковых и свадебных.

А тут…
На мониторе «фотика» картинка шикарная, а как загрузишь её в компьютер, да как посмотришь на большом мониторе, так и задумаешься.
И, как ни старайся, не получается фотка классная.

Обратите внимание

А Вы «отлипните» от «гуров» и продажников.
Работа у них такая – сказки рассказывать, да деньги зарабатывать. 

И прикоснитесь к знаниям классическим.
Тем, что рождены (порой) много столетий назад тому и проверены практикой несметное раз количество.
На этот раз – знаниям о том, что такое контровый свет и как фотографировать надо, когда источник света расположен за объектом съёмки.  

Хотя бы для того, чтобы понять, что фотографию фотограф создаёт.
Не фотоаппарат, не оптика, не матрица, не принтер…

И знаете, что нужно сделать?
Вам нужно взять знания истинные. О том, как научиться фотографировать. И настолько, насколько сможете.

А после этого применить знания на практике. Чтобы получить результат.
А после – результат оценить нужно, проанализировать и сделать выводы.
И снова: теория – практика – подведение итогов.

Последовательно, не спеша, целенаправленно.
Именно этот путь приведёт Вас на тропу, по которой ходят те, кто уже это понял.
Те, кто уже знают, умеют и являются умелыми фотографами.

Если Вы ещё не пробовали, то обязательно нарвётесь. И многократно.
На те условия освещения, когда и фотографию-то сделать хорошую невозможно.
В такие ситуации будете «влетать», фотограф думающий, что ни в сказке сказать!
И всё, как будто нарочно кто-то будет Вам козни строить.

Так что же делать? Учиться, учиться и

А ещё – посмотреть, что и как можно сделать, когда встречаются, на пути фотографа, световые условия жёсткие.
Потому и приготовил я для Вас ещё один PDF отчёт.
«Контровой свет и боковое освещение в фотографии» называется.
Дарю. Совсем бесплатно!

Что в этом отчёте?

Истории и снимки, повествующие о том, что такое контровый свет в фотографии.
Рекомендации, что рисковать надо во время фотосъёмки и фотографировать в контражуре.
Ведь только съёмка в контровом свете поможет Вам создать фотоснимки контрастные, яркие, воздушные, стильные, необычные.

А ещё там советы имеются, что на собственной шкуре проверены.

Важно

О том, как фотографировать в контровом свете.
О том, как победить жёсткий контражур и, конечно, сделать его союзником.
О том, как применять на практике тональную, воздушную и масштабную перспективы.
Те самые классические приёмы, которые позволят Вам создать на фотоснимке иллюзию объёма.

О том, что контровое освещение – Ваш друг и помощник в создании фотографий классных!  

И немного о том, как улучшаются фотографии, когда основной источник света находится сверху и сбоку.
Ведь, когда Вы применяете боковое естественное освещение, оно помогает Вам стать настоящим фотохудожником.
И не только в пейзажной и репортажной фотографии, но и в портретной.

Да! Чуть не забыл.

На самом деле это не козни. И никто Вас не «подставляет».
Всё это – уроки, испытания, экзамены.
И, если рассмотреть детально, в любви они созданы.
Специально для Вас и процветания Вашего. Нынешнего или будущего.
Воспользуйтесь!

В общем, надеюсь, Вы поняли.
PDF отчёт лаконичный, насыщенный, ценный.
«Мыша» давите и забирайте.
Мышкой, то есть, кликните по картинке, что ниже! И будет Вам PDF отчёт. 

Или кликните по картинке “Хочу узнать!”

Читайте также:  Стабилизатор изображения оптический или цифровой что лучше выбрать

Потому, что знание о том, что такое контровый свет в фотографии  и что такое боковое освещение, Вам очень пригодится. И не шучу, во время каждой серьёзной фотосессии.

Источник: https://zimfor.ru/kak-snimat-v-kontrovom-svete.html

Контровый свет в фотографии – Основы фотографии на fotopiloto.ru

Контровый свет в фотографии – это любой свет, который расположен позади объекта съемки. Такое освещение создает линию светового контура, которую можно расширять, увеличивая интенсивность или удаляя источник света от объекта. Поэтому этот свет также часто называют контурным.

Для контрового света очень удобно использовать студийные вспышки с сотовыми насадками. Освещая объект съемки со спины, с помощью такой системы, легко направить поток света точно на определенную область. Без насадки свет распределялся бы в очень широкой области.

Когда вам нужно подсветить небольшую область со спины объекта съемки, источник света с сотовой насадкой просто незаменим.

Сотовая насадка на студийную вспышку – это модификатор света, ячеистая структура которого позволяет направлять поток света вперед, создавая эффект светового пятна Студийная вспышка с сотовой насадкой
Вот первый пример мужского портрета в контровом свете Лицо модели освещено небольшим софтбоксом, расположенным над камерой. Две студийные вспышки расположены сзади объекта и немного выше него. Оба они укомплектованы 20-градусными сотовыми насадками и направлены на боковые стороны лица. Освещенность от них была на одну ступень диафрагмы больше, чем от софтбокса

Контровый свет используется в фотографии для того, чтобы отделить объект съемки от фона. Традиционно он располагается над объектом съемки немного позади него.

Но воспринимать это как догму не следует, вы можете размещать этот источник там, где он более уместен в каждом конкретном случае.

Иногда для отделения объекта съемки, от фона фотографируемого освещают источниками света, расположенными по сторонам от него и при этом немного позади него, подсвечивая плечи и обе стороны головы объекта съемки.

Благодаря этим источникам света на боковых сторонах лица и плечах фотографируемого появляются ярко освещенные места. В качестве таких источников очень подойдут студийные вспышки с сотовыми насадками, которые помогают концентрировать свет на одной стороне лица.

Еще пример использования контрового света в портрете чернокожего мужчины с дредами Студийная вспышка с открытым рефлектором и желтым светофильтром установлен слева сзади модели. Этот источник осветил также и серый фон. Вторая студийная вспышка с 20-градусной с сотовой насадкой и сложенными вместе зеленым и желтым светофильтрами был размешен справа от модели, немного выше и позади. Белый отражатель перед мужчиной был установлен, для того чтобы часть света отраженная от студийной вспышки, попала на его лицо. Освещенность темных областей лица на 2,5 ступени диафрагмы меньше освещенности светлых частей.

Упражнения – Осветите объект спереди софтбоксом или источником с зонтичным отражателем.

Установите сзади объекта еще один источник с сотовой насадкой, который будет создавать контурный свет или освещение волос.

Подберите местоположение этого источника, чтобы он освещал только волосы человека или создавал световой контур объекта съемки. Сделайте так, чтобы освещенность от обоих источников была одинаковой.

Для второго снимка сделайте так, что освещенность от софтбокса была на две ступени диафрагмы меньше, чем освещенность от студийной вспышки с сотовой насадкой. Затем попробуйте реализовать еще более экстремальное соотношение освещенности (например, с разницей в четыре ступени диафрагмы).

Опустите источник света ниже и подвиньте его немного вперед, чтобы лучше осветить боковую сторону лица. Важно, чтобы контровый свет поступал немного из-за спины объекта съемки, так как мы хотим, чтобы он отражался от боковой стороны лица, создавая ярко освещенное пятно, которое засветит все детали на боковой стороне объекта съемки.

Такой свет четко определит форму лица, создав высококонтрастный край. Поэкспериментируйте с различным соотношением освещенности от двух источников. Чтобы получить более основательный практический опыт попробуйте менять положение источника света.

Контровый свет может быть использован не только при съемках человека, но и при съемках неодушевленных предметов.

Источник: http://fotopiloto.ru/osnovy-fotografii/kontrovyi-svet-v-fotografii

Контровой свет в фотографии – ФотоКто

Контровым мы называем такое положение света, когда источник расположен за объектом съемки. Источник не обязательно должен находиться ровно за спиной модели, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади.

Наверняка, вы хоть раз вы слышали от непрошеных советчиков категоричное: «Против света не снимать!». И в этом есть доля правды: при таком освещении очень легко получить непонятную тень в кадре вместо хорошего портрета.

Здесь мы попробуем развеять миф и выяснить, как использовать контровой свет для получения прекрасных фотографий.

Съемка в контровом свете возможна, если уметь правильно этим светом распоряжаться. Самый простой способ – использовать вспышку, для того, чтобы лицо снимаемого (если мы, например, создаем портрет в контровом свете) по яркости не уступало фону.

Совет

Если модель располагается близко к камере, то старайтесь следить за тем, чтобы вспышка не пересветила лицо. Для этого можно ввести отрицательную коррекцию вспышки, уменьшить мощность импульса. Или прикрыть вспышку рассеивателем: можно самодельным – простым листом белой бумаги или салфеткой.

Свет на лице станет мягким, и у вас будет шанс избежать не только пересвета, но и неприятных бликов на коже.

Как снимать в контровом свете, когда нет под рукой вспышки, или вспышка бесполезна (если, например, снимаете пейзаж), но все равно хочется получить достойное изображение? Попробуйте правильно настроить камеру.

Для съемки в контровом свете имеет смысл выбрать точечный режим экспозамера – камера в этом случае будет замерять количество света по главному объекту съемки, на который попадает точка замера.

Попробуйте применить положительную экспокоррекцию – величину ее можно подобрать опытным путем: может быть, хватит ½ ступени, а может быть, придется выставлять 2 или 3. Так вы сможете проработать детали, попавшие в тень.

Нужно помнить, однако, что придется пожертвовать яркостью фона: фон будет пересвеченным, объекты на нем будет плохо видно (или не видно вообще), но это при фотографировании в контровом свете это выглядит совершенно естественно.

z

Если источник света попадает в кадр, то на снимке могут появиться блики – часто они смотрятся эффектно, но могут стать помехой в изображении.

Если же мы хотим получить красивый силуэт, и детали переднего плана нам не важны, то можно обойтись без точечного режима замера и экспокоррекции. Фон будет хорошо виден, а главный объект съемки – сильно затенен.

Чтобы такой снимок получился удачным, нужно внимательно следить за выразительностью силуэта. Например, если снимаете лицо, то лучше располагать его в профиль.

Обратите внимание

Если в кадре несколько человек, старайтесь располагать их так, чтобы силуэты не сливались, не пересекались между собой, были выразительными и четкими.

z

Очень эффектно смотрится съемка прозрачных или полупрозрачных предметов в контровом свете – можно получить очень приятный свет в кадре, с красивыми очертаниями снимаемого предмета.

Источник: http://prophotos.ru/lessons/14946-kontrovoy-svet-v-fotografii

Источник: http://fotokto.ru/blogs/kontrovoi-svet-v-fotografii-8847.html

Контровой (контровый) свет в фотографии

Эта статья – “рерайт” одной очень, очень старой статьи… тем не менее – до сих пор не потерявшей своей актуальности. Тема фотографии в контровом свете – не самая простая, поэтому при изучении ее – следует проявить максимум внимательности и вдумчивости. Техника съемки контровом сеете (контражуре) сложнее других и требует определенного навыка.

Нередко фотолюбители, столкнувшись с трудностями такого вида съемок, избегают его, хотя контровое освещение значительно интереснее фронтально-диагонального. Снимки, выполненные в такой технике, имеют своеобразный световой рисунок, непохожий на обычный.

Все предметы со стороны фотоаппарата при этом затемнены, почти силуэтны и обведены по краю световым контуром. Объем предметов и протяженность объекта съемки в глубину подчеркиваются за счет многоплановости снимка: предметы на переднем плане получаются более темными по сравнению с удаленными, подсвеченными светом.

Особенно благоприятны сюжеты, когда воздух наполнен легкой дымкой, тонким, полупрозрачным туманом и темные предметы кажутся окруженными сиянием по контуру. При съемке с крупным передним планом и выразительными деталями световой контур хорошо выявляет рельеф и фактуру их поверхности.

Не менее эффектны снимки зимних пейзажей, на которых также хорошо прорабатывается фактура снега и достигается иллюзия его искрящейся поверхности, сюжетов с водными поверхностями и бликами на ней.

Следует различать два вида контражура: полный контражур и боковой, в первом случае солнце находится прямо перед камерой, и предметы на снимке получаются темными, со слабой проработкой деталей, почти силуэтом.

Ширина линий светового контура, возникающих вокруг предметов изображения, зависит от высоты солнца над горизонтом: чем оно ниже, тем тоньше контур и тем длинней и насыщеннее тени. При более высоком положении солнца общий контраст снижается за счет подсветки теней рассеянным светом.

Во втором случае солнце находится спереди и сбоку по отношению к фотоаппарату. Угловая зона довольно широка (120—140°), и световой рисунок снимков, выполненных при таком освещении, разнообразнее. 

Правильную экспозицию чаще определяют по яркости теневых участков объекта съемки, строго следя при этом, чтобы свет от ярко освещенных элементов не попадал в окно светоприемника фотоэкспонометра (а если замер производится цифровым фотоаппаратом – то следует выбрать точечный экспозамер).

Важно

Если желательна лучшая проработка деталей в тенях, экспозицию увеличивают на одну ступень, если же, наоборот, хотят получить рисунок более близкий к силуэтному — уменьшают на одну ступень по сравнению с показаниями экспонометра.

При этом виде съемок нельзя проводить экспонометрическое измерение по средневзвешенной яркости объекта съемки, так как в этом случае неминуема недодержка.

Это положение следует учитывать владельцам автоматических и полуавтоматических камер, величину экспозиции в этом случае надо находить путем измерений с близкого расстояния яркости теневых участков объекта съемки и потом снимать с найденными экспонометрическими параметрами, отключив автоматику камеры.

При известном навыке можно по¬лучать удовлетворительные результаты, используя экспокорректор. Вводимая поправка, как правило, должна быть не менее +2Ev. Определение величины экспозиции по освещенности требует большого опыте, так как при этом необходимо учитывать коэффициент отражения поверхности элементов снимаемого сюжета.

При съемках против света можно использовать различные отражающие поверхности для подсветки наиболее темных участков сюжета, особенно на переднем плане с целью снижения контраста.

В ряде случаев для подсветки переднего плана можно использовать вспышку, однако при этом надо учитывать, что многие фотоаппараты со шторко-щелевыми затворами (а у зеркалок – обычно – как раз такой затвор) не могут работать со вспышкой на коротких выдержках. Контровой свет и архитектура.

На этой фотографии – снятой откровенно “против Солнца” – мы видим – что фасад здания все же немного освещен. Здесь фотограф использовал в качестве гигантского “отражателя” – окна домов, “Солнечные зайчики” которых так удачно расположились на стене снимаемого здания.

При работе со вспышкой в съемках против света, величину диафрагмы приблизительно выбирают как обычно, без учета естественного освещения, и уменьшают экспозицию на 1 ступень при темном переднем плане и на 1,5—2 ступени — при светлом.

Несколько понизить контраст изображения и тем самым улучшить проработку в тенях деталей сюжета можно с помощью смягчающих насадок на объективе в виде специальных свето-фильтров или сетки из капронового чулка.

Включать солнечный диск в кадр, не опасаясь возникновения рефлексов, можно в тех случаях, когда его яркость сильно понижена (не ослепляет, если смотреть на него незащищенным глазом). Это бывает при низко стоящем солнце, а также если оно находится в туманной дымке или прикрыто полупрозрачным облаком.

В других случаях нужно так выбирать точку съемки, чтобы диск солнца хотя бы частично перекрывался стволом или веткой дерева, выступающими частями здания и т.п. Если картина заката имеет красно-оранжевую окраску, следует при съемке использовать голубой светофильтр, который будет способствовать лучшей проработке наиболее ярких участков неба.

Для того, чтобы изображение низко стоящего солнца на снимке выходило привычно крупным, нужно при съемке пользоваться телеобъективами. Применение с малоформатными камерами объективов с F=135-250 мм обеспечивает получение изображения солнца в соответствии с нашими представлениями о его размерах, когда оно стоит у горизонта. При съемках такого характера желательно использовать бленду.

Читайте также:  Как фотографировать детей в движении: что нужно знать каждому

Источник: http://www.fotkis.ru/fotografam-na-zametky/397-kontrovoi-kontrovyi-svet-v-f.html

Что собой представляет контровый свет в фотографии и чем он отличается от других?

Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Дорогие фотографы, вы понимаете, что фотография свидетельствует светопись, и это, вправду, рисунок посредством света. Освещение имеет немыслимое значение.

Можете ли вы с ним трудиться? Понимаете, какие конкретно варианты бывают? В случае если нет – моя статья вам понадобится.

Совет

Обо всем вероятном освещении, само собой разумеется, говорить я сходу не буду – меня интересует контровой свет в фотографии. Скажем, данный вид не так популярен, вместе с тем употребляется и возможно весьма ясным. Он специфичен, сложен и употребляется далеко не всегда.

Выделен таковой свет в особенную категорию неслучайно, в фото он имеет собственный назначение.

Схема света

Будет логичнее мало поведать по большому счету о типах освещения, а после этого раскрыть термин “контровой свет”.

Само собой разумеется, мы не затронем такие неспециализированные условия съемки, как на улице и в помещении (и соответствующий свет).

Но будем не забывать о том, что световые лучи возможно отыскать при любых событиях и будут они разны. Свет может размешаться под особенным углом к объекту (либо фотографу), в силу чего выделяют:

  1. Фронтальный, что стоит перед объектом и светит прямо на него.
  2. Боковой – соответственно, совершенно верно сбоку от объекта. Считается, одним из самых выигрышных. Пограничными являются скользящий вариант и диагональный (под углом в 45 градусов).
  3. Контровой. Находится позади модели и словно бы очерчивает ее контур. Подробнее о нем ниже.

Перечисленными видами все достаток световых ответов не ограничивается. Имеется кроме этого рисующий, заполняющий, моделирующий, фоновой и другие. Но это уже совсем вторая история, а правильнее – классификация, и относится грубо говоря к “науке” разного замысла схем света.

Верные и по большому счету вероятные комбинации источников особенно необходимо знать тем, кто трудится в закрытом помещении с несколькими устройствами. В большинстве случаев это особые фотостудии. В них вы сами творец и автор, но одновременно с этим вся ответственность также на вас, в отличие от более ограниченных условий освещения на улице в конкретный момент.

Контровой свет: понятие, условия и принцип работы

Медлительно, но правильно мы приближаемся к пониманию, что такое контражур. Тип света очень противоречивый, содержит много опасностей. Значительно чаще он достаточно сильный, отчего появляется возможность бликов, чрезмерного затемнения и пересветов главного объекта.

Не смотря на то, что в случае если вам принципиально важно выделить только форму либо силуэт, то предмет либо человек в полной мере может остаться в тени. Более того, начинающим фотографам рекомендуют избегать ситуации, в то время, когда солнце либо осветитель находится прямо перед вами и направлен в камеру (т.е. практически контровой свет).

Так как этот фактор может сломать объектив, не говоря о самом изображении. Но я не напрасно упомянул как раз новичков, умелый фотолюбитель сможет каждые условия обернуть в собственную пользу и, например, применять дополнительный неестественный свет, комплект отражателей для управления световым потоком.

Контровое освещение считается хорошим вариантом, дабы выделить в портретной съемке профиль человека, линии его фигуры, создать некоторый безобидный либо же, напротив, драматичный образ, другими словами фото в контровом свете.

Но оно возможно не единственным источником. В так именуемом контровом моделировании свет позади кроме этого присутствует, но не есть главным. Он всего лишь направлен на какую-либо часть, допустим, на волосы человека, придавая прядям золотистый блеск и завлекая к ним внимание.

Само собой разумеется, такие непростые схемы эргономичнее разбирать в студии. В том месте вы имеете возможность поэкспериментировать и разместить контровик совершенно верно сзади человека, чуть сбоку либо сверху. Не забывайте, что при приближении его к модели, световой пучок значительно уменьшается в размерах, становясь одновременно интенсивнее.

Съемка в контровом свете

Пейзажисты обожают применять контражур. Кроме того часто включают солнце в свои работы – смело и эффектно. Что стоит учесть при таковой задумке?

  • Во-первых, солнце выигрышно смотрится, располагаясь по правилу золотого сечения.
  • Во-вторых, броский источник возможно прикрыть вторым объектом (деревом, строением и пр.) и расставить выговор на исходящих от него лучах.
  • В-третьих, дабы справить с таким динамическим диапазоном, возможно купить серые, поляризационные фильтры.
  • В-четвертых, съемка в raw окажет помощь вам. Таковой формат не только разрешит вытянуть через чур чёрные объекты и разобраться с массой бликов, но и создать высококлассные hdr фотографии.
  • В-пятых, пристально трудитесь с экспозамером. В зависимости от того, на чем вы сфокусируетесь – ярких, средних по тону элементах и тех, что ближе к тёмному, такие параметры и будут определять итог.

Поразмыслите, с каким снимком будет трудиться потом легче: с тем, где многие части недоэкспонированы, но прекрасно различим свет, либо же напротив? А возможно выбрать тот, что приведен к некой норме по свету и тени?

Желаю в конце сделать абзац, что обобщит вышесказанное. Исходя из понятия контрового света, его уместно применять не в любых ситуациях. Это смогут быть следующие события, к примеру:

  1. Нужно сделать объемное изображение со светотеневым рисунком. Конечно, заднее освещение никак не окажет помощь в этом, поскольку вы получите, возможно сообщить, прямо противоположное фото: отсутствие деталей и плоский объект.
  2. С контровиком появляются выраженные границы форм, большой контраст. В случае если хочется сделать ласковый, мягкий снимок, то выберите иное освещение для не.
  3. Неяркий источник света. Тут кроме этого я бы не рекомендовал делать снимок, по крайней мере с целью выделения силуэта, по причине того, что оказаться может что-то невнятное, появится чувство недоделанности: ни количества, ни контура.
  4. Высокий уровень качества фото. Контровой свет дает такую интенсивность, что переэкспонирование появится фактически 100 процентно. С этим возможно бороться в фоторедакторах, но возможности не бесконечны. В большинстве коммерческих съемок, где принципиально важно представить товар выгодно и четко, лучше придерживаться классики фотографии.

Вот и все, что я желал вам поведать. Сохраняю надежду у вас сложились неспециализированные представления о контровом свете? Перед тем как проститься с вами, желаю дать совет вам курс — Цифровая зеркалка для новичка 2.0.

Весьма понятный и несложный в понимании видео курс. Завоевал доверие многих начинающих фотографов. Курс подробно вам растолкует, что собой воображает зеркальный фотоаппарат и каковы его возможности.

До свидания, до скорых встреч! Статьи на актуальные темы появляются систематично, и если вы подписаны на новости, то вам несложнее будет о них выяснять. Заходите на блог почаще и приглашайте друзей!

Постановочное освещение 3. Контровой, моделирующий и фоновый света

Самые интересный результаты подобранные по Вашим интересам:

  • Черно-белые свадебные фото. классика жанра в свадебных фотографияхЧерно-белые свадебные фото Свадебные фотографии в черно-белом варианте Сравните цветные свадебные фотографии с хорошими черно-белыми. Какие конкретно…
  • Гламурная фотографияФотосессия в стиле “Гламур” Гламурная фотография Любая юная дама желает смотреться прекрасной, стильной и притягательной не только в повседневной судьбе,…
  • Студия свадебной фотографии два даКак вы думайте, из-за чего студия свадебной фотографии имеет такое занимательное наименование: “Два Да”. Возможно, все дело в том, что сделана она, чтобы…
  • Как подобрать свадебного фотографа?Здравствуйте, глубокоуважаемые читатели моего сайта! Сейчас предлагаю поболтать на тему того, как не совершить ошибку с выбором свадебного фотографа. Я…
  • 7 Ошибок при выборе свадебного фотографаОдно время я интересовалась свадебной съёмкой – и для себя, и для некоего приобретения опыта фотографа. Наблюдения были увлекательными, и сейчас я…
  • Правила коммерческой фотосъемки обувиФотосъемка обуви – это объединенный жанр фотографии, в который входят не только базы предметной съемки, но и базы жанра “фэшн” и “гламур”. Навыки…

Источник: http://foto-matrix.ru/chto-soboj-predstavljaet-kontrovyj-svet-v/

5 советов, как сделать ваши фотографии с контровым освещением еще лучше

Кристин Докоза (Kristin Dokoza)

Мой самый любимый тип освещения, который мне нравится изучать и с которым я люблю сфотографировать – это контровый. Я люблю дымку, сияние и теплое свечение. При этом я не считаю, что этот тип света прост в освоении, но, как только вы научитесь работать с ним, он сможет действительно придать вашим изображениям ощущение чуда и волшебства.

Фильтруйте свет

Используйте элементы фона, чтобы отфильтровать сильный свет. Найдите область с деревьями, кустами или высокой травой, чтобы фильтровать свет позади объекта съемки. Это также поможет предотвратить появление бликов, давая вам тот самый эффект ореола. Ищите элементы, которые могут помочь добавить глубины и скомпоновать кадр.

Добейтесь правильной экспозиции

Чтобы получить правильную экспозицию на объекте съемки, я предпочитаю точечный замер по более темной или затененной части лица своего персонажа.

Потому что, когда вы снимаете с ярким прямым светом перед вами, ваш экспонометр будет пытаться недодержать изображение. Я обычно на своем Canon 5D Mark III передерживаю на +1/2 – +1 вправо.

Просто следите за появлением отвлекающих выбитых светлых областей.

Двигайтесь!

Если вы любите световую дымку, ловите ее в кадре. Вы можете включить в кадр солнце и захватить эффектную дымку и сияние. Не перемещая объект съемки, устраните этот свет, либо сдвинувшись по направлению к нему, либо воспользовавшись зумом. Теперь с каждым щелчком затвора у вас будут получаться кадры с разным ощущением.

Блокируйте свет

Мой любимый способ работать творчески с сильным контровым светом – это поместить своих персонажей прямо перед солнцем. Чтобы получить правильную экспозицию и фокус на своих персонажах, вы, скорее всего, выбьете света на фоне. Это даст вам изображение в высоком ключе.

Двигайтесь вокруг своих персонажей и смотрите, как свет меняет ощущение от изображения. Возможно, вы захотите полностью блокировать свет. Или, небольшими движениями в сторону, вверх или вниз, вы можете получить немного свечения.

Чтобы правильно поставить фокус, ищите контрастные области.

Будьте внимательны!

Также следите за светом позади себя! Если вы не используйте отражатель для отражения этого света на объект съемки, ищите естественные отражатели. Это может быть тротуар, вода, прибой на пляже, любая светлая поверхность. Я использовала для отражения света на своих персонажей даже здания. Еще одна маленькая хитрость – носите белый.

Вы можете стать сами себе отражателем! Находясь на большом лугу, ищите области, которые не только смогут стать красивым фоном для ваших персонажей, но и те, где пространство позади вас будет чистым. Если я стою глубоко в тени, то знаю, что мне не будет доступно никакого света для отражения на своих персонажей.

Нужно искать баланс между тем, где вы хотите расположить своих персонажей в открытой тени и тем, как ведет себя свет позади вас.

В белой рубашке, я отражаюсь в ее глазах.

Использование прибоя и света, отраженного от пляжа, как естественного отражателя.

Позади меня находятся здания. Солнце садится, падает на здания и отражается на нее. Отлично!

Съемка с контровым светом требует практики. Если у вас под рукой нет людей для использования в качестве персонажей, подойдут растения и неживые объекты. Эти советы работают лучше всего при съемке в ручном режиме, и я снимаю в RAW.

Съемка в контровом свете является очень творческой, а RAW помогает мне вернуть света, добавить контраста и поправить баланс белого.

А самое главное, получайте удовольствие! Мне от восторга кружит голову, когда удается захватить этот сильный, красивый контровый свет.

Обратите внимание

Все изображения были сняты на Canon 5D Mark III, Canon 70-200L, Canon 24-70L и Canon 35L.

Оригинальная статья: http://www.clickinmoms.com/click/5-tips-make-backlit-photos-even-better

Источник: https://www.datacolor.ru/5-tips-make-backlit

Ссылка на основную публикацию