Что такое макросъемка: что скрывается под этим пониманием

10 хороших советов и небольших хитростей для съемки в макрорежиме

by Adrian Sommeling

Цифровая макросъемка – увлекательный, захватывающий, веселый и популярный жанр.

Фотографии, сделанные подобным способом, выделяются среди всех остальных изображений, ведь всегда интересно увидеть детали, которые раньше были незаметны из-за их размеров. С тех пор, как в 1899 году У.Х.

Уолмсли (W.H. Walmsley) впервые предложил термин “макросъемка” своим коллегам, прошло много времени, но суть его не поменялась.

Макросъемка – это искусство фотографирования чрезвычайно мелких объектов так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть. В роли “моделей” выступают цветы, насекомые, любые небольшие предметы.

Обратите внимание

Извечный вопрос, который будоражит умы фотографов о том, как определить – макро ваша съемка или нет? Определяется следующим образом: по соотношению масштабов (1:1, 1:2 и так далее) и так называемому максимальному коэффициенту воспроизведения (MMR).

Он означает самый значительный из всех возможных процент увеличения в сравнении с реальными размерами объекта, который может предложить камера.

by bug eye

Существует много видов макрообъективов, у них варьируются коэффициенты масштабирования.

Например, модель с параметрами 1:1 обеспечит изображение с большим количеством деталей и лучшим разрешением, чем 1:2 или выше. В качестве эталона специалисты принимают именно такие объективы.

Однако, широкая аудитория называет макросъемкой работу с любой камерой, способной создавать изображения крупным планом.

Вот 10 небольших хитростей и полезных советов, которые помогут совершенствоваться в интересном и занимательном жанре.

by Mark Iocchelli

by Mark Iocchelli

Выбирайте камеру правильно

Практически все камеры, даже в мобильных телефонах, оснащены специальным макрорежимом. Но, если вы планируете полноценно работать в жанре, поменяйте подход к выбору техники. Чтобы серьезно заниматься макросъемкой, понадобится специальный макрообъектив и DSLR-оборудование, способное передавать изображения 1:1, в натуральную величину. Существует несколько приемов, которые мы опишем чуть ниже.

У современных цифровых фотоаппаратов – высокочувствительные сенсоры. Это дает много возможностей, которые помогают контролировать ход съемки. Если у вас нет зеркальной фотокамеры, безусловно, стоит ее приобрести.

Подберите подходящий объектив

Важно

Макросъемка – жанр, в котором качество объектива важнее, чем параметры камеры. Настоящий макрообъектив – устройство с коэффициентом увеличения 1:1, но на рынке есть и впечатляющие модели на 1:5 (например, Canon MP-E 65mm F / 2.8 1-5x Macro Lens).

Это обозначает, что вы сможете увеличивать размеры изображения в пять раз, по сравнению с первоначальными.

В частности, если нужно передать детали на снежинке, необходимо что-то лучшее, чем традиционная техника 1:1 – масштаб, который поддерживает большинство макрообъективов.

На снимках, сделанных камерами с полнокадровыми сенсорами, четырехмиллиметровый кристаллик льда будет занимать всего 2% кадра, потребуется большее «заполнение». Таким образом, объектива 1:1 недостаточно для съемки чего-то более сложного, чем небольшой стандартный предмет. Можно использовать с ним дополнительные приспособления – такие, как макрокольца-удлинители.

Использование макроколец

Макрокольца представляют собой полые трубки, которые закрепляются между объективом и камерой, увеличивают расстояние. Так передний элемент конструкции будет максимально близким к объекту съемки, а значит, увеличение станет большим.

Если нет возможности воспользоваться специальным макрообъективом (не позволяют финансы), кольца – хорошая замена. Однако, у них есть и недостатки – прежде всего, светопотеря, в зависимости от длины приспособления. Макрокольца с одним сегментом – около 12 мм, двумя – 20 мм.

Глубина резкости уменьшается, так как вы приближаетесь к объекту съемки, и получить результат в фокусе будет сложнее. Между объективом и камерой исчезает “электрическое” соединение, и работать с автофокусом становится невозможно.

Но следует знать, что в любом случае, с макрокольцом результат выходит лучше, чем со стандартным зумом.

пример конструкции для макрофотографии

Фильтры Close-Up

Совет

Close-Up – фильтры для крупного плана. Их действие можно сравнить с работой увеличительного стекла. Они масштабируют объект, но качество изображения несколько снижается, как и количество света, попадающего на линзу.

Фильтры стоят недорого, будут хорошим подспорьем для веселых экспериментов, если у вас нет макрообъектива.

Для них существует градация: +1, +2, +5 и так далее, чем больше цифра, тем сильнее увеличивают фильтры, и тем меньшее количество света попадает на сенсоры.

Вспышки: External Flash или кольцевые

Кольцевые вспышки широко используют в макросъемке. Они нивелируют негативные побочные эффекты от сочетания параметров выдержки/диафрагмы и малого количества света.

Чтобы компенсировать темноту на изображении, устанавливают кольцо или любой другой источник (к примеру, External Flash), при условии, что фотограф знает, как им пользоваться в данном случае.

Встроенная в фотоаппарат вспышка – не лучшее решение, поскольку она делает изображение предмета плоским и скучным, отбрасывает некрасивые тени, если объект расположен близко к переднему краю объектива.

Неинструментальные решения: выбор темы

Главное в макрофотографии – не оборудование, а правильно выбранная тема и объект съемки. Есть множество объектов, которые на близком расстоянии выглядят просто фантастически: насекомые, капли воды, цветы, монеты, глаза или небольшие вещицы со сложной формой. Выбирайте – и вперед, к экспериментам!

by Dominique Hablützel

Диафрагма

В макрофотографии очень важно правильно подбирать значение диафрагмы. При съемке 1:1 глубина резкости (область в фокусе) крайне мала. Чтобы ее увеличить, придется работать с совсем нешироким отверстием.

Чем меньше диафрагма, тем больше область в фокусе – узкоспециализированные макрообъективы могут снимать на F2.8, но гораздо лучше подойдет F4 или F5.6, они увеличат ее еще значительнее.

Обратите внимание

При этом необходимо будет продумать компенсацию недостатка света – внешние вспышки или изменение скорости срабатывания затвора.

by Mübin Çetin Dağhan

Оптимальная скорость срабатывания затвора

Она должна быть установлена так, чтобы конечное изображение не смазалось из-за движения камеры или дрожания рук. Выдержка зависит от настроек и того, используется штатив, или нет.

При съемке неподвижных предметов (монет, к примеру) можно установить фотоаппарат на трипод и работать на низких скоростях затвора без потери в резкости.

Но для объектов, которые перемещаются, да еще и быстро (бабочка, цветок на ветру), необходимо увеличивать параметры срабатывания затвора.

Фон

Фон не менее важен, чем объект на переднем плане.

Обращайте внимание, что на заднем плане должны присутствовать отвлекающие элементы – именно они дают интересное боке и усиливают эффект от фотографии.

Попробуйте подвигаться, лечь на землю, чтобы найти верные “декорации”. Можно отойти и от этого. Достаточно поставить в качестве фона черную или белую ткань, чтобы изолировать и подчеркнуть объект.

by Alexey Kljatov

Терпение – это важно

Макрофотографу требуется много терпения, чтобы получилась хорошее фото. Стоит потратить время, концентрируясь на одном предмете, чем без конца менять темы. Попробуйте снимать под разными углами, с нескольких точек. Старайтесь молчать и дышите через раз, чтобы не мешать маленьким живым существам, которых вы фотографируете. Это позволит застать их в максимально естественном состоянии.

by bug eye

Еще немного о технике напоследок

Купите штатив, или даже несколько разных моделей. Не все триподы предназначены для макросъемки, поэтому важно правильно сделать выбор. Желательно, чтобы у штатива была шаровая головка, и он был низким. Можно назвать несколько универсальных моделей – к примеру, Slik ABLE 300HC, Benro A-1680T или Manfrotto MK293C4-A0RC2 293 Kit CF 4S Tripod Ballhead.

Важно

Относительно макрообъектива: хорошие модели 1:1 – это Nikon 105 мм, Canon 100 мм, Tamron 90 мм. Есть модели подешевле, но тогда придется подбираться к объекту очень близко.

Если вы не можете приобрести полноформатную фотокамеру, стоит рассмотреть Nikon (D5300, D7200), Canon 70D или более дорогие модели Nikon D750, D810 или Canon 5D Mark III.

В конце концов, результат зависит только от вас – совершенствуйтесь, экспериментируйте и продолжайте поиски красоты в мелочах.

by RE~gi~NA

Источник: http://fotogora.ru/10-sovetov-pro-makro/

Советы и секреты макросъемки

И что же это за жук такой – ползет по своим делам и ни до кого ему дела нет. А вон целый муравейник – снуют туда-сюда муравьи, работы у них невпроворот. А вон на цветке уселась бабочка-красавица, а рядом огромный шмель.

Помните свое детство – часами можно было наблюдать за жизнью разных букашек – таракашек, птичек и рыбок. Не правда ли приятные воспоминания. Так давайте вернемся в детство.

Часы из своей напрочь заполненной заботами и тревогами жизни мы выделить, конечно, не сможем, но зато, мы с вами можем заняться макросъемкой и запечатлеть на снимках всех этих замечательных насекомых и не только их.

Ведь понятие макросъемка подразумевает под собой съемку с очень близкого расстояния, так что героями ваших фотоснимков будут также листочки, цветочки, капли росы или дождя на траве, иней на ветках деревьев, или снежинки на воротнике.

Макросъемка дает зеленый свет вашей фантазии – возвращайтесь в детство, будьте детьми. Ведь достаточно взять фотообъектив в руки, выйти на улицу, найти объект для съемки – и вы в сказочном, волшебном мире, о существовании которого давно забыли. А для того чтобы ваши шедевры стали не просто фоторгафией, а настоящим произведением, я поделюсь с вами секретами макросъёмки.

Итак, начинаем творить свои собственные шедевры. У вас ведь есть камера и уже чешутся руки приступить к съемке. Тогда вперед.

Но для начала несколько советов по макросъёмке: если вы снимаете совсем маленький объект, попробуйте сделать для него контрастный фон, что бы выделить его и всегда делайте несколько кадров из одного и того же ракурса. Не бойтесь экспериментировать, сами создавайте сюжеты, придумывайте композиции.

В принципе макросъемка ничем не отличается от обычной съемки, все, что вам нужно, это навести резкость, замерить освещенность, выставить диафрагму и выдержку и сделать снимок. Главной проблемой при макросъемке является наводка на резкость.

Следуя советам профессионалов, чтобы получить достаточную глубину резкости на малом расстоянии, необходимо устанавливать значение диафрагмы 1/22 или 1/16. Попробуйте, проверьте. Еще один совет – обязательно обзаведитесь штативом. Поверьте, он здорово облегчит вам работу.

Для точной фокусировки вам просто будет нужно перемещать камеру вдоль оси объектива по направлению к объекту. Также, если вы не хотите, чтобы ваши кадры оказались затемнены с одной стороны тенью от объектива при использовании обычной вспышки, приобретите специальную круговую вспышку для макросъемки.

Совет

Не огорчайтесь, что невозможно получить полностью четкое изображение объекта и в центре и по краям, ведь пленка плоская, а объекты объемные, так что вашей вины в этом нет.

Если процесс макросъемки вас так захватил, что вы решили заняться им профессионально – купите себе специальный макрообъектив с различным фокусным расстоянием, оптика которого позволяет получить более качественное изображение. Ведь вы уже почти профессионал и можете себе это позволить.

Чтобы приспособить объектив для макросъемки используйте удлинительные кольца, но не забывайте, что они не очень хорошо влияют на качество изображения. Можно порекомендовать, также использовать “реверсивные кольца”. С их помощью объектив крепится в перевернутом положении и может фокусироваться на близко расположенных объектах.

Я думаю, из этой статьи вы уже поняли, что макросъемка не такое уж простое и дешевое дело. Оно требует огромного терпения, но, поверьте оно того стоит. Почувствуйте себя Гулливером в стране лилипутов или волшебником в стране эльфов.

Поверьте, после возможно нескольких неудачных снимков, увидев свой первый шедевр, вы будете просто в неописуемом восторге. Да и не только вы – ваши друзья, родители, дети. Никто не останется равнодушен к вашему маленькому миру.

И теперь вызнаете туда дорогу.

Источник: https://sait-sovetov.net/stati-fotografiya/sovety-i-sekrety-makrosemki-146.php

Макросъемка. Что это такое?

В первой статье про макросъемку необходимо дать определение одному из самых популярных жанров фотографии — макросъемке.

Так что же это такое? Почему макросъемка так привлекательна? Почему этот жанр фотографии набирает все большие и большие обороты? На эти вопросы и не только, мы попытаемся ответить в этой статье. Как говорит Википедия — Макросъёмка (от др.-греч.

makros — большой, крупный) — вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:5—20:1 (то есть 1 см изображения на светочувствительном элементе фотоаппарата соответствует 5-0,05 см объекта), однако чётких границ нет. В доцифровой фотографии макросъёмкой считалось получение увеличенного изображения на негативе.

Обратите внимание

В цифровой фотографии этот критерий малоприменим, поскольку светочувствительная матрица не является носителем информации, в результате практически макросъёмкой считается получение увеличенного изображения приемлемого качества на экране монитора или на отпечатке. Иногда под макросъёмкой понимают возможность фотографировать с близкого расстояния (несколько сантиметров).

Читайте также:  Как я заработал 100 долларов сша на своем первом фотоаппарате

Такая съёмка не является технически правильной макросъёмкой — из-за большой разницы в расстояниях от разных частей объекта до объектива возникают искажения (дисторсия, кривизна поля изображения). Предельным случаем такой «макросъёмки» является применение объективов типа «рыбий глаз».

Говоря человеческим языком, макросъемка — это получение увеличенного или в натуральном размере изображения чего-либо, т.е в масштабе 1:5—20:1 (где 1 см изображения на светочувствительном элементе фотоаппарата соответствует 5-0,05 см объекта).

Фотографы и макро

Макросъемка — тема очень интересная и «загадочная» для любого фотографа, однако далеко не все фотографы снимают макро. Сразу и не скажешь почему так, но давайте разберемся. Что необходимо для макросъемки? Во первых — Объектив.

Не всяким китовым объективом можно получить фотографии хорошего качества, хотя в принципе, макросъёмка может быть произведена любым фотоаппаратом.

Но следует знать, что конструктивные особенности конкретной модели могут сильно препятствовать этому, поэтому необходимо знать следующие «правила» или наверное их лучше назвать «рекомендации»:

Желательно применять объектив с большим фокусным расстоянием и располагать объект съёмки возможно дальше, во избежании геометрических искажений (они будут минимальны). Возможно совместное применение телеконвертеров и удлинительных колец.

  • Человек не дурак, он может найти выход из любой ситуации. Удлинительные кольца, меха. Позволяют использовать для макросъёмки обычные объективы. С их помощью возможно достичь очень больших увеличений (например, 20:1). Минусы такого «выхода» является уменьшение светосилы объектива, понижение его разрешающей способности, диапазон возможной фокусировки при этом смещается с интервала от (бесконечности, несколько метров) в интервал (десятки сантиметров, единицы сантиметров).
  • Реверсивные кольца. Позволяют использовать обычные объективы задом наперёд. При этом, в зависимости от объектива, можно получить довольно большое увеличение. Минусами является малая возможная дистанция съёмки, а так же на современных объективах, как правило, это невозможность управления диафрагмой.
  • Дополнительная линза перед объективом или специальные насадки для макросъемки. Как правило, это используются в случаях, когда объектив несъёмный. Однако качество изображение ниже, чем в случае применения специализированных объективов: возникают аберрации, увеличивается рассеяние света. Недостатки особенно серьезны у простых однолинзовых насадок. При использовании насадок до 4 крат желательно применять линзы-дублеты, при большей кратности — специализированные многолинзовые насадки.
  • Специализированные объективы. Как правило, позволяют вести съёмку в масштабе до 1:1 (или до 1:2), возможно использование автофокуса, возможна фокусировка на всём диапазоне расстояний (наибольшее увеличение достигается при этом на минимальной дистанции до объектива).

Такие объективы в подавляющем большинстве имеют фиксированное фокусное расстояние (наиболее типичные значения 50, 100, 180 мм, возможны вариации — 60, 90, 105, 125, 150 мм), довольно большие значения относительного отверстия (1:2.8—1:3.5).

Современные специализированные макрообъективы разрабатываются таким образом, чтобы оптические искажения при съёмке близко расположенных объектов минимизировались. Во вторых — экспозиционные параметры. От эти параметров зависит в значительной мере зависит качество фотографии. К экспозиционным параметрам относятся:

  • освещённость — она должна быть большой или хорошей, называйте как хотите. Запомните главное правило: встроенная фотовспышка, как правило, не слишком полезна, поскольку часто она светит в сторону (из-за параллакса) или её свет загораживается длинным объективом или насадкой!!! То есть, когда фотографируем макро НЕ надо пользоваться вспышкой. Возможно применение специальных круговых вспышек.
  • Диафрагма — должна быть малой (для увеличения глубины резко изображаемого пространства, если не преследуются иные цели и объект съёмки не плоский).
  • Выдержка — как правило, в результате, должна быть большой, что требует применения штатива или оптической скамьи. В третьих — это опыт самого фотографа. Под опытом понимается умение фотографа «взять» на резкость предмет, другими словами сфокусировать, сделать на нём фокус.
  • Наиболее приемлемый способ фокусировки — вручную по фактическому изображению в плоскости плёнки или ПЗС/КМОП-матрицы. Вместо плёнки помещается фокусировочное матовое стекло. В многих цифровых камерах есть возможность рассматривать изображение на встроенном экране самой камеры или на внешних экранах — телевизора или компьютера через видеовыход или USB-порт.
  • Зеркальные камеры — просмотр изображения на дополнительном экране (фокусировочное матовое стекло) — результаты не хуже, чем по фактическому изображению.
  • Дальномерные камеры — макросъёмка возможна при пересчёте шкалы дальномера. Дальномер работает до определенного предела, редко меньше полуметра, при меньших расстояниях возможно использование лишь как шкальной камеры.
  • Камеры с установленными на них простыми объективами, настроенными на гиперфокальное расстояние или пленочные камеры с автоматической фокусировкой — макросъёмка почти невозможна. Но и здесь был найден выход, в этом случае иногда применяется насадочная линза с жёстко прикреплённой к ней на её фокусном расстоянии рамкой, в которую и помещается фотографируемый объект.
  • Цифровые камеры с автоматической фокусировкой по изображению — один из самых популярных и точных методов фокусировки. Очень удобны камеры с возможностью выбора точки фокусировки.

Макросъёмка при большом увеличении способна показать на снимке неразличимые невооружённым глазом детали и самые маленькие части предмета, которые наиболее интересны. Макросъемка в современно обществе используется не только фотографами, но и учеными, биологами, физиками, в работе которых необходимо видеть такие мелкие частицы и структуру предмета или части чего либо.

Источник: http://fototimes.ru/photography/fototerminy/187-makrosemka-chto-eto-takoe.html

Понятие и назначение макрофотографии

СУДЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ФОТОГРАФИЯ

Глава 16. Макрофотография

Изучение небольших предметов – следов, фрагментов документов производится по увеличенным фотоизображениям. Неодинаковые по размерам детали объекта фотографический процесс передает с различной степенью точности.

Крупные детали при съемке существенным изменениям не подвергаются, а мелкие из-за рассеяния света в фотослое и его зернистой структуры претерпевают искажения как по форме, так и по размерам. Например, детали в виде прямоугольника на изображении приобретают форму овала и могут существенно расширяться.

В результате элементы изображения, близко расположенные друг к другу, сливаются, а контраст между деталью и фоном снижается. Ухудшается передача деталей и на фотоснимках, получаемых с большими увеличениями при проекционной печати.

Потеря деталей тем вероятнее, чем меньше их величина. Предельные размеры, при которых они могут быть точно воспроизведены фотографическим процессом, зависят от условий съемки: применяемого освещения, свойств фотоматериала и режима его обработки.

Вместе с тем, при использовании методов макро- и микрофотографии, а при работе с документами – и репродукционной фотографии искажения формы и размеров мелких элементов объекта не наблюдается даже на изображениях, получаемых при больших увеличениях. Эти методы имеют свои специфические объекты, аппаратуру, приемы съемки.

Они позволяют регистрировать и тиражировать информацию, сравнивать и сопоставлять детали, не воспринимаемые глазом, при трасологических, баллистических и других криминалистических исследованиях.

Важно

Макрофотографический и микрофотографический методы позволяют получать достаточно большие увеличения.

Однако беспредельное его повышение при съемке также приводит к потере важных для экспертного исследования особенностей: сначала крупных, а затем более мелких.

С ростом увеличения детали на изображении укрупняются: часть их выходит за пределы кадра, и в конечном итоге выявляется структура материала, из которого изготовлен объект.

Для ряда объектов судебных экспертиз, например, следов пальцев рук, практикой выработаны определенные условия макросъемки. Для фотографирования других предметов и следов подбирают такие увеличения, которые обеспечивали бы и необходимое разрешение деталей, не приводя к их потере, и не способствовали бы появлению на изображении структуры материала.

Понятие и назначение макрофотографии

При изучении объектов, их отличительных свойств возникает необходимость получения изображения мелких деталей с достаточным для визуального наблюдения увеличением. Такого рода задачу выполняет макрофотография.

Одним из критериев, выделяющих макрофотографию в самостоятельный фотографический метод, является более крупный, чем при обычной съемке, масштаб изображения.

При обычной съемке фотоаппаратами общего назначения максимальный масштаб изображения на негативе составляет величину 1:10. При микросъемке увеличение достигает 20 крат и более.

При макросъемке масштаб изображения лежит в пределах от 1:10 до 20:1.

Масштаб изображения не является определяющим фактором отличия макрофотографии от микрофотографии. Так, изображение, полученное в масштабе более 20:1 с помощью фотографических объективов, однозначно выполнено макрофотографическим методом. А изображение в таких же масштабах, полученное с помощью оптической системы микроскопа, изготовлено микрофотографическим методом.

Совет

Репродукционная съемка также предполагает изменение масштаба изображения. Однако между этими видами съемки существует различие. Репродуцирование предназначено для съемки плоских объектов, а макрофотография – объемных. Различие в свойствах объектов существенно изменяет методику фотографирования.

Макрофотография – это специальный метод исследовательской съемки, который позволяет получать изображение мелких объемных объектов в более крупном, чем при обычной съемке, масштабе. Она предназначена для передачи на снимке таких деталей, которые наблюдаются невооруженным глазом.

Макросъемка применяется в различных областях производственной и научной деятельности человека – в биологии, геологии, металловедении, текстильном производстве, археологии, этнографии, криминалистике и др.

В деятельности криминалиста макрофотография находит применение, начиная с фиксации мелких предметов-вещественных доказательств при производстве следственных действий, и кончая исследовательской работой при производстве экспертиз.

В экспертной практике макросъемка применяется при исследовании трасологических объектов, холодного и огнестрельного оружия, техническом исследовании документов и в ряде других случаев.

Она, как правило, является составной частью таких методов исследования, как репродукционная, контрастирующая, ультрафиолетовая, инфракрасная фотография.

Широкое использование метода объясняется его высокой эффективностью, возможностью выявления совокупности взаимосвязанных деталей строения исследуемых объектов, проведения сравнительного исследования по увеличенным изображениям, что, в конечном счете, позволяет сделать вывод о тождестве или различии объектов.

Масштаб изображения. Макросъемка производится в натуральную величину либо с уменьшением или увеличением масштаба изображения. От величины масштаба, прежде всего, зависит резкость изображения и разрешение деталей.

Под масштабом понимают величину, показывающую, во сколько раз изменились линейные размеры изображения по отношению к линейным размерам объекта. Обычно его выражают отношением линейных размеров изображения (ℓ) и объекта (L):

.

Из этого отношения видно, что при съемке с уменьшением значение масштаба меньше единицы, а при съемке с увеличением – больше единицы. Съемка в натуральную величину предполагает масштаб, равный единице (М=1:4, М=4:1, М=1:1). Часто масштаб выражают через знаменатель масштаба:

.

Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 1993;

Источник: https://poznayka.org/s66583t1.html

Поговорим о макросъемке

Уже несколько человек просили меня написать что-нибудь про макро. Вот я собрался, систематизировал накопленный методом проб и ошибок опыт и разродился на небольшую статейку. Приятного чтения!

Итак, давайте с самого начала поймем определение «макро». Считается, что «макроснимком» можно называть снимок, на котором запечатленный объект имеет соотношение к матрице фотоаппарата 1:1 или больше. Другими словами, если матрица вашего фотоаппарата размером со спичечный коробок, то, например, пчела должна быть запечатлена на матрице не меньше, чем она есть на самом деле.

Я бы еще добавил, что настоящий макроснимок должен иметь соответствующую размеру снимаемого объекта глубину резкости.

Это делает снимок не просто крупным планом, а позволяет нам как бы уменьшиться, и увидеть, например муравья, глазами другого муравья. Такие снимки выглядят более впечатляюще.

Если правильного соотношения сторон можно добиться многими объективами (например длиннофокусными зумами), то правильной глубины резкости только хорошим макрообъективом.

Обратите внимание

Условно я бы разделил макросъемку на два вида: съемка статичных и подвижных объектов. В первом случае достаточно макрообъектива и штатива, так как объект никуда не убегает.

Светом может выступать любой, даже самый слабый источник. В этом случае трудностей минимум. У нас полно времени для выбора композиции, можно увеличить выдержку на сколько нужно для увеличения глубины резкости.

Здесь уже все зависит от фантазии.

Второй случай сложнее. Как правило, движущиеся объекты – это насекомые или болтающиеся на ветру листики и цветочки. Если первых еще можно зафиксировать какими-нибудь зажимами или прищепками, то вторые всегда спешат куда-то, пытаясь скрыться за ближайшим листом.

В этом случае нет времени на построение композиции, трудно сфокусироваться в нужной части, не хватает света, чтобы уменьшить выдержку и снять резко. Но и здесь не все так безнадежно, всему есть свое решение.

Секрет прост: если насекомое заставить остановиться в нужном месте, вся съемка будет выглядеть как съемка статичных объектов.

Итак, как же заставить насекомое на секунду остановиться и замереть? Можно, конечно проколоть муху булавкой, а божью коровку приклеить к листику суперклеем. Но мы ведь не ищем легких путей? Мы хотим действовать гуманно? К тому же мертвые или измученные насекомые не будут выглядеть естественно и жизнерадостно.

На самом деле, как и в любом виде съемки, сначала нужно изучить объект и его повадки, а уже тогда придет понимание того, как его снять. Конечно же, не все насекомые подвижны. Например, летающие букашки (когда они не в полете) сидят где-нибудь спокойно. Или кузнечики. К таким «моделям» нужно правильно подкрасться, не спугнув.

Читайте также:  Проверка фотоаппарата при покупке: о чем стоит знать

К подвижным насекомым тоже есть свой подход. Например, муравьи любят сахар, бабочки – раствор меда с пивом. А еще, например, все насекомые малоподвижны утром и в холодную погоду. Всем этим можно с успехом пользоваться.

Главный совет, который я бы дал начинающим макрофотографам – больше экспериментировать. Читать тематические форумы и книжки. Как говорится, все уже придумано до нас. Ну и конечно – снимать, снимать и еще раз снимать.

Ведь опыт приходит только с практикой.

Важно

Продолжить я хотел бы таким себе списком полезных советов, которые попытался вспомнить и упорядочить. Надеюсь, кому-нибудь они пригодятся. Итак:

— не используйте встроенную вспышку, с ней снимок выйдет неестественным, с пересвеченным передним и темным задним планом. Если есть средства, можно купить кольцевую макровспышку или использовать выносную, размещая ее сзади или сбоку фотографируемого предмета (но не в лоб);

— при съемке очень маленьких объектов пользуйтесь ручной фокусировкой. Как и при съемке традиционных портретов, фокусируйтесь на глазах насекомого;

— если нужно сильно увеличить глубину резкости, сделайте несколько кадров, а потом сшейте их с помощью графического редактора. Только помните, что снять так можно только неподвижный объект, используя штатив и аккуратно меняя фокус вручную;

— цветы, листья и прочая растительность получатся красиво, если снять их на просвет. При этом проявится текстура растения и все его прожилки;

— всегда следите за фоном. Он должен быть однородным, лишенным ненужных деталей и желательно контрастным снимаемому объекту. Выходя на природу можно брать с собой разноцветные листы бумаги и при необходимости подкладывать их сзади снимаемого объекта;

— пользуйтесь отражателями и рассеивателями. Первым может послужить фольга, вторым лист белой бумаги. Я, например, пользуюсь купленным круговым отражателем 5 в 1. У него есть три отражателя – белый, серебренный и золотой, черный затемнитель и рассеиватель. Он слаживается в маленьких чехол и очень удобен;

— экспериментируйте с глубиной резкости, меняя диафрагму. Таким образом, вы сможете включать в фокус или удалять из него второстепенные предметы. Также не забывайте про композицию. Ее правила работают и в макросъемке;

— делайте много снимков, меняя ракурс. Не ограничивайтесь первыми удачными снимками. Я, как правило, просматривая потом на мониторе сделанную серию, выбираю все-таки самые последние снимки. Они почти всегда оказываются самыми красивыми по композиции и самыми хорошими технически;

— для большего увеличения используйте макрофильтры и макрокольца. Первые позволяют уменьшить дистанцию фокусировки, вторые увеличивают фокусное расстояние объектива;

— если снимаете дома, обездвижить насекомое можно предварительно ненадолго поместив его в холодильник. Только не переусердствуйте! Иначе можете потерять модель. И будьте готовы, так как насекомое очень быстро согреется и улетит (уползет);

— пользуйтесь хорошим, устойчивым штативом. Берите на природу всякие прищепки и зажимы, чтобы можно было пригнуть и зафиксировать нужное вам растение или фон;

Напоследок хочу посоветовать искать какие-то свои, неординарные решения. Макроснимок, как и снимок любого другого жанра должен нести свой посыл, рассказывать свою историю, вызывать эмоции.

Микромир очень интересен, он живет своими законами. Каждый день в нем происходят маленькие радости и трагедии.

Задача фотографа постараться увидеть этот сказочный мир и донести его красоту до простого зрителя.

Источник: http://www.ivankmit.com/1096/

Как снимать макро и крупный план

Макрофотография и крупноплановая съемка были популярны во все времена.

Еще бы, ведь это не что иное, как уникальная возможность увидеть на снимке то, что пропускаешь в обыденной жизни – игру света на утренней росе или удивительную фактуру, казалось бы, обычных вещей, которыми пользуешься изо дня в день.

Съемка в стиле макро позволяет взглянуть в глаза пауку либо понаблюдать, как бабочка лакомится нектаром. Увлекшись ею, можно погрузиться в тот невидимый нам микромир, как в новую вселенную.

И даже нет надобности тратиться на дорогостоящие путешествия, таская с собой по планете тяжеловесную технику. Этот микромир прямо тут – под ногами, над головой, на расстоянии вытянутой руки. Благодаря макросъемке раскрываются детали, которые не видны невооруженным глазом, формируется новый взгляд на привычные вещи.

Хотите попробовать себя в этом жанре фотографии? Тогда дерзайте, подкрепившись нашими советами. Именно для вас, для любителей и энтузиастов, и готовилась эта статья.

Мы расскажем вам о том, что нужно для получения классных макро- и крупноплановых фотографий, раскроем самые сокровенные секреты профессиональных «макрушников» и тех, кто себя таковыми позиционирует.

Они-то неохотно ими делятся, ну а нам не жалко это сделать.

Врага нужно знать в лицо, а предмет – в теории. Посему перед тем, как приступить к практике, стоит разобраться в терминологии, как бы сухо и неинтересно ни звучало наше предложение. Чтобы понять основные принципы жанра, придется пойти на это.

Стоит уяснить для себя, что границы определения макросъемки размыты. Сегодня в профессиональных кругах принято считать, что макро начинается при съемке в масштабе 1:1.

Другими словами, величина изображенного на матрице объекта равняется его реальным размерам. Когда объект на матрице в десять раз меньше реального, то есть от масштаба 1:10, это уже крупный план.

Когда он в десять раз больше реального, после 10:1 – уже микрофотография.

Проще говоря, макрокадр – тот, на котором объект изображен в размерах от таких, как в реальности, до десятикратного увеличения на равной величине кадра площади.

Главный технический секрет макрушников-профи – формула «короткая выдержка + ручная фокусировка + закрытая диафрагма = успех». А недостаток света можно компенсировать вспышкой.

Совет

В любительской фотографии (именно любительской) используют более широкое понятие макросъемки, подразумевая под макро все то, что на оттиске имеет размеры больше, нежели в жизни (для полнокадровой матрицы, начиная с масштаба 1:3).

Еще одно определение макрофотографии как жанра связано с разрешающей способностью кадра, соизмеримой с разрешающей способностью человеческого глаза (при стопроцентном зрении).

Так, если на фото объект или находящиеся рядом с ним детали видны или увеличены, а в жизни их нельзя хорошенько рассмотреть невооруженным глазом, это макро.

Конечно, можно и поспорить о возможностях этого самого невооруженного глаза, однако точной грани все равно не существует.

Таким образом, согласно этому определению, снятые в реальный размер цветок с насекомым – еще не макро. И не имеет значения, с какого расстояние их фотографировали – сантиметрового или метрового.

Но если увеличить снимок и детализация, например, насекомого увеличится, она будет таковой, что можно будет разглядеть то, что невидимо обычному глазу, то это уже макро.

Причем макро, даже если земное создание занимает незначительную часть кадра и не имеет размера 1:1 на матрице.

В идеале любителям, которые стремятся стать профи в своем «макрушном» деле, нужно обзавестись зеркальной фотокамерой с качественным макрообъективом. Понятно, что такой стоить дешево не может.

Обратите внимание

Обычно имея ровную плоскость фокусировки, способную передать четкое изображение от угла до угла, макрообъективы разработаны специально для съемки в крупных масштабах.

Кстати, их можно применять и как портретники, Иначе говоря, они функциональны. Поклонники жанра макро частенько обзаводятся не одним объективом, а парой-тройкой.

Важно, что качественная оптика делает отличные кадры и на сильном зуме.

Современные макрообъективы, в зависимости от фокусного расстояния, условно подразделяются на 60/90/100/150/180 mm. Каждый из них имеет свои особенности:

  • 60 mm. Используются для макро чаще других. Это фокусное расстояние нужно при съемке «непугливых» объектов – тех, к телу которых есть доступ, к которым легко приблизиться. 60 mm дают натуральный фон изображения. Такие модели берут и для копирования: съемки страниц, марок, монет. Но их лучше не использовать для съемки с дальнего расстояния. Для этой цели есть длиннофокусные объективы. И короткофокусные модели дают им фору в цене.  
  • 90/100 mm. На таком фокусном расстоянии отлично фотографировать объекты с обычного расстояния. И при этом увеличение такое, какое нужно без приближения к ним. Такие объективы выглядят более длинными, чем 60-миллиметровые. Они и тяжелее, и дороже.
  • 150/180 mm. Громоздкие и тяжелые, дают размытый фон и великолепно подходят для съемки издали.

Учтите, что приставка «macro», фигурирующая в названии оптики, не всегда говорит о ее предназначении для крупноплановой съемки.

Некоторые компании-производители (например, Sigma) называют macro чуть ли не каждый свой второй объектив. Чтобы не попасть впросак, нужно обращать внимание на то, что пишется в технической документации либо спецификациях.

Если маркировка 1:2, а еще лучше 1:1, заносите модель в список своих желаний «макрушника».

Но что делать, если у вас нет зеркального фотоаппарата, снабженного макрообъективом, и его покупка не входит в ваши планы? Конечно, не отказываться от прелестей крупноплановой фотографии.

Компактом же вы наверняка уже обзавелись? Вот, вооружайтесь им, ведь его возможностей достаточно для макросъемки. Более того, у компактных фотокамер в жанре макро имеется множество преимуществ перед зеркалами.

Например, благодаря своим размерам они удобнее, да и кадрировать по ЖК-экрану, особенно поворотному, намного проще. Но главное, что невозможность сделать красиво размытый фон мыльницей, традиционно оснащенной маленькой матрицей, оказывается плюсом для «макрушника».

По причине небольшой матрицы у компактов достигается большая глубина резкости (ГРИП). И именно ее при макросъемке так не хватает зеркалкам. Правда, иногда размыть фон, чтобы акцентировать внимание на объекте съемки, все же нужно.

И если быть объективными, то зеркальный фотоаппарат более универсален. Для совершенствования своего мастерства в макрожанре к нему можно дополнительно докупить не только макрообъективы. Они – дорогое удовольствие. Поэтому наш вам совет – для начала попробуйте более дешевые аксессуары для макросъемки. Наиболее простые и доступные из них:

– реверсивные кольца, крепящиеся непосредственно к камере;

– соединительные муфты (coupler), коммутирующие объективы;

– механические или электронные удлинительные кольца (extension tubes), устанавливающиеся между камерой и объективом и позволяющие уменьшить минимальную дистанцию фокусировки, благодаря чему масштаб увеличивается;

– макронасадки, накручивающиеся на объектив вместо фильтров.

Также желающим испытать в деле все, что возможно, можно порекомендовать такую штуку, как макромех. Работая по принципу удлинительных колец, макромех еще и точно и быстро регулирует высоту. Но и стоит он немало.

Для обладателей зеркальной фотокамеры с длинным телемакрообъективом не лишней будет специальная фотовспышка для макросъемки. Она одевается прямо на оптику. Удобно установить ее на специальный держатель, чтобы в случае надобности приближать к объекту.

Важно

Заменителем вспышки являются кольцевые светодиодные осветители. По конструкции они схожи с макрофотовспышками, но по сравнению с ними они экономично расходуют заряд аккумулятора. Кроме того, выигрывают в цене. Хотя нельзя не сказать о том, что такие осветители уступают вспышкам в мощности.

Чтобы сделать макрокадр без специальной оптики, можно прибегнуть к одной уловке. Отстегните от камеры ваш объектив, разверните его и приложите к ней обратной стороной. После этого выберите режим М и сделайте пробный снимок. Да, кстати, важно при этом, чтобы диафрагма оставалась открытой, придерживать рукой ее «флажок».

Такая хитрость, в зависимости от типа оптики, позволяет снимать вплоть до 1 см. Ниже вы можете увидеть пример такого эксперимента.

При съемке макро цифровым компактом также можно применить один приемчик. Когда необходимо сделать макроснимок крупнее, воспользуйтесь лупой большой кратности. Приставьте ее к объективу своего компакта, и вы сможете заглянуть в глаза даже самому пугливому насекомому. Кстати, для этой цели также можно подыскать подходящую линзу от старенького объектива с пленочного фотоаппарата.

Ответ неоднозначный. Все зависит от того, что именно вы снимаете и как оперативно вам нужно это сделать. В том случае если избранный вами объект малоподвижен или вовсе не двигается, стоит применять штатив. При этом шансы получить четкие и правильно сфокусированные кадры увеличиваются в разы.

Кроме того, штатив (или монопод на крайний случай) нужен для «шпионажа» за макрофотомоделью. Навели резкость и медитируйте, ожидая ее появления в кадре. Когда модель появится перед объективом, вы будете готовы запечатлеть ее во всей красе. Хорошим решением будет включить серийную съемку. Так можно даже поймать насекомое в полете.

А вот для запечатления активно прыгающих и бегающих созданий лучше не использовать штатив: вы будете не такими маневренными, как они того требуют.

В следующей части статьи вы узнаете о том, как и что снимать в жанре макро и крупным планом, получите конкретные рекомендации и идеи для простых экспериментов. Кроме того, мы поведаем вам о типичных ошибках начинающих «макрушников», чтобы вы, не набивая собственных шишек, уверенно двигались к вершине мастерства. И там, на вершине, полно таких замечательных работ настоящих профи:

Читайте также:  Как фотографировать звездное небо: важные советы и рекомендации

Источник: http://very-useful-information.blogspot.com/2014/05/blog-post_28.html

Особенности фотосъёмки в режиме Макро

Особенности фотосъёмки в режиме Макро

Фото в жанре «макро» приносят массу впечатлений как самому фотографу, так и зрителям, всегда открывая им что-то новое. Журнал CHIP описал, что для этого необходимо и как улучшить снимки в редакторе.

Между профессиональным фотографом и художником немало общего: например, и тот, и другой стараются донести до нас истории и детали, которые скрыты от обычного зрителя при беглом просмотре. Главная задача фотографа — найти и отразить на снимке взятые в окружающей обстановке интересные образы и сюжеты. Существует множество приемов, позволяющих это сделать.

Можно снимать постановочные фотографии, подбирать удачные ракурсы, задействовать светофильтры или применять «магию» постобработки в графическом редакторе. А есть еще один способ, позволяющий открыть «невидимый» мир, — макросъемка. Данный тип фотографии обладает рядом интересных особенностей.

Снимки, сделанные в режиме «макро» с близкого расстояния, чаще всего выглядят очень эффектно, ведь хотя мелкие детали окружающего мира неочевидны, но они достойны восхищения: отражение целого дома в капле на оконном стекле, прожилки на осеннем кленовом листе или снежинка первого снегопада.

Макрофотографии дают возможность совершенно по-новому взглянуть на мир: если пейзажи создают настроение, а портреты раскрывают характер, то «макро» вызывает интерес к мелочам, помогает познать вещи в деталях.

Все эти стили доступны фотолюбителям и не требуют специального дорогостоящего оснащения. Однако для получения хорошего результата могут потребоваться специальный объектив, вспышка и штатив. Обычно под макросъемкой подразумевается фотографирование объектов с близкого расстояния, но правильнее было бы трактовать «макро» как жанр фотографии, где объекты снимаются с увеличением в несколько раз.

Подготовка к съемке в режиме Макро

Существуют определенные факторы, которые сильно влияют на качество фото. Это относится как к оборудованию, так и условиям съемки.

Нужен ли специальный объектив?

С технической точки зрения к «макро» относят изображения с масштабом 1/1 или 2/1, что могут позволить специальные объективы. Лучшим вариантом считается оптика с фиксированным фокусным расстоянием и большой светосилой (чем меньше значение Р — тем лучше).

Популярными можно назвать «фиксы» 35 мм для близких съемок и 180 мм — для дальних, чтобы не спугнуть редкую бабочку или птицу. Однако если вы пока не хотите тратиться на дорогой объектив, то для типичных сюжетов достаточно масштаба 1/2.

Совет

При последующей обработке снимка в фоторедакторе можно сделать кроп до масштаба 1/1, добившись этим желательного эффекта. Такую съемку удобно выполнять объективами, поставляемыми в комплекте вместе с зеркальными камерами — например, 17—55 мм.

Как на зеркальных камерах, так и «мыльницах» можно включить специальный режим «Макро».

Как исключить «шевеленку» кадра?

Чтобы не испортить редкий снимок дрожанием объектива, рекомендуем использовать штатив или гибкую треногу. Нелишней будет и возможность наблюдения через откидывающийся экран, а не видеоискатель. Убрать тряску позволит также автоспуск с отсрочкой. Помните, что объект съемки может двигаться от порывов ветра, поэтому стоит заранее позаботиться о его фиксации.

Освещение и аксессуары

В некоторых случаях желательно использовать дополнительную подсветку. Встроенная вспышка обычно не освещает близко расположенный объект — его закрывает объектив. Для подсветки рекомендуем применять светодиодный фонарик.

Кроме того, в продаже можно найти специальные кольцевые вспышки. Яркий дневной свет часто вызывает засветы и блики. Избежать этого поможет бленда.

При выборе обратите внимание на материал, из которого она сделана, — помните, что лучше использовать гибкую резиновую бленду, так как она не повредит объектив при случайном нажатии или ударе.

Съемка на «мыльницу» и смартфон

Чтобы иметь возможность снимать в режиме «макро», необязательно покупать «зеркалку» — такая функция сегодня есть в большинстве компактных цифровых камер и обозначается пиктограммой цветка.

Обратите внимание

Даже если у вас обычный смартфон, вы все равно можете делать макроснимки, однако для этого понадобится приобрести специальные линзовые насадки. Они могут крепиться поверх основной линзы объектива, а у «мыльницы» — размещаться на месте, предназначенном для светофильтра.

Следует иметь в виду, что «дополнительные» линзы снижают потенциально возможное качество снимка — например, добавляются аберрации, ухудшается светосила и пр.

Особенности фотокоррекции

В новой версии Adobe Photoshop встроены специальные инструменты, позволяющие существенно улучшить макроснимок.

Усиливаем макроэффект

В последней версии Photoshop СС был добавлен очень полезный инструмент — «Стабилизация изображения». Этот новый фильтр дает возможность исправить случайное размытие снимка, с которым так часто сталкиваются те, кто занимается макросъемкой.

Обращаем внимание на то, что данная функция справляется лишь с минимальной размытостью картинки и только в тех случаях, когда сдвиг объектива в момент съемки происходит линейно.

При сильном дрожании восстановить изображение с помощью данной опции будет невозможно.

Впрочем, для самых «безнадежных» снимков можно использовать проверенные методы восстановления четкости: например, можно перевести изображение в цветовую модель LAB Color, после чего наложить один из стандартных фильтров усиления контурной резкости на канал, содержащий информацию о яркости изображения. Также можно продублировать слой и применить к- верхнему слою в режиме наложения Overlay («Перекрытие») фильтр High Pass («Цветовой контраст») или Emboss («Рельеф»).

Еще одна причина, по которой мы рекомендуем остановить свой выбор на Photoshop как на главном инструменте для обработки фотографий, — возможность быстрого устранения пыли и царапин с помощью инструментов «Штамп» и «Точечная восстанавливающая кисть». Если вы занимаетесь предметной съемкой, вам, скорее всего, необходимо демонстрировать объекты в идеальном состоянии.

Важно

Однако при увеличении деталей в режиме макросъемки проявляются незаметные дефекты и загрязнения — стеклянные или зеркальные поверхности оказываются поцарапанными и совсем не такими чистыми, как казалось. В этом случае вы обязательно в полной мере оцените удобство перечисленных выше инструментов Photoshop.

Всего одним щелчком мыши вы сможете устранить эти и другие дефекты, придав объектам на снимке совершенный вид.

Удобные расширения

Источник: https://vise.im/no-problem/osobennosti-fotosamki-v-rezhime-makro/

Жизнь насекомых и не только: макросъёмка

Даже на самый поверхностный взгляд, сообщество фотографов неоднородно. Кто-то специализируется на человеческой фактуре или на архитектуре, кому-то милее пейзажи или заводские трубы, а кто-то предпочитает более скрытое от обыденного глаза.

Это одна из самых созерцательных и редких каст охотников с фоторужьём наперевес. Кто ещё, скажите, будет полдня ползать в пыли, кусаемый муравьями и комарами, только ради того, чтобы снять бабочку, на мгновение севшую на стебелёк василька, Или божью коровку, ползущую по виноградной лозе.

 Или… вариантов бескрайнее множество. 

Макросъёмка, как ничто другое, требует от фотографа самоотверженности, наблюдательности и изобретательности. Фотоохота и медитация в одном бокале. Человек, впервые открывший для себя прелесть такого рода съёмки, подобен Колумбу, невольно открывшему Америку.

Это искусство в чистом виде, спроса на него на рынке услуг, в отличие от тех же съёмок свадеб, нет. Вопрос – что считать макро? Даже в специализированных журналах мнения по этому поводу расходятся.

Главный критерий – масштаб, то есть соотношение размера реального объекта и его изображения на приёмнике (плёнка, экран). Как всегда, истина где-то посередине. 

Макрофотографией можно считать масштабы съёмки в диапазоне от 1:5 до 5:1, от 10:1 и выше – микрофотография. Фото, снятое крупным планом (часто путают с макро) колеблется от 1:10 до 1:20. Всё остальное лежит в области так называемой “серой зоны”, то есть, в зависимости от жанра и сюжета может относиться к той или иной категории.

Доступными средствами..

Итак, вы решили заняться макросъемкой. Сейчас любая “мыльница” оснащена режимом “макро”. Переключаемся на него.

Отключаем оптическое увеличение, настраиваем светочувствительность (”ISO”) на наиболее низкий уровень, включаем фокусировку по центру. При определённом терпении и старании можно будет добиться неплохих результатов.

В касту макрофотографов таким путём не попасть, но для того чтобы порадовать близких и друзей – вполне достаточно.

Совет

Переходный этап, при наличии зеркальной фотокамеры, – это китовый, то есть базовый объектив, прилагающийся ко всем (или почти ко всем) профессиональным и полупрофессиональным фотоаппаратам.

Он же – самый дешёвый. “Киты” на максимальном телеположении (то есть в максимально сложенном состоянии) позволяют достичь масштаба 1:3, этого вполне достаточно для почти профессиональной съёмки цветочков или бабочек, но оценить нюансы переливов  капли росы на спине улитки вряд ли получится.

В ход идёт тяжелая артиллерия

Когда вы перерастёте любительский уровень, встанет вопрос о профессиональном оборудовании. Оно дороже стоит, да и в погоне за бабочками вы убедитесь, насколько оно тяжелее, чем компактная “мыльница”. Но результат компенсирует всё, хотя для него и недостаточно будет просто нажать кнопку. Поговорим вкратце об оптике (начав с самых доступных вариантов).

  • Насадочные линзы. Одно из самых простых средств уменьшения дальности фокусировки. Их плюс – не снижают фотосилу. Минус – снижают резкость и искажают картинку.

    Можно перевернуть объектив. Таким способом увеличивается масштаб без потери качества. Минус – сказывается на управлении фотоаппаратом не лучшим образом.

    Удлинительные кольца. Доступный способ увеличить фокусное расстояние. Минус – снижение светосилы и, опять же,  из-за установленных колец, может не работать часть электроники.

  • Объектив для макросъёмки. Самый лучший вариант, главный минус – цена. Однако, заплатив, вы получите повышенную четкость и контрастность, качество на малых дальностях, возможность использовать насадки и удлинительные кольца. 
  • Отдельно – о штативе для макросъёмки. При макросъёмке со вспышкой он особо не нужен, может даже помешать “охотиться” за объектом.

Но для более точной фокусировки и кадрирования он вам пригодится. Да и работать с фонами и вспышками несказанно легче, когда руки свободны. Лучше всего подойдёт штатив без центральной штанги либо если она съёмная.

Можно взять небольшой штатив (настольный) и раздвижной упор. Если снимать на малой высоте – удобнее всего использовать мешочек с песком.

Главное, что надо помнить, что выбор штатива – не вопрос “религии” бренда (Nikon или Canon), нужно, чтобы это была удобная и надёжная вещь.

Простор открыт!

На поверхности лежащий, но часто игнорируемый вопрос. Что считать объектами макросъёмки, помимо бабочек и цветов? А вот что:

  • Мелких животных (лягушек, ящериц и т.д.);
  • Плоды, ягоды, лишайники, грибы;
  • Воду в разных её агрегатных состояниях: капли, струи, лёд, снежинки, пар (существует даже специальная номинация на конкурсах);

  • Монеты, ювелирные предметы.

По видам макро различают: репортажное (прийти, заприметить, снять), контролируемое (долго изучать объект, продумать ракурсы, найти локацию, определиться со временем суток, с приманкой (если нужна), наблюдать за объектом, провести предварительные съёмки, провести разбор полётов, сделать выводы и перейти к решающей съёмке), постановочное (подразумевает большее вмешательство фотографа в естественную среду).

Советы: как работать при макросъёмке насекомых.

  • Лучше всего начинать съёмки пораньше, когда насекомые не так пугливы.

    Развивать зоркость, наблюдательность и терпение.

    Маскироваться (одеваясь в камуфляж), передвигаться медленно, не стоять во весь рост, а пригибаться.

    Примечать любимые места посадки насекомых (особенно это касается стрекоз). 

  • Всё необходимое закреплять на поясе и на куртке, а не носить в сумке.

    Носить с собой варенье в шприце, чтобы иметь возможность оперативно “подкормить” бабочку.

  • Не помешает хорошо изучить особенности активности насекомых в той местности, где снимаете. Бывает такое, что нужных жуков приходится ждать год.

При макросъёмке особенно актуален вопрос резкости. Ветер, колебание растений, шевеление насекомых, всё это приводит к смазыванию кадра. Можно использовать защитный экран и специальные фиксаторы для растений или переждать “бурю”.

Глубина резкости с увеличением масштаба падает. Если объект продолговатый, может так получиться, что часть её будет снята нечётко. Остаётся менять ракурсы и искать нужный.

Естественное освещение, то есть – солнце. Его минус в том, что при отсутствии дымки, оно даёт блики и жёсткие тени. Можно снимать при рассеянном свете (утром), а можно запастись отражателями и рассеивателями. Поляризованный фильтр также поможет избавиться от бликов.

В любом случае – без искусственного освещения, то есть – вспышки, не обойтись. При использовании одной вспышки, возможен провал фона. Поэтому – хорошо иметь дополнительную для подсветки.

Большинство нюансов усваивается на личном опыте. У каждого опытного фотографа тысяча и одна собственная наработка. Поэтому по одному и тому же вопросу можно найти большое количество противоположных соображений. Главное – начать и на собственных ошибках выработать индивидуальную манеру съёмки. Простор открыт.

Источник: http://top100photo.ru/blog/azbuka-fotografii/zhizn-nasekomyh-i-ne-tolko-makrosjomka

Ссылка на основную публикацию